Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 5
1.1 Психологические особенности старшего дошкольного возраста 5
1.2 Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте и ее важность 13
Глава 2. Эмпирическое исследования развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 19
2.1 Программа исследования 19
2.2 Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 28
Список литературы 31
Важно отметить, что обстановка игры подбирается под тему игру. Также ребенок с высоким уровнем учитывает мнение партнёров. Творчество и креативность может проявляться в том случае, если окружающих предметов не хватает для построения игровой обстановки и ребенку необходимо использовать подручные предметы, наделяемые определенным смыслом, или же сделать что-то самостоятельно (подделку).Сюжеты игр, как правило, основаны на знакомых ребенку сказках. Также в основе сюжета может лежать личное переживание или впечатление ребенка. Таким образом, эти дети не просто хорошо придумывают игру, но и развивают свои коммуникативные способности, лидерские, творческие и другие. Основным содержание игры в этом возрасте являются действия, которые взаимосвязаны с взаимодействием с другими людьми. То есть это сюжетно-ролевая игра. Роль ребенка, в этой ситуации, достаточно ярко очерчена и понятна. Ребенок в процессе игры не отступает от роли. Однако способен быстро «перевоплощаться» от игры к игре.Действия ребенка в игре разнообразны, имеют направленность на различных персонажей, однако последовательны и соотносятся с логикой сюжета. Речь ребенка активная и носит ролевой характер.Однако, больше всего в группе детей, у кого отмечается низкий уровень сформированности игровых умений. Таких детей половина – 50%. Отмечается, что дети с таким уровнем не готовятся к игре, а начинают просто и сразу же играть в него, пропуская подготовительный этап. У детей с низким уровнем возникают сложности при использовании предметов-заместителей, иначе говоря, им сложно придать иной смысл и значение игрушке или предмету. Взаимодействие в игре, как правило, осуществляется с помощью реальных предметов.Основным содержание игры являются действия, которые не отличаются разнообразием, то есть одинаковые или повторяющиеся. В игре чаще всего использует одни и те же предметы. Способен воспроизводит самые простые сюжеты в игре, но придумать игру самостоятельно не может или с большим затруднением.Распределением ролей обычно не занимается. Своя роль лишь «намечается», но не всегда до конца отыгрывается. Количества действий, выполняемых в роли, ограничено. Игровой процесс однообразен и заключается в повторении одних и тех же действий. Логической связки между действиями одной игры может не быть. Также дети с низким уровнем сформированности игровых навыков редко прислушиваются к мнению и советам окружающих. Речь в процессе игры не используется или отдельные предложения в небольшом количестве. В процессе обработки и анализа полученных нами данных мы пришли к следующим выводам.Во-первых, у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития игровых навыков. Чаще всего они выбирают игру-действие. Таких детей 50%. Процесс игры имеет свои ограничения и не способствует развитию психологических и личностных качеств ребенка.Игра-роль, в рамках которой дети используют коротенький сюжет, содержащий несколько эпизодов и не требующей много усилий от детей. Этот тип игры соответствует среднему уровню развития и такой уровень мы наблюдаем у 30% детей.Следующий тип игры – игра-отношение. Этот тип соответствует самому высокому уровню развития ребенка. И он отмечается у наименьшего количества детей – 20%. В этих играх дети не только взаимодействует, но и исполняя свои роли отыгрывают отношения между персонажами.Также в процессе наблюдения мы отметили, что часто дети не играли в предложенные игры, а занимались своими делами, например, рисовали, смотрели книжки и другое. Около 40% детей не участвовали в процессе сюжетно-ролевых игр. Некоторые дети показывали отдельные игровые или предметные действия, такие как бросание мяча, раскрашивание и т.п. Отсутствие интереса к игре может свидетельствовать о нежелании и неумении детей играть.Приведенные выше данные показывают, что довольно малое количество детей даже в старшем дошкольном возрасте умею играть. Это может быть связано как просто с нежеланием, так и с низким уровнем развития познавательной активности или любого другого навыка.Таким образом, мы предложили в распорядок для детей включить больше игр. Формирующий этап эксперимента длился один месяц. После этого мы провели повторное тестирование детей и сравнили полученные результаты. Результаты повторного тестирования представлены в таблице 3.Таблица 3 – Сформированность игровых умений при повторном тестированииДетиЗамысел игрыСюжет игрыРольРолевые действияРолевая речьВсегоКсения В.3221210Света И.2322211Дима Р.2222210Катя М.211217Оля Т.3323213Кирилл К.2332212Максим А.121217Ира В.3232313Ангелина Р.3333315Артем М.3333315Для наглядности отобразим полученные данные на рисунке 2.Рисунок 2 – уровень сформированности игровых умений при повторном тестированииКак видно из данных таблицы и рисунка у детей начал развиваться навык игры. Уровень сформированности игровых умений значительно повысился. Так, при повторном тестировании мы наблюдаем уже 40% детей, кто достиг высокого уровня сформированности игры. Такое же количество детей показало средний уровень и всего 20% детей остались на низком уровне сформированности игровых умений. Для того чтобы у нас была возможность увидеть и сравнить уровень изменения показателей мы на рисунке 3 отобразим сравнение полученных данных.Рисунок 3 – Сравнение результатов диагностики уровня игровых умений старших дошкольниковКак видно из рисунка 3 мы видим улучшение показателей в два раза по высокому уровню развития, не очень значительно, но все же улучшение по среднему уровню и достаточно значительно увеличение (более чем в два раза) по низкому уровню показателя сформированности игровых умений.