Роль семейного воспитания в психическом развитии ребенка
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.Теоретические аспекты исследования семейного воспитания 6
1.1. Семья как фактор воспитания 6
1.2 Стиль семейного воспитания как фактор развития ребенка 11
2. Влияние семьи на психическое развитие ребенка 19
2.1. Влияние семьи на развитие образа «Я» у ребенка 19
2.2 Влияние семьи на развитие одаренности в психическом развитии ребенка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Отечественные психологи также подтвердили эти описания родителей одаренных детей. На основании данных анкет и бесед можно отметить, что семьи одаренных детей отличаются открытостью, широтой социальных связей, наличием разнообразия интересов и хобби (интерес к искусству, культурное времяпрепровождение). Л. Байярд-де-Вало, Е. С. Белова, В. Герцель, Р. Зайонц, И. П. Ищенко, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, В. С. Юркевич и др. изучают следующие особенности семей, воспитывающих одаренного ребенка: 1) структура и эмоциональный климат семьи Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, И. П. Ищенко и др. выявили, что большинство одаренных детей (87%) воспитывалось в полных семьях, при этом в 70% известных случаях вместе с детьми и родителями проживал кто-либо из ближайших родственников. В. Герцель, в свою очередь, отмечает, что каждый из испытуемых был единственным ребенком в семье. Эксперименты Р. Зайонца и Т. А. Думитрашку продемонстрировали зависимость между интеллектуальной одаренностью и количеством детей, воспитывающихся в семье. Они предложили модель интеллектуального развития: от детей, воспитывающихся в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами, следует ожидать большего интеллектуального развития. В. С. Юркевич утверждает, что климат в семье является основой для развития познавательной потребности, которая является одной из ведущих характеристик одаренности. Но сам по себе климат зачастую является лишь отражением семейной педагогической системы, которая во многом зависит от наличия познавательной потребности у самих родителей. 2) стили детско-родительских отношений Как зарубежные, так и отечественные исследователи отдают важную роль стилю детско-родительских отношений в развитии одаренности. Так, например, стили, основанные на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, препятствуют развитию способностей. Р. Хесс и В. Шипман делят родительские стили взаимодействия на два типа – императивный и инструктивный [7]. Для императивного стиля типичны однозначные команды вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т. д. Учеными установлено, что императивный стиль развивает в ребенке пассивность, податливость и конформизм. Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования к поведению четко обосновываются: «Надень фартук, потому что, если ты испачкаешься, не в чем будет идти в детский сад», «Убери игрушки, а я подмету пол» и т. п. В данном случае детскородительские отношения основываются на сотрудничестве и уважении ребенка. Именно этот стиль взаимодействия свойственен большинству родителей одаренных детей. Результаты исследований Л. И. Ларионовой показали, что в семьях одаренных школьников присутствует партнерский стиль общения, отцы оказывают большее влияние на жизнь семьи и воспитание детей, матери – более ответственные и независимые женщины [3]. 3) отношение родителей к детской одаренности Анализ зарубежных и отечественных психологических исследований приводит к условному выделению трех типов отношения родителей к одаренности: 1 – отрицательное, 2 – игнорирующее, 3 – положительное. По данным Р. Хофстедера, Б. Блума, некоторые родители не признают одаренность своего ребенка, часто даже отрицательно к ней относятся. Такие родители часто говорят: «Пусть мой ребенок будет нормальным, как все». Причиной такого отношения может быть антиинтеллектуализм общества, недоверие к тем, кто выделяется из большинства.Другие родители всячески игнорируют ранние проявления «сверхспособностей» у своих детей. Таким образом, не обращая внимания на его одаренность, взрослые своим поведением как бы говорят: «Твои способности нас не радуют, и твоя одаренность нас не интересует». В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны родителей ребенок делает вывод, что важно не выделяться «из толпы» (J. С. Gowan, E. R. Torrance, J. Khatena). Тогда он начинает скрывать свои способности, что, при неблагоприятных обстоятельствах, может негативно повлиять на развивающуюся личность ребенка. Психологам известно, что продолжительное подавление интеллектуальных и эмоциональных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам, психозам. М. Диркс отмечает, что неврозы часто вызывают длительную депрессию у ребенка, когда он не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него потребностей и стремлений. Следующий вариант родительского отношения к одаренности – гиперсоциализация [4]. Для таких родителей важны: престижность, положительные результаты ребенка, возможность рассказать о них обществу. Результат таких родительских действий – хроническая усталость ребенка и его невозможность добиваться высоких результатов. Наиболее плодотворному развитию личности ребенка, ее реализации способствует вариант отношения родителей к детской одаренности, когда они ценят и любят самого ребенка, а не его таланты. Оно дает ребенку уверенность в себе, чувство защищенности, значимости для ближних и т. п. Согласно исследованиям отечественных психологов центра Л. И. Венгера, такая позиция свойственна большинству родителей (80%), воспитывающих интеллектуально одаренных детей. В рабочей концепции одаренности [5] также указывается несколько характерных особенностей семей, воспитывающих одаренного ребенка: Для становления личности одаренного ребенка очень важно повышенное внимание родителей. Зачастую для семей одаренных детей характерна высокая ценность образования, нередко сами родители являются очень образованными людьми, имеющими высокие заслуги в своей профессиональной деятельности. Тесное переплетение личностных и познавательных интересов ребенка и родителей («общее хобби»). Часто родители одаренных детей – люди пожилого возраста, для которых ребенок становится единственным