Планирование как функция управления
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 22.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Планирование как функция управления 5
Глава 2. Виды планирования в ДОУ 11
Глава 3. Планирование, как основания функция руководителя ДОУ 18
Заключение 28
Список литературы 30
Одним из способов контроля и отслеживания достижения результата также является обратная связь от детей и родителей. Она может быть в любой форме: можно брать ее письменно, можно устно, можно открыто на родительских собраниях или анонимно в электронном виде. [14]Заключительный этап. Данный этап связан с анализом полученных результатов и разработкой рекомендаций по дальнейшим действиям. Анализ промежуточных результатов проводится в рамках основного этапа, а в рамках заключительного этапа проводится исчерпывающий анализ, связанный с выявлением причин получения положительных или отрицательных результатов; факторов, которые повлияли на эти результаты; как эти результаты коррелируются с поставленной целью и прогнозами; все ли методы и средства при достижении результатов были нужны и были эффективны; какие затраты и ресурсы и в каких объемах потребовались для достижения этих результатов; какой результат можно считать самым лучшим, а какой самым худшим и т.д.[11]Планирование – это очень трудоемкий процесс, но он пронизывает абсолютно всю деятельность дошкольного образовательного учреждения и руководителю без него не обойтись.Можно выделить несколько направленийпланирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении:- планирование, основанное на возрастных особенностях детей, включая их физические, умственные возможности, психологический портрет и интересы;- планирование, связанное с решением определенных образовательных задач в течение конкретного промежутка времени; - планирование, связанное с решением воспитательных задач;- планирование связанное, с внесением значительных изменений в педагогический процесс: смене определенных видов деятельности, изменение подходов, введение новых методов и т. д;- планирование, связанное с изменением форм взаимодействия в цепочке педагог – дети – родители, или внедрение новых форм данного взаимодействия;- планирование, связанное с развитием творческих и спортивных способностей детей; - планирование, связанное свнедрением изменений в трудовом коллективе ДОУ: повышением квалификации, внедрением новых принципов и правил работы, мотивация к разработке методических рекомендаций и поиску новых форм организации педагогического процесса и т.д. [1]Что касается истории, то врамках отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов планирования педагогического процесса. В период 20-х - 30-х годов, когда еще только происходило становление системы общественного дошкольного образования, планирование педагогического процесса было основано на так называемых«организующих моментах» (на сегодняшний день к этой формулировке больше подходит термин «направлений»). Каждый из таких «организующих моментов» был выстроен на основе следующих направлений: - общественно-политического воспитания;- изучения математики;- трудового воспитания, - изучения творчества (музыки, художественной литературы, рисования и др.)- изучения окружающего мира, - физического воспитания. [15]В своем планировании руководители составляли план работ для воспитателей по каждому направлению. План работ представлял собой описание содержания каждого направления и методы, с помощью которых он должен быть реализован. Данный план предназначался не только для детей, он включал в себя довольно большую часть, предназначенную и для родителей.Планирование было подобно школьному, так как направления были разделены по сезонам, и в каждом сезоне дети обучались и развивались в рамках 2-х, максимум трех из них.Если задавать вопрос о том, насколько ранее подобное планирование было эффективно, то вполне можно ответить утвердительно, так как работа с детьми предполагала их обучение в рамках конкретного направления, что тут же закреплялось играми, трудом, пением, рисованием и т.д. [20]Конечно, в рамках такого подхода были и плюсы, и минусы. Самым положительным моментом было то, что у детей была возможность в течение довольно длительного периода (не менее 3-х месяцев) сосредоточиться на изучении какого-то конкретного направления; самым отрицательным моментом является то, что детское восприятие информации недолговременное, и переключение внимания с одного предмета на другой на продолжительное время приводит к тому, что полученные ранее знания скорее всего будут забыты.Помимо планирования на основе «организующих моментов», руководители детских образовательных учреждений применяли также тематическое и комплексное планирование. [6]Тематическое планирование педагогического процесса было основано на выделении некоей конкретной темы, которая изучалась и прорабатывалась вместе с детьми (а иногда и совместно с родителями) на различных занятиях в течение нескольких дней. Например, если в соответствии с планированием необходимо было научить детей младшего возраста определять времена года, то в рамках занятий по рисованию они изображали разные времена года; в рамках занятий по музыке – они пели про времена года и т.д.Комплексное планирование педагогического процесса было основано на установлении логических связей между разными темами, направлениями, разделами. Сейчас мы бы назвали это кросс-функциональным планированием. Например, изучение той же темы о временах года рассматривалось в рамках одного занятия с точки зрения окружающего мира (как и где живут животные в разное время года), с точки зрения литературы (чтение и заучивание стихов о разных временах года) и т.д., т.е. в одно такое комплексное занятие входили различные виды деятельности для детей и с разнымсодержанием.[20]Все названные исторические и современные подходы к планированиюруководителем деятельности ДОУ, и соответственно, планировании педагогического процесса объединяет одно - стремление сделать детское образовательное учреждение развитым, соответствующим современным требованиям не только образовательных стандартов России, но и требованиям и ожиданиям родителей и учителей школ, которые принимают детей после ДОУ. Развитие функции планирования, а также обучение руководителей ДОУ грамотному планированию является одной из важных задач современного образования. [4]Сейчас в большинстве случаев планирование и организация педагогического процесса строится в основном на выделении тех целей, которые заявляет система российского образования. Эти цели далеко не всегда реалистичны, их зачастую трудно реализовать не только в течение одного года, но и в течение нескольких лет. Реальные же цели самого дошкольного образовательного учреждения гораздо менее амбициозные, но зато более приближенные к удовлетворению потребностей детей и их родителей в подготовке дошкольников в рамках ДОУ.