Мифологизация царя Ивана Грозного

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 14 14 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 24.01.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Мифологизация царя Ивана Грозного 4
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Мифологема ритуального убийства, вторая основная мифологема конспирологического мифа, в семантическом отношении представляет собой сложное, плохо структурированное взаимодействие нескольких смысловых концептов, а именно:- убийство имеет мистико-магическое значение, оно осуществлено по особому ритуалу, имеющему антихристианское и антигосударственное значение.- убийцами являются тайные, могущественные противники, враги христианстваи Руси / России как оплота христианской веры и цивилизации,- кажущаяся естественной смерть героя в реальности является насильственнойи мученической.Первый концепт, раскрывающий мистико-магический характер убийства, является интегрирующим, два других — факультативными и производными от первого. Так,например, в деле об убийстве подростка А. Ющинского в 1911 г. насильственный характер его смерти не вызывал сомнений, а обвиненный в убийстве заводской служащий М. Бейлис совершенно не похож на тайного и могущественноговластителя.Почитание Ивана Грозного как мученика, «за веру православную со сродниками убиенному и оклеветанному», имплицитно содержит отсылку к мифологеме ритуального убийства. Насильственная смерть Ивана Грозногов паралитургических текстах объявляется совершенно бесспорной: «Поюще мученическую кончину твою, Венценосче святый, хвалим тя вси, яко одушевленный храм ДухаБожия». Царь-мученик объявляется подобным Христу, а его страдания «от отравления» уподоблены крестным мукам Спасителя: «Радуйся, злокозненное ядом отравление многие лета, яко крестные муки, терпевый».ЗаключениеМученичество Ивана Грозного — одна из ключевых тем маргинальной агиографической традиции, поскольку именно оно обосновывает правомочность культа. Почитание Ивана Грозного как мученика оказывается более успешной апологетической стратегией обоснования его святости, так как мученику прощается то, что применительно к иным рангам святости оказалось бы неустранимым препятствием. Прославление в чине благоверного человека, бывшего только женатым не менее шести раз, сталкивается с крайне серьезной проблемой канонического характера, а объявить прекрасно задокументированные «царские свадьбы» коварным вымыслом врагов возможно только в расчете на исключительно доверчивого читателя, который в наше время — экзотическая редкость. Мученичество является столь значительным подвигом, что на его фоне меркнут, отходя в тень различные канонические и агиологические препятствия. Так, именно апелляцией к мученичеству пытались обосновать некоторые православные активисты предпринятую в РПЦ канонизацию убитых приближенных Николая II — римского католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер. В докладе митрополита Ювеналия на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. высказано общеправославное представление о том, что «древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя».Если убийство Николая II и Григория Распутина, совершенное с пролитием крови, достаточно легко включается в мифологический концепт ритуального убийства, то ритуальный характер убийства Ивана Грозного существенно сложнее обосновать, поскольку в данном случае невозможно апеллировать к той или иной форме “кровавого навета” или “мифологии крови”. В связи с этим используется герменевтический механизм, обосновывающий, что любое убийство царя — помазанника Божия — является априорно ритуальным, независимо от непосредственного исполнения, формируется “мистицизм царской жертвы”. Такое расширительное понимание ритуального убийства основывается на специфической сакрализации царской власти, представлении о царе как иконе Царя-Христа. Соответственно любое посягательство на царя может быть интерпретировано как акт богохульства, легко вплетаемого в общий контекст ритуального антиповедения.Список использованной литературыГоловушкин Д.А. Православный фундаментализм: возвращение к осмыслению // Философская мысль. 2016. № 1. С. 111–155.Зыгмонт А.И. О феномене “царебожия” в современной религиозной культуре России // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 11 (91). С. 138–145.Каравашкин А. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории XI–XVII вв. // Россия XXI. 2016. № 4. С. 62–109.Коцюбинский А.П., Коцюбинский Д.А. Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна. М.: “КоЛибри”, 2014. С. 130.Мутья Н.Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2014. С. 349.Прилуцкий А.М. “Сталинский миф” в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 87–95.Прилуцкий А.М., Светлов Р.В. Метафорика религиозного и парарелигиозного дискурсов сталинского мифа // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 18. С. 156–164.Трунова Т.А. Формирование образа политической власти в Древней Руси // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4–1. С. 117–120.Филиппович А.В. Миф в политических идеологиях модерна // Антро. 2015. № 2 (17). С. 100–109.Акафист благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру православную со сродниками убиенному и оклеветанному. URL: http://www.ruskmir.ru/akafisty-o-spasenii-rossii/akafistblagovernomu-caryu-ioannu-groznomu/Акафист святому благоверному царю Иоану Васильевичу Грозному. URL: http://www.iskupitel.info/node/320Никольский Е.В. Ересь царебожия как “реинкарнация” культа деизированных правителей Древнего мира // Studia Humanitatis. 2014. № 3. URL: http://st-hum.ru/node/168

1. Головушкин Д.А. Православный фундаментализм: возвращение к осмыслению // Философская мысль. 2016. № 1. С. 111–155.
2. Зыгмонт А.И. О феномене “царебожия” в современной религиозной культуре России // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 11 (91). С. 138–145.
3. Каравашкин А. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории XI–XVII вв. // Россия XXI. 2016. № 4. С. 62–109.
4. Коцюбинский А.П., Коцюбинский Д.А. Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна. М.: “КоЛибри”, 2014. С. 130.
5. Мутья Н.Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2014. С. 349.
6. Прилуцкий А.М. “Сталинский миф” в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 87–95.
7. Прилуцкий А.М., Светлов Р.В. Метафорика религиозного и парарелигиозного дискурсов сталинского мифа // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 18. С. 156–164.
8. Трунова Т.А. Формирование образа политической власти в Древней Руси // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4–1. С. 117–120.
9. Филиппович А.В. Миф в политических идеологиях модерна // Антро. 2015. № 2 (17). С. 100–109.
10. Акафист благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру православную со сродниками убиенному и оклеветанному. URL: http://www.ruskmir.ru/akafisty-o-spasenii-rossii/akafistblagovernomu-caryu-ioannu-groznomu/
11. Акафист святому благоверному царю Иоану Васильевичу Грозному. URL: http://www.iskupitel.info/node/320
12. Никольский Е.В. Ересь царебожия как “реинкарнация” культа деизированных правителей Древнего мира // Studia Humanitatis. 2014. № 3. URL: http://st-hum.ru/node/168

Вопрос-ответ:

Какой миф возник вокруг царя Ивана Грозного?

Одним из мифов, возникших вокруг царя Ивана Грозного, является мифологизация его личности и деятельности. Царь Иван Грозный был изображен как жестокий и безжалостный правитель, абсолютный тиран, который насиловал и убивал своих подданных безо всякой причины. Такое представление о нем, хоть и далекое от исторической правды, сформировалось за счет преувеличений и домыслов в исторических и художественных источниках.

В чем заключается мифологема ритуального убийства, связанная с царем Иваном Грозным?

Мифологема ритуального убийства, связанная с царем Иваном Грозным, представляет собой сложное плохо структурированное взаимодействие нескольких смысловых концептов. В данной мифологеме убийство имеет мистико-магическое значение, выполняется по особому ритуалу, который имеет антихристианское и антигосударственное значение. Убийцами являются тайные и могущественные противники царя Ивана Грозного.

Какие известны основные мифологемы, связанные с царем Иваном Грозным?

Основные мифологемы, связанные с царем Иваном Грозным, это мифологизация его личности и деятельности, а также мифологема ритуального убийства. Первая мифологема представляет царя Ивана Грозного как жестокого и безжалостного правителя, а вторая мифологема говорит о том, что убийство было осуществлено по особому ритуалу, имеющему антихристианское и антигосударственное значение.

Кем рассматриваются убийцы царя Ивана Грозного, согласно мифологии?

Согласно мифологии, убийцами царя Ивана Грозного являются тайные и могущественные противники, которые действовали в пользу своих интересов и вредили царству. В этой мифологии подчеркивается, что убийство царя было частью коварного заговора, задуманного его врагами.

Какая мифологизация связана с царем Иваном Грозным?

Царь Иван Грозный имеет несколько мифологических образов, связанных с его правлением и личностью. Один из них — это миф о его жестокости и безжалостности, которые зачастую приписываются ему в ходе исторической интерпретации его правления. Другой миф связан с ритуальным убийством, который, по мнению некоторых людей, имеет мистическое и антихристианское значение. Оба эти мифа способствуют мифологическому представлению об Иване Грозном как тиране и антигосударственном субъекте.

Что представляет собой мифологема ритуального убийства?

Мифологема ритуального убийства, связанная с царем Иваном Грозным, представляет собой сложное понятие, которое семантически объединяет несколько концептов. Она предполагает, что убийство, совершенное по особому ритуалу, имеет мистическое и магическое значение. Этот ритуал якобы имеет антихристианскую и антигосударственную направленность. По мнению некоторых исследователей, этот миф является одной из основных мифологических концепций, связанных с Иваном Грозным и его правлением.

Кто считается убийцами в ритуальном убийстве, связанном с царем Иваном Грозным?

В мифе о ритуальном убийстве, связанном с царем Иваном Грозным, убийцами являются тайные и могущественные противники, которые противостоят государственной власти. По представлениям некоторых людей, эти противники имеют антигосударственную направленность и действуют в интересах иных сил. Таким образом, представление об убийцах в этом ритуальном убийстве связано с конспирологическим мифом и добавляет мистический и загадочный аспект этой мифологеме.

Почему царь Иван Грозный был мифологизирован?

Царь Иван Грозный был мифологизирован из-за своего сложного и противоречивого образа, который вызывал интерес и споры среди историков и общественности. Его жестокость и тирания стали основой мифологии вокруг него, в то время как его реформы и успехи также были исторически значимыми.

Какие мифологемы связаны с Иваном Грозным?

С Иваном Грозным связаны различные мифологемы. Одна из них - мифологема ритуального убийства, которая представляет его убийство как мистический и антигосударственный ритуал, воплощение антихристианства. Еще одна - конспирологический миф, где Иван Грозный является жертвой заговора тайных могущественных противников.

Почему ритуальное убийство Ивана Грозного имеет мистическое значение?

Ритуальное убийство Ивана Грозного имеет мистическое значение потому, что оно совершено по особому ритуалу, который связывает его с антихристианством и нарушением государственных обрядов. Этот ритуал и убийство сами по себе приобретают мистический характер и становятся главными символами мифологии вокруг Ивана Грозного.