Повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО
Заказать уникальную дипломную работу- 95 95 страниц
- 71 + 71 источник
- Добавлена 31.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности организации 5
1.1. Понятие конкуренции, конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, определяющие конкурентную позицию организации и виды конкурентоспособности 10
1.3. Методические подходы к оценке конкурентной позиции организаций 16
2. Оценка конкурентной позиции и конкурентоспособности ООО «ГТК» 31
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации 31
2.2. Анализ внешней среды организации, движущих сил отрасли и ключевых факторов успеха 40
2.3. Анализ внутренней среды организации и оценка её конкурентной позиции на рынке 46
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО «ГТК» 55
3.1. Характеристика мероприятий по повышению качества обслуживания клиентов организации 55
3.2. Ожидаемый эффект от предложенных мероприятий 60
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Приложения 80
- 2015. - N 5. - С.117-124.
Гончаров А.А. Современные тенденции разработки конкурентных стратегий // Наука и экономика. 2011. № 2. С. 37.
Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник. Практикум. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: КУРС:ИНФРА-М, 2015. – 448 с.
Демченко С.К. Система управления товарно-ассортиментной номенклатурой в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст] / С.К.Демченко, Е.В.Щербенко // Микроэкономика. - 2012. - N 5. - C.105-108.
Егоров Н.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. – Чебоксары, 2012.
Карлина Т. Структура организации и конкурентные преимущества [Текст] / Т. Карлина // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 6. - С.76-84.
Качалин В.В. Культура конкуренции [Текст] / В.В. Качалин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 7. - С.26-32.
Кириллов В.Н. Оценка конкурентных преимуществ нематериальных активов в инновационной деятельности [Текст] / В.Н. Кириллов// Наукоемкие технологии. - 2012. - N 11. - С.65-70.
Клековкин Л.И. Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики[Текст] / Л.И.Клековскин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 17. - С.32-38.
Кожевников А. Комплексный индекс для оценки конкурентоспособности организации [Текст] / А.Кожевников, Ю.Терехова // Стандарты и качество. - 2014. - N 1. - С.82-84.
Макаревич Э.Ф. Имидж в современном мире [Текст] / Э.Ф.Макаревич, О.И.Карпухин // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 3. - С.39-59.
Малинина О. Имидж коммерческого предприятия [Текст] / О.Малинина, А.Долгова // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 6. - С.130-136.
Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. - М. : ИНФРА-М, 2016.
Материалы КРЦ «Белладжио» - Машинопись, 2016
Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: ПИТЕР, 2015.- 272 с.: ил.
Михальченко В.Л. Коммуникационная стратегия PR: бренд, имидж, репутация [Текст] / В.Л. Михальченко// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2010. - N 4. - С.207-218.
Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера [Электронный ресурс] // режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/
Морган Г. Имиджи организации: Восемь моделей организационного развития [Текст] / Г. Морган - М.: Вершина, 2012. - 414с.
Музыкант, В. Л. Реклама и PR технологии. [Текст] / В.Л. Музыкант - М.: Армада-пресс, 2011. – 602 с.
Организация производства и управление предприятием: учебник / под ред. .Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Пашенцев, Е. Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия [Текст] / Е. Н. Пашенцев. – М.: ИТРК РСПП, 2010. – 176 с.
Петров В. К. Модернизация экономики России: структурный аспект. - // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2010.
Пономарева Е.В. Промышленный маркетинг: Учебн. пособие /Балт.гос.техн.ун-т. - СПб.,2015.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.
Портер М. Конкуренция. - СПб.:Вильямс, 2011.
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М: Маркет ДС, 2015
Руденко М. Маркетинг взаимодействия: моделирование управления спросом [Текст] / М.Руденко // Маркетинг. - 2011. - N 5. - С.55-74.
Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка [Текст] / Д.Рутенберг// Экон. стратегии. - 2011. - N 10. - С.94-95.
Рыбина М.Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - № 4.
Симмс Д. Дело не в имидже [Текст] / С.СИммс// Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - N 1. - С.64-65.
Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учеб.пос.-2-е изд.-М.:ИНФРА-М, 2016. – 192 с.
Сомов Д. Идеальный продавец: миф или реальность? [Текст] / Д.Сомов, А.Потапов // Business excellence = Деловое совершенство. - 2014. - N 2. - С.74-77.
Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. – 396 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0225-1, 1000 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=363457
Суворов А.В. Прогнозирование структуры расходов населения на товары и услуги [Текст] / А.В.Суворов, А.М.Соловьев // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 11. - С.104-114.
Тавсултанова А.Т. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятий оптовой торговли// Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. Материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. 15-17 ноября – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГТУ», 2010
Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия [Текст] / Ю. Тарануха // Экономист. - 2014. - N 11. - С.58-72.
Тарасов А.К. Принципы стратегического управления в теории принятия решений. [Текст] / А.К. Терасов - М.: Финансы и статистика, 2012. - 143с.
Тейн Г.Брэдли Д. Торговые войны: Битва за успех на прилавках и онлайн = Store Wars. [Текст] / Г. Тейн, Д. Брэдли - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 315 с
Тимофеев, М. И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) [Текст] / М.И. Тимофеев. – М., 2010. – 127 с.
Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность [Текст] / Г.Л. Тульчинский Г.Л. – СПб., 2011. – 181 с.
Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России [Текст] / Н. Усик // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 3. - С.52-59.
Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия [Текст] / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - N 4. - С. 18-24
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2011. -312с.
Фролов К.Г. Потребительские предпочтения как фактор конкурентоспособности торгового предприятия в современных условиях хозяйствования[Текст] / К.Г. Фролов // Микроэкономика. - 2013. - N 5. - С.55-57
Хайкин М.М., Горенбургов М.А. Экономика ресторанного бизнеса: Учеб. пособие / Балт. акад. туризма и предпринимательства. [Текст] / М.М. Хайкин, М.А. Горенбургов – М.: Академия, 2012. – 240 с.
