Основные виды подготовки спортсменов в процессе тренировки
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1.Система подготовки спортсменов……………………………
1.1.Понятие «Подготовка спортсмена»…………………………..
1.2.Спортивная тренировка ка составляющая часть подготовки спортсмена……………………………………………………..
Глава 2.Характеристика основных видов подготовки спортсменов в процессе тренировки………………………………………...
2.1.Спортивно-техническая подготовка………………………….
2.2.Спортивно-тактическая подготовка………………………….
2.3.Физическая подготовка……………………………………….
2.4.Психическая подготовка……………………………………...
2.5.Теоретическая подготовка.........................................................
2.6.Интегральная подготовка……………………………………..
2.7.Исследование значимости видов спортивной подготовки…
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………..
д.).
Релаксирующие средства направлены да снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можноназвать варианты пси-хорегулируюшей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий пассаж.
Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова − важнейшее средство психической подготовки.
Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.
Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки),
Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки спортсмена (Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).
2.4. Теоретическая подготовка
В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка − это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях (Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др., 1990).
Теоретическая подготовка − главнейшая сторона в практической реализации принципа сознательности. Путь к высшему совершенству в спорте − только через знания. Приобретение знаний по специальности и использование их в практике − верное средство убыстрения спортивного роста.
Программа теоретической подготовки спортсмена должна быть достаточно широкой и глубокой. Она должна отражать общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития физической культуры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.
Спортсмен должен: знать задачи, стоящие перед ним, уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее содержании, планировании перспективной многолетней тренировки; знать роль спортивных соревнований и их варианты; особенности непосредственной подготовки к ним и участия в них; вести учет тренировки и ее контроль; анализировать спортивные и функциональные показатели; вести дневник тренировки.
Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон в подготовленности и перевод их на конкретные цифры показателей силы, выносливости, быстроты, гибкости, переносимости нагрузки, продолжительности процессов восстановления и т.п. также требуют больших знаний. В конечном счете, управление процессом спортивной тренировки на ступени высшего мастерства должно осуществляться самим спортсменом. А это требует понимания процессов, происходящих в организме под влиянием тренировки, изучения основ анатомии, физиологии, психологии, гигиены, биомеханики.
Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена (режим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) также вошли в программу теоретической подготовки.
Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в избранном виде спорта.
Для теоретической подготовки спортсменов используются специально организованные лекции и беседы по отдельным вопросам техники, тактики и т. п., беседы с другими спортсменами, наблюдение за содержанием их тренировки, техникой и тактикой во время соревнований (Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 2004).
Кроме того, часть теоретических знаний сообщается спортсменам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы (И.М. Бутин, 2000).
2.5. Интегральная подготовка
Интегральная подготовка − педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все виды подготовки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми видами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки (Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др., 1990).
Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к показу высокого результата или состояние спортивной формы.
2.6. Исследование значимости видов спортивной подготовки
Для выявления значимости видов спортивной подготовки и их преимущественной направленности, определяющих успешность соревновательной деятельности был проведен опрос в виде анкетирования, в котором приняли участие тренеры (11 человек) и 20 спортсменов, специализирующиеся в фехтовании. Сущность вопросов, поставленных в анкете, была сведена к определению содержания процесса подготовки в фехтовании, направленности тактической, психической, технической, физической подготовленности.
Анализируя результаты анкетирования по проблеме значимости сторон подготовки, определяющие успешность соревновательной деятельности фехтовальщиков, было выявлено, что на первое место тренеры и спортсмены поставили тактическую подготовку, вслед за которой при высоких оценках идут психическая техническая (Табл. 1).
Таблица 1Преимущественная направленность спортивной подготовки в фехтовании
Виды подготовки Тренеры Спортсмены Сумма рангов % ранг % ранг Тактическая 39,2 1 44,6 1 2 Психическая 34,1 2 31,8 2 4 Физическая 8,3 4 15,5 3 7 Техническая 18,4 3 8,1 4 7
В тактической подготовленности фехтовальщиков наиболее информативными критериями считаются «чувство дистанции», боевой опыт и выбор момента начала действия. В свою очередь, в тактических основах ведения боя наивысшую ступень занимает разнообразие оборонительных средств, объем тактической информации о конкретных противниках и способах ее реализации, а также применение двухступенчатых комбинаций наступательных и оборонительных средств.
Среди тактических качеств специалисты выделяют: самостоятельность мышления; инициативность; неожиданность действий; активность. Среди подготавливающих действий одинаково высокие оценки получили все их разновидности: разведка, маскировка, вызовы, помехи. При этом между способами выполнения подготавливающих действий в качестве критериев могут служить маневрирование, действия с угрозой нанесения укола (удара) и имитации нападений и защит.
На второе место более 30% опрошенных тренеров и спортсменов поставили психическую подготовку.
Психическая готовность к соревнованию (в том числе саморегуляция психических процессов и эмоциональных состояний), специализированность проявлений свойств личности и помехоустойчивость к внешним раздражителям являются важнейшими критериями психологической подготовленности фехтовальщика. В свою очередь при конкретизации свойств психомоторики выявились − информативность всех видов сложных специфических двигательных реакций (прежде всего дифференцировочных с выбором и переключением) и предвосхищения пространственных и временных характеристик.
На третье место более 18,4% тренеров поставили техническую подготовку.
Техническая подготовленность фехтовальщиков характеризуется точностью пространственно-временных параметров движений и их вариативностью, целевой точностью, составом приемов нападения, маневрирования, движений оружием (Д.А.Тышлер, 2007).
Физическая подготовка, по мнению опрошенных, существенно уступает по вкладу в подготовленность спортсменов. Основные физические качества, необходимые для фехтовальщиков, приведены в таблице 2 (Табл. 2).
Таблица 2
Ведущие физические качества фехтовальщиков
Физические качества и их разновидности Тренеры Спортсмены % ранг % ранг Силовые качества 4,2 5 3,4 6 Скоростно-силовые качества 8,3 4 10,2 4 Координационные способности 21,2 2 22,8 2 Гибкость 4,4 6 6,4 5 Выносливость 19,3 3 12,6 3 Скоростные способности 42,6 1 44,9 1
На первое место больше 40% опрошенных поставили скоростные способности. Успех фехтовальщика в бою в значительной мере зависит от быстроты и внезапности действий, умения изменять скорость движения. При этом быстрота имеет ряд форм проявления (латентное время, быстрота одиночного движения, темп и др.), независимых друг от друга.
22,8 % опрошенных спортсменов и 21,2 % тренеров считают важным физическим качеством фехтовальщика координационные способности.
В фехтовании важную роль играет успешное решение двигательной задачи, которая непосредственно связана с целевой точностью в финальном движении. Финальный характер укола определяется высокой точностью кинестезических восприятий, которая, в свою очередь, определяется наличием у спортсмена резерва управления импульсно-силовыми характеристиками действий мышц туловища и верхнего плечевого пояса, особенно кисти вооруженной руки.
Далее идут выносливость, скоростно-силовые качества, гибкость и на последнем месте оказались силовые качества.
Вывод
Таким образом, во второй главе мы дали характеристику основным видам подготовки спортсменов на тренировках.
В каждом виде спорта играет главенствующую роль определенный вид подготовки. Но в целом достичь положительного результата можно только используя сочетания всех видов подготовки.
Результаты анкетирования показали, что в фехтовании среди тактической, технической, психической и физической спортивной подготовкой наиболее значимым видом является тактическая. А на последнее место тренеры и спортсмены поставили физическую подготовку.
Однако, мы считаем, что достижение высокого уровня мастерства фехтовальщиками невозможно без развития необходимого уровня физических качеств и, в связи с этим, можно говорить о том, что физическая подготовка является фундаментом для формирования спортивной формы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований.
Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Матвеев, 1977): 1-я группа − виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта; 2-я группа − виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.); 3-я группа − виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс); 4-я группа − виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.); 5-я группа − виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.); 6-я группа − многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.
Существует пять основных видов подготовки спортсмена: физическая, психическая, тактическая, техническая, теоретическая. Все эти виды подготовки, их специфика, рассмотрены нами в нашем исследовании. Для каждого вида спорта, преимущественное значение имеет определенный вид подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов, в конечном счете, зависит уровень спортивных достижений.
