Вузовская библиотека как информационно-образовательный центр университета

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 37 37 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 03.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Вузовские библиотеки и основы их функционирования 6
1.1Теоретические основы функционирования вузовских библиотек 6
1.2 История развития вузовских библиотек как информационно-образовательного центра 23
Глава 2. Деятельность библиотеки ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»: анализ и рекомендации 27
2.1 Анализ информационно-образовательной деятельности библиотеки ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» 27
2.2 Совершенствование деятельности библиотеки ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева» 29
Заключение 33
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Комплектование фонда ведется по специальностям: радиотехнике, радиоэлектронным системам, бытовой радиоэлектронной аппаратуре, средствам связи с подвижными объектами, электронике и микроэлектронике, физической электронике, микроэлектронике и твердотельной электронике, прикладной информатике, электронным приборам и устройствам, средствам радиоэлектронной борьбы, управлению и информатике в технических системах, вычислительных машинах, информационным системам и технологиям, проектированию и технологии электронно-вычислительных средств, компьютерной безопасности, автоматизации технологических процессов и производств, многоканальным телекоммуникационнымсистемам, биотехническим и медицинским аппаратам и системам, инженерном деле в медико-биологической практике, экономике и управлении на предприятии машиностроения, математическим методам в экономике, государственном и муниципальном управлением, социальной работе и д.р.Фонд периодических изданий в основном представлен профильными изданиями по техническим и гуманитарным дисциплинам. Работа по внедрению автоматизации началась в библиотеке в начале 90-х годов. С 1995 года в библиотеке академии действует электронный каталог, картотека журнальных статей, обработка поступающих изданий, подписка на периодические издания становятся автоматизированными, вся оформительская работа книжных выставок осуществляется с помощью компьютерной графики. С появлением в библиотеке компьютеров фонд стал формироваться не только из книг и журналов на традиционных бумажных носителях, но и на нетрадиционных: дискетах, оптических дисках. Основная задача библиотеки - обеспечить более 6 тыс. студентов всех форм обучения необходимой учебной литературой, а также обеспечить учебной и научной литературой всех преподавателей, сотрудников и аспирантов университета. В 2000 г. в научной библиотеке, наряду с уже имеющимся специализированным залом гуманитарных дисциплин был открыт читальный зал экономической литературы (с фондом свыше 5 тыс. экземпляров). Таким образом, в настоящее время в структуре библиотеки 3 абонемента (учебной, научной и художественной литературы) и 7 читальных залов (научной литературы, учебной технической, гуманитарных дисциплин, экономической литературы, периодических изданий, научной библиографии и электронной информации). Фонд библиотеки свыше 900 тыс. изданий. Ежегодное количество посещений 300 тыс., книговыдача более 600 тыс. экземпляров; всеми структурными подразделениями обслуживается свыше 25 тыс. пользователей. В среднем в день библиотеку посещает более 1 тыс. человек.Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс развития вузовских библиотек тесно связан с развитием высшего образования, высших учебных заведений. Изначально вузовские библиотеки стремились создать фонды, которые бы помогали студентам, однако постепенно, особенно это актуально для университетских библиотек, их фонды начали расширяться, стал раскрываться научно-методический потенциал библиотек.Глава 2. Деятельность библиотеки ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»: анализ и рекомендации2.1 Анализ информационно-образовательной деятельности библиотеки ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»Свою миссию библиотека видит в поддержке образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности филиала путем предоставления каждому пользователю качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам, и оказании содействия филиалу в подготовке высококвалифицированных специалистов. Приоритетные направления развития библиотеки:Формирование фонда в соответствии с требованиями Министерства образования и науки и направлениями учебной и научной деятельности.Совершенствование информационно-библиографического и библиотечного обслуживания студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава.Внедрение новых информационных технологий в деятельность библиотеки.Развитие и укрепление материально-технической базы библиотеки.Повышение профессионального уровня сотрудников библиотеки.