Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ОГЭ
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Обучение иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности на среднем этапе 6
1.1. Письмо как вид речевой деятельности 6
1.2. Психологические основы обучения письменной речи на среднем этапе 8
1.3. Личностно-ориентированный подход в обучении письменной речи 12
Выводы 15
Глава 2. Организация обучения письменной речи в средних классах 16
2.1. Требования основного государственного экзамена по английскому языку к уровню владения навыками иноязычной письменной речи 16
2.2. Обучение письменной речи на основе УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») 19
Выводы 32
Заключение 33
Список литературы 34
Приведенные выше задачи и упражнения имеют чисто языковой характер, их можно дополнить упражнениями на подстановку, трансформацию, расширение, ответы на вопросы.Контрольные работы и задачидля проверки речевых навыков и умений в средних классах: А. Контроль понимания аудиотекста.Предлагаются следующие задачи:1) Послушайте текст и ответьте на серию общих вопросов («Да» или «Нет»).2) Послушайте текст и ответьте на вопросы (предлагается серия специальных вопросов, предполагающих краткие ответы).3) Определите, какие из представленных предложений соответствуют содержанию прослушанного текста, а какие - нет. Поставьте в соответствии знак «+» или «-».4) Передайте содержание прослушанного текста на родном языке и др.Б. Контроль умение выражаться в письменной форме.Здесь возможны такие варианты заданий:1) Составьте 5 предложений, пользуясь таблицей (предлагается выборочная подстановочная таблица).2) Перепишите предложения, расширьте их за счет перечисленных ниже слов (даются предложения и список прилагательных или существительных).3) Перепишите предложения, сократите их за счет применения местоимений.4) Закончите и перепишите предложения (дается набор разнотипных незаконченных фраз, например: «Мой друг живет в...», «... знает хорошо иностранные языки, потому что...», «Тот, кто лечит людей, называется... «). Такие задачи можно предложить и на основе рисунков в учебнике: фраза завершается в соответствии с содержанием рисунка.5) Опишите внешность вашего отца и тому подобное.6) Послушайте рассказ и передайте коротко его содержание.В. Контроль понимания прочитанного.Ученикам можно предложить следующие задачи:1) Прочитайте текст и напишите 2-3 предложения, которые передают его основное содержание.2) Прочитайте текст и поставьте представленные ниже предложения в последовательности, соответствующей содержанию прочитанного.3) Прочитайте текст и ответьте на вопросы.4) Прочитайте текст и найдите эквиваленты таких предложений (даются на родном языке).5) Напишите 5 вопросов к тексту и тому подобное.Форма предъявления контрольной работы может быть разной.Задание можно продиктовать, написать на доске, спроецировать на экран или дать на отдельных карточках.К проверке текущих контрольных работ полезно время от времени привлекать самих учеников, предложив им самим проверить свою работу или организовать взаимную проверку контрольных работ с помощью ключей, словаря, учебника, правильного варианта на доске и тому подобное.Методика формирования речевой компетенции в письме и результаты такого формирования во многом зависит от жанра текстов, написание которых ученикам ставит целью обучения.Условно, жанровые типы текстов можно разделить на практическое, учебное письмо, и отдельно, как подразделение учебного письма следует выделить креативное письмо.К практическому письма можно отнести написание писем как делового так и личного характера, деловых бумаг, листовок, а также аннотирование и реферирование прочитанных и прослушанных текстов.К учебному письму относятся все виды письменных работ учащихся с помощью которых они учатся письму как виду творческой продуктивной речевой деятельности.Это написание произведений, переводов, эссе, реферирование текстов.Оно вообще учит письму как творческому процессу, имея к этому гораздо больше возможностей, чем практическое письмо.Работая над написанием писем, деловых бумаг ученики имеют меньше возможностей писать по-настоящему творчески, поскольку все эти работы (письма, документы) являются стандартизированными и клишированными.Учебные произведения, эссе ученики пишут «от себя», развивая умение не только творческого продуктивного письма, но и творческой речи вообще.Это дает большие возможности для самовыражения, самоутверждения средствами иностранного языка, развивая процессуальную мотивацию.Креативное письмо это такой вид учебного письма, когда ученики пишут что-то с опорой исключительно на собственную фантазию, воображение и жизненный опыт - например, рассказы, стихи, пьесы, очерки.Такая работа ведется с максимальным использованием творчества, собственной фантазии автора текста.Тем самым создаются лучшие условия для его личностного самовыражения и самоутверждения.Работу по креативному письму целесообразно проводить на достаточно ранней стадии изучения иностранного языка.