Совершенствование подготовки работников по охране труда в организации, выполняющей геологоразведочные работы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Охрана труда
  • 95 95 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 18.02.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 7
1 Нормативные ссылки 10
2 Анализ уровня безопасности труда в морских геологоразведочных работах 15
2.1 Общая характеристика производственного травматизма в России 15
2.2 Анализ условий труда в геологоразведке 21
2.3 Анализ производственного травматизма в геологоразведке 34
2.4 Причины производственного травматизма и виды происшествий в геологоразведке (в России и Краснодарском крае) 37
2.5 Анализ современной нормативной базы по обучению по ОТ в геологоразведке 53
3 Разработка мероприятий по совершенствованию обучения по ОТ в геологоразведке 58
3.1 Анализ методов обучения по ОТ в геологоразведке 58
3.2 Анализ процедуры обучения 62
3.3 Совершенствование обучения по ОТ в организациях, занятых геологоразведкой 66
4 Экономическая часть 80
4.1 Создание Учебного центра на базе организации 80
4.2 Экономические выгоды для организации 84
4.3 Сравнительная характеристика затрат учебного центра и затрат на обучение сторонних организаций 86
Заключение 89
Список использованных источников 93
Приложения 96
Фрагмент для ознакомления

Поэтому цель встает не просто запугать работника, что может оказать ещё более негативные последствия, а сломать сформировавшийся стереотип и психологический барьер халатного отношения к ОТ. После реализации данного метода сотрудники должны в первую очередь изменить отношение к своей безопасности и перестать воспринимать требования по ОТ только как меру наказания в результате их нарушения [8].Осознание работника потерять то, что для него ценно сопровождается сильным эмоциональным переживанием на протяжении всего обучения. Для усиления и закрепления эффекта воздействия необходимо умеренно воздействовать на эмоциональные переживания, иначе можно перейти из стадии воздействия в стадию угроз, что в свою очередь вернет нас на ступень назад. Состоять данный метод будет из комплекса мероприятий, который состоит из [8]:- вступительных лекций;- ряда мотивационных роликов и фильмов по НС, нарушения ТБ и их последствиям, и т.п.;- упражнения на принятие решений (оценка рисков, заполнение бланков типа Стоп-Карта и т.п.);- ролевых групповых игр;-практических занятий по разбору несчастных случаев и случаев нарушения ОТ и безопасности;- итоговой презентации, обобщающей глобальную цель безопасности работников на производстве;- тест-контроль.Для реализации данного метода будет необходимо [8]:- один или несколько лекторов (педагогов);- отдельное помещение с хорошей слышимостью и обзором (для визуального контакта с аудиторией);- средства визуализации информации (ПК, монитор, проектор);- материалы для работы (бумажные и электронные носители, видеофильмы и раздаточный материал).Чтобы заинтересовать сотрудников во время проведения теоретической части, необходимо [8]:- перед этим этапом провести опрос (для определения наиболее важных и значимых для работников тем);- выбрать высококвалифицированного сотрудника (педагога) с отличным знанием предмета, хорошей практикой, ораторскими и педагогическими наклонностями;- необходимо с самого начала установить контакт с целевой аудиторией;- рассматривать реальные вопросы и проблемы в области ОТ;- визуализировать информацию, используя презентации, слайды, ролики и фильмы;- обязательный анонимный опрос по итогу теоретической части (с его помощью можно проанализировать усвояемость информации, а также оценить профессиональную пригодность сотрудника);Обратная связь от работников может быть достигнута применением следующих методов [8]:- личная беседа, т.к. многие сотрудники не могут высказываться в присутствии своих коллег (индивидуальный подход);- практическая часть, вовлечение в процесс оценки рисков, можно ввести соревновательный смысл, поделив сотрудников на тестовые группы, после получения результатов можно также произвести анализ профессиональной пригодности сотрудников, а полученные данные применять в дальнейшей работе с кадрами и кадровым резервом в целях улучшения функционирования СУОТ.Помимо теоретической и практической части в данном методе можно добавить ещё одну структурную составляющую, которая состоит в следующем. Анализ полученной информации (анкеты, стоп-карты и анонимные бланки) целесообразно проводить не только специалистами по ОТ, а делать это совместно с психологом, чтобы создать общий психологический портрет и провести одновременно с этим профессиональный отбор [8].Под профессиональным отборомпонимается процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям профессиональный отбор является социально-экономическим мероприятием, а по используемым методам - медико-биологическим и психологическим.Основной целью отбора является привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности [8].При профессиональном отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и особенностям работы на конкретной должности. В малых фирмах, где нет специального подразделения по работе с персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего линейного профиля. В крупных и среднихкомпаниях к принятию решения при отборе, как правило, привлечены специалист (менеджер) по персоналу и линейный менеджер.Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профессионально пригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности). При нормальном (без специальных протекций) отборе предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям [8]. Отметим в очередной раз, что повышение эффективности СУОТ на предприятиях, занятых геологоразведочными работами, может быть достигнуто путем повышения эффективности обучения введением новых методов. При этом травматизм и аварийность можно снизить в 3-4 раза только за счет повышения компетентности персонала в сфере ОТ и ТБ.