Становление Концептуальных представлений о международных отношениях в эпоху древности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 20.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Периоды становления и развития международных отношений в различных концепциях международного права 4
2. Концепции международных отношений в догосударственный период 9
3. Международные отношения в культуре древних государств 12
4. Представления о международных отношениях в трудах древних исследователей 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Первой существенной характеристикой концепции права народов в Древней Индии была универсальность ее применения без учета ограничений, религиозных или цивилизационных.Государства в Древней Индии – либо мусульманское, либо христианское, либо греческое, либо ассирийское не различались, когда речь шла о межгосударственных отношениях, что вызывает беспокойство, когда мы говорим о существенных характерных особенностях концепции права народов сегодня, вчера или завтра. В античной Греции мудрецы говорили о желательном предотвращении войн как об основном принципе жизни народов: «Ведь нет [на свете] столь неразумного человека, который предпочитает войну миру» (Геродот. История. I. 87).В Древней Индии баланс сил между государствами достигался установлением так называемого «круга государств» (мандалы). В соответствии с существующей дипломатической концепцией между государствами, не имеющими общей границы, поддерживались союзнические отношения, и наоборот, соседние государства должны быть осторожны друг с другом.Эта доктрина была сформулирована в Артхашастре: «Если (государь) находится между двумя более сильными, то он должен прибегать к помощи того, кто в состоянии его спасти, или же того, кто непосредственно граничит с ним…Если ему грозит гибель со стороны обоих, то он должен прибегать к помощи “срединного”, или “стоящего в стороне”, или же “тех государей, которые являются сторонниками таковых” и т. д.. Подобная концепция внешней политики существовала и в хеттском государстве. «Если царь страны хеттов, – говорится в договоре царя хеттов Мурсилиса II с правителем Угарита Никмеппой, – вступает в отношения с Ханигальбатом или Египтом, или Вавилоном, или Альте, или с другими враждебными странами, которые находятся на границе с твоей страной и являются врагами царя страны хеттов, или с любой страной, которая находится на границе с твоей страной и является другом царя страны хеттов (Мукиш, Алеппо, Нугасси), будь на стороне царя страны хеттов и воюй вместе с ним, если царь страны хеттов начинает войну». Например, один лишь Угарит находился под влиянием сначала Митанни, потом Египта, впоследствии – Хеттского государства, они же устанавливали между собой систему баланса сил. Помимо заключения договоров это достигалось еще и средствами финансового поощрения: так, Угарит заплатил большую сумму денег царю Амурру, чтобы тот предоставлял ему необходимую защиту от внешних и внутренних врагов.Все созданные общественными международными отношениями предпосылки к разработке международного права свидетельствуют в какой-то степени в пользу концепции, согласно которой последнее является необходимым следствием появления и формирования любого международного общества (концепция ubisocietasibijus в отношении международной сферы), поскольку большинство из отмеченных факторов возникало в связи с возникновением первых международных сообществ.§ 4. Представления о международных отношениях в трудах древних исследователейВ древнем мире и раннем средневековье науки международного права в современном её понимании, т. е. стройной и логичной системы знаний о межгосударственных нормах, не существовало. Отрывочные рассуждения по вопросам международного права имелись в сочинениях юристов, историков и философов. В произведениях китайских философов (Лао-Цзы, Конфуций и др.) мы находим высказывание о вреде войн, о соблюдении договоров, о необходимости создания союза народов. Памятники индийского эпоса (Рамайана и др.) содержали описание рангов дипломатических представителей и их функций (вести переговоры, подкупать, сеять раздоры). Они перечисляли запрещенные средства ведения войны (употребление скрытого и отравленного оружия, колесницы против пехотинца, уничтожение полей, деревьев и прочее), «воин не должен убивать того, кто просит о пощаде, кто с мольбой протягивает руки, кто сам отдается ему во власть, говоря: «я твой пленник», также ни безоружного, ни обнаженного, ни раненого, ни бегущего». Рассуждения по вопросам международного права встречались в греческой литературе, преимущественно у историков (Геродот, Фукидид) и философов (Аристотель, Платон). Так, Фукидид осуждал убийство безоружного и умоляющего о пощаде врага. Саму же войну, по его мнению, следует начинать лишь тогда, когда спор не решен посредником либо третейским судом. Платон, считая войну «естественным состоянием народов», высказывался в «Республике» за смягчение правил ведения войны между греками, осуждал завоевательные войны и мечтал об идеальном государстве с международным судом, разоружением и запретом войн (диалог Критий). Против несправедливых войн и за смягчение участи пленных выступал Аристотель в «Политике». Вопросам международного права определенное внимание уделялось римскими историками (Цезарь, Непон, Тацит, Тит Ливии), юристами и философами (Помпоний, Цицерон и др.). По словам Ливия, «вражеские посланники, даже замеченные в совершении враждебных действий, римляне считали неприкасаемыми из уважения к защите, которая была им предоставлена ​​по международному праву». Так же смотрел на этот вопрос и известный полководец Сцинтон. Когда ему сообщили, что карфагеняне плохо обращались с римскими послами, он сказал, «Мы не должны делать этого с послами Карфагена, потому что это было бы недостойно традиционного modusoperandi римского права». Однако большинство высказываний относится к характеристике войн. Согласно Цицерону, «ни одна война не является справедливой, если она не объявлена, если она не предпринята вследствие нанесенной обиды». Вместе с тем учёные оправдывали жестокость римлян на войне. «Во время мира, – говорил Тацит, – к каждому относятся по его делам и заслугам, но когда воспламеняются войны, невинные умирают вместе с преступником». Таково в принципе было мнение о других выдающихся римских юристах – Помпония, Ульпиана и Гая. Римским юристом Ульпианом во II веке до нашей эры была предпринята попытка определения «права народов». Он писал: «Право народов: оккупация, застроенное и укрепленное место, война, плен, рабство, постлиминация (союзы), мирные договоры, перемирие, священный долг не оскорблять послов и запрещать браки между иностранцами; право народов этих институтов называется потому, что это право пользуются почти всеми народами.». В приведенном перечне указаны исключительно лишь институты межгосударственного права. «Право народов» в этом определении отождествлено с международным правом. В других регионах мира международно-правовые воззрения развивалась аналогичным образом. На арабском Востоке, ортодоксальные религиозные трактаты, рассматривали и юридические вопросы (разумеется, на основе Корана). Со временем стали появляться и философско-светские труды, затрагивавшие и международно-правовые вопросы. Международная юридическая наука как область человеческого знания не была известна ни в древности, ни в раннем средневековье. Соответственно, наука о международном праве начинает выделяться в отдельной части правовой науки в XIII - XIV веках. Те или иные проблемы