Физическая подготовка − основа достижения успеха для большинства видов спорта, но такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям. Поэтому важно в процессе подготовки спортсменов уделить больше внимания видам подготовки, имеющим преимущественное значение для данного вида спорта. Следует заметить, что еще мало внимания в нашей стране уделяется психической подготовки. Поэтому необходимы научные разработки в этой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алабин, В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов [Текст] / В.Г. Алабин. − Мн.: Вышейшая школа, 1981. − 207с.
Арзютов, Г.Н. Многолетняя подготовка в спортивных единоборствах [Текст] / Г.Н. Арзютов. − К.: НПУ имени М.П. Драгоманова. 1999. − 410с.
Арзютов, Г.Н. Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо): автореф. дис. … док. пед. наук: 13.00.04, 13.00.02 / Арзютов Геннадий Николаевич. − Нац. пед. ун-т. − Киев, 2001. – 36с.
Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.М. Бутин. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − С. 206-207.
Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Л.В. Волков. – К.: Здоровье, 1984. – 180с.
Железняк, Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Железняк Юрий Дмитриевич. − ГЦОЛИФК. − М., 1981. − 42с.
Казанцев, С.А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Казанцев Сергей Александрович. − СПб ГАФК. − СПб, 2005. − 23с.
Конспект лекций [Текст] / Под ред. С.Ф. Танянского. − Харьков: ХНУРЭ, 1994. − 124с.
Кривенцова, И.В. Физическая подготовка фехтовальщиков в воспитании будущих педагогов [Текст] / И.В. Кривенцова // Физическое воспитание студентов. − № 1. − 2010. − С.57-59.
Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
Платонов, В.Н. Соревновательная деятельность в спорте [Текст] / В.Н. Платонов, В.С. Келлер. − К.: КГИФК, 1987. − 48с.
Полищук, Д.А. Велосипедный спорт [Текст] / Д.А. Полищук. − К.: Олимпийская литература, 1997. − 344с.
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст]. − М.: Советский спорт, 2004. − 88с.
Румянцева, Э.Р. Спортивная подготовка тяжелоатлеток. Механизмы адаптации [Текст] / Э.Р. Румянцева, П.С. Горулев. − М.: Теория и практика физической культуры, 2005. − 260с.
Руденик, В.В. Основы спортивной тренировки: Тексты лекций [Текст] / В.В. Руденик. − Гродно: ГрГУ, 2000. − 94с.
Теория и методики физического воспитания: Учебник [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. − М.: Просвещение, 1990. − 287с.
Тышлер, Д.А. Управление подготовкой квалифицированных фехтовальщиков: метод. пособие [Текст] / Д.А. Тышлер, С.Н. Колганов. − М.: ООО «Принт Центр», 2007. − 47с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 480с.
Эмоционально-волевая подготовка спортсменов [Текст] / Под ред. А.Т. Филатова. – К.: Здоровье, 1982. – 296с.
32
Релаксирующие
Коррегирующие
Мобилизующие
Средства и методы психической подготовки
1.Алабин, В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов [Текст] / В.Г. Алабин. ? Мн.: Вышейшая школа, 1981. ? 207с.
2.Арзютов, Г.Н. Многолетняя подготовка в спортивных единоборствах [Текст] / Г.Н. Арзютов. ? К.: НПУ имени М.П. Драгоманова. 1999. ? 410с.
3.Арзютов, Г.Н. Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо): автореф. дис. … док. пед. наук: 13.00.04, 13.00.02 / Арзютов Геннадий Николаевич. ? Нац. пед. ун-т. ? Киев, 2001. – 36с.
4.Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.М. Бутин. ? М.: Издательский центр «Академия», 2000. ? С. 206-207.
5.Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Л.В. Волков. – К.: Здоровье, 1984. – 180с.
6.Железняк, Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Железняк Юрий Дмитриевич. ? ГЦОЛИФК. ? М., 1981. ? 42с.
7.Казанцев, С.А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Казанцев Сергей Александрович. ? СПб ГАФК. ? СПб, 2005. ? 23с.
