Групповая терапия как метод социально психологической работы с детьми
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 29.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ КАК МЕТОДА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5
1.1 Сущность групповой терапии как метода социальной работы 5
1.2 Основные группы детей, нуждающихся в социально-психологической помощи и их характеристика 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ КАК МЕТОДА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 17
2.1 Анализ склонности к девиантному поведению у детей из благополучных и неблагополучных семей 17
2.2. Программа групповой терапии для детей с девиантным поведением 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Результаты диагностики по шкале «Склонность к делинквентному поведению» представлены в таблице 6.Таблица 6.Склонность к делинквентному поведению у детей двух группыГруппаТенденция чрезвычайно выраженаТенденция выраженаТенденция не выраженаАбс.%Абс.%Абс.%Группа 1 320117416Группа 216533961Из числа детей первой группы 74% имеют выраженные делинквентные тенденции, что в свою очередь может свидетельствовать о низком уровне социального контроля; у 20% наблюдается высокая готовность к реализации этого вида девиантного поведения, а у 6% такие тенденции не выражены. Во второй группе 33% детей имеют выраженные деликвентные тенденции, у 6% эти тенденции чрезвычайно выражены, а 61% вообще не склонны к данному поведению. Согласно данным, выявленным по критерию Фишера, все различия статистически достоверны при р<0,05. Следовательно, по данному показателю группы испытуемых значимо отличаются друг от друга. 2.2. Программа групповой терапии для детей с девиантным поведениемВ качестве рекомендации была разработана программа групповой терапии девинантного поведения детей. Программа была разработана исходя из особенностей организации групповой терапии в группе детей, нуждающихся в помощи.Несмотря на то, что в большей степени была выявлена склонность к девиантному поведению у детей из неблагополучных семей, программа групповой терапии была реализована в обеих группах, с целью профилактики негативных последствий развития детей. Цель данной программы состоит в преодолении и сокращении случаев девиантного поведения в детской среде.Этапы проведения программы. Программа состоит из 3 этапов: подготовительного, основного и заключительного. Каждый из этапов, при эффективной реализации, позволяет достичь заявленного результата, который соответствует общей цели всей программы. Первый этап. Подготовительный. Цель данного этапа является проведения диагностического исследования. Сроки реализации этапа: 2 месяца.Для её достижения, на этом этапе была проведена первичная диагностика объекта, её результаты описаны в параграфе 2.2.В соответствии с полученной информацией, произошло планирование дальнейшей работы, были внесены корректировки в основной этап программы. Второй этап. Основной. Цели этого этапа непосредственная реализация программы коррекционной работы. Сроки реализации этапа: 2 месяца.В ходе основного этапа, были реализованы заявленные мероприятия, представленные в таблице 7.Таблица 7.Характеристика мероприятий основного этапа программы Мероприятие (описание, дата и сроки проведения)Цель мероприятияБеседа с детьми с участием инспектора по делам несовершеннолетних «Будь ответственен». Цель данной беседы – разъяснение детям того, какая может быть ответственность (административная, уголовная) за совершение противоправных и преступных, а также примененная мера наказания.Выставка социальных плакатов «Нет насилию».Цель данной выставки – развитие у детей эстетического мышления, а так же использование художественно-творческой деятельности, в качестве элемента коррекции.Групповой кинолекторий «Чучело».Цель данного мероприятия – увидеть отношение детей к насилию, главной героини, как жертве насильственных действий со стороны сверстников.Групповое обсуждений эмоций и переживаний от фильма.Групповая ролевая игра «Семья».Цель данной игры – дать возможность каждому ребенку принять личное участие в решении проблемы, связанной с девиантным поведением и найти возможные стратегии для выхода из этой ситуации.Представим анализ практического проведения данный мероприятий программы.В ходе проведения беседы «Будь ответственен», дети с высоким интересом слушали инспектора, задавали вопросы. В ходе выставки социальных плакатов, было создано 12 групповых плакатов, среди которых был проведен конкурс. Победителем стала Екатерина, 14 лет. Во время группового кинолектория «Чучело» присутствовали все ребята. Ребята с интересом смотрели и в процесс обсуждения были включены все. Мнения детей разделилось на две группы: большинство с состраданием отнеслись к главной героини и осудили поведение её обидчиков, меньшая же часть класса, высмеивали героиню, аргументируя это фразами: «Сама виновата» и подобными.В ходе проведения групповой ролевой игры «Семья», все ребята были поделены на 2 группы. Игра проходила в 2 дня, это было обусловлено тем, чтобы каждый участник смог как можно глубже погрузиться в процесс. В течение и первого, и второго дня все участники были вовлечены с большим интересом в процесс игры. Каждый из них вел себя индивидуально и по-своему видел выход из конфликта. Дети смогли примерить на себя различные социальны роли, такие как: отец, мать, ребенок и др. Сложностей данное мероприятие не вызвало. По его итогам все группы смогли разрешить конфликт.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам, согласно поставленным задачам:1. Понятие «групповая терапия» используется в двух смыслах.Первое значение, традиционное, связано с практической деятельностью социального работника, который, уменьшая страдания клиента, призван повысить степень своего индивидуального и социального функционирования через контролируемое групповое взаимодействие.Второе значение используется в подходах к классификации работы социальной группы, оно определяет тип работы социальной группы на основе групповой динамики и терапевтического воздействия группы на клиента.Социальная групповая терапия представляет метод межличностной помощи при работе в небольших группах, где групповой контекст используется для достижения индивидуальных и групповых целей. При организации социальной групповой терапии применяются методы и принципы психологии, что позволяет расширить области применения данной деятельности.2. На основании анализа научной литературы мы выявили, что в группу детей, нуждающихся в социально-психологической помощи, входит достаточно большое и разнородное число детей, которых объединяет наличие трудной жизненной ситуации или социально опасного положения. Большинство ученых сходятся во мнении, что все они представляют собой группу риска. Наиболее многочисленными группами являются следующие: девиантные дети, дети-сироты, безнадзорные и беспризорные дети, жертвы насилия и прочее.У несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психологической помощи, очевидно присутствие конформизма в поведении, когда несовершеннолетний принимает (подчиняется) мнению группы, в которую он был включен, не зависимо от верности или не верности данного мнения (даже если несовершеннолетний понимает, что данное мнение в корне неправильное, он продолжает его придерживаться, в виду боязни остаться в изоляции от группы) [17].В данной связи, мы считаем необходимым организацию именно групповой терапии как метода социальной работы. Для практической работы нами была выбрана одна из наиболее многочисленных детей – дети, склонные к девиантному поведению, так как данная форма поведения, чаще других проявляется у несовершеннолетних в виду различных негативных обстоятельств (семейное неблагополучие, трудности в социальной адаптации и прочее).3. В рамках эмпирического исследования, нами использована следующая методика диагностики особенностей и склонностей к девиантному поведению «Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (ОрелА.Н.).В исследовании принимало участие 30 детей в возрасте от 8 до 12 лет. Среди исследуемых детей: мальчиков – 16, девочек – 14. На основании анализа документации учреждения, нами было выявлено две группы детей: из благополучных и неблагополучных семей. В каждой группе было по 15 детей. В первой группе было 11 мальчиков и 4 девочки. Во второй группе 10 девочек и 5 мальчиков. Несмотря на то, что в большей степени была выявлена склонность к девиантному поведению у детей из неблагополучных семей, было принято решение реализации программы групповой терапии в обеих группах, с целью профилактики негативных последствий развития детей. 4. Цель данной программы состояла в преодолении и сокращении случаев девиантного поведения в детской среде. Программа состоит из 3 этапов: подготовительного, основного и заключительного. Каждый из этапов, при эффективной реализации, позволяет достичь заявленного результата, который соответствует общей цели всей программы. В ходе программы было реализовано 4 крупных групповых мероприятия. Методами групповой терапии, применимыми в программе были следующие:- беседа;- дискуссия;- групповая арт-терапия;- групповая тренинговая работа.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены полностью».БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=9959&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6970525596734938#0 (дата обращения: 29.11.2018)Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060520&intelsearch=%D4%C7+120-%D4%C7 (дата обращения: 29.11.2018)Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2014. – 278с.Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. – Рязань, 2014. – 212 с.Герасимова Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т. В. Герасимова. - М., 2014. – 117 с.Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе: монография – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 145 с.Девицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицына - Конспект лекций. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2012. – 288 с.Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Кузбасс ВУЗ издательство, 2014. – 169 с.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Наука, 2013. – 159 с. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение детей и причины его возникновения // Девиантное поведение: профилактика, коррекция. – М.: «Владос», 2012. – 288 с.Коджаспирвова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. С.68Косабуцкая С.А. Причины появления девиантного поведения подростков в современных условиях // Социальная работа с детьми и подростками «группы риска» / Под ред. Раена А. – СПб.: Правда, 2014.- С. 166-168. (30)Кузнецова Л.П.. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ,2002.- 92 с.. Курбатов В.И. Социальная работа : учеб.пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 480 с. Минин, А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи: пособие / Минин А.Я., Краев О.Ю. - М.: Прометей, 2016. - 140 сОлиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.59Основы социальной работы : учеб.пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб.пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева; под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 278 с.Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2013. – 114 с.Селецкий, А.И., Тарарухин, С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 165 с. Словарь-справочник по социальной работе/Панов А.М., Холостова Е.И. - М.: Юристъ, 2017. – 307 с.Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект [Текст] :моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ.ред. М. А. Галагузовой. – М. : ООО «Издательский дом Ажур», 2015. – 224 сТехнология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2000.Технология социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 400 с. (72)Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учеб.пособие /Циткилов П.Я. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=9959&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6970525596734938#0 (дата обращения: 29.11.2018)
2. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060520&intelsearch=%D4%C7+120-%D4%C7 (дата обращения: 29.11.2018)
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2014. – 278с.
4. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. – Рязань, 2014. – 212 с.
5. Герасимова Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т. В. Герасимова. - М., 2014. – 117 с.
6. Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе: монография – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 145 с.
7. Девицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицына - Конспект лекций. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2012. – 288 с.
8. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Кузбасс ВУЗ издательство, 2014. – 169 с.
9. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Наука, 2013. – 159 с.
10. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение детей и причины его возникновения // Девиантное поведение: профилактика, коррекция. – М.: «Владос», 2012. – 288 с.
11. Коджаспирвова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. С.68
12. Косабуцкая С.А. Причины появления девиантного поведения подростков в современных условиях // Социальная работа с детьми и подростками «группы риска» / Под ред. Раена А. – СПб.: Правда, 2014.- С. 166-168. (30)
13. Кузнецова Л.П.. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ,2002.- 92 с..
14. Курбатов В.И. Социальная работа : учеб.пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 480 с.
15. Минин, А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи: пособие / Минин А.Я., Краев О.Ю. - М.: Прометей, 2016. - 140 с
16. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.59
17. Основы социальной работы : учеб.пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
18. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб.пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева; под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 278 с.
19. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2013. – 114 с.
20. Селецкий, А.И., Тарарухин, С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 165 с.
21. Словарь-справочник по социальной работе/Панов А.М., Холостова Е.И. - М.: Юристъ, 2017. – 307 с.
22. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект [Текст] :моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ.ред. М. А. Галагузовой. – М. : ООО «Издательский дом Ажур», 2015. – 224 с
23. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2000.
24. Технология социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 400 с. (72)
25. Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учеб.пособие /Циткилов П.Я. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.
Вопрос-ответ:
Какова сущность групповой терапии как метода социальной работы?
Групповая терапия - это метод социально психологической работы, в котором дети сходного возраста или со сходными проблемами собираются в группу, чтобы вместе решать свои проблемы и развиваться.
Какие основные группы детей нуждаются в социально-психологической помощи?
Основные группы детей, нуждающихся в социально-психологической помощи, включают детей с проблемами адаптации (например, дети-сироты или дети, пережившие травматические события), детей с эмоциональными и поведенческими проблемами, детей с социальными трудностями (например, дети, которые плохо взаимодействуют с другими детьми).
Какими характеристиками обладают дети, нуждающиеся в социально-психологической помощи?
Дети, нуждающиеся в социально-психологической помощи, могут иметь такие характеристики, как низкая самооценка, эмоциональная нестабильность, повышенная агрессивность, трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, низкая мотивация к обучению и проблемы с саморегуляцией.
Какое эмпирическое исследование было проведено по применению групповой терапии с детьми?
Эмпирическое исследование было проведено для анализа склонности к девиантному поведению у детей, участвующих в групповой терапии. Целью исследования было выявить эффективность этого метода в решении проблем поведения у детей.
Какие выводы можно сделать на основе проведенного исследования по применению групповой терапии?
В результате проведенного исследования было выявлено, что участие в групповой терапии способствует снижению склонности к девиантному поведению у детей. Этот метод оказывает положительное влияние на развитие социально-психологических навыков у детей и способствует их адаптации в обществе.
Какое значение имеет групповая терапия в социально психологической работе с детьми?
Групповая терапия является эффективным методом социально психологической работы с детьми. Она помогает детям развивать коммуникативные навыки, улучшает их эмоциональное состояние и повышает самооценку.
Какие дети нуждаются в социально психологической помощи и какие основные группы их можно выделить?
Есть несколько основных групп детей, которые нуждаются в социально психологической помощи: дети с проблемами в поведении, дети из разрушенных семей, дети, столкнувшиеся с насилием или другими травмирующими событиями, дети с психическими и физическими особенностями.
Какие преимущества и недостатки имеет групповая терапия по сравнению с индивидуальной?
Одним из преимуществ групповой терапии является возможность обмена опытом и поддержка со стороны других участников группы. Однако, недостатком может быть то, что некоторые дети могут чувствовать себя не комфортно в большой группе или не готовы открыто выражать свои эмоции перед другими.
Каким образом групповая терапия может помочь детям с девиантным поведением?
Групповая терапия может помочь детям с девиантным поведением через создание благоприятной социальной среды и преодоление чувства изоляции. Дети могут получить поддержку и научиться адаптироваться в обществе, а также развить более конструктивные способы решения проблем и контроля своего поведения.
Как проводится эмпирическое исследование применения групповой терапии как метода социально психологической работы с детьми?
Эмпирическое исследование проводится через анализ склонности к девиантному поведению у детей перед и после применения групповой терапии. Результаты исследования могут показать эффективность метода и дать рекомендации по его дальнейшему применению.
Какова сущность групповой терапии?
Сущность групповой терапии заключается в использовании группового формата для решения социально-психологических проблем у детей. Групповая терапия предполагает работу с детьми в рамках специально созданной группы, где они могут обсуждать свои проблемы, наблюдать за процессом у других участников и получать поддержку и новые навыки от социального психолога.
Какие группы детей нуждаются в социально-психологической помощи и как их можно характеризовать?
Существуют различные группы детей, которые могут нуждаться в социально-психологической помощи. Например, дети из неблагополучных семей или сироты, дети с проблемами адаптации в школе, дети, страдающие от психологической травмы и т.д. Они могут характеризоваться низкой самооценкой, повышенной агрессивностью, социальной изоляцией и другими проблемами, которые могут быть преодолены через групповую терапию.