международно-правового характера рассматривались мыслителями древности, однако в контексте более общих социально-философских и религиозных вопросов. Исследовательскую тенденцию можно увидеть в научном наследии Конфуция, Лао-Цзы, Платона, Аристотеля, Сенеки, Марка Аврелия. Известный римский философ и оратор Цицерон, один из первых, попытался выделить международный элемент в своем учении о законе (например, это «За Манильевский закон»). Наибольшее влияние на развитие науки международного права имели воззрения римских юристов III–V вв. Именно они определили сферу «права народов» (Ульпиан), подчеркивая, что право народов есть часть естественного права, отличающаяся от него тем, что животные не являются его субъектами, Субъектами «права народов» являются не только государства, но и свободные индивиды. Это вполне объяснимо, так как право народов в Риме регулировало не только договорную практику между государствами, но и касалось деятельности государственных органов по регулированию юридического положения иностранцев. В течение следующего тысячелетия проблемы международного права изучались и толковались в основном в контексте религиозных догматов. Такие отцы церкви, как Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный, положили начало этому направлению. Августин Блаженный (354-430). Он утверждал, что люди и государства должны руководствоваться нормами справедливости. Средневековый поэт Данте (1266-1321) в труде о монархии затрагивал вопросы международного права. В Северной Италии в XI – XII вв. школой глоссаторов (Глоссатор (лат. – glossator) – лицо, дающее толкование законов или судебных решений) была предпринята первая попытка отделения науки международного права от богословия.Позже эта линия мысли была разработана послеглотаторами. Их работы подготовили благодатную почву для расцвета испанской школы международного права в XVI веке. (Ф. Виттория, Ф. Суарес). Это Франциск Виттория, советник короля Карла V, впервые придумал термин «прямо между народами» (jusintergentes). ЗаключениеВ исследовании комплексно раскрыты теоретические и методологические вопросы, связанные с моделями внешнеполитической деятельности догосударственного периода и периода древних государств, что позволило сформировать следующие выводы.В настоящее время существует множество подходов и концепций, относящихся к вопросам развития международных отношений. Многие из них разработаны в советский период развития и становления отечественной науки международного права. Сущность данных институтов следует изучить в ретроспективном ключе для уяснения их правовой природы.Генезис международных отношений на исторических этапах, предшествовавших появлению государства, доказывает, что происхождение международного права, невозможно наметить единственным шагом в становлении государства, поскольку его позитивное содержание не предназначено регулировать сугубо межгосударственные и в более широком смысле - международные отношения. Возникновение международного права находится в неразрывной связи с зарождением межгосударственных отношений. Если говорить о явлении системности в международных отношениях, то появляется она только к середине XX в. Исследуя процесс развития международного права, необходимо понимать, что это надстроечное явление, зависящее от развития базисных экономических отношений, но способное влиять на многие процессы, происходящие в межгосударственной системе.Периоды столкновения государственных интересов приводили к удовлетворению потребностей победителей, разрядке международной напряженности, гармонизации (балансу) интересов, изменению правового сознания и закреплению достигнутого в правовой форме.Все созданные общественными международными отношениями предпосылки к разработке международного права свидетельствуют в какой-то степени в пользу концепции, согласно которой последнее является необходимым следствием появления и формирования любого международного общества В древнем мире и раннем средневековье науки международного права в современном её понимании, т. е. стройной и логичной системы знаний о межгосударственных нормах, не существовалоВопросы международных отношений формировалисьв греческой литературе, преимущественно у историков (Геродот, Фукидид) и философов (Аристотель, Платон). Вопросам международного права определенное внимание уделялось римскими историками (Цезарь, Непон, Тацит, Тит Ливии), юристами и философами (Помпоний, Цицерон и др.). Также, существовали воззрения о международных отношениях в Северной Италии в XI – XII в.Все вышеуказанные труды и сформированные в них концептуальные представления оказали существенное влияние на современную науку международного права, теории дипломатии и т.д.Список использованной литературыBroughton Т. R. S. Continuity and Conflict in the Ancient Near East. XIII International congress of Historical Sciences. Moscow, 1970. P. 4.Lackenbacher S. TextesAkkadiensd’Ugarit. Textesprovenant des vingt – cinq premieIrescampagnes. Paris, 2002. P. 33, 53.Nagendra Singh. India and International Law ancient and medieval. P. 17.Phillipson С. The international law and custom in ancient Greece and Rome. In two volumes. London, 1911. Vol. 1. P. 40.Van Vollenhoven, 1926, р.5; Nussbaum, 1962, р. 17; Anand, 1986, р.5Watson, R. I. (1973). Investigation into deindividuation using a cross-cultural survey technique. Journal of Personality and Social Psychology, 25(3), 342-345.Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права // М.: Международные отношения, 1990. 205 с.Бирюков П.Н. Международное право / Уч. нос. - Воронежу 1996.с. 19-22.Бокщанин А. Г. История международных отношений и дипломатии в древнем мире. С. 3, 9.ГрабарьВ. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). М.: Изд. АН СССР, 1958. 491 стр. Громыко А.А. и др. История дипломатии. Том 5. Кн. 1.Изд. 2-е (IV и V тома публикуются впервые). Под ред.: А. А. Громыко, И. Н. Земскова, В. А. Зорина, В. С. Семёнова, М. А. Харламова. — М.: Издательство Политической литературы, 1974. — 756 с., с. 15.Каманина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999. С. 28.Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. Учебник. Главы XXI и XXII. - М.,. 1994. 450 с.Комаровский Л. Основные вопросы науки международного права. М., 1892. С. 58.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2005., с. 67-68.Лукашук И.И. Международное право: Учебник – 2-е изд. // Сов. Государство и право. 1947.Мак – Шл В. Пщнесення Заходу. Iсторiiлюдськогосуспшьства. 3 авторською ретроспективною передмовою. Київ, 2002. С. 22.Международное правоУчебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – с. 26.Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3'е, перераб. и доп. — М. :ВолтерсКлувер, 2005. — 432 с.Международное публичное право. Учебник / Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А., Волосов М.Е., и др.; Отв. ред.: БекяшевК.А.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004., с. 61.Общие вопросы теории международного права / Академия наук СССР. Институт государства и права; Д.Б. Левин. – М.: Наука, 1982. – 198 с.; Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (портрет погибшей цивилизации). М., 1980. С. 57.Усенко Е.Т. Очерки теории международного права // М. : Норма, 2008.Шаповалов Н.И. Международное публичное право. Московская финансово-промышленная академия. М., - 2004 г., с. 62-63.Шестаков Л.Н. Действующее международное право: Документы в трех томах/сост. .... М., 1987.Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. учебное пособие. м.: НИМП, 2001., с. 24.

