развитие инициативности у дошкольников по средствам проектной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 30.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические развития инициативности у дошкольников 4
1.1. Понятие инициативности и его интерпретация в современной науке 4
1.2. Проблема формирования инициативности у дошкольников 10
Глава 2. Подходы к развитию инициативности у дошкольников посредством проектной деятельности 18
2.1. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология 18
2.2. Организация проектной деятельности в условиях ДОУ с целью развития инициативности 23
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности [Веракса, с.39].Педагог в ходе проектной деятельности должен создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. При этом пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. При этом педагог должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, а также удерживать дошкольников в проблемном поле, следя за тем, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои или повторяя чужие идеи. Педагог не должен стремиться как можно быстрее переходить к практической части реализации проекта. Педагог должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, и ограничивать свое стремление предлагать дошкольникам собственные варианты решения задачи Веракса, с.39].Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.Задачами обучения проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является:формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Предлагая педагогическую модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности, А.И.Тимошенко [38] отмечает следующие принципы её реализации:Сотворчество предполагает изменение характера взаимоотношений между участниками воспитательно-образовательного процесса, предполагает неразрывность связи педагога, родителя и ребенка.Активность и самостоятельность обеспечивается нежестким формулированием задачи, сформированностью необходимых для работы знаний, умений и навыков, включением детей в деятельность через личностную мотивациюСистемная информационная нагрузка предполагает высокий уровень насыщения новой для ребенка информацией на каждом этапе работы над образовательным проектом; стимуляцию к работе с имеющейся информацией - ее анализу и синтезу, самостоятельному поиску.Поступательное развитие для достижения индивидуально возможных результатов -ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка, данный принцип предполагает ее постоянное расширение путем приобретения нового опыта с помощью родителей и педагогов.Личностная значимость результата учебного проекта подразумевает осознание проблемы учебного проекта как общественно-практически значимой, принятие ее ребенком как цели, по достижении которой он получит психологическое удовлетворение от проделанной работы.Связь теории с практикой - особенность данного принципа состоит в том, чтобы дошкольники, прежде всего, понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности; чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними.Проблемность - основополагающий принцип метода учебного проектирования. Проблема инициирует деятельность по ее разрешению, обусловливает мотив деятельности. Проблемность обучения детей старшего дошкольного возраста -эффективное средство формирования эмоционально ценностного отношения к образовательному проекту в целом. [24]Говоря об общих подходах к структурированию проекта нами выделены следующие этапы:Iэтап — аналитический: выбор темы проекта, его типа, количества участников; педагог продумывает возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Важно сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску.IIэтап - поисковый: работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов»:1. Что я знаю?2. Что я хочу узнать?3. Как узнать?Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.IIIэтап - практический: выполнение проекта - комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.IVэтап - презентационный. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.Vэтап - рефлексивный. На данном этапе проводится подведение итогов, определение задач для новых проектов. На этом этапе задаются вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. [38]Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом. Воспитатель выступает как организатор детской деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. При этом взрослый выступает партнёром ребенка и помощником в его саморазвитии. Педагог должен помнить что проектирование - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, при соблюдении педагогом следующих правил:1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.2.Не сдерживать инициативу детей.3. Не делать за детей то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.5.Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями; формировать умение самостоятельно решать проблемы; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.Итак, можно сделать вывод о том, что одним из эффективных средств развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческойличности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, проявлять инициативу.ЗаключениеМетод проектов - это комплексный учебный метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.Анализируя метод проектов и проектную деятельность в дошкольном учебном заведении можно сделать вывод, что такой подход к организации деятельности детей способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и сотрудничество с воспитателем, а также повышает профессиональное мастерство самого воспитателя. На основе анализа теоретических материалов мы расцениваем процесс обучения как, в первую очередь формирование общей обученности ребенка.Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий мир ребенка, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует развитию инициативности личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес». Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.Список литературыФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят от 21 декабря 2012 г. М.: Проспект, 2013. 160 с.«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобранауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.Андреева А. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии / А. Андреева // Научно-практический журнал «Психолог в детском саду». М., 2010. - №2. - с. 3. Афанасьева В.В., Мишанина В.И. Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - 71 с. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебное-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования. 2013. 144 с.Дети и социум: Особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография / А. Богуш, Л. Варяница, Н. Гавриш, С. Куринна, И. печенку                                               ; наук.ред. А. Богуш    ; под общ. ред. Н. Гавриш. - Луганск : Альмаматер, 2006. - 368 с. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. науч.–практ. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294с.Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 202 с.Иоганн Вернер. Пайдейа. Воспитание античного грека. Т.2 - М., 1997. - С. 130. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;Коменский Я. Избранные педагогические сочинения: [В 2-х т.] / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с. - Т. 2. - 576 c.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М.: Мозаика–Синтез, 2010. 31 с.Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез. 2013. - 226 с.Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24. Локк Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. / Дж. Локк. - М. :  Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - 734 с. - Т.            2.   - 532 с.  Макаренко А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / А. Макаренко. - М. : Педагогика, - 1978. - Т. 1. - 397 с. - Т.                              2.   - 320 с.Матяш Н. В., Афонин И. А. Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения // Вестник БГУ. 2013. №1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.Никулина С. А. Проектная деятельность в ДОО : [опыт работы детского сада № 14 г. Ейска] // Упр. дошк. образоват. учреждением. - 2016. - № 8. - С. 111-116.Огневьюк В. Особая миссия дошкольного образования / Огнев`юк В. // Дошкольное воспитание. - М. - 2006. - C. 3-7. Огневьюк В.А. Философия образования. Хрестоматия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. В.А. Огневьюк, А.Н. Кузьменко. - М., 2014. - 173 с. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Л.С. Глебовой, О.Д. Грекуловой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. 528 с.Педагогический энциклопедический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под. Ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 176 с.Петрунько А.В. Дети и медиа: социализация в агрессивной медиа среде: Монография / Петрунько А.В. - Полтава: «Укрпромторгсервис», 2010. - 480 с. Проектная деятельность в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Сборник методических материалов. Выпуск 3. - Нальчик, 2016 г. - 94 с. Ромашкина А.И. Опыт использования метода образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения // Методист. 2007. №8. С. 66-68.Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей / Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. - М.: Дрофа, 2006. - С. 272. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-и томах. - М.: Рад.школа, 1997. - Т. С. - Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - 670с. Сухомлинский В.А. Человек неповторим / Сухомлинский В.А. - М.: Молодежь, 1969. - 212 с. Сухомлинский В.А. В воспитании / Сухомлинский В.А. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ // Управление ДОУ. 2011. №3. С. 22-26.Тимошенко А.И. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности. // Дошкольное воспитание. 2014. № 12. С. 99-103.Халикова Г.В. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении форум молодых ученых №4(8)Чередниченко С. Ю., Давкуш Н. В. Актуальность проектной деятельности в работе дошкольных образовательных учреждений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 55–61.Шкепу Н.А. Философия: учебное пособие / Н.А. Шкепу. - М .: Киев. нац.торг .-екон.университет, 2010. - 348 с.                   Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. - М., 1978. - 304 с. Яблокова Л. В. Проектный метод в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика дошкольного образования, – 2013. – № 2. – С. 149

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят от 21 декабря 2012 г. М.: Проспект, 2013. 160 с.
2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобранауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
3. Андреева А. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии / А. Андреева // Научно-практический журнал «Психолог в детском саду». М., 2010. - №2. - с. 3.
4. Афанасьева В.В., Мишанина В.И. Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.
5. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.
6. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - 71 с.
8. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебное-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования. 2013. 144 с.
9. Дети и социум: Особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография / А. Богуш, Л. Варяница, Н. Гавриш, С. Куринна, И. печенку ; наук.ред. А. Богуш ; под общ. ред. Н. Гавриш. - Луганск : Альмаматер, 2006. - 368 с.
10. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. науч.–практ. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294с.
11. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
12. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 202 с.
13. Иоганн Вернер. Пайдейа. Воспитание античного грека. Т.2 - М., 1997. - С. 130.
14. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;
15. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения: [В 2-х т.] / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с. - Т. 2. - 576 c.
16. Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.
17. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М.: Мозаика–Синтез, 2010. 31 с.
18. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез. 2013. - 226 с.
19. Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24.
20. Локк Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. / Дж. Локк. - М. : Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - 734 с. - Т. 2. - 532 с.
21. Макаренко А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / А. Макаренко. - М. : Педагогика, - 1978. - Т. 1. - 397 с. - Т. 2. - 320 с.
22. Матяш Н. В., Афонин И. А. Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения // Вестник БГУ. 2013. №1.
23. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
24. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
25. Никулина С. А. Проектная деятельность в ДОО : [опыт работы детского сада № 14 г. Ейска] // Упр. дошк. образоват. учреждением. - 2016. - № 8. - С. 111-116.
26. Огневьюк В. Особая миссия дошкольного образования / Огнев`юк В. // Дошкольное воспитание. - М. - 2006. - C. 3-7.
27. Огневьюк В.А. Философия образования. Хрестоматия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. В.А. Огневьюк, А.Н. Кузьменко. - М., 2014. - 173 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Л.С. Глебовой, О.Д. Грекуловой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. 528 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под. Ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 176 с.
30. Петрунько А.В. Дети и медиа: социализация в агрессивной медиа среде: Монография / Петрунько А.В. - Полтава: «Укрпромторгсервис», 2010. - 480 с.
31. Проектная деятельность в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Сборник методических материалов. Выпуск 3. - Нальчик, 2016 г. - 94 с.
32. Ромашкина А.И. Опыт использования метода образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения // Методист. 2007. №8. С. 66-68.
33. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей / Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. - М.: Дрофа, 2006. - С. 272.
34. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-и томах. - М.: Рад.школа, 1997. - Т. С. - Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - 670с.
35. Сухомлинский В.А. Человек неповторим / Сухомлинский В.А. - М.: Молодежь, 1969. - 212 с.
36. Сухомлинский В.А. В воспитании / Сухомлинский В.А. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
37. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ // Управление ДОУ. 2011. №3. С. 22-26.
38. Тимошенко А.И. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности. // Дошкольное воспитание. 2014. № 12. С. 99-103.
39. Халикова Г.В. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении форум молодых ученых №4(8)
40. Чередниченко С. Ю., Давкуш Н. В. Актуальность проектной деятельности в работе дошкольных образовательных учреждений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 55–61.
41. Шкепу Н.А. Философия: учебное пособие / Н.А. Шкепу. - М .: Киев. нац.торг .-екон.университет, 2010. - 348 с.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. - М., 1978. - 304 с.
43. Яблокова Л. В. Проектный метод в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика дошкольного образования, – 2013. – № 2. – С. 149