- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления национальной экономикой………………………………………………………5
1.1 Национальная экономика как система и объект государственной стратегии………………………………………………………………………….5
1.2 Современные концепции стратегического управления экономикой России………………………………………………………………8
1.3 Зарубежный опыт управления национальной экономикой……………………………………………………………………….9
Глава 2. Методические основы стратегического анализа национальной экономики………………………………………………………………………..11
2.1 Классификация методов стратегического анализа ………………….11
2.2 Методы анализа внешней и внутренней среды национальной экономики………………………………………………………………………..13
2.3 Методы моделирования национальной экономики…………......19
Глава 3. Пути совершенствования стратегического управления национальной экономикой……………………………………………….…….24
3.1. Направления совершенствования политики структурных преобразований экономики…………………………………………………....24
3.2. Адаптация зарубежного опыта стратегического управления национальной экономикой к Российским условиям…………………………28
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………
Фрагмент для ознакомления
В настоящее время в сознании российского общества достаточно широкое признание получило мнение о том, что перспективы выживания страны и возможного процветания в будущем неразрывно связаны с общемировыми процессами становления новой постиндустриальной цивилизации. Однако отправная точка движения в этом направлении у нас оказалась существенно иной, чем на Западе.
Выявление основных направлений совершенствования структуры национальной экономики является необходимой методологической предпосылкой решения этой важнейшей проблемы.
Важнейшим условием совершенствования структуры национальной экономики России является усиление инвестиционной активности. Причём привлекать инвестиции необходимо как на государственном, региональном уровне, так и на отдельных предприятиях.
Ко второму условию отнесём институциональные преобразования. В данной связи отметим необходимость борьбы с теневой экономикой, в сфере которой создаётся в стране 20-40 % всего валового внутреннего продукта.
В-третьих, необходимы меры по демонополизации экономики. Среди них – либерализация рынка, развитие малого бизнеса, использование решительных антимонопольных мер, широко распространённых в развитых странах рыночной экономики.
3.2. Адаптация зарубежного опыта стратегического управления национальной экономикой к Российским условиям.
За недостаточность и недостоверность информации подвергается критики перенимание опыта зарубежных государств в осуществлении стратегического управления в российскую национальную экономику.
Появление различных способов и методов планирования и стратегического анализа обусловлено развитием теории планирования и прогнозирования.
Часть из них довольно специфична, некоторые являются универсальными. К универсальным методам можно отнести программное и целевое планирование.
В странах Запада этот метод зарекомендовал себя как точный и подробный, причем его использование возможно на всех уровнях экономической системы.
Широкое применение на Западе целевого метода в управлении обусловлено тем, что он является хорошим инструментом в разрешении социальных и экономических проблем, как на региональном, так и на муниципальном уровне.
В нашей стране данный метод начал использоваться, начиная с 70-х годов 20 века. Однако, другая волна использования целевых социальных и экономических программ началась в начале 90-х годов. Это было связано с тем, что Национальной экономике необходимо было компенсировать недочеты вследствие некачественного государственного, отраслевого, регионального планирования, поскольку осуществлялся переход к рынку.
Региональные целевые программы являются одними из основных в практике стран Запада в отношении государственного программирования.
Их разработка широко используется в: Германии, Великобритании, Норвегии, Франции, Швеции и других европейских государствах. В 43 штатах США из 50 подобный механизм используется для решения региональных проблем, в частности строительства дорог, развития малого бизнеса, экологии. Во Франции используется данный метод для восстановления экономики депрессивных регионов, в основе него лежит экономическое районирование. Социальное и экономическое развитие страны определяется с помощью практической нагрузки, которая создается с помощью экономического анализа и планирования развития субъектов национальной экономики и городов.
Законодательные акты по развитию регионов, а также утверждение планы комплексного развития территории страны осуществляется с помощью экономического районирования.
Обеспечение самофинансирования территорий, которые обеспечивается работающей финансовой и налоговой системой, осуществляется в рамках развития экономики районов.
Но регионы-доноры осуществляют дотационную поддержку регионам-рецепиентам. Поэтому важно помнить при планировании, что необходимо уделять внимание социальным проблемам с помощью регионального расселения и миграции населения. Помогают в этом такие финансовые инструменты как кредиты, налоги.
Можно отдельно выделить значение экономического районирования в повышении производительности труда. При планировании происходит разработка мер по специализации промышленных предприятий, производственной инфраструктуры.
По аналогичному сценарию происходит развитие строительства, торговли, социальной сферы.
