Социальная рефлексия, особенности ее формирования и развития
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 28.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучении социальной рефлексии, особенностей ее формирования и развития 5
1.1 Понятия «межличностное восприятие» и «механизмы межличностного восприятия» в психологии 5
1.2 Понятие социальной рефлексии в психологии 11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной рефлексии, особенностей ее формирования и развития 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 27
Заключение 32
Список литературы 36
Мы предполагаем, что общие тенденции развития подростков в современном мире, обусловленные комплексом причин (об этом пойдет речь в следующем параграфе) не могли не сказаться на развитии испытуемых.
- принцип системности, что означает взаимодействие и взаимосвязь всех элементов. То есть каждая психологическая характеристика подростка должна рассматриваться только с точки зрения системы.
-принцип развития. Как известно, развитие – это результат процесса приобретения принципиально новых свойств. Подростки приобретают новые психологические характеристики, в том числе и интересующая нас социальная рефлексия в результате процесса развития.
- принцип диалектичности, означающий, что каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. То есть проблема нарушения социальной рефлексии, которая проявляется в последнее время – является следствием нарушений в предыдущих этапах развития.
Специальные методологические принципы исследования:
- принцип психологического детерминизма предполагает, что внешнее воздействие среды преломляется через психику человека и влияет на поведение.
-принцип единства сознания и деятельности предполагает формирование психологических свойств объекта через призму ведущих видов деятельности. Как известно, ведущим видом деятельности согласно стандартной классификации для подростков является общение. Однако в последнее время эта тенденция нарушается.
- принцип развития в психологии предполагает, что исследование любого психического явления, в том числе и социальной рефлексии должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования, а также перспективы развития.
Методы исследования
Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.
Для корреляционного анализа данных использовался критерий Пирсона.
Критерий Пирсона позволяет ответить на вопрос о значимости или незначимости различий. Приведем формулу для расчета:
Для математической обработки данных использовалась программа SPSS.
2.2 Анализ результатов исследования
Диагностика отношения к нарушению норм в учебных ситуациях у старшеклассников данной выборки
Таблица 1.
среднее Minimum Maximum стандартное отклонение относит ситуацию к студентам или к школьникам 2,50 1,80 2,80 0,30 понимает как фрагмент учебной ситуации 2,32 1,80 2,80 0,38 выделяет центр ситуации 2,47 1,80 2,80 0,32 выделяет позиции участников 2,30 1,80 2,90 0,40 выделяет правила, которым надо следовать 2,03 1,40 2,60 0,41 выделяет действия, которые совершают участники 2,33 1,80 2,80 0,28 прогноз последствий 2,43 1,80 2,90 0,35
Рисунок 1.
Как видно на рисунке 1 отношение к нарушению норм у старшеклассников данной выборки наиболее выражено по переменным: ситуация относится к студентам, то есть для старшеклассников характерна хорошая ориентация в представленных картинках, дети старшего школьного возраста хорошо могут выделить центр ситуации, а также способны спрогнозировать результат нарушения норм в моделируемой ситуации. Дети старшего школьного возраста данной выборки испытывают сложности при формулировке правил, которым нужно следовать.
Диагностика социометрического статуса у старшеклассников данной выборки
Таблица 2.
среднее Minimum Maximum стандартное отклонение выборы 3,67 0,00 12,00 2,83 отвержения -2,83 -11,00 1,00 3,34 всего 5,92 1,00 13,00 2,80
Рисунок 2.
Показатели социометрии у старшеклассников, которые принадлежат к группе «лидеров» в данной выборке исследования 25%, старшеклассники группы «предпочитаемых» - 52%, а старшеклассники группы «аутсайдеров» - 23%.
Диагностика референтометрического статуса у детей старшего школьного возраста данной выборки
Таблица 3.
среднее Minimum Maximum стандартное отклонение референтный статус 2,00 1,00 3,00 0,67
Рисунок 3.
Показатели референтометрии позволили выявить следующий разброс значений признака у детей старшего школьного возраста данной выборки: низкий референтный статус имеют 22% испытуемых, средний референтный статус имеют 56% испытуемых, высокий референтный статус наблюдается в 22% случаев.
