особенности налогообложения в мусульманских странах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 26 26 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 28.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Истоки финансового (налогового) мусульманского права 5
1.1. Источники мусульманского права 5
1.2. Исламская экономическая модель 9
Глава 2. Налогообложение в исламе 13
2.1. Налоговое законодательство 13
2.2. Специфика налогов в мусульманских странах 18
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Согласно исламскому законодательству налоговые поступления составляют доход государства, что накапливается в байт-ал-мал, в современной концепции – в казну. Источниками его пополнения являются закяты, джизья, харадж, садака отчисления от добычи полезных ископаемых, часть торговых сборов, таможенные пошлины, доход от вакуфного имущества, штрафы и все иные доходы, которые не подлежат согласно шариату переходу в частную собственность. Таким образом, в мусульманских странах согласно законам шариата существует сложная довольно система исламских налогов, которую можно охарактеризовать как религиозную, взимаемую с целью удовлетворения потребностей мусульманской общины, помощи бедным и так далее.Особое место занимает закят, плательщики которого являются только мусульманами. Этот налог выплачивается в соответствии с нормами исламского права один раз в год в соответствии с лунным календарем. Закят имеет особую цель. В ряде стран он практически является уже обычным государственным налогом, выплачиваемым главой семьи. Он взимается лишь с владельцев драгоценностей, скота, имущих мусульман, приносящих торговую прибыль.Выплачивается в размере два с половиной процента годового дохода. Объектом налогообложения закятавСаудовской Аравии является капитал, не инвестированный в производство,замороженные источники и чистый доход. Если мусульманин умер, не заплатив закята, тогда прежде всего налог уплачивается из его средств, а после выполняются все иные обязательства.Сегодня 27 стран мира признают ислам и его нормы доминирующей ролью в регулировании отношений в обществе. Современные мусульманские государства, провозглашающие ислам как государственную религию, придают исключительное значение концепции социальной справедливости, благотворительности, сбору средств для бедных, пожертвованию и материальной поддержке бедных. Важно, чтобы принцип справедливого налогообложения устанавливался на конституционном уровне.Таким образом, Основной низам правления Саудовской Аравии от 27 шаабан в 1412 году устанавливает в статье 20, что все налоги и сборы должны устанавливаться только на основе принципа справедливости и только в случае необходимости; они могут быть установлены, пересмотрены и отменены только на основании закона, а в статье 21 определяется, что сбор и расходование закята регулируются шариатом. Аналогичные положения содержатся в статье 28 Конституции Ирака от октября 2005 года, в соответствии с которым введение, изменение, взимание или аннулирование налогов и сборов осуществляются только на основании закона, а малообеспеченные лица освобождаются от уплаты налогов, чтобы гарантировать им поддержание минимального прожиточного минимума, который регулируется законом. Таким образом, конституции мусульманских государств устанавливают не только принципы приверженности, универсальности, присущие странам западного мира и России, но и фундаментальные исламские принципы налогообложения: социальной справедливости и благотворительности. На сегодняшний день закят был установлен как налоговое, а не религиозное обязательство в Саудовской Аравии, Пакистане, Йемене, Малайзии, Судане, Ливии. А наследием джизьи можно считать увеличенные налоговые ставки для нерезидентов. Интересным является опыт Саудовской Аравии в отношении налогообложения отдельных лиц.Мусульмане Саудовской Аравии и стран Персидского залива оплачивают только установленный государством закят по ставке два с половиной процента от дохода, а все остальные лица, которые находятся в Саудовской Аравии, или получают доход в Саудовской Аравии – плательщики подоходного налога, ставка которого составляет двадцать процентов.ЗаключениеАнализируя исламское налогообложение, определить сам предмет непросто. Исламские налоги – это те, которые соответствуют Корану и Сунне. Однако в рамках этой функции возможны разные интерпретации, а именно: Правовое регулирование финансовых вопросов отображается в источниках раннего исламского периода. Налоги, как элемент государственности, появились в исламе в 630 году после завоевания Мекки Мухаммадом;Истоки финансового права начали формироваться практически с самого начала существования ислама и нашли своё отражение в догмах этой религии. Система мусульманского налогообложения является консолидацией платежей, существовавших в доисламский период;Шариат для правоверного мусульманина свод правил, которому подчинена вся его жизнь, благодаря ему между Аллахом и человеком устанавливается своеобразная связь, позволяющая в дальнейшем правильно регулировать отношения с другими людьми.Являясь своеобразной религией, ислам человечество воспринимает как что-то цельное и ставит перед собой задачу создать такие условия, при которых человеку (с его точки зрения) было бы комфортно.В настоящее время мусульманский мир разделен в соответствии со своей принадлежности к мазабагу, где каждый сам определяет круг источников исламского права, применяемый в определенном государстве и умти. Если сунна, иджма и Коран не дают четкого ответа на вопрос, то применяется другой источник права, а именно qiyas, суд по аналогии;Исследователями мусульманского права обращается внимание на его две характерные и взаимосвязанные черты – религиозное происхождение и тесное, по мнению некоторых ученых, неразрывное существование правовых порядков с мусульманской догмой, моральными нормами, правилами вероисповедания, религиозными в целомнормами ислама;Тесная связь между правовыми и религиозными нормами ислама, религиозной основой мусульманского права, его «мусульманским» характером не вызывает сомнений. Это реальный факт, который подтверждается анализом особенностей мусульманского права как системы действующих правовых норм. Прежде всего, это общее правило для всех правовых положений ислама. Таким образом, признаются основные источники мусульманского права, а также неправовые нормы ислама, Коран и Сунна, основанные, предположительно, на божественном откровении, которые устанавливают более ранние основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в правовом смысле;В исламском праве в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, закрепленные правовой санкцией и защищенные государством.Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предыдущих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на территориях, завоеванных арабами;Для шариата, особенно на ранних этапах его развития, характерны не права мусульман, а их обязанности по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, довольно широко представлены в шариате и определяют всю жизнь правоверного мусульманина.Список использованных источников и литературыОфициальные документы и другие источникиКоран [Электронный ресурс] Режим доступа: musulmanin.com/koran-na-russkom.html (дата обращения 26.11.2018).МонографииКалимуллина М. Э., Беккин Р. И. Закят: Практическое руководство. – М.: Исламская книга, 2009. – 160 с.КемальЧичек. Экономика Османской империи в период ее превращения в периферию Запада, 1700-1914 – М: Новое издательство, 2004. – 384 с.Статьи в периодических изданияхАхмедова Э. С. Некоторые организационно-правовые аспекты исламской экономической модели // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. – 2013. – № 1 (27). – С. 7271-278. Ахмедова Э.С. Закят как альтернативная налоговая система // Казанская наука. – 2012. – № 4. – С. 52-54. Гайнуллина А. А. Религиозно-правовая доктрина ислама в контексте правовой регламентации финансовых отношений современных государств // Форум молодых учёных. – 2018. – № 5-1 (21). – С. 760-765. Гурнак А. В., Гурнак А. Ю., Вишневская Е. Н. Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 3. – С. 46-50. Львова Н. А. Особенности исламского налогообложения в условиях современной финансовой системы // Финансы и кредит. – 2015. – № 8. – С. 31-40.Мусаева Х. М. Особенности налоговых систем развивающихся стран: опыт государств с разной религиозной ориентацией // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 91-99.Рыжкова Е. А. Истоки налогового права стран Арабского Востока // Право и управление. XXI век. – 2016. – № 1 (38). – С. 51-57.Сиражудинова С. И. Особенности налогов в традициях мусульманского мира // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 206-212.Шишков В. В. Османская империя: от завоеваний и интеграции периферий к попыткам модернизации // Социум и власть. –2012. – № 6 (38). – С. 11-15.Яндиев М. И. Исламские финансы: неблизкие перспективы формирования полноценной финансовой модели // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 4 (77). – С. 65-71.Материалы из электронных изданийБеккин Р. И. Исламское финансовое право и его роль в регулировании исламских финансов. [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/islamskoe-finansovoe-pravo-i-ego-rol-v-regulirovanii-islamskih-finansov. (дата обращения 25.11.2018).Гордеева О. Е., Львова Н. А. Исламская финансовая система. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.library.univ.kiev. ua/ukr/elcat/new/detail.php3?doc_id=1326503. (дата обращения 25.11.2018).Официальный сайт Департамента закята и налога на доходы Саудовской Аравии (IncomeTaxSystem) [Электронный ресурс] Режим доступа: dzit.gov.sa (дата обращения 25.11.2018).Официальный сайт Министерства внутренних дел Ирака (TheIraqiConstitution) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iraqinationality.gov.iq. (дата обращения 26.11.2018).Официальный сайт размещения законодательных актов Королевства Бахрейн [Электронный ресурс] Режим доступа: www.legalaffairs.gov.bh. (дата обращения 27.11.2018).Официальный сайт размещения законодательных актов Саудовской Аравии (TheBasicLawOfGovernment) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.shura.gov.sa. (дата обращения 25.11.2018).Судин Харон Исламские финансы и банковская система [Электронный ресурс] Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=19982869 (дата обращения 25.11.2018).Трунин П. В., Каменских М. В., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iep.ru/files/text/usaid/islam-banking.pdf. (дата обращения 25.11.2018).