Если говорить о плюсах, то современная многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация - направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. [17]В результате данной главы необходимо сделать вывод о том, что каждый из вышеперечисленных подходов руководителя по планированию и организации педагогического процесса в ДОУ имеет свои и положительные, и негативные моменты. До сих пор продолжается поиск наиболее оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.ЗаключениеСпланировать деятельность предприятия - значит составить план егфункционального развития и в дальнейшем контролировать выполнение этого плана. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по объяснению предстоящих действий и в определении наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.Планирование деятельности предприятия должно осуществлятьсясогласно следующим принципам: конкретность и измеримость планов предприятия; ориентированность во времени; достижимость показателей плана предприятия, реалистичность плана; гибкость; комплексность; непротиворечивость; обязательность исполнения плана.[10]Общие функции управления являются обязательными для любойорганизации. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль. Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом.Менеджмент в ДОУ строится на принципах научности, системности, гуманности, гибкости, оптимальности и социальной обусловленности. Операционные функции управления взаимосвязаны, между ними нет жесткого разграничения. Все они имеют некоторые общие характеристики:их реализация требует мотивации, коммуникации между участниками, принятия решения, которые связывают все управленческие функции.[22]Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.Модернизация системы образования в РФ вносит существенные изменения в практику управления ДОО. На современном этапе достижениеэффективного управления деятельностью ДОО в условиях внедрения ФГОСпредполагает высокий уровень владения руководителем ДОО управленческими технологиями.Ценность планирования как управленческой технологии заключается в том, что данная технология позволяет определить цели организации, коллектива, личности, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.Планирование представляет собой одну из основных функций управления, реализуемых руководителем ДОО. Данная деятельность, направлена на определение целей и задач организации, распределение и перераспределение ресурсов, прогнозирование показателей, характеризующих эффективность деятельности ДОО.[8]Список литературыАбдулманова И.В. и др. Планирование образовательной работы в ДОУ // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.– практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 118 – 120.Андрианова И.Л. Система методической поддержки в планировании работы с детьми. Справочник старшего воспитателя. - 2012, №9. - С. 20- 29.Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Подходы в планировании образовательного процесса в ДОУ. - 2013, №7. - С 56 - 59.Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 294с. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы - М: ТЦ Сфера, 2017. – 258с.Вершинина Н.Б. Современные подходы к планированиюобразовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – М.: Учитель, 2014. – 111с.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы иметоды. – М.: Айрис –Пресс, 2012. – 192 с.Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 229с.Гринберг А.С. Документационное обеспечение управления:Электронный учебник. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 302с.Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управлениякачеством воспитательно- образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита:Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 38 - 41.Изотова И. А. Планирование воспитательно-образовательного процессав ДОУ в соответствии с ФГОС ДО / И.А. Изотова // Дошкольноеобразование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XIIМеждунар. науч. - практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (12). - С.83 - 91.Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модельорганизации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М.:Сфера, 2014. – 224с.Крюкова В.В. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ //Управление ДОУ. – 2012, №8. С. 8 - 23.Ксендзова. Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика, методическиерекомендации. - Якутск: Изд-во ГУ РОНПО, 2013. – 178с.Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ).Научно-практический журнал // Управление ДОУ. – 2012, №3. - С. 21 - 27.Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. – М: Скрипторий, 2013. – 96 с.Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении:Методическое пособие.-6-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2012. – 187с.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:управление по результатам. - М.: Сфера, 2012. – 214с.Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие.– М.: Сфера, 2012. – 185с.Токмакова О.В. Управление процессом обучения: учебное пособие. - Киров: ВятГГУ, 2013. – 121с.Трайнев В.А. и др. Менеджмент и маркетинг в образовании, науке и производстве и его информационное обеспечение:методология и практика. - М.: Дашков и К., 2014. – 266с.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса вдошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителейДОУ. - М.: Аркти. – 2015. – 178с.Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования:правовое регулирование системы образования: Учебное пособие. - М.:ВЛАДОС - Пресс, 2014. – 399с.
1. Абдулманова И.В. и др. Планирование образовательной работы в ДОУ // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.– практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 118 – 120.
2. Андрианова И.Л. Система методической поддержки в планировании работы с детьми. Справочник старшего воспитателя. - 2012, №9. - С. 20- 29.
3. Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Подходы в планировании образовательного процесса в ДОУ. - 2013, №7. - С 56 - 59.
4. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 294 с.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы - М: ТЦ Сфера, 2017. – 258 с.
6. Вершинина Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – М.: Учитель, 2014. – 111 с.
7. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М.: Айрис – Пресс, 2012. – 192 с.
8. Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 229 с.
9. Гринберг А.С. Документационное обеспечение управления: Электронный учебник. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 302 с.
10. Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно - образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 38 - 41.
11. Изотова И. А. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО / И.А. Изотова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XII Междунар. науч. - практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (12). - С. 83 - 91.
12. Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М.: Сфера, 2014. – 224 с.
13. Крюкова В.В. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ // Управление ДОУ. – 2012, №8. С. 8 - 23.
14. Ксендзова. Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика, методические рекомендации. - Якутск: Изд-во ГУ РОНПО, 2013. – 178 с.
15. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал // Управление ДОУ. – 2012, №3. - С. 21 - 27.
16. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. – М: Скрипторий, 2013. – 96 с.
17. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2012. – 187с.
18. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: Сфера, 2012. – 214 с.
19. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2012. – 185 с.
20. Токмакова О.В. Управление процессом обучения: учебное пособие. - Киров: ВятГГУ, 2013. – 121 с.
21. Трайнев В.А. и др. Менеджмент и маркетинг в образовании, науке и производстве и его информационное обеспечение: методология и практика. - М.: Дашков и К., 2014. – 266 с.
22. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М.: Аркти. – 2015. – 178 с.
23. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС - Пресс, 2014. – 399 с.
Вопрос-ответ:
Что такое планирование и как оно связано с функциями управления?
Планирование - это процесс определения целей и разработки способов их достижения. Оно является одной из основных функций управления, потому что позволяет руководителям определять направление деятельности и принимать решения, основываясь на заданных планах.
Какие виды планирования используются в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях применяются различные виды планирования. Это может быть годовое планирование, квартальное планирование, месячное планирование, недельное планирование и даже планирование на отдельные занятия. Каждый вид планирования имеет свои особенности и позволяет более детально определить цели и задачи деятельности.
Как планирование может быть полезным для руководителя дошкольного учреждения?
Планирование является основной функцией руководителя дошкольного учреждения, так как оно позволяет определить стратегию и направление развития учреждения. Благодаря планированию руководитель может учеть ресурсы, определить необходимые мероприятия, определить приоритетные направления работы и контролировать их реализацию.
Какое значение имеет обратная связь от детей и родителей в контексте планирования?
Обратная связь от детей и родителей очень важна в процессе планирования. Она помогает руководителю учреждения оценить эффективность своей работы, учитывая мнение и потребности сторонних участников процесса. Обратная связь может быть в различных формах, например, письменно, устно, на родительских собраниях или даже анонимно в электронном виде.
Какие есть источники информации для планирования в дошкольных учреждениях?
Для планирования в дошкольных учреждениях используются различные источники информации. Это могут быть стандарты и программы, которые определяют образовательные цели и задачи учреждения. Также важную роль играют данные обследования, результаты наблюдений и анализа работ, опыт коллег и мнение родителей. Все эти источники помогают руководителю более точно определить планы и задачи для своего учреждения.
Что такое планирование как функция управления?
Планирование как функция управления - это процесс определения целей и задач, разработки планов действий и ресурсов для их достижения, контроля и корректирования выполнения этих планов.
Какие виды планирования существуют в ДОУ?
В ДОУ существуют различные виды планирования, такие как стратегическое планирование, тактическое планирование, оперативное планирование. Стратегическое планирование включает долгосрочные цели и стратегии развития учреждения. Тактическое планирование включает планы действий, направленные на достижение стратегических целей. Оперативное планирование включает планы на краткосрочный период и позволяет управлять текущими задачами.
Почему планирование является основной функцией руководителя ДОУ?
Планирование является основной функцией руководителя ДОУ, потому что оно помогает определить цели и задачи учреждения, разработать действенные стратегии и планы действий, а также контролировать выполнение этих планов. Планирование позволяет руководителю эффективно управлять ресурсами и достигать поставленных целей.
Какими способами можно получать обратную связь от детей и родителей?
Существует множество способов получать обратную связь от детей и родителей. Это может быть в любой форме - письменно, устно, открыто на родительских собраниях или даже анонимно в электронном виде. Важно создать атмосферу доверия, чтобы дети и родители могли свободно высказывать свои мысли и предложения.
Какое значение имеет обратная связь от детей и родителей?
Обратная связь от детей и родителей имеет большое значение, так как она позволяет узнать мнение и оценку работы ДОУ с их стороны. Она помогает выявить проблемы и недостатки, а также понять, что нужно изменить или улучшить в работе учреждения. Обратная связь также помогает установить партнерские отношения с родителями и создать более комфортные условия для развития детей.
Что такое планирование как функция управления?
Планирование как функция управления - это процесс определения целей организации и разработки действий, необходимых для их достижения.