Ежегодно библиотечный фонд пополняется новыми документами. Фонд представлен учебными, научными, периодическими изданиями, методическими пособиями, художественной литературой, авторефератами. Фонд библиотеки формируется с учетом всех направлений учебных и научных процессов вуза. В структуру библиотеки входят отделы: Отдел обслуживания:Абонемент;Читальный зал Информационно-библиографический отдел:Сектор периодикиЗал электронных ресурсовС 2009 года начата работа по созданию электронного каталога библиотеки.Методическая работа научной библиотеки ведётся по двум направлениям. Первое — методическая работа в самой библиотеке и структурных подразделениях университета, ориентированная на совершенствование технологических процессов. Другим направлением является оказание методической помощи библиотекам средних специальных учебных заведений.Будучи направлена на обучение, повышение профессионального мастерства современного библиотекаря, эта деятельность предполагает: • Создание и укрепление партнёрских связей между библиотеками различных ведомств по вопросам взаимодействия; • Оказание консультативно-методической помощи; • Организация работы по повышению квалификации специалистов библиотек; • Выявление, изучение и обобщение передового библиотечного опыта. С 1998 г. на научную библиотеку ОрёлГТУ возложены функции областного информационного методического центра. Использование потенциала центра даёт возможность расширить тематику наших внутривузовских мероприятий. По внедрению в работу ГОСТа 712003 был организован и проведён мастер-класс для сотрудников редакционно-издательского отдела, с которым у нас сложилось плодотворное сотрудничество. В 2005 г. мы подготовили и провели методический семинар для преподавателей и сотрудников ОрёлГТУ и сотрудников библиотек средних специальных учебных заведений Орла и области. Темами обсуждения стали: «Внедрение новых стандартов по библиографическому описанию в практику работы учебных заведений» и «Теория и методика использования дидактических комплексов информационного обеспечения учебных дисциплин». Сотрудники научно-библиографического отдела читают курсы. «Основы библиотечно-библиографических знаний», «Основы информационной культуры», «Поиск информации в справочных системах», «Технология информационного поиска». Для библиотечных работников Ливенского, Мценского, Карачевского филиалов ОрёлГТУ, Политехнического колледжа ОрелГТУ был проведён семинар «Организация и методика проведения занятий по формированию информационной культуры личности». Методическая работа библиотеки призвана помочь найти оптимальные пути и методы совершенствования деятельности библиотеки, повысить уровень мастерства каждого сотрудника. Библиотека многое делает для развития сотрудничества и партнёрских отношений между библиотеками области, оказывает содействие расширению многосторонних профессиональных связей, установлению тесных контактов в области информационной деятельности, созданию методического объединения библиотек вузов и средних специальных учебных заведений. Это профессиональное сотрудничество обусловлено не только общей территориальной принадлежностью, но и стремлением библиотек сообща решать актуальные библиотечные проблемы и создавать благоприятные условия для развития и продвижения библиотечных услуг. Главные направления этой работы представлены: • Организационным обеспечением; • Методическим обеспечением. Организационное обеспечение взаимодействия с библиотеками средних специальных учебных заведений предусматривает консультирование по разработке регламентирующих документов. Нормативные, инструктивно-методические и технологические документы своевременно доводятся до заведующих библиотеками. Важнейшей составляющей является аналитическая работа. На основе анализа ежегодных статистических показателей и содержания работы библиотек, составляется ежегодный информационный отчёт, что дает возможность определения общих тенденций развития, прогнозировать изменения работы библиотек среднего звена. Острой проблемой нашего региона является недостаточная организация обмена опытом, профессионального общения, в связи с чем возрастает необходимость организации мероприятий по повышению квалификации. Сегодня в профессиональном обучении по-новому расставить приоритеты, использовать действенные формы расширения профессионального мировоззрения. Методическое руководство проводится различными формами и методами. Эффективной формой профессионального обмена опытом являются научно-практические семинары, конференции. На протяжении нескольких лет сотрудники библиотеки принимали активное участие в работе международных конференций. В 2003 г. директор библиотеки, Н. М. Свергунова, участвовала в международной научно-практической конференции «Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее», где выступила с докладом «Библиотека в социокультурном пространстве вуза». На Девятой международной конференции и выставке LIBCOM 2005 «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» зав. отделом компьютеризации библиотечных процессов О. Н. Верижникова выступила с докладом «Создание полнотекстовой базы данных методических пособий на основе АИБС "Liber-Media" в научной библиотеке Орловского государственного технического университета». Наметилась положительная тенденция к межведомственному сотрудничеству. Сотрудники библиотеки не только организовывают те или иные мероприятия, но и принимают участие в мероприятиях, организованных библиотеками других систем и ведомств, в частности в «Денисьевских чтениях». Эта научно-практическая конференция посвящённая уроженцу г. Орла, видному библиотековеду, библиографу, педагогу Виталию Николаевичу Денисьеву, проводилась Орловской областной публичной библиотекой им. И. А. Бунина. В 2013 г. был организован круглый стол «Вузовские библиотеки в помощь повышения экологической культуры студентов», в 2014 г. — семинар «Новые информационные технологии в библиотеках учебных заведений». В 2016 г. состоялся научно-методический семинар библиотек высших и средних специальных учебных заведений г. Орла и области «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры», на котором обсуждалось место библиотеки в современном информационном обществе и в учебном заведении. Во многом это связано с изменением функций и требований к персоналу: современный библиотекарь — это и педагог, и организатор внеаудиторной работы, информационный менеджер, специалист по связям с досуговыми организациями. Нельзя не сказать и об изменениях технологии обслуживания читателей, повышении комфортности предоставляемых библиотечных услуг, совершенствовании информационно-библиографической деятельности. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость обучению новым технологиям, умению находить, оценивать и использовать релевантную информацию. Важно создавать условия для многостороннего профессионального общения библиотечных работников. Ярким событием в библиотечной жизни стал круглый стол «Библиотека в воспитательном аспекте образования». Несомненной заслугой библиотек учебных заведений следует назвать хорошо налаженную гуманитарно-просветительскую деятельность. Преподавателей и библиотекарей объединяют общие подходы и интересы при решении гуманитарных проблем, что закономерно ведёт к сотрудничеству. За круглым столом обсуждались вопросы формирования образовательной и досуговой среды, роли библиотеки в совершенствовании воспитательной работы и развитии личности студента, работы литературных клубов, культурно-просветительской деятельности политехнического колледжа, обсуждалась эффективность массовой работы в нравственном воспитании будущего специалиста. Не исчерпала себя и такая форма повышения квалификации, как консультации. Опытные сотрудники библиотеки проводят консультирование по различным вопросам библиотечной деятельности. Научная библиотека является базой производственной практики для студентов библиотечного факультета Орловского института культуры и искусств. Эффективным средством остаётся самообразование. В проведении обзоров новинок профессиональной печати участвуют все сотрудники библиотеки. Организация и проведение мастер-класса сотрудниками отдела компьютеризации библиотечных процессов позволяет успешно и самостоятельно организовать обучение работников инновационным компьютерным технологиям.2.2 Совершенствование деятельности библиотеки ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева» Несмотря на многие позитивные моменты, хотелось бы предложить некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности библиотеки.В частности, нуждается в усовершенствовании существующая структура обслуживания, пока у студентов не достаточно свободы и ресурсов. Также некоторые затруднения вызывает процесс самостоятельного поиска литературы в открытом доступе, чтобы иметь возможность самостоятельно выбрать нужный учебник или книгу, не обращаясь к помощи библиотекарей. В ситуации, когда необходимо срочно найти нужную информацию, это особенно актуально.Кроме того, библиотека сталкивается с такими сложностями: · большими очередями· просроченными сроками сдачи литературы, что негативно сказывается на комплектовании фондов. Вне всякого сомнения, библиотека сейчас располагает необходимыми ресурсами, чтобы эти проблемы решить.Также не отлажен механизм процедуры выдачи литературы при помощи создания электронной заявки на учебники и другой материал. Кроме того, стоит популяризовать способ выдачи книги на короткий срок, поскольку далеко не все современные студенты располагают временем для длительного нахождения в читальном зале. Что касается электронных материалов, также было бы очень удобно сделать открытый доступ к электронным ресурсам с домашних компьютеров через личный кабинет студента и дать студентам возможность самостоятельно осуществлять оформление подписок на различные базы данных и отслеживать новые поступления. По словам учащихся это повысит спрос на электронные ресурсы университета, улучшит качество учебных работ студентов. Также библиотека сталкивается с ситуацией недостаточного количества литературы и ее периодического обновления. Для тех, кто является частным посетителем читального зала, стало очевидно, что многие источники несут в себе устаревшую информацию, что в свою очередь снижает спрос на ресурсы библиотеки и портит ее имидж в глазах студентов. Согласно результатам опроса, нужно восполнить и расширить базу основных учебников по всем направлениям, так как часто ее не хватает на весь курс. Среди студентов в настоящее время очень популярна литература на иностранных языках, которую они также хотели бы видеть в библиотеке. Более того, в целом, ощущается нехватка иностранных источников, как электронных, так и печатных.Уровень компьютеризации находится на высоком уровне, но его необходимо постоянно повышать, поскольку с каждым годом информационные требования и требования к качеству обслуживания возрастают. На данном этапе развития вузовских библиотек в России главным остается вопрос о привлечении молодежи к чтению и пользованию библиотекой. А это значит, что библиотека должна заниматься:· организацией тематических мероприятий/лекции/дискуссии с приглашенными писателями и другими публичными личностями для презентаций их публикаций· организовать учебный материал с использованием библиотечной литературы, усиливать мотивацию на поиски дополнительных источников,· организацией презентации и выставок новых поступлений· организацией пространства библиотеки и читального зала таким образом, чтобы студенты там чувствовали себя комфортно. С целью привлечения новых читателей в библиотеку можно проводить различные мероприятия, акции или презентации новых поступлений с приглашением друзей, где участники узнают о последних информационных обзорах, получат литературные консультации и обозрения самых интересных публикаций последних номеров журналов. Чтобы привлечь внимание читателей к библиотеке, увлечь чтением, можно организовывать конкурс на самую популярную книгу. Студенты должны будут голосовать за самую понравившуюся из предложенных книгу, а через месяц нужно провести подсчёт голосов и небольшое тематическое мероприятие с конкурсами и призами.В первую очередь библиотека должна быть клиентоориентирована, именно поэтому постоянно нужно отслеживать уровень удовлетворенности и студентов работой библиотеки посредством регулярного анкетирования. Это значительно упростить работу библиотекарей, потому что они всегда будут знать о потребностях своих посетителей. При разработке новой стратегии развития библиотеки необходимо учитывать западный опыт, поскольку западные образцы библиотек являются самыми клиентоориентированными, современными в плане технологий и предоставления различных видов услуг.ЗаключениеИтак, в данной работе была поставлена задача рассмотрения деятельности вузовской библиотеки как научно-информационного центра.В ходе исследования были решены следующие задачи:1.1Рассмотреть теоретические основы функционирования вузовских библиотек1.2Изучить историю становления вузовских библиотек в России.1.3Проанализировать деятельность библиотеки ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С.Тургенева".1.4Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности библиотеки ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С.Тургенева".На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В первую очередь, деятельность вузовской библиотеки подчиняется общим принципам библиотечной деятельности. Вузовская библиотека – это социально-коммуникационный институт, который занимается сбором и хранением документов, составлением фондов, удовлетворением потребности в информации. Для вуза деятельность библиотеки особенно важна, поскольку в библиотеке студенты имеют возможность ознакомиться с дополнительной литературой, поработать самостоятельно. Несомненно, обращение в вузовскую библиотеку помогает улучшить качество обучения и подготовки учебных работ (рефератов, курсовых, дипломных исследований).Ранее уже отмечалось, что на современном этапе вузовские библиотеки сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с процессом информатизации образования, глобальными информационными процессами. В первую очередь, эти проблемы актуальны для региональных библиотек, зачастую не имеющих столь богатых ресурсов, как библиотеки столичных и крупных городов. Данные проблемы связаны с необходимостью оперативной автоматизации и компьютеризации библиотек, существенным повышением качества обслуживания, пополнением уже существующих фондов новой литературой, в частности, литературой на иностранных языках. Повышение требований связано в том числе и с трансформацией института высшего одбразования.