Этические проблемы естествознания
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 27.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Этические проблемы естествознания 5
Заключение 18
Словарь терминов 20
Существует вероятность, что дети или внуки не будут иметь детей. Но даже если эта вероятность и не очень высока, все же доля наследуемых генов сокращается с каждым поколением (например, в пятом поколении сохраняется лишь одна шестнадцатая часть исходных генов).Для женщины иметь ребенка важно потому, что это связано с особыми чувствами, которые она переживает во время беременности и родов. Беременная женщина испытывает внимание и уважение со стороны родных и близких. После нелегких испытаний женщина чувствует особую радость, связанную с появлением ребенка на свет.Беременность может сопровождаться значительными жертвами со стороны матери в интересах ребенка. Отношение к беременности тесно связано со сложившимися в обществе социокультурными традициями.Многие родители стремятся завести собственных детей, поскольку это связано с процессом воспитания. С одной стороны, воспитание детей требует немало времени, энергии и денег и сопровождается психологическими стрессами и чувством тревоги, с другой – родители испытывают чувство удовлетворения, помогая детям развивать свои способности и таланты. Все это указывает на то, что желание иметь собственных детей является разумным, как и принцип репродуктивной свободы, способствующий самовыражению личности. Лишить человека возможности продолжения рода – значит нарушить его чувство самоидентичности и ограничить его способность к самовыражению.Принцип репродуктивной свободы основывается на том, что государство не должно ограничивать неотъемлемые права индивида. Нарушение чьих-либо прав является неэтичным поступком независимо от последствий этого поступка. Моральное право тесно связано с уважением личности: любой человек заслуживает уважения к себе независимо от того, какое место он занимает в рамках морального сообщества.Право человека на продолжение рода отражено в международных актах о правах человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., совершеннолетние мужчины и женщины, независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности, имеют право вступать в брак и создавать семью. Последнее означает право свободно решать вопрос о продолжении или непродолжении рода. Принцип репродуктивной свободы предполагает также право на то, чтобы не иметь ребенка, включая право на использование контрацептивов и право на аборт.Вместе с тем перед человеком могут встать этические проблемы, связанные с деликатным вмешательством общества в его репродуктивные способности. Эти проблемы касаются, например, таких областей, как суррогатное материнство, замораживание эмбриональных клеток на ранней стадии их развития и т.п. Некоторые склонны связывать принцип репродуктивной свободы со свободой получения генетической информации о плоде для того, чтобы, основываясь на этой информации, решать – иметь или не иметь ребенка.Именно по этой причине вопрос о социально-этической оценке науки и техники становится вопросом насущным. Техника охватывает человека, она осуществляет свое влияние повсюду, на каждом шагу. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу (по нашей первой непосредственной оценке) совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение так это Техника. Природа оказалась демонтирована, дезинтегрирована науками и техникой: техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт [6].Естествознание – это вторая, по сравнению с природой, реальность, в которой человек с каждым днем застревает всё больше и больше. Этот процесс характерен и тем, что техника распространяет своё влияние на духовность. Программа функционирования, заложенная в технику инженером, переходит в алгоритм поведения миллионов людей, последовательно превращая многообразие человеческих реакций в стандартизированное существование. За технизацией жизни мы наблюдаем стандартизацию мышления. Царство подобного одномерного общества не означает господства материализма и отмирания спиритуалистских, метафизических и богемных установок. Напротив, можно видеть огромное число их своеобразных форм: «Молимся вместе на этой неделе», «Давайте обратимся к богу», дзэн, экзистенциализм, битничество и т.п. [4].Диффузия жизненных смыслов в виртуальное пространство происходит постепенно. Но мы подошли к катастрофической черте, за которой – только хаос. Компьютер не только внедрился в материальную жизнь, он вытесняет собой наши мысли, подменяя, путая, замораживая действительные чувства набором электронных переживаний. Сами того не понимая, мы изменяемся, доходя до ревизии моральных и культурных норм. Принцип аскетизма, самоограничения отвергается. Признание морального долга и выполнение общественных обязанностей уже рассматривается не как ступень к успеху и удовольствию, а как «неумение жить»: всё громче говорится о необходимости снятия любых ограничений на потребление и наслаждение [6, 7]Наступает время для гуманитарной оценки развития техники. Остается только приступить к работе, к тому, что мы называем социально-этической составляющей научно-технического прогресса. Мы осознали катастрофичность нашего положения. Мы готовы к «переоценке ценностей» техносферы. Мы критикуем нашу жизнь, заселенную техникой – это протест, внутреннее несогласие со всей постиндустриальной идеологией. И этическая рефлексия – это новое мировоззрение, иное состояние, чувство несогласия с ходом научно-технической революции.ЗаключениеВ процессе противостояния этики человека и этики научно-технического прогресса, когда моральные нормы стоят на пути, их столкновение чаще всего приводит к болезненной смене системы моральных норм, и замены старой системы на новую, которая соответствует реалиям времени. Например, для постиндустриального мира не вызывает озабоченности изменение климата на континенте в результате постройки крупной ГЭС. Если речь заходит о больших суммах, то всё остальное, в том числе и экология, уходят на второй план. Это путь в неизвестность. Мы подходим к этапу развития истории, когда настоятельно необходимо вмешиваться в ход научно-технического прогресса. Основным аргументом в этом диалоге выступает сохранение нашей планеты и человека разумного, в том его виде, в котором он ещё способен идентифицировать себя с таковым. Тогда отвечая на вопрос о том, является ли техника этической проблемой, ответ возникает мгновенно разумеется является. Поскольку наука и техника ставят в обществе вопросы такого рода, то необходимо пристальное внимание к общему научно-техническому прогрессу не только со стороны экономистов, инвесторов, политиков, ученых и инженеров, но также и со стороны специалистов, способных разобраться в тонких изменениях общественных систем под влиянием растущей технической реальности.