Ранневизантийсаие мозаики Равенны
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 30.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Византия. Культура и искусство 4
2. Мозаики Равенны 17
Заключение 25
Литература 28
Сильное развитие в то время имела монументальная мозаика, украшавшая перекрытия и стены светских и церковных зданий. Характерной особенностью ее с начала 3—4 вв. сталаиспользование смальты- кубиков из покрашенных стеклянных сплавов. Смальта позволяла достигать в мозаике звучности, глубины и мерцания тонов. Широкое распространение в мозаике получил золотой фон, придающий изображениям парадность и одновременно отрешенность от реальной жизни. Это отличительные черты византийскоймозаики от античной, сложенной, как правило, из небольших кусков камней и использовавшей светлый фон, позволяющий передавать пространство. В целом, мозаикицерквиСан Витале, заполняющие своды и стены пресбитерия и абсиды, представляют собой художественно целостный сложный комплекс. В общей цветовой гамме преобладают золотые и ярко-зеленые тона. Богатые орнаментами узоры гарморично сочетаются с помещенными здесь на арке медальонами, изображающимиапостолов, великомучеников и Христа. На сводах пресбитерия присутствуют фигуры стоящих на голубых сферах ангелов и агнца; звери, птицы, гирлянда из плодов и цветов дополняют композицию, гармонируя с мозаиками, в основе которых лежат догматические идеи жертвенности.Более остро эти элементы живого мировосприятияперекликаются с догматической идеей в мозаиках конхи абсиды. На ней изображен восседающий на некой сфере юный Христос, по сторонам от него два архангела. Люди в мозаике трактуются плоскостно; пропорции тел вытянуты; одежды, ниспадающие плотными массами, делают фигуры бестелесными. Силуэт одеяний, интервально расчерченные длинными ровными полосами и линиями складок, сочетание яркого золота и деталей больших цветовых плоскостей и сотворяют этот сурово-внушительный и торжественный художественный образ мозаики.Схожий торжественно-церемониальный стильприсущ и мозаикам стен среднего нефа в церкви Сант Аполлинаре Нуово(Рис. 2.4). Верхние ярусы, на которыхизображены мозаики «Страсти Христовы» и «Чудеса», средние ярусы (фигуры пророков и апостолов в простенках между окнами), и находящиеся в западнойстороне нижних ярусов изображения гавани — Классе с кораблями и морем были созданы при Теодорихе. Сама базилика, первоначально посвящённая Христу Спасителю, была построена именно им - королём Теодорихом в 493-526 годах, в промежутках между покорением Равенны остготами, до смерти короля. Эту датировку связывают с летописцем Андрео Агнелло, автором хроник «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis », упоминающим в своемтруде текст ныне утерянной надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit ». Базилика была возведена рядом с королевским дворцом, который был раскопан в 1910-1920 годах. Как и остальные равеннские церкви построенные Теодорихом, она принадлежала готам-арианам. Экстерьер и интерьер церкви, дажепервые её мозаики (евангельский цикл,изображение дворца Теодориха и порта Классе, цикл Страстей,) смогли сохраниться в значительной степени еще с арианских времён. Завоевав Равенну император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» отдал все культовые здания ариан в пользование православным, и базилика в 561 году была освящена ими в честь святого Мартина Турского, известным своим обличением арианского вероучения. Как следствие, арианские темы мозаик были частично переложены, частично зачернены (как говорится в записях, это было выполнено по требованию папы Григория Великого). В тот же период были сделаны мозаики вдоль южной и северной стен главного нефа, изображающие процессии дев и мучеников.Экстерьер храма является типичным длялангобардских и остготских церквей: кирпичные стены расчленены сдвоенными окнами и пилястрами. Фасадный квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшает мраморный портик. Достроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня с типичной для большинства равеннских кампанил, цилиндрической формой,имеет по мере возрастания этажности колокольни прогрессию створок её оконных проёмов — от одной до трёх, что придают постройкевизуальную лёгкость. В Базиликеесть три нефа, разделяемых колоннадой из мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с греческими буквами и коринфскими капителями. Размеры базилики 21 на 42 метра. В видумаленьких размеров храма, пространство центрального нефа сливается с боковыми, благодаря широкому шагу колонн. Центральный неф заканчивается барочной апсидой, с широким пресбитерием, прошедшим реставрацию в 1986 году.Внутри базилика пышно украшена ранневизантийскими мозаиками, располагающимися в три яруса: верхний ярус — евангельские сюжеты (южная стена имеет 13 сцен Страстей Христовых, северная - 13 сцен евангельских притч и чудес), средний ярус — изображение святых и пророков, нижний ярус — процессии мучеников (южная сторона) и дев (северная сторона). На изображениях мучениц и мучеников четко заметна тенденция, которую называют сакрализацией стиля. Изображения намеренно стремятся отрешиться от любых жизненных конкретных ассоциаций. Исчезает даже призрачный намек насреду действия или воображаемое пространство— все свободное место бесконечно занимает золотой фон. Цветы под ногами мучениц и волхвов еще больше подчеркивают нереальность изображенного и играют чисто символическую роль. В 60-х годах VI века эти мозаики частично переложили, чтобы изжить из памяти остготских правителей Равенны. Переложенные вновь мозаики представляют меньший интерес, чем теодориховские; среди них выделяют портрет императора Юстиниана (как утверждают реставраторы XIX века), который в то же время ряд исследователей считают портретом короля Теодориха. От храма помимо мозаик сохранились и предметы скульптурного убранства: сень из порфира и резной престол, четырёхчастная преграда перед престолом с изображенем виноградной лозы, креста и павлина. Оборот одной части преграды украшен барельефом с изображением Даниила в львином рву. Причём эту частьтолько в 1950 году извлекли из одной из боковых капелл, куда та была вмонтирована ранее в стену. В центре главного нефа находится амвон византийского типа, созданный в VI веке.Мозаики этого цикла изображают Христоса безбородым, выражение лица умилённо-благостное. Количество задействованных лиц на мозаиках данного цикла минимум(47 персонажей на 13 мозаик). Впервые наверное в византийском искусстве евангельские сцены размещены не в хронологическом порядке, а в последовательности упоминанияв пасхальных чтениях в Равеннской церкви. Мозаики на южной стенесущественно контрастируют с «северным» циклом: Христос тут бородат, Его лик очень строг, а персонажей тут в два раза больше (99 фигур на 13 мозаиках). На южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия) и Его Воскресения.Несмотря на стилевые отличия между мозаиками южной и северной стен, большинство ученых считают, что работы выполнены в одно и то же время, хотя и возможно разными мастерами. Временем сложения этих мозаик считают эпоху Теодориха, что подтверждает примитивность изображений, ориентированных на переднюю плоскость, на которых иконография библейских сцен еще на стадии становления.Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(Рис. 2.1), V века привлекаетинтересной особенностью мозаик - контрастом двух люнетов. Сцена с образом св. Лаврентия показывает рождение нового художественного языка. Эпизод с Добрым пастырем наполнен духом античной пасторали с преувеличенной умилительностью образов. Композиция понятна, отличается простотой,крупной симметрической формой. Изображение специальнопоставлено на передний план. Зачатки обратных перспектив создают эффект «опрокидывающегося» на зрителя пространства. Здесь еще существует,гармоничный мир уходящей античности. Добрый Пастырь - юный Христос, присевший на камень в окружении овец, - напоминает песнопевца Орфея из античных мифов, которыйумел укрощать музыкой животных; олени, склонившиеся над источником и голубки, пьющие из чаши настолько естественны, что кажется, что их можно погладить; золотые виноградные гроздья ифигуры святых мучеников,напоминающие о праздненствах-вакханалиях, задрапированные в римские тоги, как античные статуи выступающие из плоскости фона. Хотя постройка приписывается Галле, мавзолей не стал для неё местом погребения. Присутствующие в мавзолее саркофаги, Галлы и её родственников, по мнению ряда ученых, изначально не были в нём, а были перенесены только к XIV веку. Все поверхности люнет, арок и купола покрыты мозаиками. Для своих мозаик мастера Равенны выбирализвучные, благородные цвета, а игра со светом подчеркивала их красоту. В мавзолее Галлы Плацидии присутствуетсиний, очень темныйглубокий цвет. На синем потолке в виде неба горят золотистые звезды, на синем фоне наложены орнаменты и изображения. Мозаика мавзолея выделяется редкой пышностью и ставит её в ряд важнейшихраннехристианских памятников искусства. Мавзолей длительное время играл роль оратории при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Мавзолей был посвященной св. Лаврентиюмолельней, - особо чтимому родом Галлы покровителю императорской семьи и мученику. Его изображение размещено на самом видном месте — в люнете прямо напротив входа.Также среди храмовых построек Равенны следует выделить Баптистерий Православных в Равенне (Рис. 2.2), V века. Мозаичная живопись этого купола очень эффектна. Фигуры апостолов изображены в движении. Величина их шага подчеркнута изгибом бедер и широко расставленными ногами. Иллюзия визуального пространства так же присутствует: поверхность, по которой идут апостолы, выглядит гораздо более светлой, чембездонный изагадочный синий фон главного изображения. Пышные и тяжелые одеяния напоминают великолепие древнеримских патрицианских одеяний. В хитонах апостолов варьируются только два цвета – золотой, олицетворяющий свет небесный и белый, олицетворяющий свет. ЗаключениеМировой столицей мозаики справедливо считаютстарейший итальянский городок Равенна, в которомсумели сберечь уникальный ансамбль памятников искусства мозаики V-VII веков, равного по значимости которому нет больше нигде, поскольку почти полностью уничтожились современные ему известные памятники Константинополя, Сирии, Палестины. Местоположение Равенны на границахторговых путей между Западом и Востоком благоприятствовало процветанию и развитию культурных традиций города. Огромное влияние на школу мозаики в Равенне на ранних этапах ее развития оказали Константинополь, Рим, Антиохия, что не помешало придерживаться в искусстве своего собственногостиля. Следовательно Равенну стоит рассматривать как отдельную художественную школу, обладающую оригинальными колоритными местными чертами. Её стилю соответствует и новый вид квадратов мозаики – смальта или цветное стекло. Такое стекло стало главным компонентом мозаики. Оно подвергалось обжигу с окисью металлов, мрамором и медью. Между слоями стекла клализолотые или серебряные листы. Располагались кубики смальты в известковом растворе под разным углам, что позволяло достичь потрясающего эффекта благодаря отражательной способности стекла.При императоре Юстиниане в Равенне наступил инновационный период в истории мозаики, о котором свидетельствуют великолепные сохранившиеся украшения византийских храмов. Все элементы и мотивы, цвет декора, имели символическое значение. Эта сложная система символикисходит из культуры мартириев, её разветвлённым заупокойным культом. В мавзолее Галлы Плацидии привлекают внимание тонко гармонирующиерасцветкой мозаики. В церкви Сан-Витале - изображение придворной жизни с портретом императора Юстиниана а также его жены Феодоры. Мозаика Равенны, как составляющая богатейшей культуры Византии, сотворило в следующие столетия большое влияние на художественноеискусство Древней Руси, Южной Италии, стран Балканского полуострова, Армении и Грузии, Венеции. В наши дни искусство мозаики в Равенне возрождается, сущнствуют целые школы и курсы. Все исторические памятники Равенны состоятпод охраной Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наследие Равеннских мастеров в мировой художественной культуре настолько велико, что и сейчас мы восхищаемся неповторимой прелестью искусства мозаики, о тонком ощущении которого Равеннскими художниками свидетельствуют известные строки на надписи в вестибюле Архиепископской капеллы «Либо здесь родился свет, либо, пленённый, он царит здесь свободно».ВложенияРис. 2.1 Рис. 2.4Рис. 2.2Рис. 2.5Рис. 2.3ЛитератураАйналов, Д. В. Мозаики IV–V вв. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства / Д. В. Айналов. – СПб., 1895.Айналов, Д. В. «Эллинистические основы византийского искусства». 1990Давидова, М. Г. Очерк раннехристианского искусства. Программа росписи храма / М. Г. Давидова. – СПб.: Изд. СПбГЛТА, 2003. – 51 с.Демус, О. Мозаики византийских храмов / О. Демус. – М.: Индрик, 2001. – 160 с.Колпакова, Г. С.* Искусство Византии.Ранний и средний периоды / Г. С. Колпакова. – СПб.: Азбука классика, 2004. – 528 с.Редин, Е. К. Мозаики равеннских церквей / Е. К. Редин. – СПб., 1891.
2) Айналов, Д. В. «Эллинистические основы византийского искусства». 1990
3) Давидова, М. Г. Очерк раннехристианского искусства. Программа росписи храма / М. Г. Давидова. – СПб.: Изд. СПбГЛТА, 2003. – 51 с.
4) Демус, О. Мозаики византийских храмов / О. Демус. – М.: Индрик, 2001. – 160 с.
5) Колпакова, Г. С.* Искусство Византии.Ранний и средний периоды / Г. С. Колпакова. – СПб.: Азбука классика, 2004. – 528 с.
6) Редин, Е. К. Мозаики равеннских церквей / Е. К. Редин. – СПб., 1891.
Вопрос-ответ:
Какими материалами украшались перекрытия и стены зданий в Равенне?
Перекрытия и стены светских и церковных зданий в Равенне украшались монументальной мозаикой, выполненной из смальты, кубиков из покрашенных стеклянных сплавов. Такой материал позволял достичь звучности, глубины и мерцания тонов в мозаике.
Какими особенностями выделяется мозаика в Равенне византийского периода?
Мозаика в Равенне византийского периода характеризуется использованием смальты - кубиков из покрашенных стеклянных сплавов. Этот материал придавал звучность, глубину и мерцание тонам мозаики. Кроме того, широкое распространение получил золотой фон, который придавал изображениям особую выразительность и блеск.
Какие здания были украшены мозаикой в Равенне?
Мозаикой в Равенне украшались как светские, так и церковные здания. Монументальная мозаика украшала перекрытия и стены этих зданий, создавая впечатляющую атмосферу искусства и красоты.
Какие преимущества имела мозаика из смальты в Равенне?
Мозаика из смальты в Равенне имела преимущества в виде звучности, глубины и мерцания тонов. Этот материал позволял создавать яркие и выразительные изображения, наполнять их жизнью и движением. Вместе с золотым фоном мозаика создавала атмосферу блеска и величия.
Какие элементы стали характерными для мозаики в Равенне?
В мозаике в Равенне стали характерными элементы, такие как смальта - кубики из покрашенных стеклянных сплавов, которые придавали звучность, глубину и мерцание тонам. Также широкое распространение получил золотой фон, который придавал изображениям особую выразительность и блеск.
Какие материалы использовались для мозаик Равенны?
Для мозаик Равенны использовались смальта - кубики из покрашенных стеклянных сплавов, которые позволяли достигать в мозаике звучности, глубины и мерцания тонов. Также широкое распространение получил золотой фон, который придавал изображениям особую яркость и блеск.
Какие здания украшались мозаиками в Равенне византийской эпохи?
В византийскую эпоху в Равенне мозаиками украшались как светские, так и церковные здания. Монументальная мозаика украшала перекрытия и стены этих зданий, создавая роскошные и яркие композиции на их поверхности.
Какое значение имеют мозаики Равенны для искусства Византии?
Мозаики Равенны имеют большое значение для искусства Византии. Они представляют собой высокотехнологичное искусство, способное передать глубину выразительности и красоту. Мозаики Равенны стали своеобразным символом эпохи и различных исторических событий, а также оставили яркий след в развитии искусства и архитектуры Византии.