смыслом жизни. Зачастую одаренные и талантливые дети являются единственными детьми в семье, и внимание родителей направлено только на воспитание этого ребенка. Родители становятся учителями и наставниками своих детей в творчестве, спорте, том или ином виде научного познания. Это также закрепляет познавательные интересы ребенка. Повышенное внимание родителей к школьному обучению ребенка. Они выбирают для него учебники, литературу, советуются с учителем об особенностях реализации образовательной программы. Анализируя результаты исследований семей с одаренными детьми, можно сделать вывод о том, что, несмотря на множество общих факторов, составляющих семейную воспитательную систему, тем не менее, все семьи имеют много специфичного, как в соотношении этих факторов, так и в их наличии. Это, прежде всего, связано с тем, что на наличие той или иной семейной воспитательной системы оказывает влияние неповторимость личности каждого субъекта этой системы, как родителей, так и детей, и следует учитывать уникальность каждого, которая влияет на взаимоотношения членов семьи, семейную атмосферу, на развитие ребенка в целом и его способностей и одаренности в частности. Тем не менее, еще недостаточно определены структурно-функциональные особенности и социально-психологические особенности семьи, специфика детско-родительских отношений в семьях с одаренными детьми. Таким образом, изучение влияния семьи на развитие одаренности ребенка может оказать существенное влияние на понимание сущности самого феномена одаренности, а также особенностей его развития в онтогенезе.заключеНиеВыделяют тип семейной ситуации, развивающий у ребенка положительный образ Я. Установлено, что если дома преобладает атмосфера взаимного доверия между родителями и детьми, решимость принять друг друга, то эти дети в жизни более способны, самостоятельны, у них выше самооценка. Дети очень тонко и остро улавливают любые детали в отношениях родителей между собой. С течением времени взаимосвязь матери и отца становится моделью для копирования в семье. На развитие образа Я воздействуют, такие факторы, как: – ценности, нормы параметры оценок и самооценок, которыми наделяют ребенка родители, и по ним он начинает оценивать себя сам; – образ самого себя, имеющий определенные качества, свойства и особенности; – собственно самооценка родителей; – средство регуляции поведения ребенка родителями, который оказывается средством саморегуляции. Можно выстроить целую цепь несовершенных способов влияния родителей на развивающийся образ Я ребенка. Это, прежде всего, принуждение, внушение ребенку нереалистического образа. Важным моментом, искажающим правильное понимание родителями своего ребенка, может быть неадекватная родительская самооценка. Матерям, которые проявляют беспокойство, сомнение, колебание, нерешительность в своей родительской высококомпетентности, нелегко быть чуткими, любящими в общении с ребенком. Родители должны оценивать ребенка, основываясь не только на его объективных качествах, удачах, свершениях, но и учитывать, что их сын или дочь оказываются под авторитетным воздействием родительской позиции, в которой преломляются мотивационно-эмоциональные структуры их личности. Наиболее выгодными условиями развития положительного образа Я и самооценки ребенка является эмоциональная сопричастность родителей к жизни ребенка и наличие ясных, конкретных, веских правил, корректирующих поведение, но не мешающих формированию самостоятельности ребенка.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлейников Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2018. – 685 с.Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. - Вестник Московского Университета. Психология. 2018. - №2. – С. 60-72.Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. - Вопросы психологии, 2015, № 4. – С. 10-15.Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2015. – 470 с.Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 99 с.Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – СПб.: Наука и Техника, 2016. – 272 с.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2015. – 432 с.Бронсон П.. Меррпиен Э. Мифы воспитания. Наука против интуиции. - М.: Манн. Иване» и Фербер», 2015. – 213с.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2015. – 240 с.Грей Дж. «Дети с небес. Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. - София. 2016. – 341с.Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. - Социологические исследования – 2018. - № 11. – С. 108-118.Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей. - Социальная педагогика: новые исследования Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2015. – С. 22-28.Дени М. Родительский авторитет. - Clever. 2015. – 127с.Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2017. - 170 с.Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии.2015. №1. – 10-15Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. - Вопросы психологии,2016, №1.- С. 3-8.Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2015. – 485 с.Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 2016. – 160 с.Кенфилд, Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2017. - 237 с.Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М.: Академия, 2015. - 360 с.Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. - Психологический журнал. – 2015. - №5 - С. 16-32.Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2015. – 992 с.Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2015. – 351 с.Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад.школа, 2016. – 120 с.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - Воспитание детей в неполной семье.- М.: Прогресс, 2016. - с. 70-98Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать. - Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2015. - с. 6-68Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2017.-184 с.Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Инфра-М, 2016. – 315с.Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 631 с.Нильсен Дж, Лотт Л, Гленн Ст. 1001 совет родителям по воспитанию детей. - Питер. 2015.- 341с.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. - Вестник Московского Университета. Психология. 2018. - №2. – С. 60-72.
3. Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. - Вопросы психологии, 2015, № 4. – С. 10-15.
4. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2015. – 470 с.
5. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 99 с.
6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – СПб.: Наука и Техника, 2016. – 272 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2015. – 432 с.
8. Бронсон П.. Меррпиен Э. Мифы воспитания. Наука против интуиции. - М.: Манн. Иване» и Фербер», 2015. – 213с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2015. – 240 с.
10. Грей Дж. «Дети с небес. Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. - София. 2016. – 341с.
11. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. - Социологические исследования – 2018. - № 11. – С. 108-118.
12. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей. - Социальная педагогика: новые исследования Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2015. – С. 22-28.
13. Дени М. Родительский авторитет. - Clever. 2015. – 127с.
14. Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2017. - 170 с.
15. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии.2015. №1. – 10-15
16. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. - Вопросы психологии,2016, №1.- С. 3-8.
17. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2015. – 485 с.
18. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 2016. – 160 с.
19. Кенфилд, Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2017. - 237 с.
20. Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М.: Академия, 2015. - 360 с.
21. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. - Психологический журнал. – 2015. - №5 - С. 16-32.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2015. – 992 с.
23. Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2015. – 351 с.
24. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 2016. – 120 с.
25. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - Воспитание детей в неполной семье.- М.: Прогресс, 2016. - с. 70-98
26. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать. - Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2015. - с. 6-68
27. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2017.-184 с.
28. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Инфра-М, 2016. – 315с.
29. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 631 с.
30. Нильсен Дж, Лотт Л, Гленн Ст. 1001 совет родителям по воспитанию детей. - Питер. 2015.- 341с.
Вопрос-ответ:
Какая роль семейного воспитания в психическом развитии ребенка?
Семейное воспитание играет ключевую роль в психическом развитии ребенка. Семья является основным фактором воспитания, она создает условия для развития образа Я у ребенка и формирует его личностные качества. Индивидуальный стиль семейного воспитания также влияет на развитие ребенка
Что означает понятие "семья как фактор воспитания"?
Семья, в которой ребенок растет, играет огромную роль в его воспитании. Семья создает благоприятную среду, где ребенок получает эмоциональную поддержку, любовь и заботу, а также осваивает основные ценности и нормы поведения, которые будут влиять на его психическое развитие. Таким образом, семейное воспитание формирует основы личности ребенка.
Какой стиль семейного воспитания влияет на развитие ребенка?
Стиль семейного воспитания может оказывать сильное влияние на психическое развитие ребенка. Для успешного развития ребенка важно, чтобы в семье были установлены ясные и последовательные правила с ненасильственными методами воспитания. Активное участие родителей в жизни ребенка, поддержка его интересов и поощрение самостоятельности способствуют позитивному развитию личности.
Как семья влияет на развитие образа Я у ребенка?
Семья играет ключевую роль в формировании образа Я у ребенка. Окружение, в котором ребенок живет, влияет на его самооценку, уверенность в себе, ощущение собственной ценности и способности принимать решения. Если семья создает благоприятную и поддерживающую атмосферу, ребенок развивает позитивное представление о себе и своих возможностях.
Как семья влияет на развитие одаренности у ребенка?
Семья имеет значительное влияние на развитие одаренности у ребенка. Родители могут обнаружить и поддерживать таланты ребенка, предоставлять ему возможности для самореализации и развития интересов. Поддержка и стимулирование ребенка в самых разных областях помогают выявить и развить его таланты и одаренность.
Какова роль семейного воспитания в психическом развитии ребенка?
Семейное воспитание играет ключевую роль в психическом развитии ребенка. В семье формируются основные ценности, нормы поведения, эмоциональные связи и образы Я у ребенка. Родители являются первыми учителями ребенка и влияют на его адаптацию к жизни, развитие самосознания и формирование личности.
Какие аспекты семейного воспитания влияют на развитие ребенка?
Семейное воспитание влияет на развитие ребенка через такие аспекты, как стиль воспитания, коммуникация с родителями, качество семейных отношений, предоставление возможностей для саморазвития и самореализации, приоритеты и ценности, которые родители передают ребенку. Все эти аспекты оказывают влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка.
Как семья влияет на развитие образа Я у ребенка?
Семья является основным источником формирования образа Я у ребенка. Взаимодействие с родителями и семейными членами позволяет ребенку определить свое место в семье и обществе, выработать представления о себе, своих качествах, интересах и целях. Воспитание в семье также влияет на самооценку и уверенность в себе у ребенка.