Современные тенденции подготовки библиотечных кадров
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 31.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава1. Теоретические основы подготовки библиотечных кадров 6
1.1 Теоретические основы подготовки библиотечных кадров 6
1.2 История подготовки библиотечных кадров 10
Глава 2. Современных тенденций подготовки библиотечных кадров в стране 14
2.1. Опыт современных тенденций подготовки библиотечных кадров 14
2.2. Региональный опыт подготовки библиотечных специалистов в ФГБОУ ВО Орловском государственном институте культуры 22
Заключение 30
Список использованной литературы: 32
Приложения 36
Приложение 1. Учебный план профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационное обслуживание детей» Учебного центра РГДБ 36
Приложение 2. Программа профессиональной переподготовки: «Библиотечно-информационная деятельность (библиотекарь-библиограф, преподаватель)» Челябинского государственного института культуры 37
Приложение 3. Учебный план по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» 38
п.н.).Кроме этого студенты принимают участие в различных акциях, которые организуют библиотеки города. Например, студенты кафедры библиотечно-информационной деятельности в составе команды «ГиперБолы» приняли участие в Библиоквесте, посвящённом 180-летию Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И.А. Бунина, проведённом в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств».Все задания Библиоквеста были связаны с книгой, библиотекой и всем, что с ними ассоциируется. Для лучшей подготовки к игре, организаторы рекомендовали освежить в памяти историю города Орла и главной библиотеки области, а также вспомнить интересные факты о библиотеке и библиотекарях.В институте к в рамках Международной сетевой социально-культурной акции «Библионочь - 2017» был проведён Квест по мотивам произведений Дж. Роулинг о Гари Поттере, подготовленный студентами Факультета документных коммуникаций. В Квесте приняли участие студенты всех факультетов института. Участники четырёх соревнующихся команд успешно прошли все этапы Игры. Они продемонстрировали интеллектуальные, спортивные и творческие способности и навыки. Организаторам Квеста удалось органично объединить сказочный формат игры с экологической тематикой[32].В Орловском государственном институте культуры 14 февраля 2018 года прошла акция, посвященная Международному дню дарения книг. С 2012 года этот праздник объединяет тех, кто любит книгу и чтение.Акция была подготовлена студентами 2 и 3 курса и преподавателями кафедры библиотечно-информационной деятельности: доцентом Н.Е. Беляевой, доцентом А.Л. Есиповым, младшим научным сотрудником В.Ю. Жидеевой. Автором идеи проведения данной акции в институте выступила первый проректор Н.А. Меркурьева.На выставке книг, поступивших в дар от педагогов и обучающихся вуза, библиотеки им. А.А. Фета, желающие могли выбрать понравившееся издание себе в подарок. В книжной фотозоне участников ожидала фотосессия с «ожившими» персонажами тургеневских произведений, в роли которых выступили студенты ФДК. Перед собравшимися выступил поэт, член Союза литераторов России Андрей Ильич Елисеев. Гости мероприятия приняли участие в литературных викторинах и конкурсах.Студенты кафедры библиотечно-информационной деятельности в рамках добровольческого проекта «Книжка в больницу», реализуемого доцентами кафедры БИД Беляевой Н.Е. и Есиповым А.Л. совместно с НКМЦ им. З.И. Круглой провели занятие в травматологическом отделении больницы на тему «От идеи к экрану». Модераторы мероприятия студентки Е.Пасютина и А. Зайцева в увлекательной форме познакомили ребят с этапами создания книги и рассказала об авторах, редакторах, художниках-иллюстраторах и др. Дети, взяв творческие псевдонимы, попробовали свои силы в создании текстов и рисунков на заданную тематику. Большой интерес вызвало задание на проверку дедуктивных способностей участников[32]. Обучение студентов на кафедре «Библиотечно-информационной деятельности» организовано многопланова. Теоретические знания они применяют на практике, организует квесты, проводят опросы. Посещают библиотеки города для знакомства и закрепления полученных теоретических знаний. Пишут доклады, выступают на конференциях.Все это помогает показать им, что профессия «Библиотекарь» давно вышла за рамки выдачи книг. Современный библиотекарь – многопрофильный специалист, который разбирается в законах, организует акции, руководит чтением и т.п. В институте существуетФакультет повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. С марта 2005 г. кафедра библиотечно-информационной деятельности осуществляет послевузовскую профессиональную подготовку библиотекарей. Разработанадополнительная профессиональная программапрофессиональной переподготовки по профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»(см. Приложение 3).Программа разработана на основе:Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»;Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» квалификация (степень) - бакалавр.