Обучение персонала подразумевает под собой заранее подготовленный процесс овладения знаниями, умениями, способами общения и навыками с помощью опытных преподавателей, специалистов либо руководителей. Предлагаемый метод обучения можно разделить на 3 части [8]:- теоретическая часть (ознакомление с основами);- практическая часть (вовлечение в процесс обучения);- анализ полученных данных специалистами. Данный метод можно компоновать, что может повлиять на эффективность обучения в зависимости от поставленных целей. Оценку результатов и эффективности проведенного обучения следует проводить посредством распространенных социологических и педагогических методов. В основе профессиональной компетентности в области охраны труда должно лежат стремление к общественному благу, а не кличной наживе. Стимулирование данного процесса нужно организовать так, чтобы работник, который в процессе труда соблюдает требования охранытруда, смог зарабатывать больше работника, нарушающего их.Необходимо отметить, чем выше профессиональнаякомпетентность работника, тем он более способен и расположен, чтобы принимать правильные решения и осуществлять их в действии. Приэтом он способен брать на себя и нести ответственность за свои действия.На всех этапах очень важно использовать современные технологии повышения эффективности обучения в области охраны труда. Среди таких технологий можно назвать следующие [10]:- создание центров инновационных решений и технологий в области охраны труда и промышленной безопасности на базе действующих высших учебных заведений;- модернизация системы управления охраной труда за счет изменения конечных целей обучения;- использование дистанционных образовательных технологий с целью повышения уровня компетентности специалистов по охране труда;- разработка и широкое использование видеоинформационных и компьютерных тренажерных обучающих комплексов в процессе обучения по ОТ.В таблице 11 приведен перечень традиционных форм обучения и инновационных технологий [10].Рассмотрим более подробно видеоинформационные технологии. используя интерактивные видеоинструктажи по ОТ можно более эффективно решать задачи по обеспечению высокого качества инструктажей. Данные видеоинструкции по ОТ дают возможность работнику развить у себя первичные навыки по безопасному труду и закрепить знания по оказанию первой помощи пострадавшим.Как показывает анализ действий работников, большинство из них (65%) при возникновении опасностей действуют беспорядочно, импульсивно и впадают в панику.Для снижения панического поведенческого фактора у работников при возникновении производственной аварии или несчастном случае целесообразно применять детальный разбор компьютерных моделей несчастных случаев, который позволит работнику заблаговременно выработать начальные навыки правильных действий в случае возникновения опасных производственных ситуациях.Персональный имитационный компьютерный стереотренажер разработан для отработки навыков безопасного труда, а также приобретения начального опыта действий в чрезвычайной ситуации. С его помощью можно погрузиться в реальный трудовой процесс и провести идентификацию опасностей, которые существуют на конкретных рабочих местах. Такое обучение может обеспечить значительное снижение фактора паники и стресса [10].Таблица 11 – Перечень традиционных форм обучения и инновационных технологийТрадиционные формы обученияИнновационные технологииЛекцииПредоставление электронных учебных материалов, которые включаю:- внутреннюю навигацию по разделам курса, в том числе развернутые гиперссылки;- внешнюю навигацию по интернет-источникам, содержащим информацию по курсу;- глоссарий;- анимационные модели;- 3D-модели;ВидеолекцииВебинарыСеминарОбсуждение на форуме в режиме офлайн (дистанционный семинар)Практическое занятиеЭлектронные практикумы, атласы, тренажеры Самостоятельная работаОбмен работами в электронной системе управления обучением, позволяющей организовать оперативную проверку и отправку присланной работы слушателю на доработкуТекущий и итоговый контрольУдаленное тестирование,опрос по видеоконференцсвязиКонсультацииВозможны в режимах офлайн и онлайнПри использовании коллективного имитационного компьютерного стереотренажераимеется возможность приобрести опыт коллективных действий в случае возникновения аварийной ситуации. Также с его помощью могут быть отработаны коллективныедействия работников по обнаружению, оценке иустранению возникающих производственных опасностей. Также имеется возможность отработать совместные действия различных служб и групп работников, в том числе при проведении спасательных работ [10].В блок развития компетентности работника входят учебные видеофильмы, в которых рассматриваются общие вопросы охраны трудаи приемы выявления, оценки и управленияпрофессиональными рисками. При использовании 3D-моделирования можно визуализировать обстоятельстваи причины характерныхнесчастных случаев, аварий и пожаров, которые произошли на предприятии из-за некомпетентных действий работников [10].В этот блок входятвидеоинструкции по охране труда, в томчисле интерактивные. После соответствующего утверждения текставидеоинструкциируководителем организации он имеет статус локального нормативного акта.При использовании интерактивнойвидеоинструкции обучаемый работник выступает не только в роли зрителя, а еще и в роли персонажа,которому требуется принимать решения ивыполнять конкретные действия. В зависимости от этих действий строится последовательность мультимедиафрагментов. При принятии неправильного решения это сразу жедемонстрируется обучаемому работнику.Как показывает практика, реализация такого подхода к проведению обучения и инструктажей позволяет [10]:- осуществить эффективную аудиовизуальную поддержку при проведении инструктажей по ОТ и ТБ;- обеспечить требуемое качество инструктажа по охране труданепосредственно в организации;- добиться высокой степени восприятия работниками текстов инструкций и эффективногозакрепления в их подсознании стереотипов безопасного поведения в процессе трудовой деятельности.При разработке видеофильмов и видеоинструкцийпринимаются во внимание психофизиологические особенности восприятия и запоминанияинформации человеком.В основу измерения компетентности работника заложено соответствие «уровень некомпетентных действий работника – возможныйуровень вреда здоровью». Также заложены хорошо известныеэмпирические закономерности ОТ [10]:- пирамида несчастных случаев;- классы условий труда;- критерии оценки риска профессиональной заболеваемости;- размеры взносов в ФСС.Блок контроля уровня компетентностиработника дает возможность обеспечивать:- контроль знаний работника в областиохраны труда;- интерактивный контроль умений и навыков.Для проведения контроля применяются интерактивныевидеофайлы опасных рабочих операций икомпьютерные ЗD-модели.Также обеспечивается интерактивный контроль опыта, под которым понимается контроль способности работника прогнозироватьразвитие опасных ситуаций и действовать в случае их возникновения. На всех уровнях контроля ошибочные ответы комментируются преподавателем.По итогам компьютерного контроляопределяется интегральный уровень компетентности работника. Возможны следующие уровни компетентен, малокомпетентен, некомпетентен, опасно некомпетентен.Комплекс даст возможность [10]:- снизить производственный травматизма и профессиональную заболеваемость;- повысить производительность трудана 5–10% за счет снижения числа аварий и несчастных случаев;- существенно уменьшить время на обучение, инструктажи и проверку знаний работников по ОТ;-постоянно поддерживатьтребуемый уровень компетентности работников согласноустановленных требований охраны труда;- обеспечить объективный и оперативный компьютерный контроль уровня компетентности работников.Кроме указанных мероприятий по совершенствованию системы обучения по ОТ необходимо отметить, что в крупных компаниях, как правило, имеются отделы или управления по обучению и развитиюработников.В ряде случаевв штате компании имеется специалист, в должностные обязанности которого входит проведение тренингов по заказу руководителей структурных подразделений. Под тренингом понимается отработка навыков и умений на практике. Здесь создаются условия, которые максимально приближены к реальной работе, происходит передача знаний от преподавателя-тренера сотрудникам и немедленное их применение.Дистанционное обучение может быть организовано на корпоративном портале организации. Сотрудники могут скачивать с сайта необходимые учебные материалы и самостоятельно с ними знакомиться. 4 Экономическая часть4.1 Создание Учебного центра на базе организацииСогласно действующим нормативным документам организация в своей структуре может иметь структурное подразделение, которое обеспечивало бы осуществление подготовки по ОТ с учетом уровня, вида и направленности реализуемых программ обучения, его формы и режима пребывания обучающихся.Для того чтобы эффективно реагировать на изменение требований охраны трудаданное подразделение должно обладать преимуществ: оптимальная управляемость, быстрая трансляция поставленных перед ним задач, а также давало бы возможность проявлять инициативу и самостоятельность в принятии решений.Учебный центр будет являться структурным подразделениеморганизации, который будет обеспечивать практическую подготовку и обучение по ОТ на ее базе организаций, используя имеющееся технологическое оборудование и опыт работников компании.Центр будет находиться в непосредственном подчинении директора АО «Моргеология». В своей деятельности он руководствуется нормативными правовымиактами Российской Федерации, Уставом организациии Положением об учебном центре. Учебный центр создается приказом директора АО «Моргеология».Руководство организации обеспечивает все условия для организации иобеспечения деятельности вновь созданного центра.Руководство деятельностью центра осуществляетсядиректором, которыйподчиняется непосредственно генеральному директору организации, в структуру он будет входить. Его назначение и освобождение от должности директора центраосуществляется по приказу директора организации.Штат учебного центра комплектуется директором центра, исходя из количества завяленных программ обучения. Приформировании штата будут учитываться требования к образованию, квалификации истажу работы в области охраны труда.В перечень основных задач учебного центра будетвходить:- организация подготовки обучения по ОТ всех работников организации, начиная с работников рабочих специальностей и заканчивая руководителями и специалистами;- организация и проведение проверки знаний по охране труда;- организация подготовки обучения по специальным курсам подготовки (в зависимости от вида выполняемых работ);- привлечение к учебному процессу высококвалифицированных преподавателей как обучающих организаций, так и работников самой организации;- проведение на базе учебного центра организации всех видов обучения по охране труда;- организация и проведение на базе учебного центра организации всех видов стажировок, тренировок и учений;- учебно-методическое обеспечение обучения (разработка программ обучения, квалификационных тестов и методической материалов);- оснащение и развитие учебно-материальной базы центра (оборудование учебных помещений иаудиторий, оснащение оборудованием, тренажерами инвентарем, наглядными пособиями;- консультационная деятельность, оказываемая руководителям организации и структурных подразделений;- проведение мониторинга качества организации и обеспечения учебного процесса;- проведение мониторинга качества обучения;- внедрение в процесс обучения автоматизированных средств обучения иразличных типов автоматизированных тренажерных комплексов;- внедрение современных форм, методов, технологий и техническихсредств обучения;- совершенствование теоретических знаний в области охраны труда ипедагогического мастерства преподавателей;- разработка перспективных и текущих планов реализации задач,которые возложены научебный центр;- обеспечение взаимодействия с отечественными и зарубежными учебными центрами, осуществляющих обучение по ОТ и проверку знаний по ОТ;- совершенствование и разработка методик преподавания;- комплектование групп для обучения по ОТ;- обновление информационной и методической базы центра с целью обеспечения материалами по актуальным вопросам трудового законодательства в сфере охраны труда;- контроль над качеством проводимых занятий, соблюдением сроков обучения, выполнением учебных планов и программ;- обеспечение правильного расходования средств на содержание, развитие исовершенствование учебно-материальной базы центра, обучение и другие нужды согласно утвержденных смет и финансовых планов организации;- оценка эффективности обучения.Рассмотрим, что какие действия необходимо выполнить для создания учебного центра на базе организации, осуществляющей геологоразведочные работы.Создание учебного центра в организации требует внесения изменений в уставные документы. На первом этапе должна быть определена структура учебного центра, его цель и задачи. Необходимо определить штат сотрудников центра. Руководитель учебного центра назначается приказом руководителя организации.В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 205н учебный центр должен быть аккредитован.Так как учебный центр будет являться образовательным учреждением, то у него должна быть лицензия на право заниматься образовательной деятельностью, преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда и необходимая материально-техническая база. Также должна быть лицензия на проведение подготовки персонала по профессиям, которые подконтрольны органам Госгортехнадзора РФ.Для реализации программ обучения в сфере охранытруда, оказания первой помощи, противопожарной и электробезопасности учебныйцентр может использовать материальную базуорганизации.С учётом специфики структурных подразделений организации могут применятьсявыездные формы обучения по ОТ.Обучение в центре будет проводиться в очной форме как в учебных группах, так и по индивидуальному плану. По окончании обучения проводится итоговая проверка знаний. Приположительном результате проверки знаний центромбудет выдаваться удостоверение по установленной форме.Предусматривается ведение и хранение отчетной и распорядительной документации:- журнал регистрации работников организации, прошедших обучение по ОТ в учебном центре;- журнал посещаемости и содержания занятий;- журнал выдачи удостоверений о прохождении обучения по ОТ;- распоряжения директора центра.Организация процесса обучения регламентируется программамиобучения. Все программы утверждаются директором центра и разрабатываются в соответствии с типовыми программами. Они должны постоянно обновляться исходя из изменений положений и требований охраны труда.Учебный центр будет осуществлять следующие виды обучения: лекции, практические занятия, стажировки, семинары, занятия на тренажерах и ряд других видов. Режим работы центра установлен Положением о центре.Учебный центр несет полную ответственность в установленном законодательством РФ порядке за:- невыполнение функций, которые отнесены к его компетенции;- реализацию не в полном объеме программ обучения, качество обучения,соответствие обучения установленным требованиям;- жизнь и здоровье обучающихся и работников Учебного центра в процессе обучения.4.2 Экономические выгоды для организацииДинамичный характер современной жизни и соответственной трудовой деятельности постоянно предъявляет все более высокие требования к уровню знаний работников, в том числе и в сфере охраны труда.Рассмотрим экономические выгоды для организации, которые она получает при организации собственного учебного центра по обучению по вопросам охраны труда.По мнению экспертов, в настоящий момент обучение по охране труда качество не соответствует установленным требованиям. В большинстве обучающих центров для обучения по охране труда используются типовые формы обучения и групповые занятия. Для обучения используются учебные программы, разработка которых осуществляется с учетом конкретной деятельности организации, ее задач и назревших проблем. В учебном центре организации может быть реализован индивидуальный подход к обучению.Имеется возможность выбора места проведения обучения. При этомэкономится время за счет того, что работники не тратят время на дорогу в обучающий центр другой организации.При большой загруженности сотрудников организацииобучение проходит в специально оборудованных учебных кабинетах учебного центра организации. Причем для проведения обучения можно назначать время, удобное для всех.Обучение в центре организации будет проводиться квалифицированными преподавателями, которые компетентны в конкретной тематике и конкретной сфере деятельности организации. К обучению в учебном центре могут привлекаться сотрудники организации, которые имеют большой практический опыт.Зная проблемы в области ОТ организации, преподаватель может модифицировать программы обучения с учетом имеющейся информации. Тем самым при обучении будет достигнута эффективность занятий.Учебный центр также имеет возможность привлекать к обучению высококвалифицированных преподавателей со стороны. При обучении в учебном центре организации есть возможность использовать отечественные и мировые тенденции в вопросах обучения ОТ и соответственно новые инновационные технологии, что означаетактуальность информации, доносимой до обучаемых.У работников организацииесть возможность получить максимальное количество практических знаний, умений и навыков. Каждая программа обучения предполагает тесную связь теории с практикой, причем на основе принципов работы самой организации.Следующее преимущество создания собственного учебного центра заключается в следующем. Для обученияесть уже готовая производственная база, это означает, что работники организации имеют возможность получать не только теоретическую подготовку, но и практическую, а также стажировку в структурных подразделениях организации. Практические вопросы решаются более оперативно, в результатеесть возможность создавать целевые курсы для обучения сотрудников работе по новым технологиям или на новом технологическом оборудовании.Учебный центр организации может оказывать услуги по обучению другим организациям аналогичного профиля. Также он может осуществлять разработку локальных нормативных актов и инструкций по ОТ для других организаций и проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах как для своей организации, так и для других организаций.4.3 Сравнительная характеристика затрат учебного центра и затрат на обучение сторонних организацийПроведем сравнительную характеристику затрат собственного учебного центра организации и затрат на обучение в сторонних обучающих организациях.Затраты на обучение в собственном центре складываются из единовременных и постоянных затрат. К единовременным затратам относятся следующие виды затрат: - на организацию учебного центра;- на получение лицензии на право обучения и аккредитацию;- на создание материально-технической и учебно-методической базы;- рекламу.Для получения лицензии необходимо подготовить достаточно большой комплект документов, и кроме того требуется наличие конкретной литературы и материальной базы, в том числе учебные помещения и оргтехника.Следует отметить, что обучение работников относится на себестоимость продукции, что означает определенные затраты для организации. Данные затраты окупаются не сразу.Проходит какое-то время, чтобы сотрудники могли применить полученные знания по ОТ в своей трудовой деятельности. Но в конечном результате затраты на обучение сотрудников окупятся за счет повышения производительности труда, уменьшения числа аварий и несчастных случаев, сокращения дней нетрудоспособности и уменьшения затрат на выплату больничных дней.Кроме перечисленных затрат необходимо отметить затраты центра на зарплату сотрудников центра и на содержание помещений центра.Далее следует отметить, что в случае обучения работников в собственном центре исключаются затраты по договорам, заключенным со сторонними обучающими организациями, а также затраты на командировочные расходы.В состав командировочных расходов входит:- выплата заработной платы за все время командировки; - оплата проезда к месту обучения и обратно (проезд на всех видах транспорта, за исключением такси, комиссию за бронирование билетов, страховую премию за страхование пассажиров); - оплата расходов работника на жилье (стоимость гостиничного номера или аренды квартиры); - оплата суточных из расчета за каждый командировочный день и время в пути;- компенсация дополнительных расходов, которые командированный сотрудник произвел по согласованию с руководством.Приведем затраты на создание учебного центра. Единовременные затраты на первом этапе деятельности учебного центра составят:1.Организация учебного центра. Организацией учебного центра будут заниматься сотрудники отдела кадров и службы охраны труда. Данную работу они будут выполнять в рамках своей трудовой деятельности, поэтому затраты на данную статью расходов примем равным нулю.2.Получение лицензии на право обучения и аккредитацию. Для получения лицензии и аккредитации необходимо подготовить документы. Документы на получение лицензии и аккредитации готовит юридический отдел организации. По данной статье расходы будут включать в себя затраты на уплату госпошлины. По данным Федеральной службы по надзору в области образования и науки госпошлина составит 15000 рублей.3.На создание материально-технической и учебно-методической базы. Наполняемость групп по каждому направлению обучения будет составлять не более 10 человек. Предположительно учебный центр в начальный период своей деятельности будет осуществлять обучение по только по охране труда. При обучении будет использоваться литература и учебно-методическая база, имеющаяся в службе охраны труда. Для обучения потребуется оборудование помещения для проведения занятий. В него входит:- мебель –65 тыс. руб. (11 столов, 11 стульев, 2 шкафа);- компьютеры – 440,000 тыс. руб. (11 шт.);- оргтехника – 7,50 тыс. руб. (МФУ);- доска –5,000 тыс. руб.;- видеопроектор с экраном –20,000 тыс. руб.Итого затраты по этойстатье составят 537,000 руб. Отметим, что эти затраты будут отнесены к самой организации. В связи с этим рассчитаем постоянные затраты, которые включают в себя затраты на зарплату директора центра, его сотрудников и преподавателей. Примем, что на первоначальном этапе штат центра будет включать в себя директора центра, помощника директора, администратора центра и четырех преподавателей. Их зарплата в месяц составит:- директор центра – 55,0 тыс. руб.;- помощник центра – 12,0 тыс. руб.;- администратор центра – 22,0 тыс. руб.,- преподаватели – 75,0 тыс. руб.Итого по этой статье расходов –164,0 тыс. руб.Время обучения по ОТ составляет 2 дня по 8 часов. Стоимость обученияодной группы будет равняться 10,933 тыс. руб., а одного обучаемого – 1093 руб.Средняя стоимость обучения в сторонних организациях составляет от 2500 до 4000 руб.Таким образом, следует отметить, что затраты на обучение в собственном учебном центре будут значительно меньше, чем расходы на обучение сотрудника в сторонней обучающей организации.ЗаключениеВ работе было выполнено исследование совершенствования подготовки работников по охране труда в организации, выполняющей геологоразведочные работы.У каждого работника в соответствии с Конституцией РФ есть право на труд в безопасных условиях труда, которые достигаются комплексом средств, включая его обучение по охране труда и проверку знаний охраны труда.В России выделены сферы экономической деятельности с традиционно высоким уровнем производственного травматизма и высокой долей работников во вредных и (или) опасных условиях труда: строительство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт. Морские геологоразведочные работы в соответствии с действующим законодательством относятся к работам с повышенной опасностью.Статистические данные говорят о том, что существенную долю всех опасных происшествий, несчастных случаев, аварий, профессиональных заболеваний можно было бы предотвратить, если бы работники были своевременно и надлежащим образом обучены и обладали профессиональной компетентностью, соответствующей сложности и опасности выполняемой ими работы.Система обучения работников организаций по охране труда направлена на изучение норм и требований охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.Обучение является сегодня ведущим фактором обеспечения должного уровня охраны труда, поскольку основным ресурсом развития современного общества являются люди, способные к поиску и освоению новых знаний и принятию решений в нестандартных ситуациях. По данным Роструда, среди причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации, более 70 % составляют причины организационного характера, в числе которых недостатки в обучении работников безопасности труда и нарушения трудовой дисциплины - 28,9 %.Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежными, т.к. у них всегда есть причины. Развитие эффективной системы их профилактики позволяет устранить и предотвратить производственные аварии и наносимый в результате их ущерб, а также профессиональные заболевания.Система подготовки работников по ОТ считается важнейшим инструментов профилактики возникновения риска на рабочем месте. Исходя из положений ТК РФ, Постановления Минтруда России, Минобразования России и ГОСТ12.0.004-2015 в обязанности работодателя входит организация непрерывного процесса обучения работников требованиям охраны труда.