Диагностика лидерских качеств у старшеклассников данной выборки
Таблица 4.
среднее Minimum Maximum стандартное отклонение лидерские качества 25,70 17,00 38,00 6,08
Рисунок 4.
Показатели изучения лидерских качеств позволили выявить следующий разброс значений признака у детей старшего школьного возраста данной выборки: слабая выраженность лидерских качеств у 48% старшеклассников, средняя выраженность лидерских качеств наблюдается у 35% опрошенных, сильная выраженность лидерских качеств выявлена у 17% старшеклассников данной выборки.
Диагностика уровня рефлексивности у старшеклассников данной выборки
Таблица 5.
среднее Minimum Maximum стандартное отклонение рефлексивность 5,13 3,00 8,00 1,10
Рисунок 5.
Показатели изучения способностей к рефлексии позволили выявить следующий разброс значений признака у детей старшего школьного возраста данной выборки: 4% старшеклассников низкий уровень рефлексивности, для 92% опрошенных характерен средний уровень рефлексивности, у 4% старшеклассников выявлен высокий уровень рефлексивности.
Анализ взаимосвязей отношения к нарушению норм у старшеклассником со статусом в группе
Таблица 6.
выделяет позиции участников выборы отвержения референтный статус выделяет позиции участников 1,00 выделяет правила, которым надо следовать 0,78 выделяет действия, которые совершают участники 0,11 прогноз последствий 0,34 выборы -0,10 1,00 отвержения -0,30 0,38 1,00 всего 0,13 0,33 -0,64 референтный статус -0,20 0,72 0,70 1,00 лидерские качества -0,18 0,63 0,40 0,77
Корреляционный анализ результатов исследования показал следующие связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1:
Переменная «выделяет правила, которым стоит следовать» имеет прямую статистически достоверную взаимосвязь p<0,05 со следующей переменной: выделение позиций участников. То есть чем выше показатели значения признака по переменной выделение правил, которым стоит следовать, тем выше показатели значения признака по переменной выделение позиций участников. Можно предположить, что умение осозновать какие позиции занимают участники взаимодействия в ситуациях нарушения норм, помогает старшеклассникам данной выборки понимать правила, которым стоит следовать.
Переменная «выборы» имеет прямую статистически достоверную взаимосвязь p<0,05 со следующими переменными: референтный статус и лидерские качества. То есть чем выше показатели значения признака по переменной выборы, тем выше показатели значения признака по переменным: референтный статус и лидерские качества. Можно предположить, что лидерские качества определяют референтный статус и популярность в группе ребенка старшего школьного возраста данной выборки.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что есть выраженность связи определенных типов рефлексии в отношении с интрагрупповым статусом, подтвердилась.
Главным итогом подросткового периода развития, по мнению известного советского психолога Л.С. Выготского, является формирование более высокого, по сравнению с предыдущим периодом, уровня самосознания. Одной из главных потребностей ребенка в данном возрастном периоде является потребность осознания себя личностью.
В свою очередь поведение детей в подростковом периоде регулируется приобретаемой самооценкой, формируемой в процессе общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Подростки ориентированы на сверстников еще и потому, что дети одного с ними возраста воспринимаются как некий образец, они ближе по стилю мышления и поведения, они более понятны, чем «недоступные» взрослые, развивается социальная рефлексия.
Поскольку мнение группы оказывается гораздо более значимым для подростка, чем оценки взрослых (учителей, родителей), то основным путем формирования личности подростка является воздействие путем предъявление требований со стороны группы влияния (коллектива сверстников).
Развитие подростков специально рассматривали Г. Томэ, К. Левин, Дж. Колман, Дж. Элдер, Дж. Мид и другие. Во всех обсуждаемых теориях подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию, развитие и формирование социальной рефлексии.
Показатели социометрии у старшеклассников, которые принадлежат к группе «лидеров» в данной выборке исследования 25%, старшеклассники группы «предпочитаемых» - 52%, а старшеклассники группы «аутсайдеров» - 23%.
