Технологии социальной работы с семьей.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 28 + 28 источников
- Добавлена 19.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 5
1.1 Семья как объект социальной работы 5
1.2 Основные технологии социальной работы с семьей и их сущность 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 19
2.1 Анализ опыта реализации технологий социальной работы с семьей 19
2.2 Реализация технологии социальной диагностики с молодыми семьями 24
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Приложение 1 41
) Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.Далее представим результаты проведенного анкетирования (рис. 1-11).Рис. 1 – Результаты вопроса «Ваш пол?»Таким образом, как видно из рисунка 1, в настоящем исследовании приняли участие 22 женщины и 26 мужчин.Рис. 2 – Результаты вопроса «Ваш возраст?»Наибольшее количество участников анкетирования представляют возрастную категорию от 22 до 25 лет (43%). Меньше всего (21%) в исследовании приняли участия молодые супруги в возрасте от 18 до 21 года, так как многие молодые люди, в данный период еще не задумываются о браке и о вопросах деторождения. 36% опрошенных составляют категорию от26 до 29 лет.Рис. 3 – Результаты вопроса «Ваша ведущая деятельность?»Род деятельности анкетируемый, напрямую обусловлен их возрастной категорией. Так, в исследовании приняли участие 57% работающих граждан, 38% молодых людей, который учатся в различных учебных заведениях и 5% тех, кто на данный момент не занят никаким видом деятельности.Рис. 4 – Результаты вопроса «Ваше семейное положение?»Отвечая на вопрос о семейном положении, большинство анкетируемых проживают со своим партнером, но не состоят в официальном браке (47%). В зарегистрированном браке состоят 36% опрошенных, а 17% - не состоят в отношениях.Рис. 5 – Результаты вопроса «Есть ли у Вас дети, если да, то сколько?»Из общего числа опрошенных подавляющее большинство не имеет детей (60%). На наш взгляд, данный факт обусловлен тем, что молодые люди испытывают различные страхи и трудности, которые влияют на решение о деторождении.Всего 13% имеют двух и более детей, а 27% имеют одного ребенка.Рис. 6 – Результаты вопроса «Сколько Вы бы хотели иметь детей?»При этом, несмотря на результаты предыдущего вопроса, всего 5% анкетируемых не хотят иметь детей. Также небольшой процент (7%) желают иметь 3 и более детей. Половина опрошенных хотели бы завести одного ребенка, а двоих детей – 38%.Рис. 7 – Результаты вопроса «Что препятствует Вам в рождении детей сейчас?»Анализируя причины, препятствующие рождению детей в настоящее время, как видно из рисунка 7, ответы разделились почти в равных пропорциях.10% опрошенных предложили варианты ответов, которые не были представлены в анкете, а именно:- 2 респондента ответили, что им препятствует отсутствие желания рожать детей в семье;- 2 опрошенных ответили, что рождению детей может помешать самореализация в других жизненных сферах, например – в работе;- 1 человек ответил, что ему мешают частые командировки по работе;- 1 человек заявил, что не позволяет состояние здоровья после первых родов.Рис. 8 – Результаты вопроса «Осведомлены ли Вы о различных государственных программах поддержки молодых семей, а также материнства, если да, то перечислите их?»Отвечая на вопрос «Осведомлены ли Вы о различных государственных программах поддержки молодых семей, а также материнства, если да, то перечислите их?», подавляющие большинство (71%) ответили отрицательно. Среди тех, кто дал положительный ответ, наиболее распространенными программами были отмечены:- материнский капитал;- программы льготного приобретения жилища;- программы, ориентированные на получение бесплатных лекарств и питания для детей.Рис. 9 – Результаты вопроса «Получаете ли Вы необходимую для Вас информацию по вопросам планирования здоровых детей?»Как видно из рисунка выше, 62% не получают необходимую информацию по вопросам планирования здоровых детей.Для 38%, которые ответили положительно на вышеизложенный вопрос, был задан уточняющий вопрос, каковы основные источники получения информации. Результаты ответа на него распределились следующим образом:- Интернет и телевидение – 74%.- Медицинские, социальные учреждения и центры планирования семьи – 2%. - От родителей и родственников – 24%В данном вопросе, других вариантов ответов, анкетируемые не предлагали.Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство молодых людей вовсе не получают информацию, а из тех, кто все же имеет к ней доступ, наибольшее количество людей находят ее в СМИ. При этом, данная информация не всегда может быть достоверной, а иногда является искаженной.Рис. 10 – Результаты вопроса «Как Вы считаете, информацию какого характера Вы получаете менее всего в вопросах планирования семьи?»Результаты ответов на вопрос, представленного выше, можно сделать вывод о том, что молодые люди менее всего осведомлены в вопросах медицинского и социально-психологического характера (46% и 42% соответственно). Данный факт наряду с анализом ответов, представленных выше, полностью подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что современные молодые супруги недостаточно осведомлены в вопросах правого и медико-социального характера в области планирования семьи и рождения здоровых детей.Рис. 11 – Результаты вопроса «Нуждаетесь ли Вы в расширении круга своих знаний в вопросах планирования семьи?»В связи с недостаточность знаний в области планирования здоровых детей, отвечая на вопрос, представленный выше, 72% опрошенных, ответили, что нуждаются в расширении круга своих знаний в исследуемом вопросе.Заключительный вопрос «Назовите, какие меры по увеличению рождаемости Вы считаете наиболее эффективными» был открытым. Среди основных ответов были выделены следующие:- расширение числа льгот для граждан, имеющих детей;- введение законодательства о запрете абортов;- введение систематической просветительской работы в учебных заведениях.Таким образом, по результатам проведенного исследования, мы видим, что необходимо в большей степени уделять внимание профилактическому и просветительскому направлению работы с молодыми семьями.Выводы по второй главеВ практической части курсовой работы представлен анализ деятельности отделения помощи семье и детям ВПИСАТЬ УЧРЕЖДЕНИЕ.1. Основные задачи деятельности отделения: -выявление семей и детей, находящихся в социально – опасном положении и семей «группы риска»; - определение и предоставление конкретных видов и форм социально - экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, и иных социальных услуг семьям и детям нуждающихся в социальной поддержке; -помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата; -социальный патронаж семей, находящихся в социально – опасном положении и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации; - организация отдыха несовершеннолетних. 2. По результатам анализа нами было выявлено, что в отделении осуществляются все технологии социальной работы с семьей, однако, на наш взгляд, стоит уделять большее внимание социальной профилактики не только с семьями, которые уже состоят на учете, но и с семьями, которые проживают на данной территории, организуя различные просветительские и консультационные мероприятия и для них, с целью снижения вероятности развития семейного неблагополучия и повышения грамотности членов семей по различным вопросам. 3. Для практической реализации одной из технологий социальной работы с семьями, нами была выбрана наименее изученная категория семей, которая менее других, в настоящее время, является предметом изучения и практической работы специалистов по социальной работе. Речь идет о молодых семьях.Проблемой, выбранной нами для социологического исследования, с целью реализации технологии социальной диагностики было изучение готовности и осведомленности молодых супругов в вопросах деторождения, как основной функции семьи и выявление проблем в данном вопросе. По результатам проведенного исследования, мы выявили, что необходимо в большей степени уделять внимание профилактическому и просветительскому направлению работы с молодыми семьями.Современные молодые супруги недостаточно осведомлены в вопросах правого и медико-социального характера в области планирования семьи и рождения здоровых детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕСемья –это исторически точная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или же родственными связями, совместным ведением домашнего хозяйства, взаимной моральной ответственностью.Существует большое количество оснований для классификации семей, в настоящем исследовании, мы основывались на классификацию М.А. Галагузовой, которая выделяла: благополучные семьи, семьи «группы риска», неблагополучные семьи, асоциальные семьи.К особой категории стоит относить молодые семьи, которые сами по себе не имеют выраженных факторов неблагополучия, но в силу своего социально-демографического состава, имеют ряд характеристик, которые могут их отнести в группу-риска. В общем смысле,технологиясоциальнойработыпредставляет собойалгоритмдеятельности,врезультатекоторойдостигаетсяопределеннаясоциальнаяцельипреобразуетсяобъектвоздействия.Этадеятельностьнесводитсякодноразовомуактувоздействия,апредставляетсобойпроцесс,которыйхарактеризуетсясменойсодержания,форм,методов,которыецикличноповторяютсяприрешениикаждойновойзадачивсоциальнойработе.К важнейшим технологиям социальной работы с семьей относятся социальная диагностика, социальная профилактика, социальный патронаж, социальная терапия. Не менее актуальны технологии социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. В практической части курсовой работы представлен анализ деятельности отделения помощи семье и детям ВПИСАТЬ УЧРЕЖДЕНИЕ.По результатам анализа нами было выявлено, что в отделении осуществляются все технологии социальной работы с семьей, однако, на наш взгляд, стоит уделять большее внимание социальной профилактики не только с семьями, которые уже состоят на учете, но и с семьями, которые проживают на данной территории, организуя различные просветительские и консультационные мероприятия и для них, с целью снижения вероятности развития семейного неблагополучия и повышения грамотности членов семей по различным вопросам. Для практической реализации одной из технологий социальной работы с семьями, нами была выбрана наименее изученная категория семей, которая менее других, в настоящее время, является предметом изучения и практической работы специалистов по социальной работе. Речь идет о молодых семьях. Проблемой, выбранной нами для социологического исследования, было изучение готовности и осведомленности молодых супругов в вопросах деторождения, как основной функции семьи и выявление проблем в данном вопросе. Для этого было проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. В исследовании приняли участие 48 человек.По результатам проведенного исследования, мы выявили, что необходимо в большей степени уделять внимание профилактическому и просветительскому направлению работы с молодыми семьями. Современные молодые супруги недостаточно осведомлены в вопросах правого и медико-социального характера в области планирования семьи и рождения здоровых детей.На наш взгляд, такой подход к социальной диагностике позволяет не только изучать уже остро стоящие проблемы в неблагополучных семьях, но и выявлять мнение членов семей и предпосылки для совершения или несовершения тех или иных действий, что позволяет в дальнейшем, перевести упор с социальной терапии и коррекции, на социальную профилактику и добиться недопущения негативных тенденций в семье.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгафонов А.Н., Менлибаев К.Н., Туганбекова К.М., Черная Г.Г. Социальная работа: теории и технологии. - Астана, 2015. – 174 с.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Изд-во Московский университет бизнеса и управления. 2016. - 304с.Ардашкин И.Б. Методы и технология социальной работы: Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2015. - 143 с.Бондаревская Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Бондаровская //Социальное обслуживание. – 2016. - №7. – С.29 – 45. Виниченко Е.А. Реабилитационная работа с семьями в целях профилактики социального сиротства /Е.А. Виниченко //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.83 – 89. Ворошилова И.А. Опыт реализации проекта по реабилитации семей алкозависимых родителей /И.А. Ворошилова //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.75 – 78. Галагузова, М.А. Социальная педагогика:курс лекций /М.А. Галагузова.-М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015.- С.37Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб.пособие /И.С. Ганишина. – М.: Изд-во МПСИ, 2016. – 288 с. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование, 2016. - № 6.Гребешова, И.И. Охрана репродуктивного здоровья как проблема социальной безопасности России // Планирование семьи. – 2017. - № 1.Гулина М. А. / Словарь справочник социальной работы, 2017. – 178 с.Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления/Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. - М., 2014. – 34 c.Дьяченкова Е.П. Профилактика семейного неблагополучия в деятельности комплексного центра социального обслуживания населения /Е.П. Дьяченкова //Работник социальной службы. – 2012. - №8. – С.71. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.- Н.-Новгород, 2016, - с. 4.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М, 2004. – 266 с.Коленко Л.В. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Коленко //Социальное обслуживание. – 2014. - №4. – С.82 – 87. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012. – 241 с.Курбатов В.И. Социальная работа : учеб.пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 480 с. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование/ А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 2015. – 240 с.Основы социальной работы : учеб.пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с. Потолова Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики (по материалам социологических исследований): автореферат дис. на соиск. уч. степ.канд. социол. наук / Е. А. Потолова. – 21 с.Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. - М., 2016, 182 с.Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М., 2013. – 204 с.Фрилинг Т.Г. Модель работы с семьей по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении /Т.Г. Фрилинг //Социальное обслуживание. – 2014. - №7. – С.67 – 70. Харчев, А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. - 2016. - № 3. - С.228.Холостова Е.И. Социальная работа : учеб.пособие /Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 668 с. Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учеб.пособие /Циткилов П.Я. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2011. – 448 с. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М., 2002. - 272 с.Приложение 1Анкета1. Ваш пол?А) ЖенскийБ) Мужской2. Ваш возраст?А) до 18 летБ) 18-21 годВ) 22-25 летГ) 26-29 лет3. Ваша ведущая деятельность?А) Работа Б) УчебаВ) Временно ничем не занят4. Ваше семейное положение?А) Состою в официальном бракеБ) Не состою в официальном браке, но вместе живемВ) Не состою в отношениях5. Есть ли у Вас дети, если да, то сколько?А) Да ------------------Б) Нет6. Сколько бы Вы хотели иметь детей?А) Ни одногоБ) ОдногоВ) ДвухГ) Трех или более7. Что препятствует Вам в рождении детей сейчас?А) Отсутствие материмых благБ) Отсутствие поддержки от государстваВ) Страх перед болью или заболеваниямиГ) Страх не справиться с функцией родителейД) Другое ---------------------------------------8. Осведомлены ли Вы о различных государственных программах поддержки молодых семей, а также материнства, если да, то перечислите их?А) Да ____________________________Б) Нет9. Получаете ли Вы необходимую для Вас информацию по вопросам планирования здоровых детей?А) ДаБ) Нет10. Если на предыдущий ответ Вы ответили положительно, укажите основные источники получения информации.А) Интернет и телевидениеБ) Медицинские, социальные учреждения и центры планирования семьиВ) От родителей и родственниковГ) Другое11. Как Вы считаете, информацию какого характера Вы получаете менее всего в вопросах планирования семьи?А) Материального характера (пособия, выплаты, льготы)Б) Жилищного характера (возможности получения или улучшения жилья)В) Медицинского характера Г) Социально-психологического характераД) Другое______________12. Нуждаетесь ли Вы в расширении круга своих знаний в вопросах планирования семьи?А) ДаБ) Затрудняюсь ответитьВ) Нет, я достаточно осведомлен13. Назовите, какие меры по увеличению рождаемости Вы считаете наиболее эффективными
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Изд-во Московский университет бизнеса и управления. 2016. - 304с.