Международные отношения в последнее время переживают существенные перемены, которые, несмотря на всю значимость вызывают в настоящее время больше вопросов, чем ответов. Свидетельством тому является значительный разброс точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной юридических науках.
История становления и развития международных отношений достаточно исследована и в зарубежной, и в отечественной правовой науке . В учебной литературе историческим вопросам также отводится много внимания. Большинство учебников содержат подробные разделы об истории международных отношений . Однако, несмотря на высокую степень разработанности проблемы, единого мнения о времени возникновения международной дипломатии и общепризнанной концепции его развития в науке нет.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с возникновением и развитием концептуальных представлений о международных отношениях в период древности.
Предметом курсовой работы являются памятники законодательства о международных отношениях, материалы, содержащиеся в доктринальных источниках о вопросах теории и истории международных отношений.
Цель исследования состоит в изучении становления и развития концептуальных основ международных отношений в древности.
Поставленная цель обусловила формулировку следующих задач:
- исследовать периоды становления и развития международных отношений в различных концепциях международного права;
-провести анализ концепций международных отношений в догосударственный период;
- изучить сущность международных отношения в культуре древних государств;
- проанализировать представления о международных отношениях в трудах древних исследователей.
Методология и методика курсовой работы. Основным методом исследования явился системный подход, который позволил автору выявить общие и особенные теоретические концепции международных отношений. Кроме того, в работе использовалась совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования.
Структура работы обусловлена постановкой цели и задач. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Вопрос-ответ:

Какие периоды становления и развития международных отношений рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются периоды становления и развития международных отношений в эпоху древности. Авторы обращают внимание на различные концепции международного права и представления о международных отношениях в догосударственный период, а также на международные отношения в культуре древних государств.

Какие концепции международных отношений рассматриваются в догосударственный период?

В догосударственный период рассматриваются различные концепции международных отношений. Это, например, концепция военного деспотизма, которая предполагает отсутствие ограничений на поведение государств в отношениях между собой. А также концепция гражданства, где на первый план выходит идея прав человека и гражданина в обществе.

Какие представления о международных отношениях рассматриваются в культуре древних государств?

В культуре древних государств рассматриваются различные представления о международных отношениях. Это, например, представление о примате силы и военной мощи во взаимоотношениях между государствами, а также представление о необходимости установления мирного сосуществования и дипломатических отношений.

Какие труды древних исследователей рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются труды древних исследователей, которые занимались изучением международных отношений. Авторы обращают внимание на их представления о праве народов и универсальности некоторых принципов, таких как справедливость и равенство.

Какую первую существенную характеристику концепции права народов в Древней Индии можно выделить?

Первая существенная характеристика концепции права народов в Древней Индии была универсальность. Эта концепция предполагала, что все народы имеют права и обязанности, которые не должны нарушаться другими народами.

Какие были периоды становления и развития международных отношений в эпоху древности?

Периоды становления и развития международных отношений в эпоху древности можно разделить на несколько этапов. В первый период, который можно назвать "доцивилизационным", относятся времена, когда формировались первобытные общества и возникали первые формы международных отношений. Второй период, "древневосточный ориент", характеризовался развитием государств и дипломатических отношений между ними. Третий период, "древнегреческий исторический опыт", относится к эпохе классической Греции, где возникли первые концепции искусства дипломатии. Четвёртый период, "древнеримский международный опыт", связан с возникновением Римской империи и развитием её внешних отношений. Эти периоды являются ключевыми в формировании концепций международных отношений на протяжении древности.

Какие были концепции международных отношений в догосударственный период?

В догосударственный период, когда формировались первые государства, ещё не было чётких и развитых концепций международных отношений. В основе взаимодействия лежала примитивная форма договорённостей и соглашений между племенами и общностями. Примитивные концепции международных отношений включали в себя понятия территории, племенной принадлежности и примитивную торговлю. Эти концепции позже эволюционировали и совершенствовались в рамках развития государственности и усовершенствования дипломатических отношений.

Как формировались концептуальные представления о международных отношениях в эпоху древности?

Концептуальные представления о международных отношениях в эпоху древности формировались через взаимодействие и обмен опытом между древними государствами. Эти представления основывались на международных договорах, законах и обычаях, а также на взаимодействии вооруженных сил и дипломатических миссиях.

Какие периоды становления и развития международных отношений в различных концепциях международного права можно выделить?

В различных концепциях международного права можно выделить несколько периодов становления и развития международных отношений. Это, например, период до возникновения древнеиндийской концепции права народов, период существования догосударственных отношений, а также период развития культуры древних государств.