Дискуссия как средство формирования умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы! ( акцент лучше сделать на немецкий язык)
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 2 + 2 источника
- Добавлена 23.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты формирования умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы 6
1.1. Сущность и содержательная характеристика иноязычного общения 6
1.2. Понятие дискуссии и ее методическая ценность для формирования умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы 9
1.3. Инновационные методы и приемы проведения дискуссии на иностранном языке 13
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. Методико-технологические аспекты формирования умений иноязычного общения на старшей ступени на основе дискуссии 16
2.1. Анализ УМК на предмет применения дискуссии на уроках иностранного языка 16
2.2. Формирование умений иноязычного общения на уроке иностранного языка посредством организации дискуссии 20
Выводы по 2 главе 24
Заключение 25
Список использованных источников 27
Ученики читают текст, и учитель формулирует проблему «BedeutungderMusikistgroß». Проводится социальный опрос учеников посредством заполнения схемы (см. рис. 1).MusikverbessertdieLauneРис. 1.Схема «DieBedeutungderMusik»Затем начинается этап индивидуальной работы учеников по заданной проблеме. Учащиеся занимаются поиском информации в различных источниках. Они могут использовать печатные материалы: книги, журналы, статьи; Интернет или мнения специалистов, исторические справки, опросы общественного мнения или свой личный жизненный опыт [5; 22]. Далее следует этап работы в малых группах. Учитель делит учащихся на несколько групп, в которых ученики должны подготовить презентацию общего решения проблемы. Затем по очереди идет выступление каждой группы, выражение общего мнения. На этом этапе учителю следует обратить особое внимание на аргументацию групп, их отношение к другим участникам для предотвращения этических и других видов ошибок. Следующим этапом выступает дискуссия.Мы предлагаем дискуссиюв форме дебатов. Участники делятся на две команды, которые будут выдвигать аргументы и контраргумены по поводу предложенного вопроса, пытаясь убедить третью сторону - жюри в своей правоте. Также в дебатах необходим ведущий, имеющий особые речевые средства (см. табл.1). Табл. 1.Карточка речевых средств ведущегоBegrüßung: Guten Tag, Damen und Herren! Heute diskutieren wir über… Das sind die Gäste …Gäste zum Sprechen auffordern: Welche Meinung haben Sie dazu?Strukturierung: Dieses Thema behandeln wir später/ Zuerst konzentrieren wir auf …Herr..., Sie haben das Wort.Anschluss – Die Diskussion ist nun beendet. Vielen Dank für ihre Teilnahme!Образовательный эффект дебатов заключается в том, что участники приобретают способности [7; 10 и др.]:обоснования своей точки зрения;анализа полученной информации;концентрации на сути проблемы (установление связей между явлениями, выявление ошибок, фальсификаций и стереотипов).В дебатах участники утверждающей стороны должны убедить судей в правильности своих аргументов, в то время как группа отрицающей стороны стараются доказать судье, что позиция противодействующей команды неверна или имеет свои недостатки. Речевые средства обеих сторон можно рассмотреть в таблице (см. табл.2). Табл. 2.Карточка речевых средств участниковArgumenteGegenargumenteIch bin für …weil….Es bringt viele Vorteile, z.B…Ich stimme Herrn/Dame zu.Ich bin davon überzeugt, dass ...Ich bin dafür, dass…Ich bin gegen …weil…Es bringt viele Nachteile, weil…Ich bin anderer Meinung.Sind Sie sicher?Ich bin damit nicht einverstanden. В качестве доказательства важности и актуальности аргументов команды должны предоставить судье цитаты, факты или данные, которые могут подтвердить и укрепить их позицию. Для выявления ошибок противника и разъяснения позиции можно использовать раунд вопросов. Полученная в ходе раунда информация может быть использована для аргументации следующих выступающих.После аргументации позиций обеих сторон, касающихся обсуждаемого вопроса, судьи заполняют решение о том, какая команда была компетентнее в дискуссии. Они используют такие критерии оценивания, как аргументация, отношение к теме, полнота ответов на вопросы, ошибки участников, логика и культура речи.Существенным элементом дискуссии является анализ проделанной работы участников и подведение итогов. На этом этапе подчеркиваются основные моменты понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний по вопросам темы дискуссии. Особое внимание уделяется содержанию речи, глубине и актуальности аргументов, точности выражения и корректности употребления терминов и понятий. Оцениваются также умения отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства или опровержения аргументов, применения средств полемики.Для обратной связи участников следует применять устные или письменные самоотчеты. Существуют две формы самоотчетов: Произвольная;Ориентированная на вопросы: какие чувства я испытывал во время дискуссии, что нового я узнал, как полученные знания могут пригодиться мне в работе и повседневной жизни. Итак, формирование умений иноязычного общения на уроке иностранного языка посредством организации дискуссии осуществляется наиболее эффективно при целесообразном и тщательном планировании, с учетом уровня подготовленности учащихся, их интересов, коммуникативных способностей и уровня мотивации.Выводы по 2 главеАнализ УМК "Spektrum" для 10 класса и УМК "Kontakte" для 10-11 классов на предмет применения дискуссии на уроках иностранного языка показал, что задания дискуссионной направленности представлены в учебниках недостаточно полно, однако учитель сам может выбрать задания и разработать дискуссию.Формирование умений иноязычного общения на уроке иностранного языка посредством организации дискуссии представляется эффективным, поскольку дискуссионное общение формирует осознанное отношение к рассматриваемой проблеме, активность в ее обсуждении, речевую культуру. Также реализуется принцип формирования у учеников критического мышления. Язык одновременно становится не только целью, но и средством обучения. ЗаключениеАнализ исторической, методической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что обучение основам дискуссионного общения – одна из основных целей обучения иностранному языку, которая предполагает овладение учащимися речевыми навыками и приемами ведения корректного общения с точки зрения этических норм. Учителю, применяющему дискуссию в обучении, трудно найти пример высокого уровня культуры общения, поскольку учебная деятельность в виде дискуссии еще не находит широкого применения в массовой школе, хотя воспитательный и обучающий эффект данного метода очевиден. Опыт ведущих ученых позволяет утверждать, что метод активизирует познавательный интерес учащихся, формирует культуру рефлексивного мышления, создает условия для применения жизненного опыта и полученных знаний в ходе обсуждения.Гибкая структура модели обучения дискуссии помогает формировать умения и навыки иноязычного общения. Главным средством создания модели обучения дискуссионному общению стала ориентация метода на организацию коммуникации в группе на иностранном языке, что отражено в принципе личностно-ориентированного общения. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.Иноязычное общениепредполагаетналичие у учащихся сформированных умений в говорении и аудировании, а также способности выражать свои мысли в устной форме с использованием адекватных и ситуативно обусловленных языковых средств.Одним из способов моделирования ситуации является дискуссия на иностранном языке, которая понимается как спор, обсуждение вопроса. Методическая ценность дискуссиидля формирования умений иноязычного общения заключается в создании коммуникативных условий для развертывания речевого высказывания и речевого творчества учащихся. В практике преподавания иностранных языков разработаны и активно внедряются методы и приемы проведения дискуссии на иностранном языке, в том числе инновационные, к примеру, форум, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, ролевая игра, техника аквариума, панельная, свободная, структурированная дискуссия, дискуссия с элементами игрового моделирования, проектная дискуссия.В практической части исследования мы проанализировали два УМК по немецкому языку на предмет присутствия заданий дискуссионной направленности и констатировали, что таковых имеется немного, но в распоряжении учителя есть достаточно возможностей для организации дискуссии. В параграфе 2.2. мы представили авторскую разработку дискуссии в форме дебатов по теме "DieBedeutungderMusikistgroß" с подробным описанием этапов работы.Мы полагаем, что цель исследования достигнута, задачи выполнены.Список использованных источниковАртемова, Н.А., Лясковская Е.В., Надеждина О.И., Дворжецкая Л.В.Spektrum: Deutsch / Немецкий язык. 10 класс. Учебное пособие / Н.А.Артемова, Е.В. Лясковская, О.И. Надеждина, Л.В. Дворжецкая.М.: Изд-во "Дрофа", 2018. – 208 с.Бурова, Л.Б. Дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции / Л.Б. Бурова, Н.И. Ефимова // Наука и современность, № 8-1, 2011, с. 214-220.Волович, А. Основы этикета и искусства общения / А.Волович // Воспитание школьников, № 1, 2005, с. 24-26.Воронина, Г.И. Немецкий язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Воронина, И.В. Карелина. - 10-е изд. М.: Просвещение, 2012. – 224 с.Дубинина, Г.А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку / Г. А. Дубинина // Вестник Московского государственного лингвистического университета, № 591, 2010, с. 81-90.Дусенко, С.В. Этика речевой коммуникации. Профессиональная этика и этикет:учеб.пособие для вузов/ С.В. Дусенко. М., 2011. –С. 83-96.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. –176 с.Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков / М.А. Ковальчук. М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008. – 144 с.Кондратьева, С.И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель - учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской области. Выпуск 4. Часть 1 / Составители: Ромашова Н. И., Ефанова В. В., Яковенко Л. И. Белгород, 2008. – 200 с.Кунанбаева, С.С. Теория и практика современного иноязычного образования / С.С. Кунанбаева. Алматы, 2010. – 344 с.Милорадов, С.А. Обучение дискуссионному общению на иностранном языке: дис…канд. пед. наук : 13.00.02 / С.А.Милорадов. М.: 1999. – 144 с.Миролюбов, А.А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / А. А. Миролюбов. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Мурашов, А.А. О речевом этикете / А.А. Мурашов // Народное образование, № 5, 2015, с. 122-127.Никифорова, Э.Ш., Надобко, Ю.В. К вопросу о формировании дискуссионных умений студентов языковых специальностей / Э.Ш. Никифорова, Ю.В. Надобко // Lingua mobilis. №3 (29), 2011, с. 182.Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. М., Наука, 2010. – 336 с. Харламова, М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка/ М.В. Харламова //Иностранные языки в школе, № 12, 2014, с. 23-27.Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В. Рахманов. М.: «Просвещение», 2009. – 160 с.Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей / В.Л. Скалкин. К.: Радянська школа, 2012. –165 с. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. / Е.Н. Соловова. М.: Просвещение, 2005. - 239 с. Харламова, М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка / М.В. Харламова // Иностранные языки в школе, № 12, 2014, с. 23-27.Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.Осипова, Н.Н. Проблемные методы в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/vinogradoval.htmlпроверено 20.12.2018
Список использованных источников
1. Артемова, Н.А., Лясковская Е.В., Надеждина О.И., Дворжецкая Л.В. Spektrum: Deutsch / Немецкий язык. 10 класс. Учебное пособие / Н.А.Артемова, Е.В. Лясковская, О.И. Надеждина, Л.В. Дворжецкая. М.: Изд-во "Дрофа", 2018. – 208 с.
2. Бурова, Л.Б. Дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции / Л.Б. Бурова, Н.И. Ефимова // Наука и современность, № 8-1, 2011, с. 214-220.
3. Волович, А. Основы этикета и искусства общения / А.Волович // Воспитание школьников, № 1, 2005, с. 24-26.
4. Воронина, Г.И. Немецкий язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Воронина, И.В. Карелина. - 10-е изд. М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
5. Дубинина, Г.А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку / Г. А. Дубинина // Вестник Московского государственного лингвистического университета, № 591, 2010, с. 81-90.
6. Дусенко, С.В. Этика речевой коммуникации. Профессиональная этика и этикет: учеб.пособие для вузов / С.В. Дусенко. М., 2011. – С. 83-96.
7. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
8. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков / М.А. Ковальчук. М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008. – 144 с.
9. Кондратьева, С.И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель - учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской области. Выпуск 4. Часть 1 / Составители: Ромашова Н. И., Ефанова В. В., Яковенко Л. И. Белгород, 2008. – 200 с.
10. Кунанбаева, С.С. Теория и практика современного иноязычного образования / С.С. Кунанбаева. Алматы, 2010. – 344 с.
11. Милорадов, С.А. Обучение дискуссионному общению на иностранном языке: дис…канд. пед. наук : 13.00.02 / С.А.Милорадов. М.: 1999. – 144 с.
12. Миролюбов, А.А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / А. А. Миролюбов. М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
13. Мурашов, А.А. О речевом этикете / А.А. Мурашов // Народное образование, № 5, 2015, с. 122-127.
14. Никифорова, Э.Ш., Надобко, Ю.В. К вопросу о формировании дискуссионных умений студентов языковых специальностей / Э.Ш. Никифорова, Ю.В. Надобко // Lingua mobilis. №3 (29), 2011, с. 182.
15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. М., Наука, 2010. – 336 с.
16. Харламова, М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка / М.В. Харламова // Иностранные языки в школе, № 12, 2014, с. 23-27.
17. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В. Рахманов. М.: «Просвещение», 2009. – 160 с.
18. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей / В.Л. Скалкин. К.: Радянська школа, 2012. –165 с.
19. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. / Е.Н. Соловова. М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
20. Харламова, М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка / М.В. Харламова // Иностранные языки в школе, № 12, 2014, с. 23-27.
21. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.
22. Осипова, Н.Н. Проблемные методы в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/vinogradoval.html проверено 20.12.2018
Вопрос-ответ:
Зачем нужна дискуссия на уроках немецкого языка в старших классах?
Дискуссия на уроках немецкого языка в старших классах играет важную роль в формировании умений иноязычного общения. Она позволяет учащимся активно выражать свои мысли, аргументированно отстаивать свою позицию и общаться на немецком языке. Это способствует развитию навыков общения и адекватной реакции на речевые ситуации.
Как можно определить сущность иноязычного общения?
Сущность иноязычного общения заключается в умении общаться на иностранном языке с носителями этого языка или другими людьми, владеющими им. Оно предполагает использование всех языковых навыков - говорение, понимание, чтение и письмо - для передачи своих мыслей, идей и информации на немецком языке.
Какое значение имеет дискуссия для формирования умений иноязычного общения у старшеклассников?
Дискуссия играет важную роль в формировании умений иноязычного общения у старшеклассников. Она помогает развивать навыки выразительной речи, учиться выражать свою точку зрения и аргументированно отстаивать ее на иностранном языке. Дискуссия также способствует развитию навыков адекватной реакции на речевые ситуации и умению вести диалог на немецком языке.
Какие инновационные методы и приемы можно использовать при проведении дискуссий на уроках немецкого языка?
При проведении дискуссий на уроках немецкого языка можно использовать различные инновационные методы и приемы. Например, можно организовывать дебаты, групповые обсуждения, игровые ситуации или ролевые игры, которые позволяют учащимся активно участвовать в обсуждении, высказывать свои аргументы и анализировать точки зрения других участников. Это способствует развитию критического мышления и умению адекватной коммуникации на немецком языке.
Какие именно умения формируются при использовании дискуссии на старшей ступени средней школы?
Используя дискуссию на уроках немецкого языка в старшей ступени средней школы, студенты формируют умения активного участия в дискуссии, выступления с аргументацией, анализа и оценки различных точек зрения, критического мышления, умения аргументированно отстаивать свою позицию, умения слушать и анализировать аргументы других участников, умения принимать и выражать собственное мнение и многое другое.
Каково значение дискуссии для формирования умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы?
Дискуссия является одним из эффективных методов для развития умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы. Она позволяет учащимся учиться выражать свои мысли на иностранном языке, обсуждать различные темы, учиться аргументированно отстаивать свою позицию, анализировать и критически оценивать информацию, учиться слушать и понимать аргументы других участников дискуссии и многое другое. Таким образом, дискуссия помогает развивать не только лингвистические навыки, но и коммуникативные, аналитические и критическое мышление.
Какие инновационные методы и приемы проведения дискуссии можно использовать на уроках немецкого языка на старшей ступени средней школы?
На уроках немецкого языка на старшей ступени средней школы можно использовать такие инновационные методы и приемы проведения дискуссии, как "Рыбная чаша" (Fishbowl), "Спектр мнений" (Opinion Spectrum), "Животные символы" (Animal Symbols), "Brainwriting" и многие другие. Эти методы и приемы способствуют активному участию всех участников дискуссии, стимулируют обмен мнениями, развивают критическое мышление и умение аргументированно выражать свои мысли на иностранном языке.
Какие умения формируются при использовании дискуссии в иноязычном общении на старшей ступени средней школы?
При использовании дискуссии в иноязычном общении на старшей ступени средней школы формируются такие умения, как умение высказываться свободно и аргументированно на иностранном языке, умение слушать и понимать речь собеседника, умение анализировать и оценивать аргументы, умение строить логическую цепочку рассуждений, умение работать в коллективе и умение убеждать.
Почему дискуссия является методически ценным средством формирования умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы?
Дискуссия является методически ценным средством формирования умений иноязычного общения на старшей ступени средней школы, так как она позволяет учащимся активно использовать иностранный язык в процессе общения и обсуждения различных тем. Она способствует развитию навыков выразительности и аргументации, а также учит учащихся слушать и понимать речь собеседника. Кроме того, дискуссия требует от учащихся критического мышления, анализа и оценки информации, что формирует у них навыки аналитической работы и принятия обоснованных решений.
Какие инновационные методы и приемы могут быть использованы при проведении дискуссии в процессе иноязычного общения на старшей ступени средней школы?
При проведении дискуссии в процессе иноязычного общения на старшей ступени средней школы могут быть использованы различные инновационные методы и приемы. Например, можно применять метод "круглого стола", при котором учащиеся сидят в кругу и поочередно высказывают свое мнение по заданной теме. Также можно использовать метод "фишбоул", где учащиеся высказывают свое мнение, поднимая в воздух фишку с соответствующим предложением. Другой инновационный прием - использование технологии "обратной классной комнаты", когда учащиеся обсуждают тему задания в онлайн-форуме и вместе приходят к общему решению.