«Проектирование базы данных «Аэрофлот»
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 25.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ 8
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ 8
1.2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ СУБД 10
1.3 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ MICROSOFT ACCESS 11
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ «АЭРОФЛОТ» 13
2.1 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ БАЗЫ ДАННЫХ И РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ 13
2.2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ 15
2.3 РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 19
3 МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ «АЭРОФЛОТ» 21
3.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА СРЕДСТВАМИ ФОРМ И ЗАПРОСОВ 21
3.2 РАЗРАБОТКА ОТЧЕТНЫХ ФОРМ И МАКРОСОВ 24
3.3 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С БАЗОЙ ДАННЫХ «АЭРОФЛОТ» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
В дальнейшем усовершенствовании базы данных «Аэрофлот» возможна разработка более сложных отчетов.Для закрытия разработанных форм предполагается создания соответствующих макросов закрытия, описание которых представлено в таблице 8.Таблица 8 – Описание макросов закрытия отчетов базы данных «Аэрофлот»МакрокомандаАргументыЗакрытьТип объекта: отчетИмя объекта: Прибыль, Поиск, Информация о пассажиреКак видно из таблицы 8, макрокоманда «Закрыть» имеет схожую структуру для разработанных отчетов. Данный макрос будет прикреплен к кнопке, расположенной на форме отчета. Таким образом, разработанные формы отчетов позволяют пользователю получить информацию по конкретным пассажирам и рейсам, а также актуальные данные о доходах компании по проданным билетам. 3.3 Описание технологии работы с базой данных «Аэрофлот»Пользовательский интерфейс работы с базой данных «Аэрофлот» реализован с помощью главной кнопочной формы, которая представлена на рисунке 7.Рисунок 7 - Главная кнопочная форма базы данных «Аэрофлот»Как видно из рисунка 7, на данной форме пользователь может выбрать один из следующих разделов:маршруты;рейсы;воздушные судна;экипаж;пассажиры;поиск;информация о пассажире;прибыль.Кроме этого, на главной форме предусмотрены две кнопки: «Информация о выполнившем» позволяет просмотреть информацию о разработчике базы данных, а «Закрыть» – закрытие кнопочной формы.Нажав на кнопку «Маршруты», открывается соответствующая форма, которая представлена на рисунке 8.Рисунок 8 - Форма «Маршруты»Как видно из рисунка 8, данная форма позволяет пользователю не только просматривать информацию о рейсах, совершающих определенный маршрут, но также изменять, добавлять информацию о новых маршрутах и удалять информацию о недействующих или внесенных ошибочно.При нажатии кнопки «Закрыть форму» пользователь возвращается на главную форму (рисунок 7).Нажав на кнопку «Рейсы», открывается соответствующая форма, которая представлена на рисунке 9.Рисунок 9 - Форма «Рейсы»Как видно из рисунка 9, данная форма позволяет сделать следующее:просмотреть информацию о рейсах;внести необходимые изменения по текущему рейсу;добавить информацию о новом рейсе;удалить информацию о рейсе.При нажатии кнопки «Закрыть форму» пользователь возвращается на главную форму.Нажав на кнопку «Воздушные судна», открывается соответствующая форма, которая представлена на рисунке 10.Рисунок 10 - Форма «Воздушные судна»Как видно из рисунка 10, форма позволяет пользователю просмотреть информацию об имеющихся моделях воздушных судов Аэрофлота, о сроках их эксплуатации и готовности к вылетам. Кроме этого, можно посмотреть список рейсов, в которых задействована каждая модель самолета. Пользователь может добавлять новые рейсы, которые осуществляются самолетами, либо удалять внесенные ранее данные. При нажатии кнопки «Закрыть форму» пользователь возвращается на главную кнопочную форму.Нажав на кнопку «Экипаж», открывается соответствующая форма, которая представлена на рисунке 11.Рисунок 11 - Форма «Экипаж»Как видно из рисунка 11, данная форма позволяет добавлять, изменять и удалять информацию о членах экипажа, за которым прикреплено воздушное судно. При нажатии соответствующей кнопки пользователь возвращается на главную форму. Нажав на кнопку «Пассажиры», открывается соответствующая форма, которая представлена на рисунке 12.Рисунок 12 - Форма «Пассажиры»Как видно из рисунка 12, на данной форме пользователь может просматривать информацию о пассажирах компании, внести необходимые изменения по пассажиру, добавить данные о новом пассажире либо удалить пассажира. При нажатии кнопки закрытия формы пользователь возвращается на кнопочную форму. При нажатии на главной форме кнопки «Поиск» пользователю предлагается ввести город вылета, дату вылета и город прибытия. После выполнения запросов на пользовательский экран выводится отчет о рейсах, выполняемых по данному маршруту в соответствии с датой вылета (рисунок 13).Рисунок 13 - Отчет «Поиск»Как видно из рисунка 13, при запросе маршрута Омск – Москва с датой вылета 12.11.2018 г. сформировался отчет, который отражает информацию о двух рейсах, соответствующих критериям поиска. На данном отчете есть кнопка, позволяющая его закрыть.Нажав кнопку «Информация о пассажире» на кнопочной форме, пользователю необходимо ввести данные паспорта пассажира, для получения отчета о билетах, которые он приобрел (рисунок 14).Рисунок 14 - Отчет «Информация о пассажире»Как видно из рисунка 14, при запросе данных о пассажире выводится информацияобо всех рейсах, билеты на которые приобрел клиент. Кроме этого, отражается информация о классе обслуживания и цене билета, а также общая сумма приобретений клиента. На форме отчета предусмотрена кнопка, позволяющая его закрыть.При нажатии кнопки «Прибыль» на главной форме пользователь получает отчет, который представлен на рисунке 15. Рисунок 15 - Отчет «Прибыль»Как видно из рисунка 15, данный отчет отражает информацию о номере билета, пассажирах, классе обслуживания и цене билета, которые определяют текущий доход компании. В конце отчета выводится общая сумма дохода по проданным билетам, а также есть кнопка закрытия формы. Таким образом, реализованный пользовательский интерфейс позволяет использовать разработанную базу данных для решения поставленных предметной областью задач. База данных «Аэрофлот» поддерживает принципы работы реляционных баз данных и в дальнейшем может быть усовершенствована, в частности, с помощью ее возможностей можно реализовать отчеты по всем пассажирам, купившим билеты по конкретному направлению или рейсу. Реализация дополнительных пользовательских форм и отчетов позволит расширить функциональные возможности базы данных «Аэрофлот».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения курсовой работы было определено понятие баз данных, рассмотрены основные их типы. Было установлено, что реляционные базы данных по сравнению с другими типами организации данных обладают таким главным преимуществом, как легкость описания в математике. Анализ систем управления базами данных позволил определить, что на российском рынке информационных технологий MSAccessзанимает достойное положение, так как позволяет создавать с помощью заложенных средств доступный интерфейс для начинающих пользователей.Анализ предметной области показал, что специалисты авиакомпании «Аэрофлот» тратят много времени на подготовку статистических отчетов, включающих информацию о перелетах пассажиров, выполняемых компанией маршрутов следования и рейсов, а также получаемой сумме доходов от продажи билетов. Выявленные недочеты в деятельности компании позволили сформулировать функциональные требования к базе данных, к которым относятся формирование отчетов и расчет показателей в выделенных в ходе анализа областях. На основе предметной области были выделены такие объекты (сущности) базы данных, как пассажир, билет, рейсы, воздушные судна, маршруты, экипаж. Определение связей между ними и их атрибутов позволили спроектировать логическую и физическую модели, а после сгенерировать ее в созданной MSAccess базе данных. Данные модели не только отражают структуру таблиц базы данных, но и определяют первичные ключи. Разработанные алгоритмы обработки данных о пассажирах, рейсах и билетах, позволяют получить необходимую для специалиста информацию. Алгоритмы впоследствии были реализованы вбазе данных с помощью запросов SQL.Пользовательский интерфейс базы данных разработан с помощью средств форм, отчетов и запросов. В рамках работы определены 6 форм: главная кнопочная форма, «Пассажир», «Маршрут», «Рейс», «Воздушные судна», «Экипаж». Рассмотрены принципы построения форм и основные источники данных.В базе данных реализовано три отчета: «Информация о пассажире», «Поиск» и «Прибыль». Все отчеты имеют простой тип построения и расчетное поле, дающее информацию о сумме покупки билетов пассажиром, количестве рейсов по заданному маршруту, общую сумму дохода соответственно. Для их закрытия были разработаны макросы закрытия и описана их структура. Для пользователя базы данных описана технология работы с подробным описанием и обширным иллюстрированием пользовательского экрана разработанной базы данных. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫZametkiNaPolyah[Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://zametkinapolyah.ru/zametki-o-mysql/bazy-dannyx-vidy-i-tipy-baz-dannyx-struktura-relyacionnyx-baz-dannyx-proektirovanie-baz-dannyx-setevye-i-ierarxicheskie-bazy-dannyx.html.Аверченков, В.И. Информационные системы в производстве и экономике: учебное пособие / В.И. Аверченков, Ф.Ю. Лозбинев, А.А. Тищенко. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 379 с.АЭРОФЛОТ Российские авиалинии [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru.Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: учебник / К.В. Балдин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 395 с.Бекаревич, Ю.В. Самоучитель MSOfficeAccess 2016 / Ю.В. Бекаревич, Н.И. Пушкина. – СПб.: «БХВ – Петербург», 2017. – 480 с.Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://bigenc.ru.Буч Г. Язык UML. Руководство пользователя: пер. с англ. / Г. Буч, Д. Рамбо, А Джекобсон. – М: ДМК, 2013. – 496 с.Габричидзе, Т.Г. Анализ систем управления базами данных, используемых на территории Российской федерации / В.А. Куделькин, А.М. Зайцева, А.В. Болтовский, Т.Г. Лебедева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2016. – № 1. – С. 125 – 132.Гвоздева Т.В. Проектирование информационных систем: учеб.пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. – Ростов: Феникс, 2009. – 508 с.Жиляков, Е.Г. UML-диаграммы как средство систематизации знаний об объектах на изображениях / Е.Г. Жиляков // Научные ведомости. – 2013. – № 15. – С. 196 – 200.Крайнова, Т.С. Информатика и программирование MSAccess / Т.С. Крайнова. – Екатеринбург: РИО УГЛТУ, 2017. – 37 с.Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusionModelingSuite/ С.В. Маклаков. – М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2007. – 400 с.Проектирование информационных систем: учеб.пособие для вузов / К.И. Курбаков [и др.]. – М.: Российская экономическая академия, 2000. – 386 с.Ушаков, Е.В. Создание базы данных для современной школы в MicrosoftAccess / Е.В. Челянов, Л.Н. Ушакова // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2018. – № 2. – С. 24 – 28.
1. ZametkiNaPolyah [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://zametkinapolyah.ru/zametki-o-mysql/bazy-dannyx-vidy-i-tipy-baz-dannyx-struktura-relyacionnyx-baz-dannyx-proektirovanie-baz-dannyx-setevye-i-ierarxicheskie-bazy-dannyx.html.
2. Аверченков, В.И. Информационные системы в производстве и экономике: учебное пособие / В.И. Аверченков, Ф.Ю. Лозбинев, А.А. Тищенко. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 379 с.
3. АЭРОФЛОТ Российские авиалинии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru.
4. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: учебник / К.В. Балдин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 395 с.
5. Бекаревич, Ю.В. Самоучитель MS Office Access 2016 / Ю.В. Бекаревич, Н.И. Пушкина. – СПб.: «БХВ – Петербург», 2017. – 480 с.
6. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bigenc.ru.
7. Буч Г. Язык UML. Руководство пользователя: пер. с англ. / Г. Буч, Д. Рамбо, А Джекобсон. – М: ДМК, 2013. – 496 с.
8. Габричидзе, Т.Г. Анализ систем управления базами данных, используемых на территории Российской федерации / В.А. Куделькин, А.М. Зайцева, А.В. Болтовский, Т.Г. Лебедева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2016. – № 1. – С. 125 – 132.
9. Гвоздева Т.В. Проектирование информационных систем: учеб.пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. – Ростов: Феникс, 2009. – 508 с.
10. Жиляков, Е.Г. UML-диаграммы как средство систематизации знаний об объектах на изображениях / Е.Г. Жиляков // Научные ведомости. – 2013. – № 15. – С. 196 – 200.
11. Крайнова, Т.С. Информатика и программирование MS Access / Т.С. Крайнова. – Екатеринбург: РИО УГЛТУ, 2017. – 37 с.
12. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite/ С.В. Маклаков. – М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2007. – 400 с.
13. Проектирование информационных систем: учеб. пособие для вузов / К.И. Курбаков [и др.]. – М.: Российская экономическая академия, 2000. – 386 с.
14. Ушаков, Е.В. Создание базы данных для современной школы в Microsoft Access / Е.В. Челянов, Л.Н. Ушакова // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2018. – № 2. – С. 24 – 28.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия реляционных баз данных важно знать при проектировании базы данных Аэрофлот?
При проектировании базы данных Аэрофлот важно изучить основные понятия реляционных баз данных, такие как таблицы, отношения между таблицами, атрибуты, первичные и внешние ключи. Эти понятия помогут создать связанные структуры данных с ясными и логичными отношениями.
Какие особенности имеет Microsoft Access при проектировании базы данных Аэрофлот?
Microsoft Access имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с другими СУБД при проектировании базы данных Аэрофлот. Например, Access позволяет создавать связанные таблицы, используя встроенные возможности создания отношений. Также в Access удобно работать с формами и отчетами для отображения и анализа данных.
Как описать предметную область базы данных Аэрофлот и разработать функциональные требования?
Для описания предметной области базы данных Аэрофлот необходимо провести анализ бизнес-процессов организации и определить необходимые сущности и их атрибуты. Затем можно разработать функциональные требования, в которых указать основные операции, которые база данных должна выполнять, такие как добавление, редактирование и удаление данных, а также запросы для получения нужной информации.
Как разработать модель базы данных Аэрофлот?
Для разработки модели базы данных Аэрофлот нужно определить все сущности и их атрибуты, а также связи между сущностями. По результатам анализа предметной области можно построить диаграмму сущность-связь (ER-диаграмму), которая покажет структуру и связи данных в базе. Такая модель поможет понять, как данные взаимодействуют между собой и какие связи нужно установить.
Как разработать алгоритмы обработки данных для базы данных Аэрофлот?
Разработка алгоритмов обработки данных для базы данных Аэрофлот требует определения основных операций, которые будут выполняться над данными. Например, для добавления новой информации в базу данных можно разработать алгоритм, который будет проверять правильность вводимых данных и сохранять их в соответствующих таблицах. Для поиска и фильтрации данных можно разработать алгоритмы, использующие SQL-запросы для получения нужной информации.
Что такое реляционная база данных?
Реляционная база данных - это структурированная коллекция данных, организованных в виде таблиц, состоящих из строк и столбцов. В реляционных базах данных информация представляется в виде взаимосвязанных таблиц, обеспечивая гибкость и эффективность в хранении и доступе к данным.
Какие основные понятия связаны с реляционными базами данных?
Основные понятия, связанные с реляционными базами данных, включают таблицы, которые представляют собой структуры данных, состоящие из строк и столбцов; столбцы, которые представляют собой отдельные атрибуты или характеристики данных; строки, которые содержат сами данные; а также ключи, которые используются для уникальной идентификации записей в таблицах.
Какие особенности имеет Microsoft Access как СУБД?
Microsoft Access - это простая в использовании система управления базами данных, которая включает в себя графический интерфейс пользователя и возможность создавать и редактировать таблицы, формы и запросы. Она предлагает инструменты для создания отчетов, а также поддерживает использование SQL-запросов. Однако, по сравнению с другими СУБД, такими как MySQL или Oracle, Microsoft Access имеет ограниченные возможности по производительности и масштабируемости.
Какой подход используется при проектировании базы данных для Аэрофлота?
При проектировании базы данных для Аэрофлота используется методика, которая включает описание предметной области базы данных, разработку функциональных требований, создание модели базы данных и разработку алгоритмов обработки данных. Все это помогает создать эффективную и надежную базу данных, соответствующую потребностям и целям Аэрофлота.