Исследование экономической эффективности околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле на примере уполномоченного экономического оператора
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 16.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 5
1.1 Понятие и сущность деятельности осуществляемой уполномоченными экономическими операторами 5
1.2 Правовая основа функционирования института уполномоченного экономического оператора 8
Глава 2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРОМ 11
2.1 Условия и порядок получения статуса уполномоченного экономического оператора 11
2.2 Правила назначения и освобождения от статуса уполномоченного экономического оператора на территории Евразийского экономического союза…………………………………………………………………………………13
2.3 Специальные упрощения на совершение таможенных операций, установленные законодательством Евразийского экономического союза в отношении деятельности уполномоченного экономического оператора 20
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА 27
3.1 Проблемы и перспективы развития института уполномоченного экономического оператора 27
3.2 Совершенствование административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора 33
3.3 Механизмы, обеспечивающие удовлетворение интересов государства и уполномоченных экономических операторов как основных фигур в процессе таможенных правоотношений 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
«Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшаются в той мере, в какой таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнёрами в торговом сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи поставок товаров». Соответственно, такое взаимодействие сторон рассматривается как способ повышения их эффективности, в том числе за счёт возможности аккумуляции имеющихся у них ресурсов на контроль сомнительных поставок с высоким уровнем риска.Современная практика таможенного администрирования приводит к выводу о необходимости совершенствования таможенного регулирования в связи с наличием таких проблемных вопросов, как отсутствие установленных требований к порядку ведения системы учёта коммерческой документации УЭО; учет особого статуса УЭО при разработке мер применения системы управления рисками; разработка условий, при которых УЭО может быть включен в реестр таможенных представителей и, наоборот, для возможного зачета ряда уже выполненных требований при изначальном включении в соответствующий реестр; приведение формы обязательства о подаче ДТ и представлении необходимых документов и сведений в соответствие с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС.3.3 Механизмы, обеспечивающие удовлетворение интересов государства и уполномоченных экономических операторов как основных фигур в процессе таможенных правоотношенийЭффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников ВЭД при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками (далее – СУР).Опыт внедрения СУР в ТО различных стран постоянно обобщается как ВТО, так и другими международными организациями.В интересах гармонизации таможенных бизнес-процессов ВТО был подготовлен ряд международных соглашений, обеспечивающих упрощение таможенных процедур, в том числе на основе СУР.Многие страны, приняв на вооружение опыт ВТО, обеспечили внедрение СУР в своих ТО и своим положительным практическим опытом подтвердили эффективность использования СУР, ее способности значительно ускорить движение грузов через таможни, сокращая время осуществления таможенных операций и поднимая конкурентоспособность национальных экспортеров и импортеров.Киотская конвенция [3] является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли. Глава 6 Генерального приложения к Киотской конвенции определила основные принципы управления рисками в таможенном деле.Логическим продолжением и развитием этого документа стали Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (упоминаемые в главах 1.1. и 2.1.) явили собой новый механизм сочетания мер по облегчению торговли с мерами по обеспечению безопасности.Стандарты, указанные на рисунке 12, существуют на 2 основах это отношения таможенных администраций между собой и таможенных администраций с бизнес сообществом. В первой основе определена группа из 11 стандартов, а во второй, соответственно, из 7.Рисунок 12 – Рамочные стандарты безопасностиСтандарт 1 первой «опоры» «Комплексное управление цепью поставок товаров» (далее – КУЦП) предусматривает следующее требование:– предоставление таможенной администрации полномочий, позволяющих требовать от экспортеров и перевозчиков заранее подавать данные в таможню в электронном виде для оценки угроз безопасности. На основе этих данных таможенная служба проводит оценку риска и в случае опасности направляет уведомление типа «Не грузить» или «Не выгружать».