Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобразовательной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ 7
1.1. Сущность и специфика современного урока иностранного языка 7
1.2. Характеристика нетрадиционных форм урока иностранного языка 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 17
2.1. Урок-игра как нетрадиционная форма урока английского языка 17
2.2. Интерактивные методы обучения английскому языку на младшей ступени 24
Выводы по 2 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
На этом этапе идет фонетическая отработка чанта с использованием ритма (хлопками, притопыванием и т.д.).5 этап - повторение и закрепление в группах, парах.Идет повторное прослушивание с опорой на текст и отработка чанта в группах, парах.Приведем несколько примеров заданий по работе с джазовыми чантами в начальной школе на уроке английского языка с целью формирования аудитивных навыков.Работа над предлагаемыми заданиями по этапам.Дотекстовый. Снятие лексических трудностей, семантизация (или перевод лексических единиц). Четкая постановка задания с объяснениями, как и что нужно сделать, что означают карточки с разрезанными строчками чанта, о чем пойдет речь в чанте.Текстовый. Собственно аудирование (музыкальное предъявление чанта). работа с печатным вариантом чанта, трудными звуками или новыми грамматическими структурами. Фонетическая отработка чанта с использованием ритма.Послетекстовый.Повторное прослушивание с опорой на текст и отработка чанта в группах, парах.Особенности обучения аудированию школьников, которые учитывались при разработке заданий: возрастные особенности: дети легко воспринимают услышанное, разная степень индивидуального восприятия информации, у школьников младшей ступени обучения хорошо развита долговременная память, подражательность школьников,обостренное восприятие своих достижений и неудач,не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами.Способы предотвращения трудностей аудирования при использовании данных заданийЛингвистических трудностей: семантизация и усвоение необходимых лексических единиц, отработка трудных звуков, грамматических структур.Психологических трудностей: повторное (или многократное) предъявление одного и того же речевого сообщения, короткая длительность его звучания, небольшое количество слов или предложений, поощрение работы в группе. ЗАДАНИЕ 1. “LINE-BY-LINE MINGLE” Суть задания состоит в построчном составлении чанта. Для выполнения этого задания учителю нужно сделать копию слов чанта и разрезать его по строчкам. Каждый ученик получает одну строчку, и учитель дает детям задание поставить их в правильном по их мнению порядке, чтобы получился текст. После того, как дети составят свой «правильный или нет» вариант, учитель включает джазовый чант и учащиеся, слушая оригинал, либо перестраиваются либо остаются на своих местах. Когда все строчки встают на свои места, дети читают чант вслух.Например: урок «Where’s Chuckles?» («Где Чаклз?»), в котором можно использовать прием “Line-by-linemingle”(УМК "Spotlight" для 3 класса). При помощи этого чанта дети учатся:1) спрашивать о местонахождении членов семьи: Where’s?2) отвечать, где находятся члены семьи: She/he’s in;3) употреблять в речи глагол-связку to be;4) правильно произносить новые слова и выражения: Where’s Chuckles? He’s in the house! Oh no! He’s in the house! Where’s Mummy? She’s in the kitchen! Where’s Daddy? He’s in the bedroom! Chuckles, come here! Chuckles, come here! Chuckles is in the house!ЗАДАНИЕ 2. “WE ARE AUTHORS OF THE JAZZ CHANTS!” Детям предлагается сначала сопоставить звуки с картинками, а затем создать свое стихотворение. Для выполнения упражнения с использованием джазовых чантов учителю остается только подобрать нужную музыку и отработать с учащимися чант по приведенной выше схеме этапов (рис. 6).Рис. 6. Образец упражненияЗАДАНИЕ 3. “THIS, THAT, THESE, THOSE”Это упражнение направлено на формирование фонетических навыков как компонента умений аудирования. Чант короткий и воспроизводится под музыку, подобранную учителем, с использованием прихлопываний.This, that, these, those.Snap your fingers, touch your toes.This, that, those, these.Shrug your shoulders, bend your knees.Подборку чантов с музыкой для выполнения этого вида упражнений можно найти по ссылке:http://english-study-cafe.ru/index.php/180-video-uroki/892-dzhazovye-chanty"ОБУЧЕНИЕ НА СТАНЦИЯХ"Проанализировав имеющийся опыт инновационных и интерактивных технологий обучения иностранному языку в целом, а также новые интерактивные приемы обучения устному иноязычному общению, можно прийти к выводу, что возможной моделью нетрадиционной формы работы может быть станционное обучение устному иноязычному общению на младшей ступени.Данный метод является универсальным для реализации в его формате разных интерактивных технологий, а также эффективно укладывается в рамки обычного школьного урока (также имеет применение во внеклассной работе по иностранным языкам).Кратко рассмотрим суть станционного обучения.Обучение по станциям – это такая форма самостоятельной работы учащихся, либо в парах, либо в группах, в процессе которой закрепляется, углубляется и совершенствуется иноязычный материал, а также повышается мотивация к изучению предмета [22, с. 129-130; 25 и др.]. Основная ценность данного инновационного метода состоит в том, что учащиеся легче запоминают материал в создаваемой учителем игровой коммуникативной ситуации [16, с. 122-130].Суть обучения по станциям заключается в следующем: в классе создаются станции (станция – это отдельное место в классе или отдельный стол с номером и названием станции). На каждой из станций представлены различные задания, которые позволяют учащимся работать в силу своих индивидуальных возможностей [7, с. 57-62]. Задания готовятся учителем в зависимости от языковых способностей учеников. Учащимся выдаются маршрутные листы для прохождения станций (рис. 7).Рис. 7. Образец маршрутного листаОдин из вариантов расположения станций в классе на уроке иностранного языка можно представить следующим образом (рис.8):Рис. 8. Расположение станций в классе на уроке иностранного языкаТакже обязательными являются "Сервисная станция" (На сервисной станции находится учитель. Его функция состоит в оказании помощи учащимся. К учителю за помощью можно обратиться только 1 раз) и станция "Релаксации".Опишем подробнее этапы работы на станциях и представим задания для каждой станции.Станция 1. "Текстовой штурм"Задание: текст разделен на 5 частей (каждому ученику по 1 части) (рис. 9). Нужно составить текст, расположив части в нужной последовательности, и подготовить 1 участника команды (группы) для его публичного пересказа в конце урока.(УМК Spotlight 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. - 7-е изд. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2016. - 164 с.), Ex.2a, p. 37Рис. 9. Образец заданияСтанция 2. "Кроссвордово"Задание: разгадать кроссворд (Ex. 1, p. 44) (рис. 10).Рис. 10. Образец кроссвордаСтанция 3. "Релаксация". Упражнение "ShowMeTheAction".Обучающиеся выходят на открытое пространство в классе и отвечают действиями на вопросы. Например:Count to five using your fingers if you are good at maths.Put your hands over your eyes if you get scared of the dark.Put your hand on your heart if you are kind to your friends.Эта же стратегия может быть использована, чтобы узнать мнение обучающихся по той или иной проблеме, например:Put your hands on your hips if you think alcohol is a problem in our community.Kneel down if you think alcohol is a drug.Turn around if you think alcohol causes fights and road crashes.Станция 4. "Письмо" (Ex. 2, p. 51).Вставить пропущенные слова и составить устное резюме к тексту (не более 2-3 строк) (рис. 11).Рис. 11. Образец текста с пропускамиИтак, мы рассмотрели возможности внедрения интерактивных методов обучения английскому языку на младшей ступени в формате нетрадиционных уроков и пришли к выводу, что в процессе выполнения заданий в рамках реализации методов видеотехнологии, джазовых чантов и "обучения на станциях" происходит совершенствование коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, а также развитие их когнитивных и творческих способностей.Выводы по 2 главеУрок-игра как нетрадиционная форма урока английского языка имеет значительный потенциал в реализации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку на младшей ступени в силу его направленности на развитие у учащихся коммуникативных способностей путем снятия психологических и языковых барьеров в игре как коллективной форме обучения.Интерактивные методы обучения английскому языку на младшей ступени представлены в настоящее время достаточно широко и оправдывают свой статус нетрадиционных форм по причине их нацеленности на групповую форму обучения, что полностью соответствует возрасту учащихся младшей ступени, а также поскольку они способствуют реализации деятельностного компонента в обучении иноязычному общению.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из цели нашего исследования и заявленной актуальности, мы изучили существующие нетрадиционные формы организации обучения иностранному языку и описали их возможную реализацию на младшей ступени обучения.В процессе исследования были решены поставленные задачи по анализу сущности понятия "современный урок", определены и описаны наиболее распространенные формы его организации; дана характеристика нетрадиционных форм урока, обозначена эффективность нестандартных форм обучения и описана методика использования игр и интерактивных методов на уроках английского языка на младшей ступени обучения.В процессе работы над первой главой мы пришли к следующим результатам:1. Выделили понятийный аппарат исследования, где ведущим понятием является урок, понимаемый как магистральный организационный элемент образования, в условиях которого происходит поиск ответов на определённые вопросы, касающиеся практики, обучения, воспитания и развития, которые дают гарантию достижения основных целей.2. Выделили традиционные и нетрадиционные уроки, обозначили их отличия.3. Обозначили сущность нетрадиционной формы урока, заключающуюся в экспромтной учебной деятельности, возможной в форме урока с получением новых знаний, урока-дедукции и реминисценции.4. Выделили характерные черты нетрадиционного урока: нерегламентированность, свободный выбор места проведения; возможность углубленного/проблемного рассмотрения темы, сочетание творческой, коллективной деятельности с индивидуальной; участие обучаемых в процессе подготовки урока учеников-помощников; рефлексия и самоанализ.В процессе работы над второй главой мы пришли к следующим результатам:1. Игровая деятельность и игра являются одним из эффективных видов деятельности младшего школьника, а потому может быть эффективной для использования в процессе обучения иностранному языку.2. Нами были разработаны 3 варианта методической организациифрагментов урока-игры на английском языке на младшей ступени обучения с поэтапным рассмотрением содержания обучающих действий учителя и учебных действий обучаемого.3. В качестве нетрадиционных уроков нами рассмотрены уроки с использованием видеотехнологии, джазовых чантов и "обучения на станциях". Также мы разработали комплекты заданий для данных типов нетрадиционных уроков.На основе результатов, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что методы исследования были подобраны адекватно, задачи исследования – решены, цель – достигнута.Материал курсовой работы будет востребован среди учителей иностранных языков, студентов педагогических учебных заведений, всех, кто интересуется нетрадиционными формами организации урока английского языка на младшей ступени обучения.Возможными перспективными направлениями для дальнейшего исследования проблемы могут быть: инновационные приемы обучения отдельным видам речевой деятельности учащихся младшей ступени; кейсовый метод в обучении младших школьников; групповая форма работы на уроках английского языка на младшей ступени обучения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАйрапетова, Р.Р. Дидактические игры как средство активизации учебного процесса по иностранному языку в школе // Проблемы педагогики. – 2016. – № 10 (21). – С. 23-26.Габдулхакова, М.И., Латышова, Э.Г., Мовчан, В.П. Игра – форма нетрадиционного урока // Международный академический вестник. – 2018. – № 1-2 (21). – С. 13-16. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 336 с. Гутенева, Е.А. Роль нетрадиционных форм урока в обучении младших школьников // Развитие человека: философские и психолого-педагогические аспекты: Материалы Международной научной конференции. Под редакцией О.А. Зимина. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. – С. 18-21.Давыдова, З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. –С. 34-38. Ерофеева, Е.В. Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка // Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. / Отв. Ред. Г.Ю. Гуляев. – МНЦС "Наука и Просвещение", 2018. – С. 213-216.Иванцова, Т.Ю. Обучение по станциям: знакомство с немецкими праздниками // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4. –С. 57-62. Измайлова, А.Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности младших школьников // Актуальные вопросы модернизации российского образования: Материалы XX Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Спутник+, 2014. – 168 с.Ковалёва О.В. Особенности проведения урока в нетрадиционной форме для начальной школы // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 10(11). – С. 364-368.Конышева, А.В. Игровой метод обучения // Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – С. 25-36.Конышева, А.В. Нетрадиционный урок иностранного языка // Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – С. 103-116.Ляпустина, Л.И. Особенности когнитивного развития младшего школьника в рамках развивающего иноязычного образования // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 1. – С. 162–164.Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М.Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. – 416 с.Никитенко, З.Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. доктора пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. – 45 с.Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. –М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с. Плотникова, Н.Н. Обучение по «станциям» как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе // Язык и культура. – 2015. – № 1. – С. 122-130.Савченко, Л.И. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения // Первое сентября, 2011. – 23 апр. Сластёнин, В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.Стасевич, Ю.В. Разнообразие видов и форм современного нетрадиционного урока иностранного языка // Вестник научных конференций. – 2016. – № 6-1(10). – С. 113-115.Усейнова, Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 6. – С. 78-80.Французова, Н.А. Игра как способ повышения эффективности учебного процесса // Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2012 года. – Прага: Научно-издательский центр "Социосфера", 2012. – 251 с.Чернявский, А.А. Обучение на "станциях" как инновационная методика обучения иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию образования Белорус.гос. ун-та, Минск, 28 октября 2011 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. –Минск: Изд. центр БГУ, 2011. –С. 129-130.Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. - М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.Эксузян, Г.Г. Современный урок иностранного языка // Образование в современной школе. – 2010. – № 3. – С. 18-24.Нельзина, Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком.URL:http://school2100.com/upload/iblock/99f/99f815cba4544046fc 7eabf1ea96827b.pdf
2. Габдулхакова, М.И., Латышова, Э.Г., Мовчан, В.П. Игра – форма нетрадиционного урока // Международный академический вестник. – 2018. – № 1-2 (21). – С. 13-16.
3. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 336 с.
4. Гутенева, Е.А. Роль нетрадиционных форм урока в обучении младших школьников // Развитие человека: философские и психолого-педагогические аспекты: Материалы Международной научной конференции. Под редакцией О.А. Зимина. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. – С. 18-21.
5. Давыдова, З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 34-38.
6. Ерофеева, Е.В. Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка // Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. / Отв. Ред. Г.Ю. Гуляев. – МНЦС "Наука и Просвещение", 2018. – С. 213-216.
7. Иванцова, Т.Ю. Обучение по станциям: знакомство с немецкими праздниками // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4. – С. 57-62.
8. Измайлова, А.Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности младших школьников // Актуальные вопросы модернизации российского образования: Материалы XX Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Спутник+, 2014. – 168 с.
9. Ковалёва О.В. Особенности проведения урока в нетрадиционной форме для начальной школы // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 10(11). – С. 364-368.
10. Конышева, А.В. Игровой метод обучения // Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – С. 25-36.
11. Конышева, А.В. Нетрадиционный урок иностранного языка // Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – С. 103-116.
12. Ляпустина, Л.И. Особенности когнитивного развития младшего школьника в рамках развивающего иноязычного образования // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 1. – С. 162–164.
13. Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М.Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. – 416 с.
14. Никитенко, З.Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. доктора пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. – 45 с.
15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
16. Плотникова, Н.Н. Обучение по «станциям» как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе // Язык и культура. – 2015. – № 1. – С. 122-130.
17. Савченко, Л.И. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения // Первое сентября, 2011. – 23 апр.
18. Сластёнин, В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.
19. Стасевич, Ю.В. Разнообразие видов и форм современного нетрадиционного урока иностранного языка // Вестник научных конференций. – 2016. – № 6-1(10). – С. 113-115.
20. Усейнова, Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 6. – С. 78-80.
21. Французова, Н.А. Игра как способ повышения эффективности учебного процесса // Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2012 года. – Прага: Научно-издательский центр "Социосфера", 2012. – 251 с.
22. Чернявский, А.А. Обучение на "станциях" как инновационная методика обучения иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию образования Белорус.гос. ун-та, Минск, 28 октября 2011 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – С. 129-130.
23. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. - М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.
24. Эксузян, Г.Г. Современный урок иностранного языка // Образование в современной школе. – 2010. – № 3. – С. 18-24.
25. Нельзина, Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком. URL: http://school2100.com/upload/ iblock/99f/99f815cba4544046fc 7eabf1ea96827b.pdf