Социальные практики инклюзии в условиях городской среды
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 09.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Инклюзия и эксклюзия в условиях урбанизма 5
1.1 Теоретические и прикладные аспекты социальной инклюзии 5
1.2 Город и инвалидность 9
2 Исследование социальных практик инклюзии людей с инвалидностью в городском пространстве 15
2.1 Методологические подходы к прикладному исследованию инклюзии в условиях города 16
2.2 Оценка практик инклюзии людей с инвалидностью в современном городе 22
Выводы 32
Список использованной литературы 33
Данная негативная практика встречает определенные препятствия (рисунок 8).Рисунок 8 - Препятствия для негативной практики исключения детей из процесса образованияВ данных документах признается, что редко доступ к системе общего образования для отдельных детей становится крайне сложнымиз-за несущественных и не особо значимых причин. При этом,этот подход не указывает направо получения общего образования лишь в школе, расположенной поблизости от места жительства. Инклюзия представляет собой процесс, который направлен на преобразование школ в образовательные пространства, стимулирующие и поддерживающиеи учеников, и сотрудников. Ее цель- развитие сообществ, поддерживающих и высоко ценящих достижения каждого его члена. Инклюзия включает в себя расширение имеющихся сообществ. Школы в данном случае сотрудничают с другими службами и сообществамидля того чтобы улучшить образовательные и социальные условия в своих районах.Практики инклюзии в данной работе изучаются в рамках трёх взаимосвязанных аспектов, которые отражаютважнейшие направления улучшения ситуации в городской среде: формирование инклюзивной культуры, развитие инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики (рисунок 9). Указанные аспекты задают направление мышления, которое направлено на реформы не только относительно инклюзии, но и в более обширном применении. Рисунок 9- Три аспекта развития инклюзииКак видно из рисунка 9 аспект «создание инклюзивной культуры» находится в основании треугольника, посколькувнимание, уделяемое возможностям позитивного или негативного влияния культуры на характер и динамику реформ совершенно недостаточное. В Россиинесомненно проводится существенная профессиональная социальная работа. Важные социальные перемены, произошедшие за последние десятилетия, политическая и экономическая нестабильность современной ситуации повлияли на увеличение числа социально незащищенных слоев населения и расширение спектра наиболее уязвимых контингентов. Грамотная социальная программаглавный способ реагирования социума на изменения в обществе. Мероприятия главным образом направлены на гармонизацию человеческих отношений посредством оказания помощи отдельным лицам, группам лицс помощью их защиты, оказания поддержки и реабилитации.Основная задача социального государства состоит в обеспечении равноправия, нравственности и справедливости отношенийв обществе. Данные принципы осуществляютсяс помощьюразличных социальных программ, путем поощрения благотворительности (например, освобождение от налогов предпринимателей, которые занимаются благотворительностью).Увеличение числа людей с инвалидностью – общемировая тенденция. Причины данного явления следующие:- старение населения;- наследственные заболевания.В России численность инвалидов в 2016 году составила 12 751 тыс. человек. Данный показатель вырос относительно уровня 1998 года на 33,4%. Преодоление социальной исключенности инвалидов основано на устранении основных барьеров инклюзии. Барьеры социальной инклюзии разделяются на внутренние и внешние (рисунок 10).Рисунок 10 – Типология барьеров социальной инклюзииВнешние барьеры социальной инклюзии – это все препятствия инклюзии, которые существуют в общественной среде: инструментальные барьеры (несовершенная законодательная база, неэффективное межведомственное взаимодействие и механизмы оказания социальной поддержки), средовые барьеры (отсутствие универсального дизайна, что затрудняет передвижение людей с ОВЗ), ментальные барьеры те же что и вовнутренних барьерах. При этом существование внешних инструментальных барьеров можно легко диагностировать, то наличие и характер ментальных барьеров определить довольно сложно.Ментальные барьеры инклюзии инвалидов – установки, убеждения, стереотипы населения относительно людей с инвалидностью. Действие ментальных барьеров состоит в искажении объективной информации, распространении социальных мифов об инвалидах, что вызывает трудности для них получения образования, создания семьи, профессиональной самореализации, равного участия в жизни общества.