Выполнение этих требований позволяет построить цепочку комплексного таможенного контроля или КУЦП. представляющую собой постоянный совместный процесс таможенного контроля и оценки рисков, начинающийся в момент подготовки грузов к экспорту, с постоянной проверкой целостности грузов при недопущении ненужного дублирования мер контроля.Итак, стандарты первой «опоры» направлены на тесное сотрудничество таможенных администраций в рамках реализации комплексного управления цепью поставок.Стандарты второй «опоры» задают направление совместным усилиям таможенных служб и бизнеса и сводятся к следующим понятиям: «партнерство», «безопасность», «выгода», «технология», «коммуникации» и «облегчение». Соблюдая стандарты второй «опоры», участники ВЭД переходят в разряд УЭО. Согласно Стандарту 1 «Партнерство» для перехода на новый уровень участник ВЭД должен обеспечить определенные гарантии безопасности посредством проведения самооценки с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики.В общем виде взаимодействие таможни и компании заключается в построении гибкого индивидуального плана обеспечения безопасности, в котором будут определены и документально зафиксированы меры по повышению безопасности, реализуемые УЭО. Совместно подготовленный документ должен содержать конкретно сформулированные и проверяемые процессы. Это, по мнению ВТО, должно обеспечить возникновение намерения соблюдать стандарты безопасности у бизнес-партнеров УЭО.Принимая меры по повышению безопасности и извлекая для себя соответствующие выгоды, участники ВЭД становятся УЭО. т.е. приобретают новое качество, а существующие УЭО сохраняют свой статус. Кроме того, у бизнес-партнеров УЭО возникает необходимость соблюдать стандарты безопасности, изложенные в рамочных стандартах.Минимальный общий набор требований, соблюдение которых с учетом бизнес-модели УЭО позволяет обеспечить безопасность где основной упор делается на обеспечение целостности грузов и контейнеров. «Выгоды» таможенная администрация совместно с представителями торгового сообщества должны разработать порядок или процедуру аккредитации по критериям качества, которые обеспечат УЭО соответствующие стимулы.В соответствии со Стандартом 5 «Коммуникация» таможенная администрация должна регулярно обновлять программу партнерства «таможня–бизнес» с тем, чтобы способствовать внедрению минимальных стандартов безопасности и наиболее эффективных методов обеспечения безопасности. Должны разрабатываться процедуры, применяемые в случае запроса или подозрений о нарушении таможенного законодательства, проводиться консультации по вопросам безопасности.В Стандарте 6 «Облегчение» говорится о необходимости совместной работы таможенных администраций и УЭО для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставки товаров (далее – МЦПТ).Стандарты второй «опоры» позволяют скорректировать процесс управления цепью поставок товаров участниками ВЭД таким образом, чтобы обеспечить безопасность и облегчить торговлю во взаимодействии с таможенными службами на протяжении всей МЦПТ. Применение рамочных стандартов предусматривает создание новой системы администрирования МЦПТ таможней и бизнесом, для достижения целей МЦПТ – повышения безопасности и облегчения мировой торговли. При этом отношения между таможней и бизнесом строятся на основе партнерства и понимания роли каждой стороны в управлении МЦПТ.Внедрение рамочных стандартов ВТО осуществляется в рамках программы Colambus7, включающей три этапа и реализуемой в рамках институционального строительства. Программа институционального строительства формируется с привлечением ресурсов TheInternationalNetworkofCustomsUniversitiesInc. (далее – INCU) являющейся некоммерческой международной структурой, основанной под эгидой ВТО и другими организациями для обеспечения «единой контактной точки», позволяющей объединить организации, занимающиеся образованием и научно-исследовательскими разработками в области таможенного дела. В задачи INSU входит также создание единого глобального ресурса для студентов, желающих повысить свои знания в области таможенного дела, международной торговли, таможенной логистике.INSU призвана минимизировать разрыв в практике разработки учебных программ по таможенному делу в различных странах мира, обеспечить внедрение рекомендуемых ВТО механизмов модернизации ТО, обеспечить популяризацию требований ВТО, создать предпосылки для гармонизации международного законодательства в сфере международной торговли и обеспечения безопасности цепи поставок. INSU преследует также цель объединения усилий передовой общественности по обмену практическим опытом организации таможенного дела в различных странах. Важным достижением на этом пути является внедрение в практику работы различных стран мира положений ВТО. Управление рисками обеспечивает организацию способов надлежащего реагирования. Управление рисками должно быть организовано таким образом, чтобы помочь таможенной службе избежать принятия неэффективных мер, которые могут помешать осуществлению правовых действий и привести к искажению распределения ресурсов. Чтобы управление рисками было эффективным, оно должно стать неотъемлемой частью деятельности таможенной службы, общего управления, менеджмента, отчетности, политики, философии и культуры. Аналогичный подход к управлению рисками может быть принят для всех видов деятельности организации, включая проекты, определенные функции, активы и продукцию. Это укрепляет взаимозависимость общих целей организации, а так же ее деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕУЭО в ЕАЭС являются особой категорией юридических лиц, имеющей привилегии перед ТО, которые дарят возможность использования специальных упрощений в рамках применения таможенных процедур. Применяемы привилегии при выпуске УЭО товаров выражаются кроме того и в процедурном аспекте. К примеру, выявлено, что по истечении 5 часов после направления в ТО документов, необходимых для выпуска товаров, и приотсутсвии выданного ТО запрета на снятие средстви идентификации с товаров разрешение считается полученным; перевозчик также вправе передать товар УЭО бех получения разрешения ТО назначения. С момента принятия товаров перевозчиками они являются выпущенным во внутренней потребелние.На основании изложенного, операции, связанные с таможенным контролем и оформлением товаров могут осуществляться в комфортном режиме и предполагают более эффективное прохождение порядка «таможенной очистки». Однако возможность их применения поставлена в зависимость от получения юридическими лицами статуса УЭО и требует выполненияопределенных законодательством ЕАЭС условий.Поставленная в работе цель была достигнута путем детального анализа статуса и положения УЭО в главе 2 и представленных в ней рисунков.Кроме того, поставленная цель была достигнута путем выполнения следующих задач:– рассмотрены основные тенденции развития института УЭО;– проанализирована зарубежная практика применения института УЭО;– исследованы особенности присвоения статуса УЭО;– изучены специальные упрощения, предоставляемые УЭО; – выявлены основные проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в таможенном законодательстве ЕАЭС в части вопросов, касающихся функционирования института УЭО;–выработаны предложения по дальнейшему совершенствованию института УЭО в ЕАЭС.Роль статуса УЭО состоит в снижении затрат на обслуживание цепи поставок при обеспечении безопасности ВЭД за счет: стандартизации и сертификации бизнес-процессов ВЭД; использования современных технологий логистики и управления цепями поставок.Несмотря на то, что определенный льготный режим существовал и ранее, УЭО является новым институтом, основанным на нормах международного права и призванным служить в целях развития полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД, упрощения и ускорения таможенных процедур, а также ослабления административного давления.Основным ориентиром при разработке направлений совершенствования института УЭО в ЕАЭС выступает позитивный опыт зарубежных государств в рассматриваемом направлении.Среди основных направлений совершенствования института УЭО можно обозначить: предоставление возможности стать УЭО не только декларанту, но и всем остальным участникам поставки товаров (отправитель, получатель, перевозчик, таможенный представитель, владелец склада и т.д.).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКнигиЛякишева, М.А. Институт уполномоченных экономических операторов. Анализ, проблемы и перспективы / М.А. Лякишева/ ВЭД консалтинг. 2013. – с. 29;Дорощенко, Г.И. Деятельность уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе на современном этапе / Г.И. Дорощенко Таможенное дело. 2014.- с. 9.Некрасов, Д.В. Программа уполномоченного экономического оператора как инструмент совершенствования его административно-правового статуса // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 12.Нормативно правовые актыРамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТО (Рамочные стандарты безопасности) [Электронный ресурс]: Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: Режим доступа: Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017;О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082;Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872 «Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];Приказ ФТС России от 30.12.2010 № 2709 (ред. от 05.08.2013) «Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];Приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru]; Приказ ФТС РФ от 20.09.2011 № 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];Регламент № 952/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающий Таможенный кодекс Союза (в новой редакции)» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];СтандартыГОСТ 1.1-2002.Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http://iso.gost.r; Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];СтатьиКуракин, А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции. 2013. С. 12.