Среда высшей школы подвергается многочисленным изменениям и усовершенствованиям в соответствии с новыми требованиями к содержанию и качеству образовательного процесса. Выстроенность, правильность, комплексность образовательной среды высшей школы является залогом эффективности процесса обучения и подготовки грамотных специалистов.В последнее время высказываются идеи о том, что следует выделить группы принципов обучения в высшей школе, которые будут синтезировать все другие принципы, а также помогут существенно повысить качество высшего образования:• ориентированность высшего образования на то, чтобы развивать личность будущего специалиста;• соответствие содержания вузовского образования и современных и прогнозируемых тенденций развития науки (техники) и производства (технологий);• наличие оптимального сочетания между общими, групповыми, индивидуальными формами организации учебного процесса в вузе;• принцип рационального применения современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки;• результаты подготовки должны соответствовать требованиям, предъявляемым конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечивать их конкурентоспособность.Библиотекам вузов также следует ориентироваться на данные принципы и требования, обеспечивая непрерывность и высокое качество обучения. Таким образом, на современном этапе вузовские библиотеки сталкиваются с проблемой того, что высшее образование не учитывает индивидуальные особенности, не является личностно-ориентированным, отсутствует оптимальное сочетание между различными формами организации учебного процесса, не внедряются инновационные формы работы. Кроме того, нельзя не сказать о том, что многие программы профессиональной подготовки библиотекарей являются устаревшими, не соответствующими современным требованиям. Несмотря на то, что они дорабатываются, в этом направлении еще следует активно и плодотворно работать .Современная концепция должна использовать системный подход к пониманию процесса обслуживания в библиотеке вуза. Современная дидактика высшей школы стремится к принципу разумного рационализма. Ее основная цель сегодня – выводить учащихся на определенный уровень обучения с минимальными затратами сил, времени и средств. Вузовская библиотека при условии качественного обслуживания способна удовлетворить это важнейшее условие. В современной дидактической системе сущность обучения не может сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее должно отличать разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью студентов. И библиотека вуза как раз представляет ресурсы для такой активности и тщательной самостоятельной работы. Современная среда вузовской библиотеки должна быть направлена на то, чтобы посредством использования инновационных и традиционных методов, достичь высокого качества обслуживания. Основная цель построения образовательной среды – это воспитание грамотного специалиста в своей сфере, высокоразвитой личности. Эффективность процесса обучения будущих специалистов требует реализации комплекса определенных педагогических условий в рамках образовательной среды вуза и вузовской библиотеки. Итак, среда в библиотеке вуза должна быть выстроена с учетом направленности на: - формирование системы профессиональных ценностей, концептуальной и понятийной базы – осознание личностной специфики собственного «Я» в терминах соответствующих профилю обучения дисциплин;- практика будущих специалистов (объективация профессионально важных качеств). Библиотечная среда является динамической системой, ей свойственно изменяться со временем, поскольку она находится под сильным влиянием культурных, технических, требований эпохи.Наконец, нельзя не сказать о проблеме совершенствования организационных аспектов деятельности вузовской библиотеки.На основе анализа деятельности библиотеки ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С.Тургенева" был сделан вывод о том, что эта библиотека постоянно стремится к инновациям, ею осуществляется активная научная и методическая деятельность. Особое внимание уделяется компьютеризации и автоматизации библиотечной системы. Весьма положительным моментом является факт постоянного пополнения фондов библиотеки, организация семинаров, на которых работники библиотеки могут профессионально совершенствоваться, обмениваться практическим опытом и теоретическими знаниями.