Обучение по программе длиться 1 год, 518 учебных часов. За это время слушатели прослушают лекции на разные темы, например, Маркетинг библиотечно- информационной деятельности, Реклама библиотечно-информационной деятельности, Отраслевые информационные ресурсы, Инновационная и методическая деятельность библиотеки и другие. Сдадут 8 зачетов и 9 экзаменов. В конце защитят выпускную квалификационную работу.По итогам обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке (установленного образца)[32].Так же на базе факультета организуются курсы повышения квалификации по теме«Инновационные технологии информационного обслуживания в библиотеках региона» (36/72 учебных часа).По итогам обучения слушателям выдается удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации (72 часа).Выбора программ повышения квалификации нет, возможно это связано с недостаточной востребованностью данного направления обучения у библиотекарей, или они проходят курсы повышения квалификации в других местах.Преподаватели института культуры работают с библиотеками города и области. Совместно с научно-методическим отделом с Орловской областной публичной библиотекой им. И.А. Бунина проводят областную школу методиста. Которая работает при отделе с 2002 года в рамках проекта «Непрерывное профессиональное образование – пропуск в изменяющееся общество», и Орловский областной Центр книги, специализирующийся на изучении проблем чтения и содействующий развитию чтения в регионе. Основная категория пользователей – специалисты в области библиотечного дела, студенты профильных учебных заведений[31].В рамках работу областной школы проводятся зональных семинаров-тренингов в Орловской области на базе центральных библиотек Глазуновского, Краснозоренского, Кромского, Ливенского, Мценского, Урицкого районов. Проведение межрегионального семинара-тренинга «Маркетинговая деятельность небольших библиотек».В проведениесеминара-тренинга«Практический маркетинг в централизованных библиотечных система» принимала участие с лекцией Суслова Ираида Марковна, профессор кафедрыуправления АПРИКТ, кандидат педагогических наук.Начиная с 2003 г. традицией кафедры стала организация совместных с Орловской областной публичной библиотекой им. И.А. Бунина «Денисьевских чтений». Эта межрегиональная научно-практическая конференция объединила усилия ведущих ученых и специалистов России по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности [31].Преподаватели кафедру библиотечно-информационной деятельности каждый год выступают на научно-практической конференции в рамках работы секции «Проблемы библиотечно-инфомационногообразования и библиотечной профессии». С докладами выступает Борисова О.О., Есипов А.Л.Темы выступлений самые разные, например, «Эволюция библиотечной профессии в контексте современной парадигмы библиотечно-информационного образования», «Планирование карьеры библиотечного специалиста: анализ проблемы»Борисовой О.О., «Тема библиотек на страницах оккупационных периодических изданий в годы Великой Отечественной войны» Есипова А.Л. и другие.Одной из основных задач факультета является подготовка кадров для центрального региона Российской Федерации, его выпускники работают в учреждениях культуры и образования на всей территории Российской Федерации (в Удмуртии, Мордовии, Ярославской, Нижегородской, Московской, Ленинградской, Владимирской, Свердловской, Архангельской, Мурманской областях), в Украине, возглавляют центральные библиотеки и государственные музеи, преподают в колледжах и вузах культуры, руководят районными и областными управлениями культуры. Почти 70 процентов среди руководителей и ведущих специалистов областных и муниципальных библиотек – это выпускники Орловского государственного института культуры.Таким образом можно сделать вывод, что работа по подготовки библиотечных специалистов на кафедре Библиотечно-информационной деятельности ведётся активно. По подготовки студентов по направлению бакалавриат используется три модуля, в основном в вузах страны один. При создании учебной программы преподаватели обратились к практикам, что помогла составить программу более практического характера. В результате в программу обучение был включён «Библиотечный практикум», студенты кафедры посещают библиотеки города, знакомятся с опытом работы, проводят квесты, участвуют в конференциях, круглых столах.Так же на базе института проводятся курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации. Курсы профессиональной переподготовки организуются каждый год, на них обучаются библиотекари области. К сожалению в институте нет технических возможностей для организации дистанционного обучения библиотекарей. Это, конечно, большой минус, но работа в этом направление ведется.Преподаватели проводят совместную работу с Орловской областной публичной библиотекой им. И.А. Бунинапо подготовке и повышению квалификации библиотечных специалистов области, проведению научно-практических конференций и семинаров.ЗаключениеПодготовка библиотечных кадров в нашей стране имеет долгую историю. Начиная с XXвека в стране открывались курсы по подготовке библиотечных специалистов, училища, техникумы, библиотечные институты. Сегодня тема организации получения профессиональных библиотечных знаний как никогда актуальна. Разработан профессиональный стандарт, институты культуры работают по новым образовательным стандартом все это находит свое отражение в подготовке библиотечных кадров.