Показатели референтометрии позволили выявить следующий разброс значений признака у детей старшего школьного возраста данной выборки: низкий референтный статус имеют 22% испытуемых, средний референтный статус имеют 56% испытуемых, высокий референтный статус наблюдается в 22% случаев.
Показатели изучения лидерских качеств позволили выявить следующий разброс значений признака у детей старшего школьного возраста данной выборки: слабая выраженность лидерских качеств у 48% старшеклассников, средняя выраженность лидерских качеств наблюдается у 35% опрошенных, сильная выраженность лидерских качеств выявлена у 17% старшеклассников данной выборки.
Показатели изучения способностей к рефлексии позволили выявить следующий разброс значений признака у детей старшего школьного возраста данной выборки: 4% старшеклассников низкий уровень рефлексивности, для 92% опрошенных характерен средний уровень рефлексивности, у 4% старшеклассников выявлен высокий уровень рефлексивности.
Чем выше показатели значения признака по переменной выделение правил, которым стоит следовать, тем выше показатели значения признака по переменной выделение позиций участников. Можно предположить, что умение осозновать какие позиции занимают участники взаимодействия в ситуациях нарушения норм, помогает старшеклассникам данной выборки понимать правила, которым стоит следовать.
Чем выше показатели значения признака по переменной выборы, тем выше показатели значения признака по переменным: референтный статус и лидерские качества. Можно предположить, что лидерские качества определяют референтный статус и популярность в группе ребенка старшего школьного возраста данной выборки.
Список литературы
Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2012. – 491 с.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. ‒ 363 с.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб. : Прайм-Еврознак. 2010 -214 c.
Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте -СПб.: Питер, 2008. — 411 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
Гостев, А.А. Психология вторичного образа / А.А. Гостев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.
Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. – М.: Инфра-М, Форум, 2011. ‒ 416 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология/И.А. Зимняя. -М.: 2011. - 568 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2010. -428 с.
Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. ‒ СПб.: Питер, 2009. ‒ 576 с.
Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 2015.- 256 с.
Крушельницкая О.Б. Состояние проблемы референтности в отечественной и зарубежной психологии. Учебное пособие. Москва, МПСИ, 2007. — 204 с.
Лощакова А. Б. К вопросу о содержании термина «коммуникативная рефлексия» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. – № 6–1. – С. 128–133.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2011. ‒ 794 с.
Малейчук Г. И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход: Монография. ‒ Брест: Бр.ГУ им. А. С. Пушкина, 2001. ‒ 126 с.
Молчанова Н. В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский государственный социальный университет. Москва, 2003.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Питер, 2004, с.512
Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2010. - 218 с.
Петровская Л. А. Общение ‒ компетентность ‒ тренинг: избранные труды. ‒ М.: Смысл, 2007. ‒ 387 с.
Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2014., с.657
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2011, 576 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
Социальная психология малых групп: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского. 25-26 октября 2011 г., М. : МГППУ / отв. ред. М. Ю Кондратьев. - М. : МГППУ, 2011. - 600 с.
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Слово, 2004.- 214с.
Юрьева О. Н. Возникновение конфликтов как результат социальной перцепции // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2010. ‒ №7. ‒ С. 201‒206.
Электронный ресурс DicAcademic.ru — Академик. http://human_ecology.academic.ru/1427/Группа_референтная
Электронный ресурс Glossary.ru. Глоссарий.ру. — http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RWltt
2
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2012. – 491 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. ‒ 363 с.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб. : Прайм-Еврознак. 2010 -214 c.
5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
6. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте -СПб.: Питер, 2008. — 411 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
10. Гостев, А.А. Психология вторичного образа / А.А. Гостев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.
11. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. – М.: Инфра-М, Форум, 2011. ‒ 416 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология/И.А. Зимняя. -М.: 2011. - 568 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2010. -428 с.
14. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. ‒ СПб.: Питер, 2009. ‒ 576 с.
15. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 2015.- 256 с.
16. Крушельницкая О.Б. Состояние проблемы референтности в отечественной и зарубежной психологии. Учебное пособие. Москва, МПСИ, 2007. — 204 с.
17. Лощакова А. Б. К вопросу о содержании термина «коммуникативная рефлексия» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. – № 6–1. – С. 128–133.
18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2011. ‒ 794 с.
19. Малейчук Г. И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход: Монография. ‒ Брест: Бр.ГУ им. А. С. Пушкина, 2001. ‒ 126 с.
20. Молчанова Н. В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский государственный социальный университет. Москва, 2003.
21. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Питер, 2004, с.512
22. Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2010. - 218 с.
23. Петровская Л. А. Общение ‒ компетентность ‒ тренинг: избранные труды. ‒ М.: Смысл, 2007. ‒ 387 с.
24. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2014., с.657
25. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2011, 576 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
28. Социальная психология малых групп: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессо¬ра А. В. Петровского. 25-26 октября 2011 г., М. : МГППУ / отв. ред. М. Ю Кондратьев. - М. : МГППУ, 2011. - 600 с.
29. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
30. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Слово, 2004.- 214с.
31. Юрьева О. Н. Возникновение конфликтов как результат социальной перцепции // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2010. ‒ №7. ‒ С. 201‒206.
32. Электронный ресурс DicAcademic.ru — Академик. http://human_ecology.academic.ru/1427/Группа_референтная
33. Электронный ресурс Glossary.ru. Глоссарий.ру. — http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RWltt
Вопрос-ответ:
Какие понятия используются для описания межличностного восприятия в психологии?
В психологии для описания межличностного восприятия используются понятия "межличностное восприятие" и "механизмы межличностного восприятия".
Что подразумевается под понятием социальной рефлексии в психологии?
Под понятием социальной рефлексии в психологии подразумевается способность человека осознавать и анализировать свои отношения с другими людьми, а также принимать во внимание социальные нормы и ценности при принятии решений.
Как было организовано эмпирическое исследование социальной рефлексии?
Эмпирическое исследование социальной рефлексии было организовано следующим образом: была собрана выборка испытуемых, которым были предложены задачи или ситуации, требующие принятия решений, и были проведены наблюдения за их поведением и анализ результатов.
Какие особенности формирования и развития социальной рефлексии были выявлены в ходе исследования?
В ходе исследования были выявлены особенности формирования и развития социальной рефлексии, такие как ее связь с опытом и обучением, влияние социальной среды на ее развитие, а также возможность ее развития через осознанное анализирование своих действий и отношений с окружающими.
Какие были результаты анализа данных исследования социальной рефлексии?
Результаты анализа данных исследования социальной рефлексии показали, что развитие социальной рефлексии происходит на протяжении всей жизни человека, причем опыт, обучение и социальная среда играют важную роль в этом процессе. Кроме того, было выявлено, что осознанное анализирование своих действий и отношений способствует развитию социальной рефлексии.
Какие понятия рассматриваются в психологии в контексте межличностного восприятия?
В психологии для описания межличностного восприятия используются понятия межличностное восприятие и механизмы межличностного восприятия.
В чем заключается суть понятия социальной рефлексии в психологии?
Социальная рефлексия в психологии - это способность индивида осознавать и интерпретировать социальные ситуации и взаимодействие в них, а также реагировать на них соответствующим образом.
Как было организовано исследование социальной рефлексии?
Исследование социальной рефлексии было организовано путем проведения эксперимента, в ходе которого собирались данные о восприятии и поведении участников в определенных социальных ситуациях.
Какие результаты были получены в ходе исследования социальной рефлексии?
В ходе исследования социальной рефлексии были получены следующие результаты: выявлены особенности формирования и развития социальной рефлексии, установлены механизмы, которые лежат в основе межличностного восприятия, и выявлены особенности их функционирования.
Какие проблемы изучаются в главе 1 "Теоретические подходы к проблеме изучения социальной рефлексии"?
В главе 1 исследуются разные теоретические подходы к проблеме изучения социальной рефлексии, особенности ее формирования и развития. Рассматриваются такие понятия, как межличностное восприятие и механизмы межличностного восприятия.
Какие понятия используются в психологии для описания межличностного восприятия?
В психологии для описания межличностного восприятия используются понятия межличностное восприятие и механизмы межличностного восприятия.