Список литературыФедеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации Постановление РФ «Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» от 16 мая 2003 г. № 287 Постановление Правительства РФ «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» от 25 сентября 2003 г. № 594 Концепция проекта Федерального закона «О стандартизации» ГОСТ 7.47-84 «Коммуникативный формат для словарей информационных языков и терминологических данных» ГОСТ 7.54-88 «Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования» – ГОСТ 7.65-92 «Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению» ГОСТ 7.74-96 «Информационно-поисковые языки. Термины и определения» ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» ГОСТ 7.0.0-2010 «Национальная система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения» ГОСТ 7.0.7-2009 «Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление» ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832-1994) «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках» ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» ГОСТ 7.14-98 (ИСО 2709-96) «Формат для обмена информацией. Структура записи» ГОСТ 7.19-2001 «Формат для обмена данными. Содержание записи» ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика» ГОСТ 7.22-2003 «Промышленные каталоги. Общие требования» ГОСТ 7.23-96 «Издания информационные. Структура и оформление» ГОСТ 7.24-2007 «Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению» ГОСТ 7.25-2001 «Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления» ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» – ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения» Автоматизация библиотечных процессов: информационный и технологический прогреcc // Ректор ВУЗа. – 2011. - № 6. Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д.П. Тевс, В.А.Климентьева, В.А.Петров, Т.Н.Злобина, Г.В. Стекина, Т.В.Пантюшина, Л.И.Рыбина. http://refdb.ru/look/1516258-pall.htmlАндреева Н.Б. Информационно-образовательная среда вуза: современные возможности для взаимосвязи и развития методов обучения // Современные информационные технологии. 2012 № 16 С. 122-125.Андреева Л.Н. Библиотека как информационно-образовательный центр вуза.// cyberleninka.ruАхметов Б.С., Калюжный А.А. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе [Электр.ресурс]. URL: http://www.bytic.ru/cue/2002/tezis/ahmetov1.htm Баженов С. Р. Поэтапное развитие АБИС: объективная неизбежность и субъективные факторы, сдерживающие процесс автоматизации // Науч. итехн. б-ки. - 2012. - № 11. - С. 67-73 http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2012/11/ntb_11_10_2012-%D0%B1%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D0%B2.pdfБернгардт Т.В. Эффективность использования библиографической продукции./Электронный ресурс// http://www.omsu.omskreg.ru/Боброва Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза: автореф. дисс. канд педагог. наук. – Кемерово, 2010Болдырев, П.А. Разработка интегрированной информационной системы поддержки управления комплектованием фонда библиотеки вуза : диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.10 / Болдырев Петр Алексеевич; [Место защиты: Поволж. гос. акад. телекоммуникаций и информатики].- Оренбург, 2011.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-5/1894Бражникова С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты./Электронный ресурс// http://www.bgunb.ru/Дзамыхов А.Х., Афунов М.Т. Информатизация общего и профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 62-64.Комплексная автоматизация библиотеки [Текст] / ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. - М., 2010. - 26 с.Кузнецова Т.Я. Инновационные процессы в библиотечном деле и непрерывное профессиональное образование./Электронный ресурс// http://www.bgunb.ru/Лопатина Н.В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества.// https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnyy-spetsialist-v-professionalnoy-strukture-informatsionnogo-obschestvaМашурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 270-273. — URL https://moluch.ru/archive/43/5256/ (дата обращения: 25.11.2018).Официальный сайт Научной библиотеки Уральского государственного университета.// http://lib.usu.ru/Салимова, А.Р. Формирование ценностного отношения студентов к образованию в процессе их участия в социально-культурной деятельности научной библиотеки вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Салимова Алсу Рамилевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Киров, 2012.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/556Севрюкова А.А. Автоматизированные библиотечные системы // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 857-859. URL: http://www.moluch.ru/archive/93/20599/ Системы автоматизации библиотек. http://www.spsl.nsc.ru/win/stn3/vpt_sistavt.htmСтепина Н. Методическая работа научной библиотеки: опыт взаимодействия.// http://naukarus.com/metodicheskaya-rabota-nauchnoy-biblioteki-opyt-vzaimodeystviyaТаболько Л. А., Бодрин А. В. Библиотеки как основной субъект социального партнерства в социально-культурной сфере (на примере Централизованной библиотечной системы г. Арзамаса) // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/archive/102/23178/ (дата обращения: 25.11.2018).Уваров А.Ю. Информатизация образования: вчера, сегодня, завтра. – М., 2011. [Ресурс локального доступа]http://www.nbmgu.ru.http://library.chuvsu.ru/index.php?page=201000000http://www.rsreu.ru/content/view/417/687/http://www.library.mrsu.ru/?area=cataloghttp://oreluniver.ru/page/branch/mtsensk/science/library/about

Список литературы

1 Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
2 Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ
3 Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации
4 Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации
5 Постановление РФ «Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» от 16 мая 2003 г. № 287
6 Постановление Правительства РФ «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» от 25 сентября 2003 г. № 594
7 Концепция проекта Федерального закона «О стандартизации»
8 ГОСТ 7.47-84 «Коммуникативный формат для словарей информационных языков и терминологических данных»
9 ГОСТ 7.54-88 «Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования» –
10 ГОСТ 7.65-92 «Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению»
11 ГОСТ 7.74-96 «Информационно-поисковые языки. Термины и определения»
12 ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения»
13 ГОСТ 7.0.0-2010 «Национальная система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения»
14 ГОСТ 7.0.7-2009 «Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление»
15 ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
16 ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832-1994) «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках»
17 ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»
18 ГОСТ 7.14-98 (ИСО 2709-96) «Формат для обмена информацией. Структура записи»
19 ГОСТ 7.19-2001 «Формат для обмена данными. Содержание записи»
20 ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика»
21 ГОСТ 7.22-2003 «Промышленные каталоги. Общие требования»
22 ГОСТ 7.23-96 «Издания информационные. Структура и оформление»
23 ГОСТ 7.24-2007 «Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению»
24 ГОСТ 7.25-2001 «Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления»
25 ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» –
26 ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения»

27 Автоматизация библиотечных процессов: информационный и технологический прогреcc // Ректор ВУЗа. – 2011. - № 6.
28 Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д.П. Тевс, В.А.Климентьева, В.А.Петров, Т.Н.Злобина, Г.В. Стекина, Т.В.Пантюшина, Л.И.Рыбина. http://refdb.ru/look/1516258-pall.html
29 Андреева Н.Б. Информационно-образовательная среда вуза: современные возможности для взаимосвязи и развития методов обучения // Современные информационные технологии. 2012 № 16 С. 122-125.
30 Андреева Л.Н. Библиотека как информационно-образовательный центр вуза.// cyberleninka.ru
31 Ахметов Б.С., Калюжный А.А. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе [Электр. ресурс]. URL: http://www.bytic.ru/cue/2002/tezis/ahmetov1.htm
32 Баженов С. Р. Поэтапное развитие АБИС: объективная неизбежность и субъективные факторы, сдерживающие процесс автоматизации // Науч. и техн. б-ки. - 2012. - № 11. - С. 67-73 http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2012/11/ntb_11_10_2012-%D0%B1%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D0%B2.pdf
33 Бернгардт Т.В. Эффективность использования библиографической продукции./Электронный ресурс// http://www.omsu.omskreg.ru/
34 Боброва Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза: автореф. дисс. канд педагог. наук. – Кемерово, 2010
35 Болдырев, П.А. Разработка интегрированной информационной системы поддержки управления комплектованием фонда библиотеки вуза : диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.10 / Болдырев Петр Алексеевич; [Место защиты: Поволж. гос. акад. телекоммуникаций и информатики].- Оренбург, 2011.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-5/1894
36 Бражникова С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты./Электронный ресурс// http://www.bgunb.ru/
37 Дзамыхов А.Х., Афунов М.Т. Информатизация общего и профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 62-64.
38 Комплексная автоматизация библиотеки [Текст] / ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. - М., 2010. - 26 с.
39 Кузнецова Т.Я. Инновационные процессы в библиотечном деле и непрерывное профессиональное образование./Электронный ресурс// http://www.bgunb.ru/
40 Лопатина Н.В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества.// https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnyy-spetsialist-v-professionalnoy-strukture-informatsionnogo-obschestva
41 Машурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 270-273. — URL https://moluch.ru/archive/43/5256/ (дата обращения: 25.11.2018).
42 Официальный сайт Научной библиотеки Уральского государственного университета.// http://lib.usu.ru/
43 Салимова, А.Р. Формирование ценностного отношения студентов к образованию в процессе их участия в социально-культурной деятельности научной библиотеки вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Салимова Алсу Рамилевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Киров, 2012.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/556
44 Севрюкова А.А. Автоматизированные библиотечные системы // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 857-859. URL: http://www.moluch.ru/archive/93/20599/
45 Системы автоматизации библиотек. http://www.spsl.nsc.ru/win/stn3/vpt_sistavt.htm
46 Степина Н. Методическая работа научной библиотеки: опыт взаимодействия.// http://naukarus.com/metodicheskaya-rabota-nauchnoy-biblioteki-opyt-vzaimodeystviya
47 Таболько Л. А., Бодрин А. В. Библиотеки как основной субъект социального партнерства в социально-культурной сфере (на примере Централизованной библиотечной системы г. Арзамаса) // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/archive/102/23178/ (дата обращения: 25.11.2018).
48 Уваров А.Ю. Информатизация образования: вчера, сегодня, завтра. – М., 2011. [Ресурс локального доступа]
49 http://www.nbmgu.ru.
50 http://library.chuvsu.ru/index.php?page=201000000
51 http://www.rsreu.ru/content/view/417/687/
52 http://www.library.mrsu.ru/?area=catalog
53 http://oreluniver.ru/page/branch/mtsensk/science/library/about

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют вузовские библиотеки?

Вузовские библиотеки выполняют разнообразные функции, включая предоставление доступа к учебной и научной литературе, информационное обслуживание студентов и преподавателей, организацию культурно-просветительской работы и т.д.

Какова роль вузовской библиотеки в образовательном процессе?

Вузовская библиотека является важным компонентом образовательного процесса. Она предоставляет доступ к необходимой учебной и научной литературе, помогает студентам и преподавателям искать и анализировать информацию, проводит обучающие мероприятия и консультации по информационной грамотности.

Какие возможности предоставляет библиотека ОГУ имени И.С. Тургенева?

Библиотека ОГУ имени И.С. Тургенева предоставляет широкий спектр возможностей. Здесь студенты и преподаватели могут воспользоваться богатым книжным фондом, электронными ресурсами, получить помощь библиотекарей в поиске и использовании информации, принять участие в мероприятиях и тренингах для развития информационной грамотности.

Какие анализ и рекомендации проводились по деятельности библиотеки ОГУ имени И.С. Тургенева?

Проводился анализ информационно-образовательной деятельности библиотеки ОГУ имени И.С. Тургенева, в котором были выявлены сильные и слабые стороны ее работы. На основании этого анализа были предложены рекомендации по улучшению работы библиотеки и повышению ее роли в информационно-образовательном процессе университета.

Каковы основы функционирования вузовских библиотек?

Основы функционирования вузовских библиотек включают организацию книжной коллекции, обеспечение доступа к информационным ресурсам, проведение информационно-библиотечного обслуживания, развитие сетевых технологий и электронной библиотеки, обучение студентов и преподавателей использованию информационных ресурсов.

Какие функции выполняют вузовские библиотеки?

Вузовские библиотеки выполняют ряд функций, включая обеспечение доступа к информационным ресурсам, содействие образовательному процессу, проведение научно-исследовательской работы, организацию культурно-просветительской деятельности и другие.

Каковы теоретические основы функционирования вузовских библиотек?

Теоретические основы функционирования вузовских библиотек опираются на принципы доступности информации, организации и хранения ее ресурсов, сотрудничества с другими библиотеками и информационными центрами, а также на развитие информационно-коммуникационных технологий.

Как развивались вузовские библиотеки как информационно образовательные центры?

История развития вузовских библиотек как информационно образовательных центров включает процессы формирования их коллекций, создание современной инфраструктуры, внедрение новых технологий, развитие информационного обслуживания и привлечение пользователей к активному использованию библиотечных ресурсов.

Какие функции выполняет библиотека ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева?

Библиотека ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева выполняет функции предоставления учебно-методической литературы, публикаций научных работ, организации мероприятий по развитию информационной грамотности, проведения выставок и экспозиций, а также обеспечения доступа к электронным ресурсам.