язычество в древней Руси
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 28.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Восточнославянские боги в языческой мифологии: истоки и значение. Фольклорно-мифологические персонажи 6
Глава 2.Восточнославянская языческая демонология 14
Глава 3.Пантеон восточнославянских богов. Языческие обряды и песни, связанные с мифологией и культом богов 19
Заключение 23
Список литературы 24
Кроме того, согласно некоторым мифам, домовой обладает змеиной природой.Домовой несет в себе практическую пользу: он оказывает помощь по хозяйству, может предупреждать о бедах. Посредством душения во сне домовой может предупредить человека о каком-то важном событии. Женской парой домового является кикимора (впрочем, это название могло, вероятно, иметь и другие соотнесения, о чем свидетельствует общеизвестный эпитет "болотная"; болото в любом случае отсылает к нижнему миру воды и смерти). Она представлялась как крохотная безобразная старушка. Для славян было свойственно очень теплое отношение к своим домовым, поскольку именно домовой был источником благополучия и достатка в доме. Ежегодно 28 февраля после ужина домовому кое-где считалось необходимым оставить горшок каши. Кроме того, в жертву домовому даже приносили животных, в частности, петухов.Известен также банный дух (банник, байнушко), принимающий весьма неожиданные образы проезжего человека, старика, женщины, белой коровы, косматых людей. Бани вообще считались нечистыми сооружениями. В них не бывает икон и не делают крестов, зато часто гадают. Другие, как древнерусские навии, могли являться в ней. Они, вероятно, представляли собой злые, враждебные души мертвых. Название их выводится из древнерусского слова НАВЬ, означавшего мертвеца и воплощенную смерть. Нечисть, кишевшую за пределами селения, возглавляли особые цари: Лесной, Морской, Водяной царь и др. К ним обычно обращались в заговорах. Славяне в древности поклонялись упырям и берегиням. Первые, очевидно, это не те упыри-вампиры, нападающие на людей и животных, которыми, согласно поверьям, становились "заложные" покойники мужского пола - умершие неестественной смертью, колдуны, самоубийцы, дети, рожденные от нечистой силы или ею испорченные. Существует предположение, что древние "упири" - это души покойников, тела которых по каким-то причинам не были сожжены по славянскому обычаю. Глава 3.Пантеон восточнославянских богов. Языческие обряды и песни, связанные с мифологией и культом боговИсторических сведений относительно языческих воззрений славян достаточно мало, но современная историческая наука всё же располагает необходимыми знаниями для того, чтобы в целом представить себе картину языческого прошлого Руси. Основы языческих верований заложились у большинства народов ещё в первобытную эпоху, когда появилась необходимость объяснить смысл природных явлений, попытаться повлиять на ход событий. На протяжении тысячелетий языческие представления у различных народов менялись, восходя от низших ступеней к высшим; «при этом новое наслаивалось на старое, образую хитрое сплетение языческих древностей и новаций». Ранней формой религии был фетишизм – почитание неодушевлённых предметов, в частности предметами поклонения восточных славян были камни необычной формы, реки, озёра, колодцы, рощи, деревья.Священным считался дуб, ему славяне приносили жертвоприношения: «... там стоит огромный дуб: приносят в жертву живых петухов, втыкают они стрелы кругом, а другие кладут также кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай». О том, что такие обряды действительно проводились, свидетельствуют находки археологов, к примеру, со дна Днепра был поднят ствол, который, согласно радиоуглеродному анализу, попал туда в середине VIII века, в верхней части стволов были обнаружены вбитые кабаньи клыки. У восточных славян был и ещё один пласт верований – культ животных. Самым почитаемым был кабан – вепрь, священными животными также считались: конь, медведь, козёл, змея, утка, кукушка, ворон и другие. У священных животных искали защиты и покровительства, более того, происхождение того или иного рода или племени связывалось с тем или иным животным. В эпоху родового строя возник культ предков. Прародители и родители мужского и женского пола считались «добрыми», «чистыми» покойниками, именно они охраняли живущих сородичей от бед и несчастий. Родоначальник назывался Чуром или Щуром. Восклицания: «Чур меня!», «Чур!», а также слово «пращур» - верное доказательство того, что культ Чура действительно существовал, а на сегодняшний день сохранились следы этого культа в языке. Частью культа предков была вера в домовых. В ранний период язычества зародились первообразы русского фольклора.В историческом памятнике XII века «Слово об идолах» сказано, что первобытные охотники изначально поклонялись упырям и берегиням, затем главенствовали боги Род, Лада и Лель, которые почитались как божества живительных сил природы. Род является первейшим славянским богом, творцом. Считалось, что когда человек рождается, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и «чего на роду написано», никому не миновать. С верою в Рода и его дочерей Рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Рожаницами также считались звёзды-определительницы судьбы, упоминания о которых есть во многих русских народных песнях очень древнего происхождения:Ты скажи-скажи, моя матушка родная,Под которой ты меня звездой породила,Ты каким меня счастьем наделила?.Примерно в IV – III тысячелетиях до н.э. появилось божество Мать Сыра Земля – Мокошь. Этим ознаменовался переход к земледелию как к основному занятию. Возникает культ бога солнца Сварога, культ солнечного бога Дажьбога.С именем громовержца Перуна связан расцвет язычества накануне образования Киевской Руси и в период её становления в IX – X в.в. Перун считался покровителем воинов и князей.Вторым по значимости после Перуна был бог Велес или Волос. Он был олицетворением хозяйской мудрости, богатства и изобилия. Богиня Лада считалась женой Перуна, она олицетворяла красоту и любовь, в жертву ей приносили цветы, мёд и ягоды. Богиня Лада была матерью Леля – маленького бога любви и страсти. Третьим по значимости в пантеоне языческих богов был Купало – бог лета, полевых плодов, летних цветов. В честь этого бога устраивались массовые гуляния, в начале жатвы ему приносились жертвы.Белбог у славян считался воплощением света, удачи, добра, счастья, благаДажьбог – бог солнца.Богиня Жива была одной из древнейших богинь, её считали матерью Перуна, она была женой бога Рода, сотворившего первых славян. Мокошь – олицетворение древнейшей Матери Сырой Земли.Сварог был верховным правителем Вселенной, родоначальником богов, творцом небесного огня. Он считался божеством, зажигающим солнце. Солнечным божеством также был и Хорс. В лице Стрибога славяне поклонялись богу ветров. Святобор и его жена Зевана охраняли леса и рощи, опекали лесных зверей.Особым почитанием в Новгороде пользовался Числобог - покровитель течения времени и счёта. А Ярило был весёлым богом весны, солнца и любви.Помимо главных богов существовало множество мелких божеств, обитающих по представлениям славян в лесах, реках, морях, домах. Мир языческих богов был тесно слит с бытом человека. Восточные славяне также изготовляли изображения своих богов, они назывались идолами, и создавались из дерева или камня. Археологическая коллекция идолов из камня достаточно обширна. Идолы были важнейшими атрибутами святилищ – родовых, племенных и межплеменных. Древнеславянское язычество веками создавалось народом, доказательством чему служат многочисленные обряды, заклинания, песни, ставшие частью русского фольклора, соответственно, оно не могло исчезнуть сразу даже после крещения Руси и распространения христианства на Русской земле. Стоит отметить, что русская деревня в XI – XII вв., то есть уже после принятия христианства, была языческой. Об этом свидетельствует то, что при раскопках находят множество предметов, связанных с языческой символикой и языческим культом, - украшения, наборы амулетов, привески в виде стилизованных птиц и животных, амулеты-гребни и т.д.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Мифология восточных славян тесно связана своими истоками с индоевропейской мифологией. Мифологические языческие представления восточных славян отличались сложностью и некоторой противоречивостью. Вместе с тем, в славянской мифологии четко сложилось разделение мира на три сегмента: нижний мир или мир мертвых, подземных духов, земной мир – мир живых, небесный мир – Космос (семь небес). В славянской мифологии сложился достаточно обширный пантеон богов, среди которых главное место отводилось Перуну громовержцу. Особое место в славянской мифологии отводилось роли Матери Земли, и это не случайно, поскольку культ природы являлся отличительной чертой восточнославянской культуры. Славяне считали, что леса, озера, вся природа наполнены духами, это привело к становлению в славянской мифологии разветвленной демонологии. Правила обращения с мифологическими существами и богами привели к сложению целой системы ритуалов и обрядовых песен, традиций, связанных с почитанием духов природы и восточнославянских богов. Даже после принятия христианства эти обычаи продемонстрировали большую устойчивость и долговечность.Список литературыАфанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т.1. – М., 2002.Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999..
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.
2. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с.
3. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с.
4. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.
5. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.
6. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.
7. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т.1. – М., 2002.
8. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.
9. Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с.
10. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.
11. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.