Методы педагогического исследования
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 22.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Сущность методов педагогического исследования 4
2 Разновидности методов педагогического исследования 7
Заключение 16
Список использованных источников 17
Вследствие этого методом обычного наблюдения сложно накопить фактический материал. В таком случае исследователь создает искусственно такие условия, при которых бы проявились явления, изучаемые им. Иными словами, исследователь прибегает к педагогическому эксперименту, в котором применяется целый комплекс методов: статистические исследования, беседы, наблюдения и др. Эксперимент может проводиться в специально создаваемых (в данном смысле — искусственных, необычных) и вместе с тем — контролируемых ситуациях и условиях. Эксперимент представляет собой постановку своего рода «педагогического опыта» для проверки степени эффективности приемов, методов воспитания и обучения. Эксперимент дает возможность вычленять определенные педагогические явления, вносить изменения в ситуацию протекания педагогических процессов и при необходимости их повторять.
В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании могут применяться разные виды экспериментов.
Констатирующий эксперимент предусматривает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. К примеру, при исследовании степени эффективности применения технических средств в обучении на традиционном (обычном) уроке занятие проводится с использованием оборудования и аппаратов, притом — на различных этапах урока, а также без технических средств. Результаты усвоения обучающимися материала подлежат сравнению, после чего можно сделать выводы: существует ли разница в эффективности обучения с использованием технических средств или нет; если разница наблюдается, то в чем и какая?
Преобразующий эксперимент (его называют еще созидающим) предполагает коренное изменение условий, в ряде случаев — среды протекания педагогического процесса. Например, одну и ту же тему по литературе в одном и том же классе изучают на уроках, обладающих традиционной структурой: опрос, изложение нового материала, закрепление, проверка усвоенного. В другом классе ее изучают в другой организации — в форме «праздника», деловой игры и т.д. В данном случае преобразуются, меняются и ситуация, и обстановка проведения занятий. Результаты усвоения материала также подвергаются анализу, после чего исследователь делает выводы относительно эффективности той или иной организации занятия.
Лабораторный эксперимент, в отличие от естественного, проводимого в привычных и обычных условиях, предполагает организацию в специальной лаборатории. Здесь применяются специальное оборудование и приборы, которые воспроизводят педагогическую ситуацию, фиксируют соответствующие реакции исследуемых. К примеру, при исследовании реакции поведения школьницы 2-го класса в специальном помещении ей одной показывают сцены, разыгрываемые куклами (своеобразный кукольный театр). В соответствии с сюжетом демонстрируются и сцены, которые вызывают восторг, и сцены конфликтных отношений и т.п. варианты поведения. Приборами фиксируется реакция девочки на данные сцены: сочувственная, радостная, девочка может порываться помочь пострадавшему; безразличие, сожаление и т.д. Зафиксированные данные подлежат сравнению с соответствующими сценами, вызвавшими те или иные переживания. После чего исследователь делает выводы.
Контрольный эксперимент может быть организован для проверки степени достоверности результатов, ранее полученных при проведении лабораторного, преобразующего или констатирующего экспериментов. Данный вид эксперимента организуется в виде перекрестного или повторного. Повторный проводится как дублирование состоявшегося уже эксперимента. Перекрестный эксперимент предполагает перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа становится в перекрестном эксперименте контрольной, а бывшая контрольная — экспериментальной.
Путем сравнения результатом перекрестного и повторного экспериментов можно сделать вывод, насколько полученные материалы и факты достоверны, в какой мере можно их использовать для дальнейшего анализа.
Пилотажный эксперимент можно также назвать и предварительным. Любую методику исследования, а в особенности педагогический эксперимент, необходимо тщательно готовить. Первоначальный вариант эксперимента может быть удачным, но, вероятно, и не наилучшим. Поэтому важно на практике проверить качество и уровень проработанности методики эксперимента. Данный предварительный эксперимент проводят сначала не в полном, а в сокращенном варианте. Это и есть пилотажный эксперимент, который предназначается для проверки и доведения методики эксперимента до высокого уровня. После этого отдельные звенья эксперимента или его фрагменты подлежат корректировке. И уже только после этого можно организовать в полном объеме педагогический эксперимент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию устоявшихся уже методов. Современная педагогика как наука применяет целую систему приемов, способов, подходов и принципов для практического и теоретического исследования проблем обучения и воспитания. Каждый отдельный из приведенных в данной работе методов выполняет свою специфическую роль, помогает исследованию только отдельных сторон педагогических явлений.
Таким образом, при помощи разнообразных методов исследования педагоги могут получить информацию о том, как протекают процессы образования, обучения и воспитания, анализируют полученные данные, включают выводы в систему научных знаний. Ни один метод, отдельно взятый, не гарантирует надежности выводов. Соответственно, методы применяются всегда в сочетании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. учебник для спо / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. - 477 c.
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. - 320 c.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 448 c
Исаев, Е. И. Педагогическая психология. Учебник / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. - 348 c.
Хон, Р. Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. - 736 c.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – С. 96.
Хон, Р. Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. – С. 347.
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. – С, 139.
Исаев, Е. И. Педагогическая психология. Учебник / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. – С. 128.
Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. учебник для спо / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. – С, 216.
17
2
1. Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. учебник для спо / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. - 320 c.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 448 c
4. Исаев, Е. И. Педагогическая психология. Учебник / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. - 348 c.
5. Хон, Р. Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. - 736 c.
Вопрос-ответ:
Какие существуют методы педагогического исследования?
Существует несколько методов педагогического исследования, включая наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование и анализ документов.
Что такое метод наблюдения в педагогическом исследовании?
Метод наблюдения в педагогическом исследовании предполагает систематическое наблюдение за процессом обучения или воспитания с целью сбора фактического материала и выявления закономерностей.
Каким образом педагогический эксперимент применяется в исследовании?
Педагогический эксперимент используется исследователем для создания искусственных условий, в которых можно наблюдать и изучать явления в области образования. Это позволяет исследователю контролировать переменные и проверять гипотезы.
Какие ещё разновидности методов педагогического исследования существуют?
Кроме наблюдения и эксперимента, существуют также методы интервью, анкетирования и анализа документов. Эти методы позволяют собирать информацию от участников образовательного процесса или изучать различные педагогические материалы и документы.
Какие источники можно использовать в педагогическом исследовании?
В педагогическом исследовании можно использовать различные источники, такие как учебники, программы, планы занятий, методические пособия, а также документы, связанные с оценкой качества образования, стандартами и требованиями.
Что такое методы педагогического исследования?
Методы педагогического исследования - это специальные приемы и инструменты, которые используются для изучения и анализа педагогических явлений и процессов.
Какие существуют разновидности методов педагогического исследования?
Существует несколько разновидностей методов педагогического исследования, включая наблюдение, опросы, эксперименты, статистический анализ данных и т. д.
Что такое педагогический эксперимент?
Педагогический эксперимент - это метод исследования, при котором создаются особые условия для проявления и изучения конкретных педагогических явлений или процессов.
Для чего используется метод наблюдения в педагогическом исследовании?
Метод наблюдения в педагогическом исследовании используется для получения фактического материала, изучения поведения и деятельности учеников или преподавателей в различных педагогических ситуациях.
Какие методы можно использовать для статистического анализа данных в педагогическом исследовании?
Для статистического анализа данных в педагогическом исследовании можно использовать такие методы, как описание данных с помощью статистических показателей, корреляционный анализ, факторный анализ и др.
Какие методы можно использовать в педагогическом исследовании?
В педагогическом исследовании используются различные методы, такие как наблюдение, опрос, эксперимент, анализ документов и т.д. Они позволяют получить надежный и полный материал для изучения педагогических явлений.
Что такое педагогический эксперимент и для чего он применяется?
Педагогический эксперимент - это метод педагогического исследования, при котором создаются специальные условия для изучения явлений и процессов в образовательной среде. Он применяется для проверки гипотез, определения эффективности педагогических мероприятий и разработки новых методик и подходов в образовании.