Фонематическая дислексия
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 04.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Общая характеристика фонематической дислексии 4
2. Механизмы и формы дислексий 7
3.Профилактика фонематической дислексии у детей 9
4. Коррекция фонематической дислексии у детей 13
Заключение 17
Литература 18
Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текстаПосле того, как ребенок прочитал текст, следует обяснить ему таким образом: “Теперь, снова читай текст, но немного медленнее, зато красиво, выразительно”. Ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый его не останавливает. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно заключается в том, что ребенок, который несколько раз прочитал один и тот же отрывок текста, выработал уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но в случае ежедневногопроводенияподобных упражнений длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.“Бросок – засечка” Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Состоит оно в следующем:Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Данное упражнение может длиться около 5 минут.Длятого,чтобы повысить верхнюю границу индивидуального диапазона скорости чтения используется упражнение “Молния”Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на предельно доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в предельно ускоренном режиме производится по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно применить метроном.Дети всегда хотят посоревноваться – кто быстрее читает. В данном случае полезным является упражнение “Спринт”.Когда к ребенку пришли одноклассники, следует им предложитьнайти в книге одинаковый отрывок и по распоряжению начать читать вслуходновременно, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети показываютпальчиком, кто где остановился.Это упражнение приводит у детей к сосредоточенности ивниманию. Так как читяющие рядом и вслух дети, как правило, мешают сосредоточиться, но данное упражнение справляется с этой задачей. Ребенок должен быть внимательным и на посторонний шумне отвлекаться. А это умение необходимовырабатывать.Следующий вид чтения, который очень любимый вид со стороны детей, это ролевое чтение, которое вызыяает у детей массу эмоций и чувств.Это тоже можно предложить, если одноклассники ребенка дома, в данном случае, можно устроить «Радиоспектакль».Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:В данном упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь сообразительный ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и додумается, что более выгодно успеть еебыстро прочитать, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют стремительно выдать готовый результат. Большинство из детей быстро переходят на данную стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения.Данное упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение нижележащей строчки про себя ичтение заданной строчки вслух). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это ипонятно. Вслух трудночитать,так как при этом ребенок рано устает.“Губы”При команде - “Губы”, ребенок должен прикласть палец левой руки к твердо закрытым губам и читать беззвучно, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” ребенок должен убрать палец и читать вслух текст.По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.Итак, чем проговаривание меньше, тем скоростьвыше.Таким образом, данные упражнения можно сказать тренируют ребенка к выразительному чтению, одолеваю проблемы.ЗаключениеДислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности читать иписать.Подобное заболевание встречается больше всего у мальчиков, чем у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.При замечании первых же симптомов, родители обязательно должны обследовать ребенка комплексно. Профессиональный логопед укажет им на наличие нарушений, но поставить диагноз может только врач-психиатр, так как дислексия и дисграфия представляют собой психические расстройства.бывают случаи, когда при обследовании он определяет серьезные органические заболевания, такие, как аутизм или подобные синдромы. Если такие не обнаруживаются, тогда проблема решается при помощи коррекционной педагогики, тоесть с ребенком занимается логопед или дефектологЛитератураЕфименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 2015.-45сЖинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \ В защиту живого слова. --М., 2013.-78сЛогопедия \ Под ред. Л.С. Волковой - М.: Просвещение, 2015.-134сЛопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-Пб, 2014-97сПавлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Соврем.енные модели психол.огии речи и псих.олингвистики. — М: 2014.-88сПоддьяков Н. Н. Проблемы речев.ого и умствен.ногоразвит.ия детей дошк.ольного возраста // Проблемы изуч.ения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 2013.-90Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». Методическоепособие.- М.: «Айрис-пресс», 2011-102сПарамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностка, профилактика, коррекция». СПб, «Детство- пресс», 2013.-254сСадовник.ова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М: «Владос», 2013.-88сФеличева Т.Б., Т.В.Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. «Воспитание и обучение». М., 2011Спиреова P. Ф. Наруше.ние процесса овладения чтением у школьников. — М., 2012.-104сНикашина Н.А. Логопедическ.ая помощь учащ.имся с речевым недоразвитием. \ Недос.татки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 2016.-254с.Левина Р.Е. О ген.езисе нарушений пи.сьма у детей с общим недоразвит.ием речи. Вопросы лог.опедии, Изд. АПН РСФСР, М. -65сГородилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 2014-56сКорнев А.Н. Дислексия и дисграфия у дет.ей С Петер.бург2015.-120сКоррекционное обуч.ение детей с нарушен.ием речевой деятельности. // Под ред. Селиве.рстова В.И. М., 2014.-41с
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 2015.-45с
2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \ В защиту живого слова. --М., 2013.-78с
3. Логопедия \ Под ред. Л.С. Волковой - М.: Просвещение, 2015.-134с
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-Пб, 2014-97с
5. Павлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Соврем.енные модели психол.огии речи и псих.олингвистики. — М: 2014.-88с
6. Поддьяков Н. Н. Проблемы речев.ого и умствен.ного развит.ия детей дошк.ольного возраста // Проблемы изуч.ения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 2013.-90
7. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». Методическоепособие.- М.: «Айрис-пресс», 2011-102с
8. Парамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностка, профилактика, коррекция». СПб, «Детство- пресс», 2013.-254с
9. Садовник.ова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М: «Владос», 2013.-88с
10. Феличева Т.Б., Т.В.Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. «Воспитание и обучение». М., 2011
11. Спиреова P. Ф. Наруше.ние процесса овладения чтением у школьников. — М., 2012.-104с
12. Никашина Н.А. Логопедическ.ая помощь учащ.имся с речевым недоразвитием. \ Недос.татки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 2016.-254с.
13. Левина Р.Е. О ген.езисе нарушений пи.сьма у детей с общим недоразвит.ием речи. Вопросы лог.опедии, Изд. АПН РСФСР, М. -65с
14. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 2014-56с
15. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у дет.ей С Петер.бург 2015.-120с
16. Коррекционное обуч.ение детей с нарушен.ием речевой
Вопрос-ответ:
Что такое фонематическая дислексия?
Фонематическая дислексия - это неврологическое расстройство, которое проявляется в трудностях с распознаванием и правильной обработкой звуков речи. Дети с фонематической дислексией имеют проблемы с различением и соотнесением звуков и букв, что затрудняет их способность к чтению и написанию.
Какие механизмы и формы дислексий могут быть связаны с фонематической дислексией?
Фонематическая дислексия обусловлена несовершенством механизмов восприятия и обработки речевых звуков. Она может проявляться в разных формах, таких как затруднения в распознавании звуков, замена звуков при чтении и написании, трудности в анализе и синтезе звуков, а также в сложности в запоминании последовательности звуковых элементов слов.
Как можно предотвратить фонематическую дислексию у детей?
Профилактика фонематической дислексии у детей включает регулярные занятия, направленные на развитие речевой активности, артикуляции и фонематического восприятия. Также важно обращать внимание на речевую среду ребенка, предлагать ему разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию фонематических навыков.
Как проводится коррекция фонематической дислексии у детей?
Коррекция фонематической дислексии у детей включает комплекс мероприятий, направленных на развитие фонематического восприятия и артикуляции. Это могут быть упражнения по звукоподражанию, тренировка в построении и преобразовании слов, игры с звуками и буквами, а также индивидуальные занятия с логопедом.
Как часто нужно проводить упражнения для коррекции фонематической дислексии?
Частота проведения упражнений для коррекции фонематической дислексии может определяться индивидуально в зависимости от потребностей и возможностей ребенка. Важно, чтобы занятия были регулярными и систематическими, чтобы ребенок имел возможность ежедневно тренировать свои навыки и развивать фонематическое восприятие.
Что такое фонематическая дислексия?
Фонематическая дислексия - это нарушение графематической стороны чтения и письма, связанное с трудностями в распознавании и анализе звуков речи (фонем).
Какими механизмами и формами проявляется дислексия?
Дислексия может проявляться различными механизмами, такими как нарушение фонематического анализа, дефицит зрительной и звуковой памяти, а также проблемы с моторикой речи. Формы дислексии могут быть акустико-фонематической, графематической и смешанной.
Как можно предотвратить фонематическую дислексию у детей?
Для профилактики фонематической дислексии у детей рекомендуется проведение специальных занятий по развитию фонематического слуха, звукоподражания, игр с буквами и звуками речи. Также важно правильное проговаривание слов и использование разнообразных методик обучения чтению и письму.
Как проводится коррекция фонематической дислексии у детей?
Коррекция фонематической дислексии у детей включает в себя комплекс мероприятий, таких как занятия с логопедом, индивидуальные и групповые занятия, работа с учебными пособиями и компьютерными программами. Также важно вовлечение родителей в процесс коррекции и сотрудничество с педагогами.
Почему окончания слов не должны проглатываться?
Окончания слов содержат информацию о падеже, числе и других грамматических характеристиках. Проглатывание окончаний может привести к неправильному пониманию предложений и искажению смысла.
Что такое фонематическая дислексия?
Фонематическая дислексия - это специальный вид дислексии, характеризующийся трудностями в распознавании и обработке звуков речи.
Какие механизмы и формы дислексий существуют?
Существуют различные механизмы и формы дислексий, включая фонологическую дислексию, поверхностную дислексию и смешанную дислексию.