Совершенствование системы   управления программами  социально-экономического  развития Мурманской области  (на материалах Администрации Зато Александровск Мурманской области)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственная служба
  • 66 66 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 23.01.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления программами социально-экономического развития в государственном и муниципальном управлении 6
1.1 Стратегирование и программирование в государственном и муниципальном управлении 6
1.2 Теоретико-правовые основы формирования программ социально-экономического развития субъектов РФ 11
1.3 Региональные практики управления программами социально-экономического развития 17
Глава 2 Совершенствование программ социально-экономического развития Мурманской области ЗАТО Александровск 24
2.1 Анализ проблем существующих программ ЗАТО Александровск 24
2.2 Основные мероприятия по совершенствованию программ 39
2.2.1 Переход от программного управления к проектному управлению 39
2.2.2 Пересмотр цели программ с точки зрения новых целевых ориентиров 48
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложения 67


Фрагмент для ознакомления

На текущий момент реализуется 14 программ которые программируют развитие следующих сфер муниципального образования:Эффективное управление муниципальными финансами и оптимизация муниципального долга ЗАТО Александровск;Обеспечение комплексной безопасности населения ЗАТО Александровск;Развитие инвестиционной деятельности муниципального образования ЗАТО Александровск;Повышение качества жизни отдельных категорий граждан ЗАТО Александровск;Информационное общество;Эффективное муниципальное управление;Охрана окружающей среды;Развитие транспортной системы ЗАТО Александровск;Энергоэффективность и развитие энергетики;Развитие культуры и сохранение культурного наследия;Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики;Развитие образования;Формирование современной городской среды;Содержание и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства.При этом уровень выполнения МП ЗАТО Александровск составляет всего 70%, при этом наиболее низкий уровень по тем программ, где задействованы средств федерального бюджета и внебюджетных средств.В качестве основных проблем обуславливающих необходимость совершенствования управления системой МП ЗАТО Александровск можно выделить три группы:проблемы экономической базы развития системы МП ЗАТО Александровск.проблемы гармонизации правовой базы развития системы МП ЗАТО Александровск.проблемы гражданской активности в рамках развития системы МП ЗАТО Александровск.В качестве перспективных направление развития управления предлагается реализовать следующие мероприятия: Переход от программного управления к проектному управлению развития ЗАТО Александровск с учетом положений МП и Стратегии 2026.Пересмотр целей программ с точки зрения новых целевых ориентировразвития ЗАТО Александровск.ЗаключениеКак показало исследование, проведенное в первой главе, механизм реализации программ является инструментом организации эффективного выполнения программных мероприятий и контроля достижения ожидаемых конечных результатов в рамках управления социально-экономическим развитием. Программа развития - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического и социального характера, взаимосвязанных по срокам, направленная на достижение поставленной муниципальной образованием единой цели и решение проблемы, сбалансированная по финансовым, кадровым и прочим ресурсам.Суть современного стратегирования и программирования в государственном и муниципальном управлении заключается в кооперативном процессе определения целей, выбора направления действий и принятия решений. Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности и с набором установленных стандартов. Комплексные целевые программы регионального и муниципального уровня разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем местного значения. Общая структура государственных программ развития субъектов РФ в полной мере отражает стратегические приоритеты социально-экономического развития регионов России, масштабность поставленных целей и задач, и связанное с этим распределение финансирования.Данные выводы подтвердили и результаты анализа практик программ социально-экономического развития Мурманской области ЗАТО АлександровскОсновным стратегическим документом социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на период до 2026 года является Стратегия 2026. Основной целью развития согласно Стратегии 2026, является «обеспечение устойчивого улучшения качества жизни населения муниципального образования». При этом планируется, что основой для реализации стратегической цели послужит стабильное функционирование военных объектов, расположенных на территории ЗАТО Александровск, и рост экономики, связанный с обеспечением судоремонтных предприятий Государственным оборонным заказом.Для достижения стратегической цели сформулированы 4 стратегические направления:Развитие человеческого капитала. Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения.Обеспечение устойчивого экономического роста.Повышение эффективности местного самоуправления.Каждому из четырех стратегических направлений соответствует по несколько задач (всего 17), решение которых измеряется как количественными, так и качественными показателями. На текущий момент реализуется 14 программ которые программируют развитие следующих сфер муниципального образования:Эффективное управление муниципальными финансами и оптимизация муниципального долга ЗАТО Александровск;Обеспечение комплексной безопасности населения ЗАТО Александровск;Развитие инвестиционной деятельности муниципального образования ЗАТО Александровск;Повышение качества жизни отдельных категорий граждан ЗАТО Александровск;Информационное общество;Эффективное муниципальное управление;Охрана окружающей среды;Развитие транспортной системы ЗАТО Александровск;Энергоэффективность и развитие энергетики;Развитие культуры и сохранение культурного наследия;Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики;Развитие образования;Формирование современной городской среды;Содержание и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства.При этом уровень выполнения МП ЗАТО Александровск составляет всего 70%, при этом наиболее низкий уровень по тем программ, где задействованы средств федерального бюджета и внебюджетных средств.В качестве основных проблем обуславливающих необходимость совершенствования управления системой МП ЗАТО Александровск можно выделить три группы:проблемы экономической базы развития системы МП ЗАТО Александровск.проблемы гармонизации правовой базы развития системы МП ЗАТО Александровск.проблемы гражданской активности в рамках развития системы МП ЗАТО Александровск.Проблема системы управления программами социально-экономического  развития – реализуемая стратегия роста и муниципальные программы в контексте усиления влияния макроэкономических и внутренних факторов наразвитие ЗАТО Александровск не позволяют достичь целевых показателей в горизонте 2026 года, так как в 2017-2018 гг. реализованы только на 70% от запланированных целей.Исследовательская гипотеза – переход от программного управления к проектному управлению   с учетом ситуации в макро –, мензо - и микро – среде ЗАТО Александровск, что позволит добиться достижения целевых показателей в горизонте 2026 года. В качестве перспективных направление развития управления предлагается реализовать следующие мероприятия: Переход от программного управления к проектному управлению развития ЗАТО Александровск с учетом положений МП и Стратегии 2026.Пересмотр целей программ с точки зрения новых целевых ориентировразвития ЗАТО Александровск.Библиографический списокКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) в // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ, "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ  (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Текст]: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 200.Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.Решение № 105 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на период до 2026 года»Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - N 1. - С.49-52.Агибалов Ю.В. Правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации: практика, проблемы и направления совершенствования // Власть. - 2016. - N 3. - С.12-16.Андреева О.В. Государственная финансовая политика в социальной сфере: основные подходы к изучению // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, N 2. - С.6-12.Анцупов А.Я. Стратегическое управление / А.Я. Анцупов. — М.: Техносфера, 2015. — 344 c.Веремьев В.Л. Новый подход к управлению знаниями в области управления проектами[Текст]//Управление проектами и программами. -2015. - N2. - С. 104Веревкин Л.П. Крупный бизнес: социальное взаимодействие[Текст]/ Л.П.Веревкин, Н.М.Бердыклычева // Энергия: экономика, техника, экология. - 2015. - N 10. - С.61-71.Воронов А.А. Направления развития социального партнерства как механизма разрешения трудовых конфликтов [Текст] / А.А.Воронов, А.Р.Муратова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 14. - С. 2-9.Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. О.А.Морозов—СПб., СПбГТУРП—2015.- 186 с. Геронина Н.Р. Современные методы повышения устойчивости пенсионной системы Российской Федерации / Н.Р. Геронина, Г.А. Бунич. — М. : Дашков и К, 2015. — 96 cГосударственное и муниципальное управление. Учебник для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. 2012. – 662 с.Государственное и муниципальное развитие: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2011. 458 с.Глазкова Л. Государству нужно уточнить соцпакет для северян // Рос. Федерация сегодня. - 2017. - N 7. - С.36-39.Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Керцнер Гарольд. — Саратов: Профобразование, 2017. — 319 c. Кибалов Е.Б. Крупномасштабные инвестиционные проекты: сопоставительный анализ методов оценки эффективности естественными монополиями России / Е.Б.Кибалов, А.А.Кин // Регион: экономика и социология. - 2016. - N 1. - С.295-313.Климанов В.В. Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации / В.В.Климанов, Е.В.Ивасько, А.М.Коротких // Регион: экономика и социология. - 2017. - N 1. - С.3-21.Колобова Е.А. Проектирование производственно-экономических процессов с использованием модели социально-экономических механизмов / Е.А.Колобова, Ю.М.Киселев, А.Д.Колобов // Регион: экономика и социология. - 2013. - N 4. - С.300-315.Коршунов, В. В. Экономика организации (организации)  / В. В. Коршунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 433 с. Кузнецова О. О федеральной поддержке локализации инвестиций в России // Общество и экономика. - 2017. - N 11. - С.105-123.Курс MBA по стратегическому менеджменту / Айзенштат Масселл [и др.]. — М.: Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2016. — 586 c.  Лозик Н.Ф. Стратегический менеджментие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев. — М.: Русайнс, 2015. — 150 c. Марков Л.С. Экономические кластеры: эволюционная перспектива / Л.С.Марков, М.В.Петухова // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки.―Т.13, вып.4.―2013.―С.164-171.Маскаева И.И. Проблемы правового регулирования доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Вестник НГУ. Сер. Право.―2015.―Т.11, вып.1.―С.52-60.Мельникова Р.И. Реформа местного самоуправления в системе демократических преобразований в России / Р.И.Мельникова, И.А.Мельников // Власть.―2016.―N 3.―С.20-25.Обыденов А. Основания параметрического стратегического управления: институциональный анализ // Вопросы экономики. - 2016. - N 8. - С.120-136.Панов А.И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 304 c. Управление государственным и муниципальным развитием: [Текст]/ Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. 2012 .– 644 с.Устинова, К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст] / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. – 195 с.Черняк В.З. Принципы управления проектами: монография / В.З. Черняк. — М. : Русайнс, 2016. — 210 c.Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. М. : Юрайт, 2017. 143 с. Шудренко А.А. Введение в инноватику. Основы регулярной инновационной деятельности / А.А.Шудренко, Д.А.Диденко. – Краснодар: КубГУ, 2016. – 392с PMBOK Giude. 4th ed. Newton Square, Pennsylvania, USA: Project Management Institute, 2008. Womack P.; Daniel T. Jones. Lean Thinking. Free Press., 2007, p. 352Julian Page, Implementing Lean Manufacturing Techniques, 2012, р.78-83Hopp, Wallace, Factory Physics: Foundations of Manufacturing Management (3rd ed.), 2008., p. 54-59Rapp S., Collins T. Maximarketing: The New Direction in Advertising: Promotion and Marketing Strategy. – New York: Plume, – XIII, 278 p.Millum T. Images of Woman: Advertising in Women's Magazines. – London: Chatto & Windus,– 206 p.Schudson M. Advertising: Its Dubious Impact on American Society – New York: Basic Books,– XII, 288 p.Порта Администрации ЗАТО Александровск/ [электронный ресурс] URL: http://www.zato-a.ru/ (дата обращения 12.12.2018 г.)Портал госпрограмм РФ / [электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru / (дата обращения 12.12.2018 г.)Портал ВЦИОМ / [электронный ресурс] URL: www.wciom.ru. / (дата обращения 12.12.2018 г.)Managing the Creative Process & Integrated Project Management, Ed Burgoyne September 30, 2013[Электронныйресурс]. Режим доступа: [http://adsubculture.com/articles/2013/9/30/managing-the-creative-process-and-integrated-project-management] (дата обращения 12.12.2018 г.)Project Management in the Creative World, By Lindsay Scott, January 20, 2011 [Электронныйресурс]. Режим доступа: [https://www.arraspeople.co.uk/camel-blog/project-management-recruitment/project-management-in-the-creative-world/] (дата обращения 12.12.2018 г.)Приложения№ п/пПрограммы (МП)/подпрограммыОбъемы и источники финансирования, в руб.коп.Процент освоения, % (гр.6/гр.5 х 100)Причины невыполнения мероприятий - низкой степени освоения финансирования и достижения показателей результативности выполнения мероприятийисточники План финансирования руб. Кассовый расход, руб. коп.1МП «Эффективное управление муниципальными финансами и оптимизация муниципального долга ЗАТО Александровск» на 2014 - 2020 годыВсего37 073 166,77 24 698 788,82 66,62 МБ37 073 166,77 24 698 788,82 66,62ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,001.1.подпрограмма 1 "Совершенствование финансовой и бюджетной политики" Всего10 374 542,41 7 700 447,53 74,22  МБ10 374 542,41 7 700 447,53 74,22 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,001.2.подпрограмма 2 "Эффективное управление муниципальным долгом" Всего12 030 797,09 7 507 678,46 62,40По мероприятию 2.1. процент освоения 62,48% в связи с проведением конкурсных процедур, возникла экономии средств бюджета ЗАТО Александровск, что позволило осуществить погашение коммерческого кредита привлеченного в ЗАТО Александровск в 2017 году МБ12 030 797,09 7 507 678,46 62,40 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,001.3.подпрограмма 3 "Совершенствование организационной системы бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности муниципальных учреждений"Всего14 667 827,27 9 490 662,83 64,70Выполнение мероприятий в течении годаМБ14 667 827,27 9 490 662,83 64,70ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,002МП "Обеспечение комплексной безопасности населения ЗАТО Александровск» на 2014-2020 годВсего40 553 084,76 26 807 694,75 66,11 МБ40 553 084,76 26 807 694,75 66,11ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,002.1.подпрограмма 1 "Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности населения ЗАТО Александровск" Всего592 342,95 95 407,00 16,11Выполнение мероприятий запланировано на 4 квартал 2018 года МБ592 342,95 95 407,00 16,11ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,002.2.подпрограмма 2 "Защита населения и территории ЗАТО Александровск от чрезвычайных ситуаций, мероприятия в области гражданской обороны" Всего39 688 091,81 26 440 287,75 66,62Выполнение мероприятий запланировано на 4 квартал 2018 года МБ39 688 091,81 26 440 287,75 66,62ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,002.3.подпрограммы 3 «Профилактика экстремизма и терроризма в ЗАТО Александровск» Всего272 650,00 272 000,00 99,76 МБ272 650,00 272 000,00 99,76ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,003МП «Развитие инвестиционной деятельности муниципального образования ЗАТО Александровск» на 2014-2020 годыВсего190 475,00 0,00 0,00Выполнение мероприятий 2.3 и 2.4 запланировано на 4 квартал 2018 года. Мероприятие 3.1. в 2018 году выполнятся не будет, в связи с непредоставлением субсидии из областного бюджета.МБ190 475,00 0,00 0,00ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,004МП «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан ЗАТО Александровск» на 2014-2020 годы Всего1 408 944,00 1 279 256,91 90,80Выполнение мероприятий в течении годаМБ664 717,71535 030,6280,49ОБ0,00 0,00 0,00ФБ744 226,29 744 226,29 100,00ВБС0,00 0,00 0,005МП «Информационное общество» на 2014-2020 годыВсего48 235 688,31 35 187 551,66 72,95 МБ48 003 203,22 34 958 644,74 72,83ОБ232 485,09 228 906,92 98,46ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,005.1.подпрограмма 1 "Управление развитием информационного общества и формированием электронного правительства" Всего10 052 589,03 8 381 396,01 83,38  МБ10 052 589,03 8 381 396,01 83,38 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,005.2.подпрограмма 2 "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства " Всего14 063 174,51 9 003 572,29 64,02Выполнение мероприятий в течении года МБ14 053 061,21 8 997 037,16 64,02 ОБ10 113,30 6 535,13 64,62 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,005.3.подпрограмма 3 "Информационное обеспечение населения ЗАТО Александровск через взаимодействие органов местного самоуправления ЗАТО Александровск и средств массовой информации"Всего2 280 087,75 1 388 925,78 60,92Выполнение мероприятий в течении года МБ2 280 087,75 1 388 925,78 60,92 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,005.4.подпрограмма 4 "Создание и развитие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг ЗАТО Александровск "Всего21 839 837,02 16 413 657,58 75,15  МБ21 617 465,23 16 191 285,79 74,90 ОБ222 371,79 222 371,79 100,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006МП «Эффективное муниципальное управление» на 2014-2020 годыВсего148 745 566,49 108 537 371,65 72,97 МБ141 980 751,98 104 024 934,99 73,27ОБ3 714 881,21 2 519 551,11 67,82ФБ3 049 933,30 1 992 885,55 0,00ВБС0,00 0,00 0,006.1.подпрограмма 1 "Обеспечение деятельности администрации ЗАТО Александровск" Всего37 380 460,30 28 592 355,42 76,49  МБ31 615 097,00 24 672 853,32 78,04 ОБ2 715 430,00 1 926 616,55 70,95 ФБ3 049 933,30 1 992 885,55 65,34 ВБС0,00 0,00 0,006.2.подпрограмма 2 "Обеспечение деятельности управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск" Всего11 630 207,41 8 577 925,79 73,76  МБ11 630 207,41 8 577 925,79 73,76 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006.3.подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности управления культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск" Всего5 928 566,71 4 189 926,56 70,67  МБ5 928 566,71 4 189 926,56 70,67 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006.4.подпрограмма 4 "Архивное дело ЗАТО Александровск" Всего8 335 035,80 5 535 755,02 66,42Выполнение мероприятий в течении года МБ8 335 035,80 5 535 755,02 66,42 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006.5.подпрограмма 5 "Осуществление муниципальных функций, направленных на повышение эффективности управления муниципальным имуществом" Всего28 682 083,58 21 037 400,63 73,35  МБ28 586 781,39 21 037 400,63 73,59 ОБ95 302,19 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006.6.подпрограмма 6 "Обслуживание органов местного самоуправления ЗАТО Александровск"Всего33 864 182,37 23 455 028,10 69,26  МБ32 960 033,35 22 862 093,54 69,36 ОБ904 149,02 592 934,56 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006.7.подпрограмма 7 "Повышение эффективности управления капитальным строительством и капитальным ремонтом объектов инфраструктуры ЗАТО Александровск" Всего21 099 018,28 16 548 019,21 78,43  МБ21 099 018,28 16 548 019,21 78,43 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,006.8.подпрограмма 8 "Развитие муниципальной службы ЗАТО Александровск" Всего1 826 012,04 600 960,92 32,91Реализация мероприятий 1.1, 1.2, 1.3 запланировано на 4 квартал 2018 года.  МБ1 826 012,04 600 960,92 32,91 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,008МП «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годыВсего7 285 730,55 3 227 667,60 44,30Выполнение мероприятия 1.4. запланировано на 4 квартал 2018 года МБ1 127 600,00 0,00 0,00ОБ6 158 130,55 3 227 667,60 52,41ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,009МП «Развитие транспортной системы ЗАТО Александровск» на 2014-2020 годыВсего152 583 254,52 82 826 133,09 54,28 МБ124 019 433,28 77 675 878,46 62,63ОБ28 563 821,24 5 150 254,63 18,03ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,009.1.подпрограмма 1 "Автомобильные дороги ЗАТО Александровск"Всего121 653 875,27 61 302 990,57 50,39Выполнение мероприятий в течении годаМБ101 516 433,28 61 302 990,57 60,39ОБ20 137 441,99 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,009.2.подпрограмма 2 "Организация транспортного обслуживания населения на территории ЗАТО Александровск"Всего30 929 379,25 21 523 142,52 69,59Завершение выполнения мероприятий 1.1. и 1.3. запланировано на 4 квартал 2018 годаМБ22 503 000,00 16 372 887,89 72,76ОБ8 426 379,25 5 150 254,63 61,12ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,009.3.подпрограмма 3 "Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма в ЗАТО Александровск"Всего0,00 0,00 0,00 Выполнение мероприятий 1.1-1.8 в 2018 году не предусмотрены. При выполнении мероприятий 1.9-2.3. финансирования не требуется. Показатели результативности выполняются.МБ0,00 0,00 0,00ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,0010МП «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014-2016 годыВсего1 077 072,00 389 165,14 36,13 Реализация мероприятия 1.4 запланировано на 4 квартал 2018 года. Мероприятие 2.1 носит заявительный характер. По мероприятию 2.2 работы выполняются на основании обращений МКУ "СМИ ЗАТО Александровск"МБ1 077 072,00 389 165,14 36,13ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,0011МП «Развитие культуры и сохранение культурного наследия» на 2014-2020 годыВсего297 790 010,71 222 829 573,90 74,83 МБ257 068 788,04 197 809 678,16 76,95ОБ32 079 243,57 16 798 144,45 52,36ФБ816 379,10 816 379,10 100,00ВБС7 825 600,00 7 405 372,19 94,6311.1.подпрограмма 1 "Развитие творческого потенциала и организация досуга населения ЗАТО Александровск"Всего205 192 178,50 159 971 386,60 77,96  МБ182 306 532,27141 290 595,2077,50 ОБ15 300 046,23 11 493 652,21 75,12 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС7 585 600,00 7 187 139,19 94,7511.2.подпрограмма 2 "Библиотечное дело ЗАТО Александровск"Всего60 224 485,36 47 545 234,54 78,95  МБ54 475 816,9943 207 407,2279,31 ОБ5 688 373,27 4 277 274,22 75,19 ФБ20 295,10 20 295,10 100,00 ВБС40 000,00 40 258,00 100,6511.3.подпрограмма 3 "Музейное дело ЗАТО Александровск "Всего17 129 429,52 13 780 235,43 80,45  МБ15 559 805,4512 575 042,4180,82 ОБ1 369 624,07 1 027 218,02 75,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС200 000,00 177 975,00 88,9911.4.подпрограмма 4 "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов ЗАТО Александровск "Всего0,00 0,00 0,00 Выполнение мероприятий в 2018 году не предусмотрено.МБ0,00 0,00 0,00ОБ0,00 0,00 0,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,0011.5.подпрограмма 5 " Модернизация учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры ЗАТО Александровск "Всего15 243 917,33 1 532 717,33 10,05Выполнение мероприятий запланировано на 4 квартал 2018 года МБ4 726 633,33736 633,3315,58ОБ9 721 200,00 0,00 0,00ФБ796 084,00 796 084,00 100,00ВБС0,00 0,00 0,0012МП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» на 2014-2020 годыВсего22 391 702,63 16 727 025,49 74,70 МБ21 740 197,15 16 170 215,38 74,38ОБ501 505,48 376 129,11 75,00ФБ0,00 0,00 0,00ВБС150 000,00 180 681,00 120,4512.1.подпрограмма 1 "Развитие физической культуры и спорта "Всего1 190 417,55 640 327,70 53,79Выполнение мероприятий запланировано на 4 квартал 2018 года  МБ1 190 417,55640 327,7053,79 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0012.2.подпрограмма 2 "Молодежь ЗАТО Александровск "Всего828 569,95 622 497,30 75,13  МБ828 569,95622 497,3075,13 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0012.3.подпрограмма 3 "Патриотическое воспитание граждан "Всего20 322 715,13 15 464 200,49 76,09  МБ19 671 209,6514 907 390,3875,78 ОБ501 505,48 376 129,11 75,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС150 000,00 180 681,00 0,0012.4.подпрограмма 4 "SOS Всего50 000,00 0,00 0,00Выполнение мероприятий запланировано на 4 квартал 2018 года  МБ50 000,000,000,00 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0013МП «Развитие образования» на 2014-2020 годыВсего1 683 798 774,22 1 209 959 514,34 71,86 МБ650 358 236,18 504 325 501,90 77,55ОБ880 822 750,95 626 178 776,12 71,09ФБ23 656 400,00 0,00 0,00ВБС128 961 387,09 79 455 236,32 61,6113.1.подпрограмма 1 "Качественное и доступное дошкольное образование" Всего697 233 320,94 509 002 960,68 73,00  МБ227 813 892,42179 111 535,3378,62 ОБ405 353 870,43 291 003 380,20 71,79 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС64 065 558,09 38 888 045,15 60,7013.2.подпрограмма 2 "Обеспечение предоставления муниципальных услуг в сфере общего и дополнительного образования" Всего756 703 398,98 561 615 392,61 74,22  МБ329 205 048,86255 878 068,7977,73 ОБ402 363 771,12 291 380 576,68 72,42 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС25 134 579,00 14 356 747,14 57,1213.3.подпрограмма 3 "Развитие системы образования через эффективное выполнение муниципальных функций " Всего61 871 502,33 40 039 002,47 64,71Выполнение мероприятий в течение 2018 года МБ17 759 802,3311 543 046,5365,00 ОБ44 111 700,00 28 495 955,94 64,60 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0013.4.подпрограмма 4 "Обеспечение информационно-методического сопровождения образовательного процесса муниципальных учреждений" Всего20 211 116,45 15 735 240,53 77,85  МБ20 061 116,4515 607 351,4277,80 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС150 000,00 127 889,11 0,0013.5.подпрограмма 5 "Обеспечение хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений системы образования ЗАТО Александровск" Всего30 404 232,33 24 097 626,41 79,26  МБ29 246 603,7623 872 236,0481,62 ОБ64 848,57 48 636,43 75,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС1 092 780,00 176 753,94 16,17      лист 10№ п/пНаименование муниципальной программы (МП)/подпрограммыОбъемы и источники финансирования, в руб.коп.Процент освоения, % (гр.6/гр.5 х 100)Причины невыполнения мероприятий - низкой степени освоения финансирования и достижения показателей результативности выполнения мероприятийисточники финансированияПлановый объем финансирования на отчетный период, руб. коп.Кассовый расход за отчетный период, руб. коп.124567813.6.подпрограмма 6 "Школьное здоровое питание" Всего59 569 560,30 39 127 037,96 65,68Мероприятия заявительного характера МБ6 525 832,474 167 022,4763,85 ОБ18 843 727,83 12 667 093,87 67,22 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС34 200 000,00 22 292 921,62 65,1813.7.подпрограмма 7 "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи ЗАТО Александровск " Всего16 449 389,94 14 004 037,80 85,13  МБ8 896 786,947 808 025,4487,76 ОБ3 234 133,00 2 583 133,00 79,87 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС4 318 470,00 3 612 879,36 83,6613.8.подпрограмма 8 "Развитие современной инфраструктуры системы образования ЗАТО Александровск" Всего41 356 252,95 6 338 215,88 15,33Выполнение мероприятий запланировано на 4 квартал 2018 года МБ10 849 152,956 338 215,8858,42 ОБ6 850 700,00 0,00 0,00 ФБ23 656 400,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0014.МП "Формирование современной городской среды" на 2018-2022 годы Всего60 099 178,04 20 783 991,99 34,58Выполнение мероприятий запланировано 4 квартал 2018 годаМБ42 380 133,04 20 726 833,47 48,91ОБ1 620 045,00 0,00 0,00ФБ16 099 000,00 57 158,52 0,36ВБС0,00 0,00 0,0015.МП "Содержание и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства" на 2018-2022 годы Всего99 190 163,41 64 576 558,90 65,10 МБ79 825 961,76 53 269 475,70 66,73ОБ19 364 201,65 11 307 083,20 58,39ФБ0,00 0,00 0,00ВБС0,00 0,00 0,0015.1.подпрограмма 1 "Капитальный ремонт многоквартирных домов ЗАТО Александровск"Всего41 209 442,91 27 234 595,83 66,09Обязательства по оплате взносов на капремонт общего имущества МКД в рамках выставленных счетов выполнены в полном объеме МБ21 956 741,26 15 927 512,63 72,54 ОБ19 252 701,65 11 307 083,20 58,73 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0015.2.подпрограмма 2 "Содержание и эффективное использование объектов муниципальной собственности ЗАТО Александровск"Всего54 410 859,42 37 148 130,34 68,27По мероприятию 1.2 работы выполняются на основании обращений МКУ "СМИ ЗАТО Александровск". По мероприятию 2.4.проведены конкурсные процедуры, подрядная организация на выполнение проектных работ не была определена. Выполнение мероприятий 2.1, 2.6 запланировано на 4 квартал 2018 года. МБ54 410 859,42 37 148 130,34 68,27 ОБ0,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,0015.3.подпрограмма 3 "Организация ритуальных услуг"Всего3 569 861,08 193 832,73 5,43Готовится конкурсная документация  МБ3 458 361,08 193 832,73 5,60 ОБ111 500,00 0,00 0,00 ФБ0,00 0,00 0,00 ВБС0,00 0,00 0,00 Всего по муниципальным программам ЗАТО Александровск:Всего2 600 422 811,41 1 817 830 294,24 69,91 МБ1 446 062 820,89 1 061 391 842,13 73,40ОБ973 057 064,74 665 786 513,14 68,42ФБ44 365 938,69 3 610 649,46 8,14ВБС136 936 987,09 87 041 289,51 63,56

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) в // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ, "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
4. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Текст]: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 200.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
6. Решение № 105 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на период до 2026 года»
7. Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - N 1. - С.49-52.
8. Агибалов Ю.В. Правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации: практика, проблемы и направления совершенствования // Власть. - 2016. - N 3. - С.12-16.
9. Андреева О.В. Государственная финансовая политика в социальной сфере: основные подходы к изучению // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, N 2. - С.6-12.
10. Анцупов А.Я. Стратегическое управление / А.Я. Анцупов. — М.: Техносфера, 2015. — 344 c.
11. Веремьев В.Л. Новый подход к управлению знаниями в области управления проектами[Текст] //Управление проектами и программами. -2015. - N 2. - С. 104
12. Веревкин Л.П. Крупный бизнес: социальное взаимодействие[Текст] / Л.П.Веревкин, Н.М.Бердыклычева // Энергия: экономика, техника, экология. - 2015. - N 10. - С.61-71.
13. Воронов А.А. Направления развития социального партнерства как механизма разрешения трудовых конфликтов [Текст] / А.А.Воронов, А.Р.Муратова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 14. - С. 2-9.
14. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. О.А.Морозов—СПб., СПбГТУРП—2015.- 186 с.
15. Геронина Н.Р. Современные методы повышения устойчивости пенсионной системы Российской Федерации / Н.Р. Геронина, Г.А. Бунич. — М. : Дашков и К, 2015. — 96 c
16. Государственное и муниципальное управление. Учебник для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. 2012. – 662 с.
17. Государственное и муниципальное развитие: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2011. 458 с.
18. Глазкова Л. Государству нужно уточнить соцпакет для северян // Рос. Федерация сегодня. - 2017. - N 7. - С.36-39.
19. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Керцнер Гарольд. — Саратов: Профобразование, 2017. — 319 c.
20. Кибалов Е.Б. Крупномасштабные инвестиционные проекты: сопоставительный анализ методов оценки эффективности естественными монополиями России / Е.Б.Кибалов, А.А.Кин // Регион: экономика и социология. - 2016. - N 1. - С.295-313.
21. Климанов В.В. Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации / В.В.Климанов, Е.В.Ивасько, А.М.Коротких // Регион: экономика и социология. - 2017. - N 1. - С.3-21.
22. Колобова Е.А. Проектирование производственно-экономических процессов с использованием модели социально-экономических механизмов / Е.А.Колобова, Ю.М.Киселев, А.Д.Колобов // Регион: экономика и социология. - 2013. - N 4. - С.300-315.
23. Коршунов, В. В. Экономика организации (организации) / В. В. Коршунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 433 с.
24. Кузнецова О. О федеральной поддержке локализации инвестиций в России // Общество и экономика. - 2017. - N 11. - С.105-123.
25. Курс MBA по стратегическому менеджменту / Айзенштат Масселл [и др.]. — М.: Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2016. — 586 c.
26. Лозик Н.Ф. Стратегический менеджментие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев. — М.: Русайнс, 2015. — 150 c.
27. Марков Л.С. Экономические кластеры: эволюционная перспектива / Л.С.Марков, М.В.Петухова // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки.―Т.13, вып.4.―2013.―С.164-171.
28. Маскаева И.И. Проблемы правового регулирования доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Вестник НГУ. Сер. Право.―2015.―Т.11, вып.1.―С.52-60.
29. Мельникова Р.И. Реформа местного самоуправления в системе демократических преобразований в России / Р.И.Мельникова, И.А.Мельников // Власть.―2016.―N 3.―С.20-25.
30. Обыденов А. Основания параметрического стратегического управления: институциональный анализ // Вопросы экономики. - 2016. - N 8. - С.120-136.
31. Панов А.И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 304 c.
32. Управление государственным и муниципальным развитием: [Текст]/ Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. 2012 .– 644 с.
33. Устинова, К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст] / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. – 195 с.
34. Черняк В.З. Принципы управления проектами: монография / В.З. Черняк. — М. : Русайнс, 2016. — 210 c.
35. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. М. : Юрайт, 2017. 143 с.
36. Шудренко А.А. Введение в инноватику. Основы регулярной инновационной деятельности / А.А.Шудренко, Д.А.Диденко. – Краснодар: КубГУ, 2016. – 392с
37. PMBOK Giude. 4th ed. Newton Square, Pennsylvania, USA: Project Management Institute, 2008.
38. Womack P.; Daniel T. Jones. Lean Thinking. Free Press., 2007, p. 352
39. Julian Page, Implementing Lean Manufacturing Techniques, 2012, р.78-83
40. Hopp, Wallace, Factory Physics: Foundations of Manufacturing Management (3rd ed.), 2008., p. 54-59
41. Rapp S., Collins T. Maximarketing: The New Direction in Advertising: Promotion and Marketing Strategy. – New York: Plume, – XIII, 278 p.
42. Millum T. Images of Woman: Advertising in Women's Magazines. – London: Chatto & Windus,– 206 p.
43. Schudson M. Advertising: Its Dubious Impact on American Society – New York: Basic Books,– XII, 288 p.
44. Порта Администрации ЗАТО Александровск/ [электронный ресурс] URL: http://www.zato-a.ru/ (дата обращения 12.12.2018 г.)
45. Портал госпрограмм РФ / [электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru / (дата обращения 12.12.2018 г.)
46. Портал ВЦИОМ / [электронный ресурс] URL: www.wciom.ru. / (дата обращения 12.12.2018 г.)
47. Managing the Creative Process & Integrated Project Management, Ed Burgoyne September 30, 2013[Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://adsubculture.com/articles/2013/9/30/managing-the-creative-process-and-integrated-project-management] (дата обращения 12.12.2018 г.)
48. Project Management in the Creative World, By Lindsay Scott, January 20, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://www.arraspeople.co.uk/camel-blog/project-management-recruitment/project-management-in-the-creative-world/] (дата обращения 12.12.2018 г.)


Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы управления программами социально-экономического развития существуют в государственном и муниципальном управлении?

Один из принципов управления программами социально-экономического развития в государственном и муниципальном управлении заключается в стратегировании и программировании. Это процесс разработки и реализации долгосрочных стратегий развития, а также программ, которые направлены на достижение заданных целей и задач. Такой подход позволяет определить приоритеты и ресурсы, необходимые для реализации программ развития.

Как формируются программы социально-экономического развития субъектов РФ?

Формирование программ социально-экономического развития субъектов РФ основывается на теоретико-правовых основах. Регулирующие документы определяют направления развития, цели и задачи программ, а также основные принципы их реализации. Формирование программ проводится с учетом реализации стратегических целей и задач социально-экономического развития на региональном уровне.

Как текущие программы социально-экономического развития могут быть улучшены?

Для совершенствования системы управления программами социально-экономического развития Мурманской области можно внедрить новые подходы и методы в разработку и реализацию программ. Например, использование концепции устойчивого развития, применение инновационных технологий, повышение эффективности мониторинга и оценки программных мероприятий. Также важно обеспечить широкое вовлечение заинтересованных сторон в процесс планирования и реализации программ развития.

Какие проблемы возникают при управлении программами социально-экономического развития?

Управление программами социально-экономического развития может столкнуться с рядом проблем, таких как нечеткая формулировка целей и задач программ, недостаточная координация и сотрудничество между различными органами и уровнями власти, недостаточное финансирование и ограниченность ресурсов, недостаточная эффективность мониторинга и оценки результатов программ, а также неучтение потребностей и мнений населения.

Какие теоретические основы управления программами социально экономического развития рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются следующие теоретические основы управления программами социально экономического развития: стратегирование и программирование в государственном и муниципальном управлении, теоретико-правовые основы формирования программ социально экономического развития субъектов РФ.

Какие задачи решает система управления программами социально экономического развития в Мурманской области?

Система управления программами социально экономического развития в Мурманской области решает следующие задачи: разработка и реализация программ развития, контроль исполнения программ, анализ эффективности программ, координация деятельности различных государственных и муниципальных органов в рамках программ.

Какие принципы стратегирования и программирования в государственном и муниципальном управлении рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются следующие принципы стратегирования и программирования в государственном и муниципальном управлении: научность, системность, целесообразность, социальная направленность, долгосрочность, комплексность и дифференциация программ.

Какие законодательные основы формирования программ социально экономического развития субъектов РФ рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются следующие законодательные основы формирования программ социально экономического развития субъектов РФ: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Какие меры предлагаются для совершенствования системы управления программами социально экономического развития в Мурманской области?

Для совершенствования системы управления программами социально экономического развития в Мурманской области предлагается следующие меры: усиление роли государственных и муниципальных органов в управлении программами, совершенствование механизмов координации деятельности органов власти, повышение эффективности контроля и анализа программ, улучшение правовой базы в области управления программами.

Какой опыт в сфере управления программами социально экономического развития имеет Администрация Зато Александровск Мурманской области?

Администрация Зато Александровск Мурманской области имеет значительный опыт в сфере управления программами социально экономического развития. Она активно разрабатывает и реализует программы, направленные на развитие социальной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, создание рабочих мест, повышение качества жизни граждан. Администрация также осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых программ, что позволяет корректировать стратегию развития и принимать необходимые меры для достижения поставленных целей.

Какие теоретические основы лежат в основе управления программами социально экономического развития в государственном и муниципальном управлении?

В управлении программами социально экономического развития в государственном и муниципальном управлении используются такие теоретические основы, как стратегирование и программирование. Стратегирование позволяет определить общие цели и приоритеты развития, а программирование — разработать конкретные мероприятия и ресурсное обеспечение для их достижения. Также важными теоретическими основами являются теоретико-правовые основы формирования программ социально экономического развития субъектов РФ.