Список использованных источников и литературы

Официальные документы и другие источники

1. Коран [Электронный ресурс] Режим доступа: musulmanin.com/koran-na-russkom.html (дата обращения 26.11.2018).

Монографии

2. Калимуллина М. Э., Беккин Р. И. Закят: Практическое руководство. – М.: Исламская книга, 2009. – 160 с.
3. Кемаль Чичек. Экономика Османской империи в период ее превращения в периферию Запада, 1700-1914 – М: Новое издательство, 2004. – 384 с.

Статьи в периодических изданиях

4. Ахмедова Э. С. Некоторые организационно-правовые аспекты исламской экономической модели // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. – 2013. – № 1 (27). – С. 7271-278.
5. Ахмедова Э.С. Закят как альтернативная налоговая система // Казанская наука. – 2012. – № 4. – С. 52-54.
6. Гайнуллина А. А. Религиозно-правовая доктрина ислама в контексте правовой регламентации финансовых отношений современных государств // Форум молодых учёных. – 2018. – № 5-1 (21). – С. 760-765.
7. Гурнак А. В., Гурнак А. Ю., Вишневская Е. Н. Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 3. – С. 46-50.
8. Львова Н. А. Особенности исламского налогообложения в условиях современной финансовой системы // Финансы и кредит. – 2015. – № 8. – С. 31-40.
9. Мусаева Х. М. Особенности налоговых систем развивающихся стран: опыт государств с разной религиозной ориентацией // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 91-99.
10. Рыжкова Е. А. Истоки налогового права стран Арабского Востока // Право и управление. XXI век. – 2016. – № 1 (38). – С. 51-57.
11. Сиражудинова С. И. Особенности налогов в традициях мусульманского мира // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 206-212.
12. Шишков В. В. Османская империя: от завоеваний и интеграции периферий к попыткам модернизации // Социум и власть. –2012. – № 6 (38). – С. 11-15.
13. Яндиев М. И. Исламские финансы: неблизкие перспективы формирования полноценной финансовой модели // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 4 (77). – С. 65-71.

Материалы из электронных изданий

14. Беккин Р. И. Исламское финансовое право и его роль в регулировании исламских финансов. [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/islamskoe-finansovoe-pravo-i-ego-rol-v-regulirovanii-islamskih-finansov. (дата обращения 25.11.2018).
15. Гордеева О. Е., Львова Н. А. Исламская финансовая система. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.library.univ.kiev. ua/ukr/elcat/new/detail.php3?doc_id=1326503. (дата обращения 25.11.2018).
16. Официальный сайт Департамента закята и налога на доходы Саудовской Аравии (Income Tax System) [Электронный ресурс] Режим доступа: dzit.gov.sa (дата обращения 25.11.2018).
17. Официальный сайт Министерства внутренних дел Ирака (The Iraqi Constitution) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iraqinationality.gov.iq. (дата обращения 26.11.2018).
18. Официальный сайт размещения законодательных актов Королевства Бахрейн [Электронный ресурс] Режим доступа: www.legalaffairs.gov.bh. (дата обращения 27.11.2018).
19. Официальный сайт размещения законодательных актов Саудовской Аравии (The Basic Law Of Government) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.shura.gov.sa. (дата обращения 25.11.2018).
20. Судин Харон Исламские финансы и банковская система [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19982869 (дата обращения 25.11.2018).
21. Трунин П. В., Каменских М. В., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iep.ru/files/text/usaid/islam-banking.pdf. (дата обращения 25.11.2018).