Идеалы просвещения в философии Л. Толстого.Л. Толстой и М. Вебер: диалог о воспитании и нейтральности образовании.
Заказать уникальный доклад- 16 16 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 01.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Так, Лев Николаевич говорил об размытии университетского образования в следствие распространения университетского образования, его массовизации, и утраты наукой в целом рационально-философских оснований, что определяет произвольный выбор и навязывание в университете преподавания определенных курсов, «оторванных от жизни», исходя из философии мыслителя. Современников Льва Николаевича был знаменитый философ и ученый немецкого происхождения – Макс Вебер, который так же занимался разработкой педагогических идей и задач ученого, университетского образования в целом. Так, в 1918 году состоялся знаменитый доклад Вебера в Мюнхенском университете – «Наука как призвание и профессия».В этой докладе философ высказал ряд идей о том, что главным смыслом существования ученого является поиск истины, который только и приносит истинному ученому удовлетворение. Ученый при этом не стремится господствовать над кем-то или навязывать свою точку зрения. Он независим ни перед кем и ни перед чем, только перед объективностью и необходимостью поиска знания. Ученому должны быть имманентны такие качества как страсть, убежденность, пытливость и вдохновение.Так же Макс Вебер одной из центральных идей называл то, что наука не должна носить общественного характера, быть построенной на этических принципах. Как раз таки наука должна абстрагироваться от этого, быть этически нейтральной и беспристрастной. Именно на принципе нейтрализации науки должно быть построено так же образование и преподавание.Одним из важнейших принципов науки, по Веберу – стремление ориентироваться на научную новизну знания. «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет… Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Но быть превзойденным в научном отношении — не только наша общая судьба, но и наша цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас».Так же говорил Вебер и о том, что ценность науки, в конечном счете, исходит от ценностей каждого конкретного ученого, кто составляет научное сообщество. Именно поэтому необходимо учитывать плюрализм ценностей в науке.Вебер говорил, что смысл мироздания не раскрывается исследователем, даже если бы его научный труд был совершенным, но главное при этом другое – создать смысл, и понять, что мировоззрение определяется высшими идеалами, которые вступают в постоянную борьбу с другии идеалами «столь же священными для других, как наши для нас».Таким образом, мы видим, что взгляды Льва Николаевича Толстого и Макса Вебера по вопросах образования и науки во многом схожи.Так, можно выделить несколько позиций:- Схожесть взглядов на ценность нейтральности научного знания и университетского преподавания;- И у Толстого, и у Вебера центральной проблемой является проблема рационального выбора ценностной установки по поводу образовательного и воспитательного процесса, методов их осуществления.Так, Вебер считал Льва Николаевича Толстого сторонником этики убеждения и этики ответственности, что разделял и он сам. Сходным между философами было и противопоставление ценностной рациональности нерациональным методам обучения. Так, Вебер видел в Толстом представителя «религиозного рационализма», что было, по его мнению, отличительной чертой русской интеллигенции.Можно сказать, что оба мыслителя разделяли так же и следующие позиции:- Наука, с присущим ей определенным набором ценностей, не может решать сама вопрос о ценности тех предметов, которые служат объектом ее исследования. Т.е., присутствует несоизмеримость ценностных порядков.- Во-вторых, наука не является общественно-интегрирующим ценностным проектом.-Так же общей идеей Толстого и Вебера было то, что, как говорил Лев Николаевич: «То, что называют высшими научными заведениями, если отвлечься от той формы, которуюони принимают в рамках государства, — это не что иное, как духовная жизнь людей, которых досуг или внутреннее стремление приводят к науке и исследованиям. И без этой формы одинпредавался бы размышлениям и собирал коллекции, другой —объединился со своими сверстниками, третий — собрал вокругсебя почитателей». На принципах самоорганизации деятельности были основаны и идеи Макса Вебера.- Согласно философии обоих мыслителей звучит и мысль Толстого о том, что школа имеет одну сверхцель – передачу сведений и знаний, не пытаясь, при этом, навязывать нравственные убеждения. Школа должна предоставлять полную свободу в получении и обращении знаний.- Общим положением являлась так же идея специализации науки, выраженная в речи Вебера Толстой же так же говорил о том, что «интегрированной системы знания не существует: существуют отдельные науки».- Идея «бесконечности развития научного знания» и относительность научных знаний Вебера так же коррелирует с мыслью Толстого о том, что наука не дает абсолютного знания.Таким образом, педагогические и образовательные идеи Толстого и Вебера являются схожими по целому ряду положений. Конечно, есть и различия, например, Вебер не исходил и не разделял толстовскую идею, подчерпнутую им из философии Просвещения, о первоначальной «идеальности» природы человека, и т.д.Таким образом, можно сделать следующие выводы:- В философии Толстого нашли отражения практически все ключевые идеи Просвещения, главной из которых была идея свободной и разумной личности. Толстой считал человека существом, стремящимся к духовному развитию, но обладающим при этом, рациональной природой, позволяющей ему, в конечно счете, выйти за пределы «телесного я».- Религиозные и философские идеи Толстого во многом коррелируют с идеями античной философии и идеями эпохи Просвещения, образуя некоторый синтез, давший начало антропологическому направлению в русской философии.- Морально-нравственные начала, по мнению Толстого, вслед за И. Кантом, являются неотъемлемой частью, на развитие которых и должно быть направленно образование человека.- В то же время, сопоставив взгляды Вебера и Толстого, мы увидели, что оба мыслителя проводили линию нейтральности образования, отсутствием права науки и педагоги навязывать ценностные и нравственные установки и убеждения.Список литературы:Будникова Н.С. Этические взгляды М. Вебера на профессиональную деятельность ученого Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.:, 1990. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. Избранные произведения. М.:, 1990.Гельфонд М.Л. АНТРОПОЛОГИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2014 Основы научной этики: метод.пособие для студентов, аспирантов, мл. науч. сотр. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.uspu.ru/new (дата обращения: 30.11.2018).Репин Д.А., Юрков С.Е. Концепция внутреннего опыта в метафизической мысли русских персоналистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013Толстой Л. Н. Мысли о воспитании / Собр. соч.: В24 т. – М., 1913. / Под ред. П. И. Бирюкова. – Т. 14Толстой Л. Н. Мысли о воспитании Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. В90 т. / Л. Н. Толстой ; под общ.ред. В. Г. Черткова. – М., 1936. – Т. 38. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992 Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992Толстой Л.Н. О народном образовании // "Ясная Поляна" , 1862Толстой Л.Н. Собрание сочинений,1928—1958, т. 35 Толстой Л.Н. Собрание сочинений,1928—1958, т. 80Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901–1910 / сост., вступ. ст.икоммент. А.Н. Николюкина. М.: Известия, 2003Толстой Л.Н. Христианское учение // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М., 1992
1. Будникова Н.С. Этические взгляды М. Вебера на профессиональную деятельность ученого
2. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.:, 1990.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. Избранные произведения. М.:, 1990.