Ханс Виссема. Стратегический менеджмент и предпринимательство. [Текст] / Ханс Виссема - СПб.: Финпресс, 2014. – 326с.
Харрисон, Ш. Связи с общественностью [Текст] / Г.Е. Алпатова. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2011. – 368 с.
Хасби Д. Стратегический маркетинг: Учеб. пособие. [Текст] / Д. Хасби – М.: Контуры, 2014. – 149с.
Хмырова С.В. Ресторанный маркетинг. [Текст] / С.В, Хмырова − М.: Юнити-Дана, 2010. – 252 с
Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие. [Текст] /А.Н. Хорин –М. : Эксмо, 2014.– 288с.
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2010 // электронный учебник опубликован на сайте http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901359&at=exc&n=0
Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). – М.: ЮНИТИ, 2011.
Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016.
Чернышев Б.Н.,Горфинкель В.Я. Экономика предприятия [Текст] / Б.Н. Чернышев, В.А. Горфинкель, -М.:Вузовский учебник,2013-316 с.
Чернышев М.А.Стратегический менеджмент [Текст] / М.А.Чернышев.- М.: Феникс,2013 – 506 с
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.:АКАЛИС, 2010.
Приложения
Приложение 1
Анкета для оценки качества услуг ООО «ГТК»
1.Удовлетворены ли вы качеством услуг организации?
2. Удовлетворены ли вы качеством обслуживания?
3. Как долго вы ожидали менеджера - консультанта?
А) не ожидали, сотрудник пришел вовремя;
Б) от 5 до 15 минут;
В) более 15 минут.
4. Удовлетворены ли вы ассортиментом услуг?
5. Насколько вы удовлетворены работой персонала:
А) удовлетворен;
Б) совсем не удовлетворен.
7. Что не понравилось больше всего в работе сотрудников:
А) непонимание запросов заказчиков;
Б) не достаточно вежливое обращение;
В) другие причины.
Приложение 2
Анкета для оценки удовлетворенности потребителей качеством обслуживания
Параметр Оценка 5 (очень хорошо) 4 (нормально) 3 (ниже среднего) 2 (плохо) 1 (очень плохо) 1. Внешний вид персонала 2. Профессионализм персонала 3. Чистота и уют офиса 4. Готовность персонала помочь клиентам 5. Общая атмосфера на рабочем месте 6. Знание персоналом ассортимента услуг
Приложение 3
Сущность понятия лидерство
Комплексное изучение понятия лидерства началось во времена Ф.Тейлора. И, несмотря на наличие большого количества фактического материала по данной теме, единого подхода к изучению данного феномена по-прежнему нет. Этому, прежде всего, свидетельствует наличие большого количества определений:
- побуждающее воздействие на группы людей для достижения цели (Дж.Терри, М.О’Доннел и соавторы, Р.Дафт, М.Мескон, В.Р.Веснин);
- посредством коммуникаций проявляемое в определенной ситуации межличностное взаимодействие для достижения специфических целей (Р.Танненбаум, Ф.Массарик, И.Вэшлер);
- способность расширить кругозор человека, вывести эффективность его деятельности на более высокий уровень и сформировать личность вне обычных рамок (П.Друкер);
- тип управленческого взаимодействия лидер-последователи, в основе которого лежат обеспечивающие в данной ситуации эффективность источники власти, и направленный на достижение цели посредством побуждения (О.С.Виханский, А.И.Наумов).
В основе лидерства лежит специфический тип отношений лидер-последователи, отличный от отношений начальник-подчиненный. При этом лидерство является функцией не только лидера, но и его последователей, а также ситуационных переменных, что представляет данный феномен в виде системы. При этом воздействие здесь осуществляется не путем принуждения, а с помощью побуждения, воодушевления и вовлечения личностных параметров последователей для достижения общей цели.
О.С.Виханский и А.И.Наумов считают понятия «лидер» и «лидерство» синонимами слов «руководитель» и руководство. Тем самым, они хотят подчеркнуть отличие от понятий «управленец» и «управление». Для более наглядного представления этих различий они предлагают ряд качеств, которые свойственны менеджеру и лидеру (табл.1).
Таблица 1. Отличие менеджера от лидера
Достаточно интересной является попытка авторов вкратце представить основные параметры эффективного лидерства: это способность создавать видение будущего и вдохновлять им последователей, доверять им, делегируя полномочия, уметь признавать свои ошибки и привлекать для их устранения необходимые ресурсы.
Лидерство связано с властью, но оно не тождественно ему, в данном процессе власть используется для достижения цели. Ниже представлены ее основные источники (рис.1).
Рис.1. Источники власти в организации
Более практичное понимание лидерства можно найти в работе И.Д.Ладанова. Кроме того, что он предлагает такие виды власти, как власть принуждения, влияния, компетенции, информации, должностного положения, авторитета, награждения, он выделяет два социально-психологических канала, по которым осуществляется воздействие: канал авторитета и канал харизматических свойств. При этом, у последователей закономерно присутствуют определенные стереотипы, связанные с лидером, которые кратко можно представить в виде таких моделей как: «один из нас», «лучший из нас», «воплощение добродетелей», «оправдание наших ожиданий» (рис.2).
Рис.2. Четыре модели лидера
Данные модели свидетельствуют о наличии потребности у последователей следовать за лидером с человеческим лицом. Это свидетельствует о том, что, становясь лидером, менеджер должен выполнять управленческие функции сквозь призму неформального лидера. При этом, при выборе каналов власти необходимо учитывать зрелость группы: чем она выше, тем ниже степень влияния. А с точки зрения развития собственного потенциала, необходимо развивать лидерские способности.
Б.Д.Парыгин предлагает типологию лидерства, в основе которой лежат следующие критерии:
- содержание. По данному критерию различают лидеров-вдохновителей, лидеров-исполнителей, и лидеров, сочетающих указанные качества;
- стиль, к которому автор относит авторитарный демократический и пассивный.
Видение лидерства Р.Дафтом в общих чертах повторяет идеи, изложенные О.С.Виханским и А.И.Наумовым. Отличием является то, что он выделяет должностную власть и личную. К последней он относит экспертную власть, представляющую полномочия на основе высоких профессиональных знаний и компетенций, а также референтную власть, базирующуюся на личностных качествах.
Е.П.Михалева полагает, стиль руководства и авторитет менеджера обусловлены множеством факторов, главные среди которых воля и интеллект. Совокупность всех этих качеств говорит об эффективном лидерстве. А это, в свою очередь, делает лидерство интеллектуальным дополнением к технологии организации, то есть повышает ее конкурентное преимущество.
В.Р.Веснин выделяет следующие виды лидеров:
- инструментальный в деловых отношениях, где в коллективе ниже среднего уровня развития лидер выступает экспертом, а высокого уровня – интеллектуальным центром;
- экспрессивный в межличностных отношениях, выступая эмоциональным центром.
Несмотря на различия между данными типами лидеров, они склонны к взаимной поддержке и сотрудничеству. Примечательно, что иногда возникают конфликтные ситуации с вышестоящим руководством. В этом случае лидер становится центром отстаивания интересов последователей. Тогда руководству рациональнее использовать такие виды тактики, как:
- ослабление связи лидер-последователи;
- использование его способностей во благо организации;
- перехват лидерских функций другим лицом;
- подрыв репутации.
А.К.Семенов и В.И.Набоков предлагают модель социально-психологической иерархии в коллективе (рис.3), в которой существуют определенные роли:
- F – лидер;
- E – эмоциональный вовлекатель;
- P – двигатель группы;
- I – генератор идей;
- L – систематизатор;
- R – гармонизатор;
- T – отражатель динамики перемен;
- S – доводчик «до ума».
Рис.3. Пирамида власти в трудовом коллективе
Именно лидер в данной иерархии является основным центром силы. Посредством использования указанных социотипов он может создать эффективный коллектив.
М.П.Переверзев и соавторы не рассматривают понятие лидерства как таковое, однако касаются вопросов формальных и неформальных групп. В этом плане уместна информация о том, что эффективность формальных групп зависит от размера группы (5-8/11 человек) и ее состава, статусов и функциональных ролей, групповых норм, сплоченности и конфликтности, умения мыслить в одном направлении.
Аналогично А.А.Брасс и М.А.Гончаров не рассматривают лидерство, однако выделяют качества руководителя, сходные с теми, которые другие авторы приписывают лидеру. Если учесть, что руководитель и лидер синонимы, данный подход является справедливым.
Интересна точка зрения Э.Х.Шейна, который отмечает взаимосвязь лидерства с организационной культурой. Здесь он уделяет внимание учредителям, как сильным лидерам, которые создают организационную культуру и влияют на нее. При этом их позиция по вопросам управления проходит испытание на первом этапе. В случае провальной позиции, деятельность новой компании становится неэффективной. Если позиция проходит испытание, в процессе деятельности лидеры внедряют в сознание последователей свои идеи посредством любых тем, на которых они в наибольшей степени сконцентрированы.
По итогам рассмотренных данных можно сделать вывод о сложности лидерства как явления и отсутствии единого подхода к его рассмотрению. В то время, как в данном параграфе рассмотрены некоторые особенности взглядов отечественных исследователей, в следующем будут представлены теории, сформулированные зарубежными авторами.
Приложение 4
Теории лидерства
В работах О.С.Виханского, А.И.Наумова, У.Д.Дункана, В.Р.Веснина, А.И.Кравченко рассматриваются основные теории лидерства.
В связи с существованием значительного количества подходов к изучению феномена лидерства, существует классификация, согласно которой можно определить направления исследований для более четкого понимания рассматриваемого явления. Данная классификация основана на таких параметрах, как динамика поведения и уровень ситуационности. Первый параметр свидетельствует о том, что лидер рассматривается с точки зрения динамики его поведения. Два полюса данного параметра – это статика или лидерские качества, в основе которых лежат врожденные черты, и динамика или набор шаблонов лидерского поведения, не связанных с наследственными факторами. Второй параметр касается эффективного лидерства, где на одном полюсе находится подход универсальности, на другом – ситуационности. Исходя из сочетания полюсов данных параметров, можно выделить четыре типа подходов к изучению рассматриваемого феномена (рис.4):
Рис.4. Типы подходов к изучению лидерства
Изучение лидерских качеств, включающее теории с таким названием, а также теории «X» и «Y» Д. МакГрегора.
Изучение шаблонов поведения лидера, куда можно отнести систему управления Ликерта, исследования университетов штатов Мичиган и Огайо, управленческая сетка Блейка и Моутон.
Изучение лидерских качеств в рамках концепций ситуационного лидерства Врума—Йеттона—Яго, Стинсона—Джонсона, Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Хауза—Митчелла Херсея — Бланшарда.
Изучение лидерских качеств на основе ситуационного подхода в рамках «атрибутивной» теории, а также концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера.
Благодаря указанным теориям появились инструменты для оценки и прогнозирования лидерского поведения.
1. Теория лидерских качеств - наиболее раннее направление исследований, посвященное поиску универсальных черт присущих лидеру. Наиболее яркими представителями данного направления являются Р.Стогдилл и Р.Манн, У.Беннис, которые попытались приблизиться к искомой цели с помощью выявленных классификаций черт. Однако в реальности достичь желаемого им, как и другим исследователям, не удалось. Позитивной находкой можно считать положение У.Бенниса о том, что компания будет работать эффективно, если лидер будет делиться властью, тем самым, давая почувствовать сотрудникам свою значимость и наполнить их дополнительной энергией для обеспечения качества работы. В целом, несмотря на чисто теоретический характер данного подхода, а также недостатки в виде нескончаемого количества возможных черт, которые нельзя измерить и связать с лидерством, основным достоинством данной теории является то, что она послужила толчком для дальнейших исследований.
2. Концепции лидерского поведения оказались более практичны, поскольку искали ответ на вопрос что и каким образом делают лидеры, с одной стороны, и предполагали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, с другой. Все началось с выделения К.Левиным авторитарного, демократического и пассивного стилей руководства, который, предполагая эффективность демократического стиля, обнаружил, что он не всегда эффективен. Оказалось, что при авторитарном руководстве эффективность выше.
Исследователи из Университета штата Огайо выделили две переменные (структура отношений и отношения в ней), определяющие эффективность лидера (рис.5), а также условия, при которых данные переменные дают эффективность.
Рис.5. Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета Огайо
Для первой переменной необходимо сильное воздействие со стороны лица, не являющимся лидером, удовлетворенность работников поставленной задачей и их психологическая готовность к инструкциям, эффективность управляемости. В то же время вторая переменная выполняется при условии рутинных и непривлекательных заданий, готовности работников к участию в управлении и значимости каждого из них для этого процесса, возможности чему-то научиться и отсутствии различий в статусах лидера и работников. При этом в качестве дополнительных факторов эффективности лидерства были выделены ожидания по поводу стиля руководства и удовлетворенность от работы с руководителем данного стиля, определенная технология и организационная культура.
Исходя из двух переменных (концентрации внимания лидера на сотрудниках и работе) исследователи Мичиганского университета определяли эффективного и неэффективного лидера, где первому были присущи следующие параметры:
- поддержка сотрудников и развитие отношений с ними;
- групповой подход в управлении;
- напряженные задания и высокий уровень их выполнения.
Указанный подход послужил основой системы Р.Ликерта, который выделил 4 типа управления (системы), где первый соответствовал авторитарному стилю, четвертый – демократическому, нацеленному на установление отношений с сотрудниками, а второй и третий носили промежуточный характер, совпадая с определениями Д.МакГрегора в теориях «X» и «Y». Все четыре системы рассматривались сквозь призму таких организационных параметров, как доверие к подчиненным, характер мотивации, характер влияния и взаимодействия с подчиненными. Достоинством данной теории является опросник, позволяющий вывить стиль руководства.
Модель управленческой сетки Блейка и Моутон перекликается с данными исследователей из штата Огайо за счет матрицы из двух переменных – интереса к производству и людям, в которой путем шкалирования можно выделить пять стилей руководства, наиболее эффективный из которых 9,9 (рис.6).
Рис. 6. Управленческая сетка Блейка и Моутон
Практическая значимость данного диагностического инструмента заключается в выявлении стиля управления лидера и обучении его стилю 9,9.
Концепция «вознаграждения и наказания» заключается в использовании данных параметров в поведении лидера для воздействия на подчиненных в нужном направлении (рис.7). При этом применение данного подхода может быть эффективным только тогда, когда принимаются в расчет характер выполненной сотрудником работы.
Рис.7. Типы лидерского поведения в зависимости от вознаграждения или наказания
Примечательно, что в отличие от рассмотренных выше теорий лидерского поведения, положения теории С.Керр и Дж.Джермейра смогли выделить ситуацию, в которой отсутствует необходимость директивного управления (табл.2). В связи с этим они выделили заменители лидерства.
Табл.2. Заменители лидерства
Оценивая теории лидерского поведения, необходимо отметить, что, несмотря на получение диагностических инструментов лидерства и использования полученных с их помощью данных для развития соответствующих качеств лидера, они не смогли выявить связи лидерства с эффективностью, производительностью работы и удовлетворенностью от нее.
3.Концепции ситуационного лидерства рассматривают поведение лидера в каждой конкретной ситуации.
Модель Танненбаума-Шмидта определяет семь образцов поведения лидера в зависимости от самого лидера, его последователей и ситуации (рис.8). Впоследствии она оказалась неэффективной из-за трудностей в установлении причинно-следственных связей между всеми параметрами системы. Этому способствовала интернационализация бизнеса.
Рис.8. Континуум лидерского поведения
Модель Фидлера построена на определении лидерами характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР) для выявления стиля руководства. Лидеры с высоким НПР ориентированы на отношения, с низким – на работу. Согласно исследователю, лидерский стиль обладает относительным постоянством в зависимости от мотивации. Степень благоприятности ситуации (выоская или низкая) соответствует уровню ее контролируемости лидером. В рамках данной модели выделены три переменные: отношения «лидер-последователи», структурированность работы, должностная власть (рис.9).
Рис.9. Переменные ситуационной модели Фидлера
Сочетание указанных переменных с лидерскими стилями дает понимание исходов восьми типов ситуаций (рис.10).
Рис.10. Континуум ситуационной модели лидерства Фидлера
Рассмотренная модель широко используется на практике благодаря определению путей изменения ситуации, несмотря на такие недостатки, как отсутствие точности полноты и точности измерения лидерского стиля и поиска эффективности лидерства.
Модель Херсея и Бланшарда построена на определении лидерского стиля на основании профессионализма и психологической зрелости последователей. В ее рамках выделяются такие стили как указывающий, убеждающий, участвующий и делегирующий (рис.11). Несмотря на отсутствие ответов на ряд вопросов, например, касательно разных уровней зрелости последователей, данная модель проста в применении и успешно используется на практике.
Рис.11. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда
Модель Хауза и Митчелла предполагает, что работники удовлетворены и высокопроизводительны при наличии связи усилия-результаты-вознаграждение, что отразилось в названии модели – «путь-цель». Это явление, в свою очередь устанавливает связь между лидерством и уровнем мотивации ожиданий последователей. Эффективным является лидер, который помогает последователям достигать цели посредством ряда вариантов поведения (рис. 12) в соответствии с конкретной ситуацией. Помимо этого автор модели предлагает изучать ситуацию с помощью факторов организационной среди и характеристик последователей. Их связь с лидерскими стилями отражена в таблице 3. Она говорит о том, что стиль лидерства необходимо выбирать в зависимости от ситуации.
Рис.12. Модель ситуационного лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла
Таблица 3. Применение модели «путь-цель»
Модель Стинсона-Джонсона предполагает, что зависимость между поведением лидера и структурой работы сложнее, нежели это представлено в модели «путь-цель». Примечательно, что лидер может иметь как высокий интерес к работе, так и низкий. В первом случае стратегия будет эффективной при высокой структурированности работы и мотивации последователей, так же как и при низкой структурированности и мотивации. Во втором случае работа имеет высокую структурированность, а последователи низкую мотивацию либо низкая структурированность работы сочетается с высокой мотивацией исполнителей (табл.4).
Табл.4. Модель Стинсона-Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации)
Данный подход позволяет лидеру принимать решения о виде поведения в той или иной ситуации, и прогнозировать возможности для последователей.
Модель Врума-Йеттона-Яго является продолжение модели «путь-цель», которая демонстрирует, что для достижения цели необходимо вовлекать в процесс подчиненных. При этом необходимо сконцентрироваться на подлежащей решению проблеме и ситуации, в которой она возникла с учетом параллельно протекающих социальных процессов. Авторы данной модели считают, что именно характеристики ситуации определяют степень участия сотрудников. Для обеспечения эффективности лидера он должен проанализировать параметры ситуации и на основе возможной степени участия подчиненных выбрать уместный стиль.
Следует отметить, что данная модель отличается от других использованием математических методов для определения эффективности решения. Согласно рассматриваемой модели она определяется такими параметрами, как качество решения (Ркач), уровень обязательств подчиненных (Робяз) и степень срочности решения (Рврем). При этом искомое значение эффективности решения выглядит следующим образом (ф.1):
(1)
В тоже время общая эффективность решения (Оэфф) учитывает еще и факторы стоимости (потерянное на решение время) и развития (выигрыш от совместного решения) и представлена ниже (ф.2):
(2)
Однако модель не ограничивается исключительно определением эффективности решения. Она позволяет дополнительно выбрать стиль руководства в зависимости от ситуации и аспектам проблемы. Ниже представлено дерево решений, позволяющее выбрать эффективный стиль (рис.13).
Рис.13. Дерево решения Врума – Яго
Указанная модель позволяет выбрать один из пяти стилей, таких как:
- автократический II (AI), основанный на собственном решении лидера,
- автократический II (AII), основанный на информации подчиненных, примененной для принятия решения лидером,
- консультативный I (KI), основанный на сборе идей подчиненных, примененных для принятия решения лидером без сбора специальных совещаний,
- консультативный II (KII), основанный на сборе идей подчиненных, примененных для принятия решения лидером со сбором специальных совещаний,
- групповой II (ГII) подразумевает принятие совместного с подчиненными решения в ходе совместных обсуждений в группе.
В целом ситуационные модели имеют достаточное количество преимуществ, не описывая в целом феномен лидерства. Тем не менее, каждая из них имеет свое значение в той или иной ситуации. Специалисты считают, что модели Хауза и Митчелла, Херсея и Бланшарда, Фидлера лучше использовать для повышения производительности индивидуальной работы, в то время, как модель Врума-Яго наиболее уместна при выборе стиля руководства.
4. Новые теории. Научная мысль не стоит на месте. Современные исследователи попытались объединить подходы создателей традиционных теорий и ситуационных. Это можно увидеть на примере концепции атрибутивного лидерства или причинно-следственного подхода к изучению лидерства, которая утверждает, что поведение подчиненных и выводы лидера определяются его реакцией на их поведение или выбором стиля. Необходимым условием этого подхода является способность лидера верно оценить ситуацию и предугадать поведение подчиненного. Согласно данной модели процесс анализа осуществляется посредством двух связок – первая показывает стремление лидера разобраться, вторая – реакция лидера (рис.14).
Рис.14. Модель атрибутивного лидерства
Среди практических находок данного подхода следующие:
- склонность подчиненных списывать плохую работу на внешние факторы, руководителя – на подчиненных;
- руководители, считающиеся с внутренними причинами, более пунктуальны и сконцентрированы на подчиненных;
- лидер выявит внутренние причины при плохой работе в прошлом;
- серьезность ситуации влечет за собой большую пунктуальность лидера и стремление выявить внутренние причины;
- меньшая суровость и пунктуальность лидера происходит в ситуациях либо уклонения подчиненного от ответственности, либо когда подчиненный извинился за произошедшее;
- постоянный уровень выполнения работы подчиненных переключает внимание лидера с вопроса способностей на вопрос степени усилий.
Дальнейшие исследования в данном направлении свелись к тому, что лидер не воздействует на поведение подчиненных, а взаимодействует с ними, выбирая поведение на основе их воздействия. Данный тип отношений может иметь как восходящую, так и нисходящую тенденцию (рис.15).
Рис.15. Спираль лидерского взаимодействия
Более пристальное изучение подчиненных показало наличие у них феномена стереотипного лидерства (понимания того, каким лидер должен быть). Причем, здесь присутствуют различные стереотипы, вплоть до национальных.
