социальные факторы и практики инклюзии в условиях городской жизни.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 29 29 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 20.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Концепты социальной инклюзии в условиях городской жизни 5
1.1 Теоретические, идеологические и прикладные аспекты социальной инклюзии 5
1.2 Обзор городской среды 9
2 Исследование социальных практик инклюзии в городской среде 14
2.1 Методология инклюзии в условиях городской жизни 14
2.2 Результаты применяемых практик инклюзии 19
Выводы 28
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Между тем, важно избегать стереотипов. Зачастую между разными учениками может быть много общего. Работа, которая проделываетсядля преодоления трудностей одного ученика, часто приносит пользу и многим другим учащимся. В итоге различия между учениками (интересы, знания, опыт, знание языка, достижения или инвалидность)преобразуются в ресурсы, которые поддерживают эффективность педагогического процесса. В настоящее время все же существует практика исключения учеников из системы общего образования в результате инвалидности или «сложностей при обучении». Данная негативная практика встречает определенные препятствия (рисунок 9).Рисунок 9 - Препятствия для негативной практики исключения детей из процесса образованияВ данных документах признается, что редко доступ к системе общего образования для отдельных детей становится крайне сложнымиз-за несущественных и не особо значимых причин. При этом,этот подход не указывает направо получения общего образования лишь в школе, расположенной поблизости от места жительства. Инклюзия представляет собой процесс, который направлен на преобразование школ в образовательные пространства, стимулирующие и поддерживающиеи учеников, и сотрудников. Ее цель- развитие сообществ, поддерживающих и высоко ценящих достижения каждого его члена. Инклюзия включает в себя расширение имеющихся сообществ. Школы в данном случае сотрудничают с другими службами и сообществамидля того чтобы улучшить образовательные и социальные условия в своих районах.Включающие и исключающие подходы в образовании в данной работе изучаются в рамках трёх взаимосвязанных аспектах, которые отражаютважнейшие направления улучшения ситуации в школе: формирование инклюзивной культуры, развитие инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики (рисунок 10). Указанные аспекты задают направление мышления, которое направлено на реформы в школах не только относительно инклюзии, но и в более обширном применении. Данные аспекты изменений, которые проводятся в школе, требуютособого вниманияпо всем трём направлениям.Рисунок 10- Три аспекта развития инклюзииКак видно из рисунка 10 аспект «создание инклюзивной культуры» находится в основании треугольника, поскольку внимание, уделяемоевозможностям позитивного или негативного влияния школьной культуры на характер и динамику реформ образования, совершенно недостаточное. Поэтому школьная культура составляет основу проводимых реформ и изменений. Развитие общих инклюзивных ценностей и отношений сотрудничества приведет в конечном итоге к изменениям и в других аспектах. Так, инклюзивная культура, формируемая в школе, влияет на политику и практику образования и обучения, ее могут активно поддерживать новые сотрудники и учащиеся. Каждый аспект делится на два раздела, для более сильного фокусирования необходимых моментах, которые могут повысить уровень образования и полноценного участия в школьной жизни. Аспекты (оси) и разделы показаны на рисунке 11. Вместе они составляютметодику оценки, которая направлена на структурирование работы по формированию плана инклюзивного развития школы. Важно чётко представлять, что развитие школы путем инклюзии необходимо проводить во всех этих областях.Применениеданной практикиспособствует развитию инклюзивных подходов в образовании. Процессиспользования данной практики включает коллективную оценку опыта тех, кто имеет связь со школой. Данный процесс не оценивает компетентность участников, а ищет пути поддержки педагогического и профессионального развития. Данный процесс рассматриваетсяидентично процессуформирования плана развития школы, в первый год работы необходимо добавить дополнительную фазу: начало работы по методике в направлении инклюзии. На протяжении данной фазы координационная группа знакомится с материалом и тем, как егоиспользовать (рисунок 12).Стоит заметить, что развитие школы нельзя рассматривать в качестве механического процесса. Его основу составляет поиск связей между ценностями, эмоциями и действиями при тщательном размышлении, анализе и планировании. Рисунок 11- Оси и разделыПрактическое применение практик инклюзии начинается в момент знакомства с материалами. Практика основана на тех знаниях всех членов школьного сообщества, и изменяется в зависимости от ситуации. В итоге вся школа приобщается к участию в процессе освоения материалов практики инклюзии.Рисунок 12- Процесс применения Пособия и цикл планирования развития школыДля устойчивости положительных изменений, необходимо постоянно вовлекать в данную работу всех сотрудников и руководство школы, а также родителей/опекунов и самих учащихся. Данные изменения необходимо интегрировать в школьную культуру. Процесс практического использованияпрактикпоказаны на рисунке 13 и детально описаны ниже.Если применение практики инклюзии будет интегрировано в процесс общешкольного планирования, то фазы 1, 2 и 3 необходимо завершить задолго до формирования плана развития школы на следующий год, для включения выработанных приоритетов в годовой план.Практика применения инклюзии в школе сравнивает первый год со стрельбой по движущейся мишени, поскольку важносовмещать приоритеты с тем, что уже есть в школьном плане. Планирование в школепроисходит по-разному: отдельные школы применяют трёхгодичный план развития, в то время как другие применяютплан, рассчитанный на пять лет.Рисунок 13- Процесс практического применения ПособияОтдельныеформируют детальный план на следующий год, другие лишь на полугодие. Практика инклюзии включает пошаговый процесс планирования и реализации главных направлений развития школы в направлении инклюзии. Школьное планирование представляет собой более сложный и менее структурированный процесс. Рекомендации полученные в ходе применения практики инклюзии, направлены на модификацию ценностей, и приводят к тому, что сотрудники и ученики вносят в культуру, политику и практику школы изменения, существенноменее предсказуемые, чем просто работа по реализации одного из основных приоритетов. Например, глубокие изменения в сотрудничестве и взаимодействии сотрудников друг с другом, или менее заметные изменения во взаимодействии сотрудников школы и детей. Углубляя исследования применяемой в школе культуры, политики и практики, можно получить очевидные возможности для инклюзивного развития, ранее незаметные. Так, сотрудниками обнаруживаются, некоторыеменее инклюзивные аспекты,чем определялись ранее. Данный негативный факторсбалансируетсяопределением скрытых ресурсов, направленных на поддержание обучения и полноценного участия среди сотрудников, учеников, родителей/опекунов и окружающих школу сообществах. Практикиприменяются школами, которые работают самостоятельно, однако многие из них, часто на ранней стадии, нуждаютсяво внешней поддержке. Семинар, который проводится для основных сотрудников школы специалистом знакомым с практиками инклюзиисущественно помогает в начале работы.