Естественная любовь ребенка придумывать, выдумывать, фантазировать очень положительно мотивирует его к написанию считалок, рифмовок, загадок.При изучении темы «Животные» дети с удовольствием «рисуют» придуманных, фантастических животных, практикуя применение изученного языкового и речевого материала,опираясь на свое воображение, фантазию.В этом возрасте в воображении ребенка все возможно и целесообразно использовать для закрепления изученного языкового материала.Изучая тему «Растительный мир», учитель может вдохновить своих учеников к написанию обращения растений к людям, предлагая детям почувствовать себя на минутку любимым растением.При этом учитель не только реализует практическую цель урока (организует употребления учащимися повелительного наклонения глагола и изученного лексического материала, опираясь на ощущения учеников, которые они получили во время аудирования специального текста);формирует умения учащихся оформлять свое мнение в письменной форме как это принято в данной социально-культурной общности;а также воспитывает в детях чувство эмпатии, бережного отношения к природе. В средней школе,в частности в 5 классе, уместно начать работу учащихся над написанием уже целых сборников их творческих работ.Это могут быть комиксы, киносценарии, короткие рассказы.Конечно, работа начинается с «рисования» главных героев будущих сериалов.Но ученики не только придумывают и описывают внешность своих героев, но и наделяют их внутренними качествами, описывают их характер, то есть «оживляют» своих героев (можно посоветовать детям создать персонажи разных национальностей).Работа может проводиться как индивидуально, так и в командах.Каждая команда работает над созданием образа своего героя.А дальше дети переносят свои персонажи в те сферы иноязычного общения, которые изучаются на уроках.Так, учащиеся предоставляют своим героям виртуальные семьи, описывают профессии, род занятий виртуальных родителей, отношения между родственниками и друзьями, их хобби, придумывают им жилье и тому подобное.Следует обратить особое внимание на наличие в работе персонажей разных национальностей.Описывать жизнь своих героев иноязычного сообщества детям поможет обобщение страноведческого материала о традициях и привычках народа, язык которого изучается.Учителю следует помнить, что его ученикам может не хватать определенных социокультурных знаний перед тем, как поставить ту или иную задачу перед ними.Прогнозируя определенные трудности своих учеников, учителю следует подбирать учебный материал содержательного и информативного характера, который стимулирует умственно речевую деятельность учащихся и соответствует их интеллектуальному развитию.Это может быть не только интересный текст (художественный или публицистический), но и видео материал, современная песня, поэзия, юмор и т.д.С другой стороны, описание приключений своих героев - представителей сообщества изучаемого языка, требует от детей постоянного внимания к тому, чтобы их описание отвечало географическим, историческим, культурным реалиям сообщества.Этот момент вообще очень положительно мотивирует детей к обучению, развивает у них познавательные навыки, умение применять полученные знания. Креативное письмо является прекрасным средством оптимизации и интенсификации обучения иностранным языкам.Работа с творческим письмом имеет огромное влияние на развитие личности учащихся вообще: их мышление, творческие подходы к выполнению задач, фантазии.Написание креативных текстов дает возможность получения учащимися опыта учебной, познавательной, практической и творческой деятельности.ВыводыЗадачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел включает два коммуникативных задания разного уровня сложности: С1 - личное письмо и С2 - письменное высказывание с элементами рассуждения.При написании личного письма следует обращать внимание как на содержание, так и на оформление личного письма. Учащимся необходимо продемонстрировать умение использовать письменную речь для решения поставленной перед ними коммуникативной задачи. Учащиеся должны раскрыть все пункты, обозначенные в задании, в соответствии с указанным объемом и в рамках отведенного времени.Для обучения письменной речи, то есть умению выражаться с помощью графических знаков, методисты рекомендуют два типа упражнений: условно-коммуникативные и коммуникативные.ЗаключениеВ настоящем проблема обучения письменной речи является одной из актуальных в методике обучения иностранным языкам, поскольку коммуникационно-информационные технологии обеспечивают обществу современные средства общения.Процесс письменной речи, как известно, начинается с речи внутренней.Именно во внутренней речи готовится программа высказывания, проводится отбор лексических единиц, грамматическое оформление предложений, их логическое сочетание в абзацы.Как подчеркивает А. Р.Лурия, письмо с самого начала овладения им является осознанным актом.Уже на начальном этапе обучения письму, даже на родном языке, все элементы, формы, средства, которыми пользуется тот, кто пишет для передачи нужного содержания является предметом его осознания.Использование иностранного языка еще больше повышает степень осознанности.Совершенствуя устную речь, письмо способствует также формированию навыков самоконтроля.Большой объем письма в домашней работе по иностранному языку не является случайным.Этот факт объясняется психологией учеников: они придают больший вес выполнению письменных заданий по сравнению с устными.Список литературыАбдрахманова Л. В. Английский язык: метод. указ. по развитию навыков письменной речи. Самара: СамГУПС, 2012. С. 18.Абдрахманова Л. В. Обучение иноязычной письменной речи студентов технического вуза // Вестник ВятГУ. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inoyazychnoy-pismennoy-rechi-studentov-tehnicheskogo-vuzaАлтухова М. К. Обучение творческой письменной речи студентов третьего курса языкового педагогического вуза: на материале английского языка: дис.... канд. пед. наук. СПб., 2003. 280 с.Антонова И. Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию: Дис....канд. пед. наук. - М., 19Бабайлов А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. - Саратов: Изд-во СГУ, 2005. - С. 87.,Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с,Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.Головань И. В. Обучение креативной письменной речи на второй ступени общего образования: на материале немецкого языка: дис....канд. пед. наук. СПб., 2003. 195 с.Дьяченко Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка / Н. П. Дьяченко // Педагогический вестник. - 2004. - № 3. - С. 30-33Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.Иванова А. М. Обучение письменной речи на французском языке. - М.: Просвещение, 1981.Кизрина Н. Г. Эвристические приемы в обучении иноязычной письменной речи // Интеграция образования. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskie-priemy-v-obuchenii-inoyazychnoy-pismennoy-rechi Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: уч. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Г. М. Еналиева - М., 2000.- С. 181.Косицкая Ф. Л., Зайцева И. Е. Обучение студентов иноязычной письменной речи для специальных / профессиональных целей // Вестник ТГПУ. 2014. №5 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-studentov-inoyazychnoy-pismennoy-rechi-dlya-spetsialnyh-professionalnyh-tseley Кудряшова О. В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2007. №1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-pismennoy-rechi-kak-problema-teorii-i-praktiki-obucheniya-inostrannym-yazykam Курьянович А. В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетенции школьников // Научно-педагогическое обозрение.2013. № 2.С.58-63.Маслюк Л. П. Проблема формирования коммуникативной компетенции в письменной речи в процессе изучения иностранного языка // Вестник ХНАДУ. 2014. №64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-v-pismennoy-rechi-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka Морская Л. Г. Современные тенденции в преподавании иностранных языков для специальных целей // Иностранные языки. - 2002. - № 2. - С. 23., Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977.-214 с.Плешакова Т. В. Государственный университет – Высшая школа экономики, г. Москва, РоссияПсихология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.Сысоева Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2007. № 5. С. 6-15.Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова. - М.: Просвещение, 2008. - 112 с. Чуйкова Э. С. Обучение социокультурным особенностям иноязычной письменной речи студентов факультета иностранных языков: на материале дискурсивных эссе: дис.... канд. пед. наук. Самара, 2005. 181 с.http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight
1. Абдрахманова Л. В. Английский язык: метод. указ. по развитию навыков письменной речи. Самара: СамГУПС, 2012. С. 18.
2. Абдрахманова Л. В. Обучение иноязычной письменной речи студентов технического вуза // Вестник ВятГУ. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inoyazychnoy-pismennoy-rechi-studentov-tehnicheskogo-vuza
3. Алтухова М. К. Обучение творческой письменной речи студентов третьего курса языкового педагогического вуза: на материале английского языка: дис.... канд. пед. наук. СПб., 2003. 280 с.
4. Антонова И. Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию: Дис....канд. пед. наук. - М., 19
5. Бабайлов А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. - Саратов: Изд-во СГУ, 2005. - С. 87.,
6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с,
7. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
8. Головань И. В. Обучение креативной письменной речи на второй ступени общего образования: на материале немецкого языка: дис....канд. пед. наук. СПб., 2003. 195 с.
9. Дьяченко Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка / Н. П. Дьяченко // Педагогический вестник. - 2004. - № 3. - С. 30-33
10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
11. Иванова А. М. Обучение письменной речи на французском языке. - М.: Просвещение, 1981.
12. Кизрина Н. Г. Эвристические приемы в обучении иноязычной письменной речи // Интеграция образования. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskie-priemy-v-obuchenii-inoyazychnoy-pismennoy-rechi
13. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: уч. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Г. М. Еналиева - М., 2000.- С. 181.
14. Косицкая Ф. Л., Зайцева И. Е. Обучение студентов иноязычной письменной речи для специальных / профессиональных целей // Вестник ТГПУ. 2014. №5 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-studentov-inoyazychnoy-pismennoy-rechi-dlya-spetsialnyh-professionalnyh-tseley
15. Кудряшова О. В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2007. №1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-pismennoy-rechi-kak-problema-teorii-i-praktiki-obucheniya-inostrannym-yazykam
16. Курьянович А. В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетенции школьников // Научно-педагогическое обозрение.2013. № 2.С.58-63.
17. Маслюк Л. П. Проблема формирования коммуникативной компетенции в письменной речи в процессе изучения иностранного языка // Вестник ХНАДУ. 2014. №64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-v-pismennoy-rechi-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka
18. Морская Л. Г. Современные тенденции в преподавании иностранных языков для специальных целей // Иностранные языки. - 2002. - № 2. - С. 23.,
19. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977.-214 с.
20. Плешакова Т. В. Государственный университет – Высшая школа экономики, г. Москва, Россия
21. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
22. Сысоева Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2007. № 5. С. 6-15.
23. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова. - М.: Просвещение, 2008. - 112 с.
24. Чуйкова Э. С. Обучение социокультурным особенностям иноязычной письменной речи студентов факультета иностранных языков: на материале дискурсивных эссе: дис.... канд. пед. наук. Самара, 2005. 181 с.
25. http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight
Вопрос-ответ:
Можете подробнее рассказать о методике обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно ориентированного обучения?
Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно ориентированного обучения предполагает активную учебную деятельность учащихся, где они становятся центром обучения и развивают свои коммуникативные навыки через написание текстов различных жанров.
Какие психологические основы лежат в основе обучения письменной речи на среднем этапе?
На среднем этапе обучения письменной речи важно развивать у учащихся психологические основы, такие как внимание, память, мышление и мотивацию. Это поможет им эффективно усваивать иностранный язык и писать свободно и грамотно.
Что такое личностно ориентированный подход в обучении письменной речи?
Личностно ориентированный подход в обучении письменной речи предполагает учет индивидуальных особенностей каждого учащегося. Это значит, что учитель ориентируется на интересы, цели и потребности каждого ученика, создавая условия для их развития и достижения успеха в обучении.
Как организовывается обучение письменной речи в средних классах?
В средних классах обучение письменной речи организуется через различные упражнения и задания, которые помогают развивать навыки письма и расширять словарный запас. Учащиеся пишут тексты различных жанров, отрабатывая грамматические и лексические навыки.
Какие требования предъявляются к иноязычному письму на основном государственном экзамене (ОГЭ)?
На ОГЭ по иностранному языку требуется демонстрировать умение писать тексты различных жанров (например, письма, сочинения, рассказы) на языке экзамена. Учащиеся должны проявить свои навыки грамотного и логичного изложения мыслей, использования лексики и грамматики.
Какие методики обучения иноязычной письменной речи используются в условиях личностно ориентированного обучения?
В условиях личностно ориентированного обучения иноязычной письменной речи применяются такие методики, как метод проектов, метод письменных интерактивных заданий, метод контекстного обучения.
Какие психологические основы учитываются при обучении иноязычной письменной речи на среднем этапе?
При обучении иноязычной письменной речи на среднем этапе учитываются психологические основы, такие как развитие внимания, памяти и мышления, формирование коммуникативных навыков, развитие творческого мышления и самостоятельности у учащихся.
Какими преимуществами обладает личностно ориентированный подход в обучении письменной речи?
Личностно ориентированный подход в обучении письменной речи позволяет развивать индивидуальные способности и интересы учащихся, активизирует их участие в учебном процессе, способствует глубокому усвоению знаний и формированию коммуникативных компетенций.
Как организовано обучение письменной речи в средних классах?
Обучение письменной речи в средних классах организовано с учетом требований основного государственного экзамена (ОГЭ). В рамках этого обучения проводятся различные упражнения, задания на написание писем, сочинений, эссе, а также тренировки по орфографии, пунктуации и грамматике иностранного языка.