Концепция харизматического лидерства стала продолжением концепции атрибутивного лидерства. Согласно ей харизматический лидер высоко мотивирован власть, стремлением к деятельности и наличием уверенности в своей правоте. Такой подход имеет два полюса: негативный, выражающийся в узурпации власти или концентрации на себе, и позитивный – тенденцией к делегированию власти. При этом существующие модели отличаются друг от друга количеством этапов развития харизмы и взаимодействиями с последователями. В целом считается, что в обычных условиях ведения бизнеса наличие харизматического лидера необязательно и востребовано при необходимости проведения радикальных реформ.
Концепция преобразующего (реформаторского) лидерства, или лидерства изменений имеет точки соприкосновения с концепцией харизматического лидерства, отличаясь наличием лидера-реформатора, который на основе творческого подхода внедряет новые решения. При этом он вовлекает последователей посредством включения их личных интересов в структуру достижения цели компании. Данная модель призвана определить верный стиль поведения, как у лидера, так и у подчиненных в кризисных условиях (рис.16).
Рис.16. Модель реформаторского лидерства
Рассмотренные теории лидерства позволяют сделать следующие выводы:
1. Организация – это динамично развивающаяся система, процессы в которой подлежат управлению посредством принятия эффективных решений.
2.Эффективные коммуникации внутри организации позволяют эффективно реагировать на возникающие ситуации.
3.Процесс власти связан с организационным и личным уровнями, в который логично встроен процесс лидерства, позволяющий достигать эффективности при использовании верных источников власти руководителем и включении им в процесс подчиненных
4.Лидерство отличается от управления наличием связи «лидер-последователи», а не «начальник-подчиненный». При этом продуктивность менеджера не обязательно связана с лидерством, а лидерство – с продуктивностью.
5.Основными переменными, связанными с понятие лидерство являются качества лидера, его поведение и ситуация, в которых они реализуются.
6.В процессе развития теорий лидерства их синтез позволил сконцентрироваться на лидерской способности генерировать решение проблемы на основе нового видения и вовлечения посредством собственной харизмы в процесс последователей.
Таким образом, зарубежные теории, связанные с понятием лидерства, являются более структурированными. Многие из них более применимы на практике, чем теории отечественных исследователей. Очевидно, это связано с тем, что разработка данной темы была связана, в первую очередь, с военной тематикой, а именно подготовкой эффективных управленческих кадров. Тем не менее, наряду с лидерством, нельзя упускать и вопросы авторитета.
Terry G. R. The Variables of Leadership: Review and Conceptural Framework //The Academy of Management Review. – 1978. – Т. 2. – С. 232-240.
O'Donnell M., Yukl G., Taber T. Leader behavior and LMX: a constructive replication //Journal of Managerial Psychology. – 2012. – Т. 27. – №. 2. – С. 143-154.
Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. — Санкт-Петербург.: Питер, 2006. — С.575.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / пер.с англ. – Москва: Дело, 1997. – С.330.
Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.119.
Massarik F., Weschler I. R. Leadership and Organization. A behavioral science approach.[By] Robert Tannenbaum, Irving R. Weschler, Fred Massarik. – McGraw-Hill Book Company, 1961.
Друкер П. Практика менеджмента. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2000.
Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Экономистъ, 2006. – С.458.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотеника управления и самотренировки. - Москва: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004. - С.149.
Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство //Руководство и лидерство (опыт социально психологического исследования): Сб. науч. трудов/Под ред. Б.Д. Парыгина. – Ленинград: Изд-во ЛГПУ, 1973. – С. 5.
Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — С.575.
Михалева Е. П. Менеджмент. Курс лекций. - Москва: ЮРАЙТ. – 2011.- С.104.
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.120-121.
Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб.и доп. – Москва: Дашков и К, 2008. – С.497.
Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. — Москва: ИНФРА-М, 2008. — С.247.
Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание –Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С.174.
Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А.Гончаров. – 2-е изд.стер. – Москва: Кнорус, 2008. – С.120.
Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. – С.185.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 5_е изд. стереотипн.—М. : Магистр : ИНФРА_М, 2014.—576 с. – с.437-484.
Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. — М.: Дело, 1996. — 272 с. – С. 147-163.
Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с. – С.121.
Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. —М.: Академический Проект, 2000. — 352 с.
3
Экономика крупного географического межстранового региона
Экономика страны
Экономика региона
Экономика муниципальных образований
Мегаэкономический уровень конкурентоспособности
Макроэкономический уровень конкурентоспособности
Мезоэкономический уровень конкурентоспособности
Микроэкономический уровень конкурентоспособности
Факторы конкуренции торговых предприятий
Товарные факторы
Признаки качества продукта (товара)
классификационные признаки
Нетоварные факторы
Условия организации производственной и сбытовой деятельности
состояние производственного и сбытового аппарата
нормативные признаки
Признаки стоимости продукта (товара)
цена приобретения
закупочная цена
Прочие расходы на приобретение ресурсов
издержки переработки (эксплуатации) ресурсов
Управление внешними связями фирмы
организация обслуживания
территориальное размещение каналов сбыта
оказание коммерческих услуг
формы реализации продукта (товара)
Управление внутренними связями фирмы
технико-экономические признаки
Факторы конкурентной среды
Соперничество среди существующих конкурентов
Экономический потенциал потребителя
Экономический потенциал поставщиков
Угроза появления товаров заменителей
Угроза появления новых конкурентов
Факторы базирования конкурентной борьбы
Условия факторов производства
Смежные и родственные предприятия
Условия спроса
Стратегия конкурентной борьбы
Операционная эффективность конкурентной борьбы
Стратегическое позиционирование в конкурентной борьбы
Конкурентоспособность
Бухгалтерия
Финансовый директор
Технический центр
Отдел продаж
Главный инженер
Менеджеры
Ведущий менеджер
Генеральный директор
Бухгалтера
Рабочие
Отдел кСМР
Инженеры
Рабочие
Инженеры
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. – Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/
2. Налоговый Кодекс РФ. – Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2016, с изм. от 21.07.2016) «О защите конкуренции» – Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/
4. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. [Текст] / В.А. Агафонов - М.: Прогресс, 2011. - 63с.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества организации - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2010.
6. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2010.
7. Анализ административных барьеров в сфере общественного питания [Текст] / Г. Бесстремянная, О. Бондаренко, М. Карцева // Издат-вд: ЦЭ и ФР РЭШ - 2014. - № 39 -23 с.
8. Баяндин Н.И. Мониторинговая система ведения конкурентной разведки для предприятий малого бизнеса [Текст] / Н.И.Баяндин, В.С.Кретов // Гуманит. науки в Сибири. - 2013. - N 1. - С.25-28.
9. Беляевский И.К. Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли [Текст] / И.К. Беляевкий // Вопросы статистики. - 2015. - N 3. - C.27-38.
10. Березин А.А. Влияние стратегий издержек на конкурентоспособность компании [Текст] / А.А, Березин // Микроэкономика. - 2012. - N 5. - C.47-50.
11. Бизнес-планирование: Учебное пособие. -СПб.: ПИТЕР, 2012. – 352 с.:илл.-(Серия «Учебное пособие»)
12. Буторин С.Н., Пахтусов З.Е. Экономическая природа предприятия и его конкурентоспособность в современных условиях хозяйствования // Экономика АПК Предуралья. Научно-практический журнал. – 2010. - №6. – с. 48-51.
13. Власенко Н.А. Стратегия предприятия в условиях конкурентной среды // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 205
14. Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций [Текст] / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 5. - С.88-95.
15. Гапоненко А. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций [Текст] / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 5. - С.117-124.
16. Гончаров А.А. Современные тенденции разработки конкурентных стратегий // Наука и экономика. 2011. № 2. С. 37.
17. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник. Практикум. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: КУРС:ИНФРА-М, 2015. – 448 с.
18. Демченко С.К. Система управления товарно-ассортиментной номенклатурой в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст] / С.К.Демченко, Е.В.Щербенко // Микроэкономика. - 2012. - N 5. - C.105-108.
19. Егоров Н.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. – Чебоксары, 2012.
20. Карлина Т. Структура организации и конкурентные преимущества [Текст] / Т. Карлина // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 6. - С.76-84.
21. Качалин В.В. Культура конкуренции [Текст] / В.В. Качалин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 7. - С.26-32.
22. Кириллов В.Н. Оценка конкурентных преимуществ нематериальных активов в инновационной деятельности [Текст] / В.Н. Кириллов// Наукоемкие технологии. - 2012. - N 11. - С.65-70.
23. Клековкин Л.И. Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики[Текст] / Л.И.Клековскин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 17. - С.32-38.
24. Кожевников А. Комплексный индекс для оценки конкурентоспособности организации [Текст] / А.Кожевников, Ю.Терехова // Стандарты и качество. - 2014. - N 1. - С.82-84.
25. Макаревич Э.Ф. Имидж в современном мире [Текст] / Э.Ф.Макаревич, О.И.Карпухин // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 3. - С.39-59.
26. Малинина О. Имидж коммерческого предприятия [Текст] / О.Малинина, А.Долгова // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 6. - С.130-136.
27. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. - М. : ИНФРА-М, 2016.
28. Материалы КРЦ «Белладжио» - Машинопись, 2016
29. Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: ПИТЕР, 2015.- 272 с.: ил.
30. Михальченко В.Л. Коммуникационная стратегия PR: бренд, имидж, репутация [Текст] / В.Л. Михальченко// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2010. - N 4. - С.207-218.
31. Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера [Электронный ресурс] // режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/
32. Морган Г. Имиджи организации: Восемь моделей организационного развития [Текст] / Г. Морган - М.: Вершина, 2012. - 414с.
33. Музыкант, В. Л. Реклама и PR технологии. [Текст] / В.Л. Музыкант - М.: Армада-пресс, 2011. – 602 с.
34. Организация производства и управление предприятием: учебник / под ред. .Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2011.
35. Пашенцев, Е. Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия [Текст] / Е. Н. Пашенцев. – М.: ИТРК РСПП, 2010. – 176 с.
36. Петров В. К. Модернизация экономики России: структурный аспект. - // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2010.
37. Пономарева Е.В. Промышленный маркетинг: Учебн. пособие /Балт.гос.техн.ун-т. - СПб.,2015.
38. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.
39. Портер М. Конкуренция. - СПб.:Вильямс, 2011.
40. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М: Маркет ДС, 2015
41. Руденко М. Маркетинг взаимодействия: моделирование управления спросом [Текст] / М.Руденко // Маркетинг. - 2011. - N 5. - С.55-74.
42. Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка [Текст] / Д.Рутенберг// Экон. стратегии. - 2011. - N 10. - С.94-95.
43. Рыбина М.Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - № 4.
44. Симмс Д. Дело не в имидже [Текст] / С.СИммс// Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - N 1. - С.64-65.
45. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
46. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учеб.пос.-2-е изд.-М.:ИНФРА-М, 2016. – 192 с.
47. Сомов Д. Идеальный продавец: миф или реальность? [Текст] / Д.Сомов, А.Потапов // Business excellence = Деловое совершенство. - 2014. - N 2. - С.74-77.
48. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. – 396 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0225-1, 1000 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=363457
49. Суворов А.В. Прогнозирование структуры расходов населения на товары и услуги [Текст] / А.В.Суворов, А.М.Соловьев // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 11. - С.104-114.
50. Тавсултанова А.Т. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятий оптовой торговли// Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. Материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. 15-17 ноября – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГТУ», 2010
51. Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия [Текст] / Ю. Тарануха // Экономист. - 2014. - N 11. - С.58-72.
