Беседа как исследовательский прием. Стратегия и тактика проведения беседы
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 12.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Беседа как метод исследования 3
2. Виды беседы 9
Заключение 12
Литература 13
Данный вид наиболее распространен в психологической практике. Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном; Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи. Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии. Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации. Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных. Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми; Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди». Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот. ЗаключениеБеседа – один из методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей (П.И. Образцов).Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии. Беседа является достаточно распространенным методом в психологии и педагогике. Она предоставляет информацию об изучаемом явлении в закономерной форме, как от исследуемой персоны, членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг людей. Научное значение данного метода содержится в установлении индивидуального контакта с исследуемым объектом, возможности получить большое количество информации сразу и уточнить необходимые вопросы в форме собеседования. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.ЛитератураЗагвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 2013. – 147 с.Журавлѐв В. И. Методы педагогического исследования. Лекции. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2015. – 320 с.Пичугин А.В. Смирнов В. Б. Беседа: разновидность интервью или самостоятельный. Журнал Вестник Волгоградского государственногоуниверситета. № 4 / 2013.Орлов А. Б., Методы совр. возрастной и пед. психологии, М., 2014. – 257
2. Журавлѐв В. И. Методы педагогического исследования. Лекции. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2015. – 320 с.
3. Пичугин А.В. Смирнов В. Б. Беседа: разновидность интервью или самостоятельный. Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. № 4 / 2013.
4. Орлов А. Б., Методы совр. возрастной и пед. психологии, М., 2014. – 257
Вопрос-ответ:
Что представляет собой беседа как метод исследования?
Беседа как метод исследования представляет собой способ получения разнообразных данных о свойствах личности и психическом развитии человека.
Какие виды беседы существуют?
Существуют различные виды беседы, включая интервью, групповые дискуссии, клинические беседы и т. д.
Какие функции выполняет беседа?
Беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно объединяет все методы исследования, включая тестовые приемы обследования.
Какие цели преследуются при проведении беседы?
Целью беседы является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития человека.
В какой сфере наиболее распространен метод беседы?
Метод беседы наиболее распространен в психологической практике, где он используется для исследования личности и психического развития.
Какой метод исследования представляет собой беседа?
Беседа является методом исследования, который используется в психологии. Она позволяет получить разнообразные данные о свойствах личности и особенностях психического развития.
Для чего проводится беседа?
Цель проведения беседы состоит в получении разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития. Этот метод используется для исследования психологических явлений и процессов и может включать тестовые приемы обследования.
В чем заключается практическое применение беседы?
Беседа наиболее распространена в психологической практике. Она используется для получения разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития. Практическое применение этого метода исследования может включать диагностику психологических состояний, изучение мотивов и потребностей человека, психологическую коррекцию и т.д.