государственный и муниципальный кредит. Развитие его форм в условиях рыночной экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы и кредит
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 09.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава1.Теоретические аспекты государственного и муниципального кредита 5
1.1Теоретические аспекты функционирования государственного и муниципального кредита 5
1.2Формы государственного и муниципального кредита 8
Глава 2. Анализ и оценка государственного муниципального кредита в современной России 13
2.1 Анализ структуры и динамики государственного кредита на государственном уровне 13
2.2 Анализ структуры и динамики муниципального кредита в РФ 17
Глава3. Особенности и тенденции развития государственного и муниципального кредита в России и за рубежом 22
3.1 Зарубежный опыт государственных и муниципальных заимствований 22
3.2 Пути повышения эффективности использования государственного кредита в современных условиях и перспективы развития 25
Заключение 32

Фрагмент для ознакомления

, из которых, 11416 млрд руб. – внутренний государственный долг, 4733 млрд руб. – внешний государственный долг. В 2019 году так же будет наблюдаться рост уровня государственного долга, он составит 16360 млрд руб., из которых 11416 млрд руб. – внутренний государственный долг, 4944 – внешний государственный долг. Тенденция роста государственного долга должна сохраниться и в 2020 году, он составит 17652 млрд руб., из которых 12701 млрд руб. – внутренний государственный долг, 4950 млрд руб. – внешний государственный долг. Из данных, приведённых в таблице видно, что в будущих периодах планируется рост объёма государственного долга, что в свою очередь связано с направлениями бюджетной политики Российской федерации и сопутствующими ей расходами. Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ или уполномоченным им Министерством финансов РФ. На сегодняшний день в нашей стране существуют такие условия, к примеру, отток инвестиций, введение санкций, которые обусловливают необходимость принятия мер по перенаправлению вывезенных средств обратно в Россию, восстановлению доверия инвесторов и кредиторов, что обеспечило бы рост накоплений в стране, так необходимых для экономики. Каким же может быть максимальный государственный долг, ведь государства могут бесконечно брать заимствования у граждан и других стран. Для нашей страны границы госдолга определены в статье 107 БК РФ, где говорится, что предельный объем государственного долга на очередной финансовый год устанавливается законом о соответствующем бюджете и не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета.Для повышения эффективности используемых механизмов управления госдолгом государству необходимо подходить к этому комплексно и, следовательно, определять многоплановый характер управления долгом. В процессе управления возможно выделение нескольких государственных функций: контрольной (к примеру, за объемами долга), регулирующей (установление условий выпуска займов), обеспечивающей (выплата процентов по долгу) [10, с.99].Многие исследователи говорят о необходимости проведения политики по улучшению связи межу бюджетной и денежно-кредитной политикой для стабилизации ситуации на рынке госдолга. В качестве еще одного решения задачи по повышению эффективности управления госдолгом можно выделить всестороннее развитие финансовых методов управления государственным долгом. Приоритетное развитие бюджетной политики РФ состоит в повышении активности инвестиционной деятельности. Возможным инструментом управления долгом в таком случае может выступать использование сделок, предусматривающих возможность обмена долга на различные активы или корпоративные ценные бумаги и будущие налоговые платежи. Конечно, для практического применения вышеперечисленных вариантов представляется необходимым проведение эффективной экономической политики, повышающей привлекательность инвестиционной экономики России в глазах других государств. Укрепление доверия к экономике РФ возможно с помощью определенных мер: продолжить совершенствование налоговой и банковской системы, обеспечить сбалансированность бюджета, укрепить законодательство в сфере прав кредиторов и инвесторов, обеспечить полную прозрачность отчетности о финансах предприятий и фирм, контролировать соблюдение законов на всех уровнях государства, также предлагается обслуживать внешний государственный долг посредством привлечения внутренних заимствований, однако такой метод достаточно противоречив и требует тщательного подхода. При этом чрезмерность государственного долга приводит к отказу инвесторов вкладывать средства в кредитование реального сектора экономики [15, с.58].