Сегодня система подготовки библиотечных кадров претерпела ряд существенных изменений:образование колледжей культуры, с библиотечным факультетом;переход высшего образования на двух уровневую подготовку – бакалавриат, магистратура;сокращение бюджетных мест.Институты культуры проводят обучение специалистов по годичной программе профессиональной переподготовки по теме «Библиотечно-информационная деятельность», с выдачей диплома установленного образца. Так же проводят различные курсы повышения квалификации, самый большой выбор курсов предлагает Кемеровский государственный институт культуры.Крупные российские и областные библиотеки получили лицензии на образование и на базе своих библиотек открывают курсы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации, например, в Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи им. В.П. Крапивина создана Уральская профессиональная библиотечная онлайн школа «LabLib», в Челябинской областной универсальной научной библиотеки организована постоянно действующая «Школа каталогизатора».Дистанционное профессиональное обучение помогает повысить квалификацию библиотечных специалистов, усовершенствовать их навыки и повысить профессиональное мастерство, в том числе даёт возможность изучить новые информационные технологии. Рамки предлагаемых сегодня форм дистанционного обучения достаточно разнообразны – от краткосрочных курсов повышения квалификации до возможности получения высшего и второго высшего образования.Обучение специалистов проводиться как на базах библиотек, институтов, так и дистанционно, что очень удобно, т.к. не у всех библиотекарей есть возможность поехать в Москву, Екатеринбург. Проводятся вебинары, онлайн-семинары, на которых преподаватели, ведущие специалисты библиотек дают слушателям теоретический материал. Затем они выполняют какую-нибудь практическую работу и высылают её преподавателю на проверку.Для обучение студентов очного и заочного отделениях используется смешанная модель обучения в Челябинском государственном институте культуры, в Кемерово значительная часть занятий по программе магистратуры БИД проводится с использованием интерактивных и дистанционных образовательных технологий. В Орловском государственном институте культуры в рамках обучение студентов организован «Библиотечный практикум», который позволяет знакомить студентов с работой библиотек города, принимать участие в различных мероприятиях.Работа кафедры Библиотечно-информационной деятельности по подготовки библиотекарей многоплановая:со студентами очного/ заочного отделения преподаватели участвуют в научно-практических конференциях с докладами, круглых столах и мастер-классах;организуют акции, игры на базе института и библиотеках города блиц-опросы для закрепления теоретических знаний;разрабатывая новую программу обучения студентов, обратились за помощью к практикам, в результате диалога. В программу подготовки бакалавров был включен курс «Библиотечный практикум»;проводят курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки совместно с Факультетом повышения квалификации и дополнительного профессионального образования;проводят и являются участниками научно-практических конференций, школы методиста, которые организует Орловская областная библиотека им. И.А. Бунина.Но существует и ряд проблем, которые необходимо решить – недостаточное финансирование, медленное внедрение инновационных методов обучение в работе институтов культуры, в том числе и в Орловском институте культуры плохо развита система дистанционного обучения, диспропорции в организации обучения, происходит «перекос» в сторону крупных городов, не всегда возможно организация обучения сельских специалистов, которым необходимо знакомства с новыми библиотечными инновациями и практиками в работе.Необходимо организовать диалог между преподавателями и практиками библиотечного дела для более успешной реализации программы профессионального образования библиотечных специалистов на всех уровнях обучения.Список использованной литературы:Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Книга, 1980.-351, [1]с.Андрусенко, А. Инновационные методы и технологии в библиотечном образовании: информационное исследование [Текст] / Анастасия Андрусенко // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2012. – №2. – 158-163Бабиева, Н.А. Современное состояние и перспективы подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности [Текст] / Наталья Анатольевна Бабиева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – №1. – С.63-64Библиотечное дело в Российской Федерации (май 1974 — февраль 1984) : док. и материалы / авт.-сост. А. Л. Дивногорцев. Москва : Пашков дом, 2016. 310 с.Библиотечный портал Псковской области [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://portal.pskovlib.ru/neprerivnoe-obrazovanie. – Загл.сэкр.Борисова, О.