Таким образом, дети в процессе игровых действий все больше стали разыгрывать какой-либо сюжет в своих действия, это указывает на развитие всех процессов деятельности дошкольника. Высший уровень, когда дети могут показать и отношения между своими ролями говорит о высоком уровне психического развития ребенка и то, что таких детей в процессе эксперимента стало больше – хороший показатель.Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу, в которой предполагали, что игровая деятельность способствует развитию навыков детей. Так, переход от простых игр к более сложным указывает на возрастающие способности и умения детей.ЗаключениеСам процесс существования человека в обществе сопровождается влиянием на него множества различных факторов, которые могут быть и биологическими, и социальными.В период перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному личность и психика ребенка подвергаются существенным изменениям. В старшем дошкольном возрасте формируется большое количество новых навыков и умений, которые необходимы ребенку во взрослой жизни. Происходит изменение в ведущем виде деятельности. Несмотря на то, что основной деятельностью ребенка по-прежнему остается игровая – происходит постепенный переход к познавательной деятельности.Однако, даже в процессе этих изменений игры не утрачивают своей значимости для ребенка и по-прежнему интересны ему. Игра важна для развития ребенка. Именно в игре формируются основные навыки, необходимые для дальнейшей успешной жизни. В процессе игры ребенок может учиться общаться с окружающими, развивать логику, воображение, творчество, интеллектуальные способности и многое другое. Игра оказывает эмоциональную поддержку ребенку, способствует пониманию и формированию ролей.Давая ребенку возможность играть и способствую его игре, мы помогаем ему усваивать необходимые для жизни в обществе нормы и ценности, способствует составлению представления о себе, окружающим, о том, каким его видят и какими он видит окружающих. Психические процессы, формирующиеся в игре, способствуют более успешной, быстрой и легкой адаптации ребенка в коллективе и обществе.Даже в игровой деятельности должна быть работающая система, которая позволить ребенка играть постоянно, последовательно и которая будет способствовать раскрытию его личностных качеств и усвоению социальных норм.В процессе обработки и анализа полученных нами данных мы пришли к следующим выводам.Во-первых, у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития игровых навыков. Чаще всего они выбирают игру-действие. Таких детей 50%. Процесс игры имеет свои ограничения и не способствует развитию психологических и личностных качеств ребенка.Игра-роль, в рамках которой дети используют коротенький сюжет, содержащий несколько эпизодов и не требующей много усилий от детей. Этот тип игры соответствует среднему уровню развития и такой уровень мы наблюдаем у 30% детей.Следующий тип игры – игра-отношение. Этот тип соответствует самому высокому уровню развития ребенка. И он отмечается у наименьшего количества детей – 20%. В этих играх дети не только взаимодействует, но и исполняя свои роли отыгрывают отношения между персонажами.Большое процент детей с низким уровнем сформированности игровых действий привел нас к выводу о необходимости включения большего количества игр в деятельность ребенка. При повторном тестировании результаты детей значительно улучшились.Как видно из данных у детей начал развиваться навык игры. Уровень сформированности игровых умений значительно повысился. Так, при повторном тестировании мы наблюдаем уже 40% детей, кто достиг высокого уровня сформированности игры. Такое же количество детей показало средний уровень и всего 20% детей остались на низком уровне сформированности игровых умений. Мы видим улучшение показателей в два раза по высокому уровню развития, не очень значительно, но все же улучшение по среднему уровню и достаточно значительно увеличение (более чем в два раза) по низкому уровню показателя сформированности игровых умений.Таким образом, дети в процессе игровых действий все больше стали разыгрывать какой-либо сюжет в своих действия, это указывает на развитие всех процессов деятельности дошкольника.Полученные нами данные говорят о достоверности выдвинутой гипотезы.Список литературыБогуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 2013.- 566 с.Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2015. – 237 с. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2013. – 314 с. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] /.// Собр.соч. в 6т.- Т.4. - М.: Педагогика, 2014. – 436 с.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2014 — 460с.Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2014. – 412 с. Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.- 542 ч.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 442 с. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 40 – 45. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2014 – 448с.Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческихработ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ, 2013. – 269 с. Поддьяков И. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М.: Наука,2016. – С. 22-23.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., М.Г. Ярошевского. – М., 1990.Репринцева И. Г. Игра – ключ к душе ребенка: Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: Метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008. – 240 с. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2016. – 457 с.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 сЭльконин Д. Б Психологические вопросы дошкольной игры . изд. 8-е перераб.- М.: 2002. – С. 45.Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [Текст] / Д.Б.Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. М., 2013.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2014. – 365 с. Приложения
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 2013.- 566 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2015. – 237 с.
3. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2013. – 314 с.
4. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] /.// Собр.соч. в 6т.- Т.4. - М.: Педагогика, 2014. – 436 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2014 — 460с.
6. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2014. – 412 с.
7. Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.- 542 ч.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 442 с.
10. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 40 – 45.
11. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2014 – 448с.
12. Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческихработ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527.
13. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ, 2013. – 269 с.
14. Поддьяков И. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М.: Наука, 2016. – С. 22-23.
15. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
16. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
17. Репринцева И. Г. Игра – ключ к душе ребенка: Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: Метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008. – 240 с.
18. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2016. – 457 с.
19. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с
20. Эльконин Д. Б Психологические вопросы дошкольной игры . изд. 8-е перераб.- М.: 2002. – С. 45.
21. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [Текст] / Д.Б.Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. М., 2013.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2014. – 365 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты изучают игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста?
В теоретических аспектах изучения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются психологические особенности этого возраста и важность игровой деятельности.
Какие психологические особенности характерны для старшего дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте наблюдается формирование самостоятельности, активности, фантазии и социальных навыков. Дети в этом возрасте проявляют интерес к общению и игровой деятельности.
Почему игровая деятельность важна для старшего дошкольного возраста?
Игровая деятельность важна для старшего дошкольного возраста, так как она способствует развитию фантазии, интеллекта, социальных навыков и моторики у детей. Через игру дети учатся решать проблемы, сотрудничать, совместно создавать и воплощать свои идеи.
Какие результаты показало эмпирическое исследование развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте?
Результаты эмпирического исследования показали, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте способствует развитию когнитивных и социальных навыков у детей. Они становятся более активными, творческими и улучшается их способность сотрудничать.
Какие основные аспекты изучения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста были рассмотрены в статье?
В статье были рассмотрены психологические особенности старшего дошкольного возраста, важность игровой деятельности, а также результаты эмпирического исследования развития игровой деятельности в этом возрасте.
Почему игровая деятельность важна для развития детей старшего дошкольного возраста?
Игровая деятельность важна для развития детей старшего дошкольного возраста, потому что она способствует развитию когнитивных, эмоционально-личностных и социально-коммуникативных навыков, подготавливая ребенка к школьной среде и реальной жизни. В игре дети учатся решать проблемы, развивают творческое мышление, укрепляют физическое здоровье и координацию движений. Кроме того, игровая деятельность позволяет детям выражать себя, осваивать социальные роли и правила поведения, развивать воображение и фантазию.
Какие психологические особенности у детей старшего дошкольного возраста, влияют на игровую деятельность?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различные психологические особенности, которые влияют на игровую деятельность. Например, в этом возрасте дети активно развивают свое воображение, что позволяет им играть в сюжетные игры и входимости в разные роли. Они также становятся более самостоятельными и могут играть как в группе, так и в одиночку. Кроме того, они начинают осознавать правила поведения и могут следовать им в игровой ситуации.
В чем заключаются результаты эмпирического исследования развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте?
Результаты эмпирического исследования развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте показывают, что игровая деятельность имеет положительное влияние на различные аспекты развития детей. Она способствует развитию их интеллектуальных способностей, воображения, социальных навыков и физической активности. Игровая деятельность также помогает детям адаптироваться к школьной среде и развивает ресурсы, необходимые для успешной учебы и адаптации в обществе.
Какие психологические особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развитым воображением, интересом к ролевым играм, умением самостоятельно выполнять задания. Они обладают активным любопытством, стремятся к самостоятельности и независимости. Развивается их социально-эмоциональная сфера: дети начинают обучаться взаимоотношениям с другими детьми, проявляют эмпатию и усвоение моральных норм.
Почему игровая деятельность важна в старшем дошкольном возрасте?
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является основным способом познавательной и социально-эмоциональной активности ребенка. Через игру дети развивают свое воображение, творческие способности, коммуникативные навыки. Они учатся работать в коллективе, а также формировать личностные качества, такие как упорство, самостоятельность, ответственность. Игровая деятельность способствует развитию мелкой и крупной моторики, мышления и речи.