Взаимодействия школы с различными институтами социума по вопросам профориентационной работы
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 06.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава І. Обзор проблемы профессиональной ориентации учащихся на современном этапе 6
1.1. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в школе 6
1.2. Основные особенности организации взаимодействия школы с различными институтами социума 19
Выводы по 1 главе 28
Глава ІІ. Эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации на современном этапе 30
2.1. Опыт взаимодействия школы с различными институтами социума по вопросам профориентационной работы в школах г.о.Орехово-Зуево 30
2.2. Особенности профессионального самоопределения обучающихся на разных этапах обучения в школе 33
2.3. Рекомендации по организации взаимодействия школы с различными институтами социума по вопросам профориентационной работы 40
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Литература 49
Приложения 53
Подавляющее большинство из причин, побуждающих выпускников школы к поступлению в высшие учебные заведения, трудно отнести к социально значимым, что косвенно свидетельствует о тенденции распространения прагматизма среди современной российской молодежи. В раздел "другое" отнесены такие факторы, как "принести пользу обществу", "содействовать развитию национальной экономики", но количество учащихся, отнесли их к ведущим, суммарно не превышает 4%.В своем исследовании мы изучали выбор учащимися направлений обучения в высших учебных заведениях (таблица 5, Прил.5.), который в определенной степени отражает особенности отношения учащихся по группам профессий в плане их престижности и привлекательности, то есть отражает изменения в трудовых ценностных ориентациях, обусловленных внедрением рыночной экономики.Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью среди старшеклассников пользуются экономические, юридические и гуманитарные вузы.Среди технических специальностей наиболее привлекательными считаются такие, которые связаны с современными и перспективными технологиями (информатика, вычислительная и лазерная техника и т.п.).Как мы видим, наибольшей популярностью сегодня пользуются профессии сферы экономики и юриспруденции, которые, по мнению оптантов, гарантируют получение в будущем стабильно высоких доходов. Как будет показано ниже, профессии сферы материального производства занимают последние места в иерархии привлекательности профессий, при этом только 2,5% респондентов собираются после окончания школы работать или получать профессию в сфере материального производства. Если принимать во внимание старшеклассников, которые собираются учиться в технических вузах, то мы получим только меньше 17% оптантов, ориентированных на сферу материального производства, полностью не соответствует состоянию и тенденциям развития экономики страны.Следует отметить, что оценка старшеклассниками привлекательности профессий часто совсем не совпадает с оценкой их социальной значимостью. Здесь мы имеем картину с точностью до наоборот по сравнению с оценкой привлекательности и престижности профессий, выражается в выборе направления получения высшего образования. Особенно четко эта разница проявляется при оценке значимости рабочих профессий (второе ранговое место при оценке социальной значимости и последнее ранговое место при оценке привлекательности). Таким образом, реальность заставляет школьников останавливать свой выбор на профессиях, которые имеют не столько социальную значимость и соответствуют склонностям и предпочтениям учащихся, сколько отражают представления молодежи о ценностных ориентаций, господствующих в обществе.В процессе констатирующего эксперимента мы изучали особенности проявления старшеклассниками мотивов выбора будущей профессии, которые развиваются под влиянием совокупности многих как внешних, так и внутренних факторов. Изучение ведущих групп мотивов с помощью методики Е. Павлютенко [4] показало, что иерархическую структуру мотивов выбора профессии возглавляют материальные, престижные и утилитарные, а замыкают - моральные и социальные.Исследование уровня воспитанности у учащихся старших классов профессиональных интересов, которое осуществлялось по методике "Одан-2", свилетельствует о том, что для подавляющего большинства респондентов (более 50% выборки) присущим является низкий уровень их развития.Отсутствие в большинстве средних общеобразовательных школ систематизированной работы по профессиональной информации и профессиональной консультации обуславливают неудовлетворительный уровень информатизации о возможностях образования собственной личности, так и мира современных профессии. Подавляющее большинство опрошенных учащихся не владеет знаниями о психических процессах и качества личности, сложные психические образования личности и тому подобное.Отсутствие у учащихся систематизированных знаний о свойствах своей личности, то есть формирование образа "Я" и ознакомлении с миром профессий, негативно влияет на способность выпускников школ к самоанализу и анализа профессий, как одним из решающих составляющих процесса принятия решения о обоснованный выбор будущей профессии.