Экономика культуры и культурные индустрии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 21 21 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.01.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Государственная поддержка профессиональной творческой деятельности 4
2. Развитие национального сектора массовой культуры 6
3. Развитие профессиональной критики и журналистики в творческих индустриях 13
4. Многоканальное финансирование деятельности в сфере культуры 14
Заключение 20
Список используемых источников 21

Фрагмент для ознакомления

Таблица 1. Динамика развития сферы культуры [2]№п/пНаименование показателя2009 г.2017 г.1.Количество театров, ед.3826612.Количество музеев, ед.131527313.Численность работников сферы культуры и искусства, тыс. чел.668,3778.44.Численность работников в расчёте на 1000 жителей, чел.4,525,425.Численность работников в расчёте на 1000 работников, занятых в экономике, чел.9.2711,496.Количество посещений спектаклей и концертов на 1000 чел., посещений2222343Учитывая, что доля благотворительных пожертвований и спонсорских средств в общем объёме финансовых поступлений отечественных учреждений культуры и искусства незначительна (в театрах – 1,2 %, музеях – 2,2 %, концертных организациях – 0,9 %, культурно-досуговых учреждениях 1 %, детских школах искусств – 5,1 %, библиотеках – 0,6 %), необходимо создать соответствующие правовые и институциональные возможности для использования потенциала меценатства. Опыт Мариинского, Большого театров, Эрмитажа и других успешных отечественных культурных учреждений, имеющих мировое признание и серьёзную меценатскую поддержку, свидетельствуют о гигантском потенциале этого источника финансирования культуры [7].Формирование многоканальной системы финансирования культуры позволит отчасти снять с государства значительные дополнительные прямые бюджетные инвестиции и обеспечит устойчивое развитие культуры в современных условиях.Многоканальная система финансирования сферы культуры может включать в себя следующие (дополнительные к существующим) элементы:- нормативы бюджетного финансирования;-национальную лотерею в области культуры;-эффективную систему налоговых преференций;-институт бюджетных назначений;-маркированные налоги (отчисления от акцизов на алкогольную и табачную продукцию);-федеральные и региональные эндаумент-фонды по видам культурной деятельности.Введение дифференцированных нормативов бюджетного финансирования обусловлено необходимостью обеспечения:-государственных гарантий организациям культуры, предоставляющим культурные блага;-государственных гарантий работникам организаций культуры по оплате труда; а также государственных гарантий доступности культурных благ для широких слоёв населения.Дифференцированные нормативы устанавливают минимальные доли расходов на культуру в бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При этом совокупный объем бюджетных субсидий государственным (муниципальным) учреждениям культуры устанавливается по каждому региону Российской Федерации в отдельности с учётом гарантий по оплате труда работников и гарантий доступности для широких слоёв населения культурных благ [3].Общенациональная лотерея в области культуры - ещё один механизм, способный привлечь в сферу культуры дополнительные финансовые вложения. Отчисления от национальной лотереи позволят реализовать многие социальные, гуманитарные и культурные проекты. Средства, полученные от лотереи, могут быть направлены на развитие инфраструктуры культуры, сохранение объектов культурного наследия, реализацию инновационных проектов, иные приоритетные направления, определяемые государством, профессиональным и экспертным сообществами. По оценкам экспертов, проведение всероссийской государственной лотереи «Культура» позволит ежегодно привлекать на цели культуры до 6,5 млрд.руб.Введение института бюджетных назначений позволит привлечь в сферу культуры дополнительные финансовые вложения. Суть института бюджетных назначений сводится к тому, что государство законодательно предоставляет право каждому налогоплательщику по его выбору направлять в пределах от 1-го до 2-х %% его подоходного налога на поддержку культуры. По экспертным оценкам, около 50 млрд. рублей дополнительных средств ежегодно можно привлечь в сферу культуры от введения института бюджетных назначений. Процедурно институт бюджетных назначений предусматривает возможность управлять небольшой частью бюджетных ресурсов, реализуя тем самым право граждан самостоятельно решать, какие виды культурных благ имеют для него наибольшее значение.Введение маркированных налогов предусматривает прямое направление в сферу культуры части отчислений от конкретных видов налогов и сборов, перечень которых устанавливается налоговым законодательством или иными нормативно-правовыми актами. Среди таких налогов могут использоваться акцизы на алкогольную и табачную продукцию, туристический налог, доходы от тотализаторов и букмекерских контор и др. По экспертным оценкам, если 50% отчислений от акцизов на табак и алкоголь направлять в сферу культуры, то речь может идти о сумме около 260 млрд. рублей дополнительных финансовых средств ежегодно.