История изучения алалии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 12.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Алалия: лечение, признаки, симптомы алалии 4
2. История изучения алалии 12
Заключение 15
Литература 16


Фрагмент для ознакомления

Некоторые зарубежные авторы объединяют понятия «алалия»и «афазия» общим термином «афазия развития»или«детская афазия»,подчеркнув специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми.В 1885-86 гг. И.А. Бодуэн де Куртене опубликовал лингвистическое описание случая врождённой афазии. Но приоритет в исследовании алалии должен быть отдан Р. Коэну, который в 1888 г. впервые представил развернутую картину «идиопатической алалии» («слухонемоты»), высказав суждение о её характере повреждения речевого аппарата, этиологии, динамике, симптоматике, дифференциальной диагностике механизме, и методах восприятия речи у подобных детей.В последующих работах разных авторов термины «афазия» и «алалия» долгое время применялись без достаточного разграничения, только к 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии данные понятия разводятся: алалия представляет собой недоразвитие речи, афазия - её распад,утрата. В 50-60-е годы это разграничение утвердилось, и на сегодняшний день оно признаётся большинством исследователей.В зависимости от методологического подхода к исследованию экспрессивной алалии можно выделить два этапа исследования проблемы. Первый - с 1888 г. до 60-х гг. XX в. (изучались только причины, которые, по мнению авторов, ведут к нарушению механизма, и конечный результат действия данных причин - речевые произведения. Изучение самого механизма алалии не проводилось) и второй этап - с 60-х гг. до настоящего времени (внимание сосредоточилось на выявлении нарушений внутренней функционирования и структуры языкового процесса. Преобладающими являются психолингвистический и лингвистический аспекты изучения).Р. Коэн являлсяосновоположником так называемых «моторных» концепций алалии. Он исходил из того, что алалия представляет собой функциональное нарушение тех путей и центров головного мозга, которые ответственны за состояние речи, в основном - нарушение центра координации артикуляторных движений. Он полагает, что алалию вызываютнаследственные, психологические и травматические воздействия. Для вырабатывания речи он предложил комплекс педагогических и медицинских мероприятий, которые направлены на «растормаживание нервных путей», на создание условий для «управления деятельностью головного мозга» и «повышения умственных функций». Мнение о моторной недостаточности как сущности алалии стало развиваться в разнообразных вариациях многими исследователями, которые видели основную задачу в развитии у детей артикуляторной стороны речевого акта.В начале XX в. Отмечалось возникновление, появление конкурирующих концепций - «психологических». Сторонники данных концепций к патогенным факторам алалии относили нарушения интеллекта и мышления (М.В. Богданов-Березовский, А. Либман,), эмоционально-волевой сферы (Г. Трошин) и другие нарушения.Результатом углубленного наблюдения за особенностями языковых расстройств у детей с алалией (В.А. Ковшиков, И.А. Бодуэн де Куртене, С.Н. Шаховская, В.К. Орфинская,) явились «языковые» концепции. Множество их представителей исходит из представлений о языке как особой системе деятельности. Исходя из этого основной задачей логопедического воздействия является воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взаимодействии составляющих её компонентов (Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, В.А. Ковшиков,В.К. Воробьёва, и др.).Существуютразнообразные классификации алалии. Например, А. Либман (1925) выделил: сенсомоторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, моторную слухонемоту.Со стороны Р. Е. Левиной (1951) предлагаетдя психологическая классификация нарушения, которая выделяла группы детей с неполноценным слуховым восприятием, с нарушением психической активности ис нарушением зрительного восприятия. В.К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию: 4 формысенсорной, 4 формы моторной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, киоторыележат в основе недоразвития речи. М. Зееман (1962) выделил экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками алексии, аграфии, моторной афазии, и рецептивные дисфатические нарушения, внешне аналогичные с сенсорной афазией. По В.А. Ковшикову (1985), встречаются экспрессивные и импрессивныеформы алалии. Е.Ф. Собатович (1985), анализируя нарушения с учетом механизмов и психолингвистической структуры речевой деятельности, выделяет алалии с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической или парадигматической систем языка.ЗаключениеЗавершая краткий обзор истории изучения экспрессивной алалии, следует констатировать, что в связи со сложностью данной формы патологии речевой деятельности ее исследование представляет огромные трудности и остается немало вопросов, на которые еще только предстоит дать ответы.Для этого необходимы разносторонние изыскания междисциплинарного характера с участием представителей разных наук: психологии, биологии, лингвистики, педагогики, медицины, и других.Проводя такого рода изыскания, разумеется, необходимо учитывать и современные данные о речевой деятельности в патологии инорме.Литература1.Алексеева А.С. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.М.2015-123с2.Винадская С.А. Возрастная фонетика, М., 2014 г.-132с3.Грибкова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». Метод.ическоепос.обие.- М.: «Айрис-пресс», 2013-132с4.Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их кор.рекции у младш.их школьников». СПб: «Союз», 2012.-132с5.Леонтьев А.А. Психол.огия.М.2012-56с6.Парамонова Л.Г. «Дисграфия: профилактика, диагностка, коррекц.ия». СПб, «Детство- пресс», 2014-67с7.Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у м.ладших школьников» - М: «Владос», 2013-146с8.Ушинский, К. Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещ.ение, 2012. – с. 89–151.