Кожуховский, В.А. Оценка проблем и перспектив развития института уполномоченного экономического оператора // Тезисы доклада заместителя начальника отдела таможенных процедур СОТК Центрального таможенного управления. 2013. С. 5.Некрасов Д.В. Куда идут все с УЭО. // Таможенное регулирование. 2013. № 9. С. 15.Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций // Пробелы в российском законодательстве. Юридическийжурнал. 2013. № 4. С. 18.REVIEW OF MARITIME TRANSPORT, 2008 Report by the UNCTAD secretariat // UNITED NATIONS. 2008. P. 47.Электронные ресурсыНекрасов, Д.В. Доклад Директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии «Институт уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе: проблемы теории и практики» / Д.В. Некрасов [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs-academy.net/?p=3418;Развитие института уполномоченных экономических операторов в Таможенном союзе. – [Электронный ресурс]. URL: http://proved-np.org/images/cms/headers/kozaev1.pdf;Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23469;Вобликов В.Ю. Правовой статус уполномоченных экономических операторов: проблемы формирования правового статуса // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. № 1-2. С. 58;Столярова А.П. Развитие института уполномоченного экономического оператора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intermedia-publishing.ru/ENZhM/Stolyarova_UEO.pdf;Институт уполномоченного экономического оператора важный шаг к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД [Электронный ресурс]. URL: http://ctu.customs.ru/index.php?catid=50:info-ved-cat&id=6551:2013-04-05-06-23 content&view=article;Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru;
2. Дорощенко, Г.И. Деятельность уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе на современном этапе / Г.И. Дорощенко Таможенное дело. 2014.- с. 9.
3. Некрасов, Д.В. Программа уполномоченного экономического оператора как инструмент совершенствования его административно-правового статуса // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 12.
Нормативно правовые акты
1. Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТО (Рамочные стандарты безопасности) [Электронный ресурс]: Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: Режим доступа: Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017;
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082;
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872 «Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
6. Приказ ФТС России от 30.12.2010 № 2709 (ред. от 05.08.2013) «Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
7. Приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
8. Приказ ФТС РФ от 20.09.2011 № 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
9. Регламент № 952/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающий Таможенный кодекс Союза (в новой редакции)» Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
Стандарты
1. ГОСТ 1.1-2002.Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http://iso.gost.r; Режим доступа: Официальный сайт Консультант плюс [http://www.consultant.ru];
Статьи
1. Куракин, А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции. 2013. С. 12.
2. Кожуховский, В.А. Оценка проблем и перспектив развития института уполномоченного экономического оператора // Тезисы доклада заместителя начальника отдела таможенных процедур СОТК Центрального таможенного управления. 2013. С. 5.
3. Некрасов Д.В. Куда идут все с УЭО. // Таможенное регулирование. 2013. № 9. С. 15.
4. Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 4. С. 18.
5. REVIEW OF MARITIME TRANSPORT, 2008 Report by the UNCTAD secretariat // UNITED NATIONS. 2008. P. 47.
Электронные ресурсы
1. Некрасов, Д.В. Доклад Директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии «Институт уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе: проблемы теории и практики» / Д.В. Некрасов [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs-academy.net/?p=3418;
2. Развитие института уполномоченных экономических операторов в Таможенном союзе. – [Электронный ресурс]. URL: http://proved-np.org/images/cms/headers/kozaev1.pdf;
3. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23469;
4. Вобликов В.Ю. Правовой статус уполномоченных экономических операторов: проблемы формирования правового статуса // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. № 1-2. С. 58;
5. Столярова А.П. Развитие института уполномоченного экономического оператора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intermedia-publishing.ru/ENZhM/Stolyarova_UEO.pdf;
6. Институт уполномоченного экономического оператора важный шаг к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД [Электронный ресурс]. URL: http://ctu.customs.ru/index.php?catid=50:info-ved-cat&id=6551:2013-04-05-06-23 content&view=article;
7. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru;