Потери от монополизма: теория и российская практика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 30 30 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 05.01.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы монополии 5
1.1. Сущность монополии и ее виды 5
1.2. Виды монопольных рынков 7
1.3. Естественные монополии и их роль в экономике 10
2. Монополизм в России 14
2.1.Признаки монополизации рынка и особенности российского монополизма 14
2.2. Последствия монополизации экономики 17
2.3. Потери от монополизма 20
3. Методы борьбы с монополизмом в России 23
3.1. Цели и задачи антимонопольной политики 23
3.2. Пути устранения монополизма в российской экономике 24
Заключение 28
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим, необходимый спрос на товары и продукты никогда не удовлетворяется. Амонополист, благодаря поддержанию дефицита,удерживает верхний, высший ценой уровень. Для самого себя монополист, используяценовой потолок, сохраняет предельный и неоправданно завышенный доход. Одновременно, по мере чрезмерного обогащения монополистов, резко падает доход жителей страны так как монополист постоянно обкрадывает людей завышенными ценами.Место конкуренции в её естественном состоянии заменяется монополиями, которые становятся повелителями и основными корректировщиками рыночных отношений исключительно в свою пользу. То же самое происходит во внутрикорпоративной жизни. В ней монополист – тот же самый повелитель доходов и отчасти судеб профессионалов, которые приносят ему доходы. Не предпринимая особенных усилий, монополист лишь пожинает плоды чужих трудов. Та опасность принуждения, которая приписываетсялиберальной теорией деятельности административных структур, в рыночном пространстве исходит опринудительных воздействий монополий. Это очередной парадокс, либо не обнаруженный неолиберальной теорией, либо искусно ею скрываемый.Особое явление в экономике представляетборьба между самими монополиями. Она иногда достигает значимого накала, вовлекая в свой кругвсё рыночное пространство. Главная цель такой борьбы – захват пока неконтролируемых или новыхрынков. Сами монополии отчасти уязвимы, поскольку более сильные конкуренты-монополистымогут обнаружить скрытые источники воздействий на них. Тогда возникают угрозы с совсем не ожидаемой стороны. Это чревато потерей монопольногоположения или его частичной утратой. Потому монополисты вынуждены жить в состоянии постоянного опасения угроз, словно поджидающих со всехсторон. В целом борьба монополий не просто на отдельных рынках, а в экономике в целом, представляет собой явление постоянное. В этой связи, прокламируемый экономическим либерализмом и неолиберализмом свободный рынок находится всостоянии постоянного напряжения. Данное напряжение, распространяющееся на малых хозяйственных субъектов и на потребителей, вместо гармониии равновесия, дестабилизирует всё общество.3. Методы борьбы с монополизмом в России3.1. Цели и задачи антимонопольной политикиАнтимонопольная пoлитика включает законодательные, экономические и административные меры, предназначенных для противодействия неограниченной власти монополий, предотвращения создания монополий, противодействия недобросовестному соперничеству и обеспечения честной конкуренции. Основу антимонопольного законодательства в России составляет Конституция, Гражданский кодекс, Федеральный закон (ФЗ) «О защите конкуренции» и иные нормативно-правовые акты [2]. К целям ФЗ «О защите конкуренции» относятся: обеспечение единства экономического пространства, обеспечение свободного перемещения товаров, обеспечение свободы экономической деятельности, защита конкурентной борьбы и формирование условий, которые способствуют эффективному функционированию товарных рынков [2]. Рассматривая проблему борьбы с монополистической деятельностью, нельзя не отметить Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая занимает значимую позицию в данном вопросе. К функциям ФАС относятся:– контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;–надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, о рекламе;– контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;– контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;– определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). В докладе ФАС о состоянии конкуренции в РФ за 2017 год приведены результаты опроса представителей предпринимательского сообщества России, который предназначен для оценки состояния конкуренции и конкурентной среды с точки зрения самих предпринимателей. Согласно результатам опроса, 27,3% опрошенных указали на очень высокую конкуренцию, 18,8% - на высокую конкуренцию, 14% - на умеренную, 14,7% - на слабую конкуренцию, 12,2% - на отсутствие конкуренции остальные затруднялись ответить [4]. Таким образом, монополии бывают разных видов, и могут возникать в силу объективных причин, вследствие действия государственных органов, экономических причин и других факторов. Антимонопольная политика предполагает контроль соблюдения законодательства и применение мер в случае его нарушения. Антимонопольная политика призвана защитить экономику страны от монополизации, ее негативных последствий и способствует развитию честного конкурентного соперничества, что играет важную роль в развитии экономики России.3.2. Пути устранения монополизма в российской экономикеВ механизме функционирования рыночной экономики существенная роль отводится конкуренции, под которой понимают соперничество субъектов экономики для получения рынка сбыта своих товаров (услуг) с целью увеличения прибыли. К характеристикам конкуренции можно отнести большое число покупателей и продавцов, отсутствие неэффективныхпроизводителей и искусственных барьеров входа на рынок. Именно с помощью конкуренции возможно развитие экономики в постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях. Наибольшее развитие у многих авторов экономической мысли получила классификация конкуренции, в которой выделяются два вида: совершенная и несовершенная, подразделяющаяся на подвиды, одним из которых является монополия – крупное объединение, осуществляющее контроль над рынками и концентрирующее в себе материальные, финансовые ресурсы и научно-технический потенциал для получения монопольной прибыли (господство одного продавца на рынке) [5]. Однако, деятельность монополий сдерживает развитие конкуренции, а значит и развитие рыночных отношений, а также ограничивает развитие научно-технического прогресса. Поэтому для обеспечения оптимальных условий работ в рыночной экономике одной из основных функций государства является антимонопольное регулирование. Деятельность монополий в России ограничивает ряд нормативно-правовых актов, например, ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции». Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Главным достоинством данного закона является регулирование поведения предприятий как на товарном, так и финансовом рынках, что формирует правовую базу по единому толкованию добросовестных и недобросовестных форм конкуренции субъектов экономики, параллельно действующих на обоих рынках. Особую роль в борьбе с монополиями в России играет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – орган, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, демонополизации, развитию конкуренции и поддержки предпринимательства. В целях более эффективной работы ФАС была разработана антимонопольная политика, которая предполагает ряд экономических мер прямого и косвенного регулирования. К первым относится принятие решений хозяйствующими субъектами на предписаниях государства (установление «потолков цен»), а не на самостоятельном экономическом выборе, вторые же предполагают финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в стране (налогообложение). Чтобы обеспечить эффективность реализации вышеуказанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям: 1) Сохранение конкуренции хозяйствующих субъектов; 2) Создание административных барьеров входа на рынок; 3) Препятствование получению доминирующего положения на рынке хозяйствующими субъектами; 4) Осуществление мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом; 5) Пресечение негласных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции на рынке; 6) Контролирование рынка для поддержания на нём конкурентной среды. В настоящее время действия антимонопольной политики являются не всегда эффективными, поэтому возникает потребность в разработке действенной стратегии осуществления рыночных реформ и скорейшее решение ряда проблем, к которым относится: 1. Совершенствование законодательства. 2. Распространение частных законов о защите конкуренции и увеличение полномочий антимонопольных органов власти.3. Введение санкций за непредставление на согласование в антимонопольные органы актов органов исполнительной власти. 4. Усиление гласности и транспарентности антимонопольного законодательства, а также пропаганды и разъяснительной работы, что увеличит роль и степень влияния антимонопольных органов на развитие бизнеса на микро уровне и в общем на макроэкономические процессы. 5. Так же проблемой является применение не достаточно развитых на данный момент экономических механизмов, что снижает эффективность антимонопольной политики, развитостью национальных рынков и объективностью государственной экономической политики. Основная причина неэффективности проводимой антимонопольной политики – это возложенный на ФАС, широкий круг полномочий, в который кроме контроля проявлений монополистической деятельности, регулирования сделок слияний и поглощений фирм, сюда включается регулирование государственных закупок, рекламы, иностранных инвестиций, значительная часть которых касается ущемления интересов отдельных субъектов, а не ограничения конкуренции на рынке. Следует отметить, что антимонопольное регулирование в РФ начало осуществляться совсем недавно и только сейчас получает развитие, что значительно способствует совершенствованию деятельности бизнеса в России, защите отечественной экономики от негативных последствий монополизации рынка и обеспечению честной конкуренции на нём. В настоящее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции все больше затрагивает политические и социальные аспекты. Конечно, в некоторых случаях деятельность монополий является оправданной и необходимой, но тем не менее контроль со стороны государства не должен прекращаться в любом случае, в целях недопущения злоупотребления фирм своим монопольным положением.ЗаключениеВ настоящее время в экономике любой страны монополизация рынка является значительной проблемой. Данная курсовая работа посвящена выявлению причин неэффективности антимонопольной политики, направлений её осуществления и проблем борьбы с монополизацией в России.В курсовой работе рассматриваются термин "монополия", цель и роль монополии в современной экономике, виды, преимущества и недостатки монополий, обосновывается важность антимонопольной политики и антимонопольная политика в России.В первой главе курсовой работы также рассмотренапроблема существования и деятельности естественных монополий в условиях Российской действительности. Рассмотрены методы государственного регулирования естественных монополий, сделаны некоторые предложения по контролю в РФ.Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, организационного характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобро совестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Реализация государственной антимонопольной политики осуществляется посредством государственного регулирования, представляющего собой одну из форм государственного воздействия на экономику, которое проявляется в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на повышение эффективности функционирования рынка с точки зрения общественных приоритетов и с учетом непосредственного интереса субъектов хозяйствованияСписок использованных источников1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147ФЗ // СПС КонсультантПлюc. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_7578/ 2. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СПСКонсультантПлюc. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61763.3. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 (ред. От 28.01.2011) «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» // // СПС КонсультантПлюc. 4. Проект Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год (по состоянию на 20.04.2018 г.) // Федеральная антимонопольная служба https://fas.gov.ru/documents/626604.5. Бицунова С.А. Антимонопольная политика в России // Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS». - 2016. - №8. - С. 16-17.6. Евстигнеев, А. Монополия в российской экономике и обусловившие ее факторы /А.Евстигнеев// Вестник экономики. – 2017. - №4 – с. 22-25 7. Жучков Алексей Юрьевич Роль естественных монополий в национальной экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №9 (055). 8. Комаров А.В., Пилюк К.А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их решения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53.9. Мамедов, Т. Ш. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России /Т.Ш.Мамедов// Эксперт. - 2016. - №6. - С. 21-2810. Микроэкономика : учебник. М. : ИНФРА-М, 2013.11. Национальная экономика : учебник / под общ.ред. В. А. Шульги. М. : Изд-во Рос.экон. акад., 2012.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147ФЗ // СПС КонсультантПлюc. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_7578/
2. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ
// СПС КонсультантПлюc. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61763.
3. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 (ред. От 28.01.2011) «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» // // СПС КонсультантПлюc.
4. Проект Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год (по состоянию на 20.04.2018 г.) // Федеральная антимонопольная служба https://fas.gov.ru/documents/626604.
5. Бицунова С.А. Антимонопольная политика в России // Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS». - 2016. - №8. - С. 16-17.
6. Евстигнеев, А. Монополия в российской экономике и обусловившие ее факторы /А.Евстигнеев// Вестник экономики. – 2017. - №4 – с. 22-25
7. Жучков Алексей Юрьевич Роль естественных монополий в национальной экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №9 (055). 8. Комаров А.В., Пилюк К.А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их решения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53.
9. Мамедов, Т. Ш. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России /Т.Ш.Мамедов// Эксперт. - 2016. - №6. - С. 21-28
10. Микроэкономика : учебник. М. : ИНФРА-М, 2013.
11. Национальная экономика : учебник / под общ. ред. В. А. Шульги. М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2012.

