Формирование положительной мотивации младших школьников посредством интеллектуальных игр

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 09.02.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования положительной мотивации младших школьников посредством интеллектуальных игр 6
1.1. Характеристика возрастного периода младших школьников 6
1.2. Психологические особенности мотивации младших школьников 10
1.3. Формирование положительной мотивации младших школьников посредством интеллектуальных игр 14
Выводы по Главе I 16
Глава II. Эмпирическое исследование формирования положительной мотивации младших школьников посредством интеллектуальных игр 18
2.1 Моделирование программы по формированию положительной мотивации младших школьников 18
2.2. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов 24
Выводы по Главе II 28
Заключение 30
Литература 33

Фрагмент для ознакомления

В программе используются следующие педагогические:1. Приемы:- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия;- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;2.Принципы- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;-гуманизац.ии - дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять; -детоцент.ризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе: взаимному уважению.Таким образом, разработанная комплексная программа «Играем вместе» по развитию положительной мотивации младших школьников с помощью интеллектуальных игр, с нашей точки зрения является эффективной, т.к. в программе использовался комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, который позволяет в полной мере создать психолого-педагогические условия для успешного развития произвольной регуляции поведения.2.2. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментовДля доказательства результативности опытно-экспериментальной работы использовались показатели мотивационной направленности младших школьников. Исследование проводилось на учениках 1-ых классов в количестве 50 человек. Для оценки мотивационной направленности применялась методика Для диагностики уровня мотивации использовалась анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).Результаты до проведения программы «играем вместе» представлены на рисунке 1.Рис.1. Уровни мотивации школьного обучения, % до проведения программыИз рисунка видно, что высокая мотивация к школьному обучению присутствует у 3% учеников, средняя у 86% и низкая у 11%.Высокий уровень мотивации характеризуется: такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.Средний уровень мотивации характеризуется: ученики успешно справляются с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.Низкий уровень мотивации характеризуется: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.Группу младших школьников мы разделили на две: контрольную и экспериментальную. С экспериментальной группой нами проводилась программа, по результатам которой мы проводили повторный диагностический срез. Полученные результаты можно представить в виде уровней развития положительной мотивации. Результаты повторной диагностики представлены на рисунке 2 по двум группам испытуемых.Рис.2. Уровни мотивации школьного обучения, % после проведения программы по двум группам испытуемыхИз рисунка мы видим, что после проведения программы в экспериментальной группе число учеников с высокой мотивацией увеличилось до 26%, со средней мотивацией снизилось до 71% и с низкой мотивацией также снизилось до 3%.Формирующий эксперимент подтвердил свою результативность. Гипотеза исследования подтверждена: включение в урок интеллектуальных игр способствует формированию положительной мотивации младших школьников.Выводы по Главе IIДля развития положительной мотивации младших школьников посредством интеллектуальных игр была разработана программа, рассчитанная на 40 часов. В основу программы положены следующие принципы и подходы: принцип непрерывности и комплексности развивающего воспитательного воздействия в школе и семье; принцип коммуникативной направленности развития навыков общения; принцип обучения и воспитания детей в группе; принцип наглядности; принцип гуманистической направленности; принцип стимуляции познавательной, исследовательской активности ребенка; принцип интеграции. Содержание программы было представлено блоками, которые соответствуют развитию показателей:Уровень развития умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;Уровень развития организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов;Уровень развития направленности ребенка на достижение цели.Блок работы с родителями по формированию у детей положительной мотивации.В ходе экспериментальной работы и был проведён констатирующий и формирующий эксперименты, использовались следующие формы и методы: с детьми – средства интеллектуальной игры, с родителями – родительские консультации, семинары и др.После проведения программы в экспериментальной группе число учеников с высокой мотивацией увеличилось до 26%, со средней мотивацией снизилось до 71% и с низкой мотивацией также снизилось до 3%.Формирующий эксперимент подтвердил свою результативность. Гипотеза исследования подтверждена: включение в урок интеллектуальных игр способствует формированию положительной мотивации младших школьников.ЗаключениеПсихическое развитие детей младшего школьного возраста отличается изменениями во всех психологических структурах личности. Так, у детей интенсивно развиваются способности, формируются новые потребности и интересы, определенные черты характера, намечается направленность личности, происходит изменение типологических свойств ребенка, изменение его характера. Происходит интенсивное овладение нравственными нормами и правилами поведения. Важным новообразованием этого периода является произвольное поведение, которое можно определить как поведение, опосредованное нормами и правилами. Растет потребность ребенка в обществе ровесников, в результате чего интенсивно развиваются социальные эмоции.Когнитивное развитие детей младшего школьного возраста представлено основными психическими процессами: восприятием, воображением, речью, вниманием, мышлением, памятью, волею. Именно эти процессы дают ребенку возможность осязать окружающий мир, давать ему личностную оценку, строить определенные выводы на основе его восприятия и переработки информации.Очень важно место взрослого в формировании у школьника произвольного поведения. Она считала, что добрые отношения между взрослым и ребёнком облегчают понимание им требований, а также подчинение требованиям, предъявляемым обществом. В овладении собственного поведения огромное значение играет речь. Она помогает ребёнку посмотреть на себя со стороны, а затем организовать свои действия и поведение. Л.С. Выготский считал речь важной линией развития произвольного поведения, с помощью которой ребёнок способен приобщаться к истине, красоте и так далее.В частности, среди характеристик интеллектуального развития есть такая, как рефлек.сивность- т.е. способность обдумывать свои решения, планировать свои действия, которая противопоставляется им. С семилетнего возраста регулирующий тормозной контроль коры головного мозга под инстинктивной и эмоциональной реакцией приобретает наибольшую силу, поэтому большинство детей в возрасте семи лет уже могут осознанно регулировать свою деятельность. Изучение мотивации каждого ученика, на наш взгляд, должно быть так же полисубъектным. Т.е. необходимо сопоставить характеристики данные ученику не одним, а несколькими учителями, родителями, классным руководителем. Мотивация достижения того или иного результата начинает формироваться у детей еще в дошкольные годы. Уже перед поступлением в первый класс развивается большей частью созданное воспитанием и примером родителей отношение к учебе. Таким образом, необходимо продолжить изучение целевой мотивации родителей в отношении учебной деятельности их детей.Для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности следует соблюдать не одно из условий формирования мотивации, а все условия в определенной системе, в комплексе, так как ни одно из них, само по себе, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все условия являются достаточно эффективным средством формирования положительной мотивационной сферы у школьников.Для развития положительной мотивации младших школьников посредством интеллектуальных игр была разработана программа, рассчитанная на 40 часов. В основу программы положены следующие принципы и подходы: принцип непрерывности и комплексности развивающего воспитательного воздействия в школе и семье; принцип коммуникативной направленности развития навыков общения; принцип обучения и воспитания детей в группе; принцип наглядности; принцип гуманистической направленности; принцип стимуляции познавательной, исследовательской активности ребенка; принцип интеграции. Содержание программы было представлено блоками, которые соответствуют развитию показателей:Уровень развития умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;Уровень развития организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов;Уровень развития направленности ребенка на достижение цели.Блок работы с родителями по формированию у детей положительной мотивации.В ходе экспериментальной работы и был проведён констатирующий и формирующий эксперименты, использовались следующие формы и методы: с детьми – средства интеллектуальной игры, с родителями – родительские консультации, семинары и др. После проведения программы в экспериментальной группе число учеников с высокой мотивацией увеличилось до 26%, со средней мотивацией снизилось до 71% и с низкой мотивацией также снизилось до 3%.Формирующий эксперимент подтвердил свою результативность. Гипотеза исследования подтверждена: включение в урок интеллектуальных игр способствует формированию положительной мотивации младших школьников.ЛитератураАнохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – М., 2016. – №6. – С.4-5Божович, Л.И, Славина, Л.И., Ендовицкая,Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии – 2016. - №4. -С. 55-68.Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2016. – 215с.Воробьева, Е.А. Формирование основ произвольной саморегуляции учебной деятельности младших школьников / VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». 7-8 июля 2017 г. – М., ПИРАО, МГППУ, 2017. – С.45-51.Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. - Т. 4 – 512с.Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. / Ред. Н.Б. Крылова. – М., 2017. – 122 с.3аир-Бек, Е.С. «Условия эффективности формирования познавательных интересов школьников в обучении» //Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. - Вежвуз. -СБ научных трудов. 2015. – 312с.Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры школьника (материалы симпозиума) / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2018. – С.13-18.Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. / Под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А. К. Марковой. – М.: Педагогика, 2016. – 219с.Зейгарник, Б.В.Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. Мазур. // Психологический журнал – 2016. – т. 2. – № 2. – С.15-21Зимняя, И.А. «Педагогическая психология»: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2013.- 123с.Кравцов, Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника. - М.: Просвещение, 2016. – С. 4 -18.Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2014.-С.4-10. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / Здоровье дошкольника, 2016. – 315с.Мамонова, Е.Б. Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников // Начальная школа. - 2016. - №1. - С. 34 -36.Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей // Известия АН. 2017. Вып. 14. – С.5-12.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 5-19 Полонская, Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения // А.Р.Лурия и психология XXI века (доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия) / Под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М.Глозман. - М. - 2013. - С. 206-214. Репкина, Н.В. Память в учебной деятельности школьника. - М.: Московский городской психолого - педагогический университет, 2014. -315с. Росина, Н.В. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Нижний Новгород: ООО «РКП», 2016. – 213с.Телегина, Э.Д., Гагай, В.В.Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников // Мир психологии. - 2013. - №2. - С. 33-45. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373. Чередникова, Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 2017. - 64 с.Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого- педагогических проблем развития образования // VI конференция «Психологии образования» № 1 (26) январь – март 2014.

Литература

1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – М., 2016. – №6. – С.4-5
2. Божович, Л.И, Славина, Л.И., Ендовицкая, Т.В. Опыт экспериментального изучения произ¬вольного поведения // Вопросы психологии – 2016. - №4. - С. 55-68.
3. Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2016. – 215с.
4. Воробьева, Е.А. Формирование основ произвольной саморегуляции учебной деятельности младших школьников / VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». 7-8 июля 2017 г. – М., ПИРАО, МГППУ, 2017. – С.45-51.
5. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. - Т. 4 – 512с.
6. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. / Ред. Н.Б. Крылова. – М., 2017. – 122 с.
7. 3аир-Бек, Е.С. «Условия эффективности формирования познавательных интересов школьников в обучении» // Активизация учебно-познавательной де¬ятельности учащихся. - Вежвуз. - СБ научных трудов. 2015. – 312с.
8. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры школьника (материалы симпозиума) / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2018. – С.13-18.
9. Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. / Под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А. К. Марковой. – М.: Педагогика, 2016. – 219с.
10. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. Мазур. // Психологический журнал – 2016. – т. 2. – № 2. – С.15-21
11. Зимняя, И.А. «Педагогическая психология»: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2013.- 123с.
12. Кравцов, Г.Г. Игра как ведущая деятель¬ность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника. - М.: Просвещение, 2016. – С. 4 -18.
13. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2014.-С.4-10.
14. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / Здоровье дошкольника, 2016. – 315с.
15. Мамонова, Е.Б. Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников // Начальная школа. - 2016. - №1. - С. 34 -36.
16. Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей // Известия АН. 2017. Вып. 14. – С.5-12.
17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с
18. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 5-19
19. Полонская, Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения // А.Р.Лурия и психология XXI века (доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия) / Под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М.Глозман. - М. - 2013. - С. 206-214.
20. Репкина, Н.В. Память в учебной деятельности школьника. - М.: Московский городской психолого - педагогический университет, 2014. -315с.
21. Росина, Н.В. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Нижний Новгород: ООО «РКП», 2016. – 213с.
22. Телегина, Э.Д., Гагай, В.В. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников // Мир психологии. - 2013. - №2. - С. 33-45.
23. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
24. Чередникова, Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практичес¬кого психолога. - Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 2017. - 64 с.
25. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого- педагогических проблем развития образования // VI конференция «Психологии образования» № 1 (26) январь – март 2014.

