Государственное регулирование российского рынка труда.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 5
1.1 Сущность, цели и принципы государственной политики занятости населения в РФ 5
1.2 Экономическая сущность заработной платы 8
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ 12
2.1 Современное состояние рынка труда в РФ 12
2.2 Заработная плата в России 15
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 20
3.1 Проблемы Российских предприятий в обеспечении кадрами 20
3.2 Совершенствование государственной политики в области рынка труда и заработной платы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Другая проблема - низкий уровень оплаты труда, социального обеспечения в некоторых отраслях приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики.
3.2 Совершенствование государственной политики в области рынка труда и заработной платы
В современных условиях хозяйствования и социально-экономического положения исходным постулатом стратегии занятости населения в российском обществе должно стать сохранение и желательно повышение уровня занятости населения, одновременно не препятствуя высвобождению лишней рабочей силы из организаций.
Для оптимизации государственного регулирования рынка труда в РФ необходимо учитывать следующие основные факторы:
Рынок труда - это открытая система, подверженная влиянию многих факторов внешней среды, которые все время выводят ее из состояния равновесия.
В течение года ситуация на региональном рынке труда значительно меняется, поэтому все институты, действующие на данном рынке, ежегодно должны корректировать механизмы его регулирования, т.к. методы воздействия, оптимальные в прошлом году, могут не быть такими в текущем.
Ситуация текущего года на рынке труда не вызвана какими-то форс-мажорными факторами, а является продолжением тех явлений и процессов, которые имели место в предыдущем году, и во многом ими обусловлена.
Рынок труда состоит только из безработных, занимающихся поиском подходящей работы и зарегистрированных в службах занятости, и работодателей, подбирающих работника на вакантную должность и заявивших об этом в службу занятости. При этом не учитываются занятые в формальном и неформальном секторе экономики, незаявленные вакансии и скрытые безработные.
Главные участники рынка труда (работники и работодатели) действуют рационально, и их решения как субъектов данного рынка зависят от цены рабочей силы (заработной платы).
Государство использует различные приёмы политики занятости, можно привести пример некоторых их них, давших положительный эффект в западных странах.
1. Дифференцированный подход к регулированию рынка труда при разработке и осуществлении мер для смягчения особенно разрушительных социальных последствий экономических реформ
2. Первоочередная ориентация политики занятости на «группы риска» и регионы с высокой концентрацией застойной безработицы.
3. Взаимодействие и взаимосвязь политики занятости с другими направлениями социальной политики.
4. Разработка и осуществление мер по борьбе с безработицей особых групп.
5. Децентрализация регулирования рынка.
6. Возрастание в практике регулирования роли местных муниципальных органов власти.
7. Сочетание государственных и негосударственных форм деятельности, в том числе общественных, в области политики занятости.
Пора перейти от призывов к профилактике и недопущению массовой безработице, к выработке реалистических мер:
– недопущение обвальной безработице путём запрещения внезапного закрытия предприятий;
– пересмотр и сокращение многочисленных и дорогостоящих социальных программ, отказавшись от достижения «полной занятости» за счёт явно неконкурентоспособных групп, передав заботу о них органам социальной опеки.
Формирование рыночной системы неизбежно сопровождается обострением проблемы использования трудовых ресурсов и усилением безработицы.
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы оптимально приблизить спрос на наёмную трудовую и предложение рабочей силы.
Очень важен интегрированный и комплексный подход к политике противодействия безработице – в макромасштабе, а также в региональном и местном масштабах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в последние годы в России значительно вырос уровень безработицы, но в 2017 году произошла стабилизация – уровень безработицы начал снижаться. В любой стране занятость населения – это сложная, опасная социально-экономическая проблема, от которой в том числе зависит и политическая стабильность. Занятость волнует государство, его законодательные и исполнительные органы, юридических лиц, а также отдельных граждан.
Рынок труда с его классическими признаками в экономике РФ развит еще недостаточно. Гарантий стабильной занятости, даже при относительной низкой зарплате, госсектор уже не дает. Негосударственный сектор экономики развивается медленно.
За последние 5 лет численность экономически активного населения возросла на 1 млн. чел., численность занятого населения – на 0,2 млн. чел., численность безработных снизилась на 0,1 млн. чел., что является благоприятной тенденцией.
В области государственного регулирования рынка труда необходимы следующие меры: недопущение обвальной безработице путём запрещения внезапного закрытия предприятий; пересмотр и сокращение многочисленных и дорогостоящих социальных программ, отказавшись от достижения «полной занятости» за счёт явно неконкурентоспособных групп, передав заботу о них органам социальной опеки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 09.03.2017г.) «О занятости населения в РФ» // Правовая система Гарант.
Авдеев П.М. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. – 2016. - № 7. - с. 11-13.
Вороновкая О.А. Занятость населения // Проблемы прогнозирования. – 2018. - № 3. – с. 58-66.
Зайдель. Х, Теммен. Р. Основы учения об экономике. - М.: Дело ЛТД, 2014. – 482 с.
Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райсберга. – М.: Инфра-М, 2015. – 572 с.
Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. – 714 с.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 2. - М.: Экономика, 2010. - 400 с.
Ржаницына Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 140 с.
Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под общей редакцией д. э. н., профессора Н.А. Волгина. - М.: ФИЛИНЪ, 2016. – 128 с.
Щербаков В.И. Новый механизм оплаты труда. - М: Эко. - 2017. – 216 с.
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 20.14. – 896 с.
Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 306 с.
Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: 3-е издание. – СПб.: Питер, 2016. – 582 с.
www.rostrud.ru - федеральная служба по труду и занятости.
www.gks.ru - федеральная служба государственной статистики.
Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под общей редакцией д. э. н., профессора Н.А. Волгина. - М.: ФИЛИНЪ, 2016. – 128 с.
Вороновкая О.А. Занятость населения // Проблемы прогнозирования. – 2018. - № 3. – с. 58-66.
Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 09.03.2017г.) «О занятости населения в РФ» // Правовая система Гарант
Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. – 714 с.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 2. - М.: Экономика, 2010. - 400 с.
Щербаков В.И. Новый механизм оплаты труда. - М: Эко. - 2017. – 216 с.
Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие / Валиев П.В. - М.: Инфра-М, 2015. - 306 с.
www.rostrud.ru - федеральная служба по труду и занятости
www.gks.ru - федеральная служба государственной статистики
www.gks.ru - федеральная служба государственной статистики
Авдеев П.М. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. – 2016. - № 7. - с. 11-13.
www.gks.ru - федеральная служба государственной статистики
www.gks.ru - федеральная служба государственной статистики
www.rostrud.ru - федеральная служба по труду и занятости
Ржаницына Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 140 с.
Авдеев П.М. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. – 2016. - № 7. - с. 11-13.
Авдеев П.М. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. – 2016. - № 7. - с. 11-13.
8
Тарифная
Свободная
конкуренция
Резерв рабочей
силы
Рынок
труда
Цена рабочей
силы
Урень
занятости
Предложение
труда
Спрос на
труд
Рабочая сила:
Всё экономич. активное население страны, включая безработных
Трудовые ресурсы:
- занятое население
- незанятое населен.
- учащиеся
- безработные
С И С Т Е М Ы
Повременная
Сдельная
Ф О Р М Ы
простая
повременная
повременно-премиальная
прямая (простая)
сдельно-премиальная
сдельно-прогрессивная
аккордная
косвенно-сдельная
С И С Т Е М Ы
Бестарифная
2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
1. Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 09.03.2017г.) «О занятости населения в РФ» // Правовая система Гарант.
2. Авдеев П.М. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. – 2016. - № 7. - с. 11-13.
3. Вороновкая О.А. Занятость населения // Проблемы прогнозирования. – 2018. - № 3. – с. 58-66.
4. Зайдель. Х, Теммен. Р. Основы учения об экономике. - М.: Дело ЛТД, 2014. – 482 с.
5. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райсберга. – М.: Инфра-М, 2015. – 572 с.
6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. – 714 с.
7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 2. - М.: Экономика, 2010. - 400 с.
8. Ржаницына Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 140 с.
9. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под общей редакцией д. э. н., профессора Н.А. Волгина. - М.: ФИЛИНЪ, 2016. – 128 с.
10. Щербаков В.И. Новый механизм оплаты труда. - М: Эко. - 2017. – 216 с.
11. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 20.14. – 896 с.
12. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 306 с.
13. Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: 3-е издание. – СПб.: Питер, 2016. – 582 с.
14. www.rostrud.ru - федеральная служба по труду и занятости.
15. www.gks.ru - федеральная служба государственной статистики.
Вопрос-ответ:
Какова суть государственной политики занятости населения в России?
Сущность государственной политики занятости населения в России заключается в создании условий для обеспечения достойной и стабильной работы граждан. Основные принципы этой политики включают: стимулирование роста занятости, содействие созданию новых рабочих мест, поддержка предпринимательства и развития малого бизнеса, обеспечение доступного образования и профессиональной подготовки, защита прав работников и другие меры для регулирования рынка труда.
Какова экономическая сущность заработной платы?
Экономическая сущность заработной платы заключается в том, что она представляет собой вознаграждение, которое получает работник за свой труд. Заработная плата может быть выплачена в денежной или натуральной форме и является одним из основных факторов, влияющих на мотивацию работников. Она также служит индикатором экономического благополучия страны и может быть использована для установления социальных стандартов и норм жизни населения.
Каково современное состояние рынка труда в России?
Современное состояние рынка труда в России характеризуется некоторыми проблемами, такими как высокая безработица, низкая занятость населения, несоответствие спроса и предложения рабочей силы по квалификации, неравенство заработных плат, нестабильность занятости и другие. Однако существуют и положительные тенденции, такие как увеличение числа предпринимателей и развитие инновационных отраслей, которые могут способствовать улучшению ситуации на рынке труда.
Чем характеризуется заработная плата в России?
Заработная плата в России характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, она может существенно отличаться в зависимости от региона, отрасли и квалификации работника. Во-вторых, часто наблюдается разрыв между заработной платой работников и уровнем инфляции, что снижает их покупательную способность. В-третьих, нередко возникают случаи задержек или невыплаты заработной платы, что представляет серьезную проблему для работников. В-четвертых, система налогообложения может также влиять на размер и структуру заработной платы.
Какие цели и принципы определяют политику занятости населения в России?
Основная цель государственной политики занятости населения в РФ состоит в обеспечении полноценной и стабильной занятости граждан. Принципы политики занятости включают: активное участие государства в регулировании рынка труда, предоставление равных возможностей для всех граждан, стимулирование развития предпринимательства и создание благоприятного инвестиционного климата.
Какую экономическую сущность имеет заработная плата?
Заработная плата представляет собой основное вознаграждение, которое работник получает за свой труд. Экономическая сущность заработной платы состоит в обмене труда на деньги, а также в своей роли как инструмента для стимулирования трудовой деятельности и обеспечения социальной защищенности работников.
Каково современное состояние рынка труда в России?
Современное состояние рынка труда в РФ характеризуется высокой степенью нестабильности и неопределенности. Наблюдается большое количество временных и неофициальных рабочих мест, а также высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Неравенство в заработной плате и доступе к работе также остаются значительными проблемами.
Каков уровень заработной платы в России?
Уровень заработной платы в России существенно отличается в зависимости от отрасли и региона. В среднем, в 2020 году среднемесячная заработная плата составляла около 52 000 рублей. Однако, даже при таком уровне, многие работники проживают на грани бедности из-за высокой инфляции и роста цен на товары и услуги.
Какие проблемы существуют в российском государственном регулировании рынка труда?
Проблемы российского государственного регулирования рынка труда включают: слабую социальную защиту работников, низкую эффективность программ активной занятости, неэффективные механизмы контроля за соблюдением трудового законодательства, недостаточное развитие профессионального образования и подготовки кадров, а также неравномерное распределение рабочих мест по регионам страны.
Какова сущность и цели государственной политики занятости населения в России?
Государственная политика занятости населения в России направлена на создание условий для снижения уровня безработицы и на обеспечение доступности и качества трудовых ресурсов. Основной целью этой политики является обеспечение равных возможностей для занятости всех категорий населения, создание новых рабочих мест и улучшение условий труда. В рамках государственной политики занятости реализуются такие меры, как активизация трудовых ресурсов, содействие социальной адаптации безработных граждан, поддержка и развитие самозанятости, обучение и повышение квалификации работников, а также создание условий для предоставления социальной помощи и поддержки труженикам.
Какова экономическая сущность заработной платы?
Заработная плата представляет собой денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику за его труд. Экономическая сущность заработной платы заключается в том, что она является одним из главных факторов мотивации трудовой деятельности и инструментом регулирования спроса и предложения на рынке труда. Заработная плата влияет на уровень жизни работников, их мотивацию и производительность труда. Справедливая и достойная заработная плата способствует укреплению социального статуса работников и стимулирует экономический рост и развитие страны.
В чем заключается сущность государственного регулирования рынка труда в России?
Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется с целью обеспечения полной занятости населения и защиты прав работников. Государство регулирует трудовые отношения через введение нормативно-правовых актов, налоговые ставки, социальные программы и другие механизмы.