Вопрос-ответ:

Что такое монополия и какие виды монополии существуют?

Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует только один продавец или производитель товара или услуги. Существуют естественные монополии (основанные на экономических факторах, таких как масштаб производства или наличие единственных ресурсов) и искусственные монополии (образующиеся в результате монополизации рынка определенной компанией).

Какие виды монопольных рынков существуют?

Существуют такие виды монопольных рынков, как идеальная монополия (когда на рынке предложение товара полностью контролируется одной фирмой), монополия на основе дифференциации товара (когда на рынке продается неповторимый товар или товар с уникальными характеристиками) и монопсония (когда на рынке закупки товаров контролируется одной фирмой).

Какие признаки монополизации рынка и особенности российского монополизма?

Признаки монополизации рынка включают ограничение свободного входа на рынок, контроль над ресурсами или технологиями, высокую концентрацию рынка и возможность определения цен. В российском монополизме особенно выражена роль государства, которое активно вмешивается в экономику и осуществляет контроль над ключевыми отраслями.

Какие потери возникают от монополизма?

От монополизма возникают различные экономические потери. Один из основных видов потерь - это потери потребителей, связанные с повышением цен на монопольно контролируемые товары и услуги. Также монополии ведут к снижению конкуренции и инноваций, что в конечном итоге может привести к регрессивному развитию экономики и угнетению предпринимательской активности.

Какие методы используются для борьбы с монополизмом в России?

Для борьбы с монополизмом в России используются различные методы. Основной инструмент - антимонопольное регулирование, которое включает в себя запрет на доминирующее положение на рынке, контроль за слияниями и поглощениями компаний, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности должностных лиц. Также проводятся мероприятия по стимулированию конкуренции и развитию малого и среднего бизнеса.

Что такое монополия?

Монополия - это форма организации рынка, в которой один продавец или группа продавцов контролируют почти все предложение товара на рынке.

Какие виды монополий существуют?

Существуют естественные монополии, создающиеся из-за особенностей производства товаров и услуг, и искусственные монополии, которые образуются благодаря преимуществам владельцев, экономической мощности или правовыми ограничениями.

Какие последствия монополизации экономики?

Монополизация экономики может приводить к ограничению конкуренции, повышению цен на товары и услуги, снижению качества продукции, ограничению выбора покупателей, снижению инноваций и экономическому регрессу.

Какие потери от монополизма существуют?

Потери от монополизма включают потери потребителями из-за повышенных цен, потери обществом из-за сниженной эффективности использования ресурсов и потери инноваций и конкуренции.

Какие методы борьбы с монополизмом существуют в России?

В России применяются методы антимонопольной политики, которые включают законодательные меры, регулирование рынка, ограничение слияний и поглощений, антимонопольный контроль и судебное преследование монополистов.

Что такое монополия?

Монополия - это форма организации рынка, при которой на нем действует один продавец или производитель, контролирующий всю или почти всю долю рынка.