Условия труда в организациях, занимающихся геологоразведочными работами, имеет исключительно большое значение в силу специфики геологоразведочных работ, которые большей частью ведутся в отдаленных, труднодоступных, малообжитых районах, оторванных от крупных населенных пунктов, промышленных центров, в сложных природно-климатических условиях. Особые требования к работникам геологических организаций предъявляются в полевых условиях. Персонал партии, задействованный на морских геологоразведочных работах, размещается на научно-исследовательских и арендованных судах. Выполнение любого вида работ на них не начинается до тех пор, пока не проведена оценка рисков и инструктаж по видам работ, а весь персонал, который назначен для выполнения работ, должным образом обучен и компетентен для выполнения данных работ.К опасным работам при проведении морских геологоразведочных работ относятся работа на высоте и за бортом, сварочные и огневые работы, работы в замкнутых помещениях, работы с электрооборудованием и бункеровка. К общим происшествиям (обычным для любого типа судов) относятся столкновения судов, пожар и/или взрыв на борту, затопление судна и посадка судна на мель. При выполнении геологоразведочных работ необходимо учитывать риски, которым могут подвергаться работники, и их управляемость, Исследование рисков показало, что среди всех факторов напряженность работ, усталость и стресс имеют высокую степень риска и низкую управляемость. Человеческий фактор, компетентность и мотивация обладают высокой степенью риска, но при этом у них высокая управляемость. В конечном итоге знание риска и управляемости позволит определить, на какие моменты необходимо обращать большее внимание при обучении по ОТ.Анализ нормативной базы по обучению по ОТ оказал, что к основным документам, которые регламентируют вопросы обучения по ОТ и ТБ, повышения квалификации и аттестации работающих относятся: ТК РФ, Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29, а также ГОСТ 12.0.004-15. Согласно этим документам, Обучению по ОТ и проверке знаний требований ОТ согласно ст. 225 ТК РФ подлежат все работающие, включая руководителей организаций. Работодатели обязаны организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех принятых на работу.К типовым методам обучения по ОТ при проведении морских геологоразведочных работ относится проведение инструктажей, чтение лекций, стажировки, тренировки и учения, проведение собраний и совещаний.Недостатком действующей системы обучения по ОТ и проверке знаний и охраны труда является недостаточная ее эффективность и соответственно качество обучения. Наставники или ответственные по ТБ проводят обучение и стажировку на рабочем месте для галочки, у нового сотрудника сформировывается «ложный» образ безопасной работы. В дальнейшем такой опыт он передает уже следующему поколению стажеров. По истечению времени это формирует систему некорректного обучения, что в свою очередь ведет к систематизации нарушений и отсутствия навыков безопасной работы. При этом в законодательстве прописан минимальный уровень обучения по охране труда, который не может полностью решить проблему производственного травматизма.Повышение эффективности СУОТ на предприятиях, занятых геологоразведочными работами, может быть достигнуто путем повышения эффективности обучения введением новых методов. При этом травматизм и аварийность можно снизить в 3-4 раза только за счет повышения компетентности персонала в сфере ОТ и ТБ. На всех этапах очень важно использовать современные технологии повышения эффективности обучения в области охраны труда, среди которых в том числе видеолекции, вебинары, видеоинструкции, видеоконференции, видеоинструкции и тренажеры.Следует отметить, что повышение эффективности и качества обучения по ОТ и проверке знаний охраны труда можно достигнуть созданием учебного центра в самой организации, который будет являться ее структурным подразделением. При этом затраты на обучение в собственном учебном центре будут значительно меньше, чем расходы на обучение сотрудника в сторонней обучающей организации, а качество обучения выше.Список использованных источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007) // РГ от 25.12.1993, № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 42Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»ГОСТ 12.0.004-15 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»ПБ 08-37-2005. Правила безопасности при геологоразведочных работахЛитератураЕремеев А.Г., Артеменко К.С., Александрова А.В. Применения новых подходов в обучении работников по охране труда в геологоразведочной организации // Материалы доклада на научной конференции, 2017. – 11 с.Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие для вузов/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. - 3-е изд., испр. - М: Высшая школа, 2004 - 319 с.Глущанков В.Г. Развивающее обучение по охране труда – для всех, всегда и везде! // Охрана труда и социальная защита», 2013, № 12. – С. 56-66. Ефремова О.С. Охрана труда от «А» до «Я» / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2016. - 504 c.Ефремова О.С. Охрана труда. Справочник специалиста / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 608 c.Колтунов И.И., Николаенко А.В., Фатеев И.В. Методологическое обоснование дистанционного обучения на основе современных информационных технологий // Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ», 2016. – С. 26-48.Лебедева Е.А. Практика создания учебных центров на базе организаций // Заочные региональные научно- технических чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций «Среднее профессиональное образование в Костромской области: ресурсы, партнерство, качество», 2015. – С. 2-22.Михайлов Ю.М. Промышленная безопасность и охрана труда. Справочник руководителя (специалиста) опасного производств-ого объекта / Ю.М. Михайлов. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 232 c.Обзор нефтесервисного рынка России -2018. – М.; Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ, 2018. – 24 с.Радченко, С. А. Охрана труда: учебное пособие / С. А. Радченко, М. С. Петрова, А. Н. Сергеев, С. С. Радченко, И. В. Лазарев, И. В. Долгополов, П. Н. Медведев. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – 328 с.Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие - Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. - 512 с.Третьяков В.П. Порождающие игры. Практическое руководство по применению. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2016. – 240 с.Хомченко Ю.В. Основы безопасности труда: курс лекций: учебное пособие / Ю.В. Хомченко. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 130 с.Интернет-ресурсыhttps://www.rostrud.ru/https://git23.rostrud.ru/http://www.gks.ru/Приложения

1. Конституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007) // РГ от 25.12.1993, № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 42
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»
5. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
6. ГОСТ 12.0.004-15 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
7. ПБ 08-37-2005. Правила безопасности при геологоразведочных работах

Литература

8. Еремеев А.Г., Артеменко К.С., Александрова А.В. Применения новых подходов в обучении работников по охране труда в геологоразведочной организации // Материалы доклада на научной конференции, 2017. – 11 с.
9. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие для вузов/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. - 3-е изд., испр. - М: Высшая школа, 2004 - 319 с.
10. Глущанков В.Г. Развивающее обучение по охране труда – для всех, всегда и везде! // Охрана труда и социальная защита», 2013, № 12. – С. 56-66.
11. Ефремова О.С. Охрана труда от «А» до «Я» / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2016. - 504 c.
12. Ефремова О.С. Охрана труда. Справочник специалиста / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 608 c.
13. Колтунов И.И., Николаенко А.В., Фатеев И.В. Методологическое обоснование дистанционного обучения на основе современных информационных технологий // Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ», 2016. – С. 26-48.
14. Лебедева Е.А. Практика создания учебных центров на базе организаций // Заочные региональные научно- технических чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций «Среднее профессиональное образование в Костромской области: ресурсы, партнерство, качество», 2015. – С. 2-22.
15. Михайлов Ю.М. Промышленная безопасность и охрана труда. Справочник руководителя (специалиста) опасного производств-ого объекта / Ю.М. Михайлов. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 232 c.
16. Обзор нефтесервисного рынка России -2018. – М.; Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ, 2018. – 24 с.
17. Радченко, С. А. Охрана труда: учебное пособие / С. А. Радченко, М. С. Петрова, А. Н. Сергеев, С. С. Радченко, И. В. Лазарев, И. В. Долгополов, П. Н. Медведев. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – 328 с.
18. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие - Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. - 512 с.
19. Третьяков В.П. Порождающие игры. Практическое руководство по применению. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2016. – 240 с.
20. Хомченко Ю.В. Основы безопасности труда: курс лекций: учебное пособие / Ю.В. Хомченко. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 130 с.

Интернет-ресурсы

21. https://www.rostrud.ru/
22. https://git23.rostrud.ru/

Вопрос-ответ:

Какие нормативные документы регулируют подготовку работников по охране труда в организации, выполняющей геологоразведочные работы?

Подготовка работников по охране труда в организации, выполняющей геологоразведочные работы, регулируется следующими нормативными документами: Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. № 681 "Об утверждении Правил охраны труда при геологоразведочных работах" и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 322 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда".

Какой уровень безопасности труда в морских геологоразведочных работах в России?

Уровень безопасности труда в морских геологоразведочных работах в России неоднороден. В некоторых организациях соблюдаются все требования по охране труда, что позволяет достичь высокого уровня безопасности. Однако в других случаях наблюдаются нарушения правил и отсутствие контроля, что ведет к повышенному риску производственного травматизма.

Какие условия труда существуют в геологоразведке?

Условия труда в геологоразведке могут быть достаточно тяжелыми и опасными. Работники часто сталкиваются с плохими погодными условиями, труднодоступными местами работы, большими физическими нагрузками, а также с воздействием различных вредных и опасных факторов, таких как шум, вибрация, химические вещества и прочее.

Какой уровень производственного травматизма в геологоразведке в России?

Уровень производственного травматизма в геологоразведке в России в целом выше среднего уровня по стране. Возможные причины этого - недостаточное соблюдение правил охраны труда, недостаточная подготовка работников, а также особенности процесса геологоразведочных работ, который сопряжен с определенными рисками и опасностями.

Какие нормативные ссылки регламентируют подготовку работников по охране труда в организации выполняющей геологоразведочные работы?

Нормативные ссылки, регламентирующие подготовку работников по охране труда в организации выполняющей геологоразведочные работы, включают в себя Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Правила безопасности при геологоразведочных исследованиях и в разработках на Континентальном шельфе Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 марта 2016 года № 117.

Каковы основные причины производственного травматизма в геологоразведке в России и Краснодарском крае?

Основными причинами производственного травматизма в геологоразведке в России и Краснодарском крае являются несоблюдение правил и требований по охране труда, недостаточное обучение и подготовка работников, неправильная организация и оснащение рабочих мест, неблагоприятные природные условия, а также возможные технические сбои оборудования.

Каким образом проводится анализ условий труда в геологоразведке?

Анализ условий труда в геологоразведке проводится путем изучения рабочих мест, оборудования, технологических процессов, а также сбора и анализа данных о производственном травматизме. Для этого используются специальные методы и инструменты, такие как наблюдение, опросы работников, анализ случаев производственных травм и т.д.

Какие виды происшествий наиболее распространены в геологоразведке?

В геологоразведке наиболее распространены следующие виды происшествий: падение с высоты, несчастные случаи при эксплуатации транспортных средств, взрывы, провалы и обвалы, поражение электрическим током, отравления, травмы при работе с ручным и механизированным инструментом.

Как можно совершенствовать подготовку работников по охране труда в организации, занимающейся геологоразведочными работами?

Для совершенствования подготовки работников по охране труда в организации, занимающейся геологоразведочными работами, можно проводить регулярные тренинги и семинары, включающие в себя теоретические и практические занятия по безопасности труда. Также необходимо разрабатывать и усовершенствовать внутренние положения и инструкции по охране труда, проводить проверки и контроль соблюдения данных нормативных документов. Важно также внедрение современных технологий и методик предупреждения происшествий на рабочем месте.

Как характеризуется производственный травматизм в геологоразведочных работах в России?

Производственный травматизм в геологоразведочных работах в России характеризуется высоким уровнем происшествий и несчастных случаев на рабочем месте. Возможные причины такого травматизма могут быть связаны с недостаточной подготовкой и обучением работников по охране труда, а также несоблюдением требований безопасности при работе на объектах геологоразведки. Это может привести к серьезным последствиям для работников и организаций.

Какие причины производственного травматизма и виды происшествий в геологоразведке существуют в России и Краснодарском крае?

В геологоразведочной отрасли в России и Краснодарском крае существует ряд причин производственного травматизма и видов происшествий. Это может быть связано с недостаточной подготовкой и обучением работников, нарушением требований безопасности при работе с опасными веществами и оборудованием, а также с несоблюдением правил охраны труда и мероприятий по профилактике травматизма. К таким видам происшествий можно отнести падение с высоты, поражение электрическим током, обвалы и падение предметов.