Состояние природы человека до и после грехопадения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Богословие
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Идея грехопадения: духовное значение, суть 4
1.1. Сюжет грехопадения и его образный символизм 4
1.2. Сюжет грехопадения: основные философские категории и их толкование 12
Глава 2. Человеческая природа до грехопадения 17
2.1. Состояние человека до грехопадения 17
2.2. Сущность грехопадения 22
Глава 3. Человеческая природа после грехопадения 25
3.1. Последствия грехопадения 25
3.2. Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком 25
3.3. Последствия грехопадения в природе человека 27
Заключение 33
Список литературы 34


Фрагмент для ознакомления

: Быт. 3:10). Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (см.: Исх. 33:20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет, как состояние вражды против Бога (см.: Рим. 5:10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (см.: Еф. 2.3).Но гнев Божий недопустимо мыслить по аналогии с гневом человеческим, как проявление ненависти или желание отмщения. Греховное состояние человеческой природы не может быть предметом благоволения Божия, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6:14).Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (см.: I Ин. 1:5), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Н. Н. Глубоковский писал, что греховность, как недолжное состояние природы человека, как аномалия, навлекает на себя праведный гнев Божий, но при этом «Правда Божия... и в самом карающем настроении движется неисчерпаемым человеколюбием».3.3. Последствия грехопадения в природе человекаНарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: в тот же день смертью умрете (Быт. 2,17). Телесная смерть – разлучение души и тела – для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть – разлучение души с Богом – осуществилась немедленно. Человек лишился благодати, и первое, что он увидел, – это то, что он наг, а первое, что ощутил, – стыд. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божественная благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеческий ум, по словам святителя Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместотого, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они путались скрыться от Лица Божия среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления.Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, так как в ней утвердился закон греха.Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, то есть увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу –Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.Помрачение ума, воли и чувств прародителей – это были признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения. Духовная смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога. Диавол первый отверг Бога, и потому первый испытал такую смерть. По его коварному совету и человек впал в непослушание и сделался участником в утрате жизни.«Чем дальше человек уходит от жизни, – говорит святитель Василий Великий, – тем ближе он к смерти». Но жизнь – это Сам Бог, и отвержение жизни – смерть. Бог не создавал смерти ни для души, ни для тела. Он не сказал: «Умри в тот день, когда вкусишь от древа познания добра и зла!», но – «Ты умрешь в тот день, когда вкусишь от него». Не сказал Он также: «Возвратись в прах!», но – «Ты вернешься в землю». Он предсказывал и предупреждал, но не запрещал того, что должно было произойти.Смерть, таким образом, – плод греха и существует в мире вопреки воле Божией. Грех является жалом смерти, и через смерть он царствует в мире.Духовная смерть привела к расстройству природы человека. Все силы души его получили неподобающее направление, наклонились к злу, к страстям. Ум забыл свое истинное питание, ведение духовное и прилепился к чувствам, вместе с чем подпал духовной слепоте, страсти неведения Бога и вещей божественных, утратил способность созерцать божественное, видеть духовную истину, таинственно воспарять к Богу. Разум («логос») потерял силу нравственного руководства над неразумными силами души –чувственным желанием и раздражительностью – и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию и избегать страданий. Выйдя из-под контроля разума, неразумные силы души превратились в «неестественные» страсти. Сила хотения стала страстью плотоугодия, а сила раздражительности – страстью насильничества, побуждающей к борьбе за мирские блага, средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.Таким образом, человек впал во власть плотского самолюбия. Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили его жизнь и составили в нем закон плоти, закон животной жизни, подчиненной плотскому мудрованию.Таким образом, душа человека в основном подчинилась телу и его потребностям. Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человек из духовного сделался плотским. Таким образом, вся прежняя иерархия перевернулась в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир. Если дух человека должен был жить Богом, душа – духом, тело – душой, то теперь дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями небожественными, подобными той чарующей доброте и красоте, которые змий открыл жене, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела – поднимает страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.Отторгнув себя от Источника Жизни, человек добровольно поставил себя в состояние, которое должно было привести к распаду, тлению человеческого существа. Он подверг себя страданиям, болезням и смерти. Эти так называемые естественные (или физические) следствия грехопадения вполне оправданны в нравственном аспекте. Грех подлежит наказанию. Бог наказывает прародителей за грех, чтобы уврачевать их сластолюбие и гордость.Жене, как соблазнившей мужа, выносится приговор: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (3, 16). С этих пор чадородие в человеческом роде всегда соединено не только с сильнейшими страданиями для рождающей, но часто с угрозой для ее жизни.Адаму сказано: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17—19).Чтобы зло и грех в человеке не стали вечны, Бог лишает праотцов возможности вкушать плоды древа жизни и изгоняет их из рая. Вход в рай человеку преграждает херувим с пламенным мечом. По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, падший херувим – это сатана, низлагающий посредством страстей человека, стремящегося к Богу.Благодаря падению, грех как повреждение природы проникает во все сферы жизни земли – проклята земля за тебя. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, – пишет Апостол, – ...тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20—22). По воле человека зло становится силой, заражающей тварь. Грех внедряется туда, где должна была царствовать благодать. В определенном смысле через грех Адама сатана как бы похищает у Бога мир, получает власть над миром и становится князем мира сего. В целях Промысла Богпопускает диаволу проявить свою злобу в мире, вредить Вселенной.Если вначале человек царствовал над миром, то теперь природа стала враждебна по отношению к человеку. Земля утратила прежнюю силу плодородия и стала произращать терния и сорные травы. Если раньше труд на земле не утомлял человека, то теперь он должен был трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. В природе начали действовать губительные стихии, наносящие ущерб, иногда сводящие на нет тяжелый человеческий труд, вложенный в обработку земли. Человек стал страдать от перемен климата, от жары и холода.Животные перестали узнавать в человеке своего владыку. Среди них появились хищники, опасные для человека. И сам человек огрубел, он вынужден был убивать животных, чтобы получить необходимый материал для одежды и своего жилища. Отношения человека и окружающего мира меняются. Человек становится уже не хозяином, а в основном потребителем, тираном природы. Наконец, смерть в страстях и страданиях завершает постепенное тление человека. Избравший прах вместо Бога возвращается в прах.Так зло потрясает весь космос, и этот процесс развивается, идет необратимо. Для восстановления прежней гармонии мир нуждается в огненном очищении. Существующие ныне стихии неба и земли сгорят в очистительном огне Второго Пришествия, после чего будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 10—13).Как ни тяжко было падение прародителей (повредившее весь состав человеческого существа: разум, волю, чувства и тело), они все же не вполне утратили запечатленный в них образ Божий. Образ Божий повредился, но не был уничтожен грехом в человеке. Падший человек, сказано в Послании Восточных Патриархов, «помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился природы и силы, которые получил от Преблагого Бога, (иначе) он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком, но онсохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу, свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла». Хотя воля человека преклонилась более к злу, нежели к добру, однако она осталась неповрежденной по отношению к желанию добра и зла. То есть в своем уме человек может свободно избирать добро или зло, хотя на практике чаше склоняется к злу. Как монета с царской печатью, если будет отнята от нес некая часть, становится ущербной и не имеет уже цены, так и человек утратил благодать и омрачился, но естественное добро отчасти осталось в его природе. Он может чувствовать доброе и желать добра. Он по-прежнему имеет некоторую способность творить добро и раскаиваться в зле. Например, после грехопадения прародители почувствовали стыд, тотчас услышали голос Господа и узнали Его, поняли, что сделали злое дело, – все это свидетельствует о том, что в них сохранились остатки образа Божия: разум, совесть и способность в будущем к покаянию. Разум человека даже и в падшем состоянии не утратил способности к познанию истины, поэтому Апостол называет безответными язычников, не познавших то, что можно было знать о Боге из окружающего мира.ЗаключениеКак мы можем видеть из вышеприведенного анализа, человек – уникальное существо. Призванный изначально для того чтобы соединить в себе тварную природу с божеством, он однако своей свободной волей уклоняется с уготованного ему пути развития. Его природа меняется, становится предрасположенной ко злу, и наоборот, удаленной от добра. А поскольку человек создан владыкой над тварным миром,то и после падения он им остался, однако через человеческое падение грех распространился по всему тварному миру. В него вошли смерть и тление. Однако это было только началом – зло как вирус распространялось среди людей, а потом и по всему тварному миру.Таковы печальные плоды падения первых людей, и таков мир, в котором мы сегодня живем. Это хороший повод задуматься.Список литературыАксючиц В. http://www.apocalyptism.ru/Creation-Fall.htmКиприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория ПаламыШифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007.БытиеПравославная энциклопедияЗайцев Д. В. Бытие // Православная энциклопедия. Том VI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003.Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999Генон Р. Древо в средоточии мира // Наука и религия. 1994. № 8.Давыденков О. Догматическое БогословиеОткровение 12:9Стегалин А. В начале были змеи // Наука и религия. 1994. № 4Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие: курс лекций, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. Покровский А. Грехопадение прародителей // ПБЭ. Т. 4. С. 776), или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию» (Грехопадение // Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1.1Мень А., прот. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000. Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мираИоанн Дамаскин, преп. ТИПВМейендорфИ, протопр Иисус Христос в восточном православном богословииИоанн Златоуст, свят Беседы на Книгу Бытия.Григорий Нисский, свят. Об устроении человека.Пространный катикизисФеофил Антиохийский, свят. К АвюликуНемесийЭмесский. О природе человекаАвгустин, блаж. Энхириднон Лаврентию, или О вере, надежде и любвиИоанн Златоуст, свят Толкования на псалмыГлубоковский Н. Н //. Благовестив св. апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-Богословское исследованиеЛосский В. Догматическое богословие

Список литературы

1. Аксючиц В. http://www.apocalyptism.ru/Creation-Fall.htm
2. Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы
3. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007.
4. Бытие
5. Православная энциклопедия
6. Зайцев Д. В. Бытие // Православная энциклопедия. Том VI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003.
7. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999
8. Генон Р. Древо в средоточии мира // Наука и религия. 1994. № 8.
9. Давыденков О. Догматическое Богословие
10. Откровение 12:9
11. Стегалин А. В начале были змеи // Наука и религия. 1994. № 4
12. Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие: курс лекций, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.
13. Покровский А. Грехопадение прародителей // ПБЭ. Т. 4. С. 776), или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию» (Грехопадение // Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1.1
14. Мень А., прот. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000.
15. Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира
16. Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ
17. Мейендорф И, протопр Иисус Христос в восточном православном богословии
18. Иоанн Златоуст, свят Беседы на Книгу Бытия.
19. Григорий Нисский, свят. Об устроении человека.
20. Пространный катикизис
21. Феофил Антиохийский, свят. К Авюлику
22. Немесий Эмесский. О природе человека
23. Августин, блаж. Энхириднон Лаврентию, или О вере, надежде и любви
24. Иоанн Златоуст, свят Толкования на псалмы
25. Глубоковский Н. Н //. Благовестив св. апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-Богословское исследование
26. Лосский В. Догматическое богословие

Вопрос-ответ:

Какова идея грехопадения и какое у него духовное значение?

Идея грехопадения в христианской традиции связана с падением первых людей, Адама и Евы, в грех. Это событие символизирует нарушение их близости с Богом и привнесение греха в человеческий мир. Духовное значение грехопадения заключается в понимании несовершенства и слабости человеческой природы, а также необходимости искать спасение и покаяние для восстановления отношений с Богом.

Каков сюжет грехопадения и какова его символика?

Сюжет грехопадения рассказывает о том, как Адам и Ева, находясь в раю, чтобы узнать больше о мире, нарушили запрет Бога и съели плод с дерева познания. Это деяние символизирует желание человека быть самостоятельным и не зависеть от Бога, а также стремление к знанию и познанию границ своей свободы.

Какие философские категории связаны с сюжетом грехопадения и как они истолковываются?

В сюжете грехопадения присутствуют такие философские категории, как свобода, воля, зло, грех и познание. Свобода и воля человека выражаются в возможности сделать выбор и принять ответственность за свои действия. Зло и грех указывают на наличие неправильных поступков и негативных последствий. Познание в контексте грехопадения означает стремление получить запретные знания, не учитывая духовные и моральные аспекты.

Каково состояние человека до грехопадения?

До грехопадения человек находился в состоянии гармонии с Богом, обладая свободой воли и невинностью. Он не испытывал страдания, страха, зла и смерти. Человеческая природа была незапятнана грехом и имела совершенство и нравственную чистоту.

Какова идея грехопадения и какое духовное значение оно имеет?

Идея грехопадения заключается в падении первых людей (Адама и Евы) в грех. Оно имеет глубокое духовное значение, так как символизирует разрушение и отделение человека от Бога и его идеального состояния.

Каков сюжет грехопадения и что он символизирует?

Сюжет грехопадения рассказывает о том, как Адам и Ева нарушают запрет Бога и едят плод с дерева познания добра и зла. Этот сюжет символизирует желание человека обрести знание и самостоятельность, но при этом приводит к греху и разрушению.

Какие основные философские категории присутствуют в сюжете грехопадения?

В сюжете грехопадения присутствуют такие философские категории, как свобода воли, добро и зло, познание, грех и наказание. Они толкуются как конфликт между человеческой свободой и моральными нормами, попытка человека проникнуть в суть мира и природы, и наказание за нарушение божественного запрета.

Каким было состояние человека до грехопадения?

Состояние человека до грехопадения было идеальным и безгрешным. Он находился в гармонии с Богом и природой, не имел понятия о зле и страдании. Человек обладал независимой волей, но использовал ее только в соответствии с Божьей волей.

Какие последствия грехопадения в отношениях между людьми и Богом?

Последствия грехопадения в отношениях между людьми и Богом заключаются в том, что человек отделился от Бога и потерял связь с ним. Отношения стали нарушены, человек познал зло и страдание, идеальное состояние было потеряно. Человеку пришлось трудиться и страдать, чтобы восстановить свою связь с Богом.