3. Ардашкин И.Б. Методы и технология социальной работы: Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2015. - 143 с.
4. Бондаревская Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Бондаровская //Социальное обслуживание. – 2016. - №7. – С.29 – 45.
5. Виниченко Е.А. Реабилитационная работа с семьями в целях профилактики социального сиротства /Е.А. Виниченко //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.83 – 89.
6. Ворошилова И.А. Опыт реализации проекта по реабилитации семей алкозависимых родителей /И.А. Ворошилова //Социальное обслуживание. – 2016. - №6. – С.75 – 78.
7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций /М.А. Галагузова.-М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015.- С.37
8. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб.пособие /И.С. Ганишина. – М.: Изд-во МПСИ, 2016. – 288 с.
9. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование, 2016. - № 6.
10. Гребешова, И.И. Охрана репродуктивного здоровья как проблема социальной безопасности России // Планирование семьи. – 2017. - № 1.
11. Гулина М. А. / Словарь справочник социальной работы, 2017. – 178 с.
12. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления/Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. - М., 2014. – 34 c.
13. Дьяченкова Е.П. Профилактика семейного неблагополучия в деятельности комплексного центра социального обслуживания населения /Е.П. Дьяченкова //Работник социальной службы. – 2012. - №8. – С.71.
14. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.- Н.-Новгород, 2016, - с. 4.
15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М, 2004. – 266 с.
16. Коленко Л.В. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в условиях социально-реабилитационного центра /Л.В. Коленко //Социальное обслуживание. – 2014. - №4. – С.82 – 87.
17. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012. – 241 с.
18. Курбатов В.И. Социальная работа : учеб. пособие /В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 480 с.
19. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование/ А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 2015. – 240 с.
20. Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
21. Потолова Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики (по материалам социологических исследований): автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук / Е. А. Потолова. – 21 с.
22. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. - М., 2016, 182 с.
23. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М., 2013. – 204 с.
24. Фрилинг Т.Г. Модель работы с семьей по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении /Т.Г. Фрилинг //Социальное обслуживание. – 2014. - №7. – С.67 – 70.
25. Харчев, А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. - 2016. - № 3. - С.228.
26. Холостова Е.И. Социальная работа : учеб.пособие /Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 668 с.
27. Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учеб. пособие /Циткилов П.Я. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.
28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М., 2002. - 272 с.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой третья глава статьи?
Третья глава статьи рассматривает технологии социальной работы с семьей.
Какие технологии социальной работы с семьей рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе рассматриваются основные технологии социальной работы с семьей.
Какое значение имеет семья в социальной работе?
Семья является объектом социальной работы и имеет большое значение для данной области.
О каких аспектах рассказывается во второй главе статьи?
Во второй главе рассматриваются практические аспекты изучения технологий социальной работы с семьей, такие как анализ опыта реализации и реализация технологии социальной диагностики с молодыми семьями.
Какой вывод делается по первой главе статьи?
По первой главе статьи делается вывод о сущности и основных технологиях социальной работы с семьей.
Какие основные технологии социальной работы с семьей существуют?
Основные технологии социальной работы с семьей включают в себя такие методы, как социальная диагностика, социальное консультирование, социальное планирование, социально-психологическое обучение, социальное тренингование и другие.
Что такое социальная диагностика и как она применяется с молодыми семьями?
Социальная диагностика - это процесс сбора, анализа и интерпретации информации о семье с целью определения ее потребностей и проблем. При работе с молодыми семьями социальная диагностика используется для определения специфических проблем и потребностей, связанных с молодым возрастом, например, вопросы воспитания детей, проблемы адаптации к семейной жизни и т. д.
Какие выводы были сделаны по первой главе статьи?
По первой главе статьи были сделаны выводы, что семья является объектом социальной работы, а основные технологии социальной работы с семьей включают в себя различные методы и подходы, направленные на решение проблем и улучшение семейных отношений.
Какой опыт реализации технологий социальной работы с семьей был проанализирован во второй главе?
Во второй главе статьи был проанализирован опыт реализации различных технологий социальной работы с семьей, таких как социальное консультирование, социальное тренингование, социальное планирование и другие. Были рассмотрены примеры успешной реализации этих технологий с молодыми семьями.