ПСпсихологические проблемы готовности к школе дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 13.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности детей в школу в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы 7
1.2. Структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе 19
1.3. Проблемы неготовности детей к школе и пути их преодоления 21
Глава 2. Практическое исследование особенностей психологической готовности к школе детей 28
2.1. Методики для диагностики готовности к школе у детей 28
2.2. Результаты диагностики готовности к школе 30
Заключение 34
Список использованной литературы 35
чтомогутсделатьродители,чтобыоблегчитьадаптациюребенкавначальнуюшколу?Ихпозициядолжна быть активной:создавайтеположительноеэмоциональноеотношениекшколе,в которуюходитребенок,иподдерживайтевысокийстатусшколыиучителяприсемейномобщении;помогайте,еслиэтоцелесообразно,привыполнениисложныхдомашнихзадач,поддерживайтеуребенкауверенностьвсвоихсилах,высокуюсамооценку( «я сэтимуспешносправлюсь!»);предотвратитеперегрузке(физическомиинтеллектуальном),которое негативновлияетна состояниепсихическогоздоровья.Спланируйтесребенкомрациональныйрежим дня так,чтобывнемнашлосьместоидлительнымпрогулкам,испортивнымиподвижнымиграм,идомашнимзадачей,иискреннимразговорамопроблемахитрудностях;научитеребенкацелесообразноиспользоватьвнешкольноевремя,например,приучайтевовремяобедатьиотдыхатьпослеуроков.заданноедомойпопробуйтесделатьс ней в тот день, когда поэтомупредметубылурок вшколе.тогдалучшесрабатываетпамятьипониманиематериалаоказываетсяглубже.Выделите«тяжелые»дниичастьзадачвыполняйтезаранее;проявляйте,поддерживайтеиразвивайтеспособностиребенкак темвидамдеятельности,которымионавосхищается,и вкоторыхимеетопределенныеуспехи.помогайтеребенкуоткрытьвсебесильныестороны(навыки,черты),которыеценятся,принимаются,даютощущениевнутреннейравновесия,уваженияидоверияксебе.следуетпомнить,чтопривозникновениипервыхосложнений,нежеланиеидтившколуследуетпосоветоватьсяскласснымруководителемилипсихологом.Еслиже причинойдезадаптацииявляетсянарушениенервно-психическогоздоровьеребенка(повышеннаяутомляемость,робость,неуверенностьвсебе,тревожность,стойкиепереживанияпо поводуотношенийсодноклассниками),желательнополучитьпомощьвдетскойпсихиатраилипсихотерапевта.Чтобыизбежатьпроблемдезадаптациидетейшестилетнеговозрастаследуетучитыватьпедагогически-методическийаспекторганизацииучебно-воспитательногопроцесса.проблемаобученияшестилетнихпервоклассниковимеетмногоаспектныйкомплексныйхарактер.КакотмечалВ.С. Сухомлинский,чтобыребенокв самом делеуважаливоспринималучителя,последнийдолженвсемсердцемлюбитьее,чащеулыбаться,редковпадатьвмрачность,житьнастоящимжизньюиподдерживатьсвойавторитет.Педагогудолжнобытьприсущевселучшее,чтонравитсявчеловеке.Итак,готовностьребенкавшколусостоитизмногихкомпонентов.недостаточнаясформированность-тоизних неможетнеотразитьсянаееадаптациикшколе.Поэтому родителииливоспитателидолжныихразвиватьудетей,готовитьихвшколу.необходимоприучатьребенкакусидчивости,тренироватьвниманиетому,чтовшколеемупридетсясосредоточеноработатьнауроке.И взависимостиоттого, какребенокподготовленкшколе,и будет обежатьпроцессадаптацииеекшкольнойжизни.Глава 2. Практическое исследование особенностей психологической готовности к школе детей2.1. Методики для диагностики готовности к школе у детейВесь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине социально - психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению.Все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени социально - психологической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста.На этапе дошкольного образования важны: диагностика раннего развития; содействие развитиюпознавательной сферы, конструктивное отношение к личности ребенка, его нравственного развития;коррекция нарушений в развитии; психологическая подготовка к обучению в школе. Работа психолога должно осуществляться по следующим направлениям: работа с детьми, воспитателями и другимиспециалистами дошкольного учреждения, родителями [13].Методики, применяемые для диагностики готовности ребенка к школе:1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника по Т. Нежнова.Целью ее является выявление отношения ребенка к школе.2. «Выявление школьной готовности Керна - Йерасека». Цель этой методики – выявитьсформированность общих представлений как степень подготовленности к школе; выявитьуровень развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуальногоуровня, усидчивости.3. Методика «Графический диктант» (по Д. Эльконина). Целью этой методики является исследованиеориентирования в пространстве. С ее помощью определяется также умение внимательно слушатьи точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии. Подобныедиктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развиваетсямышление, внимание, умение слушать указания.4. Тест «Четвертый лишний» (по методике Д. Эльконина). Целью этой методики является выявлениеуровня развития логического мышления у ребенка.5. Методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга. С ее помощью можно определитьуровень сформированности учебной мотивации и доминирующего мотива учения.6. Тест «Сохранение количества» (Ж. Пиаже). С помощью этой методики можно выявитьуровень развития оборотных логических операций с образами объектов, изменяются одновременнопо нескольким наглядными признакам, например по величине и форме, высоте и ширине,количеством и величиной занимаемого пространства.Учитывая все сказанное и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе, мы подобрали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению [7, 8, 9, 10]. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.Описанная диагностическая программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа может быть использована при обследовании детей в детских садах и начальной школе (в частности, при записи будущих первоклассников в школу). Программа рассчитана на детей начиная с 5 лет 6 месяцев. Применять ее для более раннего возраста недопустимо.В следующем параграфе мы описываем результаты диагностик и сравниваем их между двумя исследуемыми группами.2.2. Результаты диагностики готовности к школеКак уже было отмечено, исходя из структуры педагогической подготовленности, наиболее целесообразной и комплексной мы считаем методику Н.И. Гуткиной.Нами исследовались различные компоненты готовности ребенка к школе:1. Мотивационная готовностьРис. 5. Результаты исследования мотивационной готовности по методике «Сказка» на констатирующем этапеАнализируя результаты по методике «Сказка», мы выявили, что у детей как контрольной, так и экспериментальной группы превалирует игровой мотив (около 70%), в то время как познавательные мотивы развиты в незначительной мере, что однозначно указывает на объективную неподгот овленность и безынициативность детей в познавательной детельности.Рис.6. Результаты исследования мотивационной готовности в беседе по выявлению внутренней позиции дошкольников на констатирующем этапеРассматривая результаты проведенной беседы мы выявили, что детям не особо импонирует позиция школьника, они не готовы занять позицию учащегося, сменяя привычную детсадовскую деятельность на исключительно учебную. Так, абсолютное большинство детей как в контрольной, так и в экспериментальной группе продемонстрировали низкий уровень.2. Диагностика произвольной сферыДля диагностики произвольной сферы были применены две методики - «Домик» и «Да и нет».Рис.7. Результаты исследования произвольной сферы на констатирующем этапеВ ходе исследования результаты показали, что высокий уровень ни в одной из групп не показан. Основная масса детей демонстрируем средний уровень (около 60%), а по методике «Да и нет» в контрольной группе этот показатель ниже (54%).3. Интеллектуальная сфераДля диагностики интеллектуальной сферы применяются методики «Сапожки» и «Последовательность событий».Рис.8. Результаты исследования интеллектуальной сферы на констатирующем этапе исследованияНами выявлен преимущественно средний уровень развития интеллектуальной сферы как у детей контрольной, так и экспериментальной группы.ЗаключениеПроанализировав проблему исследования готовности ребенка к школе, мы пришли к выводу, что готовность к школе - это совокупность морфофизиологических и психических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.Она обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степени сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти'памяти, мышления).В педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к школе» употребляют термин «школьная зрелость».Эти термины почти синонимы, хотя второй в большей степени отражает психофизиологический аспект созревания организма.Готовность к школе включает следующие компоненты: мотивационную, волевую, умственную, коммуникативную и языковую готовность.Показателями готовности ребенка к школьному обучению выступает комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о достижении в развитии ребенка.Эти показатели следует рассматривать как диагностическую основу учебной, развивающей и воспитательной деятельности учителей уже в первом классе.По итогам определения готовности ребенка к обучению в школе состоят карточки.Результаты готовности ребенка позволяют:- конкретно определить направленность обучения;- получить данные для осуществления индивидуального подхода к ребенку в учебно-воспитательном процессе;- скомплектовать специализированные и дифференцированные классы.На констатирующем этапе был выявлен низкий уровень подготовленности детей к школе у большинства дошкольников, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.Список использованной литературыАбобакирова, О. Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 891-893.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 672 с. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника [Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224с. Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) [Текст].- М.: Знание, 1983.—96 с.Бережковская, Е.Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст]// Вестн. РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. - 2013. - №18(119). - С. 108-117.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному образованию: учеб. пособие / Л.И. Божович. – M: Книга, 1972. – 123 c.Буршит, И. Е. Дорога в мир познания [Текст]: учеб.-метод. пособие по развитию психологической готовности к школе / И. Е. Буршит. – М. : Дрофа, 2010. – 247 с. Буршит, И. Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ [Текст] // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2011. - №1 (55). – С. 47–51.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Слово, 1994. – 76 c.Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 287 с. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Том 2 [Текст]/ Выготский Л. С. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 1095.Городецкая Е.Г., Пукач М.И., Циновская С.П., Чистякова О.В. Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу[Текст]. – М.: АСТ, 2011. – 111 с.Грицанов, А.А. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. [Текст] - Минск: Книжный Дом. 2003. — 1280 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога).Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 4. – С. 37–42.Киселева, Л. К школе готов! / Л. Киселева // Дошкольное образование. – 2015. - № 7-8. – С. 20-21.Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 190 с. Комарова Т. С., Воспитание и обучение в подготовительной к школе группы. Методически рекомендации рекомендации по всем разделам работы с детьми подготовительной к школе группы [Текст]. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2006 г., 224 с.Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание [Текст]/ Е.А.Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 131 с.Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез. 2013. - 226 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. Образования. ‒ 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе [Текст] // Преемственность в процессе обучения в школе: Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Т. 372. – Л.: ЛГПИ, 1969.Макарян, И.П. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / И.П. Макарян // Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - С. 14-24.Мир детства. Дошкольник / под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1979. – 416 с. 14. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.Осокина, Н.Н. Социально-педагогический аспект формирования системы родительского просвещения в России и за рубежом [Текст] / Н.Н. Осокина // Социальные отношения. – 2011. – № 2 (3). – С. 25–32.Павлова Е.Ю. Подготовка детей к школе: совместная работа педагогов и родителей / Е.Ю. Павлова. - Дошкольная педагогика. – 2013. - № 1. – С. 53-61.Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка : взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / И.О. Пастухова. – М. : Сфера, 2009. – 48 с.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. // М.: Академия, 2011. - 544 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htmlПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»/ Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432Сухова, Е.И. Педагогическая этика: словарь-справочник. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений [Текст] /Е.И. Сухова,Н.Ю. Зубенко. – М: Экон-информ, 2012. – 309 с.Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия. - 2012. - 368 с.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М., 1991. – 288 с. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 304 с.Черепаня Н. І. «Організаційно-педагогічні умови підготовки дітей до школи» : автореф. дис.… канд. пед. наук : спец. 13.00.08 – дошкільна педагогіка. – Одеса, 2006. – 20 с.Шаехова, Р. К. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС [Текст] / Р. К. Шаехова, Г. А. Галеева // Упр. дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 9. — С. 28-34Эльконин Д.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: АльмаМатер, 2005. – 256 с.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.Alexander, K. L., & Entwisle, D. R. (1998). Facilitating the transition to firstgrade:The nature of transition and research on factors. Elementary SchoolJournal, 98(4), 351-364 Einarsdottir, J. (2010). Children’s experience of the first year of primary school.European Early Childhood Education Research Journal, 18(2), 163-180.
1. Абобакирова, О. Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 891-893.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
3. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника [Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224с.
4. Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) [Текст].- М.: Знание, 1983.—96 с.
5. Бережковская, Е.Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст]// Вестн. РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. - 2013. - №18(119). - С. 108-117.
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному образованию: учеб. пособие / Л.И. Божович. – M: Книга, 1972. – 123 c.
7. Буршит, И. Е. Дорога в мир познания [Текст]: учеб.-метод. пособие по развитию психологической готовности к школе / И. Е. Буршит. – М. : Дрофа, 2010. – 247 с.
8. Буршит, И. Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ [Текст] // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2011. - №1 (55). – С. 47–51.
9. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Слово, 1994. – 76 c.
10. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 287 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Том 2 [Текст]/ Выготский Л. С. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 1095.
12. Городецкая Е.Г., Пукач М.И., Циновская С.П., Чистякова О.В. Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу[Текст]. – М.: АСТ, 2011. – 111 с.
13. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. [Текст] - Минск: Книжный Дом. 2003. — 1280 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога).
15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.
16. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 4. – С. 37–42.
17. Киселева, Л. К школе готов! / Л. Киселева // Дошкольное образование. – 2015. - № 7-8. – С. 20-21.
18. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 190 с.
19. Комарова Т. С., Воспитание и обучение в подготовительной к школе группы. Методически рекомендации рекомендации по всем разделам работы с детьми подготовительной к школе группы [Текст]. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2006 г., 224 с.
20. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание [Текст]/ Е.А.Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 131 с.
21. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез. 2013. - 226 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. Образования. ‒ 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
23. Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе [Текст] // Преемственность в процессе обучения в школе: Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Т. 372. – Л.: ЛГПИ, 1969.
24. Макарян, И.П. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / И.П. Макарян // Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - С. 14-24.
25. Мир детства. Дошкольник / под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1979. – 416 с. 14. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
26. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.
27. Осокина, Н.Н. Социально-педагогический аспект формирования системы родительского просвещения в России и за рубежом [Текст] / Н.Н. Осокина // Социальные отношения. – 2011. – № 2 (3). – С. 25–32.
28. Павлова Е.Ю. Подготовка детей к школе: совместная работа педагогов и родителей / Е.Ю. Павлова. - Дошкольная педагогика. – 2013. - № 1. – С. 53-61.
29. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка : взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / И.О. Пастухова. – М. : Сфера, 2009. – 48 с.
30. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. // М.: Академия, 2011. - 544 с.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»/ Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432
33. Сухова, Е.И. Педагогическая этика: словарь-справочник. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений [Текст] /Е.И. Сухова,Н.Ю. Зубенко. – М: Экон-информ, 2012. – 309 с.
34. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия. - 2012. - 368 с.
35. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М., 1991. – 288 с.
36. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 304 с.
37. Черепаня Н. І. «Організаційно-педагогічні умови підготовки дітей до школи» : автореф. дис.… канд. пед. наук : спец. 13.00.08 – дошкільна педагогіка. – Одеса, 2006. – 20 с.
38. Шаехова, Р. К. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС [Текст] / Р. К. Шаехова, Г. А. Галеева // Упр. дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 9. — С. 28-34
39. Эльконин Д.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: АльмаМатер, 2005. – 256 с.
40. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.
41. Alexander, K. L., & Entwisle, D. R. (1998). Facilitating the transition to firstgrade:The nature of transition and research on factors. Elementary SchoolJournal, 98(4), 351-364
42. Einarsdottir, J. (2010). Children’s experience of the first year of primary school.European Early Childh
Вопрос-ответ:
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность ребенка к школе - это комплекс психологических, физиологических и социально-педагогических подготовительных процессов, которые необходимы для успешного адаптирования к школьной среде и обучению.
Какие основные понятия связаны с проблемой готовности ребенка к школе?
Основные понятия, связанные с проблемой готовности ребенка к школе, - это зрелость, активность, самостоятельность, самооценка, мотивация и коммуникативные навыки.
Какие компоненты включает в себя психологическая готовность ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя такие компоненты, как эмоциональная устойчивость, психическая и физическая готовность, познавательные способности и навыки, социально-коммуникативные навыки.
Какие проблемы могут возникать у детей в связи с неготовностью к школе?
У детей, которые не готовы к школе, могут возникать проблемы в адаптации к новой среде, сложности в обучении и социальной адаптации, а также различные психологические проблемы, связанные с низкой самооценкой и недостаточной мотивацией.
Какие пути преодоления проблем неготовности детей к школе существуют?
Преодоление проблем неготовности детей к школе возможно через организацию специальных программ и занятий, позволяющих развивать необходимые навыки и умения, а также путем содействия родителей и педагогов в формировании у детей положительной мотивации и самооценки.
Какие основные понятия связаны с проблемой готовности ребенка к школе?
С основными понятиями, связанными с проблемой готовности ребенка к школе, можно связать такие термины, как "готовность", "школьное обучение", "психологическая готовность", "структурные компоненты готовности", "неготовность", "пути преодоления неготовности".
Какие структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе могут быть выделены?
В психолого-педагогической литературе выделяют такие структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе, как познавательная готовность, коммуникативная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.
Какие проблемы неготовности детей к школе могут возникнуть и какие пути их преодоления существуют?
Проблемы неготовности детей к школе могут быть связаны с психологическими, педагогическими или социальными факторами. Для преодоления этих проблем, существуют различные пути, такие как развитие познавательных навыков, социализация ребенка, коррекция эмоциональной сферы, адаптация к новым условиям и мотивация к учебной деятельности.
Как можно охарактеризовать сущность готовности ребенка к школьному обучению?
Готовность ребенка к школьному обучению – это многогранный феномен, который включает в себя познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые и мотивационные аспекты. Готовность ребенка к школе означает его способность адаптироваться к новым требованиям и условиям обучения, быть уверенным, самостоятельным и заинтересованным в учебной деятельности.
Какие особенности психологической готовности к школе могут быть выявлены в практическом исследовании?
В практическом исследовании особенностей психологической готовности к школе могут быть выявлены различные аспекты, такие как уровень развития познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной стабильности и волевых качеств у детей. Также могут быть определены специфические проблемы, с которыми дети сталкиваются в процессе готовности к школе.