Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 30.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 5
1.1 Психологические особенности старшего дошкольного возраста 5
1.2 Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте и ее важность 13
Глава 2. Эмпирическое исследования развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 19
2.1 Программа исследования 19
2.2 Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Важно отметить, что обстановка игры подбирается под тему игру. Также ребенок с высоким уровнем учитывает мнение партнёров. Творчество и креативность может проявляться в том случае, если окружающих предметов не хватает для построения игровой обстановки и ребенку необходимо использовать подручные предметы, наделяемые определенным смыслом, или же сделать что-то самостоятельно (подделку).Сюжеты игр, как правило, основаны на знакомых ребенку сказках. Также в основе сюжета может лежать личное переживание или впечатление ребенка. Таким образом, эти дети не просто хорошо придумывают игру, но и развивают свои коммуникативные способности, лидерские, творческие и другие. Основным содержание игры в этом возрасте являются действия, которые взаимосвязаны с взаимодействием с другими людьми. То есть это сюжетно-ролевая игра. Роль ребенка, в этой ситуации, достаточно ярко очерчена и понятна. Ребенок в процессе игры не отступает от роли. Однако способен быстро «перевоплощаться» от игры к игре.Действия ребенка в игре разнообразны, имеют направленность на различных персонажей, однако последовательны и соотносятся с логикой сюжета. Речь ребенка активная и носит ролевой характер.Однако, больше всего в группе детей, у кого отмечается низкий уровень сформированности игровых умений. Таких детей половина – 50%. Отмечается, что дети с таким уровнем не готовятся к игре, а начинают просто и сразу же играть в него, пропуская подготовительный этап. У детей с низким уровнем возникают сложности при использовании предметов-заместителей, иначе говоря, им сложно придать иной смысл и значение игрушке или предмету. Взаимодействие в игре, как правило, осуществляется с помощью реальных предметов.Основным содержание игры являются действия, которые не отличаются разнообразием, то есть одинаковые или повторяющиеся. В игре чаще всего использует одни и те же предметы. Способен воспроизводит самые простые сюжеты в игре, но придумать игру самостоятельно не может или с большим затруднением.Распределением ролей обычно не занимается. Своя роль лишь «намечается», но не всегда до конца отыгрывается. Количества действий, выполняемых в роли, ограничено. Игровой процесс однообразен и заключается в повторении одних и тех же действий. Логической связки между действиями одной игры может не быть. Также дети с низким уровнем сформированности игровых навыков редко прислушиваются к мнению и советам окружающих. Речь в процессе игры не используется или отдельные предложения в небольшом количестве. В процессе обработки и анализа полученных нами данных мы пришли к следующим выводам.Во-первых, у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития игровых навыков. Чаще всего они выбирают игру-действие. Таких детей 50%. Процесс игры имеет свои ограничения и не способствует развитию психологических и личностных качеств ребенка.Игра-роль, в рамках которой дети используют коротенький сюжет, содержащий несколько эпизодов и не требующей много усилий от детей. Этот тип игры соответствует среднему уровню развития и такой уровень мы наблюдаем у 30% детей.Следующий тип игры – игра-отношение. Этот тип соответствует самому высокому уровню развития ребенка. И он отмечается у наименьшего количества детей – 20%. В этих играх дети не только взаимодействует, но и исполняя свои роли отыгрывают отношения между персонажами.Также в процессе наблюдения мы отметили, что часто дети не играли в предложенные игры, а занимались своими делами, например, рисовали, смотрели книжки и другое. Около 40% детей не участвовали в процессе сюжетно-ролевых игр. Некоторые дети показывали отдельные игровые или предметные действия, такие как бросание мяча, раскрашивание и т.п. Отсутствие интереса к игре может свидетельствовать о нежелании и неумении детей играть.Приведенные выше данные показывают, что довольно малое количество детей даже в старшем дошкольном возрасте умею играть. Это может быть связано как просто с нежеланием, так и с низким уровнем развития познавательной активности или любого другого навыка.Таким образом, мы предложили в распорядок для детей включить больше игр. Формирующий этап эксперимента длился один месяц. После этого мы провели повторное тестирование детей и сравнили полученные результаты. Результаты повторного тестирования представлены в таблице 3.Таблица 3 – Сформированность игровых умений при повторном тестированииДетиЗамысел игрыСюжет игрыРольРолевые действияРолевая речьВсегоКсения В.3221210Света И.2322211Дима Р.2222210Катя М.211217Оля Т.3323213Кирилл К.2332212Максим А.121217Ира В.3232313Ангелина Р.3333315Артем М.3333315Для наглядности отобразим полученные данные на рисунке 2.Рисунок 2 – уровень сформированности игровых умений при повторном тестированииКак видно из данных таблицы и рисунка у детей начал развиваться навык игры. Уровень сформированности игровых умений значительно повысился. Так, при повторном тестировании мы наблюдаем уже 40% детей, кто достиг высокого уровня сформированности игры. Такое же количество детей показало средний уровень и всего 20% детей остались на низком уровне сформированности игровых умений. Для того чтобы у нас была возможность увидеть и сравнить уровень изменения показателей мы на рисунке 3 отобразим сравнение полученных данных.Рисунок 3 – Сравнение результатов диагностики уровня игровых умений старших дошкольниковКак видно из рисунка 3 мы видим улучшение показателей в два раза по высокому уровню развития, не очень значительно, но все же улучшение по среднему уровню и достаточно значительно увеличение (более чем в два раза) по низкому уровню показателя сформированности игровых умений.Таким образом, дети в процессе игровых действий все больше стали разыгрывать какой-либо сюжет в своих действия, это указывает на развитие всех процессов деятельности дошкольника. Высший уровень, когда дети могут показать и отношения между своими ролями говорит о высоком уровне психического развития ребенка и то, что таких детей в процессе эксперимента стало больше – хороший показатель.Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу, в которой предполагали, что игровая деятельность способствует развитию навыков детей. Так, переход от простых игр к более сложным указывает на возрастающие способности и умения детей.ЗаключениеСам процесс существования человека в обществе сопровождается влиянием на него множества различных факторов, которые могут быть и биологическими, и социальными.В период перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному личность и психика ребенка подвергаются существенным изменениям. В старшем дошкольном возрасте формируется большое количество новых навыков и умений, которые необходимы ребенку во взрослой жизни. Происходит изменение в ведущем виде деятельности. Несмотря на то, что основной деятельностью ребенка по-прежнему остается игровая – происходит постепенный переход к познавательной деятельности.Однако, даже в процессе этих изменений игры не утрачивают своей значимости для ребенка и по-прежнему интересны ему. Игра важна для развития ребенка. Именно в игре формируются основные навыки, необходимые для дальнейшей успешной жизни. В процессе игры ребенок может учиться общаться с окружающими, развивать логику, воображение, творчество, интеллектуальные способности и многое другое. Игра оказывает эмоциональную поддержку ребенку, способствует пониманию и формированию ролей.Давая ребенку возможность играть и способствую его игре, мы помогаем ему усваивать необходимые для жизни в обществе нормы и ценности, способствует составлению представления о себе, окружающим, о том, каким его видят и какими он видит окружающих. Психические процессы, формирующиеся в игре, способствуют более успешной, быстрой и легкой адаптации ребенка в коллективе и обществе.Даже в игровой деятельности должна быть работающая система, которая позволить ребенка играть постоянно, последовательно и которая будет способствовать раскрытию его личностных качеств и усвоению социальных норм.В процессе обработки и анализа полученных нами данных мы пришли к следующим выводам.Во-первых, у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития игровых навыков. Чаще всего они выбирают игру-действие. Таких детей 50%. Процесс игры имеет свои ограничения и не способствует развитию психологических и личностных качеств ребенка.Игра-роль, в рамках которой дети используют коротенький сюжет, содержащий несколько эпизодов и не требующей много усилий от детей. Этот тип игры соответствует среднему уровню развития и такой уровень мы наблюдаем у 30% детей.Следующий тип игры – игра-отношение. Этот тип соответствует самому высокому уровню развития ребенка. И он отмечается у наименьшего количества детей – 20%. В этих играх дети не только взаимодействует, но и исполняя свои роли отыгрывают отношения между персонажами.Большое процент детей с низким уровнем сформированности игровых действий привел нас к выводу о необходимости включения большего количества игр в деятельность ребенка. При повторном тестировании результаты детей значительно улучшились.Как видно из данных у детей начал развиваться навык игры. Уровень сформированности игровых умений значительно повысился. Так, при повторном тестировании мы наблюдаем уже 40% детей, кто достиг высокого уровня сформированности игры. Такое же количество детей показало средний уровень и всего 20% детей остались на низком уровне сформированности игровых умений. Мы видим улучшение показателей в два раза по высокому уровню развития, не очень значительно, но все же улучшение по среднему уровню и достаточно значительно увеличение (более чем в два раза) по низкому уровню показателя сформированности игровых умений.Таким образом, дети в процессе игровых действий все больше стали разыгрывать какой-либо сюжет в своих действия, это указывает на развитие всех процессов деятельности дошкольника.Полученные нами данные говорят о достоверности выдвинутой гипотезы.Список литературыБогуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 2013.- 566 с.Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2015. – 237 с. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2013. – 314 с. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] /.// Собр.соч. в 6т.- Т.4. - М.: Педагогика, 2014. – 436 с.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2014 — 460с.Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2014. – 412 с. Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.- 542 ч.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 442 с. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 40 – 45. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2014 – 448с.Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческихработ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ, 2013. – 269 с. Поддьяков И. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М.: Наука,2016. – С. 22-23.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., М.Г. Ярошевского. – М., 1990.Репринцева И. Г. Игра – ключ к душе ребенка: Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: Метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008. – 240 с. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2016. – 457 с.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 сЭльконин Д. Б Психологические вопросы дошкольной игры . изд. 8-е перераб.- М.: 2002. – С. 45.Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [Текст] / Д.Б.Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. М., 2013.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2014. – 365 с. Приложения

Список литературы


1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 2013.- 566 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2015. – 237 с.
3. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2013. – 314 с.
4. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] /.// Собр.соч. в 6т.- Т.4. - М.: Педагогика, 2014. – 436 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2014 — 460с.
6. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2014. – 412 с.
7. Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.- 542 ч.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 442 с.
10. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 40 – 45.
11. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2014 – 448с.
12. Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческихработ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527.
13. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ, 2013. – 269 с.
14. Поддьяков И. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М.: Наука, 2016. – С. 22-23.
15. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
16. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
17. Репринцева И. Г. Игра – ключ к душе ребенка: Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: Метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008. – 240 с.
18. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2016. – 457 с.
19. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с
20. Эльконин Д. Б Психологические вопросы дошкольной игры . изд. 8-е перераб.- М.: 2002. – С. 45.
21. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [Текст] / Д.Б.Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. М., 2013.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2014. – 365 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучают игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста?

В теоретических аспектах изучения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются психологические особенности этого возраста и важность игровой деятельности.

Какие психологические особенности характерны для старшего дошкольного возраста?

В старшем дошкольном возрасте наблюдается формирование самостоятельности, активности, фантазии и социальных навыков. Дети в этом возрасте проявляют интерес к общению и игровой деятельности.

Почему игровая деятельность важна для старшего дошкольного возраста?

Игровая деятельность важна для старшего дошкольного возраста, так как она способствует развитию фантазии, интеллекта, социальных навыков и моторики у детей. Через игру дети учатся решать проблемы, сотрудничать, совместно создавать и воплощать свои идеи.

Какие результаты показало эмпирическое исследование развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте?

Результаты эмпирического исследования показали, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте способствует развитию когнитивных и социальных навыков у детей. Они становятся более активными, творческими и улучшается их способность сотрудничать.

Какие основные аспекты изучения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста были рассмотрены в статье?

В статье были рассмотрены психологические особенности старшего дошкольного возраста, важность игровой деятельности, а также результаты эмпирического исследования развития игровой деятельности в этом возрасте.

Почему игровая деятельность важна для развития детей старшего дошкольного возраста?

Игровая деятельность важна для развития детей старшего дошкольного возраста, потому что она способствует развитию когнитивных, эмоционально-личностных и социально-коммуникативных навыков, подготавливая ребенка к школьной среде и реальной жизни. В игре дети учатся решать проблемы, развивают творческое мышление, укрепляют физическое здоровье и координацию движений. Кроме того, игровая деятельность позволяет детям выражать себя, осваивать социальные роли и правила поведения, развивать воображение и фантазию.

Какие психологические особенности у детей старшего дошкольного возраста, влияют на игровую деятельность?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различные психологические особенности, которые влияют на игровую деятельность. Например, в этом возрасте дети активно развивают свое воображение, что позволяет им играть в сюжетные игры и входимости в разные роли. Они также становятся более самостоятельными и могут играть как в группе, так и в одиночку. Кроме того, они начинают осознавать правила поведения и могут следовать им в игровой ситуации.

В чем заключаются результаты эмпирического исследования развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте?

Результаты эмпирического исследования развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте показывают, что игровая деятельность имеет положительное влияние на различные аспекты развития детей. Она способствует развитию их интеллектуальных способностей, воображения, социальных навыков и физической активности. Игровая деятельность также помогает детям адаптироваться к школьной среде и развивает ресурсы, необходимые для успешной учебы и адаптации в обществе.

Какие психологические особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развитым воображением, интересом к ролевым играм, умением самостоятельно выполнять задания. Они обладают активным любопытством, стремятся к самостоятельности и независимости. Развивается их социально-эмоциональная сфера: дети начинают обучаться взаимоотношениям с другими детьми, проявляют эмпатию и усвоение моральных норм.

Почему игровая деятельность важна в старшем дошкольном возрасте?

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является основным способом познавательной и социально-эмоциональной активности ребенка. Через игру дети развивают свое воображение, творческие способности, коммуникативные навыки. Они учатся работать в коллективе, а также формировать личностные качества, такие как упорство, самостоятельность, ответственность. Игровая деятельность способствует развитию мелкой и крупной моторики, мышления и речи.