52. Тарасов А.К. Принципы стратегического управления в теории принятия решений. [Текст] / А.К. Терасов - М.: Финансы и статистика, 2012. - 143с.
53. Тейн Г.Брэдли Д. Торговые войны: Битва за успех на прилавках и онлайн = Store Wars. [Текст] / Г. Тейн, Д. Брэдли - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 315 с
54. Тимофеев, М. И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) [Текст] / М.И. Тимофеев. – М., 2010. – 127 с.
55. Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность [Текст] / Г.Л. Тульчинский Г.Л. – СПб., 2011. – 181 с.
56. Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России [Текст] / Н. Усик // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 3. - С.52-59.
57. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия [Текст] / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - N 4. - С. 18-24
58. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2011. -312с.
59. Фролов К.Г. Потребительские предпочтения как фактор конкурентоспособности торгового предприятия в современных условиях хозяйствования[Текст] / К.Г. Фролов // Микроэкономика. - 2013. - N 5. - С.55-57
60. Хайкин М.М., Горенбургов М.А. Экономика ресторанного бизнеса: Учеб. пособие / Балт. акад. туризма и предпринимательства. [Текст] / М.М. Хайкин, М.А. Горенбургов – М.: Академия, 2012. – 240 с.
61. Ханс Виссема. Стратегический менеджмент и предпринимательство. [Текст] / Ханс Виссема - СПб.: Финпресс, 2014. – 326с.
62. Харрисон, Ш. Связи с общественностью [Текст] / Г.Е. Алпатова. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2011. – 368 с.
63. Хасби Д. Стратегический маркетинг: Учеб. пособие. [Текст] / Д. Хасби – М.: Контуры, 2014. – 149с.
64. Хмырова С.В. Ресторанный маркетинг. [Текст] / С.В, Хмырова − М.: Юнити-Дана, 2010. – 252 с
65. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие. [Текст] /А.Н. Хорин –М. : Эксмо, 2014.– 288с.
66. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2010 // электронный учебник опубликован на сайте http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901359&at=exc&n=0
67. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). – М.: ЮНИТИ, 2011.
68. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016.
69. Чернышев Б.Н.,Горфинкель В.Я. Экономика предприятия [Текст] / Б.Н. Чернышев, В.А. Горфинкель, -М.:Вузовский учебник,2013-316 с.
70. Чернышев М.А.Стратегический менеджмент [Текст] / М.А.Чернышев.- М.: Феникс,2013 – 506 с
71. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.:АКАЛИС, 2010.
Вопрос-ответ:
Что такое конкурентоспособность организации?
Конкурентоспособность организации - это способность организации достигать и удерживать лидирующую позицию на рынке, обеспечивая удовлетворение потребностей клиентов и превосходство над конкурентами.
Какие факторы определяют конкурентную позицию организации и какие виды конкурентоспособности существуют?
Факторы, определяющие конкурентную позицию организации, включают качество продукции или услуг, ценовую политику, уровень обслуживания, инновации, репутацию и другие. Виды конкурентоспособности могут быть основаны на цене, качестве, уровне сервиса, инновационности или других факторах.
Какие методические подходы используются для оценки конкурентной позиции организаций?
Для оценки конкурентной позиции организаций используются различные методические подходы, такие как анализ SWOT, анализ портфеля продуктов, анализ конкурентов и другие. Эти подходы позволяют выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы на рынке.
Какие характеристики финансово-хозяйственной деятельности организации могут влиять на ее конкурентную позицию?
Характеристики финансово-хозяйственной деятельности организации, такие как общая прибыльность, эффективность использования ресурсов, структура капитала и др., могут существенно влиять на ее конкурентную позицию. Например, высокая прибыльность может указывать на конкурентные преимущества организации, а неэффективное использование ресурсов может ослабить ее конкурентоспособность.
Какие ключевые особенности ООО ГТК могут повышать его конкурентоспособность?
Ключевые особенности ООО ГТК, которые могут повысить его конкурентоспособность, включают финансовую стабильность, высокое качество продукции или услуг, благоприятную репутацию, инновационный подход к бизнесу и эффективную стратегию маркетинга. Все это может помочь компании удержаться на рынке и привлечь клиентов.
Какие факторы определяют конкурентную позицию организации?
Факторы, которые определяют конкурентную позицию организации, включают в себя качество продукции или услуг, ценовую политику, инновации, рекламу и маркетинг, позицию на рынке, степень удовлетворения потребностей клиентов, репутацию и множество других факторов.
Какие методические подходы существуют для оценки конкурентной позиции организаций?
Для оценки конкурентной позиции организаций существуют различные методические подходы, включающие анализ SWOT, анализ пяти сил Портера, анализ конкурентоспособности, бенчмаркинг и многие другие.
Какие теоретические и методические аспекты нужно учитывать при оценке конкурентоспособности предприятия?
При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать такие аспекты, как анализ внутренней и внешней среды, оценка основных конкурентных преимуществ, определение стратегической позиции на рынке, расчет конкурентоспособности и выбор соответствующих методов оценки.
Какие методы оценки конкурентоспособности могут быть применены к организации?
К организации могут быть применены различные методы оценки конкурентоспособности, такие как анализ финансовых показателей, проведение маркетинговых исследований, опросы клиентов, анализ деятельности конкурентов, сравнение с аналогичными организациями и другие методы.
Какие особенности финансово-хозяйственной деятельности организации могут влиять на ее конкурентоспособность?
Особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, которые могут влиять на ее конкурентоспособность, включают в себя эффективность использования ресурсов, финансовую устойчивость, способность к инвестициям и модернизации, успешность в привлечении финансирования и другие факторы.