В национальной экономике нашей страны данный метод используется при необходимости, в случае грамотного распределения бюджетных средств, которые направлены на региональное развитие. В сравнении с зарубежным опытом, в нашей стране в основу разработки целевых программ закладываются существующие специфические проблемы региона. Все программы отличаются друг от друга объемом финансирования, охвату территории и населением.
Так, среди федеральных целевых программ развития были специальные (по преодолению последствий радиационных аварий и т. п.), экологические («Большая Волга»), общеэкономические (развитие Дальнего Востока и Забайкалья, Республики Адыгея, Челябинской области и др.), социально-геополитические (развитие Северного Кавказа, Курильских островов) и пр.
Отбор проблем для программной проработки в существующем законодательстве никак не регламентирован. Но если это допустимо, когда дело касается отраслевых ФЦП на уровне государства, то когда к ним подключаются регионы, отсутствие порядка приводит к тому, что в государственные органы подается значительное число заявок, которое проработать и профинансировать в сроки не удается. При этом региональные проблемы общегосударственного значения могут вообще не попасть в предложения регионов. Отмеченные недостатки свидетельствуют о том, что существующий порядок не регламентирует отбор проблем, подлежащих программному решению. Отбор региональных программ, как и их упразднение, носят бессистемный характер. Это в значительной мере предопределяет случайность выбора и создает предпосылки для разрастания числа ФЦП. Результатом становится невозможность их финансового обеспечения.
Еще один пример адаптации зарубежного опыта стратегического управления национальной экономики можно выделить такой – это механизм стратегического планирования в зарубежной практике и целесообразность применения контрактного подхода в процессе реализации региональной политики, используемого во Франции, с учетом его адаптации к российским условиям в качестве инструмента достижения баланса бизнеса и государства.
На сегодняшний день региональная политика в Германии является важным элементом национальной экономической политики, которая гарантирует одинаковое участие структурно слабых регионов в экономическом развитии страны. Территориальное планирование в Германии представлено четырьмя уровнями. Федеральный уровень, представленный Федеральным министерством территориальной организации, строительства и градостроительства, устанавливает рамочные условия пространственного развития для территории ФРГ.
На следующем уровне – федеральных земель – разрабатывается земельная программа территориальной организации, в ее основе лежат положения Земельного закона «О планировании», которая содержит основные положения пространственной организации и развития федеральной земли. Задачами регионального планирования является конкретизация главных целей, обозначенных плановыми органами, на уровне земли, а также координация плановых решений, которые приняты отдельными общинами. Местное планирование в Германии разделяют на два вида – планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. В задачи муниципального планирования входит комплексное планирование общины. Перспективное планирование градостроительства представляет собой разработанную на уровне общины стратегию строительства на ее территории. Согласование между землями и федеральным уровнем области регионального развития с 1969 года стало возможным благодаря новому национальному инструменту на основе конституционного механизма – Совместной Задачи, основной целью которой являлось совершенствование региональных экономических структур. Совместная задача играет важную роль в региональной политике:
– оказывает дополнительную помощь регионам, которые не в состоянии разрешить возникшие проблемы самостоятельно, при помощи систем, исключающих конкуренцию между ними;
– обеспечивает единую схему для проведения реструктуризации и развития всех земель.
Рассматривая опыт Франции можно сказать, что в рамках государственного стратегического планирования разработан Генеральный территориального устройства на период до 2020 года. Основные положения данного документа подробно отражаются в индикативных пятилетних планах – «государство – регион». Основное назначение подобных контрактов состоит в получении финансирования со стороны государства и других участников контракта, а также согласование позиций и интересов участников и их роли в осуществлении мероприятий. Подобная «контрактизация» отношений между государством и регионами означает переход от подчинения к взаимозависимости в определенных границах.
Комплексное экономическое развитие регионов является ключевым условием контрактов между регионом и государством. Плановые контракты обязывают государство и регион выполнять строго запланированную программу инвестиций в течение определѐнного периода времени. Таким образом, в зарубежной практике выработаны достаточно эффективные механизмы организации регионального планирования, которые, с учетом российской специфики, могут быть использованы в практике разработки стратегий регионами Российской Федерации и в процессе их согласования на региональном уровне.
Успешное согласование интересов власти и бизнес-структур в рамках реализации социально-экономического развития региона зависит от того, насколько плодотворным является их взаимодействие. Для достижения компромисса между ними потребуются специальные разработки, принятия, реализации, координации и контроля, которые будут содержать в себе принципы регионально-корпоративного управления.
