Русские летописи как исторический источник
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Обзор летописных источников 4
Глава 2.Особенности изучения русских летописей 12
Глава 3. Практическая часть: анализ упоминаний о пожарах в Древнерусских летописях 18
Заключение 23
Список литературы 24
Однако одним из самых сложных в летописеведении является понятие авторства. Само представление об авторе (или составителе, или редакторе) летописного текста оказывается в значительной степени условным. Глава 3. Практическая часть: анализ упоминаний о пожарах в Древнерусских летописяхПервое упоминание о пожаре и огне мы находим в описании мести княгини Ольги древлянам. Этот эпизод достаточно ярко показывает, что огонь использовался в качестве карающей силы: «Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все».Таким образом, пожар – это средство борьбы с врагами, средство подчинения. В Древней Руси знали, насколько сложно бороться с пожарами, соответственно, наказание огненной стихией было одним из самых суровых, что нам и доказывает данное описание. В Новгородских Летописях за период с 1045 по 1712 годы отмечены примерно сто пожаров, десять из этих пожаров полностью уничтожали Новгород, много раз уничтожению подвергались Софийская и Торговая стороны. Особенно часто в Летописях встречаются сообщения о разгулах огненной стихии в 14-15 веках, когда Новгород достиг максимальных размеров, что повлекло за собой уплотнение городской застройки. Пожар 1327 года.В лѣто 6835 [1327]. Быстьмятежь в Новѣгородѣ, и пограбишадворъОстафьевъ 13 Дворянинцовъ 14 и пожгоша. Того же лѣта, на Успенье 15 святыя 16 богородица, изби князь АлександръМихаиловиць 17 Татаръ много во 18Тфѣри 18 и по инымъ городом, и торговцовъ 19 гость хопыльскыи 20 иссѣче 21.Так, в 1340 году, пожар, который начался в Неревском конце, перекинулся в Детинец, где сжег Владычный и другие дворы, а также церкви. Далее огонь перебросился в Людин конец и на всю Софийскую сторону, а затем - на Торговую сторону через Волхов.Новгородцы постоянно находились под угрозой разрушительных пожаров. Соответственно, для них была актуальна проблема предупреждения пожаров и их тушения. Население предупреждалось о том, что необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с огнем, также ограничениям подвергалось использование огня жителями - в летнее время запрещено было топить печи в домах и банях, выпекать хлебаможно было только в печах, отдаленных от строений, на окраину города необходимо было выносить кузницы. Объезжие головы строго наблюдали в Новгороде за тем, чтобы соблюдались меры безопасности против пожаров. Для тех домовладельцев, которые не выполняли меры или по вине которых происходили пожары, предусматривались очень суровые меры наказания. Над поджигателями, как правило, устраивали самосуд. Их либо сжигали, либо с Волховского моста сбрасывали в воду.Скорее всего, в дневнем Новгороде пожары тушились неорганизованно. Организации тушения пожаров мешало несколько факторов – в частности, речь идет о суеверии и внушении церкви, что якобы пожары посылаются как наказание за грехи, а значит, это бедствие надо принимать, а не бороться с ним. Известен пожар 1097 года, когда огненная стихия бушевала три дня, сгорел Детинец и вся Торговая сторона. Об этом пожаре упоминается в Новгородской летописи: «На весну погорела другая половина, а на 3-ий день Детинец, сгорел город». Очевидно, что этот пожар был одним из самых разрушительных в истории города.Разрушительные многочисленные пожары, согласно летописным источникам, случались в Киеве.Год 1017 – сильный пожар истребил в Киеве до 700 церквей и большую часть города. Между тем, у историков есть сомнения в правильности указанного количества сгоревших церквей. Скорее всего, летописец подразумевал не только церкви, но и дома. Тем не менее, очевидно, насколько разрушительны были последствия данного пожара и сколько бедствий он принес жителям города. Год 1124 - за два дня, 23-24 июня, сильный пожар разрушил большую часть столицы, особенно сильно пострадали нагорная сторона, монастыри и около 600 церквей. И здесь скорее всего летописец подразумеваем не только храмы, но часовни, колокольни, распятия, домовые церкви и т.д. Судя по летописным описаниям, чаще всего и больше всего горел Подол (пожары 1111, 1145, 1161, 1169годов), а также Печерск (1096) и, наконец, Верхний Город (1124, 1139, 1204 гг.). Неоднократно огнем были охвачены храмы, монастыри и резиденции монархов, в частности, серьезно пострадал Софийский монастырь (1180).Подлинным несчастьем для Руси стало нашествие татаро-монголов. И с этим нашествием связаны многочисленные упоминания в летописях разрушительных пожаров. Итак, год 1240.Нашествие хана Батыя. Согласно летописи, нашествие привело к разграблению Киева и многих других городов, бушевали пожары, сильнейший пожар случился в самом Киеве, сгорели многие монастыри. В Симеоновской летописи есть упоминания о московских пожарах. Большая часть известий относится к 14 веку.Если стихийный характер развития пожаров в древней Москве объяснялся главным образом скученностью деревянных построек, то причины их возникновения кроются в самом быте горожан. Многие москвичи жили в избах, которые отапливались по черному— курной печью, у которой отсутствовал дымоход. Дым от такого очага выходил наружу через дверь или маленькое оконце (волоковое окно). Лучина использовалась для освещения жилищ. В жилищах висели иконы, а перед ними горели глиняные лампадки и плошки, в которые наливалось масло и опускался фитиль. Сами бытовые условия в древней Москвеявлялись причиной возникновения и распространения пожаров. Достаточно часто жители неосторожно обращались с огнем. В слободах, где жили ремесленники, очень часто возникали пожары по небрежности оружейников, кузнецов, гончаров, котельников, работа которых постоянно была связана с огнем.В лето 1365 г. Русская земля пострадала от великой засухи.И в этот год произошел крупнейший пожар в Москве.Город сгорел буквально за два часа.«Всехсвятский» пожар имел прямое отношение к последующему восстановлению кремлевских стен, но уже не дубовых, как эго было при князе Иване Калите, а более прочных, способных противостоять и военной силе, и стихии огня. Белокаменный Кремль с длиной стен около 2 тысяч метров был возведен к 1367 г. Безымянные авторы русских летописей скорбно повествуют о губительных пожарах, бесчисленное число раз опустошавших город и посад.Почти каждый год в Москве происходили пожары. Летописные источники отмечают, что за десять с небольшим лет произошло четыре огромных пожара. 3 мая 1331 г. полностью выгорает весь Кремль. 13 июня 1337 г. очередной пожар уничтожает почти всю Москву. Четвертый великий пожар происходит 31 мая 1343 г., во время этого пожара опять сгорел весь город.Пожары случались и в других городах - Вологде, Витебске. ЗаключениеТаким образом, летопись выступает в качестве сложнейшего для изучения, но важнейшего исторического источника, который позволяет реконструировать события прошлого. Как исторический источник летописи отличаются детальностью, подробностью изложения, объективностью. Мы рассмотрели особенности летописных упоминаний о пожарах. Как известно, пожары в жизни городов Древней Руси являлись вполне обыденным явлением. В древнерусских летописях мы находим упоминания только о самых крупных пожарах, которые уничтожали подчас весь город. Частые пожары объяснились самым бытовым укладом древнерусских жителей, отсутствием должного внимания к технике безопасности.Согласно летописным источникам, первые эффективные попытки предотвращения пожаров имели место быть в древнем Новгороде. В других городах в основном не занимались профилактикой пожаров. Также следует заметить, что эффективной защите от пожаров мешало само отношение к огненной стихии в Древней Руси. Огонь считался священным, а пожар рассматривался как справедливая кара Божья, с которой не следует бороться, её следует принимать как должное. По этой причине жители городов часто проявляли пассивность во время пожаров. Пожары случались во всех городах Руси. Наиболее крупные пожары, согласно летописям, происходили в рассматриваемый период в Киеве, Новгороде, Пскове, Москве. Это было связано с расширением числа жителей в этих городах, активным строительством. Как правило, здания строились из дерева, за счет чего огонь быстро перекидывался на соседние строения, уничтожая целые районы. Список литературыИсточникиЛаврентьевская летопись.// http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php?list=334&n=365Новгородская первая летопись.// http://www.krotov.info/acts/12/pvl/novg29.htmПСРЛ. Т.1. 2-е изд. / Под ред. Е. Ф. Карского. Вып.1-3. - М., 2001.Симеоновская летопись.// http://pandoraopen.ru/2013-02-26/psrl-t-18-simeonovskaya-letopis/ЛитератураАлехин Э.В. Регионоведение. – Пенза, 2012. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/317/76317Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века: (Исследование и тексты). Автореф. дисс. докт. филол. Наук. СПб, 1996.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. – М., 2002. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. – М., 2010.Жук С.М. Киевская Русь. – М., 2007.Ипполитов Г.М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу.//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. № 3, 2011. Ключевский В.О. Лекции по русской истории.// http://militera.lib.ru/common/kluchevsky1/04.htmlКрянев Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси. /Ю.В. Крянев, Т.П. Павлова//Как была крещена Русь. – М., 1988.Симеоновская летопись.// http://pusk.by/bse/132347/Стрелецкий В.Н. Историческая география и регионалистика: пути и перспективы взаимодействия.//Псковский регионологический журнал. № 5, 2007. С. 4-5 Щукина Т. В., Михайлова А. Н., Севостьянова Л. А. Русские летописи: особенности и проблемы изучения // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 940-943. — URL https://moluch.ru/archive/106/25037/Яновский О.А. История Беларуси. Полный курс. – Минск, 2006.
1. Лаврентьевская летопись.// http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php?list=334&n=365
2. Новгородская первая летопись.// http://www.krotov.info/acts/12/pvl/novg29.htm
3. ПСРЛ. Т.1. 2-е изд. / Под ред. Е. Ф. Карского. Вып.1-3. - М., 2001.
4. Симеоновская летопись.// http://pandoraopen.ru/2013-02-26/psrl-t-18-simeonovskaya-letopis/
Литература
5. Алехин Э.В. Регионоведение. – Пенза, 2012. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/317/76317
6. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века: (Исследование и тексты). Автореф. дисс. докт. филол. Наук. СПб, 1996.
7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. – М., 2002.
8. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.
9. Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. – М., 2010.
10. Жук С.М. Киевская Русь. – М., 2007.
11. Ипполитов Г.М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу.//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. № 3, 2011.
12. Ключевский В.О. Лекции по русской истории.// http://militera.lib.ru/common/kluchevsky1/04.html
13. Крянев Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси. /Ю.В. Крянев, Т.П. Павлова//Как была крещена Русь. – М., 1988.
14. Симеоновская летопись.// http://pusk.by/bse/132347/
15. Стрелецкий В.Н. Историческая география и регионалистика: пути и перспективы взаимодействия.//Псковский регионологический журнал. № 5, 2007. С. 4-5
16. Щукина Т. В., Михайлова А. Н., Севостьянова Л. А. Русские летописи: особенности и проблемы изучения // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 940-943. — URL https://moluch.ru/archive/106/25037/
17. Яновский О.А. История Беларуси. Полный курс. – Минск, 2006.
Вопрос-ответ:
Какими историческими событиями охватываются русские летописи?
Русские летописи охватывают период с IX по XVII век и описывают различные исторические события, включая войны, политические события, культурные перемены и религиозные события.
Какие особенности изучения русских летописей можно выделить?
Изучение русских летописей имеет свои особенности, такие как сложное понятие авторства, вероятность вмешательства третьих лиц в тексты, проблемы датировки и интерпретации источников.
Каким образом проводился анализ упоминаний о пожарах в Древнерусских летописях?
Для анализа упоминаний о пожарах в Древнерусских летописях проводилось их сравнение, а также изучение контекста и характера упоминаний для более полного понимания событий.
Что можно сказать о понятии авторства в летописеведении?
Понятие авторства в летописеведении является сложным и условным. Не всегда можно точно определить автора, составителя или редактора летописного текста. Вероятно, некоторые летописи были созданы коллективно или подверглись изменениям после своего создания.
Какие источники и литература использовались при исследовании русских летописей?
При исследовании русских летописей были использованы различные источники и литература, включая другие исторические источники, работы ученых, археологические данные и первоисточники.
Какие летописные источники рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются русские летописи.
Что делает русские летописи историческим источником?
Русские летописи являются историческим источником, который предоставляет информацию о прошлых событиях, людях и культуре Древней Руси.
Какие особенности изучения русских летописей обсуждаются в статье?
Статья обсуждает особенности изучения русских летописей, такие как авторство, составление и редактирование текстов.
Какие трудности возникают при изучении авторства летописных текстов?
Одной из трудностей является то, что представление об авторе или составителе или редакторе летописного текста оказывается в значительной степени условным.
В чем заключается практическая часть анализа упоминаний о пожарах в Древнерусских летописях?
Практическая часть анализа состоит в изучении и анализе упоминаний о пожарах в Древнерусских летописях.
Какие особенности имеют русские летописи в качестве источника?
Русские летописи являются важным историческим источником, который отражает события и жизнь древнерусского общества. Они представляют собой хронологически упорядоченные записи, в которых содержатся данные о политических событиях, войнах, правителях, церковной жизни и многом другом. Однако следует помнить, что летописи обладают своими особенностями, такими как субъективность, пропагандистский характер и возможные ошибки и искажения.
Каким образом изучаются русские летописи?
Русские летописи изучаются с помощью критического анализа текстов и сопоставления с другими источниками. Исследователи обращают внимание на стиль, языковые особенности, авторство и подлинность текста. Они также проводят анализ упоминаний о конкретных событиях или явлениях, таких как пожары. При изучении летописей важно учитывать исторический контекст и обстоятельства написания текстов.