Практическое применение практик инклюзии начинается в момент знакомства с материалами в каждом конкретном регионе страны. Практика инклюзии основана на тех знаниях всех членов государственных служб, и изменяется в зависимости от ситуации. В итоге вся государственная система будет задействована в реализации практик инклюзии (рисунок 11).Рисунок 11- Процесс применения методов инклюзии в регионахДля устойчивости положительных изменений, необходимо постоянно вовлекать в данную работу все категории населения, родителей/опекунов, родственников и самих инвалидов. Практика применения инклюзии схожа со стрельбой по движущейся мишени, поскольку важносовмещать приоритеты с тем, что уже есть в городской среде. Планирование инклюзии инвалидов в регионахпроисходит по-разному: отдельные городаприменяют трёхгодичный план развития, в то время как другие применяютплан, рассчитанный на пять лет.Отдельныеформируют детальный план на следующий год, другие лишь на полугодие. Практика инклюзии включает пошаговый процесс планирования и реализации главных направлений развития в направлении инклюзии. Например, доступность транспорта сегодня реализуется в основном за счет нарастающего ввода в эксплуатацию низкопольных автобусов и троллейбусов. Индивидуальными транспортными средствами маломобильные инвалиды не обеспечиваются с 01.01.2005 г. в связи с отменой ФЗ права на обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами. Устраняются барьеры внутри дома. Собственные квартиры обустроить проще, но и там возникают трудности со свободой перемещения: узкие коридоры, высокие пороги, маленькие комнаты и кухни, неудобный санузел и многое другое. Дооборудование квартиры удобными вспомогательными средствами порой делают родственники, друзья или сам инвалид. Есть случаи оборудования инвалидом лестницы в подъезде пандусом, что изначально у жильцов вызывает протест, после чего они оценивают удобство этого устройства для детских колясок и сумок на колесах. Но чаще всего инвалиды так и живут в неприспособленных, неудобных квартирах, полных всевозможных помех, не подозревая о том, что реабилитационная индустрия шагнула далеко вперед.Подводя итог, можно сказать, что наиболее распространённые проблемы инвалидов в повседневной жизни зависят от ограничения жизнедеятельности. Например, инвалиды по зрению в 2015 году чаще испытывали сложности с недоступностью общественного транспорта (28%), неприспособленностью инфраструктуры для инвалидов (26%). Инвалиды по слуху испытывалибольше всего трудностейиз-за отсутствия сурдоперевода (17%)итрудности с трудоустройством (17%). Инвалиды, которые требуют помощи при передвижении, испытывают больше всего проблем с качеством медицинского обслуживания (30%), недоступностью транспорта (21%), неприспособленностью инфраструктуры (18%). Медицинское облуживание (20%), неприспособленность инфраструктуры для инвалидов (17%) чаще всего вызывает трудности у инвалидов, которые требуют постоянного постороннего ухода. Полученные данные говорят о том, что создание доступной среды может улучшить жизнь трех из четырех целевых групп инвалидов. Потребности инвалидов по слуху, более специфичныи регулируются в рамках других направлений государственной социальной политики (содействие занятости населения). Нехватку квалифицированных специалистов в центрах социального обслуживания инвалидов можно решить, развивая волонтерскую деятельность в интересах инвалидов. Отдельностоит рассмотретьпроблему обеспечения инвалидам равного доступа к рынку занятости. Что касается работы, то наличие мест работы для инвалидов не составляет такой острой проблемы, поскольку многие работодатели стали отдавать предпочтение людям с ограниченными возможностями, если это связано с сидячим ежимом работы, не выходя из дома. Опять же это лоббируется государством. Российская модель социальной политики в отношении инвалидов имеет ориентацию на предоставление им компенсационных выплатпо причине утраты или снижения трудоспособности, а также услуг в сфере медицинского обслуживания (бесплатное санаторно-курортное лечение, предоставление лекарств и средств реабилитации, медицинское обслуживание на дому). Работа по включению инвалидов в жизнь общества ведется главным образом в рамках реализации государственной целевой программы «Доступная среда».Как результат, текущая политика государства концентрируется на преодолении части инструментальных и средовых барьеров инклюзии инвалидов.В России социальные движения и деятельность некоммерческих организаций в интересах инвалидов также набирают обороты. Их дальнейшее развитиеобусловлено состоявшейся в 2012 году ратификациив России Конвенции о правах инвалидов. Выполнение государством и обществом обязательств, которые сформулированы в документе позволит исключить действие ментальных барьеров инклюзии.