Основные принципы социальной профилактики трудной жизненной ситуации у детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 29 29 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 28.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ТЖС У ДЕТЕЙ 6
1.1 Характеристика социального психологического портрета детей находящихся в ТЖС 6
1.2 Сущность социальной профилактики ТЖС у детей 10
Вывод по 1 главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ТЖС У ДЕТЕЙ 16
2.1 Основные принципы социальной профилактики ТЖС у детей 16
2.2 Анализ специфики применения технологий социальной профилактики в отношении детей в ТЖС 20
Вывод по 2 главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Согласно данному закону, как нами кратко отмечалось ранее,созданасистемаоргановиучрежденийпрофилактикибезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетних,этоорганыуправлениясоциальнойзащитынаселения,учреждениясоциальногообслуживаниянаселения,специализированныеучреждениядлянесовершеннолетних,нуждающихсявсоциальнойреабилитации(социальныеприютыдлядетей,социальнореабилитационныецентрыдлянесовершеннолетних,центрыпомощидетям,оставшимсябезпопеченияродителей),комиссииподеламнесовершеннолетнихизащитеихправ,органыуправленияобразованиемиобразовательныеучреждения,органыподеламмолодежи,учрежденияздравоохранения,подразделенияподеламнесовершеннолетнихОВД[5].Помимо этого, деятельность данных учреждений опирается и на международные законодательные акты, а именно- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), вступила в силу для СССР 15.09.1990 [1].Существует еще несколько федеральных законов РФ, на которых также должна опираться деятельность данных учреждений:- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [2].- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [3].- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4].Также деятельность учреждений социальной профилактики регламентирована следующими постановлениями:- Постановление правительства РФ № 481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;- Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 25 от 29.031.2002 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».Функционал специалистов, осуществляющих деятельность по социальной профилактике, имеет комплексный и всеобъемлющий характер, а также зависит от конкретного учреждения, в котором она осуществляется. Основными результатами социальной профилактики ТЖС у детей являются: снижение уровня социального неблагополучия детей, предупреждение самой трудной жизненной ситуации в виду комплексного подхода, а также минимизация негативных последствий данной ситуации, предотвращение девиаций и аддиктивного поведения у детей и подростков, снижения числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, повышению уровня социальной адаптации детей к различным новым условиям (исходя из характера ТЖС) и в целом благоприятное развитие личности.Таким образом, социальнаяпрофилактика, в виду своих технологичных особенностей,позволяетпредотвратитьТЖСудетей.Выводпо2главеНа основании эмпирического исследования основных принципов социальной профилактики ТЖС, мы выделили следующие принципы у детей можно выделить следующие принципы социальной профилактики ТЖС у детей:- системность (для организации общей системы работы с детьми), - превентивность (для предвидения и предотвращения еще не резвившейся трудной жизненной ситуации), - оптимальность (для выявления главенствующей проблемы и осуществления объективных мер по ее решению), - гуманизм (для выбора адекватных методов профилактики), - максимизация ресурсов (для привлечения всех субъектов системы профилактики и окружения, влияющих на развитие ТЖС), - принцип социального реагирования (для своевременного определения возможности возникновения ТЖС),- принцип актуального состояния ребенка (помощь детям должна оказываться исходя из их актуального социального и физического состояния).Основными результатами социальной профилактики ТЖС у детей являются: снижение уровня социального неблагополучия детей, предупреждение самой трудной жизненной ситуации в виду комплексного подхода, а также минимизация негативных последствий данной ситуации, предотвращение девиаций и аддиктивного поведения у детей и подростков, снижения числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, повышению уровня социальной адаптации детей к различным новым условиям (исходя из характера ТЖС) и в целом благоприятное развитие личности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПредметом настоящего исследования выступили основные принципы социальной профилактики ТЖС. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день, данный вопрос слабо разработан применительно именно к детской группе населения, несмотря на то, что организация эффективной социальной профилактики ТЖС у данной группы является одним из основных направлений социальной работы. По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:1. Дети как объект социальной работы характеризуются особым социально-правовым статусом, который отражен в основных нормативно-правовых документах, специфическими потребностями, которые они, в силу возрастных особенностей не могут удовлетворять самостоятельно и высокой восприимчивостью к различным негативным факторам среды и ближайшего окружения.2. К группе нуждающихся детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, следует, прежде всего тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, т.е. тех, кто остался без попечения родителей, безнадзорных и бездомных детей; детей-инвалидов; детей - жертв насилия; детей, отбывающих уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящихся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; детей, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.3. Социальная профилактика трудной жизненной ситуации у детей представляет собой комплекс мер различных учреждений по предотвращению негативного влияния среды, семьи и другого окружения, с целью недопущения социального неблагополучия детей, противоправных действия самих несовершеннолетних и совершаемых в их адрес, а также соблюдения их законных прав и интересов, необходимых для благополучного и гармоничного развития личности ребенка.4. Мы выделили следующие принципы у детей можно выделить следующие принципы социальной профилактики ТЖС у детей:- системность (для организации общей системы работы с детьми), - превентивность (для предвидения и предотвращения еще не резвившейся трудной жизненной ситуации), - оптимальность (для выявления главенствующей проблемы и осуществления объективных мер по ее решению), - гуманизм (для выбора адекватных методов профилактики), - максимизация ресурсов (для привлечения всех субъектов системы профилактики и окружения, влияющих на развитие ТЖС), - принцип социального реагирования (для своевременного определения возможности возникновения ТЖС),- принцип актуального состояния ребенка (помощь детям должна оказываться исходя из их актуального социального и физического состояния).5. Основными результатами социальной профилактики ТЖС у детей являются: снижение уровня социального неблагополучия детей, предупреждение самой трудной жизненной ситуации в виду комплексного подхода, а также минимизация негативных последствий данной ситуации, предотвращение девиаций и аддиктивного поведения у детей и подростков, снижения числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, повышению уровня социальной адаптации детей к различным новым условиям (исходя из характера ТЖС) и в целом благоприятное развитие личности.Таким образом, мы считаем необходимым использование выделенных принципов в практике организации социальной профилактики ТЖС у детей.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Информационно-правовая система КонсультантПлюсФедеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Информационно-правовая система КонсультантПлюсФедерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Информационно-правовая система КонсультантПлюсФедеральный закон от 24.07.1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Информационно-правовая система КонсультантПлюсФедеральный закон от 24.06.1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Информационно-правовая система КонсультантПлюсАфанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 2017, 235 с.Бондаревская Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Бондаровская //Социальное обслуживание. – 2016. - №7. – С.29 – 45. Бондаренко И.В. О практике работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей /И.В. Бондаренко //Социальное обслуживание. – 2016. - №5. – С.112 – 124. Виниченко Е.А. Реабилитационная работа с семьями в целях профилактики социального сиротства /Е.А. Виниченко //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.83 – 89. Ворошилова И.А. Опыт реализации проекта по реабилитации семей алкозависимых родителей /И.А. Ворошилова //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.75 – 78. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб.пособие /И.С. Ганишина. – М.: Изд-во МПСИ, 2016. – 288 с. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование, 2016. - № 6.Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления/Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. - М., 2014. – 34 c.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2015. – 189 с.Дьяченкова Е.П. Профилактика семейного неблагополучия в деятельности комплексного центра социального обслуживания населения /Е.П. Дьяченкова //Работник социальной службы. – 2012. - №8. – С.71. Жулебина Е.А. Практика использования эффективных форм и методов профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства в деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних /Е.А. Жулебина //Работник социальной службы. – 2014. - №9. – С.53 – 56. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М, 2006. – 289 с.Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.- Н.-Новгород, 2016, 312 c.Индейкина Т.Л. Сотрудничество государственных, общественных организаций, родителей и детей как главный ресурс в сохранении семьи для ребенка /Т.Л. Индейкина, А.И. Зырина //Социальное обслуживание. – 2016. - №9. – С.67 – 70. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М, 2004. – 266 с.Коленко Л.В. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Коленко //Социальное обслуживание. – 2014. - №4. – С.82 – 87. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012. – 241 с.Курбатов В.И. Социальная работа : учеб.пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 480 с. Неизвестных А.А. Оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в кризисной ситуации: поиск комплексных решений /А.А. Неизвестных, В.В. Федосеева //Социальное обслуживание. – 2013. - №6. – С.75 – 81. Основы социальной работы : учеб.пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с. Потолова Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики (по материалам социологических исследований): автореферат дис. на соиск. уч. степ.канд. социол. наук / Е. А. Потолова. – 21 с.Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учеб.пособие /Л.И. Савинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. – 260 с. Смолева Е.О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России / Е. О. Смолева // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 6.Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. - М., 2016, 182 с.Фрилинг Т.Г. Модель работы с семьей по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении /Т.Г. Фрилинг //Социальное обслуживание. – 2014. - №7. – С.67 – 70. Холостова Е.И. Социальная работа : учеб.пособие /Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 668 с. Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учеб.пособие /Циткилов П.Я. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Информационно-правовая система КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Информационно-правовая система КонсультантПлюс
3. Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Информационно-правовая система КонсультантПлюс
4. Федеральный закон от 24.07.1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Информационно-правовая система КонсультантПлюс
5. Федеральный закон от 24.06.1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Информационно-правовая система КонсультантПлюс
6. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 2017, 235 с.
7. Бондаревская Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Бондаровская //Социальное обслуживание. – 2016. - №7. – С.29 – 45.
8. Бондаренко И.В. О практике работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей /И.В. Бондаренко //Социальное обслуживание. – 2016. - №5. – С.112 – 124.
9. Виниченко Е.А. Реабилитационная работа с семьями в целях профилактики социального сиротства /Е.А. Виниченко //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.83 – 89.
10. Ворошилова И.А. Опыт реализации проекта по реабилитации семей алкозависимых родителей /И.А. Ворошилова //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.75 – 78.
11. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб.пособие /И.С. Ганишина. – М.: Изд-во МПСИ, 2016. – 288 с.
12. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование, 2016. - № 6.
13. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления/Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. - М., 2014. – 34 c.
14. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2015. – 189 с.
15. Дьяченкова Е.П. Профилактика семейного неблагополучия в деятельности комплексного центра социального обслуживания населения /Е.П. Дьяченкова //Работник социальной службы. – 2012. - №8. – С.71.
16. Жулебина Е.А. Практика использования эффективных форм и методов профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства в деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних /Е.А. Жулебина //Работник социальной службы. – 2014. - №9. – С.53 – 56.
17. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М, 2006. – 289 с.
18. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.- Н.-Новгород, 2016, 312 c.
19. Индейкина Т.Л. Сотрудничество государственных, общественных организаций, родителей и детей как главный ресурс в сохранении семьи для ребенка /Т.Л. Индейкина, А.И. Зырина //Социальное обслуживание. – 2016. - №9. – С.67 – 70.
20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М, 2004. – 266 с.
21. Коленко Л.В. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Коленко //Социальное обслуживание. – 2014. - №4. – С.82 – 87.
22. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012. – 241 с.
23. Курбатов В.И. Социальная работа : учеб. пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 480 с.
24. Неизвестных А.А. Оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в кризисной ситуации: поиск комплексных решений /А.А. Неизвестных, В.В. Федосеева //Социальное обслуживание. – 2013. - №6. – С.75 – 81.
25. Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
26. Потолова Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики (по материалам социологических исследований): автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук / Е. А. Потолова. – 21 с.
27. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учеб. пособие /Л.И. Савинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. – 260 с.
28. Смолева Е.О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России / Е. О. Смолева // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 6.
29. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. - М., 2016, 182 с.
30. Фрилинг Т.Г. Модель работы с семьей по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении /Т.Г. Фрилинг //Социальное обслуживание. – 2014. - №7. – С.67 – 70.
31. Холостова Е.И. Социальная работа : учеб.пособие /Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 668 с.
32. Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учеб. пособие /Циткилов П.Я. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социальная профилактика трудной жизненной ситуации у детей?

