Церковная реформа Никона
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 11.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Истоки церковного раскола 5
1.1.Причины церковного раскола 5
1.2.Московский церковный собор 7
Глава 2.Итоги Московского собора. Последствия церковного раскола 9
2.1.Реформа Никона 9
2.2.Преодоление церковного раскола 12
Заключение 19
Список литературы 20
Стала существовать основная Русская Православная Церковь, которая осуществляла свою литургическую жизнь по новым, реформированным правилам и уставам, а также многие группы верующих, в совокупности довольно многочисленные, которыми не признались богослужебные нововведения, соответственно, их религиозная жизнь осуществлялась по старым, дореформенным, обрядам – это так называемые старообрядцы (староверы). На протяжении долгого времени, особенно с самого момента раскола и до начала XVIII столетия, вплоть до окончания правления Петра I, старообрядцев преследовали, даже уничтожали физически.Приверженцы старой веры быстро объединились в разные течения и направления. Белокриницкое (австрийское) согласие. Окружники. Наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурный характер общественно-церковной жизни в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Неокружники отрицали всяческие компромиссы с государственной властью никонианством: они отказывались подчиняться правительству, ограничивали общение с никонианцами, соблюдали «Домострой».Беглопоповское (новозыбковское) согласие. Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства существование истинной церкви не имеет смысла. Из-за отсутствия старообрядческих епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром» (Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Что касается Нижегородского края, то нижегородские старообрядцы в большинстве своем принадлежали к «поповщине» и признавали священников и монахов. Нижегородские раскольники от преследований спасались в глухих лесах, уходили за Волгу, где ими основывались собственные скиты. Как уже отмечалось ранее, наибольшее количество таких скитов было на реке Керженец.Именно по этой причине староверы в Нижегородском крае назывались «кержаками» («кержачить» - придерживаться принципов старой веры). Конечно же, жизнь старообрядцев была крайне сложной, поскольку мирные времена сменялись периодами репрессий. Трагической страницей в истории нижегородского старообрядчества является эпоха епископа Нижегородского Питирима. Именно он инициировал знаменитый «разгон» Керженца или Питиримовораззорение.Сначала сам Питирим был раскольником, однако в зрелых годах принял православие, посчитав, что ему предстоит осуществлять борьбу с расколом. В 1719 году его назначили епископом Нижегородским и Алатырским и в своем «доношении» царю Петру Питиримом была предложена целая система мер против раскольников. Петр был человеком, глубоко равнодушным к чисто религиозным вопросам, но любить раскольников у него не было причин: они участвовали в стрелецких бунтах, которые омрачили детство и юность Петра, и, кроме того, были самыми ярыми критиками и противниками петровских нововведений. Немалую роль сыграл и меркантильный момент: с раскольников предлагалось брать двойной подушный оклад, от чего казна государева немало бы выиграла. Царь одобрил все начинания Питирима, и отдал приказ нижегородскому губернатору Ю.А. Ржевскому оказывать новому епископу всяческую помощь и содействие. Это и стало началом массовых преследований старообрядцев. Часто раскольники просто бежали в Сибирь. Второе последствие связано с духовной сферой русского общества. Прежде всего, речь идет о нарушении духовного единства населения, появлении веских оснований для начала острой вражды на религиозной почве, в силу чего народ утратил былое религиозное и нравственное единство. Также новые церковные обряды способствовали усилению социальной разобщенности. Третье последствие раскола связано с тем, что Церковь попала в зависимость от государства. Проведение церковной реформы патриархом Никоном осуществлялось с опорой на государственный аппарат. Московский собор в некоторой степени смягчил негативные последствия раскола и остроту конфронтации, однако все негативные явления преодолеть не удалось.Поскольку сама почва для раскола уже существовала, Собор распубликовал «Наставление благочиния церковного». Также следует сказать о подписании соборного деяния2-го июля 1666 г. В нем русские епископы узаконилиновоисправленные книги и обряды, однако это деяние обладало уже более тактичный характер относительно старых обрядов и чинов, старые обряды уже не определялись как еретические. Таким образом, церковный раскол – это весьма масштабное явление, которое серьезно сказалось на духовном и социальном развитии Руси. Вследствие раскола произошло разделение Церкви. Старообрядцы в результате раскола оказались в весьма тяжелом положении – они подвергались жестоким гонениям. Духовное единство населения было нарушено, развернулась вражда на религиозной почве, преодолеть которую было крайне сложно. ЗаключениеВ целом, поставленные во введении задачи были решены.Что касается общей характеристики церковного раскола, то его причиной была внешняя атрибутика, но, тем не менее, он вылился в мощное противостояние, которое носило ярко выраженный идеологический характер. Крайняя острота церковного раскола связана с затрагиванием мировоззренческих факторов. Никонианами в основном обращалось внимание на «внешнюю мудрость». Староверы (в частности, протопоп Аввакум) старались доказать, что реформа Никона приведет к конфликту между духовностью и разумом. Для Аввакума большее значение имело нравственное совершенство, но не внешняя атрибутика.Реформа Никона воспринималась многими современниками как отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих, который делает невозможным для рядовых верующих доступ к церковной истине. Старообрядцы полагали, что Никон затрагивает основы русского мировоззрения, русской культуры и духовности.Конечно же, нельзя ставить под сомнение тот факт, что церковный раскол вызвал значительные кризисные явления в духовной жизни русского общества, способствовал изменению в его мироощущении.В первую очередь, нарушилось духовное религиозное единство в русском обществе. Во-вторых, Церковь начала утрачивать свое влияние, а затем и вовсе попала в зависимость от государства. Церковный раскол, утрата духовного единства нарушили ход социального и духовного развития русского народа, привели ко многим серьезным потрясениям, последствия которых мы можем наблюдать и сегодня.Список литературыАгеева Е.А.Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. - М., 2002.Богданов А.П. Патриарх Никон.//Вопросы истории. № 1, 2004. С. 51–85История Нижегородского старообрядчества.// http://rpsc-nn.ru/nizhegorodskoe-staroobryadchestvo/82-istoriya-nizhegorodskogo-staroobryadchestva.htmlКаптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – М., 1996.// http://www.sedmitza.ru/text/439627.htmlКарташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2.// http://www.klikovo.ru/db/msg/849Козлов, О.Ф. Дело Никона // Вопросы истории, 1976, №1Лобачев С.В. У истоков церковного раскола.// Российская история. № 2, 2001.Лобачев С.В. Патриарх Никон. - СПб., 2003.Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). (На материалах требника и часослова). - Томск, 2008.// http://krotov.info/history/17/1650/sazonova.htmУрушев Д.А. Падение Третьего Рима. Русская жертва на алтарь греческой утопии.// http://www.anti-raskol.ru/pages/683Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Париж, 1983.// http://krotov.info/library/21_f/lo/puti_00.html
1. Агеева Е.А.Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. - М., 2002.
