Культура речевого общения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 22 22 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.02.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
1 Культура речи как основной составляющий аспект высокой общей культуры человека 5
2 Коммуникативный компонент культуры речи 11
3 Этикет в культуре речевого общения 15
Заключение 20
Список использованных источников 22

Фрагмент для ознакомления

);
формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает позитивное воздействие на слушателя (читателя).
Существует ряд особых правил ведения диалога для говорящего и для слушающего, так называемый речевой этикет.
Так, собеседникам предписывается доброжелательное отношение друг к другу. Запрещается своей речью наносить партнеру ущерб: оскорбление, обиду, пренебрежение, нельзя высказывать прямые негативные оценки. Основным психологическим требованием речевого этикета является, безусловно, принцип «не навреди».
В беседе нужно принимать в учет социальный статус, возраст и пол собеседника, ситуацию общения.
Говорящему не следует ставить в центр внимания собственное «я», он должен уметь встать на позицию партнера, он не должен давить на собеседника, превращать диалог в монолог. Следовательно, и слушающий должен отодвигать на второй план свое «я», включать эмпатическое слушание.
И говорящий, и слушающий, поставив другого в центр своего внимания, должны принимать в учет личность другого, осведомленность его в теме, степень заинтересованности, поддерживать постоянно контакт при помощи невербальных средств (через взгляд, жест, мимику). Слушающий должен сигнализировать партнеру кивком головы, поддакиванием, мимикой о своем интересе и внимании.
Собеседники должны передавать поочередно инициативу в диалоге, уметь тактично, однако при этом твердо брать в свои руки инициативу, если партнер увлекся или сознательно захватил право на монолог.
В общении играет существенную роль выбор дистанции. Партнеры должны принимать в учет дистанцию, принятую в определенной национальной культуре, допустимую при различных типах общения. Говорящим предписывается выбор степени свободы поведения в зависимости от условий общения, национального состава участников. Излишне громкий голос и размахивание руками перед лицом собеседника вряд ли содействуют коммуникации.
Говорящему рекомендуется объяснять подробно свою позицию, если собеседник не соглашается с ней, не допуская критики или спора, не вынуждая другого занять оборонительную позицию, он может рассердиться или замолчать.
Говорящий должен следовать логике развертывания текста, удерживать тему разговора, не перескакивать с одного на другое. Слушающий обязан также не терять нить разговора, не отвлекаться от предмета беседы и избегать попутных отступлений, не раздражаться на специфические качества говорящего, отделять человека от проблемы, чтобы не упустить ценную информацию, если человек неприятен чем-то слушающему.
Слушающему нужно показывать говорящему, что он готов слушать его. Необходимо действовать и выглядеть заинтересовано. Слушая, следует стремиться понять, а не искать повод для раздражения, облегчать собеседнику положительный ответ. Рекомендуется избегать вопросов, на которые собеседник может ответить «нет».
Собеседники должны помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания является ограниченным. Время говорения без паузы может длиться от 45 секунд до 1,5 минуты, а наиболее благоприятной является длина устного высказывания, равная семи смысловым единицам +2.
Собеседникам рекомендуется выражаться в оптимистичной и убедительной манере.
Собеседники должны вести отбор языковых средств, помня об уместности, точности, доступности, выразительности, логичности как коммуникативных качествах речи.
И слушающий, и говорящий должны контролировать не только свои мысли, но и свои чувства: если их захлестывают эмоции, вряд ли общение будет продуктивным, кроме того, рассерженный человек придает словам другого неверный смысл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, культура речевого общения представляет собой умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства согласно целям и условиям общения. Правильной является речь, которая согласуется с нормами литературного языка (грамматика, произношение, лексика). Подлинная культура речи достигается уместным и умелым употреблением лексики различных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенную ценность представляет богатство интонаций. Необходимо обладать ясным представлением о стилистической градации языковых элементов, о различном их предназначении.
К примеру, книжные слова уместны в жанрах книжно – письменной речи - научной статье, тексте закона, докладе, газетной корреспонденции – и употребляются мало в бытовых ситуациях общения. В особенности бытовому языку вредит канцеляриат – неуместное употребление канцелярских оборотов и слов. С другой стороны, в деловом документе или в научной публикации не употребляются обороты и слова стилистически сниженные, разговорные. По тому, как человек пишет и говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о внутренней его культуре.
При характеристике совокупности навыков, знаний и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения дают возможность обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Высокая культура речи - это умение выразительно, точно и правильно передать средствами языка свои мысли. Она также заключается в умении найти наиболее уместное и наиболее доходчивое, подходящее для каждого определенного случая средство для выражения своей мысли. Культура речевого общения обязывает человека придерживаться целого ряда обязательных правил и норм, среди которых являются важнейшими:
содержательность - предельная информативность и продуманность выражений; истинное красноречие заключается в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;
логичность - непротиворечивость, обоснованность и последовательность изложения, в котором все ведущие положения подчинены единой мысли и взаимосвязаны;
доказательность - обоснованность, понятность и достоверность доводов, которые должны показать наглядно собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и обладает объективным характером;
убедительность - способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение укоренилось прочно в его сознании;
ясность - каждое выражение должно быть ясным и четким; слишком быстрая речь с трудом воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение; невыразительная и тусклая речь способна погубить самые глубокие мысли;
понятность - пользование терминами и словами, понятными собеседнику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - М.: КноРус, 2013. - 424 с.
Вишнякова С.А. Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей // ТРУДЫ СПБГИК. – 2013.
Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. - М.: Логос, 2014. - 328 c.
Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации. Теория и практика / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - М.: Юрайт, 2014. - 384 с.
Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Проспект, 2016. - 344 c.
Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
Левшин Е. О. Речь и культура общения // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 50-52.
Новицкий И.Б. Культура письменной и устной речи: Учебное пособие / И.Б. Новицкий. - М.: КноРус, 2013. - 272 c.
Черняева И.В. Культура речевого общения // Вестн. науки и творчества. – 2016. - № 5. – С. 483-493.

Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Проспект, 2016. – С. 135.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. – С. 214.
Левшин Е. О. Речь и культура общения // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 50.
Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. - М.: Логос, 2014. – С. 62.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - М.: КноРус, 2013. – С. 174.
Новицкий И.Б. Культура письменной и устной речи: Учебное пособие / И.Б. Новицкий. - М.: КноРус, 2013. – С. 134.
Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. – С. 237.
Черняева И.В. Культура речевого общения // Вестн. науки и творчества. – 2016. - № 5. – С. 488.
Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации. Теория и практика / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - М.: Юрайт, 2014. – С. 113.
Вишнякова С.А. Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей // ТРУДЫ СПБГИК. – 2013.















4








22





2





5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - М.: КноРус, 2013. - 424 с.
3. Вишнякова С.А. Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей // ТРУДЫ СПБГИК. – 2013.
4. Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. - М.: Логос, 2014. - 328 c.
5. Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации. Теория и практика / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - М.: Юрайт, 2014. - 384 с.
6. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Проспект, 2016. - 344 c.
7. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
8. Левшин Е. О. Речь и культура общения // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 50-52.
9. Новицкий И.Б. Культура письменной и устной речи: Учебное пособие / И.Б. Новицкий. - М.: КноРус, 2013. - 272 c.
10. Черняева И.В. Культура речевого общения // Вестн. науки и творчества. – 2016. - № 5. – С. 483-493.

Вопрос-ответ:

Что такое культура речи?

Культура речи - это основной аспект общей культуры человека, который включает в себя умение грамотно и целесообразно использовать язык в общении.

Какой компонент культуры речи является важным для общения?

Коммуникативный компонент культуры речи является ключевым для успешного общения. Он включает в себя навыки слушать и говорить на языке так, чтобы быть понятым и понять собеседника.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет - это набор правил ведения диалога, которые помогают создать благоприятную эмоциональную обстановку во время общения. Это важно как для говорящего, так и для слушающего.

Как речевой этикет влияет на общение?

Речевой этикет создает благоприятную эмоциональную обстановку, что оказывает позитивное воздействие на слушателя или читателя. Это помогает строить взаимопонимание и укреплять отношения между людьми.

Какие основные правила речевого этикета существуют?

Основные правила речевого этикета включают в себя умение выражать свои мысли ясно и точно, уважение к собеседнику, умение слушать и быть внимательным, использование тактичных форм общения и избегание оскорблений.

Какое значение имеет культура речи в общей культуре человека?

Культура речи является основной составляющей аспектом высокой общей культуры. Она помогает человеку выражать свои мысли и идеи более точно и эффективно, устанавливать контакты с другими людьми, повышать свою эрудицию и образованность. Кроме того, культура речи способствует формированию благоприятной эмоциональной атмосферы в общении и оказывает положительное воздействие на слушателя или читателя.

Что входит в коммуникативный компонент культуры речи?

Коммуникативный компонент культуры речи включает в себя знание языка, умение грамотно и точно выражать свои мысли, понимать и интерпретировать сообщения других людей, а также умение устанавливать и поддерживать контакты с собеседниками. Кроме того, в коммуникативном компоненте культуры речи важную роль играет умение управлять речевой деятельностью в соответствии с конкретными коммуникативными задачами и тактикой общения.

Что такое речевой этикет и почему он важен в культуре речевого общения?

Речевой этикет - это совокупность правил и норм, регулирующих взаимодействие между собеседниками, ведение диалога и выражение своих мыслей. Речевой этикет важен в культуре речевого общения, так как он способствует сохранению уважительного и вежливого отношения между собеседниками, создает благоприятную и доверительную обстановку, помогает избежать конфликтов и недоразумений, а также облегчает взаимопонимание и успешную коммуникацию.

Какие правила ведения диалога существуют для говорящего?

Для говорящего существуют ряд правил ведения диалога, которые помогают осуществить четкое и понятное выражение мыслей. Некоторые из них включают: ясность и последовательность высказывания, умение подстраиваться под коммуникативные потребности собеседника, умение слушать и учесть мнение других, использование адекватной лексики и грамматических конструкций, а также умение контролировать речевую интонацию и произношение.

Какое влияние оказывает культура речи на общую культуру человека?

Культура речи является основным составляющим аспектом высокой общей культуры человека. Она формирует навыки и умения правильного общения, а также способствует развитию межличностных отношений. Культура речи помогает выражать свои мысли точно и ясно, понимать и уважать точку зрения других людей, а также создавать благоприятную атмосферу в общении.

В чем заключается коммуникативный компонент культуры речи?

Коммуникативный компонент культуры речи включает в себя навыки эффективного общения, такие как умение слушать и слышать собеседника, адекватно реагировать на высказывания, умение устанавливать контакт с людьми разных культур и возрастов. Культура речи помогает развивать навыки эмоционального интеллекта, способствует формированию уважительного отношения к собеседнику и повышению общей коммуникативной компетентности.