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют возрастной период младших школьников?

Возрастной период младших школьников характеризуется быстрым развитием интеллекта, активным повышением интереса к окружающему миру, формированием самостоятельности и социальных навыков.

Какие психологические особенности мотивации у младших школьников?

У младших школьников важную роль играет внешняя мотивация, связанная с похвалой и наградой со стороны учителей и родителей. Отрицательное отношение к учебе и недостаток интереса могут привести к снижению мотивации учиться.

Какие методы формирования положительной мотивации у младших школьников используются через интеллектуальные игры?

Для формирования положительной мотивации у младших школьников используются различные интеллектуальные игры, которые стимулируют интерес к учебе и развивают интеллектуальные навыки. Такие игры могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По результатам анализа первой главы статьи можно сделать вывод, что возрастной период младших школьников характеризуется быстрым развитием интеллекта и формированием самостоятельности. Кроме того, игры являются эффективным средством формирования положительной мотивации учеников к учебе.

Что предлагает вторая глава статьи?

Во второй главе статьи предлагаются эмпирические данные о влиянии интеллектуальных игр на формирование положительной мотивации младших школьников. Авторы проводили исследования, которые показывают, что использование игр в образовательном процессе способствует улучшению мотивации учеников и развитию их интеллектуальных способностей.

Какие мотивы младших школьников могут быть сформированы посредством интеллектуальных игр?

Интеллектуальные игры могут помочь сформировать у младших школьников такие мотивы, как любознательность, стремление к новому знанию, желание развивать свои интеллектуальные способности, уверенность в своих силах, а также интерес к учебной деятельности.

Какие психологические особенности мотивации у младших школьников можно выделить?

У младших школьников психологические особенности мотивации включают изменчивость интересов, высокую мотивацию к игре, преобладание внешней мотивации, недостаточную саморегуляцию, зависимость мотивации от окружающей среды и взаимосвязь мотивации и успеваемости.

Каким образом мотивация младших школьников может быть сформирована через интеллектуальные игры?

Через интеллектуальные игры младшие школьники получают возможность развивать свои интеллектуальные способности, приобретать новые знания, преодолевать трудности и достигать успеха. Эти игры способствуют формированию положительной мотивации, так как дети испытывают радость от победы, интерес к учебной деятельности и удовлетворение от развития своих интеллектуальных способностей.

Какие выводы можно сделать по анализу проблемы формирования положительной мотивации младших школьников через интеллектуальные игры?

Анализ проблемы показал, что интеллектуальные игры являются эффективным средством формирования положительной мотивации у младших школьников. Они помогают развивать у детей стремление к знаниям, интерес к учебной деятельности и уверенность в своих силах. Кроме того, игры способствуют развитию интеллектуальных способностей и помогают преодолевать трудности, что помогает детям достигать успеха и получать удовлетворение от учебы.

Что такое формирование положительной мотивации у младших школьников?

Формирование положительной мотивации у младших школьников - это процесс создания и развития у детей интереса и желания к обучению и достижению успеха в учебной деятельности.

Какие характеристики возрастного периода младших школьников влияют на формирование положительной мотивации?

Одна из главных характеристик возрастного периода младших школьников - это формирование потребности в самостоятельности и самоопределении. Это позволяет взаимодействовать с детьми через интеллектуальные игры, развивая их интерес к обучению и мотивацию к достижению успеха.

В чем состоит эмпирическое исследование формирования положительной мотивации у младших школьников?

Эмпирическое исследование заключается в проведении практического эксперимента, в ходе которого было выявлено, что использование интеллектуальных игр в образовательном процессе младших школьников существенно увеличивает их мотивацию к обучению и достижению успеха.