Социальная профилактика трудной жизненной ситуации (ТЖС) у детей - это комплекс мер, направленных на предотвращение и уменьшение негативных последствий для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Она основана на психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи детям, их семьям и обществу в целом.

Какие основные принципы социальной профилактики трудной жизненной ситуации существуют у детей?

Основные принципы социальной профилактики трудной жизненной ситуации у детей включают: предупреждение возникновения трудной жизненной ситуации, предоставление доступных и эффективных ресурсов для поддержки детей, повышение их самоэффективности и развитие их навыков социального взаимодействия.

Что включает характеристика социального психологического портрета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?

Характеристика социального психологического портрета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает такие аспекты, как эмоциональное состояние, социальное окружение, уровень образования, наличие поддержки со стороны взрослых, уровень самооценки и мотивации, а также наличие и доступность ресурсов для помощи.

В чем суть социальной профилактики трудной жизненной ситуации у детей?

Суть социальной профилактики трудной жизненной ситуации у детей заключается в предупреждении возникновения таких ситуаций и предоставлении детям необходимых условий и ресурсов для поддержки, а также развития их социальных навыков и самоэффективности.

Какие основные принципы социальной профилактики трудной жизненной ситуации применяются у детей?

Основные принципы социальной профилактики трудной жизненной ситуации у детей включают в себя: раннее выявление и предупреждение проблем, предоставление доступной и эффективной помощи, индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его ситуации и потребностей, а также развитие его социальных навыков и ресурсов.

Какие технологии используются в социальной профилактике трудной жизненной ситуации у детей?

В социальной профилактике трудной жизненной ситуации у детей применяются такие технологии, как индивидуальные консультации со специалистами, групповые занятия, тренинги по развитию навыков социального взаимодействия, программы психологической поддержки, а также использование информационно-коммуникационных технологий для дистанционного обучения и консультирования.