Психокоррекция и психотерапия при нарушении интеллектуального развития

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 18 18 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 06.02.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Особенности нарушений интеллектуального развития 3
2. Психокоррекция при нарушении интеллектуального развития 10
. 13
3. Психотерапия при нарушении интеллектуального развития 14
Заключение 17
Литература 18


Фрагмент для ознакомления

Планированием и проведением специальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта занимается олигофренопедагог. Основными направлениями работы олигофренопедагога являются: обеспечение сенсорного развития детей; развитие познавательной деятельности; развитие ориентировочных действий; организация целенаправленных действий с предметами; содействие формированию познавательных мотивов; развитие мелкой моторики; развитие речи. Кроме олигофренопедагога, работу с детьми с нарушением интеллекта проводит логопед, который занимается развитием правильного звукопроизношения, развитием и активизацией словаря, формированием лексико-грамматического строя речи, развитием связной речи. В отношении детей данного контингента важным является обеспечение взаимодействия специалистов, поэтому к работе логопеда и олигофренопедагога подключаются воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической подготовке, также в работе прямое участие принимают родители. В условиях специальных коррекционных образовательных учреждениях систематически проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия с использованием различных методов – показ, объяснение, разъяснение, широко используется наглядность, разного вида игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные и т.д.), пальчиковая гимнастика, позволяющие развивать мелкую и общую моторику, внимание, представления о цвете, форме, величине, практическую ориентировку в разных свойствах предметов, развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей. .3.Психотерапия при нарушении интеллектуального развитияВ современном мире психотерапия представляет собой одну из наиболее значимых отраслей психологии. Если рассматривать психотерапию как науку, она представляет собой совокупность форм и механизмов воздействия на психику индивидуума, его поведение, деятельность. Однако в отличие от прочих дисциплин данной отрасли психотерапия выделяется существенным разнообразием основ методологии, что обеспечивает многочисленность различных приемов, методов и форм практической деятельности.Все большее внимание привлекают возможности психотерапии лиц с нарушением интеллекта. Хотя эта отсталость сама по себе не связана с неврозами или психозами, страдающие ею подвержены психологическим расстройствам в неменьшей степени, чем здоровые. Более того, у некоторых больных разочарование, связанное со их ограниченными возможностями, порождает тревогу и агрессивное поведение. Попытки использования некоторых форм психотерапии в стационарах для умственно отсталых дали обнадеживающие результаты. С учетом плохого речевого развития большинства умственно отсталых лиц могут быть полезны невербальные методы общения, включая рисование пальцами (смывающимися красками) и моделирование. Трудовая терапия – обязательная часть образовательных программ. Групповая психотерапия с ролевыми играми и совместным обсуждением проблем также находит некоторое применение в стационарных условиях.Психотерапевт должен знать, что даже он может разделять господствующие в обществе предрассудки относительно этих людей. При консультировании он должен принимать во внимание страдания и конфликты, возникающие как во всей семье, так и у каждого ее члена.Отца и мать умственно отсталого следует побуждать к проведению общих мероприятий, направленных на развитие ребенка и оказание ему помощи. Никогда не следует поощрять взгляды, согласно которым олигофренический синдром статичен и не имеет никаких шансов на изменение; напротив, даже человек с умственными нарушениями имеет индивидуальное развитие и индивидуальное течение своей жизни. Психотерапевт должен принять на себя обязательство не ограничиваться констатацией слабоумия, но предложить наиболее оптимальный план для его компенсации и лечения.Нельзя оставлять без внимания проблемы психосексуального развития, которые для умственно отсталых осложняются социальными требованиями и социальной привлекательностью. Представляется ошибочным приобретение умственно отсталыми опыта сексуальности в пределах группы своих сверстников; следует медленно добиваться приобретения ими сексуальной идентичности и относиться с пониманием к их активности. Беспомощные в своем поведении, они с трудом устанавливают сексуальные связи с половыми партнерами своего уровня и проходят через фазу мастурба­ции и примитивных реакций. Следует обсудить вместе с родителями необходимость их присутствия и ежедневного требовательного побуждения для достижения их отсталыми детьми оптимально­го уровня саморазвития. Некоторую напряженность в отношениях с родителями вы­зывает требование врача даже на время не оставлять ребенка без внимания, что рас­ценивается как намек на пренебрежение своими обязанностями. B связи с этим психотерапевт должен постоянно искать способы разгрузить родителей. При этом следует принимать во внимание, что нужно ограничивать взаимные обязательства братьев и сестер по отношению к умственно отсталым, так как умственно отсталые могут деформировать их жизненный путь. Оптимальной является выработка у умственно отсталого привычки к тому, что каждый член семьи в равной степени принимает в нем участие.Следует оказывать помощь семье по выходу из вынужденной изоляции, в которой она находится из-за отсталого ребенка. Всегда имеется возможность для широкого использования направления таких детей в будние дни в открытые учреждения федеральных объединений для умственно отсталых детей.Внешний вид слабоумных и их поведение делают их предметом унижений со сто­роны окружающих, и поэтому следует постоянно призывать посторонних оказывать умственно отсталым доброжелательную помощь в их ориентировании во внешней среде. Снижение интеллекта всегда является только бросающейся в глаза частью об­щего изменения развития, причем стадии человеческого развития так растянуты во времени, что наступающее улучшение состояния может остаться незамеченным. Нельзя пренебрегать тем, что умственно отсталые с трудом могут приобрести достаточные знания и проявить определенные способности для того, чтобы вести достойный образ жизни.ЗаключениеУмственно отсталые дети и подростки нуждаются в психологическом сопровождении в коррекционных детских садах, школах, интернатах. Личность умственно отсталого человека требует защиты от насмешек, презрения, издевательств и эксплуатации со стороны окружающих. Их родители, в свою очередь, испытывают потребность в консультациях, поддержке и психотерапии. Специальному психологу предстоит позаботиться также о нормализации положения умственно отсталых лиц в обществе, подготовив, в частности, общественное мнение к приему взрослых отстающих в развитии людей на производстве, в учреждениях, на транспорте, в местах досуга и т. д.Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами интеллекта является психологическая коррекция и психотерапия.Эффективность психокоррекционного процесса в значительной степени зависит отумения психолога составить психокоррекционную программу.ЛитератураАнаньев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2013.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2012.- 190с.Защиринская, О.В. Виды межличностных отношений у умственно отсталых детей-сирот младшего школьного возраста / О.В. Защиринская // Смысловые пространства современного человека. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. - С. 296-320.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2013. - 391 с.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2015. — 562 сОсипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2014 — 510 с



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2013.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2012.- 190с.
3. Защиринская, О.В. Виды межличностных отношений у умственно отсталых детей-сирот младшего школьного возраста / О.В. Защиринская // Смысловые пространства современного человека. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. - С. 296-320.
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2013. - 391 с.
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2015. — 562 с
6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2014 — 510 с

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеются при нарушении интеллектуального развития?

Особенности при нарушении интеллектуального развития могут включать низкий уровень интеллектуальных способностей, задержку в освоении речи и коммуникативных навыков, трудности в обучении, ограниченность в кругозоре и трудности в адаптации к социальным ситуациям.

Как происходит психокоррекция при нарушении интеллектуального развития?

Психокоррекция при нарушении интеллектуального развития включает различные методики и техники, направленные на стимуляцию интеллектуального развития ребенка. Это может включать игровую терапию, работу с различными учебными материалами, развитие речи и коммуникативных навыков, тренинги по развитию памяти и внимания, работу над самоорганизацией и планированием.

Чем отличается психотерапия при нарушении интеллектуального развития?

Психотерапия при нарушении интеллектуального развития основана на адаптации традиционных психотерапевтических методик и техник для специфических потребностей людей с нарушением интеллектуального развития. Она может включать работу над развитием самооценки, умениями регулирования эмоций, коммуникативными навыками и тренингами по самоопределению и принятию решений.

Что делает олигофренопедагог при специальной коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта?

Олигофренопедагог занимается планированием и проведением специальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта. Он работает над сенсорным развитием ребенка, развивает его речь и обучает коммуникативным навыкам, помогает преодолевать трудности в обучении и адаптироваться к социальным ситуациям.

Что такое нарушение интеллектуального развития?

Нарушение интеллектуального развития представляет собой состояние, при котором у человека снижена или ограничена способность к интеллектуальной деятельности, такой как мышление, речь, память и восприятие.

Какие бывают особенности нарушений интеллектуального развития?

Основными особенностями нарушений интеллектуального развития являются задержка в развитии познавательных способностей, недостаточность интеллектуальных возможностей и нарушение социально-психологической адаптации.

Какая роль играет психокоррекция при нарушении интеллектуального развития?

Психокоррекция при нарушении интеллектуального развития направлена на исправление и развитие психических функций у детей с данным нарушением. Она помогает улучшить когнитивные, моторные и эмоциональные навыки, а также восстановить нарушенные социально-психологические процессы.

Как проводится психотерапия при нарушении интеллектуального развития?

Психотерапия при нарушении интеллектуального развития проводится с целью помочь пациенту преодолеть эмоциональные и поведенческие проблемы, связанные с его интеллектуальными недостатками. Наиболее эффективными методами психотерапии являются когнитивно-поведенческая терапия и психоаналитическая терапия.

Где можно найти информацию о психокоррекции и психотерапии при нарушении интеллектуального развития?

Информацию о психокоррекции и психотерапии при нарушении интеллектуального развития можно найти в специальной литературе по олигофренопедагогике, психологии и психиатрии. Также можно обратиться к специалистам в этих областях для получения консультаций и рекомендаций.

Кто занимается планированием и проведением специальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта?

Специальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта занимается олигофренопедагог.

Какие основные направления работы олигофренопедагога?

Основными направлениями работы олигофренопедагога являются обеспечение сенсорного развития и психокоррекция для исправления и улучшения интеллектуального развития.

Что такое психокоррекция при нарушении интеллектуального развития?

Психокоррекция при нарушении интеллектуального развития - это комплекс мероприятий, направленных на исправление или улучшение интеллектуальных возможностей человека путем работы с его психикой, эмоциями, мышлением и поведением.