Изучение этих составляющих готовности к профессиональному же определение свидетельствует о том, что для подавляющего большинство старшеклассников, задействованных в эксперименте, притом манным является низкое развитие как способности к самоанализу (более 74% опрошенных), так и способности к анализу профессий (более 75% опрошенных).Отсутствие систематизированных знаний о качеств личности и сложных психических образований, профессионально важных знаний и умений негативно влияет на самооценку учащихся о возможностях овладения определенной профессией. Как правило, она является завышенной и заниженной. Адекватная самооценка учеников о перспективах овладения выбранной профессией является присущей меньше, чем для 10% старшеклассников, задействованных в педагогическом эксперименте.Анализ уровня сформированности личных профессиональных планов показал о наличии в большинстве опрошенных только ближайших профессиональных перспектив (выбор дальнейшей формы овладения профессией - обучение в профессионально-техническом училище или вузе, работа после окончания школы и т. Д.). При этом для большинства старшеклассников была присуща неопределенность относительно будущей профессии, определения только ее напрямую без конкретизации специальности, неоднозначность выбора и тому подобное. Следует отметить, что четкую направленность старшеклассников на приобретение какой-то единой профессии не всегда следует рассматривать как одно значительно положительное явление. Наличие резервных профессиональных планов позволяет выпускнику более объективно оценить свои возможности и легче переносить определенные неудачи при реализации своих намерений, не считать высшее образование единственным путем достижения будущей профессии.2.3. Рекомендации по организации взаимодействия школы с различными институтами социума по вопросам профориентационной работыФункциональные обязанности участников взаимодействияДиректор школы:- решает вопрос о создании условий для реализации программы школы;- разрабатывает структуру управления школой;- руководит деятельностью Экспертного совета школы;- публично отчитывается перед общественностью по результатам эксперимента;- вырабатывает стратегию развития школы по расширению социального партнерства;- формирует общественное мнение о школе в районе, городе.Заместители директора по УВР:- координируют деятельность педагогов по реализации программы социального партнерства;- организуют обучение субъектов образовательного процесса на каждом этапе с целью достижения запланированных результатов;- оказывают методическую помощь в соответствии с потребностями педагогов-исследователей;- участвуют в планировании деятельности по реализации программы;- проводят мониторинг по реализации целей и задач программы;- проводят анализ полученных результатов и вносят коррективы в инновационную деятельность школы;- участвуют в формировании банка по инновационной деятельности школы;- вводят новые формы по распространению положительных результатов эксперимента.Заместитель директора по ВР:- разрабатывает концепцию по воспитанию гражданина и патриота РФ на основе развития социального партнерства и осуществляет планирование по ее реализации;- устанавливает содержательное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;- участвует в развитии информационно-образовательного пространства школы;- вводит новые формы по созданию имиджа всех субъектов образовательного процесса;- проводит мониторинг по уровню воспитанности учащихся;- контролирует инновационной деятельности классных руководителей.Руководители методических объединений:- оказывают методическую помощь по реализации проектов и достижения качества образования в условиях современного общества;- организуют работу по созданию цифровых методических ресурсов;- проводят заседания методических объединений в соответствии с программой в условиях современного общества;- проводят мониторинговые исследования.педагоги:- разрабатывают и апробируют исследовательские проекты по предмету и классному руководству;- участвуют в проведении мониторинговых исследований, обнаруживают условия развития устойчивого интереса у школьников к обучению;- включают школьников в социальную деятельность с привлечением их родителей;- руководят проектно-исследовательской деятельностью учащихся;- проводят анализ полученных результатов и корректируют проекты по предмету и классного руководства;- участвуют в создании цифровых методических ресурсов.Деятельность школы в рамках взаимодействия по профориентацииВзаимодействие с предприятиями:● установлены постоянные персональные контакты с представителями предприятий города● привлечены представители предприятий к мероприятиям по профориентации, проведены совместные мероприятия ( «дни открытых дверей», олимпиады, конкурсы и т.д.);● участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;● поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками школы, в частности с теми, кто сегодня является работодателем;● организация дискуссий (круглых столов) по проблемам профориентации.Воспитание личности в рамках социального партнерства:● отношение к ученику как к равноправному партнеру (реализация принципа самоопределения учащихся);● развитие чувства оптимизма и самоуважения;● снятия страха перед будущим и чувство безнадежности;● ориентация учащихся на перспективные профессии;● своевременное комплексное ознакомление учащихся со своей будущей профессии и условиями труда;● обучение навыкам трудоустройства и общения с потенциальными работодателями (включая повышение социальной компетентности учащихся);· Обеспечение регулярной связи с практикой (экскурсии); ● привлечение выпускников, которые учатся в высших учебных заведениях в качестве консультантов;● участие в ярмарках вакансий;● повышение уровня юридических знаний учащихся (социального и трудового законодательства, своих прав и обязанностей);● своевременное ознакомление учащихся с работой государственных и негосударственных структур в сфере трудоустройства и социальной защиты;● инициирование проектов, деловых игр, конференций и т.д., обеспечивающих общение с представителями предприятий.Взаимодействие с родителями:● родительские собрания;● попечительские советы;● активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по профориентации (например, экскурсии на предприятия);● активный обмен информацией с родителями о ситуации на предприятиях.Взаимодействие в образовательной среде:● повышение чувства ответственности и причастности общественности за решение указанных задач;● проведение совместных мероприятий учебных заведений, городских предприятий, органов управления;● ознакомления других учебных заведений результатам работы;● создание основы для областного сотрудничества.Работа с органами управления:● активное привлечение представителей органов местного самоуправления в процесс консультирования учащихся по вопросам профессиональной ориентации и карьерного роста;● создание, апробация и тиражирование образцов многосторонних соглашений и договоров.Внутренняя организация работы:● создание открытой, доверчивой и творческой обстановки внутри команды;● избежать лишних иерархий в организационной структуре;● регулярное проведение собеседований со всеми консультантами. Элементы взаимодействия· Развитие элементов механизма управления: стратегическое планирование, бюджет и др .; · Развитие местной общины: инфраструктура, социальная сфера, экология и др. механизмы механизмы· 1 этап (консультации по актуальным вопросам социальной политики); · 2 этап (разработка механизмов социального партнерства (конкурсных, процедурных и т.д.). В выборе социальных партнеров школы мы ориентируемся:во - первых, на создание условий для проектов и социальных инициатив;во - вторых, повышение квалификации педагогических работников;в - третьих, на материально-финансовую поддержку школы.Мы осуществляем партнерство на основе договоров о совместной деятельности. Для эффективного использования ресурсов социального партнерства создали банк данных и систематизировали потенциальных партнеров школы в социуме, разработали договорную документацию о сотрудничестве с конкретными учреждениями, реализуем совместные проекты.Механизмы взаимодействия школы с социальными партнерамиПод механизмами взаимодействия понимаем следующее:· Исследовательская деятельность; · Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты) · Моделирование рыночных отношений; · Социально значимые (в том числе рекламные акции). Выводы по 2 главеНами был рассмотрен опыт взаимодействия школы с различными институтами социума по вопросам профориентационной работы в школах г.о. Орехово-Зуево, мы выявили основные тенденции, недостатки и перспективы их устранения.Нами проведено исследование особенностей профориентации старшеклассников. В целом можно отметить, что профессиональное самоопределение современных старшеклассников не является адекватным объективным потребностям и перспективам экономического развития общества и не соответствует учебным возможностям и способностям определенной доли учащейся молодежи. Одной из причин такого положения можно считать снижение трудовой подготовки школьников, частью которого была профориентационная работы с ними. На наш взгляд, практика осуществления профориентационной работы с учащимися в процессе их трудовой подготовки нельзя считать приемлемой для современной школы. Во-первых, трудовое обучение в основном ориентируется на подготовку учащихся к труду в сфере материального производства по рабочим профессиям, не соответствует тенденциям развития отечественной экономики. Во-вторых, принятие профориентации как составной только трудовой подготовки автоматически ставит ее вне учебно-воспитательным процессом значительного количества школ, в которых трудовое, трудовое профильное и трудовое профессиональному обучению не производится.В-третьих, широкое внедрение профильного обучения в старшей школе требует осуществления комплекса мероприятий профориентационного характера, поскольку профиль учебной специализации можно рассматривать как предварительный выбор направления будущей профессиональной деятельности.Нами приведены рекомендации по организации взаимодействия школы с различными институтами социума по вопросам профориентационной работы.ЗаключениеПрофессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированность в личности способности адаптироваться к социально-экономическим условиям, изменяющимся в связи с развитием своей профессиональной карьеры. Внедрение в старшей школе (10-11 классы) профильного обучения актуализирует проблему подготовки учащихся старших классов к выбору направления дальнейшей учебной специализации, которая в оптимальном случае должна быть адекватной сфере будущей профессиональной деятельности.Исходными данными для нашего исследования является положение С. Климова о психологических характеристиках профессиональной деятельности и теоретические основы профориентационной работы; Б. Федоришина - о системном подходе к профессиональной ориентации школьников; Е. Павлюченков- о теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии; А. Сухарева - о психологических механизмах развития профессионального самоопределения; Б. Шавира, С.Чистяковой - о структуре профессионального самоопределения; Н. Пряжникова - о методах активизации процесса профессионального самоопределения учащихся; В. Мачуского - о профессиональном самоопределении старшеклассников во внешкольном образовании; А. Мельника, А. Морина, Л. Гуцан - о профессиональном самоопределении учащихся старших классов в условиях профильного обучения и тому подобное.Однако, несмотря на заметные достижения в психолого-педагогическом обосновании проблем профессионального самоопределения школьников, имеют место значительные трудности в их практической реализации. Кроме того, подавляющее большинство практических результатов уже выполненных исследований является ориентированной на реализацию в процессе трудового, профильного и к профессиональному обучению школьников. В то же время педагогическая поддержка различных типов семей в профессиональном самоопределении ребят старшеклассников в указанных выше исследованиях практически не рассматривается.ЛитератураБедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008. – 194 с.Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. – СПб.: Изд–во «Речь», 2000. – 203с.Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский – М.6 – 1994. – 262с.Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.,1999. – 320с.Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб. : Питер, 2005. – 221 с.Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно–метод. пособие. – СПб., 2006. – 98 с.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.. 2005. – 413 с.Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. – МПСИ, 2008. – 232 с.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Ilyina.phtmlЙовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. - М.: Педагогика, 1983. – 128 с.Казакевич В.М., Марченко А.В.. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. – М.: Дрофа. 2000. – 256 с.Карасева А.В. Активизирующие методы в профориентационной работе / А.В. Карасева. – Барнаул, 2007. –116 с.Кибакин, С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Кибакин. – Москва, 2002. – 213 c.Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсуль–тирования: Практикум по профориентации школьников старших классов: Метод, рекомендации. Хабаровск, – 2005.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. – М.: Academia, 2004. – 301 с.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. – М.: «Контур», 2000. – 159 с.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. – 218 с.Концепция организационно–педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. – М. : Федеральный институт развития образования; Перо, 2014. – 38 с. 5.Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530–533.. URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/ (Дата обращения: 2017–12–02)Мухина Т.Г. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения: практико–ориентированная образовательная технология : учеб. пособие для вузов / Т.Г. Мухина; Нижегор. гос. архитектур.–строит. ун–т.– Н. Новгород : ННГАСУ, 2015. – 221 с.Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд–во Нижневарт. гос. ун–та,2013. — 362 с.Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения: Сб. практич. мат–лов по профессиональному просвещению учащихся 5—8 классов / Сост. Т.А.Матерова. Барнаул, 2007. Ч. 2. – 155 с.Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – 82 с.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. –320 с.Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111–122.Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы городской научно– практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально– экономическом и информационно–технологическом пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 44–49.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2007. – с. 94.Резапкина, Г.В. Уроки самоопределения: Профориентационные занятия в 5– 9 классах./ Г.В. Резапкина// Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 32–35.Самчук Е.А., Матерова Т.А. Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Метод. пособие / Алтайский краев. центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. – Барнаул, 2007. – 48 с.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого– педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. – Воронеж, Москва : МПСИ, Модэк, 2010. – 16 с.Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.Ф. Дубровиной. – М: Педагогика, 1989. – 168 с.Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Ростов–на–Дону: Феникс; Санкт–Петербург: Северо–Запад, 2006. – 175 с.ПриложенияТаблица 1. Характеристика уровней готовности старшеклассников к профессиональному самоопределениюУровеньОсобенности проявленияВысокийПо когнитивному критерию: высокий уровень способности ксамоанализу и анализу профессий; владение информациейо мире профессий и конъюнктуру рынка труда; адекватнаясамооценка.По мотивационному критерию: наличие четкой структурымотивов выбора профессии, в иерархической структуре которыхпреобладают мотивы, связанные с ее содержанием; четко выраженыпрофессиональные интересы; будущая профессия выбрана.По практическому критерию: существует реалистичный, полныйличный профессиональный план; реализуются конкретныемероприятия по овладению будущей профессией.СреднийПо когнитивному критерию: средний уровень способности ксамоанализу и анализу профессий; владения неполной инесистематизированной информацией о мире профессий иконъюнктуре рынка труда; незначительно завышена или заниженасамооценка.По мотивационному критерию: опосредованная мотивациявыбора профессии; дифференциация профессиональной деятельности постепени привлекательности; определение ближней профессиональнойперспективы (учебное заведение и т. д.)По практическому критерию: существует профессиональный план наближайшую перспективу, планируются действия по его реализацииНизкийПо когнитивному критерию: низкий уровень способности к само-анализа и анализа профессий; отсутствие профессиографических знаний.По мотивационному критерию: преобладание мотивов, связанных с внешней привлекательностью профессии; отсутствие профессиональных интересов; вопрос выбора профессии личностно не актуализирована, выбор профессии происходит под воздействием внешних факторов.По практическому критерию: отсутствие личного профессионального плана.Приложение 2Таблица 2. Динамика ранговых показателей факторов влияния на выбор профессии классы Факторы влияния на выбор профессии 10 класс11классСоветы и влияние родителейИ1Товарищи, знакомые, сверстникиIIIIУчителя, школьные психологиIVVКружковая, внешкольная работаVIVIIСредства массовой информации111IVлитератураVIIVIСоветы представителей профессииVIII Приложение 3Таблица 3. Профессиональные намерения старшеклассников (в%) намерения10класс11класс Работать по окончании школыУчиться в:колледжеуниверситетеЗатруднились9,11,472,3 17,26,11,976,3 12,7 Приложение 4Таблица 4. Цель получения старшеклассниками высшего образования (в%) Основная цель обучения в вузах10класс11классСтать более образованным10,110,0Получить диплом о высшем образовании5,15,0Получить интересную работу14,215,0Для дальнейшей карьеры20,222,0Продолжить беззаботную жизнь4,62,4отсрочка от армии1.42,1Перспективы большого заработка8,6П. 5престижность профессии18,914,3Престижность высшего образования10,410,4По требованию родителей2,52,5Другое3,44,0Затруднились0,60,8 Приложение 5Таблица 5. Профили вузов, выбранных старшеклассниками (в%) профиль вуза10класс11классЭкономический, финансовый28.623,9юридический30,219,9гуманитарный7,114,5Медицинский7,113,0технический12,215,1Сельскохозяйственный2,10,0Военный и силовых структур1,01,1педагогический2,53,6другой9,28,9 Приложение 6Таблица 6. Оценка старшеклассниками социальной значимости профессий (в%) группа профессий10класс11классРангОбразование, здравоохранение Культура ИТР, наука Рабочие и крестьяне Силовые структуры Руководители всех уровней Торговля, сфера обслуживания Предприниматели46,74,822,929,56,71.06,714,368,2 4,7 31,8 22,4 12,9 1,2 1,2 10,61VI11IVVIII VII V
2. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. – СПб.: Изд–во «Речь», 2000. – 203с.
3. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский – М.6 – 1994. – 262с.
4. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.,1999. – 320с.
5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб. : Питер, 2005. – 221 с.
6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
7. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно–метод. пособие. – СПб., 2006. – 98 с.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.. 2005. – 413 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. – МПСИ, 2008. – 232 с.
10. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.
11. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Ilyina.phtml
12. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. - М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
13. Казакевич В.М., Марченко А.В.. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. – М.: Дрофа. 2000. – 256 с.
14. Карасева А.В. Активизирующие методы в профориентационной работе / А.В. Карасева. – Барнаул, 2007. –116 с.
15. Кибакин, С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Кибакин. – Москва, 2002. – 213 c.
16. Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсуль–тирования: Практикум по профориентации школьников старших классов: Метод, рекомендации. Хабаровск, – 2005.
17. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. – М.: Academia, 2004. – 301 с.
18. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. – М.: «Контур», 2000. – 159 с.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. – 218 с.
20. Концепция организационно–педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. – М. : Федеральный институт развития образования; Перо, 2014. – 38 с. 5.
21. Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530–533.. URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/ (Дата обращения: 2017–12–02)
22. Мухина Т.Г. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения: практико–ориентированная образовательная технология : учеб. пособие для вузов / Т.Г. Мухина; Нижегор. гос. архитектур.–строит. ун–т.– Н. Новгород : ННГАСУ, 2015. – 221 с.
23. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд–во Нижневарт. гос. ун–та,2013. — 362 с.
24. Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения: Сб. практич. мат–лов по профессиональному просвещению учащихся 5—8 классов / Сост. Т.А.Матерова. Барнаул, 2007. Ч. 2. – 155 с.
25. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – 82 с.
26. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996.
27. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. –320 с.
28. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111–122.
29. Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы городской научно– практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально– экономическом и информационно–технологическом пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 44–49.
30. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2007. – с. 94.
31. Резапкина, Г.В. Уроки самоопределения: Профориентационные занятия в 5– 9 классах./ Г.В. Резапкина// Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 32–35.
32. Самчук Е.А., Матерова Т.А. Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Метод. пособие / Алтайский краев. центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. – Барнаул, 2007. – 48 с.
33. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого– педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. – Воронеж, Москва : МПСИ, Модэк, 2010. – 16 с.
34. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.Ф. Дубровиной. – М: Педагогика, 1989. – 168 с.
35. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Ростов–на–Дону: Феникс; Санкт–Петербург: Северо–Запад, 2006. – 175 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при профессиональной ориентации учащихся в современной школе?
Проблемами профессиональной ориентации в современной школе являются отсутствие качественной информации о профессиях, недостаток практического опыта и знаний, ограниченный выбор профессий и профессиональных школ, а также несоответствие представлений о профессиях реальности.
Каковы основные особенности взаимодействия школы с институтами социума по вопросам профориентационной работы?
Основные особенности взаимодействия школы с институтами социума включают наличие различных партнеров (предприятия, учебные заведения, карьерные центры), проведение профильных мероприятий, организацию практик и стажировок, использование информационных и коммуникационных технологий.
Каковы выводы по первой главе статьи о профессиональной ориентации учащихся в современной школе?
Выводы по первой главе статьи гласят о необходимости решения проблем профессионального самоопределения и организации эффективного взаимодействия школы с различными институтами социума для успешной профориентационной работы с учащимися.
Какие особенности профессиональной ориентации на современном этапе исследованы в статье?
В статье исследованы особенности профессиональной ориентации на современном этапе, такие как отсутствие профессиональной самоидентификации, недостаток информации о профессиях и профессиональных требованиях, а также организация взаимодействия школы с различными институтами социума.
В чем заключается опыт взаимодействия школы с институтами социума по профориентационной работе, рассмотренный в статье?
В статье рассмотрен опыт взаимодействия школы с институтами социума, включающий проведение профильных мероприятий, практик и стажировок, использование информационных технологий и сотрудничество с предприятиями и учебными заведениями.
Какие проблемы возникают при профессиональном самоопределении и ориентации учащихся в школе?
Возникают проблемы недостаточной информированности о различных профессиях, неопределенности в выборе будущего пути, непонимания своих интересов и способностей, а также недостатка взаимодействия между школой и другими институтами социума.
Какие особенности существуют при организации взаимодействия школы с различными институтами социума в профориентационной работе?
Основные особенности включают взаимодействие с профориентационными центрами, высшими учебными заведениями, предприятиями и организациями, а также организацию мероприятий, направленных на ознакомление учащихся с различными профессиями.
Какие выводы можно сделать после изучения проблемы профессиональной ориентации учащихся в школе?
Выводы заключаются в том, что профессиональная ориентация является важным аспектом школьного образования, требующим активного взаимодействия школы с другими институтами социума. Также выявляется необходимость улучшения информационной базы и организации профориентационной работы.
Какие особенности проявляются в профессиональной ориентации на современном этапе?
Особенности включают разнообразие профессий и карьерных путей, возможности онлайн-обучения и дистанционной работы, быстрое изменение требований рынка труда. Также важной особенностью является индивидуальный подход к каждому учащемуся и учет его интересов и способностей.
Как происходит взаимодействие школы с другими институтами социума в профориентационной работе?
Взаимодействие осуществляется через сотрудничество с профориентационными центрами, университетами, предприятиями и организациями. Организуются встречи, мастер-классы, стажировки и другие мероприятия, которые помогают учащимся ознакомиться с различными профессиями и сделать осознанный выбор своего будущего пути.