4. Гельфонд М.Л. АНТРОПОЛОГИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2014
5. Основы научной этики: метод. пособие для студентов, аспирантов, мл. науч. сотр. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.uspu.ru/new (дата обращения: 30.11.2018).
6. Репин Д.А., Юрков С.Е. Концепция внутреннего опыта в метафизической мысли русских персоналистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013
7. Толстой Л. Н. Мысли о воспи¬тании / Собр. соч.: В24 т. – М., 1913. / Под ред. П. И. Бирюкова. – Т. 14
8. Толстой Л. Н. Мысли о воспи¬тании Толстой, Л. Н. Полное собрание со¬чинений. В90 т. / Л. Н. Толстой ; под общ. ред. В. Г. Черткова. – М., 1936. – Т. 38.
9. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992
10. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992
11. Толстой Л.Н. О народном образовании // "Ясная Поляна" , 1862
12. Толстой Л.Н. Собрание сочинений,1928—1958, т. 35
13. Толстой Л.Н. Собрание сочинений,1928—1958, т. 80
14. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901–1910 / сост., вступ. ст.и коммент. А.Н. Николюкина. М.: Известия, 2003
15. Толстой Л.Н. Христианское учение // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М., 1992
Вопрос-ответ:
Какое мнение Л. Толстой высказывает о размытии университетского образования?
Л. Толстой говорит о размытии университетского образования в следствие его массовизации и утраты рационально-философских оснований.
Чем, по словам Л. Толстого, определяется произвольный выбор и навязывание преподавания определенных курсов в университете?
Л. Толстой считает, что произвольный выбор и навязывание преподавания определенных курсов происходят оторванностью от жизни исходя из философии мыслителей-современников.
Как Л. Толстой описывает распространение университетского образования?
Л. Толстой говорит о массовизации университетского образования, что приводит к его распространению и потере рационально-философских оснований.
Какие идеалы просвещения есть в философии Л. Толстого и М. Вебера?
В философии Л. Толстого и М. Вебера встречаются идеалы просвещения, которые говорят о необходимости образования и воспитания, нейтральности образования, выборе курсов и преподавании в университете.
В чем заключается критика Л. Толстого университетского образования?
Л. Толстой критикует размытие университетского образования, его массовизацию и потерю рационально-философских оснований, а также оторванность от жизни исходя из философии мыслителей-современников.
Какие идеалы просвещения выделяет Л. Толстой в своей философии?
Л. Толстой выделяет идеалы просвещения, такие как настойчивость в самообразовании, поиск истины, нравственное совершенствование и самопознание.
Какие трудности и проблемы устанавливает Л. Толстой в сфере университетского образования?
Л. Толстой указывает на размытие университетского образования, массовизацию и потерю рационально-философских оснований, произвольный выбор и навязывание преподаваемых курсов, которые оторваны от жизни.
Какова роль образования в философии Л. Толстого?
Образование находится в центре философии Л. Толстого, он считает, что оно должно быть основано на поиске истины, нравственном совершенствовании и самопознании, а также способствовать формированию настойчивости в самообразовании.
Какие принципы просвещения обсуждали Л. Н. Толстой и М. Вебер в своем диалоге?
В диалоге Л. Н. Толстой и М. Вебер обсуждались принципы нейтральности образования и его влияние на воспитание, а также проблема распространения массового образования и утраты рационально-философских оснований в университетском образовании.
Какие проблемы наблюдались в университетском образовании по мнению Л. Толстого?
Л. Толстой считал, что в университетском образовании есть проблемы размытия, массовизации и отсутствия рационально-философских оснований, что приводит к произвольному выбору и навязыванию преподаваемых курсов, оторванных от жизни.
Что Л. Толстой считал причиной размытия университетского образования?
Л. Толстой считал, что размытие университетского образования происходит из-за распространения и массовизации этого образования, а также из-за утраты наукой рационально-философских оснований. Он утверждал, что это приводит к произвольному выбору и навязыванию определенных курсов обучения, которые оторваны от жизни.
Какие идеалы просвещения были в философии Л. Толстого?
В философии Л. Толстого были присутствуют идеалы просвещения, которые он считал важными для образования. Он поддерживал идею университетского образования с философско-рациональной базой, идеалы обучения, связанного с реальной жизнью, а также противостояние произвольному выбору и навязыванию определенных курсов.