Создание федеральных и региональных эндаумент-фондов по видам культурной деятельности обусловлено необходимостью совершенствования практики аккумулирования финансовых средств в фондах целевого капитала некоммерческих организаций. Прошедшие 10 лет с момента введения Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» показали, что в сфере культуры создание эндаумент-фондов не получило широкого распространения из-за нехватки дополнительных финансовых средств [7].Привлечение дополнительных финансовых ресурсов предлагается осуществить за счет создания федерального и/или региональных эндаумент- фондов по 5-6 основным направлениям культурной деятельности (исполнительские искусства, музейное дело, библиотечное дело, культурное наследие, культурно-досуговая деятельность) с возможностью аккумулирования в них поступлений от института бюджетных назначений и маркированных налогов.Ежегодные взносы будут сохраняться и накапливаться в соответствующих эндаумент-фондах, обеспечивая возрастающий инвестиционный доход от целевого капитала, направляемый на поддержку организаций культуры, реализацию различных культурных проектов и инициатив. В отличие от субсидий, выделяемых в соответствии с бюджетными нормативами, обеспечивающими выполнение государственных гарантий, доходы эндаумент-фондов должны рассматриваться в виде бюджета развития и распределяться на конкурсной основе в виде соответствующих грантов.Учредителями эндаумент-фондов могут выступать Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные субъекты культурной политики [5].Для введения многоканальной системы финансирования культуры требуются доработка и принятие ФЗ «О культуре в Российской Федерации», внесение изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, в ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», ФЗ «О меценатской деятельности» и другие нормативные акты.ЗаключениеНаши рассуждения, основанные на анализе работ, посвященных проблемам культуры и на результатах собственных социологических исследований, позволяют сделать следующие выводы:–культура – саморегулирующаяся сфера общественной жизни, имеющая собственную логику и присущие ей внутренние интенции; управление культурой (причем на любом уровне) будет продуктивным до тех пор, пока оно не препятствует внутренней самореализации культурной жизни;–культурная политика для достижения сформулированных субъектами управления целей должна проводиться не только средствами своих социальных организаций, а в комплексе с социальными институтами науки, образования, средств массовой коммуникации, религии, государства и т. д.;–стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры возможно только путем распределения и перераспределения экономических, финансовых, административных, материальных и человеческих ресурсов;–учитывая большие возможности в процессе управления, государство, как один из участников процесса управления, является доминирующим субъектом;–культурная политика является одним из главных «инструментов» государства для воздействия и формирования общественного мнения.Сделанные нами выводы в наибольшей степени отражают культурную политику как социальный процесс и при этом носят достаточно универсальный характер, в определенной степени применимы для характеристики социокультурных процессов не только в России. Хотя, естественно, каждое общество имеет свои особенности культурного развития, что позволяет сделать вывод о том, что нет и не может быть единой культурной политики, пригодной на все времена и для всех народов.Список используемых источников:1. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 №326-р (ред. от 30.03.2018). // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2016. - №11. - ст. 1552. 2. Каверина Н. .А. Модели государственной поддержки культуры в РФ и проблемы их функционирование / Вестник Российского экономического университета им.Плеханова, 2017. - №5. - С.12-20. 3. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Формы и модели государственного финансирования культурной сферы /Ученые заметки ТОГУ, 2016. -№ 4. -С. 110-115. 4. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - М.: Лань, 2016. - 528 c5. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2014. – 422 с.6. Чувилова И.В., Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве. М.: Культурная революция, 2016. – 124 с.7. Шишкина Л.И. Культура как приоритет национальной политики// Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 4: Культурная политика отв. ред. Д.Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2014. – 256 с.8.Чудинова Н. В. Особенности развития культуры в современном обществе // Каспийский регион : политика, экономика, культура. - 2018. - N 1. - С. 41-47.9.Ющенко М. А. Власть и культура в России : реализация культурной политики в федеральном и региональном аспектах // Вестник Томского гос. ун-та. - 2016. - № 299. - С. 71-74.