2. Богданов А.П. Патриарх Никон.//Вопросы истории. № 1, 2004. С. 51–85
3. История Нижегородского старообрядчества.// http://rpsc-nn.ru/nizhegorodskoe-staroobryadchestvo/82-istoriya-nizhegorodskogo-staroobryadchestva.html
4. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – М., 1996.// http://www.sedmitza.ru/text/439627.html
5. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2.// http://www.klikovo.ru/db/msg/849
6. Козлов, О.Ф. Дело Никона // Вопросы истории, 1976, №1
7. Лобачев С.В. У истоков церковного раскола.// Российская история. № 2, 2001.
8. Лобачев С.В. Патриарх Никон. - СПб., 2003.
9. Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). (На материалах требника и часослова). - Томск, 2008.// http://krotov.info/history/17/1650/sazonova.htm
10. Урушев Д.А. Падение Третьего Рима. Русская жертва на алтарь греческой утопии.// http://www.anti-raskol.ru/pages/683
11. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Париж, 1983.// http://krotov.info/library/21_f/lo/puti_00.html
Вопрос-ответ:
Какие были истоки церковного раскола в России?
Церковный раскол в России имел свои истоки в Московском церковном соборе, который проходил в 1666-1667 годах. Основными причинами раскола были разногласия между реформаторами, во главе с патриархом Никоном, и сторонниками традиционных церковных обрядов.
Какие были причины церковного раскола в России?
Главными причинами церковного раскола были несогласие с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Некоторые духовные деятели и верующие не могли принять изменений, которые вводились в церковную практику, включая изменения в литургии и обрядов. Это вызывало массовые протесты и противостояние со стороны старообрядческих группировок.
Какие были итоги Московского церковного собора и последствия церковного раскола?
После Московского церковного собора были приняты реформы Никона, связанные с изменением обрядов и литургии. Это привело к возникновению двух основных направлений в Русской Православной Церкви - старообрядчества и нововерования. Церковный раскол оказал значительное влияние на религиозную жизнь и культуру России, а старообрядческие общины существуют и по сей день.
Что представляла собой реформа Никона?
Реформа Никона была связана с изменением церковных обрядов и литургии. Никон и его сторонники вносили изменения в молитвенник, святоотеческую литературу и другие церковные тексты, чтобы сделать их более схожими с греческими обрядами. Однако, эти изменения не были приняты многими старообрядцами, что привело к церковному расколу.
Как удалось преодолеть церковный раскол в России?
Церковный раскол в России был преодолен путем установления диалога между старообрядческими общинами и Русской Православной Церковью. В 1971 году была заключена Хабаровская единогласная согласительная формула, которая стала основой для урегулирования разногласий и восстановления единства Русской Православной Церкви.
Какое значение имела церковная реформа Никона?
Церковная реформа Никона имела огромное значение для развития Русской Православной Церкви. Она внесла изменения в литургическую практику, внедрив новые правила и уставы. Реформа также привела к церковному расколу и разделению верующих на два лагеря. Последствия этого раскола сказались на церковной жизни и политической обстановке в России.
Что привело к церковному расколу после реформы Никона?
Церковный раскол был вызван неудовлетворением части верующих изменениями, внесенными Никоном в литургическую практику. Одни считали, что эти изменения несовместимы с историческими традициями русской церкви, в то время как другие поддерживали Никона и его реформы. Это привело к разделению верующих на две группы и созданию двух церковных лагерей.
Какие последствия привел церковный раскол?
Церковный раскол привел к разбиению Русской Православной Церкви на две отдельные организации - Московскую Патриархию и Русскую Зарубежную Церковь. Этот раскол повлиял на церковную жизнь и политическую обстановку в России на протяжении многих лет. В результате было создано две параллельные и независимые церковные организации, каждая со своими иерархами и вероучением.
Каким образом преодолевался церковный раскол?
Преодоление церковного раскола было долгим и сложным процессом. Это требовало множества усилий со стороны церковных и государственных деятелей. Одной из ключевых мер было проведение Ярославского церковного собора в 1666-1667 годах, на котором принялись решения по вопросам реформы Никона. Однако полное примирение произошло только спустя много лет, когда было установлено официальное объединение Московской Патриархии и Русской Зарубежной Церкви в 2007 году.
Чем была вызвана церковная реформа Никона?
Церковная реформа Никона была вызвана желанием унификации религиозной практики и церковных уставов в Русской Православной Церкви.