Международный валютный фонд (МВФ) – всемирный институт, который предоставляет различным странам кредиты, создающий различные принципы функционирования мировой валютной системы и тем самым осуществляющий мировое регулирование финансовых и валютно-кредитных отношений. На сегодняшний день состав МВФ включает в себя 185 стран, из которых практически все страны являются членами Организации объединённых наций (ООН), кроме таких стран, как Куба, Северная Корея, Андорра, Монако, Тувалу, Лихтенштейн и Наура. Главной целью МВФ является управление валютно-кредитными отношениями государств, входящих в его состав, а также предоставление этим государствам кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, если у данных стран наблюдается дефицит платежного баланса. Российская Федерация присоединилась к МВФ в 1992 году [10, с.96]. Вступление Российской Федерации в Фонд дало стране право на привлечение средств МВФ в целях проведения изменений в экономике, а также дало право на финансирование платежного баланса и дефицита бюджета [12, c.31]. В 1992 году Россия получила свой первый кредит «стенд-бай» в размере около 1 млрд. долл. По программе расширенного финансирования в 1996 году МВФ предоставил кредит России размером в 10,1 млрд. долл. сроком на 10 лет с 4-х летним льготным периодом. На тот момент это был самый большой кредит, который когда-либо выдавал Фонд. Из этого объема было потрачено 5,8 млрд. долл. В связи с усугублением финансовой ситуации в России в 1998 году в рамках механизма расширенного финансирования МВФ разрешил увеличить объем выдаваемых ресурсов Российской Федерации. Был предоставлен специальный стабилизационный кредит в размере около 2,5 млрд. долл., но вследствие кризисной ситуации в августе того же года кредитование было прекращено. В июле 1999 года России был выдан последний кредит «стенд-бай» в размере 4,5 млрд. долл. С 2000 года РФ больше не обращалась к МВФ за кредитами, а к 2004 году общая задолженность России перед Фондом сократилась до 5,1 млрд. долл. [13, с.44].В 2005 году Российская Федерация полностью погасила свои обязательства перед Фондом. В настоящее время Российская Федерация выступает как кредитор в МВФ. В 2005 году, по решению совета директоров МВФ, Россия была включена в План финансовых операций Фонда. Предоставление денежных средств Плана финансовых операций установлено в третьем разделе главы пятой Устава МВФ [14, с.261]. Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», осуществляет покупку облигаций МВФ, участвует в финансировании программ помощи развитию, списанию задолженности беднейших стран и др. На сегодняшний день сотрудничество России с МВФ остается главным направлением российской внешнеэкономической политики, и это связано не только с проблемами в финансовой деятельности, но также и с созданием условий для более устойчивого роста производства в будущем [15, с.80]. Для Российской Федерации очень важны кредиты МВФ в настоящее время, так как сотрудничество с Фондом – это гарантия кредитоспособности страны для иностранных инвесторов, присутствие которых чрезвычайно важно в экономике России. Также необходимо отметить, что кредиты МВФ являются не только долгосрочными, но и более дешевыми, так как они выдаются по нулевой процентной ставке. В настоящее время кредиты МВФ предоставляются сроком от 5 до 10 лет с льготными периодами. Таким образом, эффективное управление государственным долгом способствует сокращению кризисных явлений и финансовых рисков, понижению внутренней и внешней долговой нагрузки и социально-экономическое развитию страны в целом. Управление государственным долгом представляет собой один из основных элементов государственной финансовой политики. Система управления государственным долгом рассматривается как взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.ЗаключениеМуниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением муниципальными образованиями на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности.К основным целям государственного и муниципального кредитования можно отнести:решение проблем финансирования бюджетного дефицита; поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности; проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения.Государственные заимствования являются неотъемлемой частью для экономик многих стран, так как в собственности государства в недостаточном количестве содержатся средства и ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей страны. Таким образом,Правительство для решения возникших проблем вынуждено прибегать к долговым обязательствам перед своим населением или иностранными правительствами, международными организациями, это и представляет собой государственный долг.Управление госдолгом представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, требующий проведения взаимосвязанных операций по бюджетированию, финансированию и организации, нацеленных на оптимальность регулирования структуры и стоимости государственной задолженности.Укрепление доверия к экономике РФ возможно с помощью определенных мер: продолжить совершенствование налоговой и банковской системы, обеспечить сбалансированность бюджета, укрепить законодательство в сфере прав кредиторов и инвесторов, обеспечить полную прозрачность отчетности о финансах предприятий и фирм, контролировать соблюдение законов на всех уровнях государства, также предлагается обслуживать внешний государственный долг посредством привлечения внутренних заимствований, однако такой метод достаточно противоречив и требует тщательного подхода.Список использованных источниковФедеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 40. Ст. 3822.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Баева Е.А. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации: проблемы и перспективы// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. - № 4; Боголиб Т. Управление государственным долгом в системе финансово-бюджетного регулирования / Т. Боголиб // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №9. – С. 35- 40.Вавилов Ю. Я. Государственный долг. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Перспектива, 2017. – 255 с. Государственные и муниципальные финансы Российской Федерации: монография / под ред. д.э.н., профессора Е.И. Воробьевой. − Симферополь: ДИАЙПИ, 2016. − 288 с.Давыдова И.Ш. Определение границ государственного долгового финансирования в России как один из аспектов поддержания экономической безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. – N 3 (19). – С. 166-169. Ершов М. В. О российской долговой политике в современных условиях / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, А. С. Танасова // Деньги и кредит. – 2017. – №6. – С. 36-41.Ершов М.В. О российской долговой политике в современных условиях // Деньги и кредит. – 2015. – №6. – С. 36-Ильина Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг.// Политика, экономика и инновации. – 2016. - № 1 (3); Логин И. В. Проблемы совершенствования системы управления долгом в Российской Федерации // Банковские услуги. – 2016. – №9. – С. 2-7. Лушин С. И., Слепов В. А. Государственные и муниципальные финансы, М., 2015. С. 525.Министерство Финансов [Электронный ресурс]: Официальный сайт. minfin.ruМуниципальные финансы: социально-экономическое значение [Электронный ресурс]. Режим доступа: economics.studioМуниципальный кредит и его особенности [Электронный ресурс]. Режим доступа: offbank.ru Муниципальный кредит, его виды и функции [Электронный ресурс]. Режим доступа: creditcase.ruНургушиев Б.Б. Вопросы управления государственным и муниципальным долгом в Российской Федерации: финансово-правовой аспект// Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. - № 1; Подъяблонская Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов. – Москва, 2015. Финансовое право, учебник [Электронный ресурс]. Режим доступа: uchebnik.bizФурсова С.Д., Разыграева М.Г., Тамразян Д.А. Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура и динамика// Транспортное дело России. – 2015. - № 6;Ярцева Е.Ю. Эффективное управление долгом: реальность или необходимость// Вестник Тюменского государственного университета. Проблемы учета и финансов. – 2014. - № 4 (16);

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 40. Ст. 3822.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, № 31, ст. 3823;
3. Баева Е.А. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации: проблемы и перспективы// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. - № 4;
4. Боголиб Т. Управление государственным долгом в системе финансово-бюджетного регулирования / Т. Боголиб // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №9. – С. 35- 40.
5. Вавилов Ю. Я. Государственный долг. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Перспектива, 2017. – 255 с.
6. Государственные и муниципальные финансы Российской Федерации: монография / под ред. д.э.н., профессора Е.И. Воробьевой. − Симферополь: ДИАЙПИ, 2016. − 288 с.
7. Давыдова И.Ш. Определение границ государственного долгового финансирования в России как один из аспектов поддержания экономической безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. – N 3 (19). – С. 166-169.
8. Ершов М. В. О российской долговой политике в современных условиях / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, А. С. Танасова // Деньги и кредит. – 2017. – №6. – С. 36-41.
9. Ершов М.В. О российской долговой политике в современных условиях // Деньги и кредит. – 2015. – №6. – С. 36-
10. Ильина Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг.// Политика, экономика и инновации. – 2016. - № 1 (3);
11. Логин И. В. Проблемы совершенствования системы управления долгом в Российской Федерации // Банковские услуги. – 2016. – №9. – С. 2-7.
12. Лушин С. И., Слепов В. А. Государственные и муниципальные финансы, М., 2015. С. 525.
13. Министерство Финансов [Электронный ресурс]: Официальный сайт. minfin.ru
14. Муниципальные финансы: социально-экономическое значение [Электронный ресурс]. Режим доступа: economics.studio
15. Муниципальный кредит и его особенности [Электронный ресурс]. Режим доступа: offbank.ru
16. Муниципальный кредит, его виды и функции [Электронный ресурс]. Режим доступа: creditcase.ru
17. Нургушиев Б.Б. Вопросы управления государственным и муниципальным долгом в Российской Федерации: финансово-правовой аспект// Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. - № 1;
18. Подъяблонская Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов. – Москва, 2015.
19. Финансовое право, учебник [Электронный ресурс]. Режим доступа: uchebnik.biz
20. Фурсова С.Д., Разыграева М.Г., Тамразян Д.А. Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура и динамика// Транспортное дело России. – 2015. - № 6;
21. Ярцева Е.Ю. Эффективное управление долгом: реальность или необходимость// Вестник Тюменского государственного университета. Проблемы учета и финансов. – 2014. - № 4 (16);