Список литературыАпресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. № 5. С. 3–17.Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики.- М.: АСТ, 2003. - 701 с.Длугач Т.Б. Человек в мире техники и техника в мире человека. - М.: Политиздат, 1978. - 112 с.Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества [Электронный ресурс]. URL: http://enatramp.narod.ru/pervoistochnik.files/man.files/man0.htmlНегодаев И.А. Философия техники [Электронный ресурс]. URL: http://www.iu.ru/biblio/archive/negodaev_filosofija/04.aspxПопкова Н.В. Философия техносферы. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 344 c.Шпенглер О. Человек и техника [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.mitht.ru/spengler.htmЭллюль Ж. Другая революция. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - 372 с.Словарь терминовАдаптация (лат. adaptatio – приспособление) – приспособление функций и строения организма к условиям существования.Биотехнология – использование живых организмов и биологических процессов в промышленном производстве ферментов, витаминов, белков, аминокислот, антибиотиков и т. п.Геном – совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма.Метафизика (греч. metataphysika – после физики) – философское учение о сверхчувствительных (недоступных опыту) принципах бытия.Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика) и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).
2. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики.- М.: АСТ, 2003. - 701 с.
3. Длугач Т.Б. Человек в мире техники и техника в мире человека. - М.: Политиздат, 1978. - 112 с.
4. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества [Электронный ресурс]. URL: http://enatramp.narod.ru/pervoistochnik.files/man.files/man0.html
5. Негодаев И.А. Философия техники [Электронный ресурс]. URL: http://www.iu.ru/biblio/archive/negodaev_filosofija/04.aspx
6. Попкова Н.В. Философия техносферы. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 344 c.
7. Шпенглер О. Человек и техника [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.mitht.ru/spengler.htm
8. Эллюль Ж. Другая революция. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - 372 с.
Вопрос-ответ:
Почему доля наследуемых генов сокращается с каждым поколением?
Доля наследуемых генов сокращается с каждым поколением из-за процесса рекомбинации и мутаций, которые происходят во время размножения. Это означает, что с каждым поколением происходят изменения в генетическом материале, и некоторые гены могут исчезнуть или измениться. Это естественный процесс эволюции, который позволяет видам адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Какие этические проблемы возникают в естествознании?
В естествознании возникают различные этические проблемы, связанные с экспериментами на животных, использованием генной инженерии, клонированием и другими методами исследования. Например, многие люди считают неэтичным экспериментировать на животных и считают, что животным следует предоставить права и защиту. Кроме того, есть этические вопросы, связанные с моральными аспектами применения научных открытий, например, в области генной терапии или создания генетически модифицированных организмов.
Почему для женщины важно иметь ребенка?
Для женщины иметь ребенка важно, потому что это связано с особыми чувствами, которые она переживает во время беременности и родов. Это может быть одно из самых значимых и счастливых событий в жизни женщины, которое позволяет ей почувствовать себя матерью и создать свою семью. Кроме того, материнство может предоставить женщине удовлетворение и смысл жизни, особенно если она чувствует призвание быть матерью и заботиться о своих детях.
Какова вероятность того, что дети или внуки не будут иметь детей?
Существует вероятность, что дети или внуки не будут иметь детей. Однако, эта вероятность не очень высока и зависит от многих факторов, таких как здоровье, возраст, желание иметь детей и другие обстоятельства. Возможно, у некоторых людей могут быть физические или психологические причины, по которым они не могут или не хотят иметь детей. Но в целом, большинство людей имеют потомство и продолжают свой род.
Сокращается ли доля наследуемых генов с каждым поколением?
Да, с каждым поколением доля наследуемых генов сокращается. Например, в пятом поколении сохраняется лишь одна шестнадцатая часть исходных генов.
Почему для женщины важно иметь ребенка?
Для женщины иметь ребенка важно, потому что это связано с особыми чувствами, которые она переживает во время беременности и родов.
Может ли не иметь детей потомок, если родители были бездетными?
Да, существует вероятность, что дети или внуки бездетных родителей также не будут иметь детей. Однако эта вероятность не очень высока, и доля наследуемых генов сокращается с каждым поколением. Например, в пятом поколении сохраняется лишь одна шестнадцатая часть изначальных генов.
Почему для женщины важно иметь ребенка?
Для женщины иметь ребенка важно, потому что это связано с особыми чувствами, которые она переживает во время беременности и родов. Возникновение и развитие новой жизни внутри нее является уникальным и неповторимым опытом, который может вызывать сильные эмоции и ощущения материнства.
Может ли отсутствие наследственных генов быть причиной бесплодия?
Да, отсутствие наследственных генов или их сокращение с каждым поколением может повлиять на вероятность возникновения бесплодия у потомков. Наследственность играет важную роль в формировании различных физиологических и генетических характеристик, включая способность к размножению.