В случае, если школа хочет работать с определенными вопросами, индикаторы и детализированные вопросы используются самостоятельно.Руководство прилагает существенные усилия к тому, чтобы все школы стали инклюзивными, а практики помогают реформировать мышление, которое направлено на процесс поддержки школ.ВыводыПодводя итог можно сказать, что не учитывая не благоприятные социокультурные, институциальные, политические и экономические условия и предпосылки разработки инклюзивной социальной политики в России, есть причины считать, что в настоящее время, в период возросшей деятельной активности ряда групп и сообществ, закладывается культурная основа социальной инклюзии и социальной интеграции как принципов современного глобального общества. Условиямультикультурного общества привлекают более пристальное внимание к различным культурным, идеологическим, поведенческим, символическим основаниям социальной эксклюзии и требуют активного участия самих меньшинств в осуществлении преимуществ культурного многообразия и, соответственно, в усилении социальной сплоченности общества на основе принципов инклюзии. В итоге социальные институты, которые не обладают достаточными собственными ресурсами для перехода на позиции социальной инклюзии, получают от агентов необходимую подпитку в виде новых инициатив, дополнительной лояльности к инновациям, доверия, открытости, настроенности на диалог и активной нацеленности на социальные изменения. Практика показала, что для того чтобы научиться видеть в социальной инклюзии общее благо, государству и разным социальным институтам важно преодолеть не только «ментальную инерцию» в плане видения социальной политики как основы общества, который базируется на интеграции его членов, но и воспринимать новые требования в области компетенций госслужащих и социальных работников, учителей и работников дошкольных учреждений, перестать бояться открытого диалога с гражданами и постепенно превратить практику социальной инклюзии в общественную норму.Список использованной литературыАнуфриев А. А. Социальные факторы как метод организации структуры архитектурного пространства // Вестник ИрГТУ. 2015. № 5 (100). С. 72–81. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с. Дридзе Т. М. Социальная диагностика в градоустройстве // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 94–98. Дридзе Т. М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 131–138. Рабинович Е. И. О социально-краеведческом методе исследования города в социально-проектной диагностике // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995. С. 280–285. Яргина З. Н., Хачатрянц К. К. Социальные основы архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1990. 343 с. Ануфриев А. А. Социология городской среды как целостная концепция жизнедеятельности человека [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 103-108. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10800/ (дата обращения: 17.11.2018).Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ; ЦСПГИ, 2008.Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3/4. С. 5–17.Сизова И. Л. Социальное государство в современном обществе и динамика российской композиции социальной политики // Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 3 (31). C. 172–193. Ярская В. Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008.Бек У. Что такое глобализация? / пер с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 96–97.Межкультурные города. К модели межкультурной интеграции / под ред. Ф. Вуда. Совет Европы. 2009 // http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/culture/cities/ICCModelPubl_ ru.pdfКак люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / под ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010.Оберемко О. Общество как пространство для (само)идентификации и гражданского действия // Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / под. ред. Е. С. Петренко. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008.

1. Ануфриев А. А. Социальные факторы как метод организации структуры архитектурного пространства // Вестник ИрГТУ. 2015. № 5 (100). С. 72–81.
2. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с. Дридзе Т. М. Социальная диагностика в градоустройстве // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 94–98.
3. Дридзе Т. М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 131–138.
4. Рабинович Е. И. О социально-краеведческом методе исследования города в социально-проектной диагностике // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995. С. 280–285.
5. Яргина З. Н., Хачатрянц К. К. Социальные основы архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1990. 343 с.
6. Ануфриев А. А. Социология городской среды как целостная концепция жизнедеятельности человека [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 103-108. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10800/ (дата обращения: 17.11.2018).
7. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ; ЦСПГИ, 2008.
8. Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3/4. С. 5–17.
9. Сизова И. Л. Социальное государство в современном обществе и динамика российской композиции социальной политики // Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 3 (31). C. 172–193.
10. Ярская В. Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008.
11. Бек У. Что такое глобализация? / пер с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 96–97.
12. Межкультурные города. К модели межкультурной интеграции / под ред. Ф. Вуда. Совет Европы. 2009 // http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/culture/cities/ICCModelPubl_ ru.pdf
13. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / под ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010.
14. Оберемко О. Общество как пространство для (само)идентификации и гражданского действия // Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / под. ред. Е. С. Петренко. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008.