Социально-культурное проектирование в Домах культуры города Москвы: основные проблемы и перспективы.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 0 + 0 источников
- Добавлена 17.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ 7
1.1. Теоретические основы социально-культурного проектирования 7
1.2. Методы социально-культурного проектирования 12
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ КАК ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА 21
2.1 Особенности деятельности культурно-досуговых учреждений г. Москвы 21
2.2 Основные проблемы и практика социально-культурного учреждения Москвы 25
2.3 Формирование проекта открытого дома культуры как площадки для творчества 27
Заключение 30
Список литератур 31
Дворец культуры предоставляет ребенку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствовании личного опыта.Массовые мероприятия организуются, как правило, в актовом зале, который находится в цокольном этаже здания. В актовом зале имеется сцена, имеющая верхнюю подсветку и боковую цветомузыкальную подсветку. В зале – стационарный музыкальный центр. В настоящее время получила свое развитие саппортная («support» - поддержка) функция. ДК оказывает поддержку в проведении местных муниципальных мероприятий, а так же школьных и тому подобных.Участвуя в работе клубов, объединений по интересам, студий и кружков, дети получают дополнительные возможности общения и досуга, раскрывают свой нереализованный ранее творческий потенциал. Стимулируется творческая и познавательная деятельность людей, повышается социальный престиж и статус людей, их самооценк. В советские годы дома культуры, дома детского творчества и клубы составляли единую систему, направленную на идеологическое и нравственно-эстетическое воспитание населения. Сегодня ДК вынуждены принимать на себя функции клубных учреждений, заниматься досугом.У ДК Москвы появились и новые информационные функции просветительского характера: при них возникли центры общественной и правовой информации, на смену отдельным акциям пришли циклы мероприятий, адресованные разным категориям пользователей (женщинам, молодежи, ветеранам) и охватывающие широкий круг тем. Это дает возможность раскрыть и применять все ресурсы и потенциал ДК в самых разных целях и сферах, становится своего рода показателем социальной востребованности.Можно выделить следующие институциональные ресурсы, в большей или меньшей степени оказывающие влияние на деятельность ДК Москвы как информационного института: материальные, трудовые, информационные.Материальные ресурсы ДК- это материально-техническая база (помещения, оборудование, технические средства и пр.). Все это имеет немаловажное значение и образует ту среду и атмосферу, с которой пользователь встречается, впервые переступая ее порог. К сожалению, техническая оснащенность большинства московских ДК сегодня не соответствуют уровню технологического развития общества. Отсутствие собственного транспорта также является насущной проблемой для многих учреждений, хотя ранее их обслуживали автобусы. Огромное значение для развития ДК в Москве имеют трудовые ресурсы. Они представлены специалистами высшей и средней квалификации, а также специалистами других отраслей - инженерами, программистами, экономистами и др. Причем по мере усложнения производства количество специалистов возрастает. В настоящее время во многих крупных ДК в штат введены психолог, социолог, юрист.Таким образом, обращает на себя внимание, что культурная функция неотделима от информационной и социальной функции. Культурные институты являются теми «органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они выступают главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах. 2.2 Основные проблемы и практика социально-культурного учреждения МосквыДепартамент культуры Москвы инициировал программу реформы столичных домов культуры. Это связано с комплексом проблем, которые возникли в современных условиях. Первой проблемой становится физическое и моральное устаревание домов культуры. Дома культуры в Москве морально устарели и не могут соперничать не только с коммерческими клубами «по интересам», но и с образовательными учреждениями. Реформы предполагают изменение направленности деятельности домов культуры в сторону большей открытости: внутри будут созданы зоны отдыха с Wi-Fi и настольными играми, организованы лектории, лаборатории научно-технической направленности и др. Сегодня в постсоветских городах основной проблемой становится неорганизованность социального пространства. Это характерно не только для регионов, но даже и для столицы. Как итог – население все чаще стремится в торговые центры и моллы. Эта проблема решаема только в том случае, когда ДК станут интересными для населения. Вторая проблема – достаточно узкий спектр направлений в ДК. В домах культуры за последние 20 лет сложился дисбаланс в сторону исполнительских и изобразительных искусств. Везде учат танцевать, петь, рисовать и пробовать свои силы в театре. Таким образом, отсекается довольно большая аудитория, так как не всем интересны искусства. За научно-популярную составляющую новых центров будет отвечать Политехнический музей, подписавший соглашение с департаментом культуры. Его специалисты будут курировать кружки, посвященные робототехнике, автодизайну, авиамоделированию и другим инженерным направлениям.