Литература


1. Алексеева А.С. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.М.2015-123с
2. Винадская С.А. Возрастная фонетика, М., 2014 г.-132с
3. Грибкова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». Метод.ическое пос.обие.- М.: «Айрис-пресс», 2013-132с
4. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их кор.рекции у младш.их школьников». СПб: «Союз», 2012.-132с
5. Леонтьев А.А. Психол.огия.М.2012-56с
6. Парамонова Л.Г. «Дисграфия: профилактика, диагностка, коррекц.ия». СПб, «Детство- пресс», 2014-67с
7. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у м.ладших школьников» - М: «Владос», 2013-146с
8. Ушинский, К. Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещ.ение, 2012. – с. 89–151.

Вопрос-ответ:

Какие признаки и симптомы алалии?

Алалия - это нарушение развития речи у детей, характеризующееся снижением или полным отсутствием способности говорить. Симптомы алалии включают отсутствие или задержку развития речи, трудности восприятия и понимания речи, ограниченную лексику и грамматику, а также слабую артикуляцию звуков.

Как исторически развивалось изучение алалии?

История изучения алалии началась в 19 веке. В 1885-1886 годах И. А. Бодуэн де Куртене опубликовал лингвистическое описание случая врожденной афазии, которая сейчас относится к алалии. Но основной вклад в исследование алалии внес Р. Коэн.

Как некоторые зарубежные авторы объединяют понятия алалии и афазии?

Некоторые зарубежные авторы объединяют понятия алалии и афазии под общим термином "афазия развития" или "детская афазия". Они подчеркивают специфику недоразвития речи у детей, в отличие от утраты речи у взрослых.

Кто изучал алалию в 19 веке?

В 19 веке исследование алалии проводил И. А. Бодуэн де Куртене, который опубликовал лингвистическое описание случая врожденной афазии. Однако, основной вклад в изучение алалии внес Р. Коэн.

Какие источники литературы по изучению алалии можно посмотреть?

Список литературы по истории изучения алалии можно найти в конце статьи.

Что такое алалия?

Алалия - это речевое расстройство, характеризующееся невозможностью правильно произносить слова или формулировать свои мысли. У детей это нарушение развития речи, взрослые могут приобрести алалию в результате травмы или заболевания.

Какие признаки алалии?

Признаки алалии включают неправильное произношение звуков, затруднение в составлении предложений и понимании речи других людей, ограниченный словарный запас, повторение одних и тех же слов или фраз. Дети с алалией могут также испытывать трудности с чтением и письмом.

Как исторически развивалось изучение алалии?

Изучение алалии началось в конце XIX века. Исследователи первоначально применяли лингвистический подход для описания случаев врожденной афазии. Впоследствии Р. Коэн и другие ученые сделали многочисленные открытия в области алалии и ее лечения. Современные методы нейроимиджинга и психологические тесты позволяют более полно изучать данный когнитивный дефект.

Какие принципы лечения алалии существуют?

Лечение алалии включает комплексный подход, включающий речевую терапию, психологическую помощь, использование альтернативных коммуникационных методов (например, жестовый язык или коммуникаторы). Важно начинать лечение как можно раньше, чтобы дети смогли развить навыки коммуникации и адаптироваться в обществе.

Каковы прогнозы для детей с алалией?

Прогнозы для детей с алалией могут быть разными. Некоторые дети могут полностью преодолеть речевые трудности в результате лечения и поддержки стороны родителей и специалистов. Другие дети могут нуждаться в продолжительном терапевтическом сопровождении, но все равно могут достичь значительного прогресса. Раннее обнаружение и лечение алалии играют ключевую роль в улучшении прогнозов для детей.

Какие симптомы сопровождают алалию?

У детей с алалией наблюдаются проблемы с произношением и формированием слов, задержка развития речи, слабая грамматика, ограниченный словарь, трудности в понимании и выражении смысла.