В настоящее время исследуется возможность введения в образовательных организациях «уроков толерантности». Данная инициативаспособствует повышению общей культуры населения в ситуациях общения с инвалидами. Это будет первым шагом к интеграции общества и людей с ОВЗ. В целом успешная социальная политика, которая направлена на преодоление социальной эксклюзии отдельных групп населения, все в большей степени оказывается ассоциирована с действиями на локальных уровнях.ВыводыПодводя итог можно сказать, что, не учитывая не благоприятные социокультурные, институциальные, политические и экономические условия и предпосылки разработки инклюзивной социальной политики в России, есть причины считать, что в настоящее время, в период возросшей деятельной активности ряда групп и сообществ, закладывается культурная основа социальной инклюзии и социальной интеграции как принципов современного глобального общества. Условия мультикультурного общества привлекают более пристальное внимание к различным культурным, идеологическим, поведенческим, символическим основаниям социальной эксклюзии и требуют активного участия самих меньшинств в осуществлении преимуществ культурного многообразия и, соответственно, в усилении социальной сплоченности общества на основе принципов инклюзии. В итоге социальные институты, которые не обладают достаточными собственными ресурсами для перехода на позиции социальной инклюзии, получают от агентов необходимую подпитку в виде новых инициатив, дополнительной лояльности к инновациям, доверия, открытости, настроенности на диалог и активной нацеленности на социальные изменения. Практика показала, что для того чтобы научиться видеть в социальной инклюзии общее благо, государству и разным социальным институтам важно преодолеть не только «ментальную инерцию» в плане видения социальной политики как основы общества, который базируется на интеграции его членов, но и воспринимать новые требования в области компетенций госслужащих и социальных работников, учителей и работников дошкольных учреждений, перестать бояться открытого диалога с гражданами и постепенно превратить практику социальной инклюзии в общественную норму.Список использованной литературыКастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. С.385.Парк Р. Город как социальная лаборатория. Современная западная социология/ Авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. Минск: Тесей, 2008. С.29Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в РФ. Москва, 2009.Рабинович Е. И. О социально-краеведческом методе исследования города в социально-проектной диагностике // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995. С. 280–285. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ; ЦСПГИ, 2008.Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3/4. С. 5–17.Сизова И. Л. Социальное государство в современном обществе и динамика российской композиции социальной политики // Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 3 (31). C. 172–193. Ярская В. Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008.Бек У. Что такое глобализация? / пер с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 96–97.Межкультурные города. К модели межкультурной интеграции / под ред. Ф. Вуда. Совет Европы. 2009 // http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/culture/cities/ICCModelPubl_ ru.pdfКак люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / под ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010.Оберемко О. Общество как пространство для (само)идентификации и гражданского действия // Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / под. ред. Е. С. Петренко. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008.
2. Парк Р. Город как социальная лаборатория. Современная западная социология/ Авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. Минск: Тесей, 2008. С.29
3. Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в РФ. Москва, 2009.
4. Рабинович Е. И. О социально-краеведческом методе исследования города в социально-проектной диагностике // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995. С. 280–285.
5. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
6. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf
7. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ; ЦСПГИ, 2008.
8. Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3/4. С. 5–17.
9. Сизова И. Л. Социальное государство в современном обществе и динамика российской композиции социальной политики // Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 3 (31). C. 172–193.
10. Ярская В. Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008.
11. Бек У. Что такое глобализация? / пер с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 96–97.
12. Межкультурные города. К модели межкультурной интеграции / под ред. Ф. Вуда. Совет Европы. 2009 // http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/culture/cities/ICCModelPubl_ ru.pdf
13. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / под ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010.
14. Оберемко О. Общество как пространство для (само)идентификации и гражданского действия // Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / под. ред. Е. С. Петренко. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008.
Вопрос-ответ:
Что такое социальная инклюзия и эксклюзия?
Социальная инклюзия - это процесс содействия активному участию всех членов общества, включая людей с ограниченными возможностями, мигрантов, меньшинств и другие уязвимые группы, в полноценной жизни общества. Социальная эксклюзия - это наоборот, процесс исключения и ограничения доступа некоторых групп людей к ресурсам, правам и возможностям, доступным другим членам общества.
Какие теоретические и прикладные аспекты социальной инклюзии существуют?
Теоретические аспекты социальной инклюзии включают в себя концепции, модели и теории, объясняющие процессы инклюзии и эксклюзии. Прикладные аспекты включают в себя разработку и реализацию программ и мер, направленных на создание условий для социальной инклюзии, а также оценку эффективности таких мероприятий.
Как город влияет на инклюзию людей с инвалидностью?
Городское пространство может быть либо инклюзивным, либо эксклюзивным для людей с инвалидностью. Наличие адаптированной инфраструктуры, доступ к общественным местам и услугам, возможность полноценной социальной и экономической активности - все это является важными аспектами инклюзии для людей с инвалидностью в городской среде.
Какие методологические подходы используются в исследованиях инклюзии в городском пространстве?
В исследованиях инклюзии в городском пространстве часто используются качественные и количественные методы, а также комбинация различных подходов. Для сбора данных могут использоваться наблюдение, интервью, анкетирование и другие методы. Важно также учитывать социально-географический контекст и особенности исследуемого города.
Что такое социальная инклюзия?
Социальная инклюзия - это процесс создания условий, при которых все члены общества имеют равные возможности и права на участие в различных сферах жизни, независимо от их социального статуса, возраста, пола или физических возможностей.
Как городская среда влияет на социальную инклюзию?
Городская среда имеет большое значение для социальной инклюзии, так как она определяет доступность и удобство использования городских пространств для различных категорий людей, включая людей с ограниченными физическими возможностями. Необходимо создавать условия, которые позволят всем жителям города свободно перемещаться по городу, пользоваться общественным транспортом и получать доступ к учреждениям и услугам.
Какие методологические подходы используются в исследовании социальных практик инклюзии в городском пространстве?
В исследовании социальных практик инклюзии в городском пространстве применяются различные методологические подходы. Это может быть анализ доступности городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, изучение общественного мнения и отношения к людям с инвалидностью, а также наблюдение за поведением людей в городской среде и взаимодействием между различными группами людей.
Как оцениваются практики инклюзии людей с инвалидностью в современном городе?
Оценка практик инклюзии людей с инвалидностью в современном городе происходит путем анализа доступности городской инфраструктуры, опросов и интервью жителей города, а также наблюдения за поведением и взаимодействием различных групп людей в городской среде. Также проводятся специальные исследования и мониторинг, направленные на выявление проблем и предложение решений.
Какие теоретические и прикладные аспекты социальной инклюзии рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты социальной инклюзии в условиях городской среды. Она обсуждает различные способы включения людей с инвалидностью в городское пространство и оценивает практики инклюзии в современном городе.
Какие методологические подходы используются в исследовании социальных практик инклюзии людей с инвалидностью в городском пространстве?
В исследовании используются различные методологические подходы. Авторы статьи анализируют существующие практики инклюзии, проводят наблюдение и интервью с людьми с инвалидностью, а также используют социологические источники для получения полной картины о ситуации с инклюзией в городской среде.
Каковы выводы статьи?
Одним из выводов статьи является то, что в современном городе существуют негативные практики, которые препятствуют инклюзии людей с инвалидностью. Однако, статья также отмечает, что существуют положительные примеры практик инклюзии, которые стоит принять на вооружение для создания более доступного и инклюзивного городского пространства.