В частности, в России целесообразно активное внедрение контрактов между государством и бизнесом аналогично французской системе контрактов. Использование контрактной модели стратегического планирования, на наш взгляд, должно быть основано на декомпозиции сбалансированной системы показателей стратегии социально-экономического развития региона (перспективы, стратегические цели, показатели, целевые значения, причинно-следственные связи, стратегические альтернативы), которая должна разрабатываться всеми участниками реализации СЭР региона.
По нашему мнению, опыт развитых стран может быть полезен и в отношении усиления внимания к выравниванию регионального развития на основе сочетания ограничительных и стимулирующих мер. В США, например, на основе анализа развития экономических районов принята единая экономическая сетка. Во многом она выполняет роль ограничителя. Так, временная протекционистская политика в отношении наиболее сильных регионов носит избирательный характер и нацелена прежде всего на недопущение в такие регионы производителей определенных товаров и услуг.
К шагам, предпринимаемым на общегосударственном уровне, могут, кроме того, быть добавлены меры в рамках планирования на местном уровне.
Из зарубежного опыта в нашей стране также может быть использована идея создания Агентства экономического развития проблемных 12 территорий при Минрегионразвития, в функции которого будет входить разработка (адаптация мирового опыта) и создание принципиально новых инструментов государственного воздействия на региональное развитие в рамках конкретных регионов, которые позволят регулировать уровень социально-экономического развития.
Заключение
С учетом поставленной цели задач во введении и проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Были рассмотрены основные постулаты национальной экономики и ее функционирование. Были систематизированы полученные знания в отношении процессов и явлений, которые обеспечивают функционирование национальной экономики. Были рассмотрены основные уровни структуры национальной экономики.
В качестве основных методов стратегического анализа национальной экономики можно выделить PEST и SWOT анализы. Они помогают провести подробный анализ влияния макросреды на эффективность национальной экономической системы.
При проведении стратегического анализа национальной экономики все показатели можно подразделить на следующие группы – показатели экономической конъюнктуры, потоки, запасы (активы).
Были рассмотрены интересные примеры применения инструментов стратегического управления в других странах и возможность применения их в национальной экономике нашей страны.
Список литературы
Аксенова Т.Н., Самаева Е.В. Оценка риска диверсификации деятельности предпринимательских субъектов в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-2 (76-2). С. 350-353.
Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
4. Власов М.П. Моделирование экономических процессов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
5. Володин А.А. Оптимизационные задачи в экономике. - Рязань: Дело, 2001.
6. Галкин А.А. Основные направления и условия совершенствования структуры национальной экономики России//Синергия. № 1. 2018. С.24-30.
7.Галкин А.А., Бородкина Т.А. Направления корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 87-95.
8.Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. - М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.
10. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент :учебник / Дэвид Кэмпбел ; пер. с англ. Н. И. Алмазовой. – М. : Проспект, 2003.
11.Кокорев А.С. Пути повышения эффективности государственных корпораций и их взаимодействия с другими экономическими субъектами // В сборнике: Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва. 2017. С. 33-37.
12.Максименко А.А. Ценностное управление и его значение в современном менеджменте // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 98-102.
13.Мельникова Н.С. Адаптация зарубежного опыта стратегического планирования применительно к российской практике//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. № 26. С. 11-14.
14.Мещеряков Д.А., Галкин А.А. Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2015. № 5. С. 38-41.
15. Стародубцева О.А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / О.А.Стародубцева – Новосибирск : НГТУ, 2006.
16. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс]. – http://www.gisa.ru.
17. Шурупова А.С. Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям//Вестник ТГУ. № 7 (75). 2009. С.14-18.
Власов М.П. Моделирование экономических процессов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. С.123
Там же. С.124.
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. С.56
Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. - М.: ИНФРА-М, 2002.С.57
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. С.58
Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс]. – http://www.gisa.ru/38029.html.
37
1. Аксенова Т.Н., Самаева Е.В. Оценка риска диверсификации деятельности предпринимательских субъектов в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-2 (76-2). С. 350-353.
2. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
4. Власов М.П. Моделирование экономических процессов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
5. Володин А.А. Оптимизационные задачи в экономике. - Рязань: Дело, 2001.
6. Галкин А.А. Основные направления и условия совершенствования структуры национальной экономики России//Синергия. № 1. 2018. С.24-30.
7.Галкин А.А., Бородкина Т.А. Направления корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 87-95.
8.Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. - М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.
10. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент :учебник / Дэвид Кэмпбел ; пер. с англ. Н. И. Алмазовой. – М. : Проспект, 2003.
11.Кокорев А.С. Пути повышения эффективности государственных корпораций и их взаимодействия с другими экономическими субъектами // В сборнике: Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва. 2017. С. 33-37.
12.Максименко А.А. Ценностное управление и его значение в современном менеджменте // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 98-102.
13.Мельникова Н.С. Адаптация зарубежного опыта стратегического планирования применительно к российской практике//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. № 26. С. 11-14.
14.Мещеряков Д.А., Галкин А.А. Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2015. № 5. С. 38-41.
15. Стародубцева О.А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / О.А.Стародубцева – Новосибирск : НГТУ, 2006.
16. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс]. – http://www.gisa.ru.
17. Шурупова А.С. Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям//Вестник ТГУ. № 7 (75). 2009. С.14-18.
Вопрос-ответ:
Что такое национальная экономика?
Национальная экономика - это экономическая система, охватывающая все процессы производства, распределения и потребления товаров и услуг внутри одного государства.
Какие концепции стратегического управления экономикой применяются в России?
В России применяются различные концепции стратегического управления экономикой, включая инновационную, индустриальную, региональную и территориальную концепции.
Какой зарубежный опыт управления национальной экономикой можно использовать?
Зарубежный опыт в управлении национальной экономикой включает различные модели и подходы, которые могут быть применены в России. Например, это может быть опыт стран Скандинавии, с их упором на социальное равенство и поддержку инноваций, или опыт развитых азиатских стран, с их акцентом на экспорт и промышленность.
Какая цель государственной стратегии в отношении национальной экономики?
Цель государственной стратегии в отношении национальной экономики заключается в достижении устойчивого экономического роста, улучшении уровня жизни граждан, обеспечении социальной справедливости и укреплении положения государства на международной арене.
Какими методами можно провести стратегический анализ в управлении национальной экономикой?
Стратегический анализ в управлении национальной экономикой можно провести с использованием таких методов, как SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ PESTEL (анализ политических, экономических, социальных, технологических, экологических и правовых факторов), анализ международной конкурентоспособности и другие.
Какими методами можно проводить стратегический анализ в управлении национальной экономикой?
Стратегический анализ в управлении национальной экономикой может проводиться с использованием различных методов, таких как SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ промышленной структуры и конкурентной среды, анализ экономических показателей, сравнительный анализ, сценарный анализ и другие.
Какую роль играет национальная экономика в государственной стратегии?
Национальная экономика является объектом государственной стратегии и играет важную роль в достижении стратегических целей государства. Управление национальной экономикой включает в себя разработку и реализацию стратегий, направленных на улучшение экономического положения страны, повышение конкурентоспособности ее продукции, рост национального дохода и других показателей.
Какие концепции стратегического управления экономикой существуют в России?
В России существуют различные концепции стратегического управления экономикой. Некоторые из них включают в себя модернизацию и инновационное развитие, развитие конкурентных преимуществ и повышение производительности, развитие инфраструктуры и социальной сферы, поддержку малого и среднего бизнеса и другие направления.
Какой зарубежный опыт управления национальной экономикой можно использовать в России?
В России можно использовать зарубежный опыт управления национальной экономикой, включая такие аспекты, как развитие инноваций, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие экспорта, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитие туризма и другие успешные практики, применяемые в других странах.
Какую роль играет анализ промышленной структуры и конкурентной среды в стратегическом управлении национальной экономикой?
Анализ промышленной структуры и конкурентной среды является важной частью стратегического управления национальной экономикой. Он позволяет оценить состояние и конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий, определить сильные и слабые стороны конкурентов, выявить потенциальные угрозы и возможности для развития экономики.
Какие методы стратегического анализа используются в управлении национальной экономикой?
В управлении национальной экономикой используются различные методы стратегического анализа, такие как PESTEL-анализ, SWOT-анализ, анализ конкурентной среды, анализ сильных и слабых сторон экономики и другие. Эти методы позволяют выявить основные факторы, которые могут повлиять на развитие экономики и определить стратегические направления для достижения успеха.
Каковы основные принципы стратегического управления национальной экономикой в России?
Основные принципы стратегического управления национальной экономикой в России включают в себя следующие: установление ясных стратегических приоритетов, разработка и реализация долгосрочных планов и программ, активное использование инноваций и новых технологий, развитие конкурентоспособности экономики, сотрудничество с зарубежными партнерами и др. Эти принципы помогают создать устойчивую и процветающую национальную экономику.