8.Конспект лекций [Текст] / Под ред. С.Ф. Танянского. ? Харьков: ХНУРЭ, 1994. ? 124с.
9.Кривенцова, И.В. Физическая подготовка фехтовальщиков в воспитании будущих педагогов [Текст] / И.В. Кривенцова // Физическое воспитание студентов. ? № 1. ? 2010. ? С.57-59.
10.Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280с.
11.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
12.Платонов, В.Н. Соревновательная деятельность в спорте [Текст] / В.Н. Платонов, В.С. Келлер. ? К.: КГИФК, 1987. ? 48с.
13.Полищук, Д.А. Велосипедный спорт [Текст] / Д.А. Полищук. ? К.: Олимпийская литература, 1997. ? 344с.
14.Примерная программа спортивной подготовки для детско-юно¬шеских спортивных школ, специализированных детско-юно¬шеских школ олимпийского резерва [Текст]. ? М.: Советский спорт, 2004. ? 88с.
15.Румянцева, Э.Р. Спортивная подготовка тяжелоатлеток. Механизмы адаптации [Текст] / Э.Р. Румянцева, П.С. Горулев. ? М.: Теория и практика физической культуры, 2005. ? 260с.
16.Руденик, В.В. Основы спортивной тренировки: Тексты лекций [Текст] / В.В. Руденик. ? Гродно: ГрГУ, 2000. ? 94с.
17.Теория и методики физического воспитания: Учебник [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вятки¬на и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. ? М.: Просвещение, 1990. ? 287с.
18.Тышлер, Д.А. Управление подготовкой квалифицированных фехтовальщиков: метод. пособие [Текст] / Д.А. Тышлер, С.Н. Колганов. ? М.: ООО «Принт Центр», 2007. ? 47с.
19.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. ? М.: Издательский центр «Академия», 2000. ? 480с.
20.Эмоционально-волевая подготовка спортсменов [Текст] / Под ред. А.Т. Филатова. – К.: Здоровье, 1982. – 296с.
Вопрос-ответ:
Какие основные виды подготовки спортсменов существуют?
В процессе тренировки спортсменов выделяются несколько основных видов подготовки: спортивно-техническая подготовка, спортивно-тактическая подготовка, физическая подготовка и психологическая подготовка.
Что включает в себя спортивно-техническая подготовка спортсменов?
Спортивно-техническая подготовка спортсменов включает в себя тренировку навыков и техники, которые необходимы для успешного выполнения упражнений и дисциплин в выбранном виде спорта. Она направлена на развитие техники движений, координации, гибкости и точности выполнения элементов спорта.
Чем отличается спортивно-тактическая подготовка от спортивно-технической подготовки?
Спортивно-тактическая подготовка спортсменов отличается от спортивно-технической подготовки тем, что она включает в себя развитие тактических навыков и стратегий в ходе тренировок и соревнований. Цель такой подготовки - научить спортсмена строить правильные тактические решения во время соревнований и адаптироваться к различным условиям.
Какова роль физической подготовки в процессе тренировки спортсменов?
Физическая подготовка играет важную роль в процессе тренировки спортсменов. Она направлена на развитие таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, скорость, координация и равновесие. Физическая подготовка позволяет спортсмену выводить на высокий уровень свои физические возможности и повышает его спортивные достижения.
Что включает в себя психологическая подготовка спортсменов?
Психологическая подготовка спортсменов включает в себя тренировку психологических навыков, необходимых для достижения успеха в спорте. Она помогает спортсмену контролировать свои эмоции, развивать концентрацию и уверенность, управлять стрессом и давлением во время соревнований. Психологическая подготовка также помогает спортсмену развивать мотивацию и установку на достижение целей.
Что такое подготовка спортсмена?
Подготовка спортсмена - это комплекс процессов, направленных на развитие и укрепление спортивных качеств и навыков.
Чем является спортивная тренировка?
Спортивная тренировка является одной из составляющих частей подготовки спортсмена, в рамках которой происходит развитие спортивных навыков и физических качеств.
Какие виды подготовки существуют в процессе тренировки спортсменов?
Основными видами подготовки спортсменов в процессе тренировки являются спортивно-техническая, спортивно-тактическая и физическая подготовка.