Третьей проблемой становится отсутствие связи ДК с культурными учреждениями. В советское время проблема эта решалась достаточно просто – столичные театры гастролировали по городским окраинам.Не каждый житель Северного Бутово может доехать до театра «Современник» и потом поздно ночью уехать обратно. Поэтому даже проведение бенефисных форм будет прекрасным решением проблемы. У обновленных ДК появится свой фирменный стиль. Внутреннее убранство и фасад каждого здания оформят четыре архитектурных бюро, в ближайшее время проекты будут представлены общественности. В департаменте культуры также отметили, что для создания «открытого пространства» в ДК снимают турникеты на входе.Четвертой проблемой становится несоответствие квалификации коллектива. Персонал ДК в настоящее время стремительно стареет. Более того, активно используются методики, которые в современности уже потеряли свою актуальность. Для соответствия новым требованиям сотрудники домов культуры должны пройти курсы повышения классификации. Кроме того, в рамках преобразования московских домов культуры происходит активное привлечение молодых специалистов для проведения мастер-классов и лекций.2.3Формирование проекта открытого дома культуры как площадки для творчестваВ современном мире особое значение придается формированию социально-активной, духовно-богатой и нравственно-здоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию.А «организацию» СКД трактует как оптимальное упорядочение всех составляющих элементов технологического процесса, с помощью которых достигается четкая взаимосвязь, производится четкая рациональная структура управления и взаимодействия. В нашем случае мы будем говорить о переориентации клуба, открытии его не только для среднего возраста, но и для молодого поколения. Мы выделим следующие технологии для активизации исследования:1. Культуротворческие имеют широкий спектр на всех этапах социализации личности, начиная с ранней социализации, заканчивая завершающим этапом - пенсионным возрастом. Они выполняют ряд важнейших функций, связанных не только со становлением личности, но и с развитием его творческих способностей.Сюда входят:1) технологии художественной-творческой деятельности - эти технологии позволяют положительно влиять на эмоционально-чувственную сферу человека, на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности,2) художественно-развивающие технологии - обеспечивают участие детей и взрослых в различных формах их творческой реализации и социальных ролей, всех возможных направлениях творческого саморазвития3) культурохраняющие технологии - все творческие технологии базируются на создании и обогащении культурных ценностей и связанные с изучением, сохранением и воспроизведением этих ценностей, усвоение и использование культурного наследия и образуют культурохранительскими технологии.2. Образовательные технологии призваны решать большое количество производственных, социальных, воспитательных, культурных задач, существующих в социокультурной сфере. В широком педагогическом смысле каждая социокультурная образовательная технология выступает специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп. Информация по проекту представлена в приложениях, в данном параграфе представляется необходимым описать особенности его. Цель данного проекта – раскрыть ДК для молодого поколения от 14 до 30 лет через творческую реализацию Задачи проекта1. Формирование инфраструктуры возможностей для общения, обмена опытом, творчества, приобщения к культуре;2. Формирование локальных культурных сообществ;3. Формирование многофункционального пространства для проведения культурных мероприятий любого формата, в т.ч. концертов и т.д.4. Раскрытие молодых талантовПри «повороте» ДК к молодому поколению, следует учитывать следующие направления.Формирование у посетителей потребности делиться собственными произведениями в русле авторской песни Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Стремление развиваться в русле художественной деятельности Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. (через совместные туристические поездки с клубом)Воспитание здорового образа жизни. Законодательно-нормативное обеспечение программы Закон РФ «Об образовании». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ. Главная идея занятий: осуществляется развитие творческой инициативы. Принцип развития:личности посредством участия в мероприятияхиндивидуальных способностейстимулирование творческой деятельности при организации занятияПринцип личностной причастности - в проекте принимают активное участие как подростки, так и молодые людиПринцип массовости - проект рассчитан на 20 - 50 детейПринцип доступности - задания понятны ребенкуПринцип заинтересованности - молодые люди привлекаются на основании их стремления к самовыражениюПринцип сотрудничества - организация занятий проходит в постоянном взаимодействии в триаде – клуб взрослых – молодой клуб – зрители Принцип неповторимости – каждый праздник не повторяет другой. ЗаключениеЛюбой человек - от ребенка до пенсионера - имеет право прийти в ДК и надеяться на помощь в получении необходимой поддержки при информационном поиске, касается ли это способов реализации подготовки к выступлению, развития собственного таланта или реализацию себя. Дом культуры организует учебную и культурно - досуговую деятельность для детей и подростков, а также для жителей района проводятся концерты, праздники, посвященные памятным датам страны и города. Направлениями деятельности являются следующие кружки: автомоделирование, авиомолелирование, судомоделирование, конструирование, фото, информатика, вышивание, изобразительная деятельность, макраме, роспись по дереву, моделирование одежды, изучение истории города, зоопарк, натуралистическая деятельность, оркестр народных инструментов, фольклор, хоровое искусство, сольное пение, музыкальная школа, шахматы, художественная гимнастика, аэробика, хореография, бальные танцы, театр, кукольный театр, современный танец.Тем не менее, до сих пор большинство ДК Москвы преследуют традиционные методы работы, сосредоточенные, преимущественно, на детском и юношеском творчестве, причем в этой ситуации сохраняет ориентир на использование кружков как неоценимых и незаменимых источников информации. В частности, организуется большое количество танцевальных, музыкальных и изостудий, которые привлекают юных посетителей. В данной работе был разработан проект открытого ДК как площадки для творчества старших детей и молодых людей. Эта категория людей, как правило, не находила ранее себе применения в ДК. Список литератур
Вопрос-ответ:
Какова основная тема статьи?
Основная тема статьи - социально-культурное проектирование в Домах культуры города Москвы.
Зачем нужно социально-культурное проектирование?
Социально-культурное проектирование необходимо для развития и оптимизации деятельности культурно-досуговых учреждений, создания условий для творческой активности жителей и решения социальных проблем.
Какие методы используются в социально-культурном проектировании?
В социально-культурном проектировании применяются различные методы, такие как анализ социальной ситуации, определение потребностей аудитории, сетевое планирование и другие инструменты для разработки и реализации проектов в сфере культуры и социальной сферы.
Какие проблемы возникают в работе Домов культуры города Москвы?
В работе Домов культуры города Москвы возникают различные проблемы, связанные с организацией деятельности, привлечением аудитории, финансированием и взаимодействием с другими учреждениями и организациями.
Какой проект особое внимание уделяет развитию творческой активности?
Проект открытого дома культуры особое внимание уделяет развитию творческой активности жителей, предоставляя им пространство для творчества и организуя различные мероприятия и мастер-классы.
Какие основные проблемы и перспективы социально культурного проектирования в Домах культуры города Москвы?
Основные проблемы социально культурного проектирования в Домах культуры города Москвы включают недостаток финансирования, ограниченные ресурсы, сложную бюрократию, недостаточную осведомленность общественности о таких проектах. Однако, есть и перспективы в развитии социально культурного проектирования, такие как повышение интереса культурных учреждений, взаимодействие с различными социальными группами и современное использование технологий в организации проектов.
Какие теоретические основы лежат в основе социально культурного проектирования?
Теоретические основы социально культурного проектирования включают такие понятия, как социокультурное пространство, социальные группы, социальные проблемы и потребности, идея социального развития через культуру, а также принципы включения и разнообразия.
Какие методы применяются в социально культурном проектировании в Домах культуры города Москвы?
В социально культурном проектировании в Домах культуры города Москвы применяются различные методы, такие как социальные исследования, участие общественности, социологическое наблюдение, интервьюирование, групповые дискуссии, анализ социальных потребностей и проблем, разработка и реализация проектов совместно с общественностью и т.д.