Упражнения, направленные на формирование умений аудирования на среднем этапе обучения
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 18.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие аудирования 5
1.2 Виды аудирования 9
1.3 Учёт возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 17
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЯ 18
2.1 Этапы работы над аудированием 18
2.2 Упражнения для формирования умений аудирования с общим пониманием 22
2.3 Упражнения для формирования умений аудирования с полным пониманием 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
где происходит беседа? С кем? о чем говорят? как это происходит?);4. сравнить иллюстрации с текстом, определив их порядок или сделав из количества предложенных соответственный выбор;5. переделать что-либо в репродукции согласно указаниям в тексте;6. избрать из предложенных вариантов ответов соответственный сути текста.Значительный эффект в данном плане приносят письменные задания к аудиотексту, которые выполняются в процессе его прослушивания:1. заполнение схем и таблиц;2.выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы выражены в письменном виде) один, отвечающий содержанию текста;3. фиксирование ключевых слов/фраз;4. запись существенных аргументов дискуссии и т.п.Третий этап обращен на развитие у учащихся умений в той или иной степени истолковывать, давать комментарий, рассматриватьхранящуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее.К данной группе упражнений относят:1. пересказ текста в определенной последовательности;2. продолжение текста (устное и письменное);3. комментирование того, что являлось интересным (не интересным), новым, значимым для учащегося;4. оценивание события, поступков героев с опорой на ключевые слова/предложения;Далее можно предложить упражнения в комментировании, обсуждении, истолковании затронутых в тексте вопросов, вопросов без опоры на вербальные стимулы.Если учесть данные психологии о ступенчатом характере понимания, а также исследования отечественных и зарубежных ученых, можно предложить другое деление:1) степеньотрывочного/ поверхностного понимания;2) степень общего/глобального понимания; 3) степень полного/детального понимания;4) степень критического понимания.Так какстепень фрагментарного понимания указываетна несформированностьумения слушать, то упражнения, при помощи которых контролируетсяуровень глубины, точности и полноты понимания, должны причисляться только к трем уровням (2-4), с их помощью может быть выявлена и фрагментарность понимания.Для степени общего понимания характерно прежде всего понимание темы как смыслового ядра текста, в качестве обобщенного концентрата всего содержания, которое основывается на понимании ключевых слов — смысловых опорных пунктов текста.Сформированностьстепени общего понимания проверяется при помощи:ответов на вопросы общего характера;тестов множественного выбора;передачи основного содержания на родном/иностранном языкеперечисления основных фактов в той последовательности, которой они даны в тексте;составления плана в форме заголовков к смысловым кускам; и др.Степень полного понимания располагает наличием умений соединять слушание с несложной мнемической и логико-смысловой деятельностью.Сформированность умений полного понимания проверяется при помощи:ответов на вопросы, которые касаются общего содержания и некоторых деталей/фактов;составления развернутого плана;пересказа на иностранном языке с опорой на картину (рисунки, схемы, ключевые слова или план).Степень критического понимания связана с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации.Уровень критического понимания проверяется при помощи заданий проблемного характера. 2.2 Упражнения для формирования умений аудирования с общим пониманиемРассмотрим упражнения, направленные на общее понимание услышанного. Упражнения на аудирование нами были выбраны в соответствии с учебником издательства CLE International, автора ColetteSamson «Amisetcompanie 2», 2013 г.[22], который успешно используется для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. Вы учебнике использованы только аутентичные материалы, которые направлены на общее и полное понимание текстов.Прослушайте текст и расставьте предложения в правильной последовательности (предложения относятся к основным смысловым вехам текста);Ecoute et associe (avec la bonne image) ! Tuasdeux écoutes ! Exemple : l-A.а) 1. calme; 2. hypocrite; 3. idiot(e); 4. stressé(e); 5. sympathique; 6. têtu(e) (Amisetcompagnie 2, p.20) (Приложение 7).в) Écoute et numérote les situations! Regarde d'abord les images ! Tuasdeux écoutes !(Amisetcompagnie 2, p.26) (Приложение8).прослушайте текст и отметьте, верны или нет данные утверждения;прослушайте описание Марианны, затем опишите ее;Écoute I'exposé de Théo ! Puis décris « Marianne » ! (Amis et compagnie 2, p.73) (Приложение 4).прослушайте описание и отметьте правильный ответ:Vrai ou faux ? Si c'est faux, corrige !1. En 1830, le peuple s'est révolté contre le roi Louis-Philippe.2. « Marianne ›› est le symbole de la République française.3. Elle porte un bonnet.4. Elle marche derrière le peuple de Paris.5. On peut voir « Marianne » dans toutes les mairies de France.6. On peut aussi la voir aussi dans toutes les gares de France (Amis et compagnie 2, p.73).прослушайте несколько текстов и соотнесите их с заголовками/утверждениями;Écoute et lis ! Nosferatu a retrouvé Surcouf, Harry Potter et d'Artagnan ?A Il a été pirate. ll a fait le tour du monde. Il a eu beaucoup d'argent.B Il a été sorcier. Il a fait beaucoup de tours de magie. Il a eu beaucoup d'amis.C Il a été mousquetaire.Il a fait beaucoup de sport.Il a eu beaucoup d'aventures (Amis et compagnie 2, p.83).прослушайте описание и найдите отличия:Le passé composé avec être. Ecoute et lis ! Compare et note les différences !Hier, c'était dimanche... (Amis et compagnie 2, p.90) (Приложение 9).2.3 Упражнения для формирования умений аудирования с полным пониманиемУпражнения на аудирование с полным пониманием:Послушай, и скажи, что говорит каждый:Écoute et observe bien ! Puis présente Pierre ou Pauline !(Amisetcompagnie 2, p.3)упражнения на множественный выбор;Écoute et coche les bonnes réponses ! Lis d'abord les phrases ! Tu as deux écoutes !Il y a du racket dans le collège de M. Lesage.Dans ce collège. il y a des élèves assez violents.lls se bagarrent avec les professeurs.M. Lesage pense qu'il faut les punir.Ilpense aussi qu'il faut discuter avec eux.Ces élèves deviennent agressifs parce qu'ils se sentent faibles.Lesage appelle souvent la police pour arrêter les racketteurs.Les policiers viennent au collège pour parler avec les élèves des problèmes de racket (Amis et compagnie 2, p.56).ответьте на вопросы по содержанию (включаядетали);Réponds aux questions !1. Où est-ce qu'il y a une « forêt» au centre de Paris?2. Explique ce qu'est une « plante de parfumerie »!3. Donne le nom de trois petits animaux sauvages!4. D'où viennent les tortues des lacs des bois de Boulogneou de Vincennes ?5. Comment s'appellent les fleurs du parc de Bagatelle?6. Qu'est-ce qu'on peut faire dans les bois, les parcset les jardins de Paris pour la Fête dela Nature? (Amis et compagnie 2, p.56) (Приложение 2)закончите предложения, используя информацию из текста;Lis et choisis les écogestes' dans I'ordre de tes préférences ! Puisexplique !Mon premier choix : Mon deuxième choix : Mon troisième choix : Mon quatrième choix: Mon cinquième choix : Mon sixième choix : (Amis et compagnie 2, p.57) (Приложение3)послушай, затемответь:Regarde et écoute ! Puis réponds !Hugo habite à Versailles. Juliette habite à Paris. Hugo vient de Versailles. Juliette vient de Paris.Et toi, tu habites où ? – J'habite à [nom de la villel.Et toi, tu viens d'où ? – Je viens de [nom de la ville] (Amis et compagnie 2, p.5) (Приложение 5).прослушай и ответь на вопросы:Écoute et lis I'interview de Ziggy Starpop ! Puisrépondsauxquestions !1. Beaucoup de noms de pays en -e sont des noms féminins. Repère les noms de pays féminins dans l'interview de Ziggy!Il y en a combien ? Cite-les ! [Exemples :la France, l'Australie...]2. Quelle est la préposition utilisée avec ces noms : à, en, au ou aux ?3. Regarde maintenant les noms de pays masculins. Cite les noms au singulier ! [Exemple : leJapon...] Cite les noms aupluriel! [Exemple :les Pays-Bas...] Cite les noms qui commencent par une voyelle ! [Exemple : l'Uruguay...]4. Quelles sont les prépositions utilisées avec ces noms masculins à, en, au ou aux ? Explique [dans ta langue] !5. Avec venir... [je viens...], quand est-ce qu'on emploie du, de, d' et des ? Explique dans ta langue !Ziggy habite en France. Il vient d'Uruguay.Et toi, tu habites où ? – J'habite en (au, aux) [nom du pays].Et toi, tu viens d'où ? – Je viens du (de, d', des) [nom du pays] (Amis et compagnie 2, p.5) (Приложение6).ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IIВо второй главе был рассмотрены этапы проведения аудирования, а также приведены примеры упражнений, которые могут быть применены в процессе обученияаудированию на среднем этапе обучения французскому языку в школе.Работа с аудивизуальным материалом включает 3 этапа: 1. Подготовительный этап;2. Этап прослушивания материала. 3. Составление эссе или пересказ прослушанного или увиденного.Согласно требованиям к базовому уровню владения иностранным языком на среднем этапе обучениянеобходимо проводить работу над тремя видами аудирования: а) аудирования с полным пониманием воспринимаемого текста (l'écoutedudétail); б) аудирование с общим охватом содержания или с пониманием лишь важнейшей информации (l'écoutedel'idéeprincipale); в) аудирование с целью извлечения необходимой или интересующей информации (l'écoutedesinformationsspécifiques).Процесс обучения современному иностранному языку требует использования материалов (аутентичны), которые взяты из жизни носителей языка или составлены с учетом особенностей их культуры и менталитета согласно принятым и используемым речевым нормам.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:1. Развитие навыков аудированиявыступает существенным направлением школы в изучении иностранного языка, с учетом возрастных особенностей детей. Конечной цельюданного процесса являетсяформирование базовых навыков понимания и построения логических высказываний согласно ситуации общения.2. Теоретические и методологические рамки процедуры вырабатываниянавыка аудированиядовольно развиты в научно-методической литературе.3. Для формирования и дальнейшего развития навыка аудированиянеобходимо методически верно подбирать набор упражнений, а также применять комбинации альтернативных и традиционных форм организации образовательной деятельности, преемственность и последовательность в изложении материала. Существенным является то, что учащиеся знают о действительной возможности использования язык как средства общения.4.Регулярная работа по развитиюнавыка аудированиясодействуетуспеху в решении данной задачи.Следовательно, в ходе исследования мы смогли раскрыть суть понятияаудирования, раскрытьего роль в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения и привести примеры упражнений, и материалов в Приложениях для развития навыка аудирования.Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6Приложение 7Приложение 8Приложение 9
2. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 40 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская Психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Гез Н.И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе, 1969. – № 8. – с. 27-37.
5. Громова О.А. Аудиo-визуальный метод и практика его применения. – М.: Высш. школа, 1997. – 100 с.
6. Дехерт И. А. Обучение аудированию при опоре на говорение и чтение в 4-7 классах средней школы (на материале немец, яз.): Автореф. дис. ... к. п. н.— М., 1984.
7. Дубровин М.И. О создании кинокольцовок для организации перцептивно-мнемической деятельности учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку / М.И. Дубровин // Аудиовизуальные и технические средства в обучении. − М.: МГУ, 1975. − с. 10 -112.
8. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 5. – С.24-32.
9. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления: Ж-л: Иностранные языки в школе. – 1996 – №5 – с. 15-20.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя. − М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
11. Золотницкая С.Л. Создание благоприятного психологического климата средствами кино на уроках иностранного зыка / С.Л. Золотницкая // Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения. Материалы конф. − М.: ЦСПО РСФСР, 1979. − с. 102-107.
12. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II/Т.В. Иванова, И.А. Сухова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 102 с.
13. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. – 224 с.
14. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. – М.: Русский язык, 1991. – С. 224-226.
15. Миролюбов А.А. Обучение иностранным языкам в свете реформы школы // Иностранные языки в школе. – 1996. № 2. – С.29-36.
16. Новые государственные стандарты по иностранным языкам, 2-11 классы// Сб. Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
17. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
18. Рыбина О.В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка // Образование в современной школе. – 2001. – № 5-6.
19. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение., 1991. – 386 с.
20. Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специальных вузах: На примере общественно-политической тематики, английский язык: Автореф. дис. ... к. п. н. – М., 2005. – 24 с.
21. Частухина А.Ю. Развитие навыков устной речи // Иностранные языки в школе / Золотые страницы. Вып. №4. М.: Чеховский полиграфический комбинат, 2011. − с. 98-103.
22. Samson Colette. Amis et companie 2, CLE International. – 2013. – 130 p.
Вопрос-ответ:
Какие этапы работы над аудированием предполагаются на среднем этапе обучения?
На среднем этапе обучения аудированию предполагаются следующие этапы работы: предварительное ознакомление с аудиозаписью, активное прослушивание с общим пониманием текста, работа над деталями и специальными целями, а также анализ и обсуждение прослушанного материала. Каждый из этих этапов направлен на развитие разных аспектов аудирования.
Что такое аудирование и как оно связано с умениями на среднем этапе обучения?
Аудирование - это процесс восприятия и понимания устной речи. На среднем этапе обучения учащиеся развивают различные умения аудирования, такие как умение слушать и понимать информацию, улавливать ключевые слова и выражения, выделять основную и дополнительную информацию, делать выводы и т.д. Развитие этих умений помогает учащимся успешно справляться с различными заданиями на аудирование и повышает их общую языковую компетенцию.
Какие виды аудирования существуют и как их можно развивать на среднем этапе обучения?
Существуют следующие виды аудирования: ознакомительное аудирование, просмотровое аудирование, селективное аудирование, аудирование с полным пониманием и аудирование с определённой целью. На среднем этапе обучения можно развивать каждый из этих видов аудирования путем использования соответствующих упражнений и заданий. Например, для развития ознакомительного аудирования можно использовать задания на общее понимание текста, а для развития аудирования с определенной целью - задания на выбор правильного ответа или подбор соответствий.
Какие возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста влияют на обучение аудированию?
Учащиеся среднего школьного возраста имеют свои особенности, которые влияют на обучение аудированию. Например, в этом возрасте учащиеся имеют более развитые познавательные способности и интересы, поэтому они могут лучше удерживать внимание во время прослушивания текста. Однако, в этом возрасте также могут возникать сложности с концентрацией и пониманием деталей, поэтому важно использовать разнообразные методы и упражнения, которые помогут учащимся преодолеть эти трудности.
Какие есть методические рекомендации по обучению аудированию на среднем этапе обучения?
На среднем этапе обучения аудированию рекомендуется использовать следующие методические приемы: использование аутентичных материалов, разнообразные упражнения для формирования умений аудирования, активное использование целевого языка в классе, развитие навыков обработки информации и работа над активным словарным запасом.
Какие этапы работы над аудированием существуют?
Работа над аудированием включает несколько этапов: предаудиторную работу, аудиторную работу и послеаудиторную работу. На первом этапе проводятся различные активизирующие упражнения и преподается новый лексический материал. На втором этапе учащиеся слушают аутентичные тексты, выполняют задания по пониманию и анализу текстов. На третьем этапе обсуждаются и обрабатываются результаты аудирования.
Какие упражнения помогут сформировать умения аудирования с общим пониманием?
Для формирования умений аудирования с общим пониманием рекомендуется использовать следующие упражнения: слушание коротких анекдотов, заполнение пропусков в предложениях, ответы на вопросы по тексту, слушание и упорядочивание последовательности событий, слушание и выбор правильных картинок.
Какие виды аудирования существуют?
Существуют три основных вида аудирования: аудирование с общим пониманием, аудирование с извлечением деталей и аудирование с пониманием главной идеи. Каждый вид требует разных навыков и стратегий работы.
Какие возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста влияют на обучение аудированию?
Учащиеся среднего школьного возраста имеют особенности, которые могут влиять на обучение аудированию. Они уже обладают базовыми навыками аудирования, но им необходимо развивать эти навыки дальше. Они также могут иметь проблемы с концентрацией внимания и отсутствием мотивации, поэтому важно использовать интересные и понятные тексты для обучения.
Какие упражнения помогут формированию умений аудирования на среднем этапе обучения?
На среднем этапе обучения ученикам можно предлагать упражнения, направленные на формирование умений аудирования. Например, такие как прослушивание аудиотекстов и ответы на вопросы по содержанию текста, заполнение пропусков в аудиотексте, слушание диалогов и составление к ним вопросов и т.д.
Какие этапы работы над аудированием рекомендуются?
Рекомендуется проведение работы над аудированием на нескольких этапах. Первый этап - активация изученного материала, включает в себя задания на пересказ и постановку передачи содержания текста. Второй этап - расширение словарного запаса, включает в себя задания на определение значения новых слов и выражений. Третий этап - формирование умения понимать аудиотексты, включает в себя задания на составление предложений по аудиотексту и создание собственных аудиотекстов.