Список используемых источников:
1. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 №326-р (ред. от 30.03.2018). // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2016. - №11. - ст. 1552.
2. Каверина Н. .А. Модели государственной поддержки культуры в РФ и проблемы их функционирование / Вестник Российского экономического университета им.Плеханова, 2017. - №5. - С.12-20.
3. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Формы и модели государственного финансирования культурной сферы /Ученые заметки ТОГУ, 2016. -№ 4. -С. 110-115.
4. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - М.: Лань, 2016. - 528 c
5. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2014. – 422 с.
6. Чувилова И.В., Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве. М.: Культурная революция, 2016. – 124 с.
7. Шишкина Л.И. Культура как приоритет национальной политики// Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 4: Культурная политика отв. ред. Д.Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2014. – 256 с.
8. Чудинова Н. В. Особенности развития культуры в современном обществе // Каспийский регион : политика, экономика, культура. - 2018. - N 1. - С. 41-47.
9. Ющенко М. А. Власть и культура в России : реализация культурной политики в федеральном и региональном аспектах // Вестник Томского гос. ун-та. - 2016. - № 299. - С. 71-74.



Вопрос-ответ:

Какие виды государственной поддержки существуют для профессиональной творческой деятельности?

Существуют различные виды государственной поддержки для профессиональной творческой деятельности, такие как гранты, стипендии, конкурсы, программы поддержки молодых талантов и прочие инициативы.

Как развивается национальный сектор массовой культуры?

Национальный сектор массовой культуры развивается путем создания и расширения культурных мероприятий, фестивалей, выставок, концертов и т.д. Специальные программы и проекты направлены на развитие и продвижение национального культурного наследия, традиций и идентичности.

Какое значение имеет развитие профессиональной критики и журналистики в творческих индустриях?

Развитие профессиональной критики и журналистики в творческих индустриях играет важную роль в формировании общественного мнения о культурных событиях и продуктах. Критика и журналистика обеспечивают информационную прозрачность в сфере культуры, а также способствуют ее развитию и совершенствованию.

В чем заключается многоканальное финансирование деятельности в сфере культуры?

Многоканальное финансирование деятельности в сфере культуры предполагает использование различных источников финансирования, таких как государственные бюджетные средства, частные инвестиции, спонсорская поддержка, продажа билетов, аренда помещений и другие доходы от культурной деятельности. Такой подход позволяет обеспечить устойчивое финансирование и разнообразие культурных проектов и инициатив.

Какая динамика развития сферы культуры наблюдается с 2009 года по 2017 год?

Согласно представленным данным, с 2009 года по 2017 год наблюдается рост количества театров и музеев. Также возрастает число массовых мероприятий и фестивалей в национальном секторе массовой культуры.

Какие меры государственной поддержки предусмотрены для профессиональной творческой деятельности?

Для поддержки профессиональной творческой деятельности предусмотрены различные меры государственной поддержки, такие как выделение грантов, предоставление льготных кредитов, оказание консультационной помощи и т.д. Эти меры позволяют творческим людям развивать свои проекты, создавать новые произведения и вносить вклад в культурный развитие страны.

В чем состоит развитие национального сектора массовой культуры?

Развитие национального сектора массовой культуры включает в себя создание и поддержку массовых культурных мероприятий, таких как фестивали, выставки, концерты и т.д. Продвижение национальных художественных традиций и национальной культуры в целом также является важной частью развития этого сектора. Это позволяет сохранить и продвигать национальные ценности и традиции через массовые культурные формы, такие как кино, музыка, литература и т.д.

Какое значение имеет развитие профессиональной критики и журналистики в творческих индустриях?

Развитие профессиональной критики и журналистики играет важную роль в творческих индустриях. Критики и журналисты помогают анализировать и оценивать произведения и продукты культуры, предоставляя качественную информацию и исследования. Это способствует повышению качества и конкурентоспособности культурных продуктов, а также обеспечивает интерес со стороны публики и инвесторов. Критики и журналисты также играют важную роль в формировании общественного мнения о культуре и ее влиянии на общество.

Что такое многоканальное финансирование деятельности в сфере культуры?

Многоканальное финансирование деятельности в сфере культуры означает использование различных источников финансирования для поддержки проектов и программ в сфере культуры. Это может включать государственное финансирование, частные инвестиции, спонсорскую поддержку, гранты, прибыль от продажи билетов и многое другое. Такой подход позволяет диверсифицировать источники финансирования и снизить риски, связанные с зависимостью от одного источника финансирования.

Какие виды государственной поддержки существуют для профессиональной творческой деятельности?

Для профессиональной творческой деятельности существуют различные формы государственной поддержки, включающие гранты, субсидии, программы и конкурсы. Государство может также предоставлять льготные условия для развития творческих индустрий, включая налоговые и страховые выплаты.

Как развивается национальный сектор массовой культуры?

Развитие национального сектора массовой культуры включает такие меры, как создание и поддержка национальных культурных центров и музеев, организация мероприятий и фестивалей для популяризации национального наследия, развитие туризма и продвижение национальных творческих индустрий на международном уровне.