Речевые нарушения детей дошкольного возраста. Диагностика и коррекционная работа.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 23.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕЧЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Специфика развития речи на данном возрастном периоде 5
1.2 Потенциальные нарушения и их первопричины 13
2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 20
2.1 Общие особенности диагностических процедур 20
2.2 Педагогическая коррекция речевых нарушений в условиях ДОУ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Фрагмент для ознакомления

Работая вкоманде, каждый отдельный специалист выполняет свои ясно определенные цели и задачи в рамках своей предметной деятельности. Работаспециалистов при подобной автономности и независимости каждого подчинена логике сопровождения.Представитель местной администрации - старший воспитатель -управляющий службы сопровождения определяет и направляет деятельность специалистов и их взаимодействие, реализует организационный контроль, проводит разбор эффективности коррекционно-логопедической работы. Его место и роль в системе управления образовательного учреждения является ведущей при создании педагогического коллектива единомышленников, способных внедрять данные современных научных исследований и лучший педагогический опыт в области коррекции речевой деятельности.Роль старшего воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленные, грамотные, согласованные действия всех необходимых специалистов, которые работают с детьми,имеющими нарушения речи. Невзвешенное, грубое соединение усилий участников образовательного процесса без единоначалия не дает требуемых результатов. Необходима консолидация всех сил для решения общих задач формирования грамотной речи под управлением администрации ДОУ.Необходимо обеспечивать преемственность между специалистами, стимулироватьлогопедизациюзанятий и режимных моментов, способствовать проникновению логопедии в повседневную жизнь детей.Проведению подобных мероприятий предшествует система работы специалистов и родителей под патронажем старшего воспитателя и учителя-логопеда.Второй блок. Построение коррекционно-развивающей среды включает в себя создание комфортной для ребенка обстановки, которая будет стимулировать речевое развитие ребенка.Используются разнообразные пособия для развития.Третий блок. Успешная коррекция недоразвития речи осуществляется в результате комплексного воздействия познавательно-двигательных мероприятий, направленных на речевые и внеречевые процессы, на усиление познавательной деятельности дошкольника. Наличие способности познавать внешний мир посредствам памяти, воображения, представления, мышления, а также речи-это важнейшие факторы становления личности. Как интеллект, так и речь у человека возникают на ступени раннего детского возраста и активно совершенствуются в дошкольном, возрасте. Речь у ребенка совершенствуется не просто потому, что его организм растет, а лишь при условии наличия всех необходимых для этого факторов. С появлением речи непосредственно связано формирование памяти, восприятия, воображения, мышления, чувств. Освоение родного языка, его грамматического строя предоставляет возможность детям свободно изливать свои мысли - рассуждать, спрашивать что-либо у взрослых, делать выводы, находить и отражать разнообразные связи между явлениями и предметами.Нарушения речи крайне отрицательно влияют на все психическое развитие. Поэтому в дошкольном возрасте весьма важно устранять не только отдельные недостатки звукопроизношения, нарушения просодической (интонационной) стороны речи, но и активно вести работу по коррекции всех психических процессов ребенка, в чем может помочь специалист психологического профиля. Именно психологи занимаются вопросами корректного формирования психических процессов на всех этапах развития ребенка. Существует такие разделы психологии, как “Возрастная психология” и “Психология развития”, которыеисследует психику человека по ходу его возрастных изменений. Четвертый блок. Развитие двигательной активности ребенка тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. СпециалистыНовикова Е.В. и Кольцова М.М. отмечают, что физическая и умственная деятельность выступают во взаимосвязи и в единстве. По данным БотО.С., НовиковойЕ.В., и Лопухиной И.С. развитие движений оказывает существенное влияние на развитие таких сторон детского интеллекта, как наблюдательность, внимание, мышление. На самом деле, овладение сложнокоординированнымиупражнениями требует особой концентрации внимания на конкретных движениях, а также адекватной и быстрой двигательной ориентации в быстроменяющейся ситуации. В ходе двигательной активности могут быть включены различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный. Подключаются к работе мыслительные процессы в связи с тем, что нужно вести поиски причин неудачных и удачных движений, осмысливать их цель. Действие двигательной активности на функциональное состояние ЦНС (центральной нервной системы), и в частности, на формирование сенсорной и моторной сторон речи, было доказано в экспериментальных исследованиях, проводимых под руководством Кольцовой М.М. К примеру, было выявлено, что чем больше реакций двигательного плана вырабатывается на слово, тем успешнее и интенсивнее происходит развитие обобщающей функции слова.Пятый блок. У дошкольников, имеющих сложные виды речевых нарушений, согласно исследованиям проведенным Волковой Г.А., Рычковой Н. А., и Шашкиной Г. Р. отмечаются выраженные недостатки психомоторного развития. Дети, судя по данным анамнеза, имеющие недостаточностью произвольных движений, плохую переключаемостью с одного движения на другое, у которых затруднена правильная последовательность выполнения движений, их соразмерность,точность, и плавность, демонстрируют проблемы в речевом развитии. Зачастую общее состояние здоровья у таких детей также ослаблено. В ходе данных исследований было установлено, что наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений согласно словесной инструкции и особенно серии двигательных актов на ее основании. Дети испытывают затруднения в корректном воспроизведении двигательного задания по разнообразным пространственно-временным параметрам, изменяют последовательность элементов действия, опускают составные части. К примеру, при ударе мяча об пол с чередованием, в сочетании с речью, прыжки на левой и правой ноге, разнообразные ритмические движения под музыку. Типичным для таких детей является и недостаточный самоконтроль при выполнении каких-либо заданий. На базе этого возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно важными умениями и навыками самообслуживания - могут иметь место трудности в самостоятельности при одевании и раздевании, корректномразмещении своих вещей. Неловкость движений у дошкольников с речевыми нарушениями обнаруживается в беге, ходьбе, прыжках, абсолютно во всех видах практической деятельности. Низкое развитие моторики оказывает влияние на другие виды деятельности. Так, их рисунки выполняются нетвердыми,кривыми линиями. Особенности в вырабатывании мелкой моторики у детей с ОНР (общее недоразвитие речи) проявляются в недостаточной координации движений пальцев рук, к примеру, при застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д. Волкова Г. А., в результате исследований, указывает на то, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса - дети слабо ориентируются в схеме тела, затрудняются или не могут организовать движение либо серию движений в пространстве.Данные показатели выступают формой промежуточного отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также как индикатор уровня подготовки детей. По достигнутым результатам коррекционных мероприятий хорошо просматривается, насколько слаженной была работа педагога-психолога, физинструктора, учителя- логопеда и прочих специалистов на протяжении всего коррекционного периода и насколько выражена была заинтересованность родителей в таком процессе. В коррекционно-логопедической работе необходимо учитывать принцип опоры на разнообразные виды анализаторов. Ведь чем больше анализаторов будет использовано в работе, тем ярче будет спортивно-оздоровительный и коррекционно-логопедический эффект. Именно по этой причине в коррекционной работеактивно используются мультимедийные образовательные средства, так как это позволяет выполнять задачи, задействовав слуховой и зрительный анализатор. Как правило после плодотворной совместной работы дошкольники показывают приемлемые результаты в задачах речевой направленности (могут правильно и быстро придумать слово по заданию) и спортивной подготовки (быстрые и в тоже время согласованные, точные действия).Подведем итоги.На основании сказанного выше можно сделать вывод о особой значимости своевременной помощи, своевременной организации эффективной коррекционной поддержки, о важности обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов ДОУ и родителей. Необходима систематическая, комплексная работа по развитию речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.Взаимосвязь динамики речевого развития ребенка и познавательных процессов дает основание выдвигать предположение, что такое взаимодействие приводит к конструктивным результатам и особенно эффективно за счет координирующей роли старшего воспитателя и учителя-логопеда. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования - начальной школе.В целом, в процессе коррекционных работах участвуют логопед, психолог, воспитатель, специальный педагог и инструктор по физкультуре, а также родители и медицинский персонал. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ дошкольном возрасте имеет место качественно новый этап освоения речи. Речь вводится во все виды деятельности, в их числе и познавательную. Трансформация существующих перед дошкольником задач, возникновение новых видов деятельности, рост сложности общения со сверстниками и взрослыми, расширение круга связей и отношений, в которые введен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи, ее форм и функций.Главные особенности развития речи в дошкольном возрасте:- ребенок постигает законы языка в процессе разнообразных действий со словом;- речь отрывается от ситуации, превращаясь в универсальное средство взаимодействия;- вырабатывается регулирующая функция речи, которая находит выражение в понимании литературных произведений, выполнении инструкции взрослого;- формируется планирующая функция речи, когда речь начинает предварять решение интеллектуальных и практических задач;- зарождаются связные формы речи, растет ее выразительность;- ребенок учится излагать свои мысли логично, связно, рассуждения превращаются в метод решения интеллектуальных задач, а сама речь становится средством познания;- возникает звуковая функция речи, вычленение слова как абстрактной единицы, что предопределяет возможность сделать слово предметом познания и освоить письменную речь;- речь превращается в специальную деятельность, имеющую свои формы: слушание, рассуждения и рассказы, беседу; - речь становится видом произвольной деятельности, складывается сознательное отношение к ней;- формируется понимание форм языковой деятельности;- подходит к концу процесс фонематического развития.В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка существенно расширяется - от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок научается говорить предложениями и осваивает различные сложные грамматические структуры. По этой причине на этом этапе крайне важно отслеживать любые патологические изменения речи. Факторы, провоцирующие речевые нарушения, принято подразделять на две большие группы:- органические, которые ведут к повреждению центрального или периферического речевого аппарата;- функциональные, которые так или иначе препятствуют нормальной работе речевого аппарата.При речевых нарушениях часто страдает эмоционально - волевая сфера ребенка: он осознает свои нарушения, поэтому у него появляется отрицательное отношение к речевому общению в целом, эмоциональные реакции на непонимание каких-то словесных инструкций или полная невозможность высказать свои пожелания.Диагностика нарушений речи в ее многообразных проявлениях предоставляет надежный материал для определения причин их возникновения, создания педагогической стратегии и тактики в отношении коррекционно-развивающих программ. При этом, личностно-ориентированный подход, персонализация проблем ребенка дают возможность своевременно найти приоритеты в коррекционно-образовательной работе, увеличить эффективность профессиональной деятельности специалистов - педагогов, логопедов, психологов, воспитателей, а также врачей и родителей.В коррекционной работе в рамках ДОУ важна роль старшего воспитателя, которая состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленные, грамотные, согласованные действия всех необходимых специалистов, которые работают с детьми, имеющими нарушения речи. Необходима консолидация всех сил для решения общих задач формирования грамотной речи под управлением администрации ДОУ.Весь коллектив сотрудников участвует в создании благоприятных условий для развития и коррекции речи дошкольников. Работая в команде, каждый отдельный специалист выполняет свои ясно определенные цели и задачи в рамках своей предметной деятельности. Работа специалистов при подобной автономности и независимости каждого подчинена логике сопровождения.Необходимо обеспечивать преемственность между специалистами, стимулировать логопедизацию занятий и режимных моментов, способствовать проникновению логопедии в повседневную жизнь детей.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2014. – 560с. АсмоловаГ.А. Ранняя диагностика нарушений развития речи. /Г.А. Асмолова–М.: Академия, 2014. – 217с.Балобанова В. П.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 240 с.Бородич А. М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2012. – 218с.ВинарскаяЕ.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. / Е.Н. Винарская. –М.: Просвещение, 2011.–224с.Виноградова Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров Н.А. Виноградова.– М.: 2013. 510 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика основами методик и А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Питер, – 464 с.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 129с.Ермолаева М.В.Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. / М.В. Ермолаева. – М.:МОДЭК, 2010. – 376 с. КоротковаН.А. Образовательный в возраста. Короткова. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.– 208 с.Краевский В.В. Общие основы педагогики Краевский. – М.: Академия, 2009. – с.ПозднякЛ.В. Дошкольноеобразование.Л.В. Поздняк. М.: Академия, 432с. СидорчукТ.А.Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук, 2013. – 265с.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2015. – 111 с.УрунтаеваГ.А. Психология дошкольника. / Г.А. Урунтаева.– М.: Академия, 2014. – 384 с.Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. / Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Алексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2014. – 560с.
2. Асмолова Г.А. Ранняя диагностика нарушений развития речи. / Г.А. Асмолова –М.: Академия, 2014. – 217с.
3. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 240 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2012. – 218с.
5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. / Е.Н. Винарская. –М.: Просвещение, 2011. – 224с.
6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.
8. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 129с.
10. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. / М.В. Ермолаева. – М.: МОДЭК, 2010. – 376 с.
11. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей дошкольного возраста. /Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 208 с.
12. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
13. Поздняк Л.В. Дошкольное образование. / Л.В. Поздняк. – М.: Академия, 2009. – 432с.
14. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук, 2013. – 265с.
15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2015. – 111 с.
16. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 384 с.
17. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. / Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития речи у детей дошкольного возраста?

На данном возрастном периоде дети активно развивают свою речь: улучшается произношение звуков, возникает понимание грамматических правил, расширяется словарный запас и развиваются навыки общения.

Какие нарушения речи могут возникнуть у детей дошкольного возраста?

Возможны различные нарушения, такие как дефекты звукопроизношения (например, замена звуков), задержка речевого развития (когда ребенок говорит меньше, чем ожидается для своего возраста) и другие проблемы, связанные с пониманием и выражением речи.

Какие причины могут быть у речевых нарушений у детей дошкольного возраста?

Первичные причины включают генетические факторы и нарушения в развитии нервной системы. Вторичные причины могут включать проблемы со слухом, задержку психомоторного развития и недостаток стимуляции речи в окружающей среде.

Как происходит диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста?

Диагностика включает оценку произношения звуков, понимания грамматических правил, словарного запаса и других аспектов речевого развития. Врачи и педагоги используют специальные тесты и наблюдение за ребенком для определения наличия и характера нарушений.

Как проводится коррекционная работа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста?

Коррекционная работа включает различные методы и техники, такие как упражнения для улучшения произношения звуков, игры для развития словарного запаса, тренировки понимания грамматических правил и индивидуальные занятия с педагогом. Важным элементом является также сотрудничество родителей и педагогов.

Какие нарушения речи могут проявляться у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста могут проявляться различные нарушения речи, такие как дизартрия, дислалия, дизграфия, дисфония и другие.

Каковы причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста?

Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста могут быть разнообразными: генетические факторы, нарушения слухового восприятия, недоношенность, недостаток общения и другие.

Как проводится диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста?

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится с помощью специальных тестов и наблюдений, которые позволяют определить уровень развития речи ребенка и выявить наличие возможных нарушений.

Каковы особенности педагогической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ?

Педагогическая коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется с использованием специальных методик и игровых форм. Работа проводится в рамках индивидуального или группового занятия, а также во время повседневных общих занятий со всеми детьми.

Какими результатами можно ожидать от коррекционной работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста?

Результаты коррекционной работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста могут быть различными и зависят от многих факторов. Однако, в большинстве случаев, правильная и систематическая работа с ребенком позволяет значительно улучшить его речевые навыки и общее развитие.