О. Реформа образования: дань болонскому процессу или требование времени [Текст] / О. О. Борисова // Роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства : материалы Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф., г. Орел, 24-25 марта 2011 г. – Орел, 2011. – С.9–11.Брежнева, В.В. Подготовка кадров для библиотек: кто виноват и что делать? / Валентина Владимировна Брежнева // Университетская книга. – 2015. – №5. – С. 52-55Брежнева, В.В. Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК [Текст] / В. В. Брежнева, М. Н. Колесникова, Д. А. Эльяшевич // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.24-31.Буцык, С.В. От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] / С.В.Буцык. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-institutov-kultury-do-institutov-kultury-istoriko-pedagogicheskiy-analiz. – Загл. сэкр.Гардашев, Р.А. Проблемы библиотечного образования / Р. А. Гардашев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №6.– С.158-161Глазков, М.Н. Проблемы подготовки библиотечных кадров в Российской Федерации в 1964– 1984 годах [Текст] / М. Н. Глазков // Румянцевские чтения - 2018: библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее: к 190-летию со времени основания Румянцевского музея,– Москва: Пашков дом, 2018. – С.180-184Демьянова, И.В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек Ульяновска // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск, 2012. – С.188-190Есипов, А.Л. Деловые игры в преподавании курса «Корпоративная культура в библиотечно-информационной деятельности» для обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» // Тринадцатые Денисьевские чтения [Электронный ресурс] : материалы межрегион. (смеждунар. участием) науч.-практ. конф. По библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности, г. Орел, 27–28 окт. 2016 г. – Электрон. дан. – Орел : [б.и.], 2017. – Режим доступа: http://www.buninlib.orel.ru/ekoll/D13.pdf. – Загл. сэкр.Ивина, К.В. Библиотечно-информационное образование и наука в стратегическом развитии кадрового потенциала отрасли [Текст] / К.В. Ивина, Н.В. Лопатина // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры, 2017. – С. 119-122Ивина, К.В. Дистанционная предпрофильная образовательная среда в структуре подготовки библиотечно-информационных специалистов [Текст] / К.В. Ивина, Н.В. Лопатина, М.А. Харинцева // Вестник МГУКИ. – 2016. – № 5. – C.164-170.Калегина, О.А. Магистерская подготовка библиотекарей: проблемы и практическая реализация [Текст] / О. А. Калегина, Г. М. Кормишина // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.41-46Калинина, Е.В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка библиотечных кадров [Текст] / Е.В. Калинина // Научная палитра. – 2016. – №4. – С.14Капустина, Т.А. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников [Текст] / Т.А. Капустина // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики, 2017. – С.106-109Кемеровский государственный институт культуры [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid=1. – Заг. сэкр.Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации // Российская библиотечная ассоциация. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/concept2.php. – Заг. с экр.Кузнецова Т.А. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка – базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования [Текст] / Т.А. Кузнецова // Труды Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. – 2015. – Т. 205. – С. 32–37Кузнецова, Т.Я Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики [Электронный ресурс] / Т.Я. Кузнецова. – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/kuznecova_razv_kadrov.pdf. – Загл. сэкр.Кузнецова, Т.Я. Повышение квалификации и переподготовка – базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования [Текст] / Т. Я. Кузнецова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.32-37.Линдеман, Е.В. Развитие направлений деятельности ГПНТБ России в сфере образования [Текст] / Е. В. Линдеман, Е. Н. Таран // Научные и технические библиотеки. – 2017. – № 1. – С. 52–57. Мазурицкий, А.М. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования [Текст] /А.М. Мазурицкий, Г.А. Кузичкина, О.А. Калегина // Научные и технические библиотеки. – 2013. – №10. –С. 5-14. Матвеева, И.Ю. Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России [Текст] / Ирина Юрьевна Матвеева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – №2. – С. 14-21Мытько, Н.В. Чтение как основа реализации компетентностного подхода в подготовке библиотечных кадров высшей квалификации [Текст] / Мытько Н.В. // Вестник научных конференций. – 2016. –№8-1. – С.86-93Олефир, С.В. Возможности смешанного обучения в вузах культуры в условиях введения профессиональных стандартов / С.В. Олефир // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №6. – с.238Олефир, С.В. Профессиональные стандарты библиотечных специалистов и возможности вузов культуры / С.В. Олефир // Вестник культуры и искусств. – 2017. – № 2. – С. 26–32.Олефир, С.В. Профессиональные стандарты и профессиональное развитие библиотечного специалиста / С.В. Олефир // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 11. – С. 51–58. Орловская областная публичная библиотека им. И.А. Бунина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.buninlib.orel.ru/. – Загл. сэкр.Орловский государственный институт культуры [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://ogiik.orel.ru/index.html. – Загл. сэкр.Панкова, Е.В. Среднее профессиональное библиотечное образование в России: современное состояние [Электронный ресурс] / Е.В. Панкова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. М.: ГПНТБ России, 2014. – Режим доступа: http: // gpntb. ru. – Загл. сэкр.Петрова, Т.А Библиотечное образование: история развития и современность [Текст] / Т.А. Петрова, М.С. Мамонтова // Вестник Марийского государственного университета. серия: исторические науки. юридические науки. – 2016. –№ 7. – 51-57Пилко И.С. Опыт подготовки магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» [Текст] / И.С. Пилко, Л.Г. Тараненко // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 6. – С. 98 – 112. Приказ от утверждения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) № 1001: Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/9/1923. – Загл.сэкр.Программа развития Челябинского государственного института культуры (2017–2021 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/CUbGm. – Заг. сэкр.Профессиональный стандарт. Специалист в области библиотечно-информационной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/CUbHA. – Заг. с экр.Руссак, З.В. Дополнительное профессиональное образование в становлении и развитии компетенций библиотечных специалистов [Текст] / Зоя Витальевна Руссак // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2015. –№1. – 139-142Рушанин, В.Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности [Текст] / Владимир Яковлевич Рушанин // Книга. Культура. Образование. Инновации "Крым-2017". – С. 244-249Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://book.uraic.ru/obrazovanie. – Загл. сэкр.Соколов, А.В. Ступени библиотечно-информационного образования: Что? Где? Как? Зачем? Почему?: сопоставительный анализ ФГОС [Текст] / А.В. Соколов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.9-23.Соколов, А.В. Эволюция библиотечной школы [Текст] / А.В. Соколов // НТБ. – 2008. – №1. – С. 89–109.Тюменская областная научная библиотека имени Дмитрия Ивановича Менделеева [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.tonb.ru/index.php. – Загл.сэкр.Уральская профессиональная онлайн-школа [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.teenbook.ru/for-pro/uchebnyy-tsentr/uralskaya-professionalnaya-onlayn-shkola-lablib/. – Загл. сэкр.Учебно-консультационный центр Российской государственной библиотеки для молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rgub.ru/professional/center/. – Загл. сэкр.Учебный центр Российской государственной детской библиотеки [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://uc.rgdb.ru/. – Загл. сэкр.Учебный центр Российской национальной библиотеки [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://nlr.ru/nlr/div/edu/. – Загл. сэкр.Федеральный закон от 29 дек. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.11.2015).Школа каталогизатора [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://chelreglib.ru/ru/pages/prof/cataloguer/cataloguer_school/. – Загл. сэкр.ПриложенияПриложение 1. Учебный план профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационное обслуживание детей» Учебного центра РГДБМодуль I. Общие дисциплины 1. Современная система социальных коммуникаций (зачет) 2. Психология детей и подростков (зачет) 3. Общая педагогика (зачет) 4. Социология чтения детей и подростков (зачет) 5. Современная детская литература (зачет) 6. Информационно-коммуникационные технологии (зачет) Модуль II. Общепрофессиональные дисциплины 1. Детская библиотека в современном мире (зачет) 2. Правовые основы деятельности библиотек, обслуживающих детей (зачет) 3. Общее библиотековедение (зачет) 4. Общее библиографоведение (зачет) 5. Документоведение (книговедение) (зачет) 6. Библиотечный фонд: комплектование, организация, использование и сохранность (зачет) 7. Справочно-поисковый аппарат библиотеки (зачет) 8. Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа (зачет) Модуль III. Специальные дисциплины 1. Психология и педагогика чтения детей и подростков (зачет) 2. Современные формы и методы приобщения детей к чтению (зачет) 3. Рекомендательная библиография: методика, современные технологии (зачет) 4. Инновационные практики в деятельности библиотек, обслуживающих детей (зачет) 5. Национальная электронная детская библиотека (зачет) 6. Библиотечно-информационное обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья (зачет) Спецкурсы по выбору 1. Разнообразие форм работы с родителями в детской библиотеке 2. Профориентационная работа с подростками в детских библиотеках Приложение 2. Программа профессиональной переподготовки: «Библиотечно-информационная деятельность (библиотекарь-библиограф, преподаватель)» Челябинского государственного института культурыПрограмма рассчитана на 1 год. Обучение ведется по заочной форме. Учебным планом предусматривается 3 сессии: ориентировочно конец сентября, декабрь, март, защита выпускной работы - май.В программе обучения:- Общее библиотековедение- Общее библиографоведение- Аналитико-синтетическая переработка информации- Информационные технологии - Библиотечно-библиографическая профессиология- Библиотечно-библиографические исследования- Библиотечный фонд- Библиотечный менеджмент- Библиотечное обслуживание- Справочно-поисковый аппарат библиотеки- Библиографическая деятельность библиотеки- Лингвистические средства библиотечно-информационных технологийПо окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности.Приложение 3. Учебный планпо дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»Орловский государственный институт культурыФакультет повышения квалификации и дополнительного профессионального образованияСрок обучения 1 годБазовая часть1. Документоведение2. Библиотековедение 3. Библиотечный фонд4. Библиотечно-информационное обслуживание 5. Библиографоведение6. Справочно-поисковый аппарат 7. Аналитико-синтетическая переработка информации 8. Отраслевые информационные ресурсы 9. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности 10. Маркетинг библиотечно-информационной деятельностиВариативная частьОбязательные дисциплины1. Инновационная и методическая деятельность библиотеки 2. Управление библиотечным делом 3. Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности 4. Экономика библиотечно-информационной деятельности 5. Управление персоналом библиотеки 6. Документационное обеспечение управления библиотечно-информационной деятельностьюДисциплины по выбору1. Реклама библиотечно-информационной деятельности 2. Коммуникативный менеджмент и связи с общественностью в библиотечно- информационной деятельностиВыпускная аттестационная работа
1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Книга, 1980.-351, [1]с.
2. Андрусенко, А. Инновационные методы и технологии в библиотечном образовании: информационное исследование [Текст] / Анастасия Андрусенко // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2012. – №2. – 158-163
3. Бабиева, Н.А. Современное состояние и перспективы подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности [Текст] / Наталья Анатольевна Бабиева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – №1. – С.63-64
4. Библиотечное дело в Российской Федерации (май 1974 — февраль 1984) : док. и материалы / авт.-сост. А. Л. Дивногорцев. Москва : Пашков дом, 2016. 310 с.
5. Библиотечный портал Псковской области [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://portal.pskovlib.ru/neprerivnoe-obrazovanie. – Загл.с экр.
6. Борисова, О.О. Реформа образования: дань болонскому процессу или требование времени [Текст] / О. О. Борисова // Роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства : материалы Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф., г. Орел, 24-25 марта 2011 г. – Орел, 2011. – С.9–11.
7. Брежнева, В.В. Подготовка кадров для библиотек: кто виноват и что делать? / Валентина Владимировна Брежнева // Университетская книга. – 2015. – №5. – С. 52-55
8. Брежнева, В.В. Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК [Текст] / В. В. Брежнева, М. Н. Колесникова, Д. А. Эльяшевич // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.24-31.
9. Буцык, С.В. От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] / С.В.Буцык. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-institutov-kultury-do-institutov-kultury-istoriko-pedagogicheskiy-analiz. – Загл. с экр.
10. Гардашев, Р.А. Проблемы библиотечного образования / Р. А. Гардашев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №6.– С.158-161
11. Глазков, М.Н. Проблемы подготовки библиотечных кадров в Российской Федерации в 1964– 1984 годах [Текст] / М. Н. Глазков // Румянцевские чтения - 2018: библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее: к 190-летию со времени основания Румянцевского музея, – Москва: Пашков дом, 2018. – С.180-184
12. Демьянова, И.В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек Ульяновска // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск, 2012. – С.188-190
13. Есипов, А.Л. Деловые игры в преподавании курса «Корпоративная культура в библиотечно-информационной деятельности» для обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» // Тринадцатые Денисьевские чтения [Электронный ресурс] : материалы межрегион. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. По библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности, г. Орел, 27–28 окт. 2016 г. – Электрон. дан. – Орел : [б.и.], 2017. – Режим доступа: http://www.buninlib.orel.ru/ekoll/D13.pdf. – Загл. с экр.
14. Ивина, К.В. Библиотечно-информационное образование и наука в стратегическом развитии кадрового потенциала отрасли [Текст] / К.В. Ивина, Н.В. Лопатина // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры, 2017. – С. 119-122
15. Ивина, К.В. Дистанционная предпрофильная образовательная среда в структуре подготовки библиотечно-информационных специалистов [Текст] / К.В. Ивина, Н.В. Лопатина, М.А. Харинцева // Вестник МГУКИ. – 2016. – № 5. – C.164-170.
16. Калегина, О.А. Магистерская подготовка библиотекарей: проблемы и практическая реализация [Текст] / О. А. Калегина, Г. М. Кормишина // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.41-46
17. Калинина, Е.В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка библиотечных кадров [Текст] / Е.В. Калинина // Научная палитра. – 2016. – №4. – С.14
18. Капустина, Т.А. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников [Текст] / Т.А. Капустина // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики, 2017. – С.106-109
19. Кемеровский государственный институт культуры [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid=1. – Заг. с экр.
20. Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации // Российская библиотечная ассоциация. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/concept2.php. – Заг. с экр.
21. Кузнецова Т.А. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка – базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования [Текст] / Т.А. Кузнецова // Труды Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. – 2015. – Т. 205. – С. 32–37
22. Кузнецова, Т.Я Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики [Электронный ресурс] / Т.Я. Кузнецова. – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/kuznecova_razv_kadrov.pdf. – Загл. с экр.
23. Кузнецова, Т.Я. Повышение квалификации и переподготовка – базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования [Текст] / Т. Я. Кузнецова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.32-37.
24. Линдеман, Е.В. Развитие направлений деятельности ГПНТБ России в сфере образования [Текст] / Е. В. Линдеман, Е. Н. Таран // Научные и технические библиотеки. – 2017. – № 1. – С. 52–57.
25. Мазурицкий, А.М. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования [Текст] /А.М. Мазурицкий, Г.А. Кузичкина, О.А. Калегина // Научные и технические библиотеки. – 2013. – №10. –С. 5-14.
26. Матвеева, И.Ю. Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России [Текст] / Ирина Юрьевна Матвеева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – №2. – С. 14-21
27. Мытько, Н.В. Чтение как основа реализации компетентностного подхода в подготовке библиотечных кадров высшей квалификации [Текст] / Мытько Н.В. // Вестник научных конференций. – 2016. –№8-1. – С.86-93
28. Олефир, С.В. Возможности смешанного обучения в вузах культуры в условиях введения профессиональных стандартов / С.В. Олефир // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №6. – с.238
29. Олефир, С.В. Профессиональные стандарты библиотечных специалистов и возможности вузов культуры / С.В. Олефир // Вестник культуры и искусств. – 2017. – № 2. – С. 26–32.
30. Олефир, С.В. Профессиональные стандарты и профессиональное развитие библиотечного специалиста / С.В. Олефир // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 11. – С. 51–58.
31. Орловская областная публичная библиотека им. И.А. Бунина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.buninlib.orel.ru/. – Загл. с экр.
32. Орловский государственный институт культуры [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://ogiik.orel.ru/index.html. – Загл. с экр.
33. Панкова, Е.В. Среднее профессиональное библиотечное образование в России: современное состояние [Электронный ресурс] / Е.В. Панкова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. М.: ГПНТБ России, 2014. – Режим доступа: http: // gpntb. ru. – Загл. с экр.
34. Петрова, Т.А Библиотечное образование: история развития и современность [Текст] / Т.А. Петрова, М.С. Мамонтова // Вестник Марийского государственного университета. серия: исторические науки. юридические науки. – 2016. –№ 7. – 51-57
35. Пилко И.С. Опыт подготовки магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» [Текст] / И.С. Пилко, Л.Г. Тараненко // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 6. – С. 98 – 112.
36. Приказ от утверждения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) № 1001: Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/9/1923. – Загл.с экр.
37. Программа развития Челябинского государственного института культуры (2017–2021 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/CUbGm. – Заг. с экр.
38. Профессиональный стандарт. Специалист в области библиотечно-информационной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/CUbHA. – Заг. с экр.
39. Руссак, З.В. Дополнительное профессиональное образование в становлении и развитии компетенций библиотечных специалистов [Текст] / Зоя Витальевна Руссак // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2015. – №1. – 139-142
40. Рушанин, В.Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности [Текст] / Владимир Яковлевич Рушанин // Книга. Культура. Образование. Инновации "Крым-2017". – С. 244-249
41. Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://book.uraic.ru/obrazovanie. – Загл. с экр.
42. Соколов, А.В. Ступени библиотечно-информационного образования: Что? Где? Как? Зачем? Почему?: сопоставительный анализ ФГОС [Текст] / А.В. Соколов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. – Том 205. – С.9-23.
43. Соколов, А.В. Эволюция библиотечной школы [Текст] / А.В. Соколов // НТБ. – 2008. – №1. – С. 89–109.
44. Тюменская областная научная библиотека имени Дмитрия Ивановича Менделеева [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.tonb.ru/index.php. – Загл.с экр.
45. Уральская профессиональная онлайн-школа [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.teenbook.ru/for-pro/uchebnyy-tsentr/uralskaya-professionalnaya-onlayn-shkola-lablib/. – Загл. с экр.
46. Учебно-консультационный центр Российской государственной библиотеки для молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rgub.ru/professional/center/. – Загл. с экр.
47. Учебный центр Российской государственной детской библиотеки [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://uc.rgdb.ru/. – Загл. с экр.
48. Учебный центр Российской национальной библиотеки [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://nlr.ru/nlr/div/edu/. – Загл. с экр.
49. Федеральный закон от 29 дек. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.11.2015).
50. Школа каталогизатора [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://chelreglib.ru/ru/pages/prof/cataloguer/cataloguer_school/. – Загл. с экр.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы используются при подготовке библиотечных кадров?
В подготовке библиотечных кадров используются такие теоретические основы, как библиотековедение, информационные технологии, педагогика, психология и другие. Это позволяет студентам получить комплексные знания и навыки, необходимые для работы в современных библиотеках.
Как развивалась подготовка библиотечных кадров на протяжении истории?
Подготовка библиотечных кадров имела свою историю развития. В начале библиотечные работники обучались на практике, затем появились специализированные учебные заведения. Сегодня подготовка библиотечных кадров включает в себя обучение на кафедре библиотековедения в высших учебных заведениях, а также прохождение практики в реальных библиотеках.
Какой опыт современных тенденций подготовки библиотечных кадров существует?
Существует ряд современных тенденций в подготовке библиотечных кадров, таких как использование современных информационных технологий, развитие навыков работы с электронными ресурсами, обучение педагогическим методам и техникам. Это позволяет библиотекарям быть более эффективными и приспособленными к современным условиям работы.
Какой региональный опыт подготовки библиотечных специалистов есть в Орловском государственном институте культуры?
В Орловском государственном институте культуры осуществляется подготовка библиотечных специалистов с учетом специфики региона. Студенты проходят практику в местных библиотеках, изучают особенности работы сельских библиотек и архивов. Такой подход позволяет студентам получить реальный опыт работы в своем регионе и быть лучше подготовленными к реальным задачам, с которыми они столкнутся в будущем.
Какие теоретические основы необходимы для подготовки библиотечных кадров?
Теоретические основы подготовки библиотечных кадров включают в себя изучение библиотечного дела, информационных технологий, каталогизации и классификации, сбора и анализа информации и других релевантных предметов.
Какова история подготовки библиотечных кадров?
История подготовки библиотечных кадров началась с появления первых библиотек в Древнем мире. Впоследствии, с развитием образования и науки, были созданы специальные учебные программы и курсы для подготовки библиотекарей.
Каковы современные тенденции в подготовке библиотечных кадров?
Современные тенденции в подготовке библиотечных кадров включают углубленное изучение информационных технологий, развитие навыков работы с электронными и компьютеризированными ресурсами, а также повышение роли библиотекарей как информационных специалистов.
Какой опыт есть в подготовке библиотечных кадров в России?
В России существует множество учебных заведений, предлагающих программы по подготовке библиотечных кадров. Одним из примеров является Орловский государственный институт культуры, где проходит региональная подготовка библиотечных специалистов.
Какие основные предметы включает в себя подготовка библиотечных кадров?
Подготовка библиотечных кадров включает в себя изучение таких предметов, как библиотечное дело, информационные технологии, каталогизация и классификация, сбор и анализ информации, а также психология и маркетинг.
Какие теоретические основы лежат в основе подготовки библиотечных кадров?
Теоретические основы подготовки библиотечных кадров включают такие дисциплины как библиотековедение, информатика, педагогика, культурология, социология и другие. Они позволяют студентам получить необходимые знания и навыки для работы в библиотеке.
Какова история подготовки библиотечных кадров?
История подготовки библиотечных кадров насчитывает десятилетия. Одним из первых учебных заведений, где начали готовить библиотекарей, был Московский городской училищно-педагогический институт, основанный в 1918 году. С тех пор подготовка специалистов в области библиотековедения стала широко распространена и совершенствуется с каждым годом.
Какие есть современные тенденции в подготовке библиотечных кадров в России?
Современные тенденции в подготовке библиотечных кадров включают акцент на использование информационных технологий, развитие компетенций по работе с электронными ресурсами и цифровыми библиотеками, а также активное использование методов и технологий дистанционного обучения. Также все больше внимания уделяется развитию креативности и творческого мышления у будущих библиотекарей.