формирование межкультурной компетенции на базе современного ИКТ на уроках иностранного языка
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 24.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Формирование межкультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка как методическая проблема 6
1.1 Сущность и содержательно-смысловое наполнение понятия "межкультурная компетенция учащихся" 6
1.2 Компонентный состав межкультурной компетенции 9
1.3 Выводы 13
2 Использование современных ИКТ в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся 14
2.1 E-mail проекты и Skype-технология в обучении иностранному языку 14
2.2 Web-quest в формировании межкультурной компетенции учащихся 19
2.3 Использование социальной сети Facebook в обучении иностранному языку 22
2.4 Выводы 28
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Также если им встретится незнакомая лексика, онисмогут воспользоваться электронными словарями, переводчиками и т.д.Учеников будет несложно заинтересовать в использовании информационно-коммуникационных технологий, так как это сфера является актуальной и интересной многим школьникам. Это обеспечит высокую заинтересованность и мотивацию учеников в формировании и развитии межкультурной компетенции.Исходя из вышесказанного, можно отметить, что самым продуктивным в формировании и развитии межкультурной компетенции в общеобразовательной школе из всех форм интернет-коммуникации будет являться именно социальная сеть. При взаимодействии учеников разных стран будет осуществляться взаимообмен опыта межкультурного общения. Школьники научатся пользоваться средствами иностранного языка, выражать себя в условиях коммуникативной ситуации с представителем другой культуры [5].На сегодняшний день самой популярной социальной сетью во всем мире является «Facebook». Функционал социальной сети достаточно велик для того, чтобы продуктивно осуществлять межкультурную коммуникацию. Помимо стандартных функций, таких как создание профиля с заполнением персональных данных, в социальной сети также можно указать свои хобби, музыкальные и иные интересы, любимые книги, место учебы, а также то, какими языками владеет пользователь.Социальная сеть – это средство, которое дает возможность общаться друг с другом на расстоянии. Она обладает широким спектром социальных возможностей, которые могут быть использованы как в жизни, так и в образовательном процессе [1].Использование новейших методов обучения становится сегодня неизбежным не только для учеников, но и для преподавателей. Это необходимость вызвана непрерывно изменяющимися условиями современной жизни. Социальная сеть на сегодняшний день является отличным средством с большими возможностями для построения интересных, познавательных занятий. Социальные сети имеют большой эффект при обучении иностранным языкам. Обладая широким функционалом,Facebook становится незаменимым спутником при изучении иностранного языка. Огромным плюсом можно назвать возможность вступления в группы по интересам, либо создание своей собственной. Это делает поиск потенциальных друзей и единомышленников из других стран намного проще, быстрее и удобнее [4].Для того чтобы добиться продуктивного формирования и развития межкультурной компетенции школьников с помощью межкультурного общения с представителями других стран в социальной сети Facebook необходимо выполнение следующих условий[18]:Для начала педагог должен зарегистрировать свою собственную учетную запись с целью освоиться и ознакомиться со всем обширным функционалом данной социальной сети. Большое количество представителей разных культур с удовольствием вступят в контакт с учащимися, поэтому не должно возникнуть сложностей в поиске собеседника.Важно перед началом практического использования социальной сети в процессе общения провести беседу с учениками, темой которой будет ознакомление их с современной социокультурной ситуацией, имеющимися проблемами в области межкультурной коммуникации, а также важностью уважительного, культурного поведения в отношении представителей иных культурПедагог должен мотивировать учеников вести беседу на иностранном языке не только с иностранными собеседниками, но и друг с другом, так ученики могут испытывать сложности в общении с другими народами и культурами.При успешном овладении функциями социальной сети в своем первом контакте с иностранными учениками, учащиеся должны поделиться своим опытом межкультурной коммуникации. После этого общение со своими иностранными друзьями будет являться для учеников вспомогательным средством при изучении новой темы. Они смогут не только прочесть о какой либо теме в учебниках, но узнать непосредственно у самих носителей иностранной культуры и языка об интересующем вопросе. На уроке подвергаются обсуждению такие темы, как трудность выражения своих мыслей на иностранном языке, сложности в понимании иностранных текстов-сообщений своих собеседников. Одним из основных критериев результативности такого метода при этом становится самостоятельная внеклассная деятельность учащихся, при которой они активно используют иностранный язык в целях анализа, сопоставления и сравнения, систем разных языковых культур; построения собственных коммуникативных методов и результативного общения с представителями других культур, а также применения этих стратегий в межкультурном диалоге. При этом формируется межкультурная компетенция учащегося[19].Опыт уже реализованных методов показывает, что продуктивное формирование и развитие межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе с использованием средств и возможностей социальной сети Facebookстановится с каждым годом все более актуальным. При этом социальная сеть выступает в качестве средства формирования межкультурной компетенции учеников.Для организации урока необходимо провести беседу с иностранным учителем заранее и договориться о времени и теме урока. При организации урока с использованиемсоциальной сети Facebook могут возникнуть некоторые сложности, и для того чтобы их предотвратить необходимо учесть следующие условия: взаимодействие между собеседниками может оказаться недостаточным;планирование и организация урока с использованием сети Facebook требует от учителя заблаговременной подготовки;беседа в чате может оказаться неконтролируемой;затруднения в организации, которые связаны с отсутствием у учащихся навыков письменной речи.Во избежание проблем во время учебного процесса преподаватель, который решил использовать данную программу в своей деятельности, должен четко понимать, что урок с использованием Facebook требует тщательной подготовки к нему. Учитель должен четко осознавать цель организации проекта,а также, какие результаты работы он хочет получить. Например, для ведения дискуссии при помощи текстового чата есть определенные правила:необходимо пройти регистрацию за 5 минут до начала чата;использовать знак «?», если появляется потребность в постановке вопроса или высказывания;применить многоточие в конце фразы, если мысль не закончена. Для поиска собеседника из зарубежных стран, можно воспользоваться помощью следующих страниц Facebook: Hellolingo, Lang-8, italki, Interpals.net и др. (см. рис. 2).Рис. 2 Страницы Facebook для поиска собеседника из зарубежных странВыводыE-mail проекты на уроке иностранного языка позволяют обмениваться информацией по определенной тематике проектов с носителями языка из разных стран мира и вести диалог с представителем иноязычной культуры, что способствует совершенствованию умений во всех видах речевой деятельности и формированию межкультурной компетенции. Использование Skype-технологии в обучении иностранному языку создает аутентичные условия для общения, а также способствует снятию языкового барьера, чтоспособствует формированию межкультурной компетенции учащихся.Web-questспособствует формированию коммуникативной компетенции в процессе образовательной, научно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, формированию мотивации в изучении иностранного языка и межкультурной компетенции на деятельностной основе.Использование социальной сети Facebook в обучении иностранному языкуделает возможным общение с носителями языка и при взаимодействии учеников разных стран осуществляется взаимообмен опыта межкультурного общения. Школьники учатся пользоваться средствами иностранного языка, выражать себя в условиях коммуникативной ситуации с представителем другой культуры.ЗАКЛЮЧЕНИЕТенденции развития современного общества свидетельствуют о постоянно расширяющемся международном взаимодействии в разных сферах. Образовательная парадигма учитывает эти тенденции и постепенно меняет требования к системе образования, в том числе иноязычного. Приоритетной целью обучения иностранным языкам на современном этапе становится ориентация на его межкультурный аспект, обучение не только языку, но и культуре. Участие в межкультурной коммуникации предполагает сформированность соответствующей компетенции - межкультурной, которая трактуется как способность и готовность вступать в межкультурное общение, понимать и принимать межкультурные различия, строить диалог с партнером по коммуникации, учитывая факт его принадлежности к иной лингвокультуре.Формирование межкультурной компетенции осуществляется на уроках иностранного языка с использованием различных методов и технологий, важное место среди которых занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), поскольку только с их помощью можно организовать общение с иностранным собеседником и создать искусственно языковую среду.В исследовании мы предприняли попытку проанализировать возможности некоторых информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся на уроке иностранного языка. Нами были рассмотрены и проанализированы четыре метода: e-mail проекты, Skype-технология, Web-quest и использование социальной сети Facebook. В результате рассмотрения достоинств данных методов и их эффективности в процессе формирования межкультурной компетенции мы пришли к выводу, что они способствуют созданию языковой среды, предоставляют возможность межкультурной коммуникации за счет технических средств, повышают мотивацию к межкультурному общению, снимают языковой барьер.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБартош Д.К. Социальные сети как средство развития речевой культуры школьников в обучении иностранному языку // ИЯШ. – 2017. – № 3. – С. 9-14.Бим И.Л. Обучение немецкому языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1997. – № 2. – С. 17-18.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М. , «Просвещение», 1989, – 256 с.Буланкина Н.Е. Развитие полиязыковой культуры личности средствами социальной сети Facebook // ИЯШ. – 2011. – № 6. – С. 33-38.Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. - М.: Университетская книга. Логос, 2008, – 200с.Бухаркин М. Ю. Технология разноуровневого обучения // ИЯШ. – 2003. – № 3. – С. 48-54.Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. – 2004. – № 1. – С. 3-8.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, – 336 с.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие; под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 1999, – 34 с.Пассов Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции / Е.И. Пассов. Липецк, 2016, – 178 с.Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. М.: Русский язык. Курсы, 2010, - 568 с. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. – М. : АРКТИ, 2003, – 112 с.Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2003. – № 5. – C. 28.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. – № 3. – С. 37-45.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М. : Альфа - М, ИНФРА-М, 2004, – 288 с.Соловова Е.Н. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2003, – 239 с.Сафонова Е.П. Современный урок иностранного языка. – М. : Учитель, 2011, – 111 с.Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: дисс... д-ра пед. наук. Спб.: 2006. – 426 с. Василева М.Ц. Новая коммуникация в социальных сетях и ее реализация в методике преподавания. Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 240-247 // https://cyberleninka.ru/article/v/novaya-kommunikatsiya-v-sotsialnyh-setyah-i-ee-realizatsiya-v-metodike-prepodavaniya. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе // http: inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/Кобзева Н.А., Пронина А.Е.Средства технологии обучения эдьютейнмент (на примере спитинг и инфотейнмент). Научный журнал «В мире научных открытий», 2014 // http://naukarus.com/sredstva-tehnologii-obucheniya-edyuteynment-na-primere-spiting-i-infoteynmentНикифорова Е.С. Использование коммуникационной программы Skype на уроках английского языка. Учителя.com. : учительский портал // http://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/4279-ispolzovanie-kommunikacionnoy-programmy-skype-na-urokah-angliyskogo-yazyka.html. Примерныепрограммыпоиностраннымязыкам.Английскийязык. Базовыйуровень // http://window.edu.ru/resource/200/37200/files/04-1-s.pdf Степанова Л.Д. Применение технологии Веб-квеста в начальной школе // https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-vebkvest-ebuest-v-nachalnoy-shkole-699695.html (дата обращения: 07.05.2016). Яз. Рус.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) // https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 Цой М.Н. Использование новых информационных технологий в образовании. Dioo : центр современных методик преподавания // http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy-v-obrazovanii.html.
2. Бим И.Л. Обучение немецкому языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1997. – № 2. – С. 17-18.
3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М. , «Просвещение», 1989, – 256 с.
4. Буланкина Н.Е. Развитие полиязыковой культуры личности средствами социальной сети Facebook // ИЯШ. – 2011. – № 6. – С. 33-38.
5. Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. - М.: Университетская книга. Логос, 2008, – 200 с.
6. Бухаркин М. Ю. Технология разноуровневого обучения // ИЯШ. – 2003. – № 3. – С. 48-54.
7. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. – 2004. – № 1. – С. 3-8.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, – 336 с.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие; под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 1999, – 34 с.
10. Пассов Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции / Е.И. Пассов. Липецк, 2016, – 178 с.
11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. М.: Русский язык. Курсы, 2010, - 568 с.
12. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. – М. : АРКТИ, 2003, – 112 с.
13. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2003. – № 5. – C. 28.
14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. – № 3. – С. 37-45.
15. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М. : Альфа - М, ИНФРА-М, 2004, – 288 с.
16. Соловова Е.Н. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2003, – 239 с.
17. Сафонова Е.П. Современный урок иностранного языка. – М. : Учитель, 2011, – 111 с.
18. Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: дисс... д-ра пед. наук. Спб.: 2006. – 426 с.
19. Василева М.Ц. Новая коммуникация в социальных сетях и ее реализация в методике преподавания. Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 240-247 // https://cyberleninka.ru/article/v/novaya-kommunikatsiya-v-sotsialnyh-setyah-i-ee-realizatsiya-v-metodike-prepodavaniya.
20. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе // http: inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/
21. Кобзева Н.А., Пронина А.Е. Средства технологии обучения эдьютейнмент (на примере спитинг и инфотейнмент). Научный журнал «В мире научных открытий», 2014 // http://naukarus.com/sredstva-tehnologii-obucheniya-edyuteynment-na-primere-spiting-i-infoteynment
22. Никифорова Е.С. Использование коммуникационной программы Skype на уроках английского языка. Учителя.com. : учительский портал // http://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/4279-ispolzovanie-kommunikacionnoy-programmy-skype-na-urokah-angliyskogo-yazyka.html.
23. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Базовый уровень // http://window.edu.ru/resource/200/37200/files/04-1-s.pdf
24. Степанова Л.Д. Применение технологии Веб-квеста в начальной школе // https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-vebkvest-ebuest-v-nachalnoy-shkole-699695.html (дата обращения: 07.05.2016). Яз. Рус.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) // https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365
26. Цой М.Н. Использование новых информационных технологий в образовании. Dioo : центр современных методик преподавания // http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie