Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков общения у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 69 + 69 источников
- Добавлена 10.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1.Теоретические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2.Сущностно-содержательная характеристика сюжетно-роевой игры детей младшего дошкольного возраста 10
1.3.Анализ отечественных методик использования сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения детей младшего дошкольного возраста 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста 41
2.2 Организация работы по формированию навыков общения детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 52
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Цель - создание условий для овладения детьми игровыми действиями.2 этап - самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры).Цель: создание условий для сформированности сюжетостроения.Для организации сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста нами было разработано календарно-тематическое планирование проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе.Опишем содержание деятельности воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры младших дошкольников на каждом этапе работы с детьми.1 этап - совместная с детьми и воспитателями организация сюжетно-ролевых игр по традиционным сюжетам на основе знакомства детей сразными профессиями.Цель - создание условий для овладения детьми игровыми действиями.Задачи: развитие умений составлять замысел сюжетно-ролевых игр, на подготовительном этапе игры договариваться о целях игры, распределять роли, подбирать игровой материал.Этот этап включает 5 сюжетно-ролевых игр, каждая из которых имеет определенную цель. Конспекты этих игр представлены в Приложении 2На данном этапе педагог активно создает у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Она подключает детей в общую игру или же предлагает им сюжет в облике маленького рассказа. Чтобы взрастить у детей устройство перевоплощения в сюжетно-ролевой игре применялись беседы, чтение художественной литературы и наглядный материал. Например, перед игрой «Семья» проводились беседы и т.д. Чтение художественной литературы помогло повысить представления детей о профессиях, ролевых действиях [12, С. 194].Перед педагогами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у младших дошкольников самую большую заинтересованность. Самая любимая детская игра - это игра в семью. Воспитатель разъясняет детям, что в «семью» можно играть по- разному. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную» [11, С. 118]. В самом начале распределялись роли между детьми и проговаривали действия ролей. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, балуется. Дети играли в такие игры, как «День рождения куклы Маши», «Принимаем гостей», «Готовимся к празднику» [11, С. 123].На первом этапе для организации сюжетно-ролевой игры детей младшего возраста использовали разные способы, рекомендованные в работах А.В. Калиниченко [21, С. 67], Н.Ф. Губановой [12, С. 94].Способ: включение воспитателя в какую-нибудь роль. Например, воспитатель - фотограф, который пришел в детский сад, который любуется нарядными, красивыми детьми, делает фотографии, организует фотовыставку.Способ: подключение к самостоятельной игре взрослого, чтобы помочь детям соотнести название роли с ее внешним знаком (например, белый халат носят доктор, медсестра) и игровыми действиями по роли, например, воспитатель, спрашивает ребенка: Ты кто? Я так и подумала. Или: ну, конечно же, ты врач.Способ: помощь. Игра в «Медицинский центр»: Айболит уехал и не успел вылечить всех зверей. Дети выбирают себе ролевые действия. Воспитатель предлагает: «Если не вылечите, то подходите ко мне за помощью».Способ: внесение атрибутов в игру ребенка. Дается название атрибута, рассказывается, как с ним действовать, конкретному ребенку. Нужно спросить у детей: «Вы доктор? Ко мне поступило два новых инструмента - градусник и весы, вам нужно для работы?»Способ: специально организованное наблюдение за трудом взрослых. Воспитатель договаривается с тем (например, с поваром детского сада), чью деятельность будут наблюдать, как будет выглядеть. Образ должен быть яркий. Обговаривать конкретные трудовые действия и как их можно воспроизвести в игре, яркий показ технологии действий. Ребенок начинает изучать способы действия, подражая взрослому.Примерный процесс наблюдения за трудом повара в детском саду.Подготовка к наблюдению.Воспитатель объясняет цель прихода, знакомит с поваром и просит рассказать, чем он занят. Показ 2-3 действий.Угощение детей.Повар дарит детям несколько атрибутов (фартук, колпак) для игры. Обещает прийти посмотреть, чем дети занимаются в группе. По возращении в группу, создается игровая ситуация с ролью повара.2 этап - самостоятельная игровая деятельность детей.Цель: создание условий для сформированности сюжетостроения.Задачи:Способствовать умению придумывать и развивать сюжет игры.Расширение масштаба ролей, которые может принять на себя ребенок.Этот блок включает три сюжетно-ролевых игры, каждая имеет определенную цель. Конспекты этих игр представлены в Приложении 6.Методика организации сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста на примере игры «Мы едем в цирк»:Воспитатель приглашает 3-4 детей: «Ко мне прибежали собачки и просят меня научить их выступать в цирке» (рядом стоит короб, палочки, скамья).Показ внешнего атрибута: палочка, воротничок. «Кто хочет стать дрессировщиком?».Поставить свою личную игровую цель. Спросить у малыша, что будет делать его собачка.Воспитатель помогает детям реализовать цель.Возвращает детей к известному действию.Побуждает детей выступить в цирке, например, воспитатель объявляет: «Сейчас в группе будет цирк». На полу чертит круг, ставит стулья для зрителей. Воспитатель представляет всех дрессировщиков и зверей. У них есть палочка для дрессировки, тумбы для посадки зверей, клетки, наряды, мячи и т.д., например, воспитатель говорит: «Выступает Марина! Что будет делать твоя собачка?». Марина рассказывает и показывает свое выступление с дрессированной собачкой.В организации сюжетно-ролевой игры детей младшего возраста воспитатели использовали следующие приемы руководства [29, С. 78].Беседы и наблюдения по обогащению впечатлений детей с целью мотивации и разнообразия игровых замыслов.Обучение развернутым игровым действиям с целью овладения игровой ролью.Побуждение к принятию разнообразных ролей с передачей действий, взаимоотношений.Побуждение детей договариваться между собой, как им играть.Приемы, используемые для организации сюжетно-ролевой игры детеймладшего дошкольного возраста и способствующие овладению игровой ролью, были разнообразными.Совместное обсуждение воспитателем с детьми сюжета игр.Введение дополнительных, главных и второстепенных ролей.Использование очередности принятия ролей, пользующихся у детей особой популярностью.Чередование в играх выбора детей на главные и второстепенныероли.Изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения.Корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре [26, С. 94].На всех этапах работы с детьми использовались обсуждение и анализсюжетно-ролевых игр. Их воспитатели проводили коллективно: задавали детям вопросы, которые стимулировали их дать оценку своим (и других детей) умениям придумывать сюжет и замысел игры, распределять роли в игре, выполнять игровые действия, общаться между собой во время игры, использовать игрушки, предметы-заместители, играть без конфликтов, без ссор. В индивидуальных беседах каждому ребенку воспитатели предлагали дать оценку его собственного участия в сюжетно-ролевой игре, задавали вопросы: «Что ты сделал(а), чтобы начать игру?», «Какую роль ты выбрал(а), почему?», «А какую роль ты бы хотел(а) исполнить, почему?», «Хватило ли всем игрушек?», «Какие игрушки ты бы хотел(а) еще использовать для игры?», «Почему эта игра была интересной для тебя?», «Что ты можешь предложить, чтобы сделать игру еще интереснее?» и т.п. Такая рефлексия игры, оценки других детей и самооценка способствовали формированию у каждого ребенка адекватной самооценки.Для решения второй проблемы совместными усилиями педагогов и родителей была обогащена и усовершенствована игровая развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы. Она строилась в соответствии с принципами универсальности, системности, целесообразности размещения, доступности и эстетичности.В состав предметно-пространственной игровой среды входят.Крупное организующее игровое поле.Игровое оборудование.Игрушки.Игровая атрибутика разного рода.Игровые материалы.Все эти игровые средства находятся в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.После проведенной работы можно утверждать, что созданная в группе развивающая среда является эффективной для организации сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.Дает возможность ребенку приобрести элементарные игровые умения.Развивает театрально-игровое поведение, эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу.Даёт возможность осуществлять общение для конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности.Для решения третьей проблемы воспитателями второй младшей группы было организовано взаимодействие с родителями. В работе с родителями использовались различные формы: групповые и индивидуальные консультации, информация для стенда по теме «Сюжетно-ролевые игры дошкольников».Было проведено родительское собрание на тему «Сюжетно-ролевая игра детей 3-4 лет. Как ее организовать?», организованы посещения родителями открытых видов игровой деятельности детей, помощь родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы, в проведении Недели игр, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей.Родители активно привлекались к изготовлению атрибутов,оборудования, пошиву костюмов, собиранию предметов-заменителей для сюжетно-ролевой игры.Таким образом, нами были созданы педагогические условия, которые способствовали организации сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.В целом по нашим наблюдениям в результате работы с детьми их сюжетно-ролевые игры приобрели творческий и согласованный характер. Появился интерес детей к сюжетно-ролевой игре, их уже не надо было специально мотивировать на игру, была отмечена общая активность детей, стремление к самостоятельности в игровой деятельности.Воспитателями были использованы интересующие детей сюжеты для ролевых игр, обогащенные новыми ранее не использованными сюжетами, персонажами из реальной жизни и по сказкам. Это очень понравилось детям. По отзывам педагогов дети научились организовать игру, распределять роли, учитывая интересы, друг друга, чередовать исполнение главных и второстепенных ролей в игре. Большинство детей стали по собственной инициативе предлагать новые роли и новые идеи в развитии сюжета, научились быть участниками нескольких событий, включенных в сюжет, совместно строить и развивать сюжет игры. Игры детей и их ролевое взаимодействие стали более продолжительными по времени. Дети научились организованно заканчивать игру, им уже не нужно было несколько раз напоминать об этом. После проведения сюжетно-ролевой игры дети сами прибирались в игровой комнате, убирали игрушки и оборудование в места, которые для них специально отведены.При организации игр в группе создавалась атмосфера непринужденности, что открывало возможность для налаживания дружеских равноправных отношений в детском коллективе. Дети стали более доброжелательными, как в общении друг с другом, так и с воспитателями, они стали оказывать друг другу действенную помощь, советоваться друг с другом.Необходимость договариваться между собой, решать, каким образом интереснее реализовать замысел сюжетно-ролевой игры, воспитывала у детей уважение к товарищам, помогала использовать все свои умения для сформированности сюжета игры.Рефлексия игры, в ходе которой дети давали оценку своим действиям и действиям партнеров по игре, формировала самооценку воспитанников.Дети сами отметили положительные изменения в отношениях в детском коллективе («Мы стали дружными», «Нам интересно играть вместе, что-то придумывать»), они проявляли заинтересованность, желание участвовать в совместных играх. Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада была обогащена материалами, атрибутами и оборудованием для игр детей. Она стала эффективной для организации сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.Взаимодействие с родителями способствовало возрастанию их активности в работе с воспитателями детского сада по организации игр детей. Результаты бесед с родителями воспитанников показали, что у них повысился уровень заинтересованности и активности в совместной работе с воспитателями по формированию у детей игровых навыков. Родители стали проявлять гораздо больший интерес, чаще помогать воспитателям в изготовлении атрибутов для игр детей [43,С. 128].2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работыНа третьем этапе нами был проведен контрольный эксперимент по выявлению эффективности проведенной работы по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста.Для определения эффективности предложенных направлений коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возрастапосле завершения обучающего эксперимента был осуществлен контрольный эксперимент. В ходе обследования применялись методики, аналогичные используемым на этапе констатирующего эксперимента. Это дало возможность получить сравнительные данные, свидетельствующие о результатах коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»(Р.С.Немов)В ходе анализа мы выявили, что у испытуемых в ходе экспертной оценки родителями преобладает средний уровень сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста, чему свидетельствуют следующие результаты:Так очень низкий уровень выявлен у 2 испытуемого, а это 13%;Средний уровень выявлен у 9 испытуемых, а это 60 %Высокий уровень выявлен у 4 человек, что тоже составляет 27%.Примечательно, что на данном этапе эксперимента очень низкого уровня не выявлено. Результаты в табличном виде представлены в приложение 6.Наглядно это представлено на рисунке 6.Рис.6 Уровнисформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова (контрольный эксперимент)В ходе анализа опросника на этапе контрольного эксперимента мы так же выявили, что у детей такой критерий коммуникативных качеств личности ребенка, как доброта отмечен у 8% детей, внимательность к людям у 7%,правдивость, честность у 6%,вежливость, так же у 8%,шедрость у 6%, отзывчивость, готовность прийти на помощь, у 6% детей, справедливость- 6%,жизнерадостность у 6%,ответственность -7%.Примечательно, что такой критерий как общительность, имеет больший процент, а именно 8%.Наглядно это представлено на рис.7Рис.7 Критерии развития сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова (контрольный эксперимент)Далее нами была проведена диагностика сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с взрослыми по методике «Диагностика форм общения ребенка с взрослым по Е.О. Смироновой». Результаты в табличном виде предложены в приложение 6.В ходе анализа диагностики по методике диагностики форм общения ребенка с взрослым по Е.О. Смироновой, мы получили следующие результаты, а именно:Очень низкий уровень не выявлен ни у одного испытуемого; низкий уровень выявлен у 3 испытуемых, а это 20% детей; 67% детей имеют средний уровень, а это 10 человека. Высокий уровень выявлен у 2 испытуемых, что составляет 13%. Наглядно это представлено на рис.8Рис.8Уровни сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возрастас взрослым по методике Е.О. Смирновой (контрольный эксперимент)Далее анализируя данные по преобладания одной из трех форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), мы выявили, что в группе детей на контрольном этапе преобладает внеситуативно-познавательная форма общения- 66%, и внеситуативно-личностная форма общения – 73 %, процент ситуативно-деловой формы общения в среднем по группе составляет –53%.Далее нами была проведена диагностика сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста со сверстниками для этого нами были использована методика “Сделаем вместе” по Р.С. Немову. Результаты в табличном виде предложены в приложение 7.В ходе контрольного эксперимента мы получили следующие результаты: средний уровень общительности выявлен у 8 (53%) детей;высокий уровень был выявлен у 7 дошкольников(47%);низкий уровень сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста на данном этапе исследования отсутствовал. Рис. 8 Уровнисформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возрастапо методике «Сделай сам» (контрольный эксперимент)Для ᅟизучения ᅟуровня ᅟразвития ᅟигровой ᅟдеятельности ᅟдетей ᅟмладшего ᅟдошкольного ᅟвозраста ᅟпосле ᅟреализации ᅟпсихолого-педагогических ᅟусловий, ᅟнами ᅟповторно ᅟбыла ᅟпроведена ᅟдиагностика ᅟуровня ᅟсформированности ᅟигровых ᅟнавыков ᅟдетей ᅟчерез ᅟигровые ᅟметодики ᅟв ᅟгруппе ᅟдетей ᅟмладшего ᅟдошкольного ᅟвозраста.Полученные ᅟданные ᅟзанесены ᅟᅟпредставлены ᅟв ᅟвиде ᅟдиаграммы ᅟ(рисунок 9).Рисунок ᅟ9.ᅟУровень ᅟсформированности ᅟигровых ᅟнавыков ᅟу ᅟдетей ᅟмладшего ᅟдошкольного ᅟвозраста ᅟ(повторное ᅟисследование)Проанализировав ᅟполученные ᅟданные, ᅟмы ᅟможем ᅟотметить, ᅟчто ᅟувеличилось ᅟколичество ᅟдетей ᅟсо ᅟсредним ᅟи ᅟвысоким ᅟуровнем ᅟразвития ᅟигровых ᅟнавыков, ᅟи, ᅟодновременно ᅟснизилось ᅟколичество ᅟдетей ᅟс ᅟнизким ᅟуровнем ᅟразвития ᅟигровых ᅟнавыков.Повышение уровня сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста, проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Анализ полученных результатов показал, что у всех детей по окончании формирующего эксперимента отмечался высокий или средний уровни развития сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возрастапо всем методикам. Большинство детей этой группы овладели умением ориентироваться в типовых ситуациях общения, использовать необходимые вербальные и невербальные средства общения, об этом свидетельствовало сокращение числа неадекватных высказываний, расширение спектра эмоциональных проявлений, установление устойчивого визуального контакта, увеличение количества высказываний, характеризующихся сильной коммуникативной направленностью (высказываний объяснений и сообщений, вопросительных и оценочных высказываний. Для более детального рассмотрения эффективности проведенной экспериментальной работы по формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста, нами была прослежена динамика развития общения после формирующего эксперимента.Таблица 1.Сводная таблица результатов эксперимента диагностики сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. НемоваУровниКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментРезультаты экспериментов в сравненииКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейОчень высокий ------Высокий--427+ 4+27Средний747960+2+13Низкий747213-5-33Очень низкий16---1-6Всего151001510015100Наглядно динамика прослежена на рис.10Рис.10 Динамика сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возрастапо методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. НемоваТаблица 2.Сводная таблица результатов по критериям сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. НемоваКритерии Констатирующий экспериментКонтрольный экспериментРезультаты экспериментов в сравненииСреднее значение по группеСредний % по группеСреднее значение по группеСредний % по группеСреднее значение по группеСредний % по группе10,44%0.88%+ 0,4+420,33%0,77%+ 0,4+430,55%0.66%+ 0,1+140,55%0,88%+ 0,3+350,22%0,88%+ 0,6+660,55%0,66%+ 0,1+170,33%0,66%+ 0,3+380,55%0,66%+ 0,1+490,33%0,66%+ 0,3+3100,44%0,77%+0,3+3Где:1-доброта,2-внимательность к людям,3-правдивость, честность,4- Вежливость,5–общительность,6-щедрость,7-отзывчивость, готовность прийти на помощь,8-справедливость,9–жизнерадостность,10-ответственность.Наглядно это представлено на рис.11Рис.11 Динамика сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. НемоваТаблица 3.Сводная таблица результатов диагностики сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с взрослым по Е.О. СмироновойУровниКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментРезультаты экспериментов в сравненииКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейВысокий--213+2+13Средний2131067+8+54Низкий640320-3-20Очень низкий747---7- 47Всего151001510015100Наглядно это отраженно на рисунке 10.Ри.12 Динамика результатов сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возрастас взрослым по методике Е.О. СмироновойТаблица 4.Сводная таблица результатов преобладания одной из трех форм общения по диагностики форм общения ребенка с взрослым по Е.О. СмироновойФорма общенияКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментРезультаты экспериментов в сравненииСреднее значение по группе Средний % детейКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейСитуативно-деловая533853+3+20Внеситуативно-познавательная5331066+5+33Внеситуативно-личностная4271173+7+46Наглядно это отраженно на рис.12Рис.12 Динамика преобладания одной из трех форм общения по диагностики форм общения ребенка с взрослым по Е.О. СмироновойТаблица 5.Сводная таблица результатов уровнейсформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста по методике «Сделаем вместе»УровниКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментРезультаты экспериментов в сравненииКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейВысокий 214747+5+33Средний533853+3+20Низкий853---8-53Всего151001510015100Наглядно это представлено на рис 13.Рис.13Динамика уровней общительности по методике «Сделаем вместе»Полученные данные свидетельствуют, что у дошкольников с отмечается улучшение результатов по всем исследуемым показателям сформированности общительности, которые были выделены в констатирующем эксперименте. Таблица 6. Сводная таблица результатов сформированности ᅟигровых ᅟнавыков ᅟу ᅟдетей ᅟмладшего ᅟдошкольного ᅟвозраста ᅟ(повторное ᅟисследование)УровниКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментРезультаты экспериментов в сравненииКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейКолл-во детей% детейВысокий 425430--Средний425635+2+10Низкий750635-1-15Всего151001510015100Наглядно это представлено на рис 14.Рис.12 Динамика уровней общительности по методике «Сделаем вместе»Большинство этих детей после проведения обучающего эксперимента поднялись с низкого уровня и среднего уровня на высокий и средний уровни. Преобладающим при этом оказался средний уровень. Только несколько детей по двум методикам остались на низком уровне, однако у них наблюдалась положительная динамика в развитии общения: эти дети стали чаще вступать во взаимодействия с другими людьми, в их речи появились констатирующие высказывания, вопросы, просьбы о помощи. Вывод к главе 2.В формирование навыков общения у детей младшего дошкольного возраста, в основное значение имеет система занятий и упражнений, особое значение в этой работе отводиться психологическим условиям, а для этого необходимо умелое руководство со стороны педагогов. Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.Таким образом, почти все дети экспериментальной группы к концу обучающего эксперимента достигли достаточно высокого уровня сформированности навыков общения .Так у детей наблюдалась эмоциональная направленность «на другого»; пристальное слежение за его действиями; возникновение (хотя и эпизодическое) оценочного отношения к содержанию действий партнера; стремление действовать в одном игровом (смысловом) поле; способность к осуществлению совместно-разделенных действий, которые являются значимым признаком совместности. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе мы, как можно полнее старались осветить проблему использования сюжетно-ролевой игры как средство формирования навыков общения у детей дошкольного возраста, хотя в рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию данной темы. Все задачи исследования выполнены.Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к развитию общительности у детей 3 – 6 лет, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.Рассматривая изменения результатов у испытуемых, можно отметить достоверное улучшение общительности у детей.Таким образом, сопоставление результатов контрольного и констатирующего экспериментов подтвердило эффективность проведенной работы по развитию общительности у детей 3 - 6 лет.Организованная нами педагогическая деятельность была направлена на создание и реализацию условий для организации сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте с целью формирования навыков общения. Такие условия были созданы.Первое условие - планирование. Работа с детьми велась по специально разработанному плану. Она включала 2 этапа: 1этап - совместная с детьми и воспитателями организация сюжетно-ролевых игр по традиционным сюжетам на основе знакомства детей с разными профессиями; 2 этап - самостоятельная игровая деятельность детей.Второе условие - руководство сюжетно-ролевыми играми детей. Здесь использовался комплекс методов и приемов.Методы руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.Беседы и наблюдения по обогащению впечатлений детей с целью мотивации и разнообразия игровых замыслов.Обучение развернутым игровым действиям с целью овладения игровой ролью.Побуждение к принятию разнообразных ролей с передачей действий, взаимоотношений.Побуждение к самостоятельному проявлению умения формулировать игровую цель, принимать ее, договариваться с другими детьми.Приемы руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.Совместное обсуждение воспитателем с детьми сюжета игр.Введение дополнительных, главных и второстепенных ролей.Использование очередности принятия ролей, пользующихся у детей особой популярностью.Чередование в играх выбора детей на главные и второстепенныероли.Изучение игровых интересов детей и формирование через любимыероли положительных навыков игрового поведения.Корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.Третье условия - игровая развивающая предметно-пространственная среда группы была обогащена и усовершенствована за счет пополнения уголков игры, сказки, чтения костюмами, атрибутами, реквизитами для сюжетно-ролевых игр детей.Четвертое условие - было организовано взаимодействие с родителями воспитанников, что позволило успешно организовывать сюжетно-ролевые игры и формировать навыки игровой деятельности детей не только в детском саду, но и дома, в семьях детей.Мы пришли к выводу, что пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция “на равных” может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по развитию общительности, совместная с педагогом деятельность по развитию общительности, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения. Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.Представленная нами педагогическая работа может быть рекомендована педагогам младших групп и родителям младших дошкольников для использования в практике организации сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 384 с.Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 2014 - 144с.Аружанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Аружанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 272 с.Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 672с.Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : Просвещение, 2013 - 123 с.Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. [Текст] : 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2018. - 272 с.Волкова, А. И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 445 с.Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2015. - 228 с.Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2013. — №2. - С. 12-16.Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет - М., 2015.Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2017 г.-256с.Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д. Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С. 36-39.Горшкова, Е. Ю. Учите детей общаться [Текст] / Е. Ю. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С. 91-93.Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина. - М. : Академия, 2014. - 416 с.Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -126с.Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: метод. пособие/ Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Д.Б. Развитие в дошкольном М.: «Просвещение», 423 с.Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.,2013. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2012. Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2012. - 128с.Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание. -№ 4. -2015. - с.14-23Залысина, И. А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / И. А. Залысина // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 80-85.Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М: Просвещение, 2018. -96с.Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. - № 4. -2015. -с.124-125Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2017. - 452 с.Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие/ А.В. Калиниченко, Ю.В. Микеляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-пресс, 2014. -112с.Клименкова О.А. Игра азбука общения // Дошкольное - 2012. - 4. - с. 220-224.Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина. - Ярославль : Академия развития. 2017. - 237 с.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическое развитие дошкольника в свете идей Л.С. Выготского // Психологические проблемы воспитания и обучения. - 2017. - № 3 - С. 16-19.Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. -251с.Красовская В., Данилова Н. Формирование компетенций у дошкольного // Теория практика образования современном мире: V междунар. конф. (г. июль 2014 - СПб.: 2014. - С. 80-82.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры: Книга для учителя; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2015. - 110с.Левшина, Н. И., Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 94- ЮЗ.Лисина М.И. Формирование личности в общении. «Питер», 2018. 320 с.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. Хайминова // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 705-707.Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание. - № 4. - 2015. -с. 119-123Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [Текст] : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : ГНОМ и Д, 2017. - 96 с.Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учебное пособие А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов, 2-е изд., испр. и доп. / В. Мухина. - М. : Академия, 2010. - 456 с.Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я, 2013.- №6. - С. 16-22.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -304с.Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М. 2015. -288 с.Панфилова, М. Ф. Игротерапия общения [Текст] / М. Ф. Панфилова. - М.: ТОО «ИнтелТех», 2015. - 89 с.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. -172с.Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Рояк // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 71-83.Савичева, О. В. Игра как средство развития общения дошкольника сада [Электронный ресурс] - URL: https://www.scienceforum.ru Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.,2009. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. :Владос, 2015. - 160 с.Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Изд. центр «Академия», 2010. - 342 с.Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С. 14-19.Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2015. - с.33-37Сомкова Новые подходы организации работы развитию речи дошкольного возраста Детский сад: и практика. 2012. - № - С. 6-17.Сомкова О.Н. мониторинг в профессиональной деятельности по развитию и речи // Детский теория и - 2013. 4.- С. 38-47. Социально-коммуникативное ребенка дошкольного возраста аспект личностного становления Научно-методический электронный журнал 2015. - 11. - С. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120. htmТендрякова, М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1, - 80с.Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2011. - 368 с.Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова : под ред. А. В. Запорожца. - М. : Педагогика, 2016. - 327 с.Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 158523/Фефелова, В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте [Текст] / В. И. Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. - 2017. - №1. - С. 34-36.Фришман, И. К. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры [Текст] / И. К. Фришман // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 16-19.Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 48-55.Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О. В. Хухлаева. - М. : ООО Апрель Пресс, 2016. - 224 с.Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / В. М. Целуйко.- М. :Владос, 2017. - 242 с.Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре/ Е.И. Щербакова. - Москва: Просвещение, 2012. 230 с.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.5-19.Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - 97с.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 2014 - 144с.
3. Аружанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Аружанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 272 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 672с.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : Просвещение, 2013 - 123 с.
6. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. [Текст] : 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2018. - 272 с.
7. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 445 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2015. - 228 с.
9. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2013. — №2. - С. 12-16.
10. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет - М., 2015.
11. Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2017 г.-256с.
12. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д. Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С. 36-39.
13. Горшкова, Е. Ю. Учите детей общаться [Текст] / Е. Ю. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С. 91-93.
14. Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина. - М. : Академия, 2014. - 416 с.
15. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -126с.
16. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: метод. пособие/ Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
17. Д.Б. Развитие в дошкольном М.: «Просвещение», 423 с.
18. Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.,2013.
19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2012.
20. Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2012. - 128с.
21. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание. -№ 4. -2015. - с.14-23
22. Залысина, И. А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / И. А. Залысина // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 80-85.
23. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М: Просвещение, 2018. -96с.
24. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. - № 4. -2015. -с.124-125
25. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2017. - 452 с.
26. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие/ А.В. Калиниченко, Ю.В. Микеляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-пресс, 2014. -112с.
27. Клименкова О.А. Игра азбука общения // Дошкольное - 2012. - 4. - с. 220-224.
28. Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина. - Ярославль : Академия развития. 2017. - 237 с.
29. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическое развитие дошкольника в свете идей Л.С. Выготского // Психологические проблемы воспитания и обучения. - 2017. - № 3 - С. 16-19.
30. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. -251с.
31. Красовская В., Данилова Н. Формирование компетенций у дошкольного // Теория практика образования современном мире: V междунар. конф. (г. июль 2014 - СПб.: 2014. - С. 80-82.
32. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры: Книга для учителя; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2015. - 110с.
33. Левшина, Н. И., Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 94- ЮЗ.
34. Лисина М.И. Формирование личности в общении. «Питер», 2018. 320 с.
35. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
36. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. Хайминова // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 705-707.
37. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.
38. Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание. - № 4. - 2015. -с. 119-123
39. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.
40. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [Текст] : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : ГНОМ и Д, 2017. - 96 с.
41. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учебное пособие А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов, 2-е изд., испр. и доп. / В. Мухина. - М. : Академия, 2010. - 456 с.
43. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я, 2013.- №6. - С. 16-22.
44. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -304с.
45. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М. 2015. -288 с.
46. Панфилова, М. Ф. Игротерапия общения [Текст] / М. Ф. Панфилова. - М.: ТОО «ИнтелТех», 2015. - 89 с.
47. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. -172с.
48. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Рояк // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 71-83.
49. Савичева, О. В. Игра как средство развития общения дошкольника сада [Электронный ресурс] - URL: https://www.scienceforum.ru
50. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.,2009.
51. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2015. - 160 с.
52. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Изд. центр «Академия», 2010. - 342 с.
53. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С. 14-19.
54. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2015. - с.33-37
55. Сомкова Новые подходы организации работы развитию речи дошкольного возраста Детский сад: и практика. 2012. - № - С. 6-17.
56. Сомкова О.Н. мониторинг в профессиональной деятельности по развитию и речи // Детский теория и - 2013. 4.- С. 38-47.
57. Социально-коммуникативное ребенка дошкольного возраста аспект личностного становления Научно-методический электронный журнал 2015. - 11. - С. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120. htm
58. Тендрякова, М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1, - 80с.
59. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2011. - 368 с.
60. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова : под ред. А. В. Запорожца. - М. : Педагогика, 2016. - 327 с.
61. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 158523/
62. Фефелова, В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте [Текст] / В. И. Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. - 2017. - №1. - С. 34-36.
63. Фришман, И. К. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры [Текст] / И. К. Фришман // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 16-19.
64. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 48-55.
65. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О. В. Хухлаева. - М. : ООО Апрель Пресс, 2016. - 224 с.
66. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / В. М. Целуйко.- М. :Владос, 2017. - 242 с.
67. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре/ Е.И. Щербакова. - Москва: Просвещение, 2012. 230 с.
68. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.5-19.
69. Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - 97с.
Вопрос-ответ:
Зачем использовать сюжетно-ролевую игру для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Во время игры дети могут выразить свои мысли и эмоции, учиться слушать друг друга, сотрудничать, обсуждать разные роли и ситуации. Такая игра помогает формированию навыков общения и социализации.
Какие теоретические основы поддерживают использование сюжетно-ролевой игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста?
В психолого-педагогической литературе есть много теоретических основ, которые поддерживают использование сюжетно-ролевой игры для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста. Например, теория В.В. Давыдова говорит о том, что в ролевой игре дети учатся основам социального взаимодействия и общения. Также, теория Л.С. Выготского представляет игру как средство развития культурно-исторического опыта и формирования личности.
Какова сущность и содержание сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра для детей младшего дошкольного возраста - это игра, в которой дети вживаются в разные роли и ситуации, и взаимодействуют друг с другом, выстраивая сложные сюжеты. Они могут играть "в доктора", "в маму и папу", "в магазин" и т.д. В процессе игры, дети развивают языковые, эмоциональные, пространственные и социальные навыки общения.
Какую роль играет сюжетно-ролевая игра в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста. Во время игры дети учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и эмоции, решать конфликты, сотрудничать и обсуждать разные роли и ситуации. Такая игра помогает развитию коммуникативных навыков и социализации.
Какие навыки общения формируются у детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры?
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию различных навыков общения у детей дошкольного возраста. Она развивает способность слушать других, высказывать свои мысли и идеи, сотрудничать с другими детьми, устанавливать контакты и налаживать отношения. Также игра позволяет детям понять чувства и эмоции других людей, учиться взаимодействовать и решать конфликты.
Почему сюжетно-ролевая игра важна для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста. Она предоставляет детям возможность практиковаться в различных коммуникативных ситуациях, поощряет активное взаимодействие и обмен информацией. В игре дети могут выразить себя, испытать различные роли и позиции, а также научиться слушать и понимать других людей.
Какие именно навыки общения развиваются у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры?
В процессе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста развиваются различные навыки общения. Это включает умение высказывать свои мысли и идеи, слушать других и проявлять интерес к их высказываниям, устанавливать контакты и вступать в диалог, сотрудничать и делиться с другими детьми, а также решать конфликты и налаживать взаимоотношения.
Какие теоретические основы подтверждают эффективность сюжетно-ролевой игры для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста?
Психолого-педагогическая литература подтверждает, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования навыков общения у детей дошкольного возраста. Она базируется на таких теоретических основах, как психологические аспекты развития ребенка, социально-психологические механизмы взаимодействия, рольовые игры в психологии и педагогике, а также принципы конструктивного и интерактивного обучения.
В чем состоит сущность и цель сюжетно-ролевой игры?
Сюжетно-ролевая игра – это педагогический метод, который используется для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста. Цель такой игры заключается в том, чтобы развить коммуникативные навыки, способности к взаимодействию, сотрудничеству, эмпатии, умение выражать свои мысли и слушать других.
Каким образом сюжетно-ролевая игра способствует формированию навыков общения?
Сюжетно-ролевая игра создает условия для активного общения между детьми. В ходе игры они выступают в различных ролях, обмениваются репликами, действуют в соответствии с развивающимся сюжетом. Такой опыт позволяет детям научиться слушать других, выражать свои мысли, принимать решения в группе, выстраивать взаимодействие с окружающими.
Какие навыки общения можно развивать с помощью сюжетно-ролевой игры?
С помощью сюжетно-ролевой игры можно развивать такие навыки общения, как умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, устанавливать контакт с окружающими, сотрудничать, решать проблемы в группе, разрешать конфликты, проявлять эмпатию и другие.
Почему сюжетно-ролевая игра особенно эффективна для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра особенно эффективна для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте они активно развивают свои коммуникативные способности. Игра позволяет детям на практике применять эти навыки, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Благодаря игре дети могут